• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


kp.ru

50 лет полету «Союз-Аполлон»: Уникальный скафандр, тюбик с сюрпризом, духи с космическим ароматом
Евгений АРСЮХИН


50 лет назад, 17 июля 1975, состоялась самая знаменитая стыковка в истории космонавтики: в космосе встретились советский корабль «Союз» и американский, овеянный флером лунных легенд, «Аполлон» height=100% width=100%
50 лет назад, 17 июля 1975, состоялась самая знаменитая стыковка в истории космонавтики: в космосе встретились советский корабль «Союз» и американский, овеянный флером лунных легенд, «Аполлон»
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
50 лет назад, 17 июля 1975, состоялась самая знаменитая стыковка в истории космонавтики: в космосе встретились советский корабль «Союз» и американский, овеянный флером лунных легенд, «Аполлон». За историческим событием следила вся планета, и, конечно, нет числа занятным историям и курьезам. О самых любопытных мы и расскажем вам сегодня.
Спойлер

ВСТРЕЧА НАД ЭЛЬБОЙ
Это поразительно, но стыковка «Союза» и «Аполлона» произошла над рекой Эльбой, где за 30 лет до этого встретились войска союзников, СССР и США. И ни у кого не было сомнений: подгадали! Сидели в высоких кабинетах, символизм отыскивали.
Где мигранты из Средней Азии сдают один подъезд, они сдают три: Корейцы открыли в России второй фронт - трудовой height=100% width=100%
А ведь это была чистая случайность. Стыковаться должны были, согласно устоявшейся легенде, над Москвой. А почему не над Вашингтоном, что за невиданная щедрость со стороны американцев?
- Вообще-то орбита не проходит в точности ни над Москвой, ни над Вашингтоном, - слегка развеивает миф в беседе KP.RU сотрудник Музея космонавтики Виктор Таран.
Тем не менее в иллюминатор Москву было бы видно. Но в полете случились технические проблемы, и стыковка отложилась всего на несколько минут. Этого было достаточно, чтобы корабли успели отлететь от Москвы, и оказаться над Германией - над Эльбой! Тоже не вполне точно, не прямо над ней, тем не менее. И вышло, согласитесь, вдвойне символично. Если хотите, знак свыше.
[img width=100% height=100%]https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043151/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
СКАФАНДР ИЗ ТКАНИ «ЛОЛА»
Чтобы состыковать совершенно непохожие конструкции кораблей, пришлось придумать массу технических новинок. Достаточно сказать, что в проекте участвовал не серийный «Союз», а модифицированный. Остановимся на двух действительно остроумных вещах: особых скафандрах и стыковочных узлах.
Советские космонавты дышали воздухом, как на Земле, а американские – почти чистым кислородом. Видимо, чтобы побольше бодрости вдыхать. Но вот проблема: наши скафандры в практически чистом кислороде легко бы горели. Если поджечь. Никто не проверял, но опасность следовало исключить. Советские инженеры пошли по излюбленному пути: придумали масштабное решение частной задачи. Новый полимер с нуля! Вдвое более жаростойкий, чем лучшие западные аналоги. Из него сделали ткань «Лола», и вот благодаря ей участникам миссии пламя не угрожало.
Не меньше хлопот было со стыковочным узлом. Прежде их конструкции были устроены как аудиоразъемы, папа-мама. Если на одном корабле штырь, на другом должна быть лунка. Но решили сделать узел универсальным. Надо – он папа, а надо – и мама. Именно эта конструкция называется андрогинно-периферийный агрегат стыковки, и она придумана в ОКБ-1 Владимиром Сыромятниковым. Задумка оказалась годной, и на МКС сегодня – именно такого типа стыковочные узлы.
[img width=100% height=100%]https://s12.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043146/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ЛЕОНОВ-ХУДОЖНИК
Командир «Союза» Алексей Леонов отлично рисовал. Он изобразил в «академической манере», на холсте, историческую миссию, но, скорее всего, ему же принадлежит и дружеский шарж. Диптих своего рода. Он широко разошелся по СМИ, и воспринимался как «газетная карикатура».
На шарже – и наш корабль, и их, причем космонавты сидят снаружи, оседлав свои «ракеты». Леонов держит «морской» штурвал, отчего «Союз» приобретает сходство с океанским судном. А американцы вооружились чем-то вроде лассо, чтобы, значит, пришвартоваться. И пока американцы по-английски вопрошают, «где они?», наши уже видят: «Вот они».
Этот шарж издали в виде открытки, и по всему миру до сих пор продается. Зашел на один западный аукцион, только что продано за 350 долларов. В большинстве изданий авторство Алексея Леонова не оспаривается. Однако, у специалистов нет-нет, да возникнут сомнения. Очень уж не похожа манера рисунка на то, что мы привыкли ожидать от картин Леонова.
- Тем не менее, нам удалось установить, что это именно его работа, нет никаких сомнений, - говорит Виктор Таран.
Карикатур вообще было много. Например, политическая, художника Бориса Ефимова: в небе – стыковка, а внизу злобно суетится абстрактная военщина – тоже, видимо, американская. Много рисовали и американцы: и нечто пафосное (бюсты участников миссии на фоне Земли), и с юмором.
[img width=100% height=100%]https://s16.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043149/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ВОДКА
Легендарный космонавт Алексей Леонов (первый человек, вышедший в открытый космос - это было в 1965 году, за 10 лет до «Союза» - «Аполлона»), был известен своими шутками. Не изменил он себе и в этот раз.
Состыковались, американцы вплыли в «Союз», произошло знаменитое рукопожатие, и тут Леонов достает три тюбика, а на них написано, «Водка Столичная», «Московская» и «Старка», рассказывает KP.RU историк космонавтики, научный редактор АНО «Роскосмос Медиа» Игорь Маринин. Леонов подмигивает, мол, выпьем. Русский обычай!
У Томаса Стаффорда, командира американского корабля, на лице буря эмоций. Тоже подмигивает, но в сторону камеры, мол, нельзя, накажут.
– Ничего! – парирует Леонов, и камеры отключает.
Взаправду. На Земле задергались, мол, «что там у вас происходит, немедленно верните трансляцию». Приказ Земли – закон, вернули, а в тюбиках оказались борщ да щи. Тоже русская традиция!
Отведав супов, Стаффорд потом тихонько сказал Леонову:
- А жаль, что не водка. Я уж поверил.
[img width=100% height=100%]https://s15.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043152/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ЗАТМЕНЬЕ СОЛНЦА ТЕМНИТ НЕБОСВОД
В те годы Солнце представляло собой колоссальную научную загадку (да и сейчас представляет). Особенно хотелось изучить атмосферу светила, ее «корону». Корону видно во время полных солнечных затмений, но это такая редкость! С началом космической эры подумали: эка задача, сейчас закроем чем-нибудь солнечный диск, глядя на него прямо из иллюминатора, вот тебе и затмение.
И кому-то пришла в голову идея. Раз у нас в миссии два корабля... пусть один и устроит солнечное затмение для другого!
Честь затемнить Солнце выпала «Аполлону», даром ли корабль в честь бога Солнца когда-то и назвали. Чтобы осуществить, корабли перед расстыковкой выровняли по линии Земля-Солнце. Выбрали момент, когда планета внизу была ночной (звездолеты проплывали над Огненной Землей в это время).
И «Аполлон» принялся аккуратно отходить. Отплыл метров на триста и завис. Ювелирно! С «Союза» видели «затмение». Одновременно особая группа астрономов изучала Солнце на Эльбрусе, чтобы сопоставить картину с Земли и из космоса.
Помимо исследования Солнца, люди впервые изучили и ауру самого корабля. А у кораблей есть аура? Ну да. От космических аппаратов все время что-то отлетает. Они пылят. И эту пыль «Аполлона» отлично видели в свете Солнца с «Союза».
ЧУТЬ НЕ ОБЕРНУЛОСЬ ТРАГЕДИЕЙ
Столь блестяще проведенная миссия могла закончиться бедой. Во время спуска «Аполлона» на парашютах раскрылись клапаны для выравнивания давления, и в них затянуло пары гептила. Это элемент топлива, которое применялось при спуске, рассказывает Игорь Маринин. Вещество ядовитое. Космонавты стали терять сознание. Томасу Стаффорду удалось отстегнуться, дотянуться до кислородных масок, и надеть их на себя и товарищей.
Отравление космонавты все равно получили, а Вэнс Бранд даже потерял сознание. Им было плохо и на Земле, правда, через несколько недель здоровье восстановилось.
- Еще минута промедления, или масок бы на борту не оказалось, и все, - говорит Игорь Маринин.
[img width=100% height=100%]https://s10.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043150/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ЭМБЛЕМА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Закройте глаза и произнесите «Союз-Аполлон». Что представляется сразу и без раздумий? Конечно, знаменитая эмблема, напоминающая инь и янь. Она так и задумана, чтобы, как ни крути, оставалась симметричной, говорит Виктор Таран.
Автор эмблемы – космический архитектор Галина Балашова. А что это за профессия такая, космический архитектор?
Мы бы сейчас сказали «дизайнер», наверное, но «архитектор» точнее. Галина Балашова более 30 лет под грифом секретности трудилась в ОКБ-1 и разрабатывала интерьеры и экстерьеры космических аппаратов. Например, ввели на корабле «Союз» бытовой отсек, комнату отдыха, крошечную. Пусть крошечная, но начальник проектного отдела Константин Феоктистов попросил спланировать ее, чтобы «не как кладовка». И Галина Балашова спланировала: под сиденье можно было положить скафандр, кресло – оно же и туалет. И 40 кораблей «Союз» с таким дизайном полетали.
К выставке в Ле-Бурже 1973 года Галина Балашова изготовила проект экспозиции и дизайн значка, который и стал канонической эмблемой миссии. Галине Балашовой даже заплатили 27 рублей гонорара. Заплатил завод, который выпускал значки.
- Я на эти деньги купила конфеты - «Мишка на севере» и отнесла в агентство авторских прав сотрудникам, которые помогали мне оформлять авторские паспорта, - рассказывала она в интервью «Комсомолке».
Помимо этой, канонической версии, художники, дизайнеры и просто безымянные творцы создавали свои, которые можно видеть в газетах того времени, в буклетах, и жаль, что никто пока всю галерею не собрал.
ФЛАКОН-РАКЕТА
Как не собрали пока и полную коллекцию «мерча» - то есть товаров, маркированных эмблемами миссии. Готовя этот материал, мы всем отделом голову ломали, а что за товары-то были, кроме сигарет?
А например духи «Новая Заря ЭПАС» (Экспериментальный Полет Аполлон Союз, официальное название миссии). Флакон оформлен в космической стилистике, пробка рвется вверх, как ракета (или как пламя). Удивительно, но есть люди, которые тогда купили, и сохранили. Сейчас, в родной упаковке, артефакт стоит 10-15 тысяч, а при хорошей сохранности и дороже.
Что до сигарет, старшее поколение их отлично помнит, выпускались они долго. Шокировало ли кого-то, что табачное, нехорошее дело к космосу присоседили? Мы поговорили с теми, кто полвека назад созерцал все это на прилавках, нет, говорят, никого не шокировало. Борьбы с курением как таковой не было, и космическая тема на массовом продукте воспринималась как удачный рекламный ход. Интересно, что такие же сигареты, но с американским табаком, выпустили и в США. Да, мир изменился с тех пор, что и говорить.
КОЛЛЕКЦИЯ МЕЧТЫ
Интересно, собрал ли кто-нибудь всю коллекцию марок, посвященных историческому полету?
- Скорее всего нет, - говорит Виктор Таран, - Коллекционеры неохотно делятся своими «сокровищами». Но даже предположить, что у кого-то есть «все», трудно. Уж очень тема необъятная.
Ведь каждая, почти без исключения, страна мира выпустила марки. Конечно, СССР и США в первую очередь. Более того, одна из серий марок была одинаковой в обеих странах, только языки разные.
Автору этих строк больше запомнились значки. Они продавались еще несколько лет после полета в киосках, стоили около 40 копеек, недешево и не дорого, и были толстыми, тяжелыми, красивыми, с яркой эмалью. Мальчишки охотно покупали и менялись.
- Если марки хотя бы описаны, то значки и другие предметы потенциального коллекционирования, если и каталогизированы, то не все, - говорит Виктор Таран.
Вне зоны массового внимания – настольные медали, столь популярные в 1970-е годы. Мода была такая: как событие, выпускаем медаль. Массивная, крупная, в коробочке, но без петельки для подвеса – объекты, недооцененные коллекционерами. Конечно, стыковка не прошла мимо внимания медальеров, и машиностроительные, «космические» предприятия выпустили множество серий.
А вот главная настольная медаль была одна. Металлический диск диаметром сантиметров 15 сделали, распилили, снабдили специальными замочками, чтобы соединялась, и одна часть улетела на «Союзе», другая на Аполлоне. В космосе их составили вместе. И этот экземпляр сейчас хранится в одном из американских музеев. Правда, знатоки глухо говорят, что второй в России тоже где-то есть. Значит, два было. А оба ли летали? Тайна.
[img width=100% height=100%]https://s09.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3043148/wr-750.webp[/img]
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
ЗВЕЗДНЫЕ ДЕТИ
Алексей, внук Стаффорда
Алексей Леонов и Томас Стаффорд продолжали дружить и после полета. Леонов, приезжая в США, останавливался в доме Стаффорда во Флориде.
И как-то предложил американскому коллеге усыновить ребенка из детского дома в России.
Это было начало двухтысячных. Выбрали детдом в Щелково, не очень далеко от Звездного городка. Приехали, познакомились с мальчишкой, но тот ни в какую, у меня тут друг, я от него так далеко не поеду. Что ж, говорит Стаффорд, давай, с другом знакомь. Да и забрал с собой обоих, Станислава и Михаила. Хорошие ребята оказались, радовали приемного папу, которому не момент усыновления было уже за семьдесят.
У одного из них родился мальчик, внук Стаффорда, получается. Назвали Алексеем, в честь Леонова.
КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ
! Легендарный советский космонавт и общественный деятель Алексей Леонов скончался в 2019-м. Автор этих строк, что называется, горд знакомством, хотя и шапочным. Пересекались на мероприятиях, иногда созванивались. Было удивительно слышать в трубке голос человека, о котором читал в детстве в «Пионерской правде».
! Его напарник Валерий Кубасов – человек не менее легендарный. Он еще один раз летал в космос, в 1980-м, затем работал заместителем руководителя отделения в НПО «Энергия», научным консультантом РКК «Энергия.» Скончался в 2014-м.
! Томас Стаффорд ушел из жизни в прошлом году, в возрасте 93 лет. После знаменитого полета работал в центре летных испытаний ВВС, в 1979-м вышел в отставку. Увлекался плаванием и тяжелой атлетикой. Скончался в доме престарелых во Флориде. В 2019-м прилетал в Москву на похороны Леонова и произнес слова прощания с другом на русском языке.
! Дональд Кейт Слейтон покинул этот мир первым, в 1993 году от тяжелой болезни. После полета он проектировал Шаттлы, а потом создал собственную космическую компанию Space Services Inc.
! Вэнс Бранд, тот, который отравился при посадке, жив! Единственный из всех. Дедушке 94 года. Полетал несколько раз на Шаттлах, причем одно время держал рекорд самого возрастного космонавта (на момент полета ему было 59 лет). О нынешнем житье-бытье почти ничего не известно. Тихая старость – прекрасный венец героической жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
50 лет советско-американскому проекту «Союз» - «Аполлон»: Секретность, нештатные ситуации и полвека сотрудничества в космосе

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


vz.ru

Как проект «Союз–Аполлон» изменил советскую космонавтику


Рукопожатие над Эльбой, в прямом эфире советские и американские космонавты работают вместе, стыкуются, общаются, едят и шутят. Гордость и СССР и США, подготовленные к космическим условиям профессионалы словно показывают пример всем политикам, как две державы могут сотрудничать вместо поддержания холодной войны, время от времени упрямо сползающей к горячему противостоянию. Все это одна космическая миссия 1975 года – «Союз–Аполлон».
Что было дальше, прекрасно известно всем, кто хоть немного интересуется историей космонавтики. Гораздо любопытней другое: а что, если бы миссия «Союз–Аполлон» не состоялась?
Не смогли договориться между собой президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш и директор НАСА Томас Пейн. Не нашли общих слов и отказались от подписания соглашения в Москве председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон.
Соображения безопасности и секретности взяли бы верх – и всё. «Союз–Аполлон» остался бы лишь мечтой. Никаких пяти лет совместной подготовки и пяти с лишним суток полета. Как это бы могло повлиять на развитие двух стран? Чего бы мы лишились?
Если смотреть максимально глобально, то основной урон потерпела бы пилотируемая космонавтика. Не было бы ни программы «Мир» – «Шаттл», ни последующей орбитальной станции «Альфа», впоследствии названной МКС. Почему?
Все очень просто. Именно в ходе подготовки к миссии «Союз–Аполлон» советскими специалистами ОКБ-1 во главе с Владимиром Сыромятниковым был создан первый андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС). Абсолютно новый стыковочный узел, в котором, в отличие от применяемой до тех пор системы «штырь-конус», обе стороны одинаковые.
Оставим шуточки о несогласии ни одной из сторон быть «пассивом», которые по легенде и стали причиной изобретения АПАС. В итоге была создана уникальная система стыковки, которая использовалась и при стыковке шаттлов со станцией «Мир», и для соединения функционально-грузового блока («Заря») с герметичным стыковочным переходником (PMA-1) Международной космической станции. Именно отсюда начинается граница российского и международного сегментов станции.
К слову, китайцы тоже переняли систему, конструктивно близкую к АПАС. Не исключено, что они теперь могут состыковаться в случае необходимости и с МКС.
И вот если бы всех этих стыковок, совместных миссий и экспедиций не случилось, то наверняка и не возникло бы идеи создания Международной космической станции. США в тот момент сильно не хватало компетенций по созданию многомодульной орбитальной станции. России же критически недоставало денег. Настолько, что даже первый блок МКС «Заря» был изготовлен в России по контракту с компанией «Боинг».
Алексей Леонов (слева) и Томас Стаффорд отвечают на вопросы журналистов на первой космической пресс-конференции
Скорее всего, тогда бы еще немного дольше продержался «Мир», уже и так во многом дышащий на ладан по совокупности самых разных причин. Но создать новую станцию в нулевых, сразу после девяностых, которые отечественная космонавтика прошла, что называется, едва живой, было практически нереально.
А значит в отсутствие Международной космической станции не были бы выполнены сотни экспериментов, многие из которых серьезно двинули вперед и прикладную и фундаментальную науку. Чего стоит только российский эксперимент «Тест», доказавший возможность жизнедеятельности и распространения бактерий снаружи станции, на высоте 400 километров.
ЦитироватьБез МКС космонавтика России пошла бы по совсем другому пути. Сложно представить, что он был бы более эффективен, чем сейчас.
Есть и еще несколько самых разных вещей, которые бы не случились без миссии «Союз-Аполлон». Во-первых, это привычный нам Центр управления полетами в подмосковном Королеве. Он был переделан и дополнен новым комплексом технических средств именно для обеспечения реализации совместного с США экспериментального проекта «Союз–Аполлон». Плодами этой доработки мы пользуемся до сих пор – большой, красивый. Не зря его так любят режиссеры кинофильмов.
Кроме того, для обеспечения безопасности советских космонавтов в кислородной атмосфере американского «Аполлона» был создан новый материал. В кратчайшие сроки советские химики разработали термостойкий полимер, превосходивший описанные в литературе зарубежные аналоги (кислородный индекс составлял 79, а у волокон производства DuPont – 41), а затем и сделали из него ткань «Лола», пошедшую на костюмы советских космонавтов. Те самые, зеленоватые, что можно увидеть на фотографиях миссии.
Кроме этого, был пересмотрен подход к обучению космонавтов. В Центре подготовки появились совместные миссии, добавился в программу английский язык. Американские же астронавты засели за русский, который они учат и до сих пор для работы на МКС.
И все это результат одного полета. Результат взятых на себя рисков и желание договориться и выполнить совместную миссию, которое перевесило все опасения и риски. Все для того, чтобы пять мужчин среднего возраста из разных стран показали, что мы можем работать вместе. И не такие уж мы и разные.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Мнения
«Сработал, несмотря на скепсис»: Евгения Кравченко о прорыве и непобитом рекорде «Спектра-Р»
18 июля 2025 года исполняется 14 лет со дня запуска российской астрофизической обсерватории «Спектр-Р», известной миру как проект «Радиоастрон». Россияне могут по праву гордиться им: благодаря комбинированию с наземными радиотелескопами «Спектр-Р» достигал разрешения до нескольких миллионых долей угловой секунды — лучшие показатели в истории радиоастрономии. Он помог ученым наблюдать активные ядра галактик, релятивистские струи, сверхмассивные черные дыры, пульсары, области звездообразования и межзвездную плазму. Его данные до сих пор используют астрономы по всему миру. В честь годовщины «Радиоастрона» мы поговорили с кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником отдела плазменной астрофизики Астрокосмического центра ФИАН Евгенией Кравченко.
18 июля 2025 года
«Сработал, несмотря на скепсис»: Евгения Кравченко о прорыве и непобитом рекорде «Спектра-Р»
IAuthor avatarДарина Житова
Космический аппарат отправили на орбиту 18 июля 2011 года с космодрома Байконур. Там он успешно работал почти восемь лет — это в 2,5 раза дольше запланированного срока. В январе 2019 года связь с телескопом была потеряна, и его экспедиция официально завершилась. Заказчиком проекта был Роскосмос. Основные работы по созданию и эксплуатации телескопа выполнило НПО имени С.А. Лавочкина, а научные задачи ставили ученые из Астрокосмического центра Физического института имени П.Н. Лебедева (ФИАН). Проектом руководил академик Николай Кардашев, который посвятил ему большую часть своей научной жизни.
Основная задача «Радиоастрона» была уникальной: проводить наблюдения Вселенной с рекордно высоким разрешением в радио-диапазоне. Для этого спутник работал вместе с земными радиотелескопами в режиме интерферометра со сверхдлинной базой (РСДБ). Это значит, что сигнал одновременно принимали как наземные, так и космическая антенна, благодаря чему получалось изображение с огромной четкостью.
Орбита «Радиоастрона» была необычной: минимальная высота составляла всего 578 км, а максимальная — 333 тысячи км, почти расстояние до Луны. Это была самая большая база интерферометра за всю историю астрономии. Благодаря этому российскому телескопу удалось достичь углового разрешения в восемь микросекунд дуги — это примерно так, как если бы с Земли можно было разглядеть теннисный мяч на Луне.
Главный элемент «Спектра-Р» — это раскрываемая антенна диаметром 10 метров, состоящая из 27 лепестков. В момент запуска антенна была сложена, и ее раскрытие на орбите стало отдельной сложной задачей. Полностью развернуть антенну удалось со второй попытки, после прогрева механизмов, пострадавших от низких температур в космосе.
«Радиоастрон» сделал большой вклад в изучение пульсаров, активных ядер галактик, процессов образования звезд и планетных систем. С помощью него впервые удалось детально рассмотреть структуру мощных космических источников и получить доказательства того, что межзвездная среда ведет себя не так, как предполагалось ранее. 

Космический телескоп проекта "Радиоастрон"
Кроме того, проект «Радиоастрон» помог уточнить базовые астрометрические параметры, а также внести уточнения в фундаментальные физические модели, включая общую теорию относительности.
Экспедиция запомнилась научному сообществу и широкой публике не только рекордами, но и драматической историей своего создания и эксплуатации. «Радиоастрон» подтвердил лидерство российской науки в области радиоинтерферометрии и продолжает вдохновлять наших астрономов на новые исследования. Одна из ученых, кто работал с данными этого уникального проекта и использовал их для новых открытий — Евгения Васильевна Кравченко, которая поделилась воспоминаниями о «Радиоастроне» в интервью.
— Какое влияние «Радиоастрон» оказал на российскую и мировую науку? В чем этот проект стал первым и прорывным?
— Прорыв «Радиоастрона» в том, что он сработал, несмотря на скепсис. Много кто сомневался, что интерферометр со сверхдлинной базой сможет разглядеть что-то из-за эффектов рассеяния радиоволн в межзвездной среде или синхротронного самопоглощения. Но оказалось, что среда ведет себя иначе — рассеяние не помешало, даже был открыт эффект субструктуры рассеяния. Кроме того, никто не ожидал, что удастся поймать сигнал на таких больших расстояниях, но «Радиоастрон» зарегистрировал сигнал от квазаров (активное ядро далекой галактики с сверхмассивной черной дырой, в котором аккреционный диск из горячего газа испускает мощное излучение; один из самых ярких объектов во Вселенной — прим. ред.) на проекциях баз почти 30 диаметров Земли. Он занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп.
У проекта есть абсолютный рекорд по угловому разрешению: 8 микросекунд дуги. Этот результат был получен при наблюдении мегамазера воды (чрезвычайно мощный природный микроволновый «лазер» на частоте ~22 ГГц, возникающий в окружении активного ядра галактики; такие объекты используют для точного измерения расстояний и масс черных дыр — прим. ред.) в галактике NGC 4258 на частоте 22 ГГц, когда спутник находился на расстоянии 340 тысяч километров от Земли.
Для сравнения, у Телескопа горизонта событий, который позволяет наблюдать тени от черных дыр, максимальное разрешение — 20 микросекунд на порядок большей частоте 230 ГГц. И этот рекорд «Радиоастрона» до сих пор никто не побил.
— Как лично вы работали с наблюдениями «Радиоастрона» и для чего? Какие задачи удалось решить, которые были недоступны наземной радиоастрономии?
— Я обрабатывала данные сеансов по картографированию активных ядер галактик — это блазар 0716+714 (активное ядро галактики, в котором находится сверхмассивная черная дыра, окруженная аккреционным диском — прим. ред.) и радиогалактика М87. Мы строили изображения их релятивистских струй (или джетов — узконаправленных потоков высокоэнергетической плазмы, который выбрасывается из окрестностей сверхмассивной черной дыры; такой поток движется почти со скоростью света и создает синхротронное излучение, часто видимое на расстоянии в тысячи световых лет от него — прим. ред.)
1 / 2










В наблюдениях участвовали почти два десятка наземных телескопов синхронно с космической антенной. В итоге мы получили самые детализированные радиокарты этих источников на частотах 5 ГГц (М87) и 22 ГГц (0716+714). Также была получена информация о линейной поляризации в блазаре — она подтверждает, что наши представления о физике струй верны.
Кроме того, мы увидели, что яркость струй квазаров значительно выше, чем считалось раньше. Это ставит под сомнение существующие модели устройства квазаров — их нужно пересматривать.
— В чем была главная сложность в обработке интерферометрических наблюдений и чем они отличались от других данных?
— Главное отличие — необходимость точно знать положение спутника. Мы знали его координаты с точностью в несколько десятков метров, но длина волны сигнала была порядка сантиметра. Отношение между ними — огромная величина. К тому же спутник ускорялся по-разному в разных местах орбиты: быстрее возле Земли, медленнее в максимальном удалении от нее. Это влияло на точность расчета его положения и скорости его движения в каждый момент. А радиоинтерферометрия (метод, используемый в радиоастрономии для получения изображений небесных тел с высоким разрешением; основан на объединении сигналов, принимаемых несколькими радиотелескопами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга — прим. ред.) требует, чтобы сигнал от всех телескопов складывался синхронно.
Поэтому приходилось пробовать разные методы обработки, чтобы сигнал вообще проявился. Иногда сигнал не находили — если, скажем, источник оказался не слишком ярким. Но в ряде случаев сигналы все-таки удалось зарегистрировать даже на очень больших базах.
— Для чего астрофизики вообще наблюдают черные дыры, ядра галактик и другие такие объекты?
— Такие наблюдения прежде всего важны для фундаментальной науки. Это способ понять, как устроен мир. В космосе есть условия и объекты, которые невозможно воссоздать на Земле. Поэтому нам нужно знать, как ведут себя физические законы на таких масштабах и в таких экстремальных условиях.
— А есть ли у таких наблюдений практическая польза уже сейчас? И можно ли представить, как это пригодится в будущем?
— Есть. Например, активные ядра галактик уже сейчас применяются для прогнозирования космической погоды. В России самый точный прогноз ведется на телескопе БСА ФИАН в Пущино. Когда от Солнца распространяется плазма, компактные источники (например, квазары) начинают мерцать. По этим мерцаниям можно судить о скорости и направлении движения плазмы.
Кроме того, метод радиоинтерферометрии с длинными базами лежит в основе координатно-временного обеспечения. Он важен для поддержания и улучшения точности инерциальных систем отсчета, для навигации, в том числе для систем глобального позиционирования — как GPS, так и ГЛОНАСС, и будущей Сферы.

Спектр-РГ перед запуском
Что касается будущего — я надеюсь, что мы когда-нибудь научимся использовать знания о квазарах и черных дырах для перемещений в пространстве. Сейчас, например, активно развивается нейтринная астрофизика. Уже есть ассоциации нейтрино сверхвысоких энергий с блазарами. Возможно, это повлияет на развитие физики частиц и даст нам новые источники энергии.
— Какие объекты, по вашему мнению, стали самыми важными в наблюдениях «Радиоастрона»?
— Для меня это квазар 3С279. Мы получили изображение его струи с высоким разрешением, на котором был виден спиральный узор. Он позволил оценить ряд физических параметров. Недавно Телескоп горизонта событий тоже наблюдал этот объект, но я считаю, что в сравнении с данными «Радиоастрона» тот результат оказался менее информативным.

Запутанные волокна в блазаре 3C 279
Еще один важный результат — наблюдения структуры струй квазаров. Мы увидели, что струи очень неоднородные, а движение плазмы — не просто баллистическое. Возможно, большую роль играют плазменные неустойчивости, которые могут возникать, например, из-за наклона оси вращения аккреционного диска и спина черной дыры. Это вызывает прецессию джета (явление, при котором ось вращения релятивистской струи описывает коническое движение, подобно вращению волчка; это происходит из-за несоответствия осей вращения черной дыры и аккреционного диска, из которого вещество попадает в джет — прим. ред.) и развитие плазменных неустойчивостей в струях.
— Проект завершился в 2019 году. Остались ли наблюдения, которые все еще анализируются?
— Да, есть неопубликованные данные, которые сейчас находятся в стадии обработки. Я уверена, что там будут принципиально важные результаты — возможно, даже открытия. Надеюсь, они будут опубликованы в ближайшие годы.
— А сейчас в России ведется работа над новыми проектами?
— Сейчас активно разрабатывается проект «Спектр-М», он же «Миллиметрон». Его курируют Астрокосмический центр ФИАН и Роскосмос. Это 10-метровая антенна, которая будет наблюдать на миллиметровых длинах волн. Ее планируют запустить во вторую точку либрации системы Солнце-Земля, которая расположена на расстоянии 1,5 млн км от Земли в направлении, противоположном Солнцу. Научные задачи у нее немного другие, но амбиции у проекта тоже очень высокие.
— И в завершение: как вы думаете, насколько далеко может завести нас изучение черных дыр и квазаров?
— Я верю, что очень далеко. Сейчас российские ученые активно создают теории физики струй квазаров. Есть предположения о том, что черные дыры и кротовые норы обладают разными свойствами, которые можно будет зарегистрировать в ближайшем будущем — если такие объекты вообще существуют. Или, возможно, мы найдем что-то еще более экзотическое.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Для космоса разработали криогенный сплав с эффектом памяти формы



Инженеры из Японии разработали новый сплав, способный запоминать форму даже в условиях экстремального холода. Он работает при температуре до –200 °C — ниже, чем в тени на Луне или в глубоком космосе. Сплав стал настоящим рекордсменом по морозостойкости среди материалов с эффектом памяти формы. Из него можно создавать простые и надежные механизмы для телескопов, спутников и систем хранения водорода.
Исследование провела группа из нескольких организаций: Университет Тохоку, Университет Иватэ, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA), Национальная астрономическая обсерватория Японии, Городской университет Токио и Киотский университет. Они представили новый сплав на основе меди, алюминия и марганца (Cu-Al-Mn), который меняет форму в ответ на перепады температуры. Это так называемый эффект памяти формы: материал можно согнуть, охладив, а потом он сам вернется к исходной форме при нагреве.
Подобные сплавы уже давно используют в промышленности, но большинство из них теряют свои свойства при температуре ниже –20 °C. Особенно популярны сплавы никеля и титана, но они бесполезны в условиях открытого космоса, где температура может опускаться ниже –150 °C. Существующие аналоги, способные работать при таких температурах, слишком хрупкие или непрактичные.
Команда японских ученых решила эту проблему. Они собрали прототип так называемого теплового переключателя — устройства, которое либо соединяет, либо разъединяет детали, проводящие тепло, в зависимости от температуры. Сердцем механизма создали из нового сплава. Переключатель успешно сработал при –170 °C. Чтобы добиться нужной температуры срабатывания, исследователи изменяли состав сплава.
Руководитель проекта Тосихиро Омори из Университета Тохоку рассказал, что они были удивлены и рады, когда устройство заработало в таких условиях. Ученые считают, что с помощью изменения пропорций состава смогут добиться эффекта памяти формы и при –200 °C.
Уникальность нового сплава в том, что он не только сохраняет эффект памяти при экстремальном холоде, но и способен выполнять механическую работу. На его основе можно создать компактные и надежные системы, которые не требуют электроники или сложных двигателей. Например, такой сплав можно использовать для регулировки температуры в космических телескопах без движущихся частей и моторчиков. Или для управления системами хранения водорода, где тоже важны надежность и морозостойкость.
Команда исследователей опубликовала результаты работы в журнале Communications Engineering.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Fig. 5: Experimental setup for testing control of heat transfer by low-temperature heat switch using Cu-Al-Mn, and temperature variation at T1, T2, T3, and T4 when it is cooled and the switch is on and when the cryocooler stops and the switch is off.
figure 5
a Concept for an efficient cooling system using shape memory alloy in an infrared telescope. b A single crystal of CAM#2 is attached to a drive unit in which compressed bias springs are inserted. The heat switch turns on, and heat exchange occurs by cooling when martensitic transformation of Cu-Al-Mn occurs, and the top of the drive unit moves upward to touch the upper plate. Meanwhile, the heat switch turns off and the heat transfer is interrupted by heating when the top of the drive unit moves downward owing to the shape memory effect (SME) against the bias force, and a separation is generated between the upper plate and drive unit. c External view of heat switch using Cu-Al-Mn single crystal at room temperature, d temperature variation during cooling, e enlarged view of the switch turning on during cooling, f temperature variation during heating
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1336
telegra.ph



🟣 Вопрос-ответ. Часть 2
Pro Космос


🔹Чем корабль «Прогресс РОС» будет отличаться от корабля «Прогресс МС»? И будет ли отличаться вообще?
Игорь Маринин: Технической документации на модификацию грузовых кораблей «Прогресс» для обеспечения станции РОС в открытом доступе пока нет. Но изменения будут довольно незначительными. Известно, что стартовая масса «Прогресса РОС» будет такая же — 7,29 т, масса полезной нагрузки (сухих и жидких грузов) 2,7 т (на 100 кг больше), объём грузового отсека тоже не изменится — 7 м.куб. Корабль должен быть адаптирован для запуска ракетой-носителем «Союз 2.1б», на которой другая, более мощная третья ступень. На нём будет установлена более совершенная, чем нынешний «Курс НА» радиотехническая система сближения и стыковки. На «Прогрессе РОС» будет другой стыковочный узел, более мощный. Такой устанавливался для соединения модулей российского сегмента МКС. При этом увеличится и диаметр люка. Он станет 1,1 м вместо 0,76 м. Такие стыковочные узлы будут и на модулях, и на кораблях ПТК НП и «Союз МС». Кроме того, на «Прогрессе РОС» будет произведена модернизация многих бортовых систем для обеспечения его функционирования в составе РОС.
🔹Насколько активно ведётся работа над многоразовыми ступенями ракет и самими кораблями? Есть ли какой-либо проект, скажем так, аналог «Бурана»?
Игорь Афанасьев: Частично многоразовые ракеты-носители с возвращаемыми ступенями разрабатываются в России, Китае и Европе, и уже эксплуатируются в США. То же касается и многоразовых кораблей. Оставив в стороне систему Starship Илона Маска, про корабли размерности шаттла или «Бурана» можно сказать следующее. Специалисты считают, что аппараты такого типа нужны, если возникает большой грузопоток «Земля — орбита — Земля» и в нём участвуют космонавты. Эксплуатация таких кораблей оправдана при 40–50 пусках в год и грузопотоке в сотни тонн. Но таких объёмов в ближайшем будущем не предвидится. А поскольку такого грузопотока нет, многоразовые крылатые корабли типа шаттла или «Бурана» пока не нужны. Однако разработка таких аппаратов продолжается: проектируются перспективные крылатые корабли меньшей размерности для решения локальных задач, например, для возвращения с орбиты полезных грузов, требующих особого обращения.
🔹Кто-то из космонавтов сказал, что у вакуума (эфира) есть запах, который чувствуется в шлюзах, только что заполненных воздухом, и он похож на запах камня, булыжника, разломанного пополам. Правда ли это?
Игорь Маринин: Это и правда, и неправда. Дело в том, что многие космонавты после возвращения в станцию из открытого космоса обращают внимание на особенный запах. Чаще всего запах сравнивают с запахом электросварки или работы с болгаркой по металлу, но только очень слабый. Были и другие варианты. Думаю, это индивидуальное восприятие запахов оборудования, оснащения, приборов и устройств, которые особенно остро ощущается, когда попадаешь в закрытое, малопроветриваемое помещение из насыщенной чистым кислородом атмосферы скафандра.
🔹Возможно ли теоретически в будущем создание на орбитах лун планет Солнечной системы и, возможно, Марса мини-солнц на базе ядерного (термоядерного) реактора (или иной технологии) с распределением тепла и света через сеть спутников на орбите для изменения климата и дальнейшего освоения этих космических тел?
Игорь Афанасьев: Этот вопрос не имеет однозначного ответа.
Если не рассматривать саму целесообразность подобных мини-солнц для изменения климата при освоении небесных тел, то становится очевидным, что в настоящее время существует множество пока не разрешимых технических проблем. Например, даже на Земле ещё не созданы ядерные реакторы, способные обеспечить необходимое количество энергии. Что касается более совершенных и экономичных термоядерных реакторов, то даже трудно назвать дату, когда будет достигнут управляемый термоядерный синтез — не для создания бомбы, а для выработки энергии.
🔹Интересно, при теперешнем изобилии пилотируемых аппаратов на орбите, есть ли общие стандарты на устройства шлюзования? Чтобы один корабль мог забрать людей с другого без предварительной многолетней подготовки.
Игорь Маринин: Идея создания Андрогинно-периферийного агрегата стыковки, который при необходимости мог бы переключаться из активного в пассивный и наоборот, была реализована и испытан в 1975 году при стыковках «Союза-19» и «Аполлона-18». Тем не менее, до сих пор Россия, Китай и США используют стыковочные узлы собственной конструкции, которые не совместимы. По этой причине эвакуация космонавтов с космического корабля путем стыковки и перехода с корабля на корабль не только другой страны, но и своей, невозможна.
🔹Какие элементы лунной пилотируемой программы, кроме пилотируемого корабля «Орел» и «Ангары-5В», включены в новую космическую программу России? Есть ли шанс на появление полноценной пилотируемой лунной программы или мы попадём в зависимость от КНР?
Игорь Афанасьев: Национальный проект «Космос», запуск которого запланирован на 1 января 2026 года, рассчитан на период с 2025 до 2030 года и на перспективу до 2036-го. Насколько нам известно, нацпроект не предусматривает выполнение пилотируемых полетов на Луну до 2030 года. После этого возможно выполнение полета на Луну перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) с использованием многопусковой схемы и ракет-носителей «Ангара-5В» с водородной верхней ступенью. Варианты таких экспедиций в теории рассматривала Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия».
🔹Интересно, почему российские космонавты до сих пор не долетели до Луны? Проблема техническая или ещё какие?
Игорь Маринин: Полет на Луну, как и к другим планетам, очень затратное мероприятие. Чтобы его реализовать, нужна серьезная цель, в конечном итоге сулящая, если не окупаемость всех затрат, то, хотя бы, регулярную прибыль. Серьезная цель — достичь Луны и опередить хотя бы в этом Советский Союз – появилась в США, когда СССР через 12 лет после катастрофической и разорительной войны показал свою техническую мощь, первым запустив Спутник, отправив Первого космонавта. На достижение этой цели США бросили все возможные ресурсы, и цель политическая была достигнута. США опередили Советский Союз. После шести высадок на поверхность Луны программа «Аполлон» была досрочно закрыта, так как, кроме политической победы, никакой «прибыли» Луна не давала. В XXI веке на Луне обнаружили воду и посчитали возможной добычу редкоземельных металлов, ресурс которых на Земле заканчивается. Особенно это стало актуальным для США и Европы. Появилась новая цель освоения Луны, и многие страны включились в программу во главе с США. У России природных ресурсов значительно больше, поэтому освоение Луны и организация на ней добычи ресурсов не так актуальны. В итоге спешить на Луну и вкладывать бешенные финансовые средства сейчас нет необходимости. Россия идет своим путем: исследования Луны автоматическими станциями и в 30-х годах сооружение на поверхности Лунной международной научной станции, которая будет работать в автоматическом режиме и регулярно посещаться экипажем для его наладки и обновления. При появлении цели, важной для сохранения нашего государства, которая будет финансироваться, любые технические проблемы будут решены.
🔹Когда российские космонавты полетят на Марс или Луну? Возьмёте меня с собой?
Игорь Афанасьев: Планы полёта российских космонавтов на Луну и Марс пока не существуют. Но это не означает, что такие миссии никогда не состоятся. Специалисты полагают, что полёт на Марс, как в России, так и в США, возможен не раньше чем через 15–20 лет. Сейчас идёт работа над концепцией, но до реальной экспедиции нужно создать ракеты, корабли, системы жизнеобеспечения и предпринять неизвестные пока меры защиты от космической радиации.
Что касается Луны, то уже сейчас планируется совместное с Китаем строительство Международной научной лунной станции (МНЛС). К 2030 году к нашему спутнику будут отправлены автоматические станции. Подготовка к пилотируемым миссиям может вестись уже сейчас, например, в части разработки лунных скафандров и средств передвижения по поверхности. Предполагается, что полёты к Луне и Марсу будут не разовыми мероприятиями, а планомерным освоением новых для человека пространств. Вполне возможно, что люди, которые сейчас задают вопросы о таких полётах, могут попасть в экипаж лунной или марсианской экспедиции.
🔹Хотелось бы узнать, рассказывали ли вам космонавты о встречах с неопознанными летающими объектами на орбите?
Игорь Маринин: Конечно, рассказывали. Особенно те космонавты, которые летали в 70-х годах. Но надо понимать, что НЛО — это неопознанные объекты или явления, и совсем не обязательно, что это признаки или свидетельства прилета к нам инопланетян. Космонавты рассказывали о чем-то необычном, объяснить которое себе не могли. Как правило, объяснение находили или сами космонавты, или специалисты уже на Земле. Чаще всего это был космический мусор, которого в то время на орбитах было значительно меньше. Был случай: один космонавт показал другому в иллюминатор, что станцию сопровождает несколько объектов, которые летят параллельным курсом. Началась суета, фотографирование, доклады на Землю. После чего первый космонавт постучал кулаком по иллюминатору, и от него полетели в космос пылинки. Освещенные Солнцем, они и походили на инопланетные зонды, так как расстояние и размер в космосе без специальных приборов определить невозможно. Ни один космонавт не рассказывал, что он в космосе видел признаки внеземной цивилизации.
🔹Когда на аукционах продают камень с Марса — как определяют, что он с поверхности этой планеты, а не был выброшен земным вулканом и потом прилетел назад?
Игорь Афанасьев: По-видимому, речь идет о т.н. «марсианских метеоритах»... Чтобы установить происхождение «камня с Марса», учёные сравнивают изотопный состав газа в нём с данными марсианской атмосферы, собранными американскими аппаратами, начиная с зонда Viking. Некоторые метеориты, например известный NWA 16788, имеют признаки, указывающие на их марсианское происхождение:
• в них обнаруживались газовые «карманы», и включения газа по составу совпадают с марсианской атмосферой;
• в «камнях с Марса» присутствует маскелинит — стекловидная форма полевого шпата, которая образуется при высоком давлении и температуре, характерных для мощных ударов метеоритов;
• соотношение железа и марганца в нём необычно для Земли, но типично для Марса.
Всё это свидетельствует о том, что подобные метеориты были выброшены за пределы Красной планеты в результате мощного удара астероида.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьИнтересно, при теперешнем изобилии пилотируемых аппаратов на орбите, есть ли общие стандарты на устройства шлюзования? Чтобы один корабль мог забрать людей с другого без предварительной многолетней подготовки.
Игорь Маринин: Идея создания Андрогинно-периферийного агрегата стыковки,
Вопрос был про системы шлюзования а Маринин отвечает про стыковочные узлы. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

А про "запах космоса" как-то не прозвучало что ощущается запах продуктов сгорания ракетного топлива, которыми загрязнена внешняя поверхность станции. Включая и люки стыковочных узлов. Проблема настолько актуальна что космонавтам перед возвращением из открытого космоса приходится протирать скафандры чтобы не занести внутрь "запах космоса".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 22.07.2025 10:32:50ощущается запах продуктов сгорания ракетного топлива
Продукты сгорания, КРТ безопасны и безвредны. Если это продукты сгорания.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!