• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🛰 Проект «Интербол»: зачем Россия запустила спутники в плазменный «хвост» Земли

В конце 1990-х российские ученые из Института космических исследований разработали уникальную программу для изучения солнечно-земных связей.

К проекту присоединилось большое количество стран: от Кубы до Великобритании. Его первый этап начался ровно 30 лет назад.

Член Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Маринин вспоминает, как это было.
👍12224🤔12
8.17K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Космический архив
Проект «Интербол»: зачем Россия запустила спутники в плазменный «хвост» Земли
3 августа 2025 года, 08:00
IAuthor avatarИгорь Маринин
В конце 1990-х российские ученые из Института космических исследований разработали уникальную программу, чтобы исследовать влияние Солнца на плазменный «хвост» Земли. Проект, к которому присоединилось большое количество стран, получил название «Интербол». Его первый этап начался ровно 30 лет назад. Член Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Маринин вспоминает, как это было.
Содержание
1Чем опасно влияние Солнца на Землю2Что такое «Интербол»3«Интербол-1»: запуск в «хвост Земли»4Устройство российского спутника «Прогноз-11»5Устройство чешского спутника «Магион-4»6Научные результаты «хвостового» зонда «Интербол-1»
Спойлер
Чем опасно влияние Солнца на Землю
На рубеже веков ученые всего мира озаботились исследованием солнечно-земных связей. Дело в том, что излучение нашей звезды тесно связано со сложными и часто непредсказуемыми процессами в атмосфере Земли. Это, прежде всего, магнитные бури, которые часто приводят к нарушениям в распространении радиоволн, помехам в телефонных линиях и системах спутниковой навигации. Иногда магнитные бури даже блокируют работу радаров в диапазоне метровых волн из-за отражений от полярных сияний.
Но наибольшую опасность представляют резкие изменения магнитного поля Земли во время вспышек магнитной бури, воздействующих на линии электропередач. Глобальные отключения энергосистем целых городов или провинций уже не раз фиксировались. Например, 13 марта 1989 года отключилось все энергоснабжение целой провинции Квебек в Канаде.
Уже тогда Россия начала активно развивать полярный регион с перспективой широкого использования Северного морского пути и природных богатств шельфа Северного ледовитого океана. Поэтому требовалось кардинально улучшить методику и качество прогнозирования таких суббурь, а для этого нужно было глубоко понимать соответствующие плазменные процессы, которые генерируют магнитосферные токи и возникающие электромагнитные всплески.
Это означало, что для России, как и для других приполярных стран, изучение процессов солнечно-земной плазмы становится все большей необходимостью. Более подробно о том, что такое магнитосфера Земли и как узнать о приближении магнитной бури, можно узнать из нашей лекции.

Что такое «Интербол»
«Интербол» — это космическая программа, разработанная для изучения различных плазменных процессов в магнитосфере Земли в Институте космических исследований РАН под руководством академика Альберта Галеева и его заместителя Льва Зелёного, а также технических руководителей Льва Песоцкого и Евгения Васильева.
Проект предусматривал запуск двух пар спутников. Орбита первой пары «Интербол-1» (спутник «Прогноз-11» — субспутник «Магион-4»)  проходила через «хвост» магнитосферы с максимальным удалением от Земли до 200 000 км, а орбита второй пары «Интербол-2» («Прогноз-12» — «Магион-5») — над полярными сияниями с апогеем до 20 000 км. Реализация программы позволяла одновременно наблюдать плазменные процессы в различных областях земной магнитосферы и солнечном ветре.

А. Н. Захаров, ИКИ РАНОрбиты аппаратов проекта "Интербол". Изображение: А. Н. Захаров, ИКИ РАН
К российскому «Интерболу» в рамках обширной научной кооперации присоединились ученые из Австрии, Болгарии, Канады, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Киргизии, Польши, Румынии, Словакии, Швеции, Великобритании и Украины. Эти страны участвовали не только в разработке некоторых научных приборов, обработке и сопоставлении спутниковой информации с наземными наблюдениями, но и в финансировании. Особенно важным был вклад в проект Чешского космического агентства, которое создало два субспутника «Магион» для этого проекта. 

Интербол – часть международного исследования солнечно-земных связей
Тесное сотрудничество с сообществом наземных геофизических наблюдателей позволяло своевременно получать информацию о текущих солнечных и геофизических условиях, которая необходима для того, чтобы рассматривать спутниковые данные в глобальной солнечно-земной перспективе.
«Интербол-1»: запуск в «хвост Земли»
1 / 3




ИКИ РАНМакет КА «Прогноз-11» в ИКИ РАН. Фото ИКИ РАН







Первый этап программы — «Интербол-1» — начался 3 августа 1995 года. В этот день, ровно 30 лет назад, с 43-й площадки космодрома Плесецк была запущена ракета-носитель «Молния М» с разгонным блоком «Л». На ее борту находилась первая пара — российский спутник «Прогноз-11» (вторая модификация) и чешский субспутник «Магион-4». Их отправили в «хвост» магнитосферы Земли на первоначальную орбиту с параметрами:
  • наклонение орбиты 62,8°;
  • минимальное удаление от поверхности Земли 776 км;
  • максимальное удаление от поверхности Земли 192 000 км;
  • начальный период обращения 91 час.
Через 9 часов 25 минут после старта субспутник отделился от основного аппарата и следовал за ним на расстоянии в несколько тысяч км.
Устройство российского спутника «Прогноз-11»
Базовая платформа для размещения научной аппаратуры программы «Интербол» была разработана в НПО им.С.А.Лавочкина на базе спутников серии «Прогноз». Конструктивно космический аппарат выполнен в виде герметичного контейнера цилиндрической формы диаметром 1,5 метра и высотой 1,2 метра, закрытого с обеих сторон сферическими днищами. Снаружи на крышке размещена рама, на которой крепились датчики научной аппаратуры, датчик солнечной ориентации и антенны радиокомплекса. 
На цилиндрической части корпуса закреплены четыре панели солнечных батарей и рамы с научными приборами, тепловой демпфер, микродвигатели системы ориентации, баллоны с рабочим газом для этих двигателей. На концах панелей солнечных батарей установлены штанга магнитометра, антенны и другие выносные приборы. Внутри контейнера — приборы радиотехнического комплекса, электронные приборы системы солнечной ориентации, научная аппаратура, приборы системы терморегулирования и буферная батарея энергопитания. Все устройства закреплены в специальных рамах. 
Тепловой режим спутника обеспечивался активной системой терморегулирования приборного отсека в сочетании с пассивными средствами терморегулирования. Тепловой режим блоков научной аппаратуры и служебной аппаратуры, установленных снаружи, обеспечивался пассивными средствами терморегулирования. Стабилизация спутника в пространстве осуществлялась путем вращения его относительно продольной оси, направленной на Солнце. В связи с этим одной из технических проблем было обеспечение заданных моментов инерции аппарата. Поэтому космический аппарат прошел балансировку на специальном стенде.
Основные характеристики «Прогноза-11»:
  • масса — 1370 кг;
  • радиокомплекс дециметрового диапазона, состоящий их двух бортовых передатчиков мощностью 10 вт;
  • пропускная способность радиолинии КА- Земля — до 250 Кбит/с;
  • пропускная способность телеметрической системы — 800 и 3200 бод;
  • ёмкость памяти 108 часов на два диска по 80 Мбайт;
  • антенно-фидерная система, состоящая из двух широко направленных антенн, антенного переключателя и блока электроники;
  • система ориентации на Солнце одноосная с точностью 1÷1,5º и скоростью поворота всего КА до 3º/сек;
  • двигатели ориентации и стабилизации газовые на азоте, размещенного в баках высокого давления;
  • система терморегулирования — газовая, замкнутого типа с частичной экранно-вакуумной теплоизоляцией;
  • температура внутри герметичного корпуса — от 0ºС до +40ºС;
  • система электропитания: солнечные батареи с площадью фотопреобразователей 7 кв.м и буферная аккумуляторная батарея ёмкостью 100 ампер-часов.
Что касается научной аппаратуры, то для измерения энергичных частиц и рентгеновского излучения были установлены пять приборов, для тепловой плазмы — семь приборов, магнитных и электрических полей и волн — восемь приборов. Масса всех 20 приборов — 270 килограммов. 
Так как газовые двигатели «Прогноза-11» не позволяли корректировать высоту орбиты, «Прогноз-11» вошел в плотные слои атмосферы 16 октября 2000 года в работоспособном состоянии.
Устройство чешского спутника «Магион-4»
Спутник был создан в Геофизическом институте Чехословацкой Академии наук при содействии специалистов России и Австрии. Управление полетом производилось из чешской обсерватории Панска Вес.
«Магион-4» был оснащен газореактивной двигательной установкой, позволяющей менять ориентацию спутника в пространстве и совершать маневры на орбите. С помощью солнечного датчика аппарат ориентировался осью на Солнце и стабилизировался вращением. 
1 / 2




Субспутник "Магион-4": 1 — Раскрываемые солнечные батареи, 2 — Неподвижные солнечные батареи, 3 — Антенны, 4 — Двигательная установка, 5 — Солнечные датчик, 6 — Научные приборы, 7 — Штанги для научных приборов






На «Магионе-4» были установлены дополнительные, в сравнении с предыдущими версиями, раскрывающиеся панели солнечных батарей и увеличена мощность системы энергопитания, дополнен состав научной аппаратуры. Аппарат был рассчитан на работу на орбите в течение двух лет, но проработал три года.
На субспутнике были установлены девять научных приборов: волновой комплекс, анализатор спектра, анализатор формы сигнала, трехкомпонентный магнитометр, энергетический электронный и протонный спектрометр, плазменный электронный и протонный спектрометр, рентгеновский фотометр, детектор потока плазмы и двухкомпонентный ток Лэнгмюра.
Чешский субспутник «Магион-4» проработал существенно меньше — до августа 1998 года.
Научные результаты «хвостового» зонда «Интербол-1»
С помощью совместных наблюдений спутников «Прогноз-11», «Магион-4» и японского спутника Geotail в хвосте магнитосферы Земли впервые удалось:
  • одновременно наблюдать противоположно направленные плазменные струи, движущиеся в плазменном слое из области и получить информацию о его местонахождении в токовом слое хвоста;
  • измерить вертикальную компоненту скорости конвекции (перемешивания) магнитосферы и определить ее скорость, которая оказалась около 10 км/с в южном направлении межпланетного магнитного поля и уменьшается до нуля при северном;
  • экспериментально подтвердить резонанс ускорения ионов в дальних областях токового слоя хвоста;
  • наблюдать ускорение ионных пучков протонов, альфа-частиц и некоторых тяжелых ионов, как в хвосте магнитосферы Земли, так и на дневной стороне вблизи фронта головной ударной волны.
Вторая пара спутников «Авроральный зонд» («Интербол-2» и субспутник «Магион-5)» была запущена 29 августа 1996 года и проработала на орбите 2,5 года. 
«Изюминкой» проекта «Интербол» стала возможность одновременных наблюдений плазменных процессов, происходящих в различных областях земной магнитосферы и в солнечном ветре, что позволило исследовать причинно-следственные связи в явлениях магнитосферно-ионосферного взаимодействия, а также во взаимодействиях солнечного ветра с магнитосферой.
Проект ИНТЕРБОЛ стал частью Международной исследовательской программы по солнечно-земной физике и занял достойное место в уникальном «созвездии» спутников, работающих в это время на орбите: Wind (NASA), Polar (NASA), SOHO (ESA), Geotail (JAXA) и многих других, запущенных в период 1992–2000 годов.
Солнечное излучение влияет и на ионосферу Земли — верхние слои атмосферы. Изучать происходящие в этой зоне процессы помогают сегодня спутники «Ионосфера-М»: группировка состоит из четырех спутников, два из которых 25 июля были выведены на орбиту. Сделали подробный разбор о том, как они устроены и для чего нужны.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьКосмический архив
3 августа 1995 года на орбиту вышел спутник «Прогноз-11» — собранные им данные все еще актуальны
3 августа 2025 года, 08:00
IAuthor avatarЕвгений Статецкий
Отправка в космос спутника «Прогноз-11» стала огромным шагом в исследованиях магнитного поля Земли. Выйдя на эллиптическую орбиту с гигантским апогеем, он проработал там пять лет, собирая бесценные данные, до сих пор не утратившие актуальности.
Даже тяжелый кризис, вызванный распадом Советского Союза, не смог вытеснить российских ученых из авангарда мировой науки. Подтверждением тому служит международный исследовательский проект «Интербол», в реализации которого приняло участие почти два десятка стран — от Кубы до Великобритании. Его целью было изучение глобальной динамики земной магнитосферы, а также отдельных ее структур. И все это — под руководством Института космических исследований РАН.
Создание аппарата «Прогноз-11» (как и десяти его предшественников, запускавшихся с 1972 года на высокоапогейные эллиптические орбиты) было поручено НПО имени С. А. Лавочкина. Работы были закончены в срок: уже 3 августа он стартовал с Плесецка вместе с чешским микроспутником «Магион-4» и был выведен на орбиту с апогеем около 200 000 километров.
Другими словами, «Прогноз-11» регулярно оказывался ближе к Луне, чем к нам (пусть и не побил рекорд советского «Реликта-1», апогей орбиты которого составил фантастические 727 620 км). В этой отдаленной области космического пространства отечественный спутник занялся установлением причинно-следственных связей между характеристиками солнечного ветра и поведением магнитного поля Земли. В частности — процессами, протекающими в хвосте магнитосферы и ее полярных областях.
При гарантийном сроке в один год (и ожидаемом двухлетнем сроке службы) «Прогноз-11» проработал больше пяти лет. Помимо наблюдений, сделанных в рамках проекта «Интербол», спутник отправил на Землю ценнейшие сведения о ее радиационных поясах (которые он многократно пересекал) и особенностях функционирования разных типов солнечных батарей.
Данные, собранные «Прогнозом-11» (и его «одноклассниками», в том числе «Прогнозом-12») легли в основу современных представлений о магнитосфере Земли и до сих пор служат фундаментом большинства исследований на эту тему.
Как были устроены спутник «Прогноз-11» и его чешский компаньон «Магион-4» и для чего их запустили в плазменный «хвост» Земли — сделали материал об уникальной космической программе.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

История. Если вам вдруг показалось, что конструктор Владимир Челомей любил гептил, потому что на нём летает "Протон" (УР-500), то это ошибка, он просто был прагматиком.

Более того, самые первые свои ракеты [1] академик хотел делать на керосин-кислородных двигателях НК-9, тех самых, что в ОКБ-1 СП Королёва планировали ставить на МБР Р-9А (8К75) и из-за которых Главный конструктор
с двигателистом Валентином Глушко.

13 мая 1959 года вышло постановление Совета министров СССР о начале работ по проектированию этой ракеты. ОКБ-456 Валентина Глушко приступило к разработке эскизного проекта керосин-кислородного двигателя 8Д716 (РД-111) для ее первой ступени.

В куйбышевском ОКБ-276 под руководством Николая Кузнецова тоже разрабатывался эскизный проект двигателя 8Д717 (он же НК-9) [2], причем в ТЗ, которое Василий Мишин сумел убедить подписать СП Королева, была закрытая схема с дожиганием генераторного газа и давлением в камере сгорания 100 атм, что (в теории) позволяло получить более высокие энергетические показатели, чем у двигателя 8Д716.

"...И к началу апреля 1960 года уже были подготовлены проекты как ракет-носителей, так и космических аппаратов нескольких модификаций, с которыми В. Н. Челомей решил выйти в Правительство с целью добиться выпуска постановления об их разработке.

Это было целое семейство ракет: А-300, А-300-1, А-300-2, А-2000, А-1750. Отличались они размерами: имели полезную нагрузку от 8 тонн у ракеты А-300 до 85 тонн у ракет А-2000 и у А-1750, стартовым весом: от 300 тонн у ракеты А-300 до 1950 тонн у А-2000; количеством ступеней: 3-4 ступени; двигательными установками...

В. Н. Челомей с этими аванпроектами выходит на высокое руководство, докладывает ему о наших работах. Материалы для доклада представляли собой весьма солидный объём
", рассказывается в одноименной книге-альбоме [3].

Однако из этого, как и с
глобальной ракеты ГР-1 [4] ОКБ-1,
из-за неготовности двигателей НК-9

#челомей #протон #гептил #королев #глушко #мишин #кузнецов

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"
👍6🔥1
85 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

telegra.ph



🔹 Интересно, почему наземная команда в костюмах биологической и химической защиты? (к посту с американским космопланом)
Игорь Маринин: В системе управления спуском командного модуля кораблей типа Crew Dragon задействованы двигатели, использующие в качестве горючего токсичный гептил. Его пары и продукты горения могут осаждаться на внешней поверхности корпуса, потому вся встречающая астронавтов команда в облегченных костюмах химзащиты. В отличие от Crew Dragon в системах управления спуском на спускаемых аппаратах российских кораблей типа «Союз» используются двигатели на концентрированной перекиси водорода. Поэтому спецзащита для российских специалистов службы поиска и спасания, а также РКК «Энергия» и ИМБП – не нужна при эвакуации космонавтов.
🔹 Тот же Маск разрабатывает сверхтяжелый Старшип для полёта на Марс. А не было бы проще, перспективнее собирать станцию из 2-3 более лёгких модулей (по принципу той же МКС) и запускать в путь уже её?
Игорь Афанасьев: Есть разные подходы к полёту на Марс, и сборка корабля из модулей — хорошая идея. МКС — яркий пример успешной сборки крупного космического объекта из блоков. Но у подхода SpaceX с её Starship есть свои плюсы, особенно в контексте колонизации Марса.
Преимущества сборки межпланетного корабля из модулей, как МКС:
Снижение рисков. Отправка на орбиту нескольких небольших модулей снижает риск потери всего корабля при неудачном старте ракеты с Земли. Утраченный модуль можно заменить запасным.
Гибкость и модульность. Блочная конструкция позволяет создать корабль, адаптированный для решения задач различных этапов миссии (перелет, посадка на Марса, возвращение на Землю). До старта с орбиты модули можно заменять или модернизировать по мере необходимости.
Технологическая отработанность. Метод сборки из модулей проверен на МКС, что даёт возможность использовать проверенные технологии.
Преимущества Starship от SpaceX:
Единый большой корабль. В случае отработки технологии заправки на орбите Starship способен доставить на Марс экипаж, оборудование и грузы для строительства базы. С точки зрения Маска, это упрощает логистику и сокращает количество запусков (однако здесь есть «подводные камни»).
Многоразовость. Изначально Starship многоразовый, что значительно снижает стоимость полётов на Марс в долгосрочной перспективе при массовом применении системы.
Быстрота и эффективность. Starship, по заявлениям компании, способен доставить людей к планете всего за 80 дней, в то время как сборка корабля-станции из модулей может занять больше времени.
Возможность колонизации. В долгосрочной перспективе SpaceX планирует не просто визиты на Марс, а создание самодостаточной марсианской колонии. Для этого нужна развитая инфраструктура, которую можно заложить в рамках миссии одного корабля Starship.
Оба подхода имеют свои плюсы и минусы:
• Сборка из модулей более безопасна и гибкая, но может потребовать больше времени и ресурсов.
• Starship предлагает быстрый и эффективный способ доставки на Марс, но сопряжён с высокими рисками.
Оба подхода требуют решения фундаментальных задач, связанных с энергетикой перелетов «Земля — Марс — Земля», которая резко возрастает при попытке ускорить отдельные этапы миссии. Кроме того, до сих пор не решены проблемы радиационной безопасности полета, создания надежных долговечных систем жизнеобеспечения, не требующих пополнения запасов пищи.
Решение SpaceX обусловлено стремлением к быстрой колонизации Марса и снижению стоимости полётов, но не может считаться оптимальным с точки зрения отдельных этапов миссии. Модульный корабль позволяет проще решать отдельные задачи. Возможно, в будущем комбинация обоих подходов станет оптимальной.
🔹 Почему у нас нет даже проектов космических обсерваторий по поиску планет, таких как Nancy Grace Roman Space или в перспективе Habitable Worlds Observatory?
Игорь Маринин: По моему мнению, ответ простой. Сначала надо обеспечить финансирование всех необходимых для российской экономики космических средств, а также поддержку направлений исследований, традиционных для российских учёных, и только потом браться за новые направления — такие как создание космических аппаратов для исследования дальнего космоса, экзопланет и астрономических исследований. К сожалению, на всё, что интересно, государственного финансирования не хватило, а частные компании вкладываться в такие проекты не будут из-за отсутствия возможности окупаемости.
🔹 Будет ли отправлен второй космический аппарат для исследований Плутона? Если да, то когда и какой страной?
Игорь Афанасьев: На вопросы, которые возникли после сближения аппарата «Новые горизонты» с Плутоном 14 июля 2015 года, должна ответить «Персефона». Это амбициозная миссия NASA должна выяснить, есть ли на Плутоне подземный океан? В более широком смысле аппарат должен прояснить четыре момента:
1. Внутреннее строение Плутона и Харона.
2. Эволюция поверхностей и атмосфер в системе Плутона.
3. Развитие популяции объектов пояса Койпера.
4. Состав частиц и магнитное поле в поясе Койпера.
Для этого миссия будет оснащена 11 научными приборами, способными исследовать как Плутон, так и другие объекты пояса Койпера. По расчету, продолжительность миссии составит 31 год. Запуск запланирован на 2031 год с помощью ракеты SLS Block 2 и разгонного блока Centaur. К Плутону аппарат будет лететь 27,6 лет, используя электроракетную двигательную установку с питанием от радиоизотопного термоэлектрогенератора и гравитационный манёвр у Юпитера. В 2058 году аппарат достигнет Плутона. После этого начнётся орбитальная кампания в системе Плутона продолжительностью три года с возможностью продления до восьми лет. Масштаб и научную значимость миссии подчеркивает ее стоимость — 3 миллиарда долларов! В настоящее время существуют значительные опасения по поводу отмены миссии в рамках попыток оптимизации бюджета NASA.
🔹 Зачем человечеству космос? Что мы действительно ищем — ресурсы, новые знания, новый дом?
Игорь Маринин: Вы сами ответили на свой вопрос.
1. Новый дом? Конечно, ДА! Если для человечества будут созданы условия жизни на каком-то другом объекте, будь то Луна, Марс, спутник Юпитера или орбитальная станция с полностью замкнутым циклом, то в случае каких-то катастрофических событий на Земле (например, неотразимое столкновение с огромным астероидом) человечество не исчезнет, а сможет сохраниться как вид. Но это тема далекого будущего.
2. Добыча ресурсов — безусловно. С этим человечество столкнется в ближайшие десятилетия. Прежде всего, на мой взгляд, закончатся разведанные запасы редкоземельных металлов и металлов группы платины, без которых радиоэлектронная промышленность развиваться не сможет. Есть вероятность, что на Луне таких химических элементов достаточно для промышленной (в будущем) добычи.
3. Новые знания — безусловно. Прежде всего интересна эволюция планет земного типа. Выяснение этого необходимо, чтобы избежать гибельной катастрофы, которая предположительно произошла на Марсе. Поиск в этом направлении, возможно, даст понять, почему до сих пор нигде, кроме Земли, не обнаружена жизнь. Возможна ли жизнь, основанная на других принципах? Вопросов у человечества к окружающему космосу огромно!
🔹 Когда Россия запустит космический аппарат для исследований Юпитера?
Игорь Афанасьев: В России обсуждают несколько идей по отправке автоматических станций в дальний космос
К примеру, в 2008 году РАН и Роскосмос планировали участие в совместном проекте Europa Jupiter System Mission с Европой, США и Японией, причем российские организации предлагали сосредоточить внимание на изучении спутника Юпитера Ганимед. По плану предполагалось запустить два зонда. «Лаплас-П2» должен был стартовать в августе, а «Лаплас-П1» — в сентябре 2026 года. В систему Юпитера аппараты должны были прибыть в 2032 году, а исследования Ганимеда планировали начать в 2034 году.
Однако из-за разных сложностей этот этап изучения системы Юпитера перенесли на более поздний срок.
Рассматриваются и другие проекты. По словам руководителя Центра Келдыша Владимира Кошлакова, в 2030-х годах вполне возможен запуск космического аппарата к Юпитеру. Речь идёт о разработке транспортно-энергетического модуля, или «ядерного буксира», под названием «Зевс».
🔹 Как обстоит ситуация с нашей космической станцией РОС и действительно на ней будет развернута первая космическая верфь?
Игорь Маринин: Программа создания РОС утверждена. Финансирование её создания идет по утвержденному графику. Один из вариантов использования РОС после сборки первого этапа — создание на ней возможности верфи, то есть ремонта и дозаправки спутников, находящихся на близких к станции орбитах. Технически, РОС можно будет использовать для сборки лунных и марсианских кораблей, но на ближайшее десятилетие такая задача не стоит.
🔹 На какое небесное тело высадятся люди после Луны и Марса, когда и какая страна/космическое агентство осуществит такую высадку?
Игорь Афанасьев: Еще недавно NASA планировало, что после высадки на Луну, произведенной астронавтами по программе Apollo в конце 1960-х - начале 1970-х, следующей целью людей станет астероид, который пролетает близко к Земле. Теперь приоритеты изменились. Предполагается, что сначала люди вернутся на Луну (проект Artemis), а затем отправятся к Марсу. Следующей после Красной планеты миссией может стать исследование спутника Марса — Фобоса или одного из спутников Сатурна, например, Энцелада. Посадка на Фобос ожидается в 2030-х годах, а на Энцелад — позже, возможно, после 2040 года. Главными претендентами на эти миссии являются NASA и Европейское космическое агентство (ЕКА), но могут присоединиться и другие космические агентства.
🔹 Каких размеров должен быть телескоп, что бы с той же четкостью увидеть экзопланеты, как «Джеймс Уэб» увидел Уран?
Игорь Маринин: Экзопланеты обнаруживаются на невероятно бОльших расстояниях от Земли, чем Уран, поэтому телескопы для их детального рассмотрения в земных условиях создать невозможно. Ученые ищут другие способы исследования таких планет, в том числе и обнаружения на них признаков жизни. Для этого не обязательно «разглядывать» экзопланету через телескоп.
🔹 Кроме Сайта и ТГ-канала не думали создать видеоканал на ВК видео и Рутуб (аналогичный давно закрытой программе Космическая среда или, например, каналу Альфа-Центавра на Ютуб?
Pro Космос: У нас уже есть канал в VK видео — там можете посмотреть лекции с экспертами и космонавтами. А если хотите узнать краткие факты о космонавтике — переходите в клипы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Инженеры МАИ разработали почти вечный космический двигатель



Российские инженеры разработали двигатель для космических аппаратов HT-1000, работающий на эффекте Холла. Он отличается высокой эффективностью, большой тягой, экономичностью и практически неограниченным ресурсом эксплуатации, что пригодится как для спутников связи на низкой околоземной орбите, так и для межпланетных зондов. Разработка уже прошла испытания и готовится к серийному производству.
Созданием двигателя занимались специалисты Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики Московского авиационного института (НИИ ПМЭ МАИ) при поддержке компании «Орбитек». Агрегат, работающий на эффекте Холла (замкнутый дрейф электронов), сможет использоваться для питания спутников массой от 450 кг и более, работающих на низкой околоземной орбите до семи лет. 
Двигатели на эффекте Холла обладают большой тягой и могут обеспечить длительные межпланетные перелеты или орбитальные маневры. Он может работать на различном топливе, имеет сравнительно небольшой размер и вес, а также высокий КПД. По словам заместителя директора по развитию НИИ ПМЭ МАИ Александра Богатого, разработка также будет полезной при создании многоспутниковых группировок связи – актуальной задачи для России, обозначенной в рамках нового нацпроекта по развитию космической сферы. Двигатели позволят обеспечивать длительную работу спутников, а также корректировать их положение на орбите или утилизировать после завершения эксплуатации.
Одно из ключевых преимуществ HT-1000 – стабильность, которая минимизирует риски отклонений траектории и снижает нагрузку на бортовые вычислительные системы. Кроме того, двигатель позволяет сократить запас топлива на борту, что уменьшает стартовую массу спутника и, как следствие, снижает стоимость запуска.
Конструкция оптимизирована для серийного выпуска: это позволяет снизить стоимость одного изделия. Такое преимущество делает его привлекательным для частных компаний, которым нужно создавать недорогие спутниковые платформы, которые не требуют больших затрат при эксплуатации.
Принцип работы двигателя основан на ионизации инертного газа (например, ксенона или криптона) под воздействием электрической энергии (создается в ионизационной камере) и мощного магнитного поля (от магнитной системы двигателя). Образующаяся плазма из свободных ионов и электронов ускоряется и создает необходимую тягу, обеспечивая движение аппарата.
Разработка НТ-1000 уже завершена. Инженеры успешно провели испытания первых прототипов и готовятся к началу квалификационных испытаний под конкретные требования заказчиков. Одновременно они готовятся к запуску серийного производства двигателя. Для этого компания «Орбитек» в Зеленограде создала высокотехнологичную производственную площадку.
Ранее студентка МАИ Вера Терентьева представила цифровой двойник прибора звездной ориентации спутников. Имитатор научного инструмента полностью воспроизводит работу реального устройства и уже используется для подготовки российского спутника «Арктика-М» №3. Подробнее о разработке читайте в нашем материале.
Фото МАИ
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


mai.ru

В МАИ разработали инновационный космический двигатель с практически неограниченным ресурсом эксплуатации | новости МАИ

4 августа 2025
В МАИ разработали инновационный космический двигатель с практически неограниченным ресурсом эксплуатации Фото: Пресс-служба МАИ / Личный архив
В Московском авиационном институте разработали инновационный двигатель HT-1000 на эффекте Холла, отличающийся от аналогов высокой эффективностью и экономичностью и обеспечивающий практически неограниченный ресурс эксплуатации. HT-1000 подходит для космических аппаратов массой от 450 кг и более, работающих на низкой околоземной орбите со сроком активного существования до семи лет. Такой тип двигателя имеет большую тягу и топливную эффективность, может работать на различных топливах, имеет сравнительно небольшой размер и вес и высокий КПД, может выполнять микрокоррекции орбиты и манёвры с большой точностью.
Над созданием инновационного двигателя работал коллектив Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ при поддержке индустриального партнёра, компании «Орбитек». 
Область применения
Как отмечает эксперт в области электрических ракетных двигателей, заместитель директора по развитию НИИ ПМЭ МАИ Александр Богатый, двигатели на эффекте Холла открывают широкие перспективы для длительных космических миссий, включая межпланетные перелёты и орбитальные манёвры. Помимо этого, они представляют собой одну из ключевых технологий, обеспечивающих реализацию амбициозных проектов по созданию многоспутниковых группировок связи, которые способны радикально изменить глобальную инфраструктуру телекоммуникаций. HT-1000 обеспечивает синхронизацию орбитальных параметров, что критически важно для таких систем, как спутниковые созвездия для глобального интернета или мониторинга.
Цитировать– Эти двигатели позволят не только обеспечивать функционирование спутников в течение жизненного цикла, но и осуществлять манёвры подъёма орбиты, разведение аппаратов при групповом запуске и сведения аппаратов с орбиты в конце эксплуатации, – добавил Александр Богатый.
Коммерческая выгода
Стабильность параметров HT-1000 обеспечивает предсказуемость работы космического аппарата, позволяя минимизировать риски, связанные с отклонениями траекторий, и снизить требования к бортовым вычислительным системам. Помимо этого, разработанный в МАИ двигатель позволяет сократить объём топливных резервов на борту. Это приводит к уменьшению стартовой массы аппарата, что снижает затраты на запуск и увеличивает полезную нагрузку. Конструкция двигателя оптимизирована для серийного производства, что снижает стоимость единицы изделия и делает его привлекательным решением для коммерческих операторов, стремящихся сократить затраты на создание и эксплуатацию спутниковых платформ.
Принцип работы
Принцип работы разработанного в МАИ двигателя основан на подаче электрической энергии, которая под воздействием сильного магнитного поля ионизирует инертный газ (например, ксенон или криптон). Это означает, что из атомов газа выбиваются электроны, превращая его в плазму, состоящую из свободных ионов и электронов, которая генерирует необходимую движущую силу.
Цитировать– Ключевым элементом является применение магнитного поля, которое создаётся с помощью инновационной магнитной системы двигателя. Оно направляет и удерживает плазму, обеспечивая её стабильность и управляемость. Электрическое поле, создаваемое в ионизационной камере, ускоряет ионы, выбрасывая их из разрядной камеры двигателя с высокой скоростью. Именно этот высокоскоростной поток ионов формирует реактивную тягу, которая обеспечивает движение космического аппарата, – уточнил Александр Богатый.
Серийное производство
Разработка инновационного двигателя HT-1000 на основе эффекта Холла завершена, успешно проведены испытания прототипов, идёт подготовка к квалификационным испытаниям, учитывающим конкретные требования заказчиков. Параллельно с этим ведётся активная подготовка к серийному производству. Для этого компанией «Орбитек» в Зеленограде создана высокотехнологичная производственная площадка, оснащённая передовым оборудованием, соответствующим строгим требованиям космической отрасли.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

Почти вечный, но с ресурсом до семи лет. ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: АниКей от 05.08.2025 06:00:14Интересно, почему наземная команда в костюмах биологической и химической защиты? (к посту с американским космопланом)
Игорь Маринин: В системе управления спуском командного модуля кораблей типа Crew Dragon
Что-то в этот раз ответчиков совсем развезло. Вопрос был про космоплан а ответ про Дракона. 

 И вопрос про космоплан был не спроста - автор вопроса подразумевает что на борту Х-37 может быть какой-нибудь опасный груз который требует от персонала защитной одежды. Ответа он не дождался. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

И на все вопросы в этот раз ответчики отвечали плохо и невпопад. 
 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

Цитата: Старый от 05.08.2025 16:45:24И вопрос про космоплан был не спроста - автор вопроса подразумевает что на борту Х-37 может быть какой-нибудь опасный груз который требует от персонала защитной одежды.
Например, неиспользованная на нырке атомная бомба. Не в шортах же её доставать.
Твёрдо стою на пути исправления

Старый

Цитата: АниКей от 05.08.2025 06:00:14🔹 Каких размеров должен быть телескоп, что бы с той же четкостью увидеть экзопланеты, как «Джеймс Уэб» увидел Уран?
Игорь Маринин: Экзопланеты обнаруживаются на невероятно бОльших расстояниях от Земли, чем Уран, поэтому телескопы для их детального рассмотрения в земных условиях создать невозможно
Чего он тут наговорил? Опять ответ не по теме не на тот вопрос который процитировал. Его же не спрашивают возможно это или нет и какие методы. Его спрашивают про размер.
Поэтому ответ должен быть простой и понятный,даже ребёнку который спрашивает: -Телескоп должен быть ровно во столько же раз больше Уэбба во сколько расстояние до экзопланет больше расстояния до Урана.
Три строчки и ответ исчерпывающий и всем понятный.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер