• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Что будет, если запустить бумажный самолетик с МКС? Японские ученые выяснили



Иногда наука отвечает не только на вопросы о смысле жизни и природе Вселенной, но и на менее серьезные, но не менее увлекательные загадки. Например: что произойдет, если выбросить бумажный самолетик из Международной космической станции? Японские ученые решили проверить это и выяснили немало интересного о полете простого листа бумаги в разреженных слоях атмосферы Земли.
Исследование провели аэрокосмические инженеры Максимильен Бертэ и Кодзиро Судзуки из Токийского университета. Их задача звучала просто: смоделировать поведение бумажного самолета, сделанного из стандартного листа A4, если его отпустить с высоты орбиты МКС — примерно 400 километров над Землей. На деле же ученые учли десятки факторов: от формы самолета до плотности воздуха на разных высотах.
Первым делом они создали цифровую модель бумажного самолета, а потом «запустили» ее с орбитальной скоростью — около 7800 метров в секунду. Несмотря на бешеную скорость, на высоте 400 км сопротивление воздуха почти отсутствует, поэтому на начальном этапе самолетик не разрушается.
Большую часть пути вниз, от 400 до 120 километров над Землей, модель вела себя предсказуемо. Причина — очень низкий баллистический коэффициент. Это параметр, который показывает, насколько хорошо объект преодолевает сопротивление воздуха. У бумажного самолета он низкий, поэтому торможение начинается рано, и спуск происходит относительно медленно: путь до 120 км занимает около 3,5 суток.
Однако на высоте примерно 120 километров воздух становится плотнее, и это меняет все. Самолетик теряет устойчивость и начинает вращаться: так же, как это часто происходит с обычными бумажными моделями, которые неудачно запустили. Это «кувыркание» в атмосфере делает полет непредсказуемым. Дальше модель уже не может сохранять направление, и в итоге начинает разрушаться.
Чтобы проверить это на практике, ученые изготовили уменьшенную копию бумажного самолётика в масштабе один к трем. В носовой части они добавили алюминиевую пластику, придающую конструкции прочность. Эту модель они протестировали в гиперзвуковой аэродинамической трубе Kashiwa при скорости, соответствующей примерно 7 Маха — это около 8500 км/ч. Самолетик выдержал всего 7 секунд. За это время его нос загнулся назад, а кромки крыльев начали обугливаться. Еще немного и модель бы сгорела.
Сложно говорить об адекватности условий опыта поставленным условиям, поскольку самолетику требуется пройти весь диапазон скоростей от 25 до 0 Махов и высот от 120 до 0 километров. Тем не менее, в этих простых экспериментах есть практический смысл. Ученые хотят использовать похожие легкие, устойчивые и недорогие конструкции в научных миссиях. Например, можно запускать такие «самолетики» в атмосферу Венеры или использовать для наблюдений над Землей. Главное, что в конце они полностью сгорят в атмосфере, не оставив мусора.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Fig. 1. Assumed mission scenario. Research questions are indicated. ISS image credits: NASA. Earth image credits: JAXA.

Fig. 2. Folding of A4 sheet into "paper dart".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Fig. 3. Mass distribution of paper plane. (a) "X-ray" view of folded paper plane, showing CAD model and real model in front of light source. The internal opening angle, between the left and right sides, is 10 degrees. (b) Location of paper plane's centre of mass in body-fixed coordinate system.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Fig. 4. Flow regimes at atmospheric entry of paper space plane. ISS image credits: NASA. Earth surface image credits: JAXA.

Fig. 5. Panel-based representation of paper plane in coupled simulator.

Fig. 6. (a) Definition of attitude sphere, and (b) force, moment coefficients relative to body-fixed coordinate frame. Moments are about the CoM.

Fig. 7. Experimental setup inside the test section of the UT Kashiwa Hypersonic and High Enthalpy Wind tunnel.

Fig. 8. Combined paper and aluminium space plane model for use in wind tunnel, (a) before and (b) after being set up inside the test section.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Fig. 12. Wind tunnel results. Schlieren images of paper plane (a) at moment of injection into flow and (b) 5 s later. (c) Paper plane at end of experiment, after having spent 7 s in the hypersonic flow.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Статьи российских техноэнтузиастов разместят на спутнике-платформе



МОСКВА, 10 июля. /ТАСС/. Российская компания RuVDS отправит на орбиту архив материалов лучших технических и научно-популярных текстов российских авторов с сайта "Хабр". Материалы будут храниться на спутнике RuVDSSat1, запуск которого состоится в 2025 году. Об этом ТАСС сообщили в организации.
"Хостинг-провайдер RuVDS отправит на орбиту архив материалов лучших технических и научно-популярных текстов российских авторов c сайта "Хабр". Экспертные статьи, отобранные в особом порядке, будут храниться на спутнике компании RUVDSSat1, благодаря чему доступ к ним смогут получить желающие из любой точки мира", - заявили в организации.
Генеральный директор RuVDS Никита Цаплин подчеркнул, что проекты компании всегда имели научно-образовательный характер. "Потому мы предусмотрели, что на определенном этапе наш аппарат выступит в роли космического хранилища целой базы знаний в виде лучших статей по IT-тематике. Это позволит ярко подчеркнуть важность привнесения лучших IT-практик в космос, а также привлечь внимание к достижениям техноэтузиастов из России и стран СНГ", - подчеркнул он.
В организации уточнили, что база знаний будет доступна читателям со всего мира. Специальный интерфейс позволит пользователям из любой точки Земли загрузить труды техноэнтузиастов в моменты установления сеансов связи с аппаратом. "Этот проект - дань научно-техническому потенциалу, энтузиазму и стремлению человека объяснять мир вокруг себя. Мы рады, что статьи с "Хабра" станут важной частью космической инициативы, путь в космос в том или ином смысле открыт каждому", - отметил технический директор "Хабра" Дмитрий Колобов.
Космический аппарат RUVDSSat1 планируется к выводу на орбиту в 2025 году. Основная задача спутника заключается в предоставлении разработчикам программного обеспечения и радиолюбителям возможность тестировать свой софт на действующем аппарате.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Зонд Parker сделал снимки Солнца с рекордно близкой дистанции



Американское аэрокосмическое агентство опубликовало фотографии, сделанные исследовательским зондом Parker во время его рекордного сближения с Солнцем. Благодаря им можно буквально с дистанции «пистолетного выстрела» разглядеть то, что происходит в Солнечной короне. И отследить то, как зарождаются эпической силы шторма, вызывающие магнитные бури и полярные сияния на Земле.
Буквально за несколько дней до нового 2025 года солнечный зонд Parker обновил рекорд по сближению со звездой. В кульминационный момент маневра (который начался 24 декабря) небольшой аппарат промчался от нее на расстоянии всего 6,17 миллиона километров. Это почти в десять раз меньше, чем средний радиус орбиты Меркурия, и всего в 15 раз больше, чем дистанция между Землей и Луной. Солнце уже ощутимо «припекает», поэтому каждый из таких пролетов несет с собой немалый риск и потенциально может оказаться последним.
Но в декабре все обошлось: уже 27-го числа Parker прислал первый сигнал на Землю, тем самым объявив, что с ним все в порядке. Спустя почти полгода сотрудники НАСА опубликовали снимки, на которых можно с уникальной детализацией рассмотреть процесс зарождения солнечного ветра — постоянного потока заряженных частиц, во все стороны исходящего от звезды.
Иногда на Солнце производят выбросы плазмы — и тогда «легкий бриз» превращается в настоящий шквал, который, обрушиваясь на Землю, провоцирует магнитные бури (нечто подобное как раз случилось в начале лета). Но это далеко не единственное полезное наблюдение «Паркера». Его широкоугольный тепловизор WISPR разглядел еще кое-что: границу, на которой направление солнечного магнитного поля меняется с северного на южное. Это так называемый «гелиосферный токовый слой», который еще никогда не удавалось сфотографировать так качественно.
Кроме того, впервые в истории ученые получили возможность в деталях увидеть, как выбросы корональной массы накладываются друг на друга. «Мы используем эти наблюдения, чтобы понять, как выбросы сливаются друг с другом — чтобы оценить их влияние на космическую погоду», — отметил один из разработчиков WISPR Ангелос Вурлидас.
Одним из самых значимых открытий «Паркера» стало подтверждение существования двух разных типов медленного солнечного ветраальфвеновского (сопровождающегося небольшими возвратными потоками) и неальфвеновского (лишенного таковых). Новейшие снимки помогают гелиологам лучше понять их происхождение и причину отличий. Судя по всему, первый зарождается вблизи корональных дыр, а второй — в потоках плазмы между активными областями. Но консенсуса нет и сбор данных продолжается. Следующий пролет состоится уже 15 сентября.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


monocle.ru

Соучастники космоса
Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора «Монокль»
14 июля 2025, 06:00
№29
Как стала возможной программа «Союз» — «Аполлон» и в чем смысл международных пилотируемых космических программ? Интервью с ветераном космической отрасли, в годы работы в ОКБ-1 лично общавшимся с Сергеем Королевым, ведущим научным сотрудником Института космических исследований РАН Натаном Эйсмонтом
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт


Рождение в 1970 году идеи стыковки и совместной работы на орбите советского и американского космических кораблей сегодня кажется событием крайне необычным. Особенно потому, что инициатива исходила от американцев, за полгода до этого триумфально победивших СССР во втором — лунном — раунде космической гонки.

— Зачем США понадобилась совместная с Советами программа?
— Я думаю, что у руководства великих держав к этому моменту сформировалось четкое представление, что медийный, пропагандистский эффект достижений в космосе не только не уступает по силе и масштабу, но и, возможно, превосходит воздействие от размахивания ядерной дубинкой. А значит, этим эффектом нужно управлять и использовать в международных отношениях. Президент Никсон решил, что на тот момент политические и социальные дивиденды от инициативы сотрудничать в космосе с Советами перевешивали мотивы вступления в новый виток ракетно-ядерной гонки. Параллельно продвижению работы над программой «Союз» — «Аполлон» были заключены первые соглашения об ограничении стратегических вооружений.
Кроме того, категорически неверно считать СССР проигравшим по итогам первого десятилетия космической эры. Да, пилотируемую лунную гонку мы уступили американцам, зато далеко опередили США в части исследования Луны автоматами. Намного дальше мы продвинулись и в исследованиях Венеры.
— Первые контакты и обсуждения возможности совместного полета прошли между советской Академией наук и NASA. Каким образом удалось транслировать инициативу на политический уровень?
— Прежде всего надо сказать, что президент АН СССР Мстислав Всеволодович Келдыш был не только блестящим ученым и одним из идеологов советской космической программы, но и, безусловно, политической фигурой первого ряда. Он был вхож в любые кабинеты и крайне влиятелен.
Высокий авторитет имело в своей стране и руководство NASA. То поколение технократов и у нас, и у американцев отличали принципиальность и смелость в отстаивании своих идей и взглядов перед начальством любого уровня. Технократы объяснили политикам выгоды и преимущества совместной программы.
Не менее важно было также выбить достаточное финансирование для реализации замысла, отстояв его необходимость в противостоянии с военными. Ведь линия военного космоса никуда не исчезает в этот период. Американцы начинают проект ракетоплана «Спейс Шаттл», который СССР однозначно расценил как представляющий военную опасность; мы потом ответим на него «Бураном».
Со своей стороны, ОКБ-52 Владимира Челомея продолжало работать над боевыми спутниками и программой орбитальных станций «Алмаз» с военным функционалом. Понятно, что с точки зрения военных совместная пилотируемая программа выглядела в лучшем случае бессмысленной тратой ресурсов, отвлекающей от более приоритетных задач обеспечения обороноспособности своих стран.
— Не очень благоприятствовал программе ЭПАС и чисто космический контекст. В апреле 1970-го на подлете к Луне взрывается кислородный бак на борту «Аполлона-13», тройке астронавтов с огромным трудом удается вернуться живыми. Экипажу «Союза-11» повезло меньше. При возвращении на Землю разгерметизировался спускаемый аппарат, и находившиеся без скафандров Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли. Полеты кораблей «Союз» были остановлены «до выяснения» на неопределенный срок. Но все это не помешало соглашению о совместном полете с конкретным дедлайном. Не осознавали риски?
— Не говорите глупостей. Осознавали лучше и острее нас с вами. Люди были смелые. Рисковали если не жизнями, то карьерами точно.
Поймите, космонавтика — это не сбор разноцветов. Это принципиально опасная сфера человеческой деятельности. И тут абсолютно благостного контекста никогда не бывает. И либо вы продолжаете делать серьезные проекты, еще более тщательно прорабатывая вопросы безопасности после неудач, либо уходите из отрасли.
— Сопротивление военных было преодолено, идеей заразились политики. После подписания Косыгиным и Никсоном в мае 1972 года большого соглашения о сотрудничестве в космосе, где предусматривался совместный полет в течение 1975 года, в дальнейшем принципиальных проблем в реализации программы «Союз» — «Аполлон» не возникало?
— Началась конкретная конструкторская и инженерная работа по достижению совместимости технических систем. Причем американцы раз за разом шли нам на уступки. Разная внутренняя атмосфера кораблей? Взялись сделать и вывести на орбиту шлюзовый блок. Дальше, наклонение орбиты. Американцы никогда не летали на орбите с наклонением 51,5 градуса, которая была у «Союзов». Но в итоге для совместного полета согласились выбрать нашу орбиту, хотя для американцев это была большая морока, дополнительный расход топлива и так далее.
— Почему американцы шли на уступки?
— Со стороны политического руководства США было понимание, что совместный пилотируемый полет со стыковкой на орбите пойдет на пользу и той и другой стороне. Это было первый раз в истории человечества. Американцы к этому времени уже запускали европейские спутники, были совместные международные программы космических исследований, но готовившаяся международная пилотируемая программа не имела прецедентов. Она проложила дорогу этому направлению сотрудничества. На станцию «Мир» мы перевозили, кажется, весь соцлагерь, а потом уже и не только. Далее эстафету приняла МКС. Это демонстрация всему миру, что мы умеем ладить. Что возможно строить рабочие отношения с американцами в космосе на самом высоком уровне доверия.
Зачем сотрудничать в космосе
— Здесь и сейчас спутниковая группировка США ежедневно выдает разведданные и целеуказания для ВСУ. Они помогают убивать наших солдат на Украине, много и гражданских жертв. О каком взаимодействии с Америкой в космосе сегодня может идти речь?
— Тем не менее совместные экипажи летают на МКС. Сотрудничество продолжается, оставаясь одной из немногих ниточек, которые удерживают наши страны от, вероятно, уже непоправимого витка конфронтации. Более того, есть ряд международных исследовательских космических программ с нашим участием, из которых европейцы уже вышли, а американцы продолжают. Например, на борту запущенной в 2019 году астрофизической обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» два рентгеновских телескопа — немецкий и российский (правда, зеркала в нашем приборе изготовлены американцами). 26 февраля 2022 года немцы перевели свой телескоп в «спящий» режим, прекратили обмен данными в рамках программы. С американской стороной взаимодействие по данной программе продолжается в полном объеме. Более того, из-за немецкого демарша мы совместно перенастроили единственный телескоп так, чтобы максимально поддержать общий функционал.
Вы думаете, что немецкие ученые по своей воле прервали сотрудничество? Конечно нет. Правительство приказало либо обставило дело так, что в противном случае ученые остались бы без финансирования по этой и другим программам. А в Америке возможности правительства влиять на решения научного сообщества, вероятно, поменьше.
— И американцы за свои зеркала продолжают получать информацию с оставшегося рабочим нашего телескопа?
— Да, конечно.
— МКС объективно доживает последние годы. И космические державы, кажется, расходятся по «своим квартирам». У американцев будет своя орбитальная станция или даже несколько, у китайцев своя уже работает, Россия планирует построить РОС, есть планы на свою станцию и у Индии. У всех этих объектов будут такие параметры орбит, что на чужую станцию со своего космодрома физически невозможно долететь. В части пилотируемой космонавтики международное взаимодействие встает на длинную паузу?
— Не думаю. Более того, я почти уверен, что одними из первых на Российскую орбитальную станцию полетят в составе совместного экипажа американцы.
— Что им там делать? У них же будут свои станции.
— Американцы заинтересованы в работе на нашей станции, потому что у РОС будет другая орбита. Мы там будем видеть всю Землю, включая полярные области. А у американцев обзор заканчивается на широте Мурманска.
— Но тогда астронавты увидят в том числе наши новенькие военные базы на Земле Франца-Иосифа. Нам это надо?
— Александр, вы думаете, что вы, журналист, знаете об этих объектах, а американцы — те, кому надо, — не знают? Они их прекрасно видят со спутников.
Космические рецепты в районной поликлинике
— Хорошо. А есть ли смысл в многосторонних экспериментах на орбите?
— Был, есть и будет. Могу упомянуть об одном вполне интригующем эксперименте, который был произведен на борту станции «Мир». Он был предназначен для исследования межзвездного ветра. Придумавшие его швейцарцы пробовали выполнить его на американском аппарате. По разным причинам не получилось. И тогда они предложили нам принять участие. И на «Мире» получилось. Это очень непростой эксперимент, автоматами его не выполнить. Надо было специальную фольгу на некоторое время разместить и особым образом экспонировать в открытом космосе, в это время нужно было еще саму станцию строго расчетным образом позиционировать в пространстве. Потом аккуратно втащить фольгу вовнутрь станции, тщательно упаковать ее и доставить в опечатанном виде авторам эксперимента в Бернский университет, где в свое время работал Эйнштейн. На орбите все прошло штатно, но вся эпопея повисла на волоске в аэропорту Берна, когда швейцарские пограничники потребовали вскрыть опечатанный контейнер и предъявить им его содержимое. И только оперативное вмешательство посольских работников спасло результаты этой уникальной работы.
— Межзвездный ветер... Прожженные прагматики только пожмут плечами. А делалось ли на станциях что-то более осязаемое, имеющее конкретное земное применение?
— Из более прикладных направлений экспериментов на «Мире», которые получили продолжение на МКС и, я уверен, будут развиты на РОСе, — это медико-биологические исследования. Причем объектами исследований являются не молекулы, клетки, ткани или органы, а целостные живые организмы — люди, сами космонавты. И эти работы, помимо длинного прикладного горизонта, связанного с получением новых знаний об особенностях поведения человеческого организма в невесомости или под воздействием космических облучений, имеют уже сегодня практический «выхлоп» в каждой районной поликлинике.
ЦитироватьСотрудничество России с США в космосе продолжается, оставаясь одной из немногих ниточек, которые удерживают наши страны от, вероятно, уже непоправимого витка конфронтации
— Что вы имеете в виду?
— Я имею в виду протоколы Минздрава по лечению целого ряда заболеваний, вплоть до простуды и кашля. Они корректируются в том числе на основе результатов экспериментов, полученных в космосе. Дело в том, что на орбите мы имеем четко откалиброванный эксперимент с тщательно поддерживаемыми внешними условиями — состав станционной атмосферы, влажность, температура, давление — и особым образом отобранными объектами — абсолютно здоровыми людьми. Космонавты здесь служат эталоном. Относительно стандарта проще фиксировать отклонения и искать их причины.
Долетит ли «Орел» до «Ангары»?
— РОСа пока нет. Все ли на Земле у нас готово к сооружению станции на орбите?
— Космодром Восточный в Амурской области готов, там было уже несколько стартов. Правда, пока не пилотируемых. Дело в том, что для пилотируемых миссий требуется создание инфраструктуры поиска и спасения экипажей, экстренно приземляющихся в случае нештатных пусков. Эту инфраструктуру вдоль расчетных трасс требуется доделать. Сегодня это задача номер один, и она, конечно же, в ближайшее время будет решена.
— А корабль и носитель есть?
— Перспективный корабль «Орел» или его поздняя модификация «Орленок» пока так и не созданы. История с кораблем тянется уже неимоверно долго — руководство «Роскосмоса» успело смениться несколько раз, исполнители, сам проект и его задачи — тоже. Первоначальный вариант корабля «Орел» был настолько тяжелым, что до сих пор у нас под него нет тяжелого носителя. «Ангара-5В» с кислородно-водородным разгонным блоком, которая будет способна выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) 37 тонн полезной нагрузки, пока лишь только в проекте.
— А возможностей действующей модификации этой ракеты, «Ангара-5М», достаточно для вывода частей РОС с их последующей сборкой на орбите?
— Достаточно.
— Может быть, есть смысл начать делать РОС с имеющимися кораблем «Союз» и ракетой-носителем «Ангара 5М»? А «Орлы» и «Орлята» потом «прилетят»?
— У меня есть большие сомнения, нужны ли они вообще.
— А тяжелый носитель тоже не нужен?
— А вот тяжелый носитель необходим. С учетом перспективных задач пилотируемых полетов к Луне и Марсу без него никак не обойтись. Даже если мы возьмем за основу не однопусковую схему достижения Луны, как это удалось американцам с ракетой «Сатурн», а будем ориентироваться на сборку межпланетного корабля на орбите и старт его из космоса, тяжелый носитель, выводящий на НОО 40‒50 тонн нагрузки, нужен.
Посмотрите на звезды
— С 1958 по 1976 год СССР запустил к Луне 43 автоматических аппарата, из которых 15 полностью выполнили задание, а 14 считаются частично успешными. Может быть, сегодня стоит отдать приоритет изучению Луны и дальнего космоса автоматами, а не пилотируемыми миссиями?
— Мы обсуждали с вами этот вопрос в прошлой беседе (см. «Натан Эйсмонт: "Ракета H-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны"», «Монокль» № 8 за 2024 год. — «Монокль»). Я остаюсь при своем мнении: лететь к Луне и Марсу и работать там обязательно нужно не только автоматам, но и людям.
С точки зрения прагматики и фундаментальной науки в 90 процентах случаев автомат решит задачу в космосе эффективнее человека. Просто потому, что самый дорогой «прибор» на орбите — это сам человек. Поддержание его жизнедеятельности и обеспечение безопасности пребывания вне Земли обходится гораздо дороже, чем любых «железок», зеркал и приборов. И если вы хотите делать фундаментальную науку в космосе, делайте ее на автоматах.
Но пребывание человека вне Земли, его стремление к звездам несет в себе колоссальный по силе мировоззренческий импульс. Это какая-то глубоко сидящая в человеческой природе страсть преодолеть ограниченность своего земного бытия. Этот мотив прекрасно чувствовали основоположники космонавтики и философы-космисты в лице нашего соотечественника Николая Федорова, сильно повлиявшего на Константина Циолковского.
— Мне довелось присутствовать при старте «Союза» с Байконура девять лет назад. Запоминающееся зрелище. Вспышка пламени, утробный гул, на доли секунды ракета как будто замирает, планета не хочет ее отпускать, воздух и земля под ногами дрожат от неимоверной мощи двигателей, и вот ракета начинает медленно подниматься в небо. А в маленькой капсуле наверху сидят люди, и действительно помню свою эмоцию: каково им там сейчас?
— Когда мы видим людей, отправляющихся в космос, у нас появляется не вполне осознанное чувство соучастия. Мы чувствуем себя сами немножко этими космонавтами, сопереживаем им.
— Кстати, в том «Союзе» в ноябре 2016-го на МКС летел международный экипаж — командир Олег Новицкий, француз Тома Песке и американка Пегги Уитсон. Сегодня Илон Маск в свою будущую миссию на Марс вербует тоже интернациональную команду. Почему?
— Короткий ответ: сотрудничество между народами. Как высшая самоцель, которая важнее всех остальных мотивов, вместе взятых. Мы видим сегодня растущую опасность самоуничтожения нашей цивилизации. Если хотим избежать этого сценария, другого пути я не знаю.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Союз-19#NASA
15.07.2025 07:00
Полвека рукопожатию в космосе








Пятьдесят лет назад СССР и США выполнили миссию «Союз – Аполлон». Впервые в космосе состыковались два корабля разных государств.
15 июля Роскосмос и НАСА отмечают 50-летний юбилей уникальной миссии «Союз – Аполлон». Эта программа стала символом международного сотрудничества, научных достижений и примером того, как совместные усилия могут преодолеть границы возможного, объединяя человечество в стремлении к космосу.
Работа советских и американских инженеров, учёных, космонавтов и астронавтов показала всему миру, что вместе человечество способно решать самые сложные задачи.
Идея проекта возникла в 1970 году, когда в Москве встретились советские и американские специалисты для обсуждения вопроса возможности стыковки космических кораблей на случай, если возникнет нештатная ситуация, и людям в космосе понадобится помощь. На подготовку соответствующего соглашения ушло около двух лет – документ подписали в 1972 году. Среди заявленных в нем целей была не только научная, но и гуманитарная: страны договорились о сотрудничестве в исследовании космоса в мирных целях. 
Еще три года потребовалось для подготовки кораблей, центров управления полетом и самих экипажей. После проверок и испытаний, предусмотренных программой подготовки, 15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь с половиной часов с мыса Канаверал взлетел американский «Аполлон». В состав его экипажа вошли Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд. 17 июля корабли состыковались. Во время полета было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Космонавты знакомились с оборудованием космических союзников, общались, проводили эксперименты.
19 июля 1975 года корабли расстыковались после 43 часов 54 минут 11 секунд в совместном полёте. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента «Искусственное солнечное затмение», в ходе которого американский корабль закрыл собой Солнце, пока космонавты на «Союзе-19» фотографировали солнечную «корону» вокруг него, корабли опять сблизились. Произошла вторая сцепка, она длилась два часа 52 минуты 33 секунды.
Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля 1975 года: спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета — 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль «Аполлона» с американскими астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля (9 суток 1 час 28 минут). Опыт программы «Союз — Аполлон» послужил хорошей основой для дальнейших международных космических полетов.
Некоторые практические результаты программы «Союз – Аполлон»:
  • после миссии США внедрили на своих кораблях использование кислородно-азотной смеси, как на советских кораблях и станциях вместо взрывоопасного чистого кислорода;
  • разработан Андрогинно-Периферийный Агрегат Стыковки (АПАС), который затем использовался как средство стыковки по программе «МИР – Шаттл», стыковочный узел подобного типа применяется и на Международной космической станции;
  • отработана стыковка кораблей с помощью АПАС и методика перехода космонавтов и астронавтов из одного корабля в другой;
  • получен опыт взаимодействия центров управления полетом СССР и США, в дальнейшем это использовалось в программах «МИР – Шаттл» и в проекте МКС;
  • получен опыт проведения совместных научных экспериментов в космосе.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


kp.ru

50 лет советско-американскому проекту «Союз» - «Аполлон»: Секретность, нештатные ситуации и полвека сотрудничества в космосе
Евгений АРСЮХИН



50 лет назад стартовал советско-американский проект «Союз» - «Аполлон» height=100% width=100%
50 лет назад стартовал советско-американский проект «Союз» - «Аполлон»
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Полвека назад в космосе сошлись корабли, советский «Союз» и американский «Аполлон». Сошлись не в схватке, а для рукопожатия. Которое состоялось над рекой Эльбой, где в финале Великой Отечественной войны дружески обнялись советские и американские солдаты.
Холодная война, увы, не закончилась в 1975 году. Но закончилась эпоха истерии, страха перед неминуемой ядерной войной. И – началось сотрудничество в космосе, которое длится и сейчас. Ведь на МКС бок о бок работают наши космонавты и американские астронавты.
Острые вопросы о программе «Союз» - «Аполлон», которые и до сих пор задают друг другу увлеченные темой люди, «Комсомолка» обсудила с историком космонавтики Игорем Марининым, членом Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос», , создателем и в течение 26 лет главным редактором журнала «Новости космонавтики», сейчас - научным редактором АНО «Роскосмос Медиа».
Где мигранты из Средней Азии сдают один подъезд, они сдают три: Корейцы открыли в России второй фронт - трудовой height=100% width=100%

Cовместная рабочая группа советских и американских специалистов во время испытания летных образцов стыковочных узлов космических кораблей «Союз и «Аполлон. 1974 г. height=100% width=100%
Cовместная рабочая группа советских и американских специалистов во время испытания летных образцов стыковочных узлов космических кораблей «Союз и «Аполлон. 1974 г.
Фото: Роскосмос..
СЕКРЕТНЫЕ СЕКРЕТЫ
Раз задумали такую миссию, это ведь надо потенциальному противнику все военные тайны выдать? Как вы состыкуете корабли, если не раскроете устройство «Союза» американцам?
- Секретность советской космической техники соблюдалась неукоснительно, - говорит Игорь Маринин, - Тем не менее, для обмена технической информацией были сформированы рабочие группы. Руководители советских групп, по согласованию с руководством ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального назначения, сейчас это РКК «Энергия». - Ред.), имели право на передачу необходимых технических сведений. Общее устройство лунного корабля «Аполлон» засекречено не было, а технические подробности печатались в изданиях NASA, и они были доступны советским конструкторам. Никаких нештатных ситуаций, возникших из-за секретности, мне неизвестно.
Всего существовало пять рабочих групп, в каждую входили представители как советской, так и американской стороны. Например, разработкой стыковочных узлов от СССР занимался Владимир Сыромятников, а от США - Д. Уейд и Р. Уайт. Помимо этих пяти групп, другие специалисты разрабатывали совместные эксперименты и проводили расчеты баллистики для стыковки.
Руководитель стартовых операций космического центра им. Кеннеди Каприян У., заместитель директора НАСА Лоу Дж., технический директор проекта «Союз» - «Аполлон» с американской стороны Ланни Г., заместитель директора НАСА Фраткин А. height=100% width=100%
Руководитель стартовых операций космического центра им. Кеннеди Каприян У., заместитель директора НАСА Лоу Дж., технический директор проекта «Союз» - «Аполлон» с американской стороны Ланни Г., заместитель директора НАСА Фраткин А.
Фото: Роскосмос..
СДЕЛАЛИ ЗА АМЕРИКАНЦЕВ ВСЮ РАБОТУ?
А еще говорят - стыковка и рукопожатие нужно было нам, а не им. Советы и взяли на себя всю работу. Серьезно переделали «Союз». Старались. А штатовцы толком не готовились, и, если все прошло хорошо, то это наша заслуга.
Это правда и неправда, уверен Игорь Маринин:
- Наш «Союз» и ракета-носитель «Союз –У» были в сотни раз дешевле, чем «Аполлон-Сатурн». Более того, у нас корабли и ракеты выпускались серийно, а в НАСА решили использовать изготовленные, но не использованные. Однако США взяли на себя финансирование разработки и изготовления стыковочного отсека – шлюза, в котором космонавты адаптировались для перехода из азотно-кислородной (на «Союзе») в чисто кислородную (на «Аполлоне») атмосферу. Стоимость составила 64 миллиона тех, полновесных, долларов.
Встреча космонавтов и астронавтов - участников программы ЭПАС в центре подготовки космонавтов им. Гагарина. 1974 г. height=100% width=100%
Встреча космонавтов и астронавтов - участников программы ЭПАС в центре подготовки космонавтов им. Гагарина. 1974 г.
Фото: Роскосмос..
И МАМА, И ПАПА
А еще предстояло создать стыковочный узел. Раньше корабли стыковались по принципу «папа-мама»: если у одного есть штырь, у другого должно быть гнездо. В СССР придумали систему, когда каждый узел мог быть и «папой», и «мамой» по обстоятельствам. Она до сих пор применяется на МКС, называется андрогинно-периферийной.
И что же вы думаете, СССР «откатал» стыковку в реальном космосе!
- Для испытаний в реальном космическом полете Андрогинно-Периферийный Агрегат Стыковки (АПАС) установили на корабль «Союз-16». Стыковочный узел «Аполлона» имитировало специальное кольцо. Корабль стартовал 2 декабря 1974 года (за полгода до реальной стыковки. - Ред.). Космонавты Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников испытали АПАС, сформировали орбиту встречи на высоте 225 км, проверили системы управления движением и жизнеобеспечения, а также цветное телевидение, впервые установленное на «Союзе», и систему аварийной расстыковки, - рассказывает Игорь Маринин.
[img width=100% height=100%]https://s12.stc.yc.kpcdn.net/share/i/4/3041771/wr-750.webp[/img]
В главном зале центра управления полетом во время совместной тренировки по программе ЭПАС советского и американского центров управления полетов. 1975 г. height=100% width=100%
В главном зале центра управления полетом во время совместной тренировки по программе ЭПАС советского и американского центров управления полетов. 1975 г.
Фото: Роскосмос..
В КОСМОСЕ ПРОЩЕ, ЧЕМ НА ЗЕМЛЕ?
Способствовала ли историческая стыковка космическому сотрудничеству, стала ли поворотным моментом? Игорь Маринин считает, что да.
- Появились программы МИР-НАСА и МИР-Шаттл, благодаря которым астронавты научились по шесть месяцев и больше летать в космосе, а 100-тонный шаттл - стыковать со станцией. Это все пригодилось при строительстве МКС, первый модуль которой на деньги США сделали в России. Было много других совместных проектов. Например, «Бион» с полетами обезьян в космос, создание плавучего стартового комплекса «Морской старт» в Тихом океане, покупка американцами в России двигателей НК-33, РД-180 и РД -191 для своих ракет.
Многие думают, что с уходом с орбиты МКС - а это произойдет к 2030 году по плану, страны разойдутся по национальным «квартирам».
- Категорически нет! – утверждает Игорь Маринин, - США приняли программу возвращения на Луну. В ней принимают участие более 40 стран. Россия и Китай сотрудничают в создании Международной научной лунной станции, и в проекте уже более десятка стран. Роскосмосу вместе Курчатовским институтом предстоит создать то, что никто раньше не делал: АЭС на другом космическом теле! Роскосмос строит новую орбитальную станцию РОС, и участие в ней открыто для всех дружественных стран.
В последний день июля космонавт Олег Платонов в рамках миссии Crew-11 отправится на МКС на американском корабле с мыса Канаверал. На орбите его встретят наши Сергей Рыжиков, Алексей Зубрицкий и Кирилл Песков вместе с астронавтами NASA Энн Макклэйн, Николь Айерс и Джонатаном Кимом, а еще японским астронавтом Такуя Ониши.
Дело, заложенное программой «Союз-Аполлон», живо.
Советские и американские руководители полета по программе ЭПАС во время посещения монтажно-испытательного корпуса на космодроме Байконур. 1977 г. height=100% width=100%
Советские и американские руководители полета по программе ЭПАС во время посещения монтажно-испытательного корпуса на космодроме Байконур. 1977 г.
Фото: Роскосмос..
ХРОНИКА ПОЛЕТА 1975 ГОДА
15 июля, 15.20 (время здесь и далее московское) - старт «Союза-19» с космодрома Байконур
За несколько минут до старта вышла из строя телевизионная система, которая впервые в цвете должна было показать посещение американскими астронавтами советского космического корабля.
- Хотели отложить пуск, но министр тяжелого и транспортного машиностроения Сергей Афанасьев принял решение: «Летим!». Леонов и Кубасов по инструкции с Земли поставили перемычки в отказавший коммутатор, и ЦУП получил цветное изображение с борта, - рассказывает Игорь Марини
Космонавты, участники программы ЭПАС Леонов А.А. и Кубасов В.Н. во время занятий по английскому языку в лингафонном кабинете центра подготовки космонавтов им. Гагарина. 1975 г. height=100% width=100%
Космонавты, участники программы ЭПАС Леонов А.А. и Кубасов В.Н. во время занятий по английскому языку в лингафонном кабинете центра подготовки космонавтов им. Гагарина. 1975 г.
Фото: Роскосмос..
15 июля, 22.50 - старт «Аполлона» с мыса Канаверал в США
На орбите после соединения со стыковочным модулем заклинил механизм открытия люков между ним и командным модулем. Возникла угроза срыва взаимных переходов. Астронавты не спали всю ночь, но к утру справились с непослушным люком.
17 июля, 19.09 - стыковка (в общей сложности корабли провели вместе более 46 часов) и символическое рукопожатие
19 июля - эксперимент «Искусственное затмение». «Аполлон» отплыл метров на триста и завис, закрыв с собой Солнце для наблюдателей с «Союза». Корабли вновь сошлись. Алексей Леонов успешно пристыковал «Союз» к «Аполлону», но Слейтон случайно или из-за плохой подготовки включил двигатели «Аполлона», и он закачался.
- Возникла угроза поломки стыковочных узлов и разгерметизации. Но конструкции, разработанные в ЦКБЭМ, выдержали нагрузки. Через три часа корабли успешно расстыковались, теперь уже окончательно, - продолжает Игорь Маринин.
21 июля 13.50 - приземление «Союза» недалеко от города Аркалык в Казахстане
25 июля, 00.18 - приводнение «Аполлона» в Тихом океане
Финальная нештатная ситуация чуть не закончилась гибелью астронавтов. В их модуль из двигателей попали пары тетраоксида азота, крайне ядовитого вещества. Стаффорд после приводнения быстро отстегнулся от кресла, передал Бранду и Слейтону кислородные маски. Тем не менее, экипаж отравился. Бранд даже потерял сознание. Астронавты восстановились через несколько дней.
Совместный полет КК «Союз» и «Аполлон» по программе ЭПАС. на снимке: астронавты Стаффорд Т.Т., Слейтон Д.К. и космонавт Леонов А.А. в КК «Союз-19» в период стыковки.24.07.1975 г. height=100% width=100%
Совместный полет КК «Союз» и «Аполлон» по программе ЭПАС. на снимке: астронавты Стаффорд Т.Т., Слейтон Д.К. и космонавт Леонов А.А. в КК «Союз-19» в период стыковки.24.07.1975 г.
Фото: Роскосмос..
ВЕРСИИ
«АПОЛЛОН» ВЫЛОВИЛИ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ?
В современных теориях заговора громадную роль играет «инцидент 1970 года». Якобы советские моряки выловили в море капсулу Аполлона, которая там просто плавала. Якобы американцы испытывали, как она приводнится, и потеряли. И ее тайно передали американской стороне в порту Мурманска. Сохранились мутные фотографии, сделанные почему-то венгерскими журналистами. И «воспоминания моряков»: тот Аполлон был просто пустой болванкой. Не было значит, у них реального корабля никогда.
Но почему венгры вдруг в Мурманске оказались, а не фотокорреспондент «КП», например?
- Случай о якобы найденном советскими моряками командного модуля корабля "Аполлон" подтверждения не находит. В интернете можно найти старую фотографию людей на палубе корабля и подписью "Венгерские журналисты приглашены в СССР для свидетельствования мошенничества США", но там много разных несоответствий и присутствуют признаки монтажа. Скорее всего, это очередная фальшивка, - говорит он.
Советские космонавты и американские астронавты - члены экипажей, участвующих в подготовке по программе ЭПАС, в зале специализированных и комплексных тренажеров ЦПК им. Гагарина Ю.А. во время пресс-конференции.1974 г. height=100% width=100%
Советские космонавты и американские астронавты - члены экипажей, участвующих в подготовке по программе ЭПАС, в зале специализированных и комплексных тренажеров ЦПК им. Гагарина Ю.А. во время пресс-конференции.1974 г.
Фото: Роскосмос..
И БЫЛ ЛИ ОН?
Вот мы и добрались до «теорий заговора». Если у американцев не было лунной программы, но не было и «Аполлона». С чем же тогда стыковался «Союз»?
И оставить бы это на задворках интернета, а все-таки интересно: почему, через столько лет, не утихают разговоры? Уже и забыть пора.
- За 25 лет сбора материалов по пилотируемой космонавтике и еще за 35 лет моей работы в космической журналистике я пришел к выводу, что некоторые темы раз в 10-15 лет возбуждаются уже многие годы, - говорит Игорь Маринин, - Приходят молодые журналисты, которые не знакомы с предыдущими публикациями, и пытаются сделать "открытие". Вот только несколько крупных тем: Гагарина убили или запрятали в психушку, НЛО были на земле и контакт с ними скрывают, американцы не летали на Луну, Земля плоская...
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Какой астероид может пробить насквозь Землю или сместить ее с орбиты
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!