• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

экранолеты Бартини - Перезагрузка

Автор qxev, 04.06.2012 00:30:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Lamort

Цитировать
Цитировать
Цитироватькороче, проблема "личный летающий транспорт" решается только в КОМПЛЕКСЕ:
Короче о Бартини и экранолётах забыто. Стрелки быстро перевелись на личный летающий транспорт, типа личный летающий автомобиль?
старый, ты явно пережил свой мозг...

личный экранолет-СВП это ЛУЧШИЙ из всех возможных - вариант "личного летающего автомобиля"

машина, которую крайне трудно разбить на посадке...

это ИДЕАЛЬНЫЙ "личный летающий транспорт"
Знаете, вот у меня при выезде из гаража до соседней стенки гаражей метров 10-11, на даче до соседнего забора примерно 6 метров.
 Каким образом я буду там летать, не подскажете? ;)
La mort toujours avec toi.

Старый

ЦитироватьОднако, все почему-то перемещаются, по дорогам, это тоже "заговор"? ;)
Само собой! Знаете сколько стОит строительство дорог? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

qxev

Цитироватьqxev, как вы думаете, сложно ли сделать наземное средство передвижения, которому не нужна будет дорога? ;)


а ты попробуй, создать такое средство (причем - весь спектр .. от легковушек до грузовозов... плюс инфраструктура обслуживания.. плюс система обучения, на этот тип транспорта... )

когда подобьешь СУММАРНЫЕ затраты - в мозгу может что-нибудь забрезжить (а может, и НЕ забрезжить... я не удивлюсь)

qxev

Цитировать
Цитироватьличный экранолет-СВП это ЛУЧШИЙ из всех возможных - вариант "личного летающего автомобиля"

машина, которую крайне трудно разбить на посадке...

это ИДЕАЛЬНЫЙ "личный летающий транспорт"
Знаете, вот у меня при выезде из гаража до соседней стенки гаражей метров 10-11, на даче до соседнего забора примерно 6 метров.
 Каким образом я буду там летать, не подскажете? ;)

знаешь, ты один такой тупой на белом свете...

В штатах и Европе уже давно разрабатывают схему "карманных аэропортов для малой авиации НОВОГО поколения"...

а вы все уписиваетесь над этой идеей... а потом будете укакиваться от восхищения высотой западных достижений.. (как обычно)



ЦитироватьНАСА Green Challenge проект "новой авиации"

 конкурс с наградой  1,6 млн. долл. США в области  разработки  дизайна
"недорогой, тихий, короткого взлета личных самолетов"

,конкурс курирует  НАСА партнер CAFE (Сравнительная эффективность полета самолетов), которая предусматривает алгоритм пригородных авиатехники (SAVS) взлет и посадку в малой окрестности "карманных аэропортов."

тип самолетов - от 2 до 4-х пассажирских SAVS,

Green Challenge, пояснил он, это только первый шаг в плане NASA по разработке новой авиационной инфраструктуры, в которой малошумные  летательные аппараты нового типа будет доставлять людей и товаров на основе алгоритма "от двери - до двери" , в рамках общины

Для того чтобы претендовать на приз, самолеты должны расходовать 200 миль на галлон (1,18 л/100 км), скорость по меньшей мере 100 миль / ч (161 км в час), уровень шума не более 78 дБ от 250 футов (76 метров) на расстоянии,  и иметь разбег , с подъемом  над  50-футовый препятствием, менее 2000 футов (или 15-метровым препятствием на 610 метров).

Безопасность также будет одним из главных факторов.

размеры  "карманного аэропорта" с одной ВПП -   не больше, чем два акра (0,8 га) , размещение -  в озелененных зонах пригородов

такой аэропорт будет способен обеспечить   120 операций в час, а ряды SAVS / воздушные такси будет ждать своей очереди на взлет, который идет каждые 30 секунд.

 CAFE разрабатывает и "карманный аэропорт" на три ВПП расположенных в виде треугольника - площадью  4 акра (1,6 га),   на 260 операций в час, плюс 8-акра (3,2 га), версия с двумя конечными до конца взлетно-посадочной полосы (с большим пространством между ними), и 12 акров (4,8 га) версия с двумя наборами из конца в конец взлетно-посадочной полосы и стоянки на 320 наземных транспортных средств.

расположение Аэропортов в жилой зоне потребует особой конструкции самолетов SAVS - чтобы быть в состоянии выполнять очень крутой взлет

 в связи с чем, в рамках проекта "Green Challenge Полет"  назначается очередной конкурс с наградой 2 млн. долл. США в 2013 году, и $ 2,35 млн., в 2015 году   - для активизации разработок  максимально  бесшумных и обладающих способностью к совершению ультра-коротких взлетов-посадок, самолетов нового типа
.

http://www.gizmag.com/pocket-airports-would-link-neighborhoods-by-air/17296/



опять - ничего не напоминает?

qxev

логистика "москитной авиации" нового поколения проистекает из тупика, в который зашла современная авиация


ЦитироватьВозможно, что инициатива, разрабатываемая специалистами NASA и ряда частных компаний, позволит отказаться в обозримом будущем от огромных аэропортов и аэробусов, перевозящих несколько сотен пассажиров за один рейс.

Современный пассажирский лайнер в чём-то схож с обычным городским автобусом: в соответствии с расписанием (если получится) прибыл на остановку в пункт «А», взял на борт сотню пассажиров, доставил в пункт «Б», вывалил и уехал.

После чего большая часть пассажиров ещё полчаса торчит на остановке в пункте «Б» в ожидании следующего вместительного монстра, который доставит их в пункт «В».

Неудивительно, что, как подсчитали американские статистики, средний гражданин США, пользующийся услугами тамошних авиалиний, передвигается по стране со скоростью... не более 88 миль в час.

Фактически, большую часть времени, затрачиваемую на путешествие из пункта «А» в пункт «В», путешественник проводит в шикарных накопителях и барах крупных аэропортов в ожидании очередного стыковочного рейса.

В итоге заурядная поездка к тёще на блины превращается в многочасовую пытку, тщательно сдобренную нервотрёпкой с потерянным багажом, опоздавшими самолётами и прочими радостями жизни.

ЦитироватьДля решения этих проблем NASA, Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA), Университет Эмбри-Риддл (Embry-Riddle University) и ещё без малого шесть десятков компаний, университетов и государственных организаций, имеющих отношение к авиационной промышленности, приступили к реализации программы SATS — Small Aircraft Transportation System (транспортная система на основе малой авиации).

Созданная вокруг этого проекта организация Southeast SATSLab Consortium должна в течение двадцати лет разработать весь комплекс технических и организационных решений, которые «революционизируют» всю американскую систему гражданской авиации.
http://www.membrana.ru/particle/1671

одна из наиболее перспективных моделей - на роль "москитного перевозчика"

беспилотник короткого взлета-посадки
конфигурация - ромб (предусмотрена возможность увеличения несущей площади крыла, за счет установки дополнительных поверхностей)



http://www.youtube.com/watch?v=PAjYt3pdzSg&feature=player_embedded

qxev

По данным Берлинского технического университета , совместно с партнером Университета Штутгарта по проекту "STEMME s15 приземлился точно и безопасно в 5: 44 часов по местному времени." Полет свершившееся 22 марта 2012 года.

Использующая  контроллер полета  и лазерный высотомер, система обеспечивает опцию  "упрощения  пилотирования"  обеспечивает высокую степень гибкости, позволяя посадить самолет в любом аэропорту


ЦитироватьГерманский  производитель motorglider Stemme продемонстрировал работу автоматической  системы управления полетом, который находится в стадии разработки для оснащенных комплексом бортовых датчиков будущих версий своих воздушных судов.

Система Lapaz в конечном итоге будет в состоянии взять под контроль процесс полета от взлета до посадки

22 марта моторный планер  STEMME S15 приземлился под управлением этой системы прямо на осевой линии взлетно-посадочной полосы Neuhardenburg, недалеко от Берлина.

 « система помощи пилоту", установленна на Stemme относится к версии, предназначен для полетов с экипажем на борту.

Расширенная версия будет установлена в беспилотных летательных версиях автматического воздушного судна.

Кроме того, комплекс  имеет "подсистему компенсации порывов ветра", .

22 марта летные испытания показали гибкость системы Lapaz, а также ее точность.

После обычного взлета с руководителем проекта и летчиком-испытателем Лотар Dalldorff на контроле, Lapaz полностью взял управление  на себя и и выполнил посадку на осевую линию ВПП.

Во время захода на посадку, ветер изменился, и система также изменила  направление - на посадку с противоположного конца взлетно-посадочной полосы.

затем, выдерживая установленный угол  снижения -пять градусов, система   автоматически  выпустила воздушные тормоза и завершила посадку в штатном режиме.
http://blog.cafefoundation.org/

qxev



5 мая 2011 - Айк аэроспейс анонсировала проект бизнес-джета нового поколения  в рамках участия в конкурсе "  Green Flight Challenge" ( третья волна авиации) с фондом  $ 1,65 млн  от NASA

схема самолета - смешанное (составное) крыло и несущий корпус (Бартини ДЛК + Брунелли)

в дальнейшем предполагается интегрировать  двигатели  внутрь крыла

http://www.eaa.org/news/2011/2011-05-05_seraph.asp
Цитировать



Посадочная  скорость: 65 км / ч
Максимальная 320 км / ч
  Макс. взлетная масса: 600 кг
Пустой вес: 250 кг
Двигатель: Rotax 912 S
Расход топлива: 15 л / ч
 Цена:78800 EURO
25 апр 2006 ... необычная конфигурация Bateleur приносит целый ряд преимуществ по сравнению с обычной высокоплан или низкоплан крылатый летательный аппарат . ...

посадочная скорость = 65 км\ч..
в конфигурации РЭКС посадочная скорость будет еще ниже



а это уже само по себе - означает существенное повышение безопасности

qxev

вот только я сильно сомневаюсь, что расейские власти будут выделять миллионы развитие "лекомоторной авиации третьей волны" а тем более - на системы автоматической посадки  и пригородные мини-аэропорты...

Поэтому российскую "третью волну" придется затачивать для базирования на водные станции (катеров и яхт)

с учетом общих тенденций распространения дорогих водномоторных игрушек


ЦитироватьНаиболее популярны на сегодняшний день американские яхты «Хантер» длиной 9 м ($40 тыс.) и французские «Жано» длиной от 6 до 16 м ($20 тыс. — $110 тыс.). Из моторных катеров наиболее востребованы суда иностранного производства с корпусом из стеклопластика. Самый дорогой крейсерский катер, находящийся сейчас в России, оценивается в $6 млн. Суда попроще — длиной 14 м с двумя двигателями по 300 л.с. стоят от $300 тыс. Еще более доступный вариант — 7-метровой длины с 200-сильным движком обойдется в $50 тыс. В то же время существует еще и довольно широкий рынок подержанных катеров и яхт не только импортного, но и отечественного производства, на котором цены значительно ниже названных.

Что еще принципиально важно, практически все водные клубы предоставляют в аренду яхты класса «микро», а также небольшие катера и катамараны — причем как со шкипером, так и без. Стоит услуга $30–$50 за час. В яхт-клубах также обучают управлению судном. Продолжительность курса — от одного до четырех месяцев, стоимость обучения составляет $200–$400. Можно обучаться и индивидуально с инструктором за $10 в час.

Прежние и новые клубы

В московском регионе, по подсчетам экспертов, сегодня насчитывается примерно 1,5 тыс. катеров и яхт различного уровня и класса. Они размещаются главным образом в многочисленных подмосковных яхт-клубах, многие из которых предоставляют не только стоянку, но и обслуживание. Большинство этих баз сосредоточено на водохранилищах Канала имени Москвы. В их акваториях расположено около трех десятков яхтенных клубов, появившихся еще в советские времена, и почти столько же недавно построенных пирсов. Наибольшее число яхт-клубов сосредоточено на ближайших к Москве Химкинском, Клязьменском и Пироговском водохранилищах. Основной же акваторией парусной жизни Подмосковья по-прежнему остается Клязьма, где находятся более двадцати яхт-клубов, очень сильно отличающихся друг от друга и по ценам, и, соответственно, по уровню обслуживания.

К старым, но капитально перестроенным, а потому модным клубам, ведущим свою историю с советских времен, относятся такие, как «Нептун», «Аврора», «Водник», ЦСКА ВМФ, «Труд» и «Клязьма». В конце 90-х годов появился еще целый ряд клубов VIP-уровня: «Патриот», «Авангард», «Фарватер», «Парус», «Адмирал», клуб пансионата «Клязьминское водохранилище», «Ореховая бухта» и «Дубрава» на Пироговке.

Весьма престижными маринами среди яхтсменов также считаются «Галс», «Спартак», «Буревестник», «Пирогово». К эконом-классу относятся «МГУ», «Маяк», «Химмаш», «Неопик», «Химик», «Вымпел», «Чайка» и несколько других, стоянки которых являются одними из самых недорогих в столице и области. Наиболее крупными из перечисленных считаются «Буревестник», «Адмирал», «Аврора», ЦСКА ВМФ и «Клязьма». Новые яхт-клубы сейчас открываются все реже, и то в основном при коттеджных поселках. Так, сейчас идет строительство подобных объектов при элитных комплексах «Город яхт» на Химкинском водохранилище, «Паллада-Сити» и «Яхт-клуб» на Клязьме.

Однако возможности ближайших подмосковных водохранилищ Канала им. Москвы, как отмечают специалисты, практически исчерпаны. Их водной площади уже явно недостаточно для полноценного яхтинга, что заставляет его поклонников постепенно перемещаться все дальше от Москвы.

что мы видим?

Цитировать. Суда попроще — длиной 14 м с двумя двигателями по 300 л.с. стоят от $300 тыс. Еще более доступный вариант — 7-метровой длины с 200-сильным движком обойдется в $50 тыс.
ценовая ниша - не просто, соответствует машине РЭКС,  а этот аппарат ДЕШЕВЛЕ плавающих аналогов ( сравнивая мощность СУ)

ЦитироватьВ московском регионе, по подсчетам экспертов, сегодня насчитывается примерно 1,5 тыс. катеров и яхт различного уровня и класса
http://www.btnrussia.ru/dosug/10.htm

полторы тысячи потенциальных покупателей ТОЛЬКО в московском регионе...

Настрел

Это тот же шизик, с которым случился припадок откровения, когда он увидел кольцевое крыло?

qxev

ЦитироватьЭто тот же шизик, с которым случился припадок откровения, когда он увидел кольцевое крыло?

мда? а вы уверены, что сами не являетесь шизиками? (массово пораженными куриной слепотой)

кольцевое крыло - частный случай схемы "замкнутое крыло"... а отрицать  достоинства КЗК - могут только шизики (или просто - безграмотные остолопы)


ЦитироватьПроект этого самолёта был разработан студентами в рамках конкурса 2002 года «Ikelos», проводимого НАСА. Основной особенностью этого самолёта является очень короткий взлёт и посадка. Кроме того низкий расход топлива даёт возможность получить большую дальность полёта и длительное время барражирования. Кроме того самолёт имеет довольно мощное вооружение.
..в передней части фюзеляже спроектировано место для установки 12.7 мм, 8.58 мм, 7.62 мм, или 5.56 мм пулемётов. Так же в нём можно установить 40-миллиметровую установку для стрельбы гранатами. В огневой точке по середине фюзеляжа можно устанавливать оружие посерьезней - или 30 мм пушку M230, или 20 мм пушку M197 Вулкан. На крыльях у самолёта предусмотрено два места для крепления ракет и бомб.
..

http://topwar.ru/1843-lyogkij-shturmovik-arbalest.html

 Свои исключительные лётные характеристики этот самолёт получил благодаря оригинальному крылу-коробке. Кроме того инновационным является применение в этом самолёте крыльев узкого сечения.


ТТХ:

Экипаж: 2 человека
Длина крыла: 9.5 м
Размах крыла:11.5 м
Площадь крыла: 28 м2
Взлётный вес: 1200 кг
Силовая установка: Турбовинтовой мотор (PT6A-68A или подобный)
Максимальная скорость: 380 км/час
Крейсерская скорость: 280 км/час
Дальность полёта: 700 км.
Потолок практический: 15 000 м
Расстояние взлёта и посадки: меньше 50 м

qxev

Idintos

Проект будет ориентирован на создание из прототипа в легкого самолета летающей лодки из инновационных,  " PrandtlPlane "в целях изучения и оперативных исследований, с учетом последующей индустриализации и производство сверхлегкого самолета в Тоскане, в целях создать условия для появления центра легкой авиации в Тоскане, основанная на научной экспертизы в области авиации будущего поколения.
Аэродинамическая конфигурация прототипа на основе этого проекта, названного PrandtlPlane, позволяет меньше сопротивления"индуцированных" среди всех вспомогательных систем и, следовательно, снижает расход топлива , шум и загрязнение , а также возможность использования различных типов двигателей, также особенно в области самолетов авиации общего назначения и СЛА, позволяет значительно увеличить безопасность полетов и, следовательно, стимулом для развития авиации. Эта конфигурация может быть применен и к воздушным судам всех размеров и, в частности, для легкой авиации. Сверхлегкие самолеты, два места, с максимальной взлетной массой около 500 кг, которые быстро растущем рынке и могут быть произведены без значительных первоначальных инвестиций, необходимым условием является, а не на основе строгих научных инноваций. Прекрасная возможность, которая представляет себя на мировом рынке является то, что самолетов гидросамолеты для высокоэффективных , действующих на оба способа базирования ( земля и вода)
http://www.idintos.eu/?page_id=285
[/quote]

qxev


вот наиболее четко выраженная конфигурация ДЛК Бартини
.. а теперь – «досторим» систему несущих поверхностей, соответственно задумкам самого Бартини
ЦитироватьВозьмем работы Бартини по совершенствованию крыла. Здесь было несколько революций.

Аэродинамики знают, что концевая часть крыла дает большее сопротивление, чем средняя часть. Бартини выдвинул идею о том, что крыло не должно иметь концевой части. Естественно, что это предложение могло вызвать только смех. Но Бартини начал заворачивать крыло вверх и делал прорисовки самолетов с огромным крылом, кольцом замыкающимся над самолетом. Технологии тридцатых годов не позволяли реализовать этот замысел.
http://www.metodolog.ru/00352/00352.html
получается

то есть  - вариант РЭКС








а вот конфигурация перспективного самолета от НАСА - в которой ОБЪЕДИНЕНЫ "замкнутое крыло" и "несущий корпус"


http://www.cs.odu.edu/~mln/ltrs-pdfs/NASA-98-tm207644.pdf
получается - экраноЛет с крылом "замкнутого контура"...

а вот это - крайний вариант конфигурации РЭКС  



так что - или в НАСА тоже сидят шизики...

или настоящие ШИЗИКИ - это как раз ВЫ

(других вариантов в природе просто НЕ существует..)

qxev

европейские разработки «семейного самолета».. летающий аналог автомобиля – по уровню повседневной  доступности... логистика – упоминавшиеся выше «карманные аэродромы» в непросредственной бизости от городов и населенных пунктов


http://www.onera.fr/coupdezoom/50-pplane-avionlib-avion-personnel-automatique.php

то же самое - отечественного разлива


С точки зрения обеспечения условий базирования средства гидроавиатранспорта имеют очевидные преимущества по сравнению с самолетами сухопутного базирования. Если количество сухопутных аэродромов, пригодных для базирования различных типов сухопутных самолетов в России катастрофически уменьшается и составляет около 700, то количество внутренних водоемов, пригодных для взлетов и посадок средств гидроавиатранспорта, и стоимость эксплуатации которых в 5-10 раз дешевле сухопутных, - исчисляется десятками тысяч.
 
Создание Федеральной Службы Гидроавиации России и образование первой гидроавиационной коммерческой структуры под наименованием «Гидраэр-Столичная стрела» для учреждения гидроавиационного маршрута, который свяжет Москву и Санкт-Петербург с использованием самолета-амфибии Динго с шасси на воздушной подушке - является альтернативой печальным изысканиям по созданию московского аэротакси.
http://www.arms-expo.ru/055057052124050054055049051.html

Новость: Россияне увидят транспорт будущего
ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» совместно с  НПП «ОАО «Радар-ммс» приступило к разработке российских экранопланов нового поколения. Эти уникальные транспортные средства, сочетающие в себе положительные качества кораблей и летательных аппаратов, по своим техническим данным и аэрогидродинамическим возможностям  не имеют аналогов в мире.


http://www.iarex.ru/gallery/photo901.html#photo
-----------------------------
ничего не напоминает Чайка-2?  РЭКС, например?

(но в отличие от Чайки - РЭКС реально может быть построен за 50К и 6 месяцев времени)

qxev

http://www.aviavisota.ru/forum/showthread.php?t=4149


алкор ШВП
СШВП «Алкор»  $90К


в 1967 году фирмой Белл совместно с лабораторией ВВС была разработана конструкция ШВП с баллонным ограждением и струйно-щелеввм управлением
надувное ограждение ШВП было выполнено из двумерно растяжимого эластомера
на выпуклом днище фюзеляжа прикреплялась мембрана в форме вытянутого в направлении полета кольца..
При  подаче под мембрану сжатого воздуха она растягивалась и приобретала тороидальную форму, а воздух выходил из системы отверстий расположенных на внутренней поверхности мембраны, образуя внутри «бублика» область повышенного дваления..

Когда после взлета машины, подача воздуха прекращалась, мембрана под действием  внутренних сил натяжения за несколько секунд сдувалась и плотно обтягивала поверхность днища самолета

Такое шасси было установлено на легкую амфибию
Летные испытания подтвердили работоспособность такого шасси при полетах с различного вида поверхностей включая: снег, траву, песок, болото, воду, вспаханное поле с препятствиями в виде канав и пней.
Отмечалась хорощая управляемость самолета при рулении
Самолет взлетал и приземлялся при боковом ветре со коростью до 12 м\с при углах рыскания более 25 градусов, имея собственную посадочную скорость 90км\ч.

Для того, чтобы выяснить, как подушка ведет себя при повреждении, в стык бетонных плит воткнули штык от «Калашникова», лезвием вверх..
Площадь пробоины составила около 0,56 кв м.. при этом самолет сохранил заданное направление и совершил нормальный взлет и посадку.
Для устранения быстрого износа нижней поверхности ограждения – были разработаны специальные тормозные камеры со сменным протектором..
В те же годы, лаборатория В Лэнгли, совместно с НАСА были произведены испытания такого ШВП, на самолетах С-118 и С-8 Буффало..
Испытания показали, что воздушная подушка служит отличным амортизатором при посадке и может допускать необычайно грубые посадки, аварийные для самолетов с обычным шасси..
Результатй всех этих работ были проанализированы в конце 70-х годов и использованы  в проекте большой многоцелевой амфибии...


tetraoksiddiazot

ЦитироватьОвальное крыло допускает угол атаки крыла до 50°, в то время как его ближайшие конкуренты достигают максимум 20–22°.
http://www.popmech.ru/article/6825-okoltsovannyiy-samolet/
ого, 50 градусов  :shock:
а фишки нет что ли?

Lamort

Интересно было бы скрестить сторонника этой идеи семейного экранолёта со сторонником дирижаблей, - решение проблемы аэродрома и низкой посадочной скорости у дирижабля налицо, он может "приземляться" везде, где только поместится сам. ;) :lol:
La mort toujours avec toi.

tetraoksiddiazot

Цитироватьидеи семейного экранолёта
я где-то читал что экранопланы (не семейные), если они здоровые только, расходуют в 2 раза меньше топлива на килограмм на километр чем самолёты типа боинга 747.
экранопланы же вроде как и планировалось эксплуатировать на трансокеанических маршрутах.

Lamort

Цитировать
Цитироватьидеи семейного экранолёта
я где-то читал что экранопланы (не семейные), если они здоровые только, расходуют в 2 раза меньше топлива на килограмм на километр чем самолёты типа боинга 747.
экранопланы же вроде как и планировалось эксплуатировать на трансокеанических маршрутах.
Эту идею губит то, что такие экранолёты прибывают в порт. Это качественно неудобнее обычной авиации, а по экономичности они уступают обычным судам.
La mort toujours avec toi.

tetraoksiddiazot

Цитироватьприбывают в порт. Это качественно неудобнее обычной авиации, а по экономичности они уступают обычным судам.
а почему вы думаете что от экраноплана даже ну хотя бы полупроцентной выгоды не будет? по сравнению с авиацией.