• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Брабонт

Там скорее продукты экзогенного разложения на катализаторе.
Твёрдо стою на пути исправления

Штуцер

Цитата: Брабонт от 22.07.2025 21:21:15Там скорее продукты экзогенного разложения на катализаторе.
Таковых нет на пилотируемых.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Брабонт

Спасибо. А что насчёт неполного сгорания двухкомпонентных систем?
Твёрдо стою на пути исправления

Штуцер

Цитата: Брабонт от 22.07.2025 21:26:38. А что насчёт неполного сгорания двухкомпонентных систем?
Что значит "неполное сгорание" ? ))
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 22.07.2025 21:03:43
Цитата: Старый от 22.07.2025 10:32:50ощущается запах продуктов сгорания ракетного топлива
Продукты сгорания, КРТ безопасны и безвредны. Если это продукты сгорания.
Там же разные капли и продукты неполного сгорания. Как показал эксперимент "Кромка". 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 22.07.2025 22:18:19Там же разные капли и продукты неполного сгорания.
А откуда продукты неполного сгорания?  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Брабонт

Не претендую, ибо ни разу не двигателист.
Твёрдо стою на пути исправления

Старый

Цитата: Штуцер от 22.07.2025 22:19:56
Цитата: Старый от 22.07.2025 22:18:19Там же разные капли и продукты неполного сгорания.
А откуда продукты неполного сгорания?  :)
Не знаю. Может опережающая подача и выключение одного из компонентов, может пристеночная завеса, может ещё чего.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей


На орбите
Как работает космическое питание — и почему паста в тюбике уже не в моде
22 июля 2025 года, 17:20
IAuthor avatarАнастасия Велькина
Нет, космонавты больше не едят борщ из «тюбика». Сегодня на орбите у них полноценное меню с завтраком, обедом, ужином, десертами, свежими овощами и даже икрой. За прошедшие десятилетия космическое питание сильно изменилось: вместо алюминиевых туб появились консервы, сублимированные блюда и вакуумные пакеты, а есть теперь можно обычными ложками, вилками и ножами. Как все начиналось и как эволюционировал рацион космонавтов — разобрался Pro Космос.
Содержание
1Космическая еда: как все начиналось2Как выглядит еда на МКС сегодня3Зачем космонавтам разнообразное меню4Почему тубы ушли в прошлое5Космическая еда будущего6Интересные факты о космической еде7Заключение
Пища в космосе — это не только выживание и калории, но и важнейший психологический фактор: современный рацион на МКС продуман так, чтобы обеспечивать космонавтам комфорт и ощущение нормальной жизни. В условиях многомесячной изоляции привычная вкусная еда становится для экипажа своего рода «якорем нормальности», снижающим стресс и поднимающим моральный дух.
Космическая еда: как все начиналось
В первые годы космической эры питание было строго регламентированным и почти спартанским. Ученые не были уверены, сможет ли человек вообще жевать и глотать в невесомости. Поэтому форма и консистенция пищи были выбраны из соображений практичности, а не вкуса или моды.
Первым космонавтам доставались пюреобразные блюда в алюминиевых тубах и лишь небольшое количество твердых продуктов. Так, Юрий Гагарин во время исторического полета 1961 года успел попробовать две тубы: питательное мясное пюре (смесь говядины и печени) и шоколадный соус на десерт.

Космонавт в начале 1960-х принимает пищу из металлической тубы. В первые полёты всю еду фасовали в тубы, опасаясь разлета крошек и проверяя саму возможность глотания в невесомости.
В те годы космическая еда фактически представляла собой адаптированный армейский паек, упакованный под новые требования невесомости. Помимо туб с пюреобразной пищей, космонавтам выдавали и плотные продукты, спрессованные в компактную форму – например, хлеб и колбасу в виде небольших кусочков «на один укус», упакованных в герметичные пленки.
Рацион первых космонавтов включал весьма ограниченный набор блюд. На кораблях «Восток» он состоял из нескольких простых позиций:
  • мясное и овощное пюре (в тюбиках);
  • хлебные шарики вместо обычного хлеба (чтобы избежать крошек);
  • витаминизированный мармелад или шоколадные драже;
  • вода в специальной фляге с мундштуком (чтобы можно было пить по капле в невесомости).
Все продукты были заранее стерилизованы для длительного хранения при комнатной температуре и тщательно упакованы.

Почему выбрали тубы? Это диктовалось суровой необходимостью. Никто не знал, как поведут себя крошки или капли жидкости в кабине. Они могли попасть в глаза, дыхательное горло космонавта, или повредить работу электрического оборудования. Алюминиевые тубы вместимостью ~160 г идеально решали эти проблемы: внутренняя поверхность покрывалась пищевым лаком, чтобы металл не портил вкус и не реагировал с содержимым, пюре выдавливалось прямо в рот – никакой посуды или плавающих фрагментов пищи. Вакуумная упаковка для твердых кусочков тоже помогала избежать крошек.
Разработчики рациона рассчитывали суточную калорийность ~2500–2700 ккал, а каждое новое блюдо сначала тестировалось на животных (собаках), затем на людях, в том числе при полетах на самолетах по «параболе невесомости». Первые космические обеды были, по сути, экспериментом наравне с другими тестами полета.
Как выглядит еда на МКС сегодня
Спустя 60 лет после Гагарина космическая кухня эволюционировала до уровня почти домашней. Космонавты на Международной космической станции теперь питаются разнообразно и вкусно – конечно, с некоторыми оговорками. Почти все продукты перед отправкой на орбиту проходят обработку: их либо термически стерилизуют (как консервы), либо сублимируют (лиофилизируют), а затем упаковывают в лёгкие герметичные пакеты или контейнеры. Такой подход позволяет значительно снизить вес провизии (ведь из пищи удалена вода) и продлить срок хранения без холодильника.
При этом по возможности сохраняются вкусовые качества – современные технологии сушки позволяют удержать до 95% питательных веществ и вкуса продукта.
Иногда космическое питание готовится специально под запросы и традиции разных стран. Например, в 2019 году для первого космонавта ОАЭ Хаззаа Аль Мансури российская «Лаборатория космического питания» разработала и поставила на МКС гостевой набор блюд ближневосточной кухни. А европейские астронавты нередко берут с собой несколько порций национальных угощений: так, французский шеф-повар Анн-Софи Пик (обладательница десяти звезд Мишлен) специально создала для миссии ESA изысканные блюда – например, биск из лобстера и луковый суп – чтобы порадовать соотечественников на орбите. Правда, порции «высокой кухни» доставляются в ограниченном количестве и используются скорее как праздничное разнообразие. Основу же ежедневного меню составляет продуманное сочетание блюд для поддержания здоровья и настроения экипажа.
Что сегодня едят на орбите? Рацион на МКС включает более 250–300 наименований продуктов и блюд. В меню космонавтов можно встретить самые разные кушанья: от традиционного борща и солянки до омлета, тушеного мяса, творога с фруктами и разнообразных десертов. Многое из этого – привычные земные блюда, которые прошли специальную обработку. Супы, каши, рагу, мясные и овощные блюда сначала готовят обычным способом, затем обезвоживают методом сублимации. На станции достаточно добавить в пакет тёплую воду – и спустя несколько минут можно есть практически «как дома». Упаковки для таких обезвоженных продуктов сделаны многослойными: они выдерживают заливку горячей воды и позволяют разогревать пищу прямо внутри пакета.

Другой формат – традиционные консервы: часть рациона по-прежнему доставляется в металлических банках (например, мясные и рыбные блюда, паштеты, некоторые фрукты). Баночки, если надо, можно разогреть в специальной «духовке». Зато легендарные тубы почти исчезли – в них сейчас фасуют только жидкие приправы (мёд, соусы, горчица).
Основной рацион МКС рассчитан на 16-дневный цикл, после чего меню повторяется. Космонавты ещё на Земле участвуют в составлении своего индивидуального питания, выбирая любимые блюда, которые войдут в этот цикл. Энергетически суточный набор продуктов обеспечивает около 3000 ккал, причем ~2000 ккал даёт базовое меню, одинаковое для каждого, а ещё ~1000 ккал — дополнительные продукты по личному выбору космонавта.
Международный характер станции создает уникальные условия: члены экипажа из разных стран иногда обмениваются национальными лакомствами, чтобы разнообразить стол. Нередко можно услышать шуточные переговоры: «Мы вам наш ореховый творог, а вы нам – свой стейк. По рукам?»
В целом российская и зарубежная системы питания на МКС устроены по-разному (исторически в России упор на консервированные и сублимированные блюда, в США — на свежие и полуфабрикаты). Тем не менее астронавты NASA высоко ценят вкус многих российских продуктов (например, творога с орехами и первых блюд), а наши космонавты, в свою очередь, хвалят американские фруктовые и овощные консервы. Такое «гастрономическое взаимопонимание» только помогает поддерживать дружескую атмосферу в экспедиции.

Совместный обед на борту МКС. Контейнеры и приборы крепятся к откидному столику с помощью липучек и резинок, чтобы еда не улетала в невесомости.
Прием пищи в космосе сам по себе представляет интересное зрелище и требует определенных приспособлений. На МКС есть небольшой откидной стол, к которому можно прикрепить поднос. Посуда как таковая не используется (блюда либо съедаются прямо из пакетов, либо выкладываются в пластиковые контейнеры), но столовые приборы присутствуют – ложки, вилки и ножи, очень похожие на земные. Чтобы прибор не улетел, на рукоятке закреплена полоска липучки, которой его можно приклеить к столу или к специальному коврику. Пакеты с едой тоже снабжены липкими полосками или фиксаторами на липучках. В результате космонавт может спокойно разогреть пакет в небольшом бортовом электроподогревателе, закрепить его на столе и есть ложкой, не опасаясь, что пища разлетится.
Кстати, оказывается, что при определенном навыке даже в условиях микрогравитации супы и каши не «плывут» вокруг, а послушно держатся на ложке. На Земле этого не ожидали, но практика показала, что есть из тарелки в космосе тоже реально.
Для питья применяются только герметичные пакеты «на один стакан» и фляжки с трубочками – налить чай в открытую кружку не получится, капли сразу улетят, да и глотать из кружки, когда жидкость не стекает вниз, невозможно. Поэтому чай, кофе, соки и другие сублимированные напитки хранят в пакетах, а при использовании через специальный клапан вставляется трубка, через которую астронавт заливает воду (горючую или холодную) и пьет, как через соломинку.
Зачем космонавтам разнообразное меню
Почему с развитием космонавтики уделяют столько внимания еде? Дело в том, что пища в длительном полете выполняет не только утилитарную функцию насытить организм, но и психологическую. В невесомости человек сталкивается с массой физиологических и эмоциональных трудностей, и вкусная еда помогает их преодолеть.

Еда на орбите — это кусочек нормальной жизни. Она напоминает космонавтам о доме, поддерживает распорядок дня (завтрак-обед-ужин) и даже сближает экипаж во время совместных трапез. Специалисты отмечают, что при длительной изоляции привычная пища снижает чувство тревожности и поднимает настроение, выступая своего рода терапией против стресса. Недаром в меню МКС стараются включать блюда «как с маминой кухни», а космонавты перед полётом проходят дегустации, чтобы выбрать наиболее любимые позиции.
К тому же отказались от идеи «питательных таблеток» и концентратов. Человек не робот: ему важно получать удовольствие от еды, ощущать вкус, иметь возможность жевать. «Космонавт — такой же человек, который хочет обычную еду. Мы едим не только ради нутриентов, важны вкусовые и другие ощущения», — объясняют специалисты НИИ питания. Простые «калорийные пилюли» не задействовали бы жевательные мышцы и желудок должным образом, что вредно для пищеварения. Таким образом, нормальная текстура и вкус продуктов — тоже часть поддержания здоровья.
Есть и специфический эффект невесомости: уже через несколько дней на орбите у многих притупляются вкус и обоняние. Происходит это из-за перераспределения жидкости в организме: слизистые носа отекают, появляется постоянное ощущение легкой «заложенности», как при насморке. В результате еда кажется более пресной. Космонавты шутят, что на МКС все «как картон на вкус, если не добавить специй».
Диетологи учитывают этот феномен и включают в рацион продукты с более яркими, острыми вкусами и ароматами, чем на Земле. Например, на станции всегда есть набор соусов и приправ: кетчупы, острый чили, васаби, соевый соус, табаско, аджика и т.п. – чтобы каждый мог «подогреть» вкус по своему желанию.
Также в рацион специально закладывают немного больше соли и специй, чем обычно: исследования показали, что в космосе люди тянутся к более соленой и острой пище. Конечно, и тут важно не переборщить, ведь здоровье прежде всего, но в целом космическое меню реально острее земного.
Почему тубы ушли в прошлое
Алюминиевые тубы, ассоциирующиеся у многих с космической едой, сегодня стали анахронизмом.
Почему же от них отказались? Во-первых, тубы не слишком удобны в использовании: выдавливать плотное пюре не так уж приятно, и уж тем более из нее трудно есть что-то твердое. Во-вторых, полностью выдавить продукт не получается, да и металлические тубы сами по себе добавляют вес и мусор: пустая тара занимает место и летит на свалку (ее не используют повторно по санитарным причинам). В-третьих, непрозрачная упаковка не позволяет видеть состояние продукта – а ведь хочется убедиться, что еда не испортилась. Наконец, главное – прогресс сделал тубы лишними. Как только появились сублимированные продукты в пакетах, а также удобные термостойкие реторт-пакеты, отпала необходимость фасовать пищу в металлические тубы. Уже к 1980-м годам советские космонавты практически полностью перешли на новые виды упаковки.
Сегодня «тюбики» в космосе не используются для основных блюд вовсе. Однако несколько туб все же остаются в рационе космонавтов – в них хранят только жидкие приправы. По словам разработчиков, сейчас в составе стандартного набора есть четыре позиции в выдавливаемых упаковках: острый соус «Молдова», яблочно-клюквенная приправа, горчица и мед. Вся основная пища доставляется на МКС либо в консервных банках, либо в специальных пакетах.
Чтобы понять, какой путь проделала космическая упаковка, взглянем на ее эволюцию за последние 60 лет:

Как видно, «тюбики» действительно остались в прошлом: их время ушло вместе с первыми главами космической гонки. На смену пришли более легкие, удобные и функциональные решения – пакеты и контейнеры, которые можно нагреть, наполнить водой, легко утилизировать. Именно такие упаковки правят бал на современной орбите.
Космическая еда будущего
Технологии не стоят на месте, и космическое питание продолжает развиваться. Впереди у человечества — ещё более длительные экспедиции (например, полёты на Луну и Марс), а значит, требования к еде будут расти. Одно из направлений — создание функциональных продуктов, которые не просто насыщают, но и защищают организм в экстремальных условиях. Уже сейчас российские ученые разрабатывают «лунный рацион», где максимально используются продукты с радиопротекторными и антиоксидантными свойствами.
Идея в том, чтобы еда помогала нейтрализовать влияние космической радиации и других вредных факторов. В такой рацион могут входить, например, напитки и пюре из чёрной смородины или облепихи (богатые антиоксидантами), блюда с добавлением куркумы или чеснока (радиопротекторный эффект) и т.д. По сути, пища становится частью медицинской профилактики.

Другой перспективный аспект — выращивание свежих продуктов прямо на космических кораблях и станциях. Пока что экипажи МКС зависят от регулярных поставок фруктов и овощей с Земли, но уже проведены успешные эксперименты по культивированию растений в невесомости. На борту станции научились выращивать кресс-салат и салат-латук, и астронавты с воодушевлением съели первый «космический урожай» собственного производства. Разрабатываются установки гидропоники и аэропоники, которые в будущем позволят получать зелень, овощи и даже ягоды прямо во время экспедиции.
Это не только обеспечит космонавтов свежими витаминами, но и психологически разнообразит рацион (что может быть лучше, чем хрустящий лист салата после месяцев консервов?). Плюс отпадет необходимость в части грузовых поставок с Земли.
Также ученые смотрят в сторону искусственного мяса и белковых продуктов, выращенных в биореакторах. То, что недавно казалось научной фантастикой, уже сделано в реальности. В 2019 году на МКС провели первый успешный эксперимент по 3D-биопечати мяса: с помощью биопринтера из клеток быка вырастили небольшой фрагмент мышечной ткани – фактически кусочек говядины. Полученный образец, конечно, был крошечным и не пошёл в борщ, но сам факт принципиально важен. Значит, в будущем колонисты Марса смогут при необходимости «напечатать» себе мясо и не зависеть от поставок с Земли или масштабного животноводства. А технологии, отработанные для космоса, наверняка найдут применение и на Земле – в крупных городах, где остро стоит вопрос экологии и продовольствия.
Наконец, рассматриваются новые методы обработки и упаковки продуктов, чтобы сделать их ещё удобнее для длительных полётов. Например, НИИ питания разрабатывает упаковки следующего поколения на основе химического машиностроения, которые будут ещё прочнее, легче и позволят дольше сохранять еду в свежем виде. Есть идеи по созданию самонагревающихся контейнеров, использующих тепло химических реакций, чтобы космонавт мог разогреть обед без электроприборов.
Возможно, в кораблях будущего появятся компактные «умные кухни», которые сами дозируют воду для сублиматов и следят за калориями каждого члена экипажа.
Подробнее о том, как изменится рацион космонавтов, которые, возможно, полетят в дальний космос в обозримом будущем, и сможем ли мы когда-нибудь выращивать на Марсе картошку, Pro Космос поговорил с заместителем директора по стратегическим коммуникациям ФИЦ Биотехнологий РАН Алиной Осьмаковой.
Интересные факты о космической еде
Запретные продукты: В космосе категорически нельзя использовать большие куски хлеба и газировку – по крайней мере, в обычном виде.  Хлебные крошки – настоящие враги космонавта. В невесомости мельчайшие кусочки хлеба разлетаются и могут попасть в аппаратуру или в дыхательные пути. Поэтому еще в 1960-х было решено отказаться от нарезного хлеба: вместо него космонавты ели спец выпечку в виде компактных кубиков и шариков.

Эта традиция сохранилась и поныне. На МКС придерживаются правила «никаких крошек»: российские специалисты даже пекут для экипажей мини-буханочки хлеба на один укус – так, чтобы откусил и ничего не осыпалось. Американцы предпочитают лепёшки-тортильи из пресного теста, которые не дают крошек вовсе.
Газированные напитки – еще одно табу. В невесомости не происходит разделения жидкости и газа, как на Земле, поэтому при попытке выпить, например, колу произойдет хаос в желудке. На Земле, когда мы пьем содовую, пузырьки поднимаются и легко выходят наружу (через отрыжку). В космосе же газы перемешаны с жидкостью: глоток газировки может привести к тому, что пузырьки так и останутся внутри, или выйдут вместе с жидкостью – что чревато как минимум дискомфортом, а в худшем случае человек вообще захлебнется пенящейся смесью. Так что никакой пепси в космосе, увы, не попьешь.
Черная икра и гурманские блюда: несмотря на все ограничения, космический рацион умеет приятно удивлять. У космонавтов есть так называемый «личный паек» — дополнительный набор продуктов, которые они могут выбрать по своему вкусу. Туда иногда попадают весьма деликатесные вещи. Например, традиционно каждому члену экипажа перед полетом выдают небольшую баночку осетровой икры (пастеризованной паюсной икры, знаменитое «черное золото»). На МКС также доставляют консервированные деликатесы — в разное время это были крабовое мясо, копченый угорь, национальные блюда. В 2020 году японские астронавты угощали коллег рамэном и суши (правда, адаптированными под хранение).
Экспериментальные рецепты: Космонавты – народ творческий и предприимчивый, особенно когда дело касается еды. Бывали случаи, когда на орбите умудрялись приготовить новое блюдо из доступных ингредиентов. Например, в канун Нового 2018 года космонавты Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров решили соорудить на МКС салат «Оливье» – тот самый, традиционный, с колбасой и горошком.

Прямо в невесомости они нарезали все компоненты (разумеется, внутри большого пластикового пакета, чтобы кусочки не разлетелись) и заправили майонезом. Получившийся «космический оливье» вышел отличным, о чем они доложили на Землю.
Этот курьезный случай стал частью копилки историй о том, как люди приспосабливают даже праздничные традиции к жизни на орбите.

Ни крошки впустую: Интересно, что в космосе стараются не только бороться с крошками, но и вообще минимизировать отходы. Практически вся упаковка сделана таким образом, чтобы ее было минимум, и она была легкой. Органические отходы (недоеденная пища, если такое случается) запаиваются и складируются до отправки на Землю или сгорания в атмосфере вместе с грузовым кораблем. Вода на МКС – вообще на вес золота: ее не выбрасывают, а многократно перерабатывают. Существует целая система регенерации – она собирает влагу из воздуха, конденсат, и даже перерабатывает мочу в техническую воду, которая после доочистки вновь идёт для питья и приготовления пищи. Таким образом, космическая кухня работает в замкнутом цикле с минимальными потерями.
Заключение
Эволюция космического питания наглядно отражает общий прогресс технологий. Решая задачу накормить человека в невесомости, ученые и инженеры создавали новшества, которые затем нашли применение и на Земле. Сублимированные продукты, теперь прочно вошли в нашу жизнь: их используют в туристических походах, в армейских и аварийных пайках. Гидропонные фермы и идеи по выращиванию растений в замкнутых системах, изначально разрабатывавшиеся для дальних космических миссий, сегодня развиваются в виде городских вертикальных ферм и даже домашних установок.
Концепция искусственного мяса, рожденная из потребностей будущих экспедиций на Марс, постепенно реализуется в лабораториях и обещает революцию в продовольствии для мегаполисов. А такие вещи, как переработка воды и отходов, и вовсе становятся общим приоритетом: и на орбите, и на планете мы стремимся к устойчивым замкнутым системам, где ничего не пропадает зря.
Космос служит идеальной лабораторией экстремального выживания. Все, что помогает человеку питаться там, однажды поможет и всем нам здесь, на Земле – особенно в условиях роста населения, изменения климата и экологических вызовов.
Современное космическое питание — это не просто туба с пюреобразной пищей или эффектный маркетинговый сувенир. За каждой упаковкой стоят годы исследований, труд инженеров, врачей, технологов и психологов. Эта область продолжает развиваться вместе с космонавтикой. И кто знает – возможно, именно на космической кухне сегодня изобретаются решения, которые завтра сделают нашу земную еду вкуснее, полезнее и безопаснее.
Космос диктует строгие условия, но человеческая изобретательность превращает даже приём пищи в увлекательную и прогрессивную часть большой космической Одиссеи. Приятного аппетита, космонавты, и спасибо за идеи!
На обложке - Олег Артемьев и Антон Шкаплеров. Фото Роскосмоса
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


brachka.livejournal.com

Про скафандр Юрия Алексеевича Гагарина и надпись «СССР» на шлеме. Часть 2/4.


Про скафандр Юрия Алексеевича Гагарина и надпись «СССР» на шлеме. Часть 2/4.
Часть 1/4 была тут.
Глава 4. То самое 12 апреля.
Спойлер
Попадаются чудики, на полном серьёзе утверждающие, что 12 апреля кинооператоры вообще ничего не снимали или всё, что они в тот день сняли, было засекречено, а нам крутят киношки, целиком снятые после полёта. Спорить с такими я, конечно, не буду. Бгг.
Всем остальным товарищам должен быть интересен фрагмент из [Л-4]:
Каждый, кто, согласно стартовому расписанию, должен был что-то делать у ракеты-носителя и космического корабля в день пуска, учитывался специальными жетонами, перевешиваемыми на контрольных щитах, а люди, которым полагалось присутствовать на площадке на самых последних этапах подготовки к старту, получали специальную нарукавную повязку.
Повязки были разного цвета: красные, синие, белые. Каждому цвету соответствовало свое твердое время ухода с площадки. Например, после того как из репродукторов громкоговорящей командной сети раздавалось: "Объявляется часовая готовность!" (это означало, что до старта — один час) — носители повязок, скажем, белого цвета, оставаться на площадке больше не имели права. Любой замешкавшийся незамедлительно выводился, так сказать, под руки непреклонными контролерами специально на сей предмет существующей команды.

Так вот, наличие этих повязок у сопровождающих является одним из признаков съёмок в день полёта.
Перед полётом.

4.1. Посадка в спецавтобус, доставляющий космонавтов на стартовую площадку. Рядом с Гагариным у сопровождающего Ф.А.Востокова на левой руке красная повязка. Стоп-кадр кинохроники [К-2]. 12 апреля 1961 г.

 
4.2. - 4.3. Посадка в спецавтобус. На шлемах обоих космонавтов надпись «СССР» уже есть. Стоп-кадры кинохроники [К-4].
 
 
 
4.4. - 4.9. Поездка в спецавтобусе на стартовую площадку.
Чтобы потом не сильно вдаваться в описание кто где на снимках, для тех, кто пока не отличает основных товарищей в лицо, сразу дам отличительные признаки некоторых из них:
- Гагарин Ю.А. - космонавт, в оранжевом скафандре, естественно;
- Каманин Н.П. - ГСС, в солнцезащитных очках;
- Королёв С.П. - главный конструктор, в чёрном пальто и шляпе с полями;
- Москаленко К.С. - ГСС, маршал, с белой фуражкой;
 
4.10. Ю.А.Гагарин и А.Г.Николаев. За гермошлемом Гагарина видна фуражка Н.П.Каманина.
4.11. Ю.А.Гагарин, К.С.Москаленко, С.П.Королёв.

 
 
4.12. - 4.15. Переход от спецавтобуса к ракете. У людей на дальнем плане снимка 4.14, видны повязки синего и белого цвета.
 
4.16. - 4.17. Подъём по лестнице к лифту.
 
4.18.1. - 4.18.2. Чёрно-белый и цветной варианты отретушированного стоп-кадра кинохроники (см. дальше).
 
4.18.3. Стоп-кадр кинохроники. Видно, что большинство людей в кадре имеют красные повязки и некоторые одеты в военные мундиры, чего на отретушированных вариантах не видно. Кроме того, справа стал виден машущий обеими руками С.П.Королёв и еще несколько человек в левой части кадра.
4.19. Ю.А. Гагарин направляется для посадки в космический корабль. Ф.А.Востоков (слева сзади), В.Шаповалов (справа сзади, в шлеме), крайний справа - О.Г.Ивановский.

 
4.20. - 4.21. О.Г.Ивановский помогает Ю.А.Гагарину занять место в космическом корабле.
Представленные выше кадры позволяют рассмотреть некоторые отличительные детали лётного скафандра Гагарина: воздушный клапан с чёрным ободом (Ч) и шнурком с бусиной; надпись «СССР» на шлеме; на груди к левому плечу идёт светло-оранжевый шланг, который и на цветных, и на чёрно-белых снимках светлее внешней оранжевой оболочки скафандра. На правом рукаве закреплено открытое зеркальце. Часы на левом рукаве оранжевой оболочки пришиты непосредственно к рукаву, без использования ремешка. Об этом говорит в своей книге спортивный комиссар Иван Григорьевич Борисенко:
Гагарин поднимает руки, улыбается, сердечно прощается со всеми, заходит в самолет и вдруг останавливается и спрашивает: «А где часы, те, что были со мной в космосе, они пришиты к левому рукаву скафандра?».
Во время полёта.
Гагарина во время полёта снимали 2 телекамеры системы «Селигер», расположенные одна фронтально и одна сбоку.
 
4.22. Фронтальная телекамера расположена между пультом системы отображения информации (СОИ) и центральным иллюминатором.
4.23. Изображение, переданное фронтальной телекамерой.

 
4.24. Боковая телекамера расположена по правую сторону от космонавта. Изображение в её объектив попадало через зеркало.
4.25. Зеркальное изображение, переданное боковой телекамерой.

Размер передаваемого изображения был всего 100х100 точек, поэтому для кинофильма сняли постановочные кадры в пультовой центрифуги (см. фото 2.11 и 2.12 ранее). И всё-таки реальные кадры полёта тоже вошли в кинофильм. Даже при таком качестве изображения легко определяется чёрный обод воздушного клапана (Ч).
После полёта.
Разбираться, где было место приземления мы не будем. Хотя и этот вопрос не однозначный. Скажем в общих чертах: в районе в/ч 40218 - зенитно-ракетного дивизиона ПВО. После приземления Гагарин какое-то время оставался одетым в скафандр. По прибытии в штаб дивизиона, первым делом Гагарин по телефону рапортовал командиру дивизии ПВО генерал-майору авиации Ю.Вовк: «Прошу передать Главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин». Что было дальше, рассказывает тогдашний командир дивизиона ПВО майор Ахмед Николаевич Гасиев:
После я помог ему раздеться: снять скафандр, ларингофоны, кое-что было еще, отстегнуть датчики. Они и на пятках, по-моему, были. И он остался в голубом, лазоревом костюме, но без головного убора. Гагарин попросил свернуть все это: и скафандр, и пистолет, и часы, и платок. Я все свернул на его глазах и сказал, что все будет находиться у меня, а потом уже спросил, можно ли фотографировать. Разрешив, он даже и не причесался. Фото есть с сыном моим Сашей шести лет, которого он взял на руки.
Короче говоря, на всех оставшихся снимках за 12 апреля, Ю.А.Гагарин одет в голубой термокомбинезон от скафандра, а меняется только головной убор. Поэтому пробегусь по фоткам галопом, а читателю прямо скажу: можно переходить к следующей главе.
         
         
4.26. - 4.37. Ю.А.Гагарин в в/ч 40218
А.Н.Гасиев:
Тут подоспели мои подчиненные, лейтенант Буряк и рядовой Пекарский. Фотографировали, запечатлели в подразделении все.
(...)
После, когда мы сфотографировались, он беседовал с солдатами, они попытались его «качнуть». Я не разрешил. Есть снимок, он был опубликован.
(...)
Я послал солдата домой, чтобы он взял там новую фуражку и принес мне. Я ее и вручил Юрию Алексеевичу, она подошла по размеру. И уже в фуражке он поехал на тягаче, а затем полетел в вертолете на военный аэродром.

         
         
4.38. - 4.49. Ю.А.Гагарин в г.Энгельс, в/ч 62648, 4-е Управление НИИ ВВС.
Поскольку нас интересует скафандр, одну фотографию рассмотрим подробнее:

4.50. В кабинете начальника 4-го Управления НИИ ВВС в ожидании связи с Москвой. Слева в шляпе - спортивный комиссар И.Г.Борисенко
Под термокомбинезоном надета вроде как голубая футболка, а не тонкий шёлковый слой, какой мы видели на снимках 1.6 или 1.10.
         
         
         
   
4.51. - 4.71. Ю.А.Гагарин в г.Энгельс, в/ч 62648, 4-е Управление НИИ ВВС, официантка В.Платонова, по пути на аэродром.
На некоторых фото рядом с Гагариным высокий человек в дублёнке и широкополой шляпе - Ата  Мехрабанович (или МехрибановичБахрамов - ведущий инженер по снаряжению космонавтов от завода № 918. Нетрудно догадаться, что именно этот человек стал ответственным за возврат скафандра на завод-изготовитель.
       
4.72. В самолёте Ил-14 во время перелёта в Куйбышев. Крайний справа - А.М.Бахрамов.
4.73. - 4.76. На аэродроме «Безымянка» Государственного авиационного завода № 1 (с 1962 г. - завода «Прогресс»), г.Куйбышев.

В.Г.Волович рассказывал:
У Гагарина была артиллеристская фуражка. Его ведь привезли артиллеристы. Он говорит мне: «Как же я в артиллеристской фуражке выйду?» Тогда я ему дал лётный шлем, в котором прыгал на Северный полюс. Говорю: «Юра, только ты, пожалуйста, сохрани его». На снимках, сделанных вскоре после приземления, Гагарин в том самом знаменитом шлеме, в котором я прыгал на Северный полюс 9 мая 1949 года.
       
4.77. - 4.78. Ю.А.Гагарин даёт автограф корреспонденту газеты «Красная Звезда» И.А.Максимову. Куйбышев, возле дачи обкома.
4.79. - 4.81. У дачи обкома партии («домик на Волге», как потом называли в газетах и по радио место отдыха первого космонавта).

Глава 5. Досъёмка.
Небольшая глава.
В кинохронике присутствуют кадры, снятые внутри корабля, однако по воздушному клапану с серым ободом (С) становится понятно, что снимались они не 12 апреля, а неизвестно когда. Естественно, не позднее даты премьеры фильма с этими кадрами, т.е. до 7 июля 1961 г. В [Л-14] сказано, что эти кадры были сняты «заранее», т.е. до 12 апреля, с обоснованием, что сначала обод клапана был светлый, потом стал тёмным. Я бы не принимал эту инфу за истину в последней инстанции, т.к. именно со светлым клапаном буквально через несколько месяцев в космос полетит Герман Степанович Титов, и больше похоже, что это именно тёмный обод был первее, а светлый стали делать позже. Словом, кадры сняты до 7 июля, но точно не 12 апреля.
 

5.1. - 5.3. Ю.А.Гагарин в макете «Востока» не 12 апреля.
Глава 6. Кадры после 1961 года.
Несколько фактов:
1961-10-04 Гагарин получил травму на левой брови.
1961-10-24 Сделана первая фотография Гагарина после пластической операции на брови.
К лету 1962 года конструкция воздушного клапана была заменена на модернизированную (М). Его обод снова стал чёрным, однако по своей форме клапан совершенно отличался от первых вариантов. Такой клапан использовался во время всех оставшихся полётов кораблей «Восток-3» - «Восток-6».
 

6.1. - 6.3. Надевание скафандра СК-1 с модернизированной конструкцией воздушного клапана.
 
 
6.4. - 6.7. Самые поздние из обнаруженных кадры Ю.А.Гагарина в скафандре СК-1.
На некоторых снимках шрам на левой брови заметен. Кроме модернизированного клапана так же характерной чертой этой группы снимков является надпись «СССР» на гермошлеме - на этот раз она сделана под трафарет, все буквы С одинаковые.
Ни много, ни мало, а мы просмотрели все кадры, на которых мне удалось обнаружить Юрия Алексеевича со скафандром СК-1.
Глава 7. Титов, Нелюбов.
Для более общей картины, посмотрим во что облачались коллеги Гагарина.
 
7.1. - 7.2. Г.С.Титов в тренировочном и лётном скафандрах.
 
7.3. - 7.4. Г.Г.Нелюбов в тренировочном и лётном скафандрах.
Тренировочные - без надписи «СССР», а лётные - с ней.
Часть 3/4.


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Потомки "Оружия возмездия" Гитлера: как США вступили в космическую гонку



24 июля, 07:00
Статья
Спойлер
Потомки "Оружия возмездия" Гитлера: как США вступили в космическую гонку
24 июля 1950 года, 75 лет назад, с полигона на мысе Канаверал стартовала американская ракета, первой ступенью которой была трофейная немецкая "Фау-2". Дата считается днем основания будущего знаменитого космодрома. 1 февраля 1958 года с него будет запущен первый американский искусственный спутник Земли — к тому времени СССР отправит на орбиту уже два спутника. О мечтах о космосе, военных ракетных программах и начале космической гонки сверхдержав — в материале ТАСС
Запуск ракеты Bumper V-2 на мысе Канаверал, 1950 год. Universal History Archive/ UIG via Getty images
Пламенный мотор
Ракеты были известны еще в древнем Китае. Их использовали как для фейерверков, так и в военном деле — например, в качестве зажигательных снарядов при осаде городов. Историки полагают, что в Европу они попали в XIII веке с монгольскими завоевателями. Однако все эти ракеты использовали твердое топливо — порох. Жидкостный ракетный двигатель, сделавший возможным космические полеты и лежащий в основе первых боевых баллистических ракет, отличается от твердотопливного тем, что его тягу можно регулировать, а жидкие компоненты значительно превосходят твердые смеси по эффективности — при той же массе они позволяют получить гораздо большую мощность.
"Взрывная труба" Циолковского
Изобретателем принципа жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) может считаться российский и советский основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. В своей работе "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованной в 1903 году, ученый не только предложил использовать ракеты для космических исследований, но и впервые описал принципиально новый двигатель для них: работающий на жидком топливе, причем криогенном — сжиженных при низких температурах водороде и кислороде. Для управления ракетой Циолковский предложил отклонять в необходимую сторону поток газов, исходящих из "взрывной трубы" (камеры сгорания), с помощью газовых рулей — отклоняемых пластинок, расположенных в потоке. Отечественному ученому принадлежит и идея "ракетных поездов" — многоступенчатых ракет для достижения космических скоростей, причем как с последовательным расположением ступеней, так и параллельным, или "пакетным" (именно такой принцип будет использован в советской ракете-носителе Р-7, которая выведет в космос первый спутник и первого человека).
Работы в области жидкостных ракетных двигателей начались в США, СССР и Германии еще в 1920–1930-х годах. В Соединенных Штатах этим занимался ученый Роберт Годдард. В 1926 году его ракета, работающая на бензине и жидком кислороде, поднялась на 56 м, став первой, взлетевшей с помощью ЖРД. Годдард экспериментировал с гироскопическими системами управления, а в 1935 году одна из его ракет достигла высоты 2 км.
В Советском Союзе ракеты и двигатели к ним строили в ленинградской Газодинамической лаборатории, созданной еще в 1921 году. Именно в ней разработали первые реактивные снаряды на бездымном порохе, которые после модернизации использовались в легендарной реактивной установке "Катюша". Здесь же были созданы первые отечественные опытные жидкостные ракетные моторы, первый в мире электротермический реактивный двигатель (сегодня устройства такого принципа широко используются в спутниках).
В Москве ракетной тематикой занималась Группа изучения реактивного движения (ГИРД) с участием, а затем и под руководством будущего главного конструктора ракетной техники Сергея Королева. В ГИРД были созданы ракетные двигатели, где окислителем был жидкий кислород, а топливом — сгущенный бензин или спирт. В августе 1933 года ракета конструкции Михаила Тихонравова ГИРД-09 массой 20 кг поднялась на 400 м.
В том же году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), объединивший группы ученых. В нем конструировались и испытывались боевые ракеты, в том числе крылатые. Разработка ракет с ЖРД прервалась в 1938 году из-за ареста Королева по ложному обвинению. Репрессии коснулись и других конструкторов советской ракетной техники.
В начале 1941 года конструкторы Александр Березняк и Алексей Исаев предложили создать сверхскоростной истребитель-перехватчик с ракетным двигателем. В 1942 году его прототип под названием БИ-1 совершил первый полет и продолжил испытания. Самолет, вооруженный двумя автоматическими пушками калибра 20 мм, был оснащен ЖРД тягой более 1 т, работающим на керосине и азотной кислоте.
Таким образом, к лету 1944 года, когда в руки советских специалистов впервые попали для изучения фрагменты огромных немецких ракет, вывезенные с освобожденных в ходе Второй мировой войны территорий Польши, Советский Союз обладал научной и инженерной школой для создания ракетной техники, а также практическим опытом подобных разработок.
"Оружие возмездия"
В Германии до прихода к власти нацистов велись работы в области ракетной техники, а результаты исследований публиковались. Так, в 1930 году конструкторами Рудольфом Небелем и Клаусом Риделем было создано объединение "Берлинский ракетодром". Через несколько лет к нему присоединился Вернер фон Браун — в будущем одна из ключевых фигур американской ракетной программы. Группа создала несколько образцов ЖРД с тягой до сотен килограммов, продемонстрировала разработки военным, которые увидели в них большой потенциал. С 1934 года все ракетные разработки проходили уже в строжайшей тайне. Фон Браун продолжил работать на нацистов, в 1937 году вступив в Национал-социалистическую рабочую партию Германии и став техническим руководителем секретного полигона в Пенемюнде на балтийском побережье.
Главным детищем команды фон Брауна стала первая в мире боевая баллистическая ракета "Фау-2" (V-2, сокращение от Vergeltungswaffe-2 — "Оружие возмездия — 2") с жидкостным ракетным двигателем. Боеприпас длиной 14 м и массой 12 т был способен доставить боезаряд в 900 кг на расстояние 320 км. В октябре 1942 года "Фау-2" совершила первый успешный полет, а с сентября 1944-го начала падать на Лондон, Париж, Антверпен. Ракета фон Брауна стала первым рукотворным объектом, достигшим космоса: при пусках она поднималась выше 80 км, принятых в ВВС США за нижнюю границу космического пространства.
Тысячи "Фау-2", выпущенных по городам Западной Европы, не могли переломить ход Второй мировой войны. Завод по производству ракет возле немецкого города Нордхаузен вместе с готовыми изделиями и оборудованием попал в руки американских войск, однако позднее союзники поделились трофеями с советскими специалистами. Для их изучения в июле 1945 года была создана комиссия, куда вошли военные, ученые, инженеры — в том числе Королев, с которого была снята судимость.
Рождение космодрома
После прихода в Германию союзников по антигитлеровской коалиции фон Браун с командой специалистов и документацией на разработки сдался американским военным. Вместе с трофейными компонентами "Фау-2" они отправились в Соединенные Штаты. Первый успешный пуск ракеты, собранной из немецких компонентов при участии немецких специалистов, состоялся в США на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико) в мае 1946 года, а в октябре ракета впервые сфотографировала Землю из космоса — с высоты более 100 км.
Для испытаний перспективных американских ракет требовалась площадка, позволяющая запускать их на большую дальность. Таким местом был выбран малонаселенный удаленный район полуострова Флорида на побережье Атлантического океана под названием мыс Канаверал. Здесь же располагалась недействующая база военно-морской авиации. Близость площадки к экватору позволяет осуществлять пуски на орбиту с меньшими энергетическими затратами. Военные инженеры приступили к обустройству полигона, и 24 июля 1950 года с мыса Канаверал была запущена двухступенчатая ракета: первой ступенью служила "Фау-2", второй — существенно меньшая ракета Corporal национальной разработки с ЖРД.
Ранее в ходе экспериментов по программе Bumper такой американо-германский тандем достиг высоты 390 км. Программу сопровождало большое число аварий. Неудачным стал и первый пуск с побережья Атлантики, а следующий полет двуступенчатой ракеты 29 июля (частично удачный) стал для Bumper последним.
Немецкие трофеи и их "потомки"
Советские специалисты изучали немецкие трофеи и осенью 1947 года совершили 11 испытательных пусков собранных "Фау-2". На основе ее конструкции в апреле 1948 года было принято решение создавать первую отечественную баллистическую ракету. У советского изделия, получившего название Р-1, были доработаны хвостовое оперение и приборный отсек, увеличен запас топлива. Р-1 создавали 13 научно-исследовательских институтов и 35 предприятий. Главным конструктором стал Сергей Королев, головным разработчиком — НИИ-88 (ныне — Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, ЦНИИмаш в подмосковном городе Королеве). 10 октября 1948 года Р-1 совершила первый успешный полет на дальность 288 км. В 1952-м начнет эксплуатироваться Р-2 с дальностью пуска 600 км, в 1956 году на вооружение встала Р-5М с дальностью 1 200 км.
Команда германских специалистов во главе с фон Брауном перебралась на базу Редстоун-Арсенал (штат Алабама), где продолжила работы над боевыми ракетами. В августе 1953 года с мыса Канаверал совершила первый полет ракета Redstone с дальностью порядка 400 км. В последующие годы инженеры разработали ракеты серий Jupiter, Saturn в интересах Сухопутных войск США. Параллельно другие команды по заказу ВВС США создавали ракеты средней дальности Atlas и Thor, для военно-морских сил — трехступенчатую Vanguard.
Как США проиграли первый этап космической гонки
Вернер фон Браун предложил отправить на орбиту искусственный спутник Земли еще в 1954 году. Носителем должна была стать ракета Redstone — глубокая модернизация "Фау-2".
На нее предполагалось установить целых три ступени из пакетов небольших (длиной всего 1,2 м) твердотопливных ракетных двигателей, последний из которых вывел бы на орбиту миниатюрный космический аппарат. Однако в 1955 году проект был отменен, для запуска спутника был выбран носитель Vanguard, который испытывался на мысе Канаверал.
Первый американский спутник мог быть запущен ракетой Jupiter C (многоступенчатой модификацией Redstone, применявшейся для исследования термостойких покрытий головных частей в интересах Пентагона) в 1956 году во время одного из испытательных пусков на значительную дальность, однако по указанию президента США Дуайта Эйзенхауэра такой эксперимент на военной ракете был запрещен.
21 августа 1957 года состоялось первое успешное испытание советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 4 октября 1957 года по инициативе Королева в ходе шестого испытательного полета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли.
Спутник-1
Рассекреченные к 60-летию запуска советского спутника документы свидетельствуют, что Центральному разведывательному управлению (ЦРУ) США было известно о планах Советского Союза запустить рукотворную Луну. "Мы полагаем, что СССР способен вывести в начале 1957 года спутник, который мог бы собирать научную информацию и данные, имеющие ограниченную военную ценность", — говорилось в оценке ЦРУ. В документах за 1955 год отмечалось, что спутник можно использовать для сбора разведданных.
Открытие космической эры Советским Союзом стало для руководства США шоком: ведь весь 1957 год американские СМИ рассказывали о готовящемся запуске американской рукотворной Луны. Эмоций добавили кадры последующей неудачной попытки запустить американский спутник ракетой Vanguard 6 декабря 1957 года: в присутствии гостей и журналистов носитель приподнялся на метр, накренился и взорвался.
Пресса окрестила космический аппарат-неудачник "Флопником" и "Капутником", обыгрывая русское название "Спутник", которое узнали во всем мире в октябре 1957 года.
Лишь 1 февраля 1958 года ракета Jupiter C фон Брауна в четырехступенчатой модификации, названной Juno 1, отправила с мыса Канаверал на орбиту первый американский спутник Explorer 1.
Однако космическая гонка между сверхдержавами продолжалась. 15 мая 1958 года СССР вывел в космос целую исследовательскую лабораторию — третий советский спутник длиной более 3,5 м, диаметром до 1,7 м и массой 1,3 т, из которой 968 кг приходилось на научную аппаратуру. 12 апреля 1961 года к звездам отправился Юрий Гагарин — первый космонавт планеты Земля.
Мыс Канаверал стал крупнейшим средоточием площадок для запусков американских космических ракет. Отсюда совершили первые полеты — сначала суборбитальные, а затем и орбитальные — астронавты на модифицированных ракетах Redstone, отсюда стартовали ракеты-носители Saturn 5, доставившие человека на Луну (главным конструктором ракеты был фон Браун), многоразовые корабли Space Shuttle.
В наши дни с космодрома с 75-летней историей совершают полеты многоразовые ракеты-носители Илона Маска, доставляя людей и грузы на Международную космическую станцию, отсюда взлетал сверхтяжелый носитель Space Launch System (SLS), предназначенный для лунной программы Artemis. Согласно планам Artemis, в середине 2030-х годов США планируют высадить людей на Марс.
Виктор Бодров 


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Неужели до Циолковского никто не додумался до ЖРД?  ??? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!