• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Старый

Цитата: АниКей от 25.07.2025 12:11:57https://t.me/premium spaceclub/151286
https://t.me/premium spaceclub/151288
https://t.me/grimdark nessoffarspace/4510
Что за поток сознания? У блохеров точно резьбу сорвало, чтоли?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Потребовалось видимо опять замазать а америкосов гамном. За чонить отомстить. Ну и прикольно жыж, шесть человек, на засратой и провонявшей станции, трагедь!
Ранение в жопу Рогозина меркнет.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Когда потребовалось осторожно экивоками намекнуть на то что произошло на самом деле то было опубликовано эссе про два отказавших российских сортира и не выдержавшую потока говна американку в отчаянии схватившуюся за дрель. 
 Но тут то уже и сортиры и тромб. Это уже трэш какой-то. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

Оригинал tg-дерьма, притащенного АниКеем: https://vg-news.ru/n/153284
Твёрдо стою на пути исправления

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Но главное открытие Леонова это конечно лётчик-испытатель убивший Гагарина с Серёгиным и последующий глобальный заговор в МАП по его отмазыванию.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 27.07.2025 17:22:05Но главное открытие Леонова это конечно лётчик-испытатель
Ну ладно, это уже годы.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 27.07.2025 17:33:21
Цитата: Старый от 27.07.2025 17:22:05Но главное открытие Леонова это конечно лётчик-испытатель
Ну ладно, это уже годы.
Нет. Это в трезвом уме и твёрдой памяти. Он всю жизнь такой. 
Это он так пытался по его разумению оправдать Гагарина от обвинений в воздушном хулиганстве. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Он вполне трезво рассчитал что официальных заключений никто не читал а его выступления останутся в памяти широкой общественности обывателей. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьprokosmos.ru

Не так страшен космос: длительное пребывание на МКС не вредит сердцу и сосудам



Артерии астронавтов, побывавших в длительных экспедициях на МКС, спустя годы остаются в хорошем состоянии. Ученые не обнаружили признаков ухудшения структуры или работы сосудов даже через пять лет после возвращения на Землю. Это особенно важно на фоне других известных последствий космического полета — проблем со зрением, мышцами и костями.
Исследование провела команда из США. Его результаты опубликовали в журнале Journal of Applied Physiology. Ученые наблюдали за 13 добровольцами из числа астронавтов NASA, совершивших полеты на МКС. Каждый из них провел в космосе от четырех месяцев до почти года. Участникам на момент начала миссии было от 30 до 50 с лишним лет. Авторы оценивали состояние сосудов до полета, в ходе пребывания на орбите, через неделю после приземления, а затем еще до трех раз в течение последующих пяти лет.
Анализ касался в первую очередь двух артерий — сонной и плечевой. Ультразвуковые снимки позволяли оценить толщину стенок сосудов и их эластичность. Кроме того, ученые изучали биохимические показатели: уровень воспаления, окислительного стресса, холестерина, сахара и другие параметры. Дополнительно они использовали калькуляторы риска, чтобы предсказать вероятность сердечно-сосудистых заболеваний в течение ближайших десяти лет. Один из этих инструментов был разработан для широкой популяции, другой — для людей с хорошим физическим состоянием, ближе к профилю астронавтов.
В первые дни после полета у добровольцев действительно наблюдались признаки стресса: повышенный уровень воспаления и продуктов окисления в крови и моче. Однако уже через неделю показатели пришли в норму. Ни утолщения, ни потери гибкости стенок сонной артерии за 5 лет не обнаружили. Это важно, потому что именно такие изменения считаются предвестниками заболеваний сердца и сосудов. Способность плечевой артерии расширяться тоже осталась стабильной, что говорит о сохранности функции сосудистой системы в целом.
За семь лет, включая срок наблюдения до и после полета, у участников немного выросли уровни общего холестерина и глюкозы, но гемоглобин A1C — ключевой показатель риска диабета — остался без изменений. Расчеты по первой модели показали, что риск сердечных заболеваний через 10 лет вырос с 2,6% до 4,6%. Но если использовать более точную модель для здоровой выборки, рост составил лишь 0,5%.
Ученые подчеркивают, что практически все астронавты после завершения карьеры в NASA продолжили вести активный образ жизни, даже если формально ушли на пенсию. Именно это, а также их изначально хорошее здоровье, могло сыграть ключевую роль в благополучных результатах. Авторы уточняют: основной вклад в рост рисков дал не космос, а естественное старение организма.
Исследование дополняет картину того, как тело человека адаптируется к жизни вне Земли. Пока известно, что невесомость негативно влияет на мышцы и кости, может вызывать проблемы со зрением и нарушает распределение жидкости в теле. Однако долгая работа в космосе не приводит к катастрофическим последствиям, по крайней мере для сосудов. Исследователи делают вывод, что сердечно-сосудистая система человека достаточно устойчива, чтобы справиться со стрессами длительных экспедиций.
Европейский астронавт Тома Песке и его здоровые артерии. Фото NASA

Цитироватьprokosmos.ru

Длительные космические полеты могут вредить зрению



Длительные космические полеты могут приводить к неожиданной проблеме – ухудшению зрения у космонавтов. Новые исследования показывают, что причина может быть в перераспределении жидкостей тела в невесомости. Специалисты NASA уже начали тестировать способы борьбы с этим эффектом.
Когда космонавты начали проводить на борту Международной космической станции (МКС) по шесть месяцев и более, они начали замечать изменения в своем зрении. Например, некоторые из них отметили, что со временем стали видеть хуже на орбите и для чтения им требовались более сильные очки. Ученые, исследовав этот феномен, обнаружили основные симптомы — отек диска зрительного нерва (места его соединения с сетчаткой) и уплощение формы глазного яблока. Вместе это явление получило название космический нейроокулярный синдром.
В условиях микрогравитации кровь и спинномозговая жидкость перераспределяются, приливая к голове. Исследователи предполагают, что именно это может быть причиной выявленного синдрома. Предположительно, смещение жидкостей вызывает повышение внутричерепного давления, которое, в свою очередь, давит на зрительный нерв и деформирует глаз.
Чтобы проверить эту гипотезу, NASA запустило эксперимент Thigh Cuff («Манжета на бедро»), в ходе которого астронавты носят тугие манжеты на бедрах. Предполагается, что сжатие тканей может ограничить приток жидкости к голове и снизить нагрузку на глаза. Если метод окажется эффективным, такие манжеты станут способом защиты зрения в долгих космических полетах — в том числе на Луну или Марс. Технологию можно будет применить и на Земле — для пациентов с отеками из-за долгого постельного режима или некоторых заболеваний.
С 2015 по 2020 год ученые американского агентства проводили масштабное исследование Fluid Shifts («Смещение жидкости»), которое впервые показало, как в невесомости меняется отток крови из мозга. Другой проект, VIIP («Ухудшение зрения и внутричерепное давление»), исследовал связь между перераспределением жидкостей, внутричерепным давлением и развитием космического нейроокулярного синдрома. В нем участвовали около 300 астронавтов, прошедших МРТ зрительного нерва и анкетирование.
Полученные данные легли в основу разработки шлема виртуальной реальности, который может проводить мультимодальную неинвазивную оценку зрения, чтобы отследить его возможное ухудшение. Исследователи также пришли к выводу, что измерение диаметра оболочки зрительного нерва может стать ключевым методом диагностики зрения во время космического полета.
В одном из случаев у астронавта после шести месяцев в космосе зрение ухудшилось сильнее обычного, но затем состояние улучшилось. Ученые связали это с приемом витаминов группы B и снижением уровня углекислого газа в воздухе на станции после возвращения части экипажа на Землю. Хотя выводы делать рано, это первый успешный случай частичного смягчения симптомов с помощью витаминов прямо в полете.
Еще одно исследование, проведенное Канадским космическим агентством (CSA), показало, что в невесомости снижается жесткость тканей глаза — то же самое на Земле происходит при старении, глаукоме или близорукости. В то же время эксперимент Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) на мышах подтвердил, что искусственная гравитация может уменьшать изменения зрительного нерва и ткани сетчатки глаза.
Ранее NASA представило системы поддержки зрения для космонавтов — специальное покрытие, которое может быть встроено в стекла шлемов скафандров или окна будущей лунной базы и космических кораблей. Это поможет будущим покорителям Луны и других небесных тел Солнечной системы видеть как в темноте, так и в условиях сильной освещенности без нагрузки на глаза.
Астронавт Шейн Кимбро. Фото NASA
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

🟣 Вопрос-ответ. Часть 3
Pro КосмосJuly 28, 2025


🔹 Почему в России не уделяется внимание проектам по поиску планет в других системах?
Игорь Маринин: Такой вопрос возник, вероятно, потому, что в России не принято рекламировать свои достижения так же феерически, как это делают на Западе. Поиском экзопланет российские ученые начали заниматься всего около пяти лет назад и не с помощью космических аппаратов, а с помощью наземных телескопов и автоматизированных систем обработки фотографий.
С 2020 года ученые в ФГБУ «Специальная астрофизическая обсерватория» РАН в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики на 50-сантиметровом роботизированном телескопе проводят наблюдения с целью обнаружения экзопланет методом транзитной фотометрии. Этот метод заключается в наблюдении за звездой и фиксации изменения ее блеска, вызванного проплывающей на ее фоне планетой.
Насколько мне известно, уже обнаружено не менее восьми планет, которые могут оказаться экзопланетами, то есть располагаться в так называемой «зеленой зоне» звезды, где теоретически возможно наличие каких-то форм жизни. Кроме того, ученые Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) МГУ придумали новый способ обработки информации, получаемой уже много лет сетью 40-сантиметровых телескопов МАСТЕР для поиска экзопланет. При этом робот следит самостоятельно за заданными участками неба и собирает информацию от телескопов сети МАСТЕР в специальный архив после первичной обработки. Сейчас в нем накоплены сведения более чем за 20 лет, что дает огромную базу для анализа.
🔹 Насколько дорого стоил бы проект (возможно коммерческий) по организации облетов Луны? Почему в 2000-х годах проект Space Adventure так и не был реализован?
Игорь Афанасьев: В 2005 году РКК «Энергия» вместе с частной фирмой Space Adventures предложила проект коммерческого облета Луны 1-2 туристов на корабле «Союз-ТМА» по траектории свободного возвращения. Для старта с околоземной орбиты корабль должен был состыковаться с отдельно запущенным разгонным блоком «ДМ», который затем разогнал бы его в сторону Луны. После этого корабль по петлеобразной траектории вернулся бы на Землю.
Для реализации этого проекта потребовались бы следующие шаги:
1. Модернизация «Союза ТМА»: усиление теплозащитного экрана, установка системы дальней связи и проведение дополнительного комплекса наземных испытаний.
2. Запуск пилотируемого корабля («Союз ТМА» плюс ракета-носитель «Союз ФГ»).
3. Запуск разгонного блока («ДМ» с дополнительной системой стыковки плюс ракета-носитель «Протон-М»).
4. Проведение летных испытаний всей системы, включая минимум 1-2 беспилотных облета без аварий.
Очевидно, что затраты на такую миссию были бы в 3-5, а то и в 10 раз выше, чем на обычный полет «Союза ТМА» на МКС. Вопрос о целесообразности такого полета вне рамок национальной космической или международной программы остается открытым.
20 июля 2006 года глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов объявил, что первый пилотируемый облет Луны на модернизированном «Союзе» планируется на 2012 год. Однако после его отставки 22 июня 2007 года проект туристического облета Луны был закрыт.
🔹 Полёт «Луны-27» будет реализован на двух изделиях? Вопрос решен окончательно?
Игорь Маринин: По словам научного руководителя Института космических исследований РАН Льва Матвеевича Зеленого, в программу «Космос» заложено изготовление посадочной станции «Луны-27» в двух экземплярах. Обе полетят к Луне в 2028 и 2029 г. 
🔹 Когда SpaceX осуществит первый пилотируемый полёт на Марс?
Игорь Афанасьев: В марте 2025 года Илон Маск сообщил в социальной сети X о своих планах отправить автоматическую ракету на Марс к концу 2026 года, а в период с 2029 по 2031 год осуществить пилотируемую экспедицию.
По его словам, компания SpaceX планирует запустить космический корабль Starship с гуманоидным роботом Optimus, разработанным компанией Tesla, к Красной планете в конце 2026 года. Если посадка пройдёт успешно, то, по мнению Маска, уже в 2029 году можно будет отправлять на Марс людей. Однако, по его словам, более вероятным сроком является 2031 год.
Стоит отметить, что миллиардер известен своей склонностью устанавливать слишком оптимистичные сроки. При этом ход летных испытаний ракетно-космической системы Superheavy — Starship показывает, что некоторые важные системы, связанные с запуском корабля на орбиту, ещё не отработаны до конца. То же самое можно сказать и о системах орбитальной дозаправки огромного корабля, входа в марсианскую атмосферу и посадки.
🔹 Когда Япония разработает свой первый пилотируемый космический корабль?
Игорь Маринин: В начале 2000-х годов в Японии рассматривалось два варианта пилотируемых космических кораблей: «Фудзи» — с многоразовым спускаемым аппаратом капсульного типа, и крылатый HOPE. Но оба проекта были закрыты на различных стадиях. Наиболее перспективной казалась идея создать пилотируемый корабль на базе автоматического грузового корабля HTV «Конотори». Но и этот проект отложен на неопределённый срок. С моей точки зрения, у Японии нет острой необходимости создавать свой пилотируемый корабль, так как Японское космическое агентство JAXA успешно сотрудничает с NASA, и японские астронавты регулярно летают на МКС и обслуживают японский модуль «Кибо». На ближайшем Crew Dragon отправится очередной японец Кимия Юи, который сменит отработавшего на МКС почти полгода Такуя Ониси. В перспективе Япония планирует активное участие в американской программе возвращения на Луну.
🔹 Вот ракета уже пышет жаром, а всё еще стоит на месте. Ее какие-то конструкции специально удерживают, чтобы он не взлетела раньше времени, набрала мощи так сказать, или тяга естественным образом набирается и в какой-то момент ракета отрывается от земли плавно? 
Игорь Афанасьев: Есть разные способы наземного старта.
При «свободном» ракета удерживается на земле (например, фермами, как у «Союза») до тех пор, пока тяга двигателей не превысит её вес. Тогда начинается движение (а у «Союза» фермы отбрасываются в стороны под действием противовесов).
При «заневоленном старте» ракета удерживается на старте замками или пироболтами. Пока двигатели набирают тягу и выходят на режим, система контроля наблюдает за их характеристиками. В случае, если всё проходит штатно, дается команда на раскрытие замков или подрыв пиропатронов. И тогда ракета улетает. Но если система обнаруживает отклонения от нормы (например, двигатели выходят на режим не все сразу или не так быстро, как должны), выдается сигнал на выключение двигателей, и ракета остается на земле. Наземные службы получают возможность определить и устранить неисправность, ракету снова готовят к старту, и процедура повторяется вновь. Это позволяет сберечь дорогостоящую матчасть и использовать её по назначению.
Такой случай произошел 14 июня 2024 года, когда компания SpaceX в последнюю секунду отменила старт ракеты с 22 спутниками Starlink из Флориды. Уже после включения двигателей обнаружилась «редкая поломка», поэтому Falcon 9 пришлось снять со стартового комплекса. Первая ступень с «забарахлившими» двигателями была успешно повторно использована меньше чем через месяц, 3 июля.
🔹 Когда состоится миссия к одной из до сих пор не исследованных карликовых планет (Хаумеа, Макемаке или Эрида)?
Игорь Маринин: Хаумеа, Макемаке и Эрида – это только три из пяти официально признанных карликовых планет. Еще четыре стоят в очереди на признание, еще как минимум 10 вероятнее всего тоже можно отнести к карликовым планетам, то есть, они имеют сферическую форму, и передвигаются самостоятельно по более-менее стабильной орбите вокруг Солнца. Орбиты Хаумеа, Макемаке и Эриды – более далекие от Солнца, естественно, и от Земли, чем орбита Плутона. Исследовать небольшие объекты на таком расстоянии невероятно трудно, а лететь к ним займет не один десяток лет. Поэтому карликовые планеты исследуют пока с помощью телескопов. Например, на орбите Хаумеа открыто минимум 2 спутника, на Макемаке и Эриде пока по одному. Но это, думаю, не предел, ведь на орбитах вокруг более близкой карликовой планеты Плутона открыто уже 5 спутников. Исследования продолжаются.
🔹 Есть ли реальные прорывы в технологиях работы двигателей, которые уже внедряются либо в ближайшее время будут внедрены, которые позволят развивать значительно более высокие скорости в космосе? Периодически появляются сообщения о том же ядерном двигателе и т.п., но как-то все тихо на практике.
Игорь Афанасьев: Сейчас ученые близки к прорывам в двигательных технологиях, которые могут сократить время полетов к дальним планетам или увеличить расстояния, которые способны пройти космические аппараты. Особенно важны исследования в области ядерной энергии.
Ядерные ракетные двигатели могут значительно ускорить дальние космические полеты благодаря более высокой эффективности и удельной тяге – она позволит сократить время полета, или увеличит массу полезной нагрузки.
Считается, что использование ядерных двигателей может открыть новые горизонты в исследовании космоса, включая возможность полётов к другим звёздам: большая эффективность позволит преодолевать огромные расстояния за сравнительно небольшое время, что при использовании химических двигателей невозможно.
Существуют различные типы ядерных двигателей:
• ядерные тепловые двигатели – в них тепло от ядерного реактора используется для нагрева рабочего тела (обычно водорода), которое затем расширяется и выбрасывается через сопло, создавая тягу.
• ядерные электрические двигатели – в них тепло от ядерного реактора используется для выработки электроэнергии, которая затем питает электроракетный (например, ионный) двигатель. Это позволяет достичь очень высокой удельной тяги, но требует более сложной конструкции.
Все технологии использования ядерных двигателей сопряжены с рядом проблем и вызовов:
• технологические трудности – создание надёжных и безопасных ядерных двигателей представляет собой сложную инженерную задачу; существуют проблемы с материалами, устойчивыми к высоким температурам и радиации, а также с контролем и безопасностью ядерного реактора в космосе;
• финансовые затраты – опыт ранних работ 1960-1980-х показал, что разработка и испытание ядерных двигателей требуют значительных инвестиций, что сейчас препятствует их широкому внедрению;
• потенциальные риски – необходимы строгие меры безопасности для предотвращения радиационного заражения в случае аварии.
Несмотря на существующие проблемы, ядерные двигательные установки считаются одним из наиболее перспективных направлений развития космических технологий, способным революционизировать дальние космические полёты.
🔹 Когда будет запущен следующий космический аппарат для исследований Урана и/или Нептуна?
Игорь Маринин:В конце второго десятилетия нынешнего века ученые в США и ряда университетов предлагали НАСА к реализации программы отправки станций к двум самым дальним планетам Солнечной системы: к Урану и Нептуну. Из четырех вариантов полета (три к Урану и один к Нептуну) выбрали исследование Урана с его орбиты и после входа в атмосферу. Первоначальный план включал запуск аппарата с использованием ракеты-носителя Falcon Heavy с гравитационным ускорением у Юпитера, что позволило бы достичь Урана в 2044 году. Однако, 23 октября 2023 года НАСА объявило, что из-за дефицита производства плутония запуск запланирован на середину – конец 2030-х годов, что было бы более вероятно. Дадут ли деньги на этот проект – вопрос открытый, особенно сейчас, когда идет сокращение финансирования Американского космического агентства. Что касается Нептуна, то его, а также его спутник Тритон намечают исследовать Китай. Пуск аппарата наметили на 2033 год, когда откроется «окно» для наиболее удобного перелета. Предполагается, что через 15 лет аппарат выйдет на околонептунную орбиту. От него отделится зонд для исследования атмосферы планеты, а сам аппарат после гравитационного маневра у Тритона выйдет на эллиптическую орбиту. С нее аппарат будет изучать магнитосферу и кольца Нептуна, и спутник Тритон. Информации о других странах, намечающих исследования Урана или Нептуна, не появлялось.
🔹 Что стоит ожидать из значительного в российской космонавтике в ближайшие лет 10 (ну может 20)?
Игорь Маринин: По имеющимся данным, программа «Космос» 2026–2030 гг., принятая в этом году, включает в себя восемь направлений, основные из которых можно объединить под названием «Космос – Землянам». Пилотируемое направление предусматривает эксплуатацию российского сегмента МКС экипажами до 2028 г. с возможностью продления до 2030 г., если позволит техническое состояние систем. В 2027–28 гг. начнется строительство РОС и полеты на нее на Перспективных транспортных кораблях нового поколения (ПТК НП, называвшиеся ранее «Федерация» и «Орёл») могут проходить одновременно с длительными полетами космонавтов на МКС на борту «Союзов МС». Про полеты на Луну известно пока лишь то, что Россия на себя взяла создание ядерной энергетической установки для Международной лунной научной станции, разрабатываемой по инициативе Китая. Что касается дальнего космоса, то на 2027 г. намечен старт АЛС «Луна-26» на окололунную орбиту, в 2028 г. – старт посадочной станции «Луна-27» с большим комплектом научной аппаратуры. Эта станция будет изготовлена в двух экземплярах. Дублер полетит в любом случае: если первая «Луна-27» не выполнит программу полета, то по ее программе. Если выполнит, то будет прилуняться в другом месте и будет исследовать другой, не менее интересный регион. На начало 2030 г. планируется начало реализации проекта «Бумеранг» с доставкой грунта спутника Марса Фобоса на Землю. Это первый этап программы «Экспедиция М» по исследованию спутников Марса. Дальше наступит очередь Деймоса. Программа предусматривает и реализацию проекта «Венера-Д», которое затормозилось с уходом из нее зарубежных партнеров. В программу «Космос» заложено много интересного для науки, но что окончательно туда войдет и в какие сроки будет реализовываться, станет известно только после подписания Президентом и официальной публикации.









Report content on this page
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 29.07.2025 06:06:01Когда SpaceX осуществит первый пилотируемый полёт на Марс?
Ответ Афанасьева неправильный. Правильный ответ: -никогда!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Космический архив
Отец пакетной схемы — кем был Михаил Тихонравов, правая рука Королева
29 июля 2025 года, 17:52
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Сергей Павлович Королёв — имя, известное всему миру. Но за его спиной стоит целая команда соратников, инженеров и ученых, которые внесли огромный вклад в развитие ракетно-космической техники. Михаил Клавдиевич Тихонравов — один из таких людей. Его значение для отечественной космонавтики трудно переоценить. Он создал первую советскую жидкостную ракету ГИРД-09 и разработал концепцию пакетной схемы, которая легла в основу легендарной «семёрки». Более того, Тихонравов стоял у истоков запуска Первого спутника, открывшего космическую эру, и, по некоторым данным, придумал слово «космонавт».
Содержание
1От древнегреческого до «Жар-птицы»2«Экзамен выдержан»3Циолковский и «Реактивный институт»4ВР-1905Пакетная схема и спутник6«Бип! Бип! Бип!»7Заместитель главного конструктора
Спойлер
От древнегреческого до «Жар-птицы»
Михаил родился 29 июля (16 июля по старому стилю) 1900 года во Владимире. Его отец был юристом, а мать — преподавателем рисования. С юных лет мальчик увлекался наукой и техникой, изучал латынь и древнегреческий.
Началась Первая мировая война, произошла революция, и семья, в которой было пятеро детей, из-за тяжёлых условий жизни переехала в Переславль-Залесский. Позднее Михаил добровольно вступил в Красную армию и служил на фронте.
В 1920 году он стал инструктором политотдела Владимирского губернского военного комиссариата, и был отправлен учиться в недавно созданный Институт инженеров Красного Воздушного флота, позже переименованный в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского.
Почему его направили именно туда? Вероятно, потому что молодого человека интересовали теория воздухоплавания и межпланетные полеты. Он был знаком с трудами Жуковского и Лилиенталя, Можайского и Циолковского. Здесь он учился вместе с будущими знаменитыми авиаконструкторами Сергеем Ильюшиным, Артёмом Микояном и Александром Яковлевым.
После окончания института Михаил работает инженером на различных авиационных предприятиях. В свободное время увлекается планерами. Первый — «Змей Горыныч» — он строит вместе с Владимиром Вахмистровым. В 1927 году на соревнованиях планеристов в Коктебеле, летая на своем планере «Жар-птица», он знакомится с 20-летним Сергеем Королёвым.
Наталья, дочь Михаила Клавдиевича, вспоминала: «,,Жар-птица" была очень послушной машиной. Её легко было поворачивать, и она слушалась безупречно. Сергей захотел полетать на ней. Папа, конечно, не возражал. Сергею очень понравилось, и после полета они проговорили весь вечер. Тогда они ещё не могли представить, что их жизни будут связаны, и что они вместе будут покорять космос».
«Экзамен выдержан»
Хотя Михаил Тихонравов с детства был увлечён авиацией, его главной мечтой стали полёты в космос. Возможно, дальнейший путь будущего создателя ракетно-космической техники предопределила встреча с Фридрихом Цандером, ярым сторонником идеи межпланетных полётов.
В период с 1922 по 1925 год Цандер выступал с докладами и лекциями о создании межпланетных средств сообщения в Физическом институте Московского госуниверситета, Научно-техническом комитете Высшего совета народного хозяйства, на государственном авиазаводе № 4 и в военно-научном обществе Академии Воздушного флота имени Жуковского. Именно там он и познакомился с Тихонравовым.
В то время в СССР была очень популярна космическая фантастика. «Лирики» мечтали найти в космосе идеальное общество, а «физики» — научные способы попасть в другие миры. Одним из самых популярных научно-фантастических произведений того времени становится роман Алексея Толстого «Аэлита». Люди выстаивали длинные очереди, чтобы посмотреть фильм, снятый по этому роману.
Узнав, что в 1931 году Королёв и Цандер вместе с несколькими соратниками создали московскую Группу изучения реактивного движения (ГИРД), Тихонравов вскоре присоединяется к ним. Это событие — важнейшая веха в истории советской ракетной техники.
ГИРД стала первым шагом к воплощению научных идей и теоретических расчётов в металл. По словам Михаила Клавдиевича, мысли о практическом применении реактивного движения возникали у многих инженеров и учёных задолго до создания ГИРД. Однако эти одиночки не могли создать единый целеустремлённый коллектив и работали разрозненно. С появлением ГИРД закончилась кустарная работа отдельных энтузиастов.
С 1932 года Тихонравов возглавляет в ГИРДе бригаду, занимающуюся разработкой ракетных двигателей и ракет на жидком топливе, а параллельно ведет расчёты конструкции ракеты в целом. Михаил Клавдиевич мог использовать свой опыт в авиастроении для воплощения смелых идей по преодолению земного притяжения.
17 августа 1933 года на полигоне в подмосковном Нахабине стартовала первая советская ракета ГИРД-09 с гибридным двигателем на жидком кислороде и загущенном бензине конструкции Тихонравова. За 18 секунд полёта ракета поднялась на высоту 400 метров.
Запуск проводил Сергей Королёв. По иронии судьбы, Михаил Тихонравов, один из главных участников проекта, не смог присутствовать на этом историческом событии. Королёв отправил его отдохнуть и порыбачить на реке Хопёр, так как Тихонравов измотал себя до предела.
Об успешном запуске Королёв сообщил ему кодовой телеграммой: «Экзамен выдержан. Коля». Это был единственный намёк на успешный старт ракеты, которую они строили вместе.
Интересно, что Михаил Тихонравов создал не только ракету ГИРД-09, но и собственную семью. Вскоре после успешных испытаний техник второй бригады Ольга Паровина стала его женой.
Циолковский и «Реактивный институт»
Успехи ГИРД в 1933 году привели к учреждению Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), где Тихонравов был одним из ведущих специалистов в области жидкостных и твердотопливных ракет и снарядов. Он уделял особое внимание развитию идей Константина Циолковского, которого посетил вместе с начальником РНИИ Иваном Клейменовым.
«Наш приезд в Калугу был направлен на то, чтобы познакомить Константина Эдуардовича с нашими работами по реактивному движению, — вспоминал Тихонравов после памятной встречи 17 февраля 1934 года. — Ознакомившись с фотографиями ракет, Константин Эдуардович был удивлен: "Не ожидал, что уже так много сделано в этой области"».
В статье «На ракете в стратосферу», опубликованной в калужской газете «Коммуна» в январе 1936 года, Тихонравов писал: «Полет человека на ракете вполне возможен. Человек на ракете поднимется в высшие слои атмосферы, покинет Землю и осуществит давнишнюю мечту человечества о посещении других миров, мечту, которую К.Э. Циолковский своими работами превратил из фантазии в реальность».
Вскоре в руководстве РНИИ наметился раскол по техническим и политическим разногласиям. К счастью, Тихонравов в конфликтах не участвовал. Возможно, именно это позволило ему избежать репрессий. С 1938 года он исследовал жидкостные ракетные двигатели и разрабатывал методы повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Его работы по наземным пусковым установкам легли в основу создания реактивных снарядов М-8, М-13, М-20 и других, а также установок БМ-13 («Катюша»), БМ-8 и других изделий для Гвардейских минометных частей.
С 1940 года и во время Великой Отечественной Тихонравов возглавлял группу по разработке самолета-перехватчика «302» с комбинированной силовой установкой из жидкостного ракетного и двух прямоточных воздушно-реактивных двигателей.
В октябре 1942 года он стал Начальником лаборатории в НИИ-3.
В 1944 году был создан НИИ-1, который занимался всеми научно-исследовательскими и конструкторскими работами в области реактивной авиатехники: газовых турбин, реактивных двигателей, самолётов и специальной аппаратуры. Тихонравов возглавил в институте лабораторию.
Когда летом 1944 года в Польше в распоряжение советских войск попали фрагменты немецкой баллистической ракеты А-4 («Фау-2»), Тихонравов в звании инженера-полковника вошёл в состав первой группы НИИ-1, и в августе-сентябре 1944 года выполнял задание правительства в 60-й армии 1-го Украинского фронта в комиссии под руководством генерал-майора Петра Фёдорова.
С сентября 1944 года он — начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1, затем — начальник лаборатории НИИ-1.
ВР-190
1 / 9




Фото Анатолия Молчанова из собрания Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), Арх. № 0-7233Михаил Клавдиевич Тихонравов, 1971 год













Вскоре после войны Тихонравов занял должность заместителя директора НИИ-4 — советского аналитического центра по военной ракетной технике. Изучив «немецкое ракетное наследие», Михаил Клавдиевич вернулся к идее ракетного полета человека в космос. Совместно со своим коллегой инженером-химиком Николаем Чернышёвым, осенью 1945 года он разработал проект высотной пилотируемой ракеты ВР-190, который предусматривал вертикальный ракетный полет двух пилотов и научной аппаратуры на высоту до 200 км. В основу проекта легла А-4, оснащённая герметичной кабиной для возвращения исследователей.
В феврале 1946 года проект был представлен секретарю АН СССР Николаю Бруевичу, а в марте — президенту АН СССР Сергею Вавилову. После положительной оценки экспертной комиссии академика Сергея Христиановича проект был передан в Министерство авиационной промышленности.
В мае 1946 года Чернышёв и Тихонравов направили письмо главе государства: «Генералиссимусу Советского Союза товарищу Сталину. Нами разработан проект советской высотной ракеты для подъема двух человек и научной аппаратуры на высоту 190 километров. Проект базируется на использовании агрегатов трофейной ракеты «Фау-2». Практическая реализация проекта при создании необходимых условий возможно в срок, близкий к году».
На этом письме Сталин оставил резолюцию: «Предложение интересное — рассмотреть для реализации».
В качестве подготовительного этапа в НИИ-4 была начата научно-исследовательская работа ВР-190 «Ракетный зонд» с целью разработки безопасного спуска отделяемой головной части с приборами. В 1948 году тема «Ракетный зонд» получила положительную оценку Сергея Королёва, который признал её значимость для решения текущих практических задач.
Затем было принято решение передать проект ВР-190 в особое конструкторское бюро ОКБ-1 Королёва в НИИ-88 Министерства вооружений для полномасштабной реализации. Тихонравов и Чернышёв в проекте больше не участвовали.
В ОКБ-1 проект ВР-190 начал активно воплощаться в жизнь. Планировалось создать на основе боевых баллистических ракет высотные аппараты с герметичными головными частями, оснащёнными системами жизнеобеспечения и приземления. На этих ракетах предполагалось отправить на большую высоту высокоорганизованных животных для оценки комплексного воздействия факторов, которые также будут влиять на человека.
На более сложных и крупных изделиях было проведено три серии суборбитальных полётов собак: в 1951 году — на ракетах Р-1Б и Р-1В, в 1954—1957 годах — на Р-1Д и Р-1Е, в 1957—1960 годах — на Р-2А и Р-5А.
Пакетная схема и спутник
Вскоре Тихонравов обратился к многоступенчатости. Изначальная его идея состояла в формировании изделия в виде связки — пакета — одинаковых одноступенчатых ракет. В качестве последних рассматривались проектируемые под руководством Королёва ракеты дальнего действия Р-2 и Р-3. По расчётам выходило, что связка из нескольких Р-3 обеспечивала межконтинентальную дальность стрельбы, а также могла бы вывести на орбиту автоматический или пилотируемый спутник.
На конференции НИИ-4 в 1950 году Михаил Тихонравов представил концепцию, которая вызвала резкую критику. Причина заключалась в том, что идея обсуждалась среди военных специалистов, не знакомых с данной проблемой. Увлечение космосом не нашло поддержки ни у руководства, ни у многих сотрудников института. В НИИ-4 даже появилась частушка:
«Видели мы нынче, как собрался Миша
Покинуть нашу землю у всех нас на виду.
В пакет свой поселился, с друзьями он простился
И быстро удалился, обнявшись с обезьяной, на Луну».
Михаила Клавдиевича понизили в должности до научного консультанта и запретили заниматься данной проблемой. Однако идею поддержал Королёв, который от лица возглавляемого им ОКБ-1 выдал Тихонравову задание на исследование ракет пакетной компоновки.
Михаилу Клавдиевичу удалось сплотить вокруг себя группу молодых соратников, которых позднее так и называли «группой Тихонравова». В неё входили Олег Гурко, Игорь Яцунский, Анатолий Брыков, Григорий Москаленко, Игорь Бажинов, Глеб Максимов и Лидия Солдатова. В период с 1951 по 1953 год группа Тихонравова интенсивно работала над несколькими концепциями межконтинентальной баллистической ракеты.
Результаты этой работы, вкупе с исследованиями Математического института Академии наук под руководством Мстислава Келдыша, в конечном итоге позволили создать фундамент для проектирования межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 — знаменитой «семёрки», обеспечившей прорыв человечества в космос. Разработка Р-7 была санкционирована в 1953 году.
При поддержке Королёва, Тихонравов и его команда начали детальную проработку идеи запуска искусственного спутника. В конце 1953 года руководство НИИ-4 одобрило первое серьёзное исследование в этой области в рамках «Темы 72». Группа Тихонравова решала разнообразные инженерные задачи, причём каждый участник трудился над конкретной темой: выведением спутника на орбиту, посадкой ракеты-носителя и оптическим наблюдением за спутником.
В мае 1954 года Королёв обратился в Совет Министров СССР с просьбой разрешить создание и строительство спутника. Он приложил краткое изложение работы Тихонравова, которое подтверждало не только возможность создания искусственного спутника, но и способность страны опередить в этом направлении американцев.
«Бип! Бип! Бип!»
Решение о запуске спутника было принято спустя год. Из дневника Михаила Тихонравова можно узнать о сложностях этого критического периода. В одной из записей он сетует, что после его доклада «вопросов не последовало». Тем не менее, разрешение было получено, и инженеры ОКБ-1 начали создавать первый советский спутник «Объект Д» для изучения геофизических явлений с околоземной орбиты.
Однако обсерватория расчётным весом почти полторы тонны оказалась слишком сложной. Ее предполагалось оснастить разнообразной научной аппаратурой, разработчики которой не всегда успевали с поставками. Трудности встретились и при переделке «семёрки» под «Объект Д».
Кроме того, Королёв и Тихонравов, перешедший в ОКБ-1 в 1956 году и возглавивший отдел №9 по разработке космических аппаратов, знали об американском проекте Vanguard по созданию спутника. Американский аппарат был проще и легче «Объекта Д» и имел больше шансов полететь первым. Это обстоятельство беспокоило Сергея Павловича и Михаила Клавдиевича.
Много лет спустя в интервью с журналистом и писателем Ярославом Головановым Михаил Тихонравов вспомнил важный разговор с Сергеем Королёвым. Когда последний пожаловался на задержки с поставкой оборудования для спутника, Тихонравов неожиданно предложил: «А что если сделать спутник легче и проще? Может, килограммов на тридцать, а то и меньше?» Этот вопрос стал поворотным моментом, который привел к триумфу Советского Союза в космосе.
1 / 8




Фото Юрия Победоносцева из фонда Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. ЦиолковскогоИнженер-конструктор Михаил Тихонравов с фрагментом двигателя ракеты «Фау-2», Дембица, Польша, 1944 год












Сергей Павлович не любил откладывать решения. Уже в конце 1956 года он поручил группе инженеров создать простейший спутник. Металлический шар весом менее 84 кг с аккумулятором, радиопередатчиком, системой терморегулирования и антеннами можно было быстро собрать и испытать. Все работы велись в ОКБ-1, почти не завися от подрядчиков.
«Простейший спутник» (он же ПС-1, он же «Первый спутник»), конечно, тоже немного задержался, но был готов раньше американского конкурента. К тому же, для него зарезервировали и носитель — межконтинентальную Р-7 из числа построенных для лётно-конструкторских испытаний.
Работа по подготовке ПС-1 к запуску велась днем и ночью, и прервалась лишь однажды — Михаил Клавдиевич и Сергей Павлович посетили празднование 100-летия со дня рождения К.Э.Циолковского. Церемонии прошли в Москве и в родном городе Циолковского, Калуге, всего за две недели до запуска «спутника».
4 октября 1957 года мир услышал «бип-бип-бип» — Первый спутник успешно вышел на орбиту, открыв космическую эру. Королев и Тихонравов, полные волнения и усталости, не сомкнули глаз всю ночь. На следующий день Михаил Клавдиевич коротко отметил в дневнике: «В газетах пишут о запуске Спутника».
Заместитель главного конструктора
После успеха ПС-1 Тихонравов возглавил все космические проекты Королёва, включая разработку корабля «Восток». В то время как его начальник был «первым среди равных» в советской космической программе, Михаил Клавдиевич оставался в тени. «Тихонравов был невероятно умен, но избегал публичности, — вспоминал Олег Гурко. — Он не стремился к наградам, должностям или влиянию».
Даже близкие не понимали, чем занимается Тихонравов. Его дочь Наталья в интервью призналась: «Мы с мамой ничего не знали. Даже когда запускали Первый спутник и Юрия Гагарина... Позже мама начала догадываться: командировка, потом результат...»
Коллеги отмечали, какими разными по характеру были Королёв и Тихонравов. Первый был импульсивным и вспыльчивым, его боялись. Второй, напротив, был спокойным и открытым. Лётчик-космонавт Виталий Севастьянов, работавший в ОКБ-1 под руководством Тихонравова, говорил, что тот был «неторопливым, основательным и склонным к размышлениям. Он никому не навязывал своих идей и не повышал голос». Севастьянов вспоминал, что с другими Королёв мог вспылить из-за мелочи, но с Тихонравовым всегда успокаивался.
Несмотря на давнюю дружбу, Королёв и Тихонравов иногда не соглашались друг с другом. Борис Черток, один из заместителей Сергея Королёва, вспоминал, что Сергей Павлович не пригласил Михаила Клавдиевича на запуск «Востока» с Юрием Гагариным, хотя Тихонравов руководил разработкой корабля. Этот случай, по словам Бориса Евсеевича, «очень сильно задел» Тихонравова.
Работа с Королёвым никогда не была лёгкой, но, несмотря на некоторые разногласия, Михаил Клавдиевич получал от неё истинное удовольствие. После «Востока» он руководил созданием советских автоматических лунных станций, занимая пост заместителя главного конструктора ОКБ-1. После смерти Королёва с 1966 по 1970 год работал заместителем главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) Василия Мишина, а с 1970 по 1973 год был научным руководителем предприятия, а также преподавал в Московском авиационном институте (МАИ) имени Серго Орджоникидзе.
В начале 1970-х у Михаила Клавдиевича диагностировали рак. Он ушёл из жизни 4 марта 1974 года в возрасте 73 лет. На его могиле нет упоминаний о «Спутнике», «Семёрке», «Востоке» или «Луне». Скромное надгробие украшено барельефным портретом, контуром ГИРД-09 и надписью: «Тихонравов Михаил Клавдиевич, 1900–1974. Конструктор первой советской ракеты, участник создания космических летательных аппаратов. Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии».
После смерти, как и при жизни, Михаил Тихонравов остаётся в тени Сергея Королёва. Его скромность и нежелание присваивать чужие заслуги привели к тому, что его достижения в советской космонавтике часто оставались незамеченными. Юбилей этого выдающегося учёного и инженера — хороший повод отдать ему должное.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!