• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 18.01.2025 03:41:04
Цитата: telekast от 17.01.2025 17:41:03Я на сегодня устал.
Быстро. А как дышал!
Нарисуй себе медаль.
Все объяснено и показанно. Играть с тобой в цирк, когда ты бегаешь кругами с одними и теми же воплями, беря соперника измором, давно не интересно.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: telekast от 18.01.2025 11:34:24Играть с тобой в цирк, когда ты бегаешь кругами с одними и теми же воплями, беря соперника измором, давно не интересно.
А зачем пытаешься? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев


Цитировать"космический" телеграм-канал "Ветер Восточный" публикует грандиозный материал "Нацистское прошлое НАСА" (пока выложено 8 частей).
А нет ли здесь преклонения перед Западом?
Про нацистское прошлое НАСА - 8 частей, а про  нацистское прошлое русского космоса - ни одной!
im

АниКей

Цитировать22 января, 14:05
Мнение
Забота об экологии или шпионаж: зачем Япония запустила первый деревянный спутник

Михаил Котов — о японском кубсате и дереве в космосе

КОТОВ Михаил
Научный журналист


Во время выхода астронавтов в открытый космос с МКС в середине января был запущен японский аппарат LignoSat. Примечательно здесь то, что в своей конструкции спутник имеет существенную часть элементов из дерева. Правда, не стоит думать, что это единичная практика.
Спойлер
Магнолии и кипарисы в космосе
Киотский университет еще в конце мая 2024 года сообщил о создании первого в истории деревянного спутника. LignoSat весит около килограмма и рассчитан на шесть месяцев работы на орбите. Спутник выполнен в форм-факторе "кубсат" — CubeSat 1U — кубик с ребром 10 см. Это популярный формат сверхмалых космических аппаратов, идеальный вариант для студенческого или стартап-проекта. Он дешевый, основан на стандартных комплектующих, унифицирован с пусковыми платформами и другими элементами.
Стоит иметь в виду, что LignoSat все же не полностью деревянный. Судя по фото, у него стандартный каркас из алюминиевого сплава, а вот стенки сделаны из древесины хoноки — японской древовидной магнолии (лат. Magnolia obovata, магнолия обратнояйцевидная).
Кстати, с определением вида дерева у многих произошла путаница. Ряд изданий сообщает, что была использована древесина хиноки — японский кипарис. Обе породы дерева используются в строительстве и отделке, а также для изготовления посуды и оружия (например, рукоятей ножей и мечей). Однако, судя по первоисточникам и визуальной оценке древесины, на этот раз в космос отправлен все-таки кубсат из магнолии. 
Древесина хоноки была выбрана не случайно. Более трех лет назад деревообрабатывающая корпорация Sumitomo Forestry и Киотский университет провели испытания разных сортов древесины на модуле "Кибо" международного сегмента МКС. Образцы различных пород дерева — хоноки, японской вишни и березы — экспонировались снаружи станции в течение полугода. Поясню: главной проблемой для большинства материалов, используемых в космосе, является постоянная смена температуры в довольно больших пределах — от –120 до +120 градусов Цельсия. Древесина хоноки это испытание выдержала и потому была использована для создания LignoSat.
В ноябре 2024 года космический аппарат доставили на Международную космическую станцию, а 10 января 2025 года он был запущен американскими астронавтами. В ближайшие месяцы станет понятно, насколько хорошо первый спутник с элементами из дерева хоноки справляется со своими задачами. А о самих задачах скажу ниже.  
Далеко не первый
Японские создатели много говорят о том, что они первопроходцы в деле использования дерева так такового в космической отрасли, однако это все же не совсем так. Да, спутников из дерева ранее не запускали, но материал используют с самых первых лет существования мировой космонавтики.
Кстати, в 2021 году финский стартап предлагал создание деревянного кубсата WISA. Его внешние поверхности были изготовлены из березовой фанеры, высушенной в термовакуумной камере и покрытой тонким слоем оксида алюминия. Были проведены даже стратосферные испытания такого космического аппарата, однако до запуска в космос дело не дошло.
Еще раньше запускали аппараты, содержащие древесину бальзы — в высушенном виде это чрезвычайно мягкий и легкий материал. На борту американских автоматических межпланетных станций Ranger 3, 4 и 5 (отправленных в 1962 году) находились капсулы из бальзового дерева диаметром 65 см. Они были сделаны для защиты хрупких приборов, таких как сейсмометр, при ударе о лунную поверхность на скорости от 130 до 160 км/ч. Как показал анализ, проведенный NASA, бальза оказалась лучше, чем соты из алюминия. Кроме того, эта древесина была использована в качестве изоляционного материала для второй и третьей ступеней американской сверхтяжелой ракеты Saturn V.
На современных российских "Союзах-2" тоже есть деревянные детали. Из древесины — точнее, клееной фанеры, ДСП — сделаны, например, стабилизаторы ракеты.  
Так что дерево для космоса — вещь не чуждая и применяется далеко не в первый раз.
От экологов до военных
Создатели японского спутника говорят, что использование древесины и других натуральных материалов поможет более бережной эксплуатации низкой околоземной орбиты. Дело в том, что прогнозируемое увеличение числа спутников может привести к опасному росту концентраций химических веществ, которые в свою очередь способны привести к изменению климата в верхних слоях атмосферы. Алюминий, являющийся основным материалом для производства космических аппаратов, — основной виновник этого, поскольку при сгорании он образует оксиды алюминия, разрушающие озоновый слой. Это вещество также может изменять способность атмосферы отражать солнечный свет, тем самым влияя на ее тепловой баланс.
Все же сказать, насколько такие опасения реальны, сложно. Большая часть разрушений космических аппаратов происходит уже в плотных слоях атмосферы, и их объем, даже с учетом увеличения количества запусков в последние годы, совсем невелик.
Гораздо более релевантной мне представляется версия о тестировании радиопрозрачных материалов для космоса, которые впоследствии можно будет использовать, например, в военных целях. Сделанные из дерева космические аппараты гораздо сложнее обнаружить.
Читайте также
Мнение
Угроза спутниковой связи на Земле? О возможных последствиях разрушения Intelsat 33e
Совсем недавно как раз Япония демонстрировала подобные испытания. С февраля 2024 года на орбите работал японский спутник ADRAS-J, запущенный коммерческим стартапом. Официально это прототип спутника мусороуборщика, который в будущем, мол, будет работать на очистке низкой околоземной орбиты. Однако на практике он занимался и тем, что обычно делают военные спутники-инспекторы: активно маневрируя, ADRAS-J приблизился к ступени ракеты-носителя H-IIA и сделал несколько ее фотографий — с отличным, кстати, разрешением. Для прототипа спутника уборщика этот функционал излишний. А вот как потенциальный военный космический аппарат — все четко.
Есть ли подобные мысли и устремления у создателей LignoSat, пока оценить доподлинно не представляется возможным. Однако  внимательно следить за такими исследованиями стоит.   
Россия, кстати, в частности посредством Международной космической станции, тоже проводит подобные эксперименты — изучение новых перспективных материалов для отрасли и воздействия на них открытого космоса. К примеру, в проектах "Защитный композит" и "Выносливость"
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


sovsibir.ru

Выход на орбиту
Новосибирская областная газета Советская Сибирь

В 2024 году на поддержку инновационных компаний региональное правительство выделяло 170 миллионов. Эта же сумма зарезервирована на 2025 год. Гранты планируется предоставлять по результатам конкурсов. Получат их 20–30 компаний. Фото: Андрей Заржецкий
В 2024 году на поддержку инновационных компаний региональное правительство выделяло 170 миллионов. Эта же сумма зарезервирована на 2025 год. Гранты планируется предоставлять по результатам конкурсов. Получат их 20–30 компаний. Фото: Андрей Заржецкий
Резидент технопарка Академгородка разработала модель двигателя для наноспутников
Спойлер

Инновационный двигатель, представленный на днях нашими разработчиками, компактен — именно такую задачу ставили перед собой новосибирские инженеры, чтобы помочь космической отрасли.
Двигатель представляет собой парогенератор, в котором вода из бака направляется в теплообменник, где доводится до кипения за счет энергии спутника, получаемой от солнечной батареи; перегретый пар через сверхзвуковое сопло выходит наружу. Особенностью двигателя является его компактность. Компания-разработчик «Современный инжиниринг и автоматика» на данный момент может производить не более десяти двигателей в год, но планирует в будущем наладить серийное производство до 100 штук.
Сегодня разработчики трудятся над новой модификацией, которую можно будет устанавливать на спутники массой до 100 килограмм. Решить задачу специалисты планируют в течение года, а пока нам рассказали, как проходят испытания.
Молодой человек с бородкой и горящими глазами показывает журналистам ничем не примечательный предмет цилиндрической формы. Это, по его словам, двигатель для малых космических спутников.
003-10-05_M.jpg
— В мире несколько таких. Это сложная форма, чтобы туда все уместить. У нас это готовое изделие: в нижней части — бак с водой, всего 130 грамм воды, сверху — сам двигатель. Он напечатан из титана и запатентован нами. Сейчас мы в рамках гранта дорабатываем новую модификацию, — рассказывает молодой ученый, директор компании — резидента Академпарка Роман Захаров.
Мы встретились в Центре технологического обеспечения Академпарка, куда приехали в пресс-тур с заместителем губернатора Ириной Мануйловой.
003-10-02_M.jpg
Фото: Андрей Заржецкий
Разработки новосибирских специалистов в области космического приборостроения — одно из важных направлений в науке и производстве. Оно отвечает национальным целям развития страны и задачам импортозамещения. Об этом, кстати, специалисты рассказали в первые минуты общения, отметив, что при сокращении и прекращении поставок оборудования из-за рубежа их разработки оценили очень высоко.
Искусственные перегрузки на Земле
Водный двигатель, произведенный в Новосибирске, уже бороздит просторы космоса: на орбиту за прошлый год выведены шесть малых спутников с этим оборудованием внутри. Суммарно двигатели проработали почти 21 час на генерации тяги. В России в сегменте малых спутников такой большой наработки на орбите нет.
Из особенностей оборудования — компактные размеры: диаметр и высота — восемь сантиметров, а объем — 0,4 литра. Вода как топливо дает возможность хранить и запускать спутник с таким двигателем с борта обитаемого космического аппарата, маневрировать, удлинять срок службы, сводить с орбиты для утилизации.
— Это простая технология, по сути, космический парогенератор, — объясняет Роман Захаров. — В нашей лаборатории есть подключенный прототип с интерфейсом, и мы можем наблюдать за его работой, снимать телеметрию, давление и температуру. Двигатель испытывали в вакуумной камере и поднимали в небо на самолете, подвергая разным нагрузкам.
Об экспериментах в воздухе рассказал и главный технический разработчик компании Владимир Фёдоров:
— То, что мы делаем, находится в космосе, в невесомости, — объясняет наш собеседник. — Чтобы проверить, как, например, ведет себя жидкость внутри двигателя, проводим серию экспериментов. Для этого в Мочище был зафрахтован самолет, внутрь которого устанавливалось освещение, велась видеосъемка. С разными уровнями воды мы летали целый день. Были перегрузка 5G в нижней точке и около трех-четырех секунд невесомости, например. Снимали видеоматериал на разных режимах. Потом это легло в основу дальнейших разработок, оптимизации. В условиях выхода на орбиту спутники переносят сильную вибрацию: все трясется и разваливается. Плата с микросхемами на этапе вывода может разлететься на компоненты. Поэтому все укрепляется, фиксируется и проверяется в разных условиях. Если есть возможность что-то уменьшить, делаем. Благодаря этому мы имеем самый маленький в мире двигатель.
003-10-01_M.jpg
Главный технический разработчик компании «СИТ» Владимир Фёдоров рассказал, как подвергал двигатель различным нагрузкам и испытаниям. Вместе со своим изобретением он на самолете поднимался в небо над Новосибирском. Фото: Андрей Заржецкий
Следующая модификация, над которой работают новосибирские специалисты, будет все же больше, вместительнее и функциональнее.
Отметим, что компания, которой руководит Роман, первая частная в России, которая в 2023 году получила полноценную летную квалификацию двигателей для малых спутников.
Космического мусора должно быть меньше
В работе компании задействовано 12 конструкторов и инженеров. Большинство специалистов — выпускники Новосибирского государственного университета.
Резидентами Академпарка команда стала два года назад. За это время ребята победили на Сибирской венчурной ярмарке, проходившей на площадке Международного форума технологического развития «Технопром-2024». И воспользовались региональной системой поддержки малых инновационных компаний, получив в прошлом году субсидию на осуществление трансфера и коммерциализацию технологий. Кроме этого, компании была оказана грантовая поддержка по линии Фонда содействия инновациям в размере пяти миллионов рублей.
На разработки новосибирцев тем временем обратили внимание в «Сколково», и сегодня команда готовится стать резидентом ведущего наукограда страны. Это дает возможность, не покидая Академпарка, получить федеральные льготы и преференции. Также это перспектива продвижения на федеральном и международном уровне. Компания уже подписала соглашение о партнерстве с заводом, который делает двигатели, но для больших спутников. И сейчас начинает разработку модификации двигателя под запросы Роскосмоса.
— Наши двигатели нужны, чтобы правильно расставлять спутники по орбите, уводить их от столкновения и вовремя выводить с орбиты, когда они уже отработали. Так мы добиваемся меньшего количества мусора в космосе, — рассказывает Роман Захаров.
Наноспутники, или кубсаты
Пока компания выпускает продукцию малыми сериями. В будущем, если получится перейти на промышленное производство, будет приобретен принтер и себестоимость продукции снизится.
003-10-04_M.jpg
Фото: Андрей Заржецкий
— Наработки наших инженеров уже сейчас используются для спутников, которые выводят на орбиту, — говорит Ирина Мануйлова. — Это востребовано и важно для беспилотных космических аппаратов, к которым такие спутники относятся. Увеличение их числа послужит достижению независимости в космических сервисах и услугах, технологиях интернета вещей, обес�печению стабильной и надежной связи даже в самых удаленных уголках России и станет одним из важных факторов сохранения статуса России как ведущей космической державы. Эта деятельность предусмотрена нацпроектом «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки». Спектр задач, решаемых с помощью малых космических спутников, чрезвычайно широк: фундаментальные и прикладные научные исследования, работа в сфере связи и телекоммуникаций, картографии, геологоразведочных технологий, а также образовательные проекты. Для студентов наноспутники, или кубсаты, — это уникальная возможность еще в учебном заведении проследить весь цикл создания беспилотного космического аппарата и принять участие в его разработке.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


hightech.plus

General Atomics успешно испытала топливо для ядерного ракетного двигателя



До сих пор основной источник энергии для ракет-носителей — химическое топливо. Оно сослужило человечеству отличную службу, позволив запустить первые спутники, отправить в космос первого космонавта и высадиться на Луну, но уже достигло предела своих возможностей. Единственная достойная альтернатива на сегодня — ядерный ракетный двигатель (ЯРД). Американская компания General Atomics Electromagnetic Systems (GA-EMS) разрабатывает топливо для ЯРД. Проведенные недавно испытания подтвердили, что топливо сохраняет свои качества под действием экстремально высоких температур реактора двигателя.

По словам Скотта Форни, президента GA-EMS, проведенные испытания показали, что ядерное топливо компании способно выдержать рабочие температуры, не разрушаясь и не теряя своих качеств. Во время тестов топливо нагревали до 2326 °C на протяжении 20 минут, что приблизительно эквивалентно температуре внутри реактора во время маневра ускорения.
Другие испытания, проведенные в Космическом центра Маршалла, показали, как топливо ведет себя в неводородной среде при температуре до 2726 °C. В таком режиме ЯРД может работать в два-три раза эффективнее, чем современные химические ракетные двигатели, сообщает New Atlas.
ЦитироватьПо оценкам NASA, космические корабли, оборудованные современными химическими двигателями, смогут добраться от Земли до Марса за 6-7 месяцев. ЯРД позволяет сократить продолжительность полета в пять раз.
Недавно NASA и DARPA, Управление перспективных исследований Пентагона заключили контракт с компанией Lockheed Martin на создание опытной ракеты для быстрых маневров в окололунном пространстве. По замыслу, она должна быть оснащена ядерным ракетным двигателем с высокой удельной мощностью и экномичностью. По словам Кристины Бэк, вице-президента GA-EMS по ядерным технологиям и материалам, ядерное топливо компании в перспективе будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к полетам на Луну и Марс.
Дочернее предприятие General Atomics объявило об успешном завершении 120-дневных испытаний по облучению ядерных топливных стержней, покрытых инновационной защитной оболочкой. Испытания должны были оценить эффективность новой технологии плакирования в экстремальных условиях, приближенных к реальным условиям атомных реакторов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Почти год на орбите: Петр Дубров о работе на МКС и киносъемках в космосе



Российский космонавт Петр Дубров во время полета на Международную космическую станцию (МКС) в 2022 году установил рекорд по длительности полета среди россиян. Он провел на борту орбитального комплекса почти год, а точнее – 355 суток 3 часа 45 минут 21 секунду. Позже, в 2023 году, этот показатель был обновлен его коллегами – Сергеем Прокопьевым и Дмитрием Петелиным.
Во время экспедиции Петр Дубров совершил четыре выхода в открытый космос, принял участие в интеграции модуля «Наука», а также попробовал себя в качестве актера во время съемок художественного фильма «Вызов», которые проходили на борту МКС. Именно из-за «киноэкипажа» космонавту пришлось задержаться на станции дольше ожидаемого срока.
В лекции для Pro Космос участник экспедиции МКС-64/65/66 рассказал о выборе профессии, этапах подготовки к полету, впечатлениях о работе на станции, нештатных ситуациях и космических съемках кино.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Военный шаттл: 40 лет первому полету «Дискавери» в интересах Пентагона

24 января 1985 года с мыса Канаверал начался первый полет шаттла «Дискавери» по программе Пентагона 51-С. В этом полете впервые в истории космонавтики переговоры между экипажем и центром управления были закодированы. Параметры орбиты, на которую был выведен «Дискавери» не сообщались. Руководитель пресс-службы ВВС США Ричард Эйбелна на предстартовом брифинге заявил, что разглашение каких-либо сведений об этом и последующих подобных полетах «будет рассматриваться как государственная измена»...
Спойлер
Отряд военных астронавтов
В начале 1985 года было объявлено, что из 311 запланированных запусков шаттлов -- 113 предназначены для военных целей. Военные обещали NASA профинансировать создание трех шаттлов, и даже начали строить стартовый комплекс на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии и свой центр управления полетом. Стартовый комплекс № 6 был почти готов к первому запуску шаттла по программе STS-62A, который был назначен на 15 октября 1986 года, но катастрофа «Челленджера» в январе 1986 года повлекла за собой отмену всех полётов шаттлов с Западного побережья.
Пока шла стройка услуги по запуску военных нагрузок ВВС стали заказывать в NASA, но эти полеты были строго засекречены. Тем не менее, к сегодняшнему дню о полетах шаттлов по заданию Пентагона стало кое-что известно.
Для сопровождения военной полезной нагрузки в полетах шаттлов ВВС США сформировали свой отряд астронавтов. Заместитель министра ВВС Ханс Марк объявил требования к кандидатам: служба в ВВС 3-10 лет, звание от первого лейтенанта и выше, наличие летного опыта, образование не ниже бакалавра в технической области, опыт не менее двух лет в космических или ракетных программах. В 1979 году из 222 финалистов в отряд было зачислено 13 офицеров, в 1982-м – 14, а в 1985-м еще пятеро. Но лишь два из них совершили космические полеты.
Первым по программе Пентагона должен был стать 10-й полет шаттла (STS-10). В экипаж, объявленный в октябре 1982 года, вошли астронавты НАСА Томас Маттингли, Лорен Шривер, Эллисон Онизука и Джеймс Бучли. Пятый член экипажа с должностью «специалист по полезному грузу» из отряда военных астронавтов-инженеров ВВС объявлен не был. Только через два года в прессу просочились сведения, что это был майор ВВС Гарри Пейтон. Его дублером был назначен майор Кейт Райт.
Экипаж готовился уже восемь месяцев, когда полет STS-10 отменили из-за неготовности полезного груза. Экипаж перевели на следующую военную программу - STS-15, переименованную в 41-Е и запланированную на июнь 1984 года. Специалистом по уже другому военному грузу стал капитан Джеффри Детройе. Но и этот полет был отменен из-за неготовности разгонного блока. Детройе по неизвестной причине вывели их экипажа и отчислили из секретного отряда, а экипаж перевели на полет 41-Н, но и это полет исключили из графика.
1 / 9

















На 9 декабря 1984 года назначили старт STS-51C - первого полета по чисто военной программе. На «Челленджере» должен был полететь все тот же экипаж во главе с Маттингли с возвратившимся в него майором Герри Пейтоном. Но и это полет чуть не сорвался. На «Челленджере» при предыдущем полете оторвалось несколько высокотемпературных плиток. При проверке выяснилось, что необходимо снять и переклеить еще 3900 плиток. Пентагон не согласился ждать, и «Челленджер» заменили на «Дискавери», а старт перенесли на 23 января 1985 года, потом еще на сутки из-за холодной погоды.
Спутник для прослушки СССР
24 января 1985 года «Дискавери» вышел на орбиту 331х333 км с наклонением 28,47 градусов. При этом после отделения внешнего топливного бака произошел серьезный сбой бортового компьютера и астронавты выдали команду на переход к следующему этапу полета вручную.
Примерно через 8 часов после старта специалист полета Элисон Онизука и специалист по полезному грузу Герри Пейтон проверили секретный военный спутник USA-8 и вывели его из грузового отсека шаттла вместе с разгонным блоком IUS. Еще через несколько часов двуступенчатый IUS доставил USA-8 в расчетную точку геостационарной орбиты.
Позже стало известно, что это был первый спутник серии Magnum Агентства национальной безопасности США. Его стоимость $300 млн, а предназначен он для перехвата радио-, телефонной и спутниковой связи над западной частью Советского Союза.
Перехваченная информация транслировалась на станцию Пайн-Гэп в Австралии. Эксперты разделись во мнении о размере антенны. Джон Пайк утверждал, что ее диаметр 90 метров, Джон Пфаннерстилл считал, что на спутнике были две 30-метровые антенны. Российские аналитики определили «точки стояния» спутника USA-8 на геостационарной орбите: с февраля 1991 года по июнь 1997-го вблизи 91,5 градуса восточной долготы, с ноября 1997-го по март 1998-го около 88,5 в. д., а с февраля по октябрь 1999-го в точке 70 градусов в. д.
Катастрофы привели к сворачиванию военной программы шаттлов
После выведения спутника астронавты «Дискавери» занялись военно-прикладными исследованиями. Они измеряли уровень гамма-излучения в кабине шаттла, запыленность в грузовом отсеке, испытывали гибкую диафрагму при перекачке топлива в макете бака. Провели астронавты и австралийский эксперимент по исследованию эритроцитов крови, взятых у здоровых людей, а также страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и раком.
Интересный факт: в этом секретном полете шаттла проводился один эксперимент по советско-американской программе. Подробности этого эксперимента неизвестны до сих пор.
Полет "Дискавери" по программе 51-С планировался на четверо суток, но из-за неблагоприятной погоды в месте посадки полет сократили на сутки. «Дискавери» успешно приземлился 27 января 1985 года на посадочной полосе во Флориде. Его полет длился 3 суток 1 час 33 минуты и 22 секунды, за который Пентагон заплатил NASA без малого 32 миллиона долларов, не считая стоимости спутника.
После приземления на термозащитных плитках нижней стороны левого крыла «Дискавери» обнаружили царапину шириной в 1 см, глубиной 6 мм и длиной 1,5 метра. Судя по оплавленным краям, она появилась во время прохождения шаттлом плотных слоев атмосферы. Причину повреждения тогда выяснить не удалось.
Но через 18 лет, в 2003 году, во время выведения на орбиту шаттла «Колумбия», оторвавшийся от внешнего топливного бака кусок пены не просто поцарапал, а ударился в кромку левого крыла,  из-за чего при возвращении на Землю во время входа в атмосферу корабль разрушился, семь астронавтов погибли.
Военную программу шаттлам удалось выполнить менее, чем на 10%. За время их эксплуатации, с 1981 по 2011 год, шаттлы летали в космос 135 раз. Из них чисто военных было всего десять полетов, семь из которых абсолютно засекречены. Выполнению военной программы серьезно помешали две катастрофы, повлекшие гибель 14 астронавтов и выведение шаттлов из эксплуатации в 2011 году.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


vesti-ural.ru

В Верхней Пышме началась реставрация орбитального космического корабля "Буран" - Вести Урал



Это единственный лётный экземпляр, который сохранился в России.
Сейчас идёт первый и один из самых главных этапов реставрации — сканирование корпуса орбитального корабля. То есть создание его 3D-модели. Специалистам нужно полностью воссоздать копию корабля в цифровом формате, чтобы после всех полученных данных они смогли приступить к изготовлению всех недостающих деталей. «Очень важная часть работы по той причине, что документации может или не быть, либо может быть не в доступе у команды реставраторов. В данном случае нам надо создать створку люка отсека шасси. А где взять? Решительно непонятно, поэтому мы оцифровываем этот отсек, чтобы сделать заново люк», — говорит разработчик 3D-сканирования Артём Красовский.
И действительно специалистам придётся постараться, чтобы вернуть «космическую легенду» к своему прежнему виду. Сложность — чертежи, на которых по-прежнему стоит печать «секретно». «В открытых источниках имеется ряд чертежей необходимых и в бывших организациях, различных КБ, институты готовы оказать содействие. Бывшие работки, кто связывался с этим проектом», — сказал главный специалист по реставрации Ярослав Чемоданов.
Советский космический корабль «Буран» осуществил свой единственный полет 15 ноября 1988 года. Он дважды облетел планету и приземлился в автоматическом режиме. Это было частью космической программы «Энергия-Буран», разработанной как ответ на американскую — Space Shuttle.
В Верхнюю Пышму «космическая легенда» прибыла в августе прошлого года.  И на протяжении всего этого времени шла подготовка масштабного многоэтапного проекта его реставрации. 
Займут реставрационные работы целый год. Большая часть этого времени, по словам специалистов, уйдёт на поиск и создание недостающих деталей. На этом месте, например, должны появиться отсутствующие элементы двигателя. После завершения восстановительных работ космический корабль вернется в свой первоначальный вид.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Космонавт Вагнер с МКС сделал фото Антарктиды к 205-летию со дня ее открытия



МКС, 28 января. /ТАСС/. Спецкор ТАСС, космонавт Роскосмоса Иван Вагнер сфотографировал Антарктиду с борта Международной космической станции (МКС) к 205-летию со дня открытия континента.
Цитировать"28 января 1820 года была открыта Антарктида. Первыми о том, что на юге непременно должна существовать Terra Australis Incognita, что в переводе означает "неведомая южная земля", высказали еще античные мыслители. Поиски загадочной земли длились веками, а версии о том, что же это за место и как его искать больше были похожи на легенды. Кандидатами на место Антарктиды по мере открытия становились и Новая Гвинея, и Австралия. Но только 205 лет назад русская экспедиция под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева добралась до шестого континента планеты", -
сказал Вагнер.
Космонавт подчеркнул, что сейчас "легко заметить общие черты у Антарктиды и космоса". "Помимо экстремальных условий, важного места в научных исследованиях и развития уникальных технологий, материк все еще остается местом международного сотрудничества", - отметил Вагнер.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Интернет в деревнях и посреди океана: в России растет конкурент Starlink

Михаил Котов — о плюсах и опасных местах развития спутникового интернета


Российская частная космическая компания "Бюро 1440" и мобильный оператор "Мегафон" подписали соглашение для подключения сети наземных базовых станций связи к спутникам на околоземной орбите. Технология позволит абонентам получать услуги широкополосного интернета нового поколения даже в самых отдаленных районах.    
Интернет на первый план
Спойлер

Спутниковая телефонная связь известна давно и уже стала нормой. Изначально она создавалась для общения голосом, получив дополнительную возможность обмена небольшими файлами, к примеру текстовыми сообщениями. Использовать интернет на Iridium или Globalstar удивительно неудобно, это способно выбесить еще до того, как вы попытаетесь загрузить пару страниц.
Рынок перевернула в 2018 году компания Starlink, начав создавать спутниковую группировку, ориентированную в первую очередь не на общение голосом, а на широкополосный доступ (ШПД) в интернет. С помощью интернет-соединения, как известно, можно пересылать видео и общаться по голосовой и видеосвязи. Правда, тут нужно учесть пару моментов.
Для интернет-соединения очень важна задержка сигнала, и она должна быть меньше, чем у голосовой связи. Более-менее нормально общаться голосом можно при задержке до нескольких десятых секунды, полсекунды задержки сигнала все еще позволяют нормально разговаривать. А вот для интернета этого недостаточно.
Комфортная работа в Сети требует меньшей задержки — в пределах до 100 миллисекунд. Например, при работе с удаленным рабочим столом низкая скорость отклика сильно мешает. Игры и автоматическая торговля на бирже требуют еще меньшей задержки — вплоть до 10–50 миллисекунд.
Все это удалось реализовать компании SpaceX при запуске спутниковой группировки Starlink. Чтобы минимизировать задержку, они выбрали рабочую орбиту спутников высотой всего 550 км, что ниже, чем у спутниковых систем связи "предыдущего поколения", ориентированных на голосовую связь. Например, спутники американских компаний Iridium, Globalstar, люксембургской 03b и российский "Гонец" расположены на орбитах высотой 800–8 000 км, а у британской Immarsat, обеспечивающей связь для морских судов, спутники находятся на геостационарной орбите высотой почти 36 тыс. км. Чем выше орбита, тем больше нужно времени сигналу для прохождения с Земли до спутника и обратно. Но при этом у дальних спутников гораздо больше зона покрытия, а чем ниже, тем быстрее он пролетает над Землей. И чтобы при этом обеспечить постоянную связь без обрывов, несмотря на очень быстрый пролет космического аппарата над конкретным местом, было запущено большое количество спутников. В настоящее время Starlink насчитывает более 6,5 тыс. космических аппаратов и стал стандартом для обеспечения спутниковым интернетом.
Небольшой и удобный терминал, адекватная стоимость месячной подписки, оснащение космических аппаратов лазерной связью, что снижает потребность в наземных базовых станциях, постепенное внедрение технологии Direct to Cell (передача данных со спутника напрямую на мобильный телефон, без терминала). Поэтому закономерно, что создающиеся конкуренты изначально стараются взять лучшее, что есть в Starlink.
Проект из России
В России спутниковую группировку для обеспечения широкополосного доступа к интернету создает "Бюро 1440". Компания начиналась как проектный офис "Мегафона" для изучения потенциала низкоорбитальных спутниковых группировок, в итоге она стала самостоятельной и вошла в структуру "Икс Холдинга".  
К настоящему времени на счету у "Бюро 1440" две экспериментальные миссии "Рассвет-1" и "Рассвет-2", которые показали серьезные достижения в разработке системы спутниковой связи. Во-первых, космические аппараты — разработанные с нуля всего за три года — экспериментально подтвердили работу связи между наземными абонентами. Немного цифр: скорость загрузки данных со спутника составила 48 Мбит/с с задержкой 38 мс, передачи — 12 Мбит/с с задержкой 42 мс. Во-вторых, во время миссии "Рассвет-2" компания отработала технологию связи по протоколу 5G между абонентским терминалом и спутником, который двигался на скорости 27 тыс. км/ч на высоте 800 км. В ходе испытаний межспутниковой лазерной связи было проведено 14 тестов на дистанции 30–220 км, всего было передано 1,5 Тб данных.  
То есть компания из России изначально разрабатывает свои спутники с учетом оснащения лазерной связью, в отличие от Starlink (начал этот процесс после нескольких лет эксплуатации спутников, которые работали исключительно через наземные базовые станции). Планируется, что оказывать услуги связи "Бюро 1440" начнет с 2027 года.
Для чего нужна лазерная связь? Спутник обеспечивает связь потребителя со шлюзовой станцией, куда и подходит оптоволоконная связь с интернетом. Такая станция может быть расположена в нескольких сотнях километров от абонента. На самом спутнике из ниоткуда интернет взяться не может. Поэтому требуется наличие наземных станций, что дорого и иногда очень сложно логистически. При помощи лазерной межспутниковой связи сигнал может передаваться с аппарата на аппарат, пока не обнаружит тот, у которого в этот момент есть хорошая связь с наземной станцией. Таким образом, системе требуется меньше базовых станций и интернет можно получить даже, к примеру, посреди океана, где на тысячи километров вокруг нет островов.
Также в январе компания "Бюро 1440" анонсировала выпуск абонентских спутниковых терминалов собственной разработки. Терминалы — а особенно их размеры и вес — очень важны для удобного пользования спутниковым интернетом. Готовые устройства пока не показаны широкой публике, однако сообщается, что они имеют длину и ширину до 60 см при весе менее 15 кг.
И вот соглашение для подключения сети наземных базовых станций связи к спутникам на околоземной орбите. Логично, что компания делает это со своим стратегическим партнером "Мегафоном". Предполагается, что в рамках первого этапа, к 2027 году, сигнал с низкой околоземной орбиты будут принимать 500 базовых станций "Мегафона", которые сейчас работают от геостационарных спутников. Это позволит обеспечить современной связью и широкополосным доступом в Интернет те поселения, куда сейчас далеко, сложно и невыгодно прокладывать традиционную волоконно-оптическую линию связи. Учитывая размеры России, это очень актуально.  
Пара слов о конкуренции
Кстати, создавая проект Starlink, Илон Маск рассчитывал на получение клиентов по всему земному шару. Однако вопрос национальной безопасности сильно ограничил распространение американской разработки. Россия, Китай, Иран и еще несколько государств не одобрили работу Starlink на территории своих стран. Индия тоже прекратила внедрение системы из США.  
Причин много — это и плотная работа SpaceX с Пентагоном (например, по созданию специальной сети защищенной военной связи Starshield), и существенная угроза утечки данных, а также потенциальная опасность отключения подобной связи в интересах США.
При этом Starlink, можно сказать, принял активное участие на Украине после начала СВО. Туда было доставлено множество терминалов, с 2022 года Starlink применяется Вооруженными силами Украины (ВСУ) для связи между подразделениями и наведения оружия, дронов и артиллерии.
Поэтому создание национальной системы спутникового доступа в интернет для России (и не только) — вопрос решенный. И дело не только в обеспечении связью удаленных поселений, но в нацбезопасности. Starlink разработке из России тут не конкурент, просто потому что безопасно пользоваться им наши военные никогда не смогут, слишком высок шанс, что данные уйдут вероятному противнику. А вот система из РФ может выйти далеко за пределы границ страны.  
При всем этом немного непривычно, что создание такой системы легло на плечи не государственной организации, а частной компании, но в этом есть и свои плюсы. "Бюро 1440" показывает высокую скорость разработок и хорошее понимание, чего от нее ждут прежде всего пользователи. Теперь остается ждать начала запуска космических аппаратов и первых результатов. 
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Брабонт

Цитата: АниКей от 31.01.2025 05:06:20Михаил Котов — о плюсах и опасных местах развития спутникового интернета

ЦитироватьТо есть компания из России [изначально разрабатывает свои спутники с учетом оснащения лазерной связью, в отличие от Starlink (начал этот процесс после нескольких лет эксплуатации спутников, которые работали исключительно через наземные базовые станции). Планируется, что оказывать услуги связи "Бюро 1440" начнет с 2027 года.

Твёрдо стою на пути исправления

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!