• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Герман Титов: какой была жизнь самого молодого космонавта планеты
11 сентября 2025 года, 08:00
IAuthor avatarИгорь Маринин
Гагара, Слон, Старик — нет, это не персонажи очередного ребута классики советского кинематографа, а реальные клички советских космонавтов. Последнее прозвище было у Германа Титова, который стал вторым человеком после Гагарина, покорившим космос. Полет на орбиту он совершил в возрасте всего 25 лет, что до сих пор делает его самым молодым космонавтом в истории. Лично с ним был знаком член Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос» Игорь Маринин, который вспоминает, чем еще уникален полет Титова и как сложилась его судьба.
Содержание
1Биография космонавта Германа Титова2Полет Германа Титова в космос3Карьера Германа Титова после полета в космос4Причина смерти Германа Титова5Интересные факты о Германе Титове6Зарубежные поездки Германа Титова7Почетные звания Германа Титова8Государственные награды зарубежных стран9Классность Германа Титова
Спойлер
11 сентября исполнилось бы 90 лет второму космонавту планеты Герману Степановичу Титову, который 6–7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» первым в мире совершил орбитальный космический полет длительностью более суток. Он руководил многими госкомиссиями по военным космическим программам, а после отставки работал в Государственной думе России до конца своих дней.
Биография космонавта Германа Титова
Детство и юность
Родился Герман Титов 11 сентября 1935 года в селе Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края в семье сельского учителя и домохозяйки. Отец Степан Павлович преподавал русский и немецкий языки, литературу, хорошо рисовал, писал стихи, играл на многих музыкальных инструментах, так как некоторое время учился в Московской консерватории.
Благодаря отцу при рождении будущий космонавт получил имя Герман в честь главного героя драмы Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама», а его сестра стала Земфирой — по имени главной героини поэмы Пушкина «Цыганы».
Образование
1 / 5




Герман с гармошкой. 1938 год









В 1941 году отец ушел на фронт, а мать Александра Михайловна вместе с сыном Герой и родившейся перед самой войной дочерью Земфирой перебралась из Верх-Жилина к родителям в коммуну Майское Утро. Там Герман пошел в первый класс. Когда Степан Павлович вернулся с фронта, семья переехала в село Полковниково, где Герман окончил семилетку.
Десятый класс Герман Титов окончил в 1953 году в школе соседнего села Набихино, что в пяти километрах за речкой Бобровка. В том же году Герман стал курсантом 9-й Военной авиационной школы первоначального обучения летчиков Военно-воздушных сил в Кустанае Казахской ССР. В ней он «встал на крыло», освоив пилотирование самолета Як-18.
После окончания «первоначалки» в сентябре 1955 года Титова перевели для дальнейшего обучения в Сталинградское Военное авиационное училище (СВАУ) летчиков имени Краснознаменного сталинградского пролетариата в Новосибирске. За два года учебы в СВАУ Герман освоил пилотирование поршневого самолета Як-11 и реактивных УТИ МиГ-15 и МиГ-15бис.
В то время военные авиационные училища не давали высшего образования и потому Герман Степанович Титов, уже будучи знаменитым космонавтом, в 1961 году поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е. Жуковского в Москве, которую в 1968-м окончил с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» с квалификацией «летчик-космонавт-инженер».
Еще через два года он поступил и в 1972 году окончил, тоже с отличием, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР с квалификацией «офицер с высшим военным образованием». В 1980-м в Военной академии Генерального штаба им. К.Е. Ворошилова он защитил кандидатскую, а в середине 1980-х — докторскую по секретной военной тематике.
Военная служба
После окончания СВАУ в 1957 году военный летчик-истребитель лейтенант Герман Титов был направлен на службу в 26-й Гвардейский истребительный авиационный полк 41-й авиадивизии 76-воздушной армии, базировавшийся у поселка Сиверский в 70 километрах южнее Ленинграда. В октябре 1959 года его авиаполк передислоцировался в Польшу, а Германа Титова назначили старшим летчиком в 103 полк той же дивизии в район поселков Прибылово и Глебычево в Выборгском районе Ленинградской области. Титов был у командования на хорошем счету и считался перспективным летчиком. Именно там командование полка рекомендовало Титова приехавшей из Москвы комиссии для отбора кандидатов для полетов на перспективной технике.
Семья
1 / 6




Курсант школы первоначального обучения летчиков. 1953 год










Женился Герман Титов в апреле 1958 году в поселке Сиверский во время службы. Будущая жена Тамара Васильевна Черкас была красивой, черноволосой, кареглазой, изящной девушкой. Она приехала в Сиверский к сестре из поселка Сватово Ворошиловградской (Луганской) области поступать в ленинградское медицинское училище, но неудачно. По ее рассказу, «не приняли из-за сильного украинского диалекта». Устроилась работать в офицерскую столовую, так как мать к тому времени умерла, отец денег не присылал, а возвращаться «не солоно хлебавши» не хотелось. Через год Тамара хотела снова поступать, но встреча с Германом Титовым изменила все ее планы.
Тамара Васильевна однажды рассказала автору, как они познакомились: «Как-то вечером я пришла в поселковый клуб на танцы. Мы стояли с подругой в уголке и смотрели на молодых офицеров. Вдруг двое, один высокий, другой поменьше, подошли к нам. Невысокий выбрал меня, и мы с ним много танцевали. Это был Герман. Но потом он пропал, мы долго не виделись. Но опять "вдруг" он увидел меня в гарнизонной столовой и сказал: "Я тебя так долго искал"... И мы начали встречаться.  В том же году мы решили, никому не говоря, пожениться».
Эта встреча связала Германа и Тамару на всю жизнь. Весной 1960 года Германа перевели на службу в Москву, а Тамара переехала из гарнизонного поселка к мужу. В марте Герман был на парашютных прыжках в Энгельсе под Саратовом. Однажды у него не раскрылся основной парашют, и, пока не сработал запасной, в его голове пронеслась вся жизнь. Он понял, что дороже семьи у него ничего нет.
1 / 9




Первое фото Тамары и Германа в Москве после приезда в место службы в отряд космонавтов. Лето 1960 года













В 1961 году Титовы уже жили в подмосковном поселке Чкаловский, где семейным слушателям-космонавтам дали квартиры. Здесь молодая в 1961 году семья перенесла огромное горе — смерть сына в семимесячном возрасте от порока сердца, — и большую радость — рождение дочерей Татьяны (1963) и Галины (1965).
После космического полета Титова его жена Тамара стала настоящей звездой — она прекрасно водила мотоцикл и машину, устраивала показы мод. Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев на приемах в Кремле неизменно приглашали ее на танец.
В мае 1962 года во время официального визита Титовых в США руководители советской делегации не пустили Тамару Васильевну в Белый дом — любвеобильный президент США Джон Кеннеди слишком открыто проявлял интерес к очаровательной жене Титова.
Как астронавт США Джон Гленн пригласил Титова на барбекю: они вместе жарили стейки
Подробности биографии Тамары Васильевны, дочерей и внуков Германа Степановича поведала автору старшая дочь космонавта Татьяна: «Мама закончила Медицинское училище № 2 им. Клары Цеткин и Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской по специальности "История и обществоведение" и до пенсии работала сначала литературным редактором, потом научным сотрудником Института Военной истории. За участие в многотомном издании "История Второй Мировой войны 1939-1945" награждена медалью "За трудовое отличие". Я (старшая дочь Татьяна — прим. ред.) окончила Московский государственный институт международных отношений и работала экономистом в системе внешней торговли. Сын Андрей Александрович 1989 года рождения закончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ, работал в ПАО "РусГидро", сейчас в ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", носит фамилию деда. Моя младшая сестра Галина после окончания Военного института иностранных языков работала переводчиком в "Воениздате", потом в представительстве ООН, затем ЮНЕСКО в России. Сейчас она администратор в ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).  У нее двое детей: сын — Белозеров Иван Сергеевич, 2006 года рождения, курсант Прокурорско-следственного факультета Военного университета им. князя Александра Невского. Дочь — Белозерова Мария Сергеевна 2003 года рождения, окончила Международный московский университет, психолог. Учится там же в магистратуре».
Полет Германа Титова в космос
Отряд космонавтов
Приказом Главкома ВВС от 7 марта 1960 года № 267 старшего лейтенанта Германа Титова перевели на службу в Москву, в военную часть 26266 (подразделение НИИ авиационной и космической медицины) на должность «слушателя-космонавта».
В октябре 1960 года Титова включили в шестерку лидеров для подготовки к первому космическому полету, и 12 апреля 1961-го он стал «запасным пилотом» первого космонавта планеты Юрия Гагарина. За самоотверженную подготовку к этому полету Титова удостоили ордена Ленина и присвоили ему звание капитана. Еще через четыре месяца Герман Степанович сам совершил свой единственный космический полет, за который был удостоен высокого звания Герой Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и второго ордена Ленина. Кроме того, ему досрочно присвоили звание «майор».
Космический полет: этапы и рекорды
Второй в мире полет человека в космос Герман Степанович совершил на космическом корабле «Восток-2». Старт ракеты-носителя 8К72К (позже названной «Восток») состоялся 6 августа 1961 года в 8:59:57 ДМВ с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР (сейчас космодром Байконур). «Восток-2» вышел на околоземную орбиту высотой 178 х 257 км, наклонением к плоскости экватора 64,6 градуса и периодом обращения 88 минут.
Почему для второго полета в космос выбрали именно Титова
7 августа на 17 витке начался процесс спуска с орбиты, который произошел не совсем гладко. После выдачи тормозного импульса спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек разделились по резервной схеме с существенной задержкой. В результате спускаемый аппарат спускался с большим перелетом. На высоте около пяти километров Герман Титов катапультировался и в 10:18 ДМВ приземлился на парашюте неподалеку от поселка Красный Кут Саратовской области в 10 метрах от железной дороги, по которой шел поезд. Полет Титова продолжался 1 сутки 1 час 18 минут.
Во время полета Титов первым в мире спал в космосе, а также первым снимал Землю с орбиты. За фильм, смонтированный на основе отснятых Титовым кадров, космонавту присудили Ломоносовскую премию.
Титов первым из людей ощутил на себе симптомы «космической болезни», вызванной нарушением в невесомости работы вестибулярного аппарата. Тошнотворное состояние мешало принимать пищу, отдыхать и выполнять программу полета, вызывало чувство подавленности, сложности в ориентации, боли при поворотах головы и движениях глаз. Все это Титов отметил в бортовом журнале и записал на магнитофон, а вернувшись на Землю, честно доложил об этом Госкомиссии.
Главный итог полета: человек может жить и работать в невесомости. Тем не менее программу тренировок космонавтов существенно скорректировали.
Карьера Германа Титова после полета в космос
Уход из отряда космонавтов
1 / 8
















11 сентября 1961 года Германа Степановича назначили заместителем командира 1 отряда космонавтов (Юрия Гагарина) — инструктором-космонавтом. Частые зарубежные поездки, различные встречи в городах СССР, отвлечения на работу в общественно-политических организациях, а также учеба в Академии Жуковского привели к систематическому нарушению режима космонавта, и Титова в 1964 году освободили от должности заместителя командира отряда.
В 1966-м Герман Степанович возглавил группу космонавтов, выделенную для подготовки к полетам по программе «Спираль» на крылатом космическом корабле многоразового использования. Через год Титова и его группу направили в Школу летчиков-испытателей Ахтубинского филиала Государственного краснознаменного НИИ ВВС им. В. Чкалова. Там он принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 всех модификаций, Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ и других. 14 августа 1967 года ему присвоили квалификацию «Летчик-испытатель 3 класса». 
Вернувшись в ЦПК, он продолжил подготовку, и 11 июля 1968 года его назначили командиром 2-го отряда космонавтов (готовящихся по военным программам). Но через несколько месяцев после гибели Юрия Гагарина в авиакатастрофе Титову запретили летать самостоятельно и непрозрачно намекнули, что во второй космический полет его не пустят.
21 марта 1969 года его назначили на административную должность — начальником отдела №4 ЦПК авиационно-космических средств, в котором космонавты готовились по программе «Спираль». Как и других начальников отделов, Титова включили в комиссию по отбору в отряд космонавтов. Через комиссию прошли более 400 человек. Набрали всего девять летчиков и инженеров из ВВС, ПВО и РВСН. Из тех, кого «нашел» Герман Титов, лишь один — Владимир Джанибеков — слетал в космос.
Поняв, что в космос ему дорога закрыта, Герман Титов убедил генерала Николая Каманина, курировавшего подготовку космонавтов от ВВС, разрешить ему уйти из отряда для учебы в Академии. Разрешение было получено, и 17 июня 1970 года полковник Титов выбыл из отряда космонавтов и поступил в Академию Генштаба им. Ворошилова.
Продолжение воинской службы

8 августа 1972 года после окончания Военной академии Генерального штаба полковник Титова назначили заместителем начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного и двойного назначения (нынешний ГИЦИУ им. Г.С. Титова в Краснознаменске) Главного управления космических средств (ГУКОС РВСН). Там он стал инициатором создания измерительного комплекса на базе морских судов, в частности, принимал участие в разработке судна «Маршал Неделин».
С 1 июня 1973 года Титов — заместитель начальника ГУКОС РВСН. Во время службы в этой должности Титову присвоили звание «генерал-майор авиации», и он активно работал заместителем председателя государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям перспективного пилотируемого корабля военного назначения 7К-С (будущего «Союза Т») и космической системы военного назначения «Алмаз». Именно Герман Титов в августе 1976 года принимал решение о досрочном прекращении полета на орбитальной пилотируемой станции «Алмаз («Салют-5») Бориса Волынова и Виталия Жолобова.
4 июля 1979 года генерал-лейтенант Герман Титов уже 1-й заместитель ГУКОС по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. В этой должности он продолжил работу председателем нескольких госкомиссий по испытаниям ракетно-космической системы «Алмаз» и комплекса РН «Зенит» — радиотехнический разведывательный аппарат «Целина». Благодаря ему СССР получила мощную орбитальную систему радиотехнической разведки «Целина». За эти работы Титова удостоили орденов Трудового Красного Знамени (1976) и Октябрьской Революции (1985).
Во многом благодаря его энергии и инициативе самая перспективная советская ракета-носитель «Зенит» с самым мощным в мире жидкостным двигателем РД-170 получила путевку в жизнь и летала бы до сих пор, если бы не развал Союза и не потеря партнеров на украинских космических предприятиях. За вклад в создание этого носителя Германа Степановича в 1988 году удостоили Ленинской премии. При его непосредственном участии осуществлялись и другие передовые ракетно-космические системы — «Энергия-Буран» и ГЛОНАСС, создавались новые суда для космического флота.
В 1986 году ГУКОС вывели из РВСН, подчинили напрямую Минобороны и переименовали в Управление начальника космических средств (УНКС МО). 12 июля того же года генерал-лейтенанта Титова назначили 1-м заместителем начальника УНКС, а в 1990-м — Германа Степановича, уже генерал-полковника, ввели в Военный Совет.
Развал Советского Союза для Титова стал настоящей трагедией. После объявления независимости РСФСР 12 июня 1991 года Герман Титов подал рапорт об отставке, хотя ему было всего 56 лет. 27 октября его уволили в запас с Благодарственной грамотой Президента.
Общественно-политическая деятельность
Деятельная натура Германа Титова не могла довольствоваться жизнью военного пенсионера. Уже в 1992 году он организовал Международный научно-технический центр по космонавтике и электронике «Космофлот», став его президентом. Загружая предприятия гражданской продукцией, он пытался поддержать развитие космической отрасли, работал в Российском центре конверсии аэрокосмического комплекса. 14 мая 1995 года Титова, как независимого кандидата от Коломенского избирательного округа, избрали на освободившееся место депутатом Государственной Думы 1-го созыва. В декабре того же года Титова удостоили ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени и избрали депутатом Думы 2-го, а в декабре 1999 года — 3-го созывов.
Все эти годы до смерти в 2000-м Титов входил во фракцию Коммунистической партии России в Госдуме и активно работал в Комитете по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, а также был в Комитете по конверсии и наукоемким технологиям, отстаивая финансирование госзаказов на оборону.
До конца жизни Титов оставался убежденным коммунистом, работая в коммунистической фракции Государственной Думы. Кандидатом в члены Компартии Титов стал 16 марта 1961 года. В ряды красных депутатов  до истечения кандидатского срока его приняли 6 августа — в день старта. В 1961-м и 1966-м годах он был делегатом съездов КПСС, в 1962-1966 гг. — членом Центрального Комитета Комсомола, с 1962-1970 гг. – депутатом Верховного Совета СССР.
В советский период Титов был председателем Федерации прыжков на батуте и Федерации авиационных видов спорта. В январе 1966 года Титова избрали председателем Общества советско-вьетнамской дружбы: он много сделал для поддержки «вьетнамского народа в борьбе против американской империалистической агрессии». После победы лидер вьетнамского освободительного движения Хо Ши Мин в качестве благодарности «подарил» Титову один из островов в заливе Ха Ланг, который сейчас носит его имя.
В 1992 году Титова избрали президентом Ассоциации практиков космонавтики, в 1998-м — членом редколлегии журнала «Полет». В 1999 году Герман Степанович стал президентом Федерации космонавтики России и членом редколлегии журнала «Новости космонавтики».
Причина смерти Германа Титова

Герман Степанович Титов с "молодыми" космонавтами в ЦПК
Герман Степанович скончался в Москве 20 сентября 2000 года от приступа сердечной недостаточности во время посещения сауны в административном здании рядом с квартирой. Церемония прощания состоялась 25 сентября в Центральном доме вооруженных сил России имени М.В. Фрунзе, а похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве.
Интересные факты о Германе Титове
  • До сих пор Титов остается самым молодым землянином, совершившим орбитальный космический полет. На момент старта ему было 25 лет 10 месяцев 25 дней. Этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
  • Титов установил мировой рекорд продолжительности полета на одноместном корабле. Через год его рекорд побил Андриян Николаев, пролетав 3 суток 22 часа 22 минуты. Американцы преодолели суточный барьер только в мае 1963 года после двух баллистических и трех орбитальных полетов.
  • В отряде космонавтов у многих были клички. У Гагарина была кличка «Гагара», у Волынова — почему-то «Слон». А Герман Титов, наверное, за образованность и рассудительность, получил кличку «Старик».
  • Титов первым из космонавтов получил звание генерал-полковника (1988). После него такое же высокое воинское звание получили всего три космонавта: Владимир Коваленок (1993), Леонид Кизим (1995) и Петр Климук (1998).
  • Герман Титов — почетный гражданин 17 советских и трех иностранных городов: Гагарин, Барнаул, Калуга, Карши, Краснознаменск, Курск, Красный Кут, Ленинск, Магадан, Николаев, Самарканд, Саратов, Сватово, Севастополь, Юрмала (все СССР), а также Афины (Греция), Лейпциг (ГДР) и Варна (Болгария).
  • В честь Титова назван один из кратеров на обратной стороне Луны в Море Москвы. Также его имя носят подводная гора в Тихом океане к юго-востоку от острова Бейкер и астероид № 13010 — «Германтитов».
  • Имя космонавта Титова присвоено Главному испытательному космическому центру Министерства обороны России, Алтайскому оптико-лазерному центру, международному аэропорту Барнаула, самолету «Аэрофлота», а также улицам многих городов.
  • Герман Титов очень любил литературу, увлекался поэзией. Поэму Пушкина «Евгений Онегин» он знал наизусть — от начала до последней строфы.
  • Титов — автор книг «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах».
  • «Герман Титов» — такое название получил новый сорт цветка канна, выведенный селекционерами Никитского ботанического сада.
Зарубежные поездки Германа Титова
  • 1961 год:
  • 1–9 сентября — ГДР;
  • Декабрь — Монголия;
  • 1962 год:
  • 3–17 января — Индонезия;
  • 17–20 января — Бирма;
  • 21–25 января — Вьетнам;
  • 29 апреля–11 мая — США;
  • 11 мая — Канада;
  • 11–21 сентября — Югославия;
  • 21–28 сентября — Болгария;
  • 1965 год:
  • 20–28 апреля — Афганистан;
  • 1–9 июля — Финляндия;
  • 9–17 августа — Конго;
  • 1966 год:
  • 2–17 февраля — Вьетнам;
  • 1967 год:
  • 25 ноября–12 декабря — Франция;
  • 1968 год:
  • 25–28 марта — Италия;
  • 31 мая–15 июня — Италия;
  • 7–29 октября — Мексика;
  • 1972 год:
  • 2–15 августа — Венгрия.
Визит Германа Титова в США: что из него хотели вытянуть американские спецслужбы
Почетные звания Германа Титова
  • Герой Советского Союза
  • Летчик-космонавт СССР
  • Почетный радист СССР
  • Заслуженный специалист СССР
  • Почетный академик Российской академии космонавтики им.К.Э.Циолковского
  • Герой Труда Демократической Республики Вьетнам
  • Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария
  • Герой Монгольской Народной Республики
Государственные награды зарубежных стран
  • Вьетнам: медаль «Золотая Звезда» Героя Труда, орден Хо Ши Мина, орден Дружбы;
  • Болгария: медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда, орден Георгия Димитрова, медали «25 лет народной власти», «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова»;
  • Монголия: медаль «золотая Звезда» Героя МНР, орден Сухэ-Батора, медаль «30 лет победы над милитаристской Японией»;
  • ГДР: орден Карла Маркса, золотая медаль «За примерную работу»;
  • Индонезия: орден «Звезда Республики Индонезии» II степени;
  • Югославия: орден «Звезды Югославии» с лентой (I степень);
  • Румыния: орден Звезды Румынии I степени;
  • Конго: орден Республики Конго;
  • Сирия: орден Дружбы и сотрудничества;
  • Украина: почетный знак отличия Президента Украины.
Классность Германа Титова
  • Военный летчик 1 класса
  • Космонавт 3 класса
  • Летчик-испытатель 3 класса
  • Инструктор парашютно-десантной подготовки
  • Заслуженный мастер спорта СССР
Юрий Гагарин был первым космонавтом планеты, Герман Титов — вторым, а кто после них покорил космос? Сделали подборку первой десятки землян, совершивших полеты на орбиту.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Сила дипломатии, или как Джон Гленн и Герман Титов жарили стейки в США



Герман Титов вошел в историю не только как самый молодой космонавт планеты, но и как первый человек, совершивший космический орбитальный полет длительностью более суток. После своего подвига он стал желанным гостем во многих странах, но самой обсуждаемой стала его поездка в США, где он познакомился с Джоном Гленном. Их знакомство не ограничилось формальной встречей — они вместе готовили стейки. Рассказываем, какое впечатление Титов произвел на американского астронавта, совершившего первый в США орбитальный полет.
Спойлер

Герман Титов прибыл в США в мае 1962 года вместе с супругой Тамарой Васильевной. 3 мая их принял президент США Джон Кеннеди. В тот же день Герман Титов познакомился с Аланом Шепардом, в мае 1961 года совершившим первый баллистический полет, а также Джоном Гленном, который феврале 1962-го первым из американских астронавтов полетел на орбиту.
«Он высокий, рыжий, волосы редкие, весь в веснушках. Ему 41 год, но выглядит он моложе и производит приятное впечатление. Его жена примерно одного с ним возраста, очень скромная женщина — чувствуется, что она не была баловнем судьбы. Миссис Гленн настойчиво приглашала Титовых к себе», — именно так описывал Джона Гленна в своих дневниках руководитель подготовкой советских космонавтов генерал Николай Каманин, который сопровождал Титова в поездке по США.
Но какое впечатление на Джона Гленна произвел советский космонавт? О своей встрече с Титовым американец написал в мемуарах, фрагмент которых мы приводим ниже.
Первое впечатление о Титове
3 мая Комитет по космическим исследованиям Международного совета научных союзов [COSPAR] собрался в Вашингтоне на свой третий Международный космический симпозиум. Герман Титов и я были участниками сессии по биологическим наукам в космосе, представляя доклады о наших прошедших полетах. Титов был грубовато-красивым, некрупным мужчиной примерно пяти футов и четырех дюймов (1 м 62 см — прим. ред.) роста. Он был довольно молод, ему было всего двадцать шесть лет.
Впервые мы встретились утром в Национальной академии наук, и я с [женой] Энни вместе с ним и его женой Тамарой осмотрели Вашингтон с известной туристической точки. Поднимаясь на лифте на вершину монумента Вашингтона, Титов прокомментировал, что это — первое советско-американское космическое предприятие. Но наше начинание было неудачным, поскольку город застилал туман.

Герман и Тамара Титовы вместе с Джоном и Энни Гленн
В течение дня мы провели 15 минут в Белом доме с президентом Кеннеди, посетили Капитолий, мемориал Линкольна, могилу Неизвестного солдата на Арлингтонском национальном кладбище и музей Смитсонновского института, где экспонировался «Фридом-7» (имя собственное корабля «Меркурий-3» Алана Шепарда после первого баллистического полета — прим. ред.). С помощью переводчика мы непринужденно разговаривали о наших полетах, о режимах тренировок, о наших реакциях на невесомость, и обо все еще не объясненных светящихся частицах, которые я описал, как «светлячков». Мы предположили, что это могут быть замерзшие капли топлива из двигателей. Я говорил конкретно, и надеялся, что он ответит тем же, поскольку мы мало знали о советской космической программе. Но он отделывался общими фразами или советскими лозунгами.
Мы провели наши презентации в зале Госдепартамента перед аудиторией ученых из тридцати стран. Большинство из этих ученых хотело исследовать период укачивания и тошноты, которую Титов испытывал в ходе своего 24-часового полета. Они сходились на том, что космическая болезнь — это версия болезни движения, по типу морской болезни, и человек может к ней адаптироваться.
«Русские идут»: как Гленн пригласил Титова на ужин
После этого мы приняли участие в пресс-конференции. К тому времени Госдепартамент вздохнул с облегчением. Я спросил Титова и его жену, не хотят ли они следующим вечером приехать в Арлингтон поужинать у нас дома вместе с Энни и детьми. Он и Тамара посчитали это хорошей идеей, но сказали, что выяснят это у главы делегации.
Я не хотел делать это помимо Госдепа, но, когда я рассказал об этом одному из сопровождающих из Департамента, тот пришел в ужас. Он считал вероятным появление в нашем палисаднике провенгерских пикетов и антикоммунистических групп. Однако сопровождавшие Титова сообщили, что наше предложение не может быть принято.

1 / 10
Алан Шепард, Джон Гленн и Герман Титов
В следующий полдень, однако, когда мы были в составе гостей в Советском посольстве, сотрудник Госдепартамента подбежал к нам с новостью, что Советы изменили свое решение и приняли наше приглашение.
Я обернулся к Энни и сказал: «Русские идут». В тот момент было уже хорошо за полдень, а мы еще должны были организовать ужин не только для четы Титовых, но и для главы их делегации и их ведущего ученого.
Эл и Луиза Шепард присутствовали на приеме, я вплотную подошел к Элу и сказал ему: «После всего Титовы приедут на ужин. У меня нет ничего готового. Ты бы не мог подержать их подальше от дома? Канителься, тяни время, съездий "по ошибке" на Балтимор или куда-нибудь еще. Дай нам столько времени, сколько сможешь». Эл усмехнулся и сказал, что сможет сделать вид, что запутался по дороге на Арлингтон.
Полицейского — за горошком, соседей — за стейками
Энни и я поехали домой с эскортом мотоциклистов из полиции Национальных парков под завывание сирен. Приехав, мы послали одного полицмена в «Севен-Иллевен» за замороженным горошком и другими продуктами для ужина. Другой позвонил в полицию Арлингтона, чтобы организовали охрану на случай появления пикетчиков. Мы начали обходить соседей в поисках стейков. У Миллеров, Браунов и других соседей мы насобирали достаточно стейков.
Полицейский вернулся из «Севен-Иллевен», и мы принялись за приготовление ужина. Я выкатил наш и миллеровский грили на середину автостоянки, разжег угли и направил вентилятор на пламя для ускорения процесса. Я повязал на себя полотенце и полил стейки соусом. Я хотел, чтобы все было готово к их приезду.

Дом Джона Гленна, где состоялось знаменитое барбекю с Германом и Тамарой Титовыми
Первый опыт Гленна в дипломатии чуть не прогорел
Но мои усилия по налаживанию жарки пошли вкривь-вкось, и стейки просто испепелились. Раздуваемое вентилятором пламя оказалось столь горячим, что проникло через решетку гриля и обратило стейки в уголь. Жир вспыхнул, я лихорадочно лил на пламя воду, дым и пар заклубились до самой крыши, и в этот момент я увидел подъезжающие лимузины. Я спасал стейки, очищал их, вытирал руки полотенцем, изображая на лице наиболее возможную хорошую мину в такой ситуации. Титовы и Эл с Луизой вели делегацию по дороге. Эл смеялся... Шествие замыкала компания людей, выглядевших как советская версия секретных агентов, и несколько репортеров и фотографов.
«Не знаю, как вы делаете это в Москве, — сказал я Титову, — но иногда приходится поработать, чтобы поужинать. Давайте, помогите мне».
Он скинул куртку и присоединился ко мне. Когда он, Эл и я закончили приготовление стейков на втором гриле, мы принесли их на кухню. Энни, Луиза и Тамара работали. Тамара толкла орехи в банке для салата. Все три женщины сбросили свои туфли.
Стейки пережили аварию и получились восхитительными. После этого Титов, Эл и я вышли наружу, чтобы предстать перед телекамерами. Позже Титов признался мне, что тот вечер был для него и Тамары самым приятным за все пребывание в Вашингтоне. Мой первый опыт в международной дипломатии оказался бурным, но эффективным.
Каке еще страны, помимо США, посетил Герман Титов после своего полета? Подготовили материал о жизни самого молодого космонавта мира.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 13.09.2025 07:16:57https://t.me/raketen mannn/3548
А что это там за "ракета" слева? Первый вариант, что-ли? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


telegra.ph



🟣 Вопрос-ответ. Часть 10
Pro Космос


🔹 Почему при съёмке кораблей с МКС не видно звёзд?
Игорь Афанасьев: На фотографиях с МКС не видны звезды из-за настроек камеры: при короткой выдержке матрица фиксирует только самые яркие и контрастные объекты – то есть Солнце, освещенную поверхность Земли или элементы самой станции или стыкующегося с ней корабля (даже если они не белые и не блестящие). При такой настройке камера не фиксирует слабый свет звезд. Для их съемки требуется длительное экспонирование, чтобы собрать достаточно света. Однако при операциях стыковки или расстыковки, когда объекты находятся в движении, используют короткие выдержки (экспозиции). Тем не менее, и глаза космонавтов, и камеры могут видеть звезды в периоды, когда станция находится в тени Земли. В таких условиях на орбите можно наблюдать до восьми тысяч звезд, что намного больше, чем с поверхности Земли.
🔹 Насколько сильно изменились перегрузки сегодня при старте/спуске по сравнению с первыми полётами?
Игорь Маринин: При старте перегрузки не изменились. Они меняются в зависимости от работы ступеней и не превышают 3 g. Во время посадки на Землю, при прохождении атмосферы спускаемыми аппаратами кораблей «Восток» и «Восход», космонавты испытывали 8-кратные перегрузки. Спускаемый аппарат кораблей типа «Союз» входит в атмосферу по более пологой траектории, благодаря чему перегрузки не превышают 4,5 G, но спуск по баллистической, более крутой траектории иногда случается. Тогда космонавты испытывают те же 8 G.
5 апреля 1975 г. из-за аварии ракеты-носителя в начале работы 3-й ступени космонавты В. Лазарев и О. Макаров испытали на себе перегрузки до 23 G (максимальная, пиковая) и не только остались живы и не получили травм, но и готовились к следующим полетам, а Макаров даже ещё слетал в космос.
🔹 Стартовый комплекс площадки 1С способен будет запускать более тяжёлые ракеты? Например раз в 5 тяжелее. Или что-то новое надо опять строить?
Игорь Афанасьев: Изначально стартовые комплексы, с которых сейчас пускаются ракеты-носители типа «Союз-2», рассчитывались под изделия стартовой массой около 280 тонн, имеющие определенные габариты и координаты расположения центра масс. Комплексы уникальны из-за того, что ракета не стоит на стартовом столе, а подвешена в месте верхнего закрепления боковых блоков первой ступени. Поэтому использовать их для изделий другого типа (таких, как, например, «Протон» или «Ангара») невозможно именно из-за силовой схемы ракеты. С момента начала эксплуатации стартовых комплексов на космодроме Байконур, а затем на Плесецке и Восточном, эти технические условия строго выполняются, несмотря на то, что масса изделий выросла примерно до 310–315 тонн.
🔹 Насколько сложно работать в Орланах? Масса в 100+ кг всё же никуда не исчезает. На примере простейших операций типа «забить гвоздь», «прикрутить гайку».
Игорь Маринин:  Безусловно, сложно. Причём не только из-за массы, но и из-за разницы давлений, а также из-за того, что все работы и перемещение осуществляются только руками. И работать приходится теперь по 7–8 часов. Поэтому в нашей стране, кроме Светланы Савицкой, в открытый космос женщины не выходили.
🔹 Почему не ставят видеокамеры для трансляции полёта на саму ракету? Ведь гораздо интереснее, чем смотреть компьютерную картинку?
Игорь Афанасьев: Как вы могли заметить, в последнее время на отечественные ракеты-носители устанавливаются внешние видеокамеры (рокеткамы), транслирующие «картинку» в прямом эфире. Видео момента старта или разделения ступеней очень оживляет репортаж о пусках. Однако визуальная составляющая не всегда позволяет оценить события, происходящие с ракетой в этот момент, особенно для зрителей, которые не часто наблюдают пуски. Для таких случаев и используется анимация, созданная на основе компьютерной модели изделия.
🔹 А была ли стыковка «Союза» и «Аполлона»? Стыковка штатными узлами кораблей происходила? Не было ли технических проблем, задач для реализации стыковки? Были ли подготовительные запуски? И какова у них статистика?
Игорь Маринин: Стыковка «Аполлона» и «Союза» по программе ЭПАС однозначно была. Даже две! Сначала активную роль выполнял «Аполлон», а «Союз-19» поддерживал стабильную ориентацию. Стыковка осуществлялась не стандартными узлами типа «штырь-конус», при которой активную роль мог играть только корабль со штыревым узлом, а специально разработанными Андрогинно-периферийными агрегатами стыковки (АПАС). Такой стыковочный узел мог переключаться из активного режима в пассивный и наоборот. Что и было проверено в реальном полете. Технических проблем при реализации стыковки не было! Подготовительные пуски модернизированного корабля «Союз» (7К-ТМ) для программы ЭПАС, СССР проводил под названием «Космос» и «Союз-16». Первый пуск корабля 7К-ТМ № 71 под названием «Космос-638» состоялся 3 апреля 1974 г. Испытания прошли отлично, за исключением посадки. Спускаемый аппарат спускался не в режиме управления, а по баллистической траектории с перегрузками до 8G вместо обычных 4G. Этот режим не аварийный, тем не менее замечание устранили и полет следующего корабля 7К-ТМ № 72 прошел с 12 по 18 августа 1974 г под названием «Космос-672» без замечаний. 2–8 декабря 1974 г состоялась генеральная репетиция. На корабле 7К-ТМ №73, получившим открытое название «Союз-16», стартовали А.Филипченко и Н.Рукавишников. Они испытали в полете новый стыковочный узел АПАС, только вместо стыковочного узла «Аполлона» было установлено специальное стыковочное кольцо, а также систему, изменяющую состав атмосферы и давление в корабле. В полете был небольшой сбой. Когда корабль вышел на орбиту и космонавты сняли скафандры, загорелся сигнал «Разгерметизация бытового отсека». Быстро выяснилось, что разгерметизации нет, а отказал датчик. Других замечаний к кораблю не было.
🔹 При пуске Falcon 9 видны какие-то мачты вокруг старта. Водой поливают или может газом каким охлаждают стол?
Игорь Афанасьев: При пуске «Фалькона-9» и не только на стартовый стол подают воду. Это делается для снижения акустических нагрузок и вибраций, которые могут повредить ракету и элементы стартового сооружения. Высокотемпературные струи газов, истекающие из двигателей ракеты, создают мощное тепловое излучение, сильный шум и вибрации. Вода, попадая в поток газов, разбивается на капли и, испаряясь, поглощает звуковую энергию, одновременно защищая стартовую площадку от тепла и помогает уменьшить вибрации.
🔹 Навеяно идеей фильма «Вызов». Предусмотрены ли какие-то экстренные старты к МКС в случае ЧП? Если (не дай бог) под угрозой окажется жизнь одного или нескольких космонавтов.
Игорь Маринин: Запасной космический корабль и ракета на космодроме сейчас не держат (держали во время программы ЭПАС). В случае ЧП с космонавтом на орбите весь экипаж будет экстренно возвращаться на своём корабле. В случае ЧП с кораблём, новые корабль и ракета-носитель будут подготовлены за 2–3 месяца, которые космонавты проведут на орбитальной станции. Такие случаи уже бывали.
🔹 Кому нужен космический корабль с ядерной энергоустанвкой, который летит до Луны три месяца туда и столько же обратно?
Игорь Афанасьев: Да, в самом деле, нет смысла в пилотируемом корабле, который осуществляет перелёт даже до ближайшего небесного тела в течение многих месяцев. Однако, если речь идёт о доставке туда больших грузов (например, тяжёлой техники для строительства лунной базы), то на первый план выходят критерии «эффективность/стоимость». Если таким образом к Луне можно доставить не 10–20 тонн, а, скажем, 50–80 тонн, а то и все 100, наверное, можно смириться с длительным перелётом. Грузы полетят на Луну отдельно, а люди — отдельно. Ведь никого не смущает, что на Земле для срочной перевозки пассажиров между континентами используются авиалайнеры (полёт продолжается несколько часов), а для перевозки огромных масс грузов, которым не нужна срочность, — морские сухогрузы и танкеры (их переход может длиться очень долго)...
🔹 Корабль «Орёл» будет запускаться к МКС? Или сразу к РОС?
Игорь Маринин: Первый полёт пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП, «Орёл», «Федерация») с экипажем по утверждённому Роскосмосом 2.07.2024 г. графику должен стартовать к РОС в 3 квартале 2028 г., если два испытательных полёта без экипажей пройдут успешно. График может сдвигаться вправо в зависимости от производства и результатов испытаний.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 16.09.2025 07:17:41Почему при съёмке кораблей с МКС не видно звёзд?
Потому что всё снято в Голливуде!

Ой. Извиняюсь. Не удержался. Само вырвалось. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 16.09.2025 13:03:16
Цитата: АниКей от 16.09.2025 07:17:41Почему при съёмке кораблей с МКС не видно звёзд?
Потому что всё снято в Голливуде!

Ой. Извиняюсь. Не удержался. Само вырвалось.
В Останкино. Пилевин. Омон Ра
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: telekast от 16.09.2025 14:29:08
Цитата: Старый от 16.09.2025 13:03:16
Цитата: АниКей от 16.09.2025 07:17:41Почему при съёмке кораблей с МКС не видно звёзд?
Потому что всё снято в Голливуде!

Ой. Извиняюсь. Не удержался. Само вырвалось.
В Останкино. 
Раньше было принято говорить "на студии им. Довженко". Счас ей не до космонавтки, так что даже не знаю где теперь снимают. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Pro Космос
🚀 Для чего создавалась и как используется сегодня королёвская «семёрка»?

«Союзы-2» — одни из самых часто запускаемых и надёжных ракет-носителей в мире. Они выводят космические аппараты на любые орбиты и траектории, и доставляют к МКС пилотируемые и грузовые корабли.

Эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев рассказал о задачах, для которых создавалось семейство «Союз-2», и о непростом пути ракет к старту.
69👍52🔥8🤔4
6K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Ракета «Союз-2»: для чего создавалась и как используется сегодня королёвская «семерка»
16 сентября 2025 года, 16:30
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Ракеты семейства «Союз-2» — самые часто запускаемые носители в стране и одни из самых надежных во всем мире. Сегодня они используются для запуска спутников на все возможные орбиты и траектории, а также для отправки к МКС пилотируемых и грузовых космических кораблей. Эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев рассказывает, для каких задач создавалось семейство, какие сегодня существуют модификации «Союза-2» и сколько на их счету пусков.
Содержание
1Как зарождался проект нового семейства ракет «Союз-2»2Чем ракета «Союз-2» отличалась от «Союза-У»3Для чего планировали использовать ракету «Союз-2»4Что тормозило разработку ракеты «Союз-2»5Зачем России понадобилась ракета «Союз-ФГ»6Модификации ракеты «Союз-2»7Как ракеты семейства «Союз-2» используются сегодня
Спойлер
«Союз-2» — это семейство трехступенчатых ракет-носителей среднего класса. Проект создания новых носителей стартовал в 1990-х под названием «Русь», но растянулся на десятилетие из-за финансовых трудностей. А сегодня носители «Союз-2» составляют основу отечественного парка средств выведения. Западные эксперты также отдают должное этим ракетам, отмечая, прежде всего, их многофункциональность и надежность.
Как зарождался проект нового семейства ракет «Союз-2»
После распада СССР разработчики ракет семейства «Союз», как и остальные представители отрасли, стремились объединить производство в России. Самарское Центральное специализированное конструкторское бюро (ныне — Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс») спроектировало новый вариант носителя по теме «Русь», все комплектующие которого были бы российского производства.
Цель проекта заключалась в разработке современного средства выведения среднего класса, которое бы сохранило надежность ракет семейства «Союз», но при этом имело улучшенные характеристики и возможности. Предусматривалось не только реализовать проект силами отечественных предприятий, но и внедрить в нем прогрессивные технико-экономические решения.
Новая трехступенчатая ракета «Союз-2» создавалась на базе и в габаритах серийного носителя «Союз-У». Она строилась по традиционной для средств выведения «семерочного» семейства схеме с продольно-поперечным разделением ступеней: при старте запускаются двигатели четырех боковых и одного центрального блоков: когда топливо в «боковушках» кончается, они отделяются, и дальше работает только «центр». Затем происходит «горячее» разделение второй и третьей ступеней, и последняя выводит космическую головную часть на опорную орбиту.

Роскосмос Медиа
Двигатели всех ступеней ракеты, имеющей максимальную стартовую массу 313 тонн, должны были работать на кислородно-керосиновом топливе. «Союз-2» можно было использовать с разгонными блоками «Икар» и «Фрегат». Это позволяло выводить космические аппараты на различные околоземные орбиты, включая геопереходные и геостационарные, а также на отлетные траектории в дальний космос.
Проект предусматривал создание не одной ракеты, а целого семейства унифицированных средств выведения с цифровым «бортом», имеющего совместимость с существующими стартовыми комплексами на эксплуатируемых и строящихся космодромах и повышенную надежность запусков.
Чем ракета «Союз-2» отличалась от «Союза-У»
Изначально планировалось, что «Союз-2» будет оснащен новой третьей ступенью с двигателем замкнутой схемы и полностью цифровой системой управления полетом с терминальной системой наведения. Последняя представляет собой программно-аппаратный комплекс, который определяет параметры движения ракеты и формирует оптимальную траекторию, ведущую к цели. Совокупность мер позволяла значительно (почти на 20%) увеличить массу полезной нагрузки, снимало ограничения по габаритам головного обтекателя, накладываемые старой аналоговой системой, и компенсировало возможные значительные отклонения в траектории движения ракеты.
Одним из ключевых требований становилась точность выведения полезной нагрузки на заданную орбиту. При этом отделяемые части (отработанные блоки первой и второй ступеней и створки головного обтекателя) надо было «приземлять» в относительно небольшие зоны районов падения. Первую и вторую ступени предполагалось оснастить двигателями с усовершенствованной форсуночной головкой.
В совокупности все улучшения увеличивали полезную нагрузку ракеты на 1200 килограммов по сравнению с базовым носителем «Союз-У», широко применявшимся на тот момент. Предполагалось, что при пуске с Байконура «Союз-2» сможет выводить до 8500 килограммов на низкую околоземную орбиту и до 2350 килограммов к Луне. Ракета также сможет запускаться со стартового комплекса в Плесецке при минимальной модернизации.

Космические войска РФ
Для чего планировали использовать ракету «Союз-2»
«Союз-2» предназначался для запуска всех полезных грузов различной номенклатуры, типичных для ракет «семерочного» семейства. Перед началом использования в пилотируемой программе ракету предполагалось «обкатать» на более тяжелых вариантах транспортных грузовых кораблей «Прогресс М1», а также на перспективных «малых» модулях для российского сегмента Международной космической станции (МКС).
Для обеспечения запусков новых кораблей и модулей к МКС с помощью «Союза-2» к 2000 году планировалось модернизировать технический и стартовый комплексы космодрома Байконур. Однако из-за резкого сокращения финансирования российской космической отрасли в 1999–2000 годах, модернизацию инфраструктуры на Байконуре пришлось приостановить, а разработку новых полезных нагрузок для этой ракеты отложить до лучших времен.
Что тормозило разработку ракеты «Союз-2»
Финансовые трудности на десятилетие замедлили программу «Союз-2». Модернизацию носителя пришлось проводить поэтапно. Наиболее дорогостоящей и сложной частью разработки был новый двигатель РД-0124. Его создание отложили на более поздний срок. Изначально основные силы бросили на систему управления, во многом определяющую облик и возможности носителя.
Новая система управления распределена по всей ракете. На третьей ступени установлены бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ), навигационные приборы и оборудование для обработки данных с датчиков и формирования команд управления. «Приемная часть» (исполнительные механизмы) расположена непосредственно в блоках ракеты и связана с БЦВМ через кодовые линии связи.
Работа над цифровой системой управления полетом с существенно повышенной точностью и надежностью началась в екатеринбургском НПО автоматики в 1993 году. В 2006 году Лев Бельский, заместитель директора этого предприятия по ракетно-космическим системам, рассказал агентству ИТАР-ТАСС, что проект по системе управления полетом для «Союза-2» стал спасением для их организации. В то время над разработкой трудилось 400 сотрудников. Небольшое федеральное финансирование проекта началось в конце 1990-х, а в начале нового десятилетия поток средств значительно вырос.
Зачем России понадобилась ракета «Союз-ФГ»
Одновременно с разработкой «Союза-2» создавалась модифицированная ракета «Союз-ФГ». Она предназначалась для доставки пилотируемых кораблей «Союз ТМА» и грузовых кораблей «Прогресс М1» к Международной космической станции. Эта версия отличалась от базового «Союза-У» улучшенными двигателями первой (РД-107А) и второй (РД-108А) ступеней с новыми форсуночными головками, что отразилось в названии.

wikimedia.org | CC BY-SA 4.0Двигатель РД-107А
НПО Энергомаш вело эту разработку, ориентируясь на «Союз-2». В камерах сгорания исходных РД-107 и РД-108 двухкомпонентные форсунки заменили на увеличенное почти в четыре раза число однокомпонентных. Это улучшило полноту и устойчивость сгорания топлива, снизило колебания и повысило удельный импульс.
РД-107А и РД-108А адаптировали к конструкции «Союза-У» с минимальными изменениями. После их установки грузоподъемность ракеты возросла на 300 килограммов. Однако возможности «Союза-ФГ» по прежнему ограничивались использованием аналоговой системы управления. Первый пуск ракеты состоялся 21 мая 2001 года с космодрома Байконур, когда к МКС отправился грузовой корабль «Прогресс М1-6».
Модификации ракеты «Союз-2»
Первый этап модернизации: ракета «Союз-2.1а»
Вскоре было выделено финансирование на модернизацию технических и стартовых комплексов на Байконуре и Плесецке под использование «Союза-2». Первым был готов северный космодром.
Носитель первого этапа модернизации, известный как «Союз-2.1а», отличался новым гораздо более крупногабаритным головным обтекателем. Переход от старой аналоговой системы управления к новой цифровой значительно расширил возможности выбора траектории выведения. В сравнении с «Союзом-У», грузоподъемность новой ракеты с тяжелым головным обтекателем не упала, а увеличилась на 300 килограммов, даже при использовании третьей ступени с двигателем РД-0110 открытой схемы, который серийно производится на Воронежском механическом заводе (ВМЗ).

Роскосмос Медиа
Первый тестовый запуск ракеты «Союз-2.1а» состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк: она вывела на суборбитальную траекторию макет полезной нагрузки. Первые орбитальные запуски с Байконура и Плесецка состоялись соответственно 19 октября и 24 декабря 2006 года.
12 важнейших запусков с Байконура: современная Россия
Второй этап модернизации: ракета «Союз-2.1б»
Носитель второго этапа модернизации, известный как «Союз-2.1б», должен был получить новую третью ступень с двигателем замкнутой схемы РД-0124, разработанным воронежским Конструкторским бюро химической автоматики (КБХА). Он отличался экономичностью благодаря меньшему расходу топлива. С ним ракета могла выводить на опорную орбиту почти на 1500 килограммов больше по сравнению с «Союзом-У».
Несмотря на различия в соотношении компонентов топлива между «старым» и «новым» двигателями, самарские разработчики создали для «Союза-2» такой баковый отсек третьей ступени, что на ней без значительных изменений конструкции могли устанавливаться как РД-0110, так и РД-0124.
Первые огневые испытания блока третьей ступени с двигателем РД-0124 состоялись 5 апреля 2006 года на стенде Научно-исследовательского института химического машиностроения НИИхиммаш (ныне — Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности НИЦ РКП) вблизи Сергиева Посада.
Первые запуски ракеты «Союз-2.1б» с космодромов Байконур и Плесецк прошли 27 декабря 2006 года и 26 июля 2008 года соответственно.
Первые запуски с космодрома Восточный
Первые пуски ракет-носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» с нового гражданского космодрома Восточный состоялись соответственно 28 апреля 2016 года и 28 ноября 2017 года.
Этот космодром — самый современный в России, он воплотил передовые технические решения. Для подготовки к пуску используется уникальная для отечественной практики мобильная башня обслуживания (МБО) закрытого типа. Конструкция включает 7 ярусов, весит 1600 тонн и достигает высоты 52 метра.

Роскосмос, Артём ПылаевКосмодром Восточный
МБО позволяет проводить все подготовительные работы в самых сложных климатических условиях. Благодаря ей сотрудники космодрома работают в безопасности и комфорте, а также имеют систему аварийной эвакуации.
Как ракеты семейства «Союз-2» используются сегодня
Ракеты-носители «Союз-2» среднего класса составляют основу современного российского парка средств выведения. Варианты 2.1а и 2.1б стартовали с четырех космодромов, расположенных в обоих полушариях земного шара: кроме Байконура, Плесецка и Восточного, их версии под названием «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б» модифицировали для использования в Гвианском космическом центре (космодром Куру) во Французской Гвиане. В них улучшили системы безопасности, телеизмерений, сделали более устойчивыми к повышенной влажности и морской транспортировке.
На 15 сентября 2025 года состоялось 77 пусков «Союза-2.1а», 79 пусков «Союза-2.1б», 9 пусков «Союза-СТ-А» и 18 пусков «Союза-СТ-Б».
В число представительниц ракет нового поколения «семерочного» семейства также входит двухступенчатая «Союз-2.1в», разработанная на базе «Союза-2.1б». В отличие от первой версии, у нее нет боковых блоков, а на центральном установлен маршевый двигатель НК‑33А и рулевой РД‑0110Р. С 28 декабря 2013 года она выполнила 13 полетов.
Один из запусков, в котором использовалась ракета «Союз-2.1а», состоялся 11 сентября. В этот день она отправила к МКС грузовой корабль «Прогресс МС». Какие этапы он проходит перед полетом в космос, как его принимают на орбите космонавты и что с ним происходит потом — подготовили подробный разбор.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1594

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1597
заметки на ракетных стабилизаторах

Чуть дополнил цитатами основоположника карточки ГК.

Ряд высказываний К.Э. на всякий случай осуждаю и помещаю под спойлер. А вообще — интереснейший был человек, конечно. И как же обидно, что цитируется он как и другой известный мыслитель [цитировать которого приходилось при в любом научном труде лет 50 назад] только, кхм, к месту.

Решительно осуждаем и вырывание цитат из контекста, но: настоятельно рекомендую ознакомиться с полным [почти] собранием сочинений Константина Эдуардовича в Архиве РАН. 31680 листов архивных документов!

заметки на ракетных стабилизаторах

34 views


Роскосмос

От мечты к звёздам: 168 лет со дня рождения Константина Циолковского

17 сентября 1857 года в Рязанской области родился выдающийся русский ученый, исследователь и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский.

В возрасте 10 лет он перенёс простуду и скарлатину, что отразилось в дальнейшем на его здоровье. Будущий учёный потерял слух, но не утратил веры в себя.

Благодаря упорству и непрерывному самообразованию, Константин Циолковский прошёл путь от преподавателя Боровского уездного училища до основоположника теоретической космонавтики.

Научные работы Константина Циолковского позволили человечеству подняться в небо и за его пределы
🔵«Аэростат металлический управляемый» — описание модели дирижабля
🔵«Исследование мировых пространств реактивными приборами» — фундамент современной космонавтики
🔵«Космические ракетные поезда» — теория о многоступенчатых ракетах

Сегодня мы чтим память великого учёного, чья вера в науку и человечество освещает путь к звёздам.

Делимся важными мыслями Константина Циолковского в карточках.


❤️ Роскосмос | Подписаться
164👍61🔥31🎉11🥰3

4.97K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!