• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Старый

Цитата: АниКей от 25.09.2025 15:26:43исследователи обнаружили ключевую проблему: без гравитации пузырьки пара не поднимаются вверх,
Нобеля, однозначно! 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Pro Космос


🔥 История самого мощного ракетного двигателя США и мира

В болотах национального парка Эверглейдс, где обитают аллигаторы и ядовитые змеи, уже более полувека затерян памятник былому величию американского аэрокосмического комплекса — гигантский ракетный двигатель Aerojet AJ-260.

Этого монстра создавали для первой ступени ракеты, которая должна была доставить на Луну американских астронавтов. Но разработка оказалась не нужна: выбор сделали в пользу другого двигателя.

Как проводили испытания? Каковы были возможности двигателя? Чем всё в итоге закончилось? Узнаете в новом материале от эксперта Pro Космоса Игоря Афанасьева.
👍143🤯2😁1
1.58K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Космический архив
Ржавеет на болотах: история самого мощного ракетного двигателя США и мира
25 сентября 2025 года, 15:50
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
60 лет назад на стенде заработал Aerojet AJ-260 — самый мощный из испытанных ракетных двигателей. Его создавали для первой ступени ракеты Saturn V, которая использовалась для отправки пилотируемых кораблей «Аполлон» на Луну. Но проект оказался никому не нужен: выбор сделали в пользу другого двигателя, и сегодня AJ-260 затерян в болотах заповедника Эверглейдс. Эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев рассказывает, как проводили испытания этого двигателя, каковы были его возможности и чем все в итоге закончилось.
Содержание
1Где лежат фрагменты двигателя AJ-2602Программа Apollo: как выбирали двигатель для полета к Луне3Характеристики и конструкция двигателя AJ-2604Огневые испытания двигателя AJ-260 5Судьба объекта для испытаний двигателя AJ-260
Спойлер
Советско-американская лунная гонка 1960-1970-х оставила множество артефактов. Некоторые, такие как старты ракет Н-1 и «Энергия» на Байконуре, стали памятниками. Другие, как пусковой комплекс LC-39 на мысе Канаверал, продолжают служить космонавтике.
Однако многие уникальные сооружения и изделия оказались заброшены и забыты. Один из таких артефактов — стенд для огневых испытаний фирмы Aerojet в болотах Южной Флориды. Его внутреннее пространство хранит корпус самого мощного ракетного двигателя, когда-либо созданного человеком.
Где лежат фрагменты двигателя AJ-260
На краю флоридского полуострова в округе Майами-Дейд есть дорога. Она начинается в городке Хоумстед и ведет вглубь национального парка Эверглейдс. Парк расположен в крупнейшем в Северной Америке болоте, где обитают аллигаторы, ядовитые змеи и москиты. Эта дорога, известная как «бетонка», считается природной тропой. Ее проложило Управление водными ресурсами округа Южная Флорида — оно же поддерживает тропу до сих пор.
Когда-то власти махнули рукой на туристов-экстремалов, которые хотели увидеть скрытый от глаз памятник былому величию американского аэрокосмического комплекса. Сейчас «бетонка» свободна для прогулок, но ее перегородили воротами с запретительной табличкой. Обойти их нельзя, но можно по-ковбойски перепрыгнуть.
Если бы вы посетили те места до мая 2013 года, примерно через час ходьбы можно было увидеть группу из девяти заброшенных промышленных сооружений. Пройдя мимо старого бункера с проржавевшей крышей и граффити на стенах, вы бы оказались в огромном «сарае» с вентиляторами и воздуховодами. Это сооружение из гофрированного железа на роликовых опорах когда-то могло перемещаться по направляющим.
Внутри пусто — вандалы разорили все. Под потолком виден 20-тонный мостовой кран, а в центре пола — круг из стальных плит. Один из посетителей описал это место так: «Внутри царит гулкая тишина, нарушаемая лишь свистом ветра через разбитые окна. Ветер гоняет по бетонному полу хлопья ржавчины и мусор, заставляя стены вздрагивать и хлопать. Это — могильная плита, выросшая из болота, останки города-призрака космической эры, где в глубине земли спит чудовищный зверь».
Бросив камень в прореху в полу, нужно долго прислушиваться, чтобы дождаться, как он плюхнется в воду.
Настил скрывает гигантскую шахту диаметром 18 метров, в которую могла бы поместиться 19-этажная высотка. При должной сноровке и альпинистском снаряжении можно спуститься в шахту и увидеть проржавевший цилиндр с надписью «Aerojet General AJ-260». Этот монстр покоится здесь уже более полувека.
Программа Apollo: как выбирали двигатель для полета к Луне
В самом начале 1960-х программа Apollo только формировалась. Одним из главных вопросов стало, какой двигатель выбрать для ракеты, которая должна доставить астронавтов на Луну? Расчеты показывали, что первой ступени ракеты нужна была гигантская тяга — от 4500 до 6000 тонн.
Самый мощный из существовавших на тот момент американских жидкостных двигателей развивал на старте чуть более 60 тонн. Разработка более мощного двигателя уже шла, но сталкивалась с множеством проблем. А вот с твердотопливными двигателями все было иначе.
С конца 1940-х годов США сделали значительный шаг вперед в разработке двигателей на смесевом топливе, на основе которых к началу 1960-х создавались боевые баллистические ракеты Polaris и Minuteman.
Казалось, прогресс сделает твердотопливные ускорители идеальным решением для лунной ракеты. Они были проще, надежнее и дешевле жидкостных аналогов. У них не было движущихся частей, они не страдали от утечек токсичных жидкостей и были менее пожароопасны.
Это делало их удобными для длительного хранения и повышало надежность. Однако у твердотопливных двигателей были и серьезные недостатки: низкий удельный импульс, снижающий экономичность, сложность управления тягой, высокий уровень шума и вибрации, а также токсичные и агрессивные вещества в выхлопе.
Из-за трудностей с транспортировкой создание сверхмощных твердотопливных двигателей пошло двумя путями.
1 / 9




Схема устройства твердотопливного двигателя













Первый подход предполагал создание двигателей с корпусом, разделенным на небольшие поперечные секции. Эти секции можно было снаряжать топливом на заводе и перевозить к месту старта, где их собирали в единый двигатель. Максимальный диаметр секции — 156 дюймов, или чуть менее четырех метров — был ограничен габаритами американских мостов и тоннелей, через которые эти секции транспортировались по железной дороге. Двигатель (им занималась фирма United Technologies) из таких секций мог развивать тягу около 1500 тонн. Для достижения необходимой стартовой тяги лунной ракеты требовалось соединить в связку три-шесть таких двигателей.
Второй подход подразумевал создание монолитного двигателя с цельным корпусом, который снаряжается твердым топливом на месте испытаний или пусков. Такой корпус транспортировать можно было только водным путем (да и то не по всем рекам — мешали мосты). Зато подход позволял достичь практически любых габаритов и тяги при повышенной герметичности, надежности и более высоком весовом совершенстве. Кроме того, перевозка корпуса без топливного заряда гораздо безопаснее, чем отдельных заранее снаряжённых секций.
Характеристики и конструкция двигателя AJ-260
В 1960 году начались исследования крупногабаритных твердотопливных двигателей. Часто их не совсем корректно называют «пороховиками», поскольку они работали не на порохе. Под «порохом» чаще всего подразумевают гомогенное оружейное метательное взрывчатое вещество на основе нитрата целлюлозы. А к тому времени большинство подобных американских двигателей работали на гетерогенных топливах, состоящих из механической смеси смолотого твердого окислителя, горючего (органического связующего) и различных добавок.
В 1963 году NASA заключило контракты на проектирование двигателя с тягой около 2500 тонн и диаметром 260 дюймов (около 6,6 метра) с двумя компаниями — Aerojet и Thiokol. Эти компании, а также их заводы, серьезно рассчитывали на участие в национальной лунной программе. Хотя у них были и другие проекты, ни один из них не мог сравниться по масштабам и, как тогда казалось, по значимости с программой Apollo.
Почему американцы покинули Луну
В конкурсе победил Aerojet с проектом AJ-260, который курировали специалисты Исследовательского центра имени Льюиса (NASA). По проекту гигантский двигатель должен был иметь длину около 42 метров и весить 1670 тонн в снаряженном состоянии. В зависимости от характеристик горения заряда твердого топлива его тяга могла достигать 2400–3000 тонн. Корпус двигателя сваривался из нескольких десятков кольцевых секций, изготовленных из высокопрочной легированной мартенситной стали с высоким содержанием никеля. Детали, прошедшие старение и термообработку, обладали исключительной прочностью и пластичностью. Контракт на производство корпуса получила компания Sun Ship and Dry Dock из Честера, штат Пенсильвания.
Для строительства объекта, где планировалось снаряжать и испытывать двигатели, компания приобрела более 30 тысяч гектаров земли во Флориде, в 50 километрах к югу от Майами и в 22 километрах северо-восточнее авиабазы ВВС Хоумстед. Чтобы доставлять гигантские двигатели, от промышленной базы до Атлантического океана был прорыт судоходный канал, который назвали Aerojet Canal. Он стал самым южным пресноводным каналом на юго-востоке Флориды.
Национальный парк Эверглейдс был заповедной зоной, и возведение ракетного завода грозило нарушить экологическую гармонию. Однако это был проект государственного масштаба. Регион, в основном сельскохозяйственный, жаждал экономического подъема, а создание крупного промышленного объекта могло принести новые рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджет штата. В результате экологическим аспектам не уделили должного внимания. Правда, для соблюдения приличий объявили, что канал поможет и сельскому хозяйству, защитив фермеров от наводнений. Местные жители были в восторге: «Южная Флорида стала ближе к космосу!»
Когда корпус прибывал на испытательный объект, его опускали в шахту соплом вверх. Внутреннюю теплозащиту наносили прямо на месте, в шахте. В течение нескольких недель топливо, представляющее собой сметанообразную смесь мелких гранул перхлората аммония, жидкого полиуретана и алюминиевой пудры, непрерывно заливали в корпус. Перед заливкой в центр корпуса вставляли профилированный стержень, поперечное сечение которого напоминало по форме лист клевера. Этот стержень убирали после того, как топливо отвердевало. Он создавал внутренний канал, определяющий профиль горения. Сопло длиной более шести метров было покрыто изнутри аблирующей теплозащитой.
Как устроена абляционная защита в космонавтике
Огневые испытания двигателя AJ-260 
В рамках разработки AJ-260 планировалось прожечь двигатель «половинного» размера — всего около 25 метров в длину, включая сопло. Даже этот компактный двигатель впечатлял своим весом в 840 тонн в полностью снаряженном виде. Для его запуска использовалась цельная первая ступень ракеты Polaris, выступавшая в роли воспламенителя. Ее устанавливали внутри основного сопла и выталкивали после срабатывания наружу с помощью системы рычагов и тросов после зажигания - поскольку даже после срабатывания ступень весила очень много, расчеты показали, что такой воспламенитель мог застрять в горловине сопла, и двигатель бы взорвался. Поэтому у «рабочего» AJ-260 воспламенитель предполагалось ставить в задней крышке корпуса, где он и оставался бы после срабатывания.
Инженеры изготовили три образца стендовых двигателей, получившие обозначения SL (от Short Length — «укороченная длина»). Их корпуса доставляли в Хоумстед с завода Sun Ship по Береговому каналу вдоль восточного побережья США, а затем переправляли на объект в Эверглейдс на трейлерах.
С 25 сентября 1965 года по 17 июня 1967 года здесь провели три огневых испытания.
1 / 9




Так выглядел комплекс предприятия Aerojet Dade с момент постройки













Двигатели SL-1 и SL-2 имели одинаковую конструкцию с неподвижным соплом. Во время испытаний они развивали тягу более 1600 тонн при расходе топлива 6,8 тонны в секунду и работали около 112 секунд.
На расстоянии 340 метров от работающего двигателя уровень звукового давления достигал 139 децибел — чуть ниже, чем от взлета реактивного самолета на расстоянии 25 метров! Для сравнения: давление свыше 140 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки, баротравмы и даже представлять угрозу для жизни.
Столб пламени видели даже в Майами (он распространился на расстояние 50 километров). Местного фотографа Джека Леви, который снимал испытания, впечатлило зрелище. «Это было потрясающе. Все вибрировало, когда двигатель работал. Вертолет чуть не потерял управление, когда мы попытались сфотографировать огонь. Ударные волны разлетались так далеко, что я даже не знаю, куда. Но это было действительно впечатляющее зрелище! Казалось, что я уже почти лечу на Луну!» — рассказывал Леви.
Кстати, на ночных испытаниях SL-2 присутствовал сам Вернер фон Браун. Он отвечал за разработку ракет-носителей семейства Saturn.
Как Илон Маск позаимствовал идею Вернера фон Брауна
SL-3 был похож на предшественников, но имел важные отличия. У него было частично утопленное качающееся сопло больших размеров и новое топливо с ускоренным горением. При запуске он развил тягу в 2700 тонн при расходе 10 тонн топлива в секунду.
Испытания длились всего 75 секунд, после чего сопло разрушилось, и остатки топлива разлетелись на многие сотни метров по болотам Эверглейдс. Дождь из соляной и акриловой кислоты, который выпал из облака продуктов сгорания, повредил автомобили и уничтожил урожай авокадо на тысячи долларов. Жители Хоумстеда жаловались на убытки.
На этом все закончилось. Вернер фон Браун не случайно не пришел на последний тест. К тому времени он уже выбрал для ракеты Saturn 5 жидкостные двигатели. Если бы SL-З показал хорошие результаты в 1963–1964 годах, возможно, фон Браун изменил бы свое решение.
Судьба объекта для испытаний двигателя AJ-260
Дальнейшая история оказалась не самой приятной. Штат и округ надеялись на долгосрочное сотрудничество с Aerojet, которая арендовала землю за символическую сумму — всего $2,5 за акр. У компании также был опцион на покупку еще 25000 акров по той же цене. Строительство канала тоже потребовало затрат.
В свое время Эверглейдс и Служба национальных парков почти не возражали против расположения ракетного завода в природоохранной зоне. Местные жители встретили компанию с энтузиазмом. Но после прекращения работ над AJ-260 завод закрылся, всех сотрудников уволили. Aerojet продала свои земли и сооружения и покинула Южную Флориду. При этом компания не потеряла денег: большая часть земли перешла к местной фирме-застройщику. После неудачной попытки использования участок перепродали штату, но уже за $12 млн. Таким образом, земля, которая изначально стоила Aerojet менее $200 тыс., в итоге вернулась во Флориду с шестидесятикратной стоимостью.
Судебная тяжба между компаниями и властями штата длилась несколько лет. Сельская жизнь вернулась к привычному ритму. Экологи выразили недовольство каналом: после его создания вода, которая раньше свободно текла в Флоридский залив, теперь собирается и сбрасывается в другом месте.
В феврале 2010 года городской совет Хоумстеда поддержал идею возрождения заброшенного стендового комплекса Aerojet в качестве нового ракетного завода. Это решение казалось абсурдным, но мэр настаивал на его реализации, обещая новые рабочие места.
Когда «не выгорело», появились планы превратить объект в музей, но из-за отсутствия финансирования и ресурсов эта идея не осуществилась. Космическая реликвия осталась заброшенной и затерялась в болотах.
В мае 2013 года Управление водными ресурсами округа Южная Флорида демонтировало сарай над шахтой с останками двигателя SL-3. Саму шахту закрыли бетонными опорами моста, и будущее заброшенного комплекса осталось неопределенным.
Удивительно другое: испытания AJ-260 подтвердили возможность создания монолитного твердотопливного двигателя любого размера и мощности. Был накоплен значительный опыт в таких областях, как проектирование качающегося сопла для управления вектором тяги, конфигурация топливного заряда, новые виды смесевого топлива и абляционных покрытий. Однако, по большому счету, проект к тому времени стал никому не нужен и обернулся пустой тратой денег налогоплательщиков.
В дальнейшем судьба не была благосклонна к Aerojet: компания часто оказывалась на вторых ролях в крупных космических программах, ограничиваясь производством и поставкой небольших ракетных двигателей и ускорителей. В начале 1970-х Aerojet проиграла тендер на разработку и производство стартовых ускорителей для шаттла, уступив своему конкуренту Thiokol. Недавно компания снова потерпела неудачу, не получив контракт на поставку жидкостных двигателей для новой ракеты-носителя Vulcan. На этот раз победителем стала Blue Origin с ее двигателем ВЕ-4.
Сегодня бывшие сооружения промышленно-испытательного комплекса Aerojet трудно отличить от множества обычных заброшенных зданий.
В числе жидкостных ракетных двигателей одним из самых мощных является Raptor, созданный для Starship. Некоторые эксперты называют его идеальным. Выяснили, так ли это на самом деле.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


newizv.ru

Ученые предложили взорвать летящий к Луне астероид ядерной бомбой. Опасно ли это?


Обычно с потенциально опасными для Земли или Луны астероидами поступают просто — меняют их траекторию объекта. Однако, считают ученые, в данном случае любая попытка отклонить небесное тело с курса может создать еще больший риск: плохо спланированная операция может подтолкнуть астероид к планете.
Юлия Литвиненко
Астероид 2024 YR4, о существовании которого узнали в декабре прошлого года, стал настоящей головной болью для астрономов. В течение нескольких недель после его обнаружения вероятность прямого столкновения небесного тела с нашей планетой неоднократно менялась.
Так, в конце января возможность подобного исхода оценивалась 1 к 83 (или 1,3%). Затем риск повысился вдвое и составил 2,3% — один шанс из 43. Более того, специалисты NASA предполагали, что вероятность столкновения астероида 2024 YR4 с Землей может возрасти до 20%.
В какой-то момент выяснилось, что космический камень на самом деле, скорее всего, ударит по Луне. Сообщалось, что это может произойти 22 декабря 2032 года с вероятностью в 4,3%. Примечательно, что даже в этом случае угроза для нашей планеты сохраняется.
  • По расчетам ученых, столкновение 2024 YR4 с Луной может привести к выбросу облака обломков, которое затронет спутники на орбите Земли и другие космические аппараты. Учитывая, что к 2032 году там их будет работать тысячи, даже мелкие фрагменты могут нанести значительный ущерб.
И хотя этот сценарий кажется маловероятным, специалисты NASA и других институтов всерьез прорабатывают различные стратегии предотвращения космических неприятностей.
Относительно безопасным способом «разобраться» с представляющими угрозу для Земли или Луны астероидами считается изменение их траектории с помощью миссии DART. Однако, предупреждают ученые, в данном случае любая попытка отклонить небесное тело с курса может создать еще больший риск.
Сегодня эксперты рассматривают ряд альтернативных вариантов для защиты Земли и объектов космической инфраструктуры. И среди них есть довольно рискованные.

Почему миссия DART может не справиться?

DART (Double Asteroid Redirection Test, с английского «испытания перенаправления двойного астероида») — это первый в истории успешный проект по изменению траектории астероидов и их перенаправлению, который был выполнен посредством запуска беспилотного управляемого космического аппарата к двойному околоземному астероиду Дидим и столкновения с его компонентом Диморф.
Эксперимент, проведенный в 2022 году, позволил оценить, насколько работоспособна теория стратегии защиты от космических тел. К примеру, столкновение Земли и астероида диаметром около 300 метров по мощности многократно превзойдет все ядерное оружие человечества.
Ученые могли бы вновь прибегнуть к этому способу, но, как выяснилось, есть проблема. По предварительным расчетам, ширина космической глыбы составляет примерно 60 метров, а вот масса объекта доподлинно неизвестна.
Оценки сильно разнятся: от 33 млн до 930 млн килограммов.
Подобная неопределенность делает расчет энергии, необходимой для отклонения астероида, крайне рискованным. Так, плохо спланированная миссия может случайно подтолкнуть астероид к Земле.
Астероид 2024 YR4 достаточно велик, чтобы стереть с лица земли целый город. Фото: 1MI

Альтернативные варианты

Столкнувшись со сложностями применения проверенного способа, ученые предложили альтернативу — не отклонить астероид, а просто уничтожить его. Здесь возможны два метода:
  • Первый: «миссия кинетического разрушения», аналогичная успешной операции DART. В этом случае план заключался бы в том, чтобы ударить по небесному телу с такой силой, чтобы раздробить его на небольшие фрагменты (менее 10 м). Расчеты показывают, что такая миссия могла бы стартовать только в промежутке между апрелем 2030 года и апрелем 2032 года.
  • Второй: использование ядерного устройства. Если первый метод не сработает, NASA могла бы отправить миссию, взорвав ракету с соответствующим зарядом на астероиде или рядом с ним до его сближения. План предполагает запуск двух ядерных устройств мощностью по 100 килотонн, способных автономно добираться до космического камня. Каждый боезаряд был бы до восьми раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Третье устройство было бы резервным. Впрочем, в этом случае времени на подготовку операции будет чуть меньше, но ее можно будет реализовать между концом 2029 и концом 2031 года.

Ядерный удар: риски

И первый, и второй альтернативные варианты рискованны тем, что никогда еще не применялись на практике.
Ранее ученый проекта NEOMIR в Европейском космическом агентстве Лука Конверси предупреждал о том, что кинетический удар может только усугубить ситуацию.
Цитировать«В момент удара астероид начинает распадаться, и вместо одного камня в 40–50 метров вы можете получить множество более мелких кусков — и вы не можете предсказать, что случится со всеми этими фрагментами», — указал он.
Комментируя возможность ядерного метода, он счел его наименее эффективным и самым опасным. Его, полагает ученый, следует рассматривать только в крайнем случае.
Цитировать«С ядерной бомбой две проблемы. Во-первых, это никогда не тестировалось, — напомнил он. — Если мы запустим аппарат типа DART и он не справится — несчастный случай. А что если запуск несет ядерную бомбу и она взорвется в верхних слоях атмосферы? Вы идете на риск, и вы должны быть уверены, что этот риск стоит того».
Состоится ли когда-нибудь столь драматическая миссия, остается неясным. Однако NASA уже сталкивается с серьезными бюджетными ограничениями: десяткам миссий грозит отмена из-за спорного бюджетного предложения администрации Дональда Трампа на 2026 год.
Критики задаются вопросом, имеет ли смысл выделять миллиарды долларов на уничтожение астероида, находящегося в 610 млн км от Земли. Эксперты по планетарной защите, со своей стороны, предупреждают: игнорирование даже маловероятных угроз может оставить человечество опасно неподготовленным к будущему.

Так ли все серьезно?

Скорее всего, нет. По оценкам ученых, наиболее вероятный сценарий — с вероятностью 96% — это то, что 2024 YR4 пройдет мимо, не столкнувшись с Луной. Вместе с тем, подчеркивают эксперты, подобные события, хоть и редкие, предоставляют уникальную возможность отработать стратегии планетарной защиты.
Один из вариантов, рассматриваемых сейчас, — отправка разведывательной миссии для более точного измерения массы объекта. Однако идеальный год для этого — 2028-й, а это значит, что на проектирование, строительство и запуск зонда останется всего три года. Это очень короткий срок для космической отрасли.
Другая возможность — перенаправить уже существующие миссии (например, OSIRIS-APEX или Psyche), хотя для этого им придется «отвлечься» от нынешних целей.
Пока обе альтернативы остаются теоретическими. Ни одна из них не проверена в реальных условиях, хотя в теории они осуществимы. Пока исследователи продолжают оценивать все варианты, наблюдая за траекторией 2024 YR4.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная

Общество
27.09.2025
Возможен ли ядерный удар по астероиду 2024 YR4 и может ли «Спектр-РГ» спасти Луну? Комментирует ученый Натан Эйсмонт
ОбществоПроисшествия


Ученый Эйсмонт: Российский «Спектр-РГ» может отклонить астероид 2024 YR4 от Луны
Команда ученых, в которую входят специалисты американского космического агентства НАСА, изучила возможность подрыва астероида 2024 YR4 с помощью ядерного оружия до столкновения объекта с Луной. Ученые также отметили, что временное окно для отправки миссии для ядерного уничтожения астероида находится между поздними месяцами 2029-2032 годов- пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
По данным НАСА, на данный момент вероятность столкновения 2024 YR4 с Луной в 2032 году составляет 4,3%.
Для «РГ» эту новость комментирует доктор физико-математических наук, сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Натан Андреевич, известны несколько сценариев борьбы с астероидами с помощью ядерного снаряда. По космическому телу можно ударить и уничтожить с образованием гигантского радиоактивного облака. Второй вариант — так называемая радиационная имплозия. Когда снаряд взрывают над астероидом, отклоняя его орбиту. Какой рассматривается в данном случае?
Натан Эйсмонт: Эти и другие проекты применения ядерных зарядов для борьбы с астероидами известны уже много лет. Даже фильмы сняты. Может, вы удивитесь, но все эти сценарии практически не обсуждаются на серьезных форумах, которые занимаются астероидной опасностью. И прежде всего в комитете ООН по мирному использованию околоземного космического пространства, который рассматривает ситуацию с космическим мусором и астероидной опасностью.
Странно.. Но во многих сценариях именно ядерный вариант очень популярен. Причем его рассматривают и предлагают разные группы ученых.
Натан Эйсмонт: Рассматривать можно что угодно. Фантазировать никто не запрещает. Тем более, как вы знаете, экзотические, а сверх того апокалиптические идеи в СМИ хорошо «продаются».
В чем очевидная уязвимость ядерного варианта? Один из главных аргументов касается момента старта ракеты с ядерным зарядом. Никто не может гарантировать, что все пойдет как нужно, что старт абсолютно безопасен. А если какой-то сбой? Тогда заряд упадет на Землю со всеми неприятными последствиями.
А кто гарантирует, что никаких сбоев не случится при взрыве заряда неподалеку от Луны? Она же будет загрязнена на тысячи лет. А ведь страны строят грандиозные планы по ее освоению. На них придется ставить крест.Всем «энтузиастам» ядерных сценариев могу напомнить, что использование ядерных взрывных устройств является вопросом международного масштаба: оно регулируется комитетом ООН по мирному использованию космического пространства. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 1996 года формально запрещает использование ядерного оружия в космосе.
Словом, убежден, что ядерный подход к борьбе с астероидом 2024 YR4 мировым сообществом не будет принят. Возможно, он может быть серьезно рассмотрен только в каком-то самом крайнем случае, когда Земле из космоса будет угрожать реальная катастрофа, которая поставит под угрозу существование человечества.
Тогда остается отклонение орбиты 2024 YR4 с помощью удара неядерным снарядом.
Натан Эйсмонт: Сегодня такой способ самый оптимальный. Он уже успешно проверен в 2022 году в эксперименте со 170-метровым астероидом Диморфом. Готовиться к этой миссии надо уже сейчас, ведь столкновение с Луной прогнозируется уже в 2032 году. Времени совсем немного. Надо выбрать ракету, провести расчеты под этот конкретный астероид и отправлять к нему такой «ударник». Успех этой миссии можно гарантировать с высокой точностью.
Но есть и другие варианты. Скажем, проверить, а можно ли использовать технику, которая уже имеется в космосе? Например, направить «на встречу» с астероидом наш аппарат «Спектр-РГ». Он уже 6 лет изучает Вселенную, находясь в точке Лагранжа.Вообще-то эта космическая обсерватория наша гордость. Вот так «швырнуть» ее в астероид. Не жалко?
Натан Эйсмонт: Конечно жалко. Но если ситуация может стать экстремальной и другие способы не сработают... То есть надо взвешивать все варианты и смотреть, какой перевесит. Именно в этом и состоит задача науки, чтобы быть готовыми ко всему, ничто не застало врасплох.
Так вот, в Институте космических исследований РАН оценили, можно ли перенаправить наш аппарат к этому астероиду, чтобы он не попал в Луну. И сможет ли он вообще выполнить такую миссию? Оказалось, что у аппарата «Спектр-РГ» достаточно массы, а главное, достаточно топлива, чтобы подобный маневр выполнить. То есть можно с высокой вероятностью утверждать, что мы сможем изменить орбиту астероида, и он пролетит мимо Луны. Причем, чтобы выполнить такой маневр, достаточно примерно полгода. То есть у нас будет время для очень точной оценки вероятности столкновения 2024 YR4 с Луной, и вполне возможно, что вообще никаких действий принимать не придется.Но почему мы должны жертвовать своим аппаратом? У ведущих стран на орбитах есть крупные обсерватории...
Натан Эйсмонт: Вы правы. Например, американский орбитальный телескоп «Джеймс Уэбб», который находится примерно в том же районе, что и наш «Спектр-РГ». Так что претенденты на спасителя Луны в арсенале землян имеются.
Но давайте расставим точки над «и». Речь в данном случае идет только о принципиальной возможности применить для борьбы с астероидом уже работающий на орбите аппарат. Если такая экстремальная ситуация вдруг возникнет, скажем, у землян будет мало времени на другие варианты, или они дадут сбой. А здесь шансы на успех, чтобы защитить Луну, очень высокий.
Юрий Медведев
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

26 сентября, 16:04
Астроном Еленин оценил идею ядерного удара по астероиду 2024 YR4

Это может говорить о попытках снять запрет на ЯО в космосе, отметил ученый

МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Идея западных ученых о ядерном ударе по летящему в сторону Луны астероиду 2024 YR4 может говорить о стремлении таких стран как США под видом защиты Земли отменить действующий запрет на размещение в космосе ядерного оружия. Об этом сообщил ТАСС астроном Леонид Еленин, научный сотрудник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, автор книги "Астероиды. Рожденные пламенем".
Ранее на платформе arxiv была опубликована статья, в которой международная группа ученых, в которую входят специалисты NASA, рассматривает два способа избежать столкновения 2024 YR4 с Луной. Специалисты предлагают либо изменить орбиту астероида, либо разрушить его с помощью кинетического удара или ядерного взрыва. Окончательное решение предлагается принять в конце 2028 года, когда космический объект сблизится с Землей.
"Чем дальше слежу за западными коллегами, тем больше убеждаюсь в том, что это некая попытка открыть окно Овертона - подготовить человечество к снятию запрета на размещение ядерного оружия в космосе. Под таким благородным предлогом как защита Земли от астероидов США хотят добиться права вывести ядерное оружие в космос. Важно предотвратить получение какой-либо страной права вывода такого оружия в космос, потому что у нас нет никаких гарантий, что после успешного вывода этой боеголовки на околоземную орбиту планы этой страны не изменятся", - сказал Еленин корреспонденту ТАСС.
Ученый отметил, что последствия такого взрыва непонятны. Возможен сценарий, что существующая вероятность столкновения объекта с Луной на уровне 4% увеличится в 10 раз.
Цитировать"Вряд ли даже мощным взрывным устройством мы полностью уничтожим тело астероида, так как в космосе нет среды распространения взрыва, которая является главным разрушающим фактором. Вся энергия уйдет в излучение, мы, безусловно, оплавим значимую часть астероида, придадим импульс. Остается неясным, как мы повлияем на его движение. Может появиться реальная угроза столкновения с Землей, которая сейчас отсутствует. Я против таких экспериментов", -
заключил исследователь.
Астероид 2024 YR4 был обнаружен в конце декабря прошлого года одним из телескопов сети ATLAS, действующим в Чили. Его диаметр, согласно предварительным расчетам, составляет от 40 до 90 м. Ученые предполагают, что объект может столкнуться с Луной в декабре 2032 года
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Текущая траектория полета астероида 2024 YR4 неизвестна



МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Нынешняя траектория полета астероида 2024 YR4, который может угрожать Луне, неизвестна. Об этом сообщили в лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН.
"
ЦитироватьОн [астероид] в данный момент улетел от Земли и с мая этого года вообще не наблюдается. Иными словами, его текущая орбита вообще не известна. Во второй половине 2028 года он вернется к Земле, и тогда будет произведена предварительная коррекция его движения по новым данным. Это, однако, опять же не будет ничего значить, так как камень снова улетит, чтобы снова вернуться. И вот когда через четыре года, в 2032 году, он вернется, то тогда, и только тогда, измерение его орбиты будет иметь какой-то практический смысл. И на полученные в тот момент цифры, какими бы они ни были, все и будут ориентироваться
", - говорится в сообщении в телеграм-канале лаборатории.
Эксперты лаборатории также прокомментировали возможность уничтожения астероида ядерным оружием. "
ЦитироватьПо поводу ядерных взрывов в космосе, надо просто быть разумными людьми и понимать, что даже при 100% вероятности падения астероида размером 60 м на Луну, никто ради этого ядерный взрыв в космосе устаивать не будет. Кратер от этого астероида будет иметь размер 1 км, и потребуются довольно большие усилия, чтобы просто его разглядеть на поверхности Луны
", - отметили они.
Ранее на платформе arxiv была опубликована статья, в которой международная группа ученых рассматривает два способа избежать столкновения 2024 YR4 с Луной. Специалисты предлагают либо изменить орбиту астероида, либо разрушить его с помощью кинетического удара или ядерного взрыва. Окончательное решение предлагается принять в конце 2028 года, когда космический объект сблизится с Землей. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать

2:00

Двигатель — сердце ракеты, и наш НК-3 создается на самарском предприятии ПАО "ОДК-Кузнецов" на основе проверенного и многократно летавшего в космос на ракетах семейства «Союз» рулевого агрегата РД-107А. Смотрите огневые стендовые испытания — видео на полный экран, звук на максимум 🔊
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьiz.ru

Тема координат: какие страны имеют собственные аналоги GPS
Дмитрий Корнев


Южная Корея объявила о планах развернуть свою космическую систему глобального позиционирования KPS — Korean Positioning System. Это весьма сложная в техническом плане и дорогостоящая задача, поэтому лишь немногие государства сумели создать аналоги американской GPS. О том, какие глобальные системы позиционирования существуют в мире, почему, несмотря на наличие готовых решений, страны стремятся к созданию собственных и каковы перспективы развития спутниковой навигации, — в материале «Известий».
Спойлер
Южная Корея собирается создать свою систему глобального позиционирования
Сеул планирует развернуть собственную систему глобального позиционирования для нужд министерства обороны, а в перспективе и для гражданского применения. Корейская GPS будет называться просто KPS — Korean Positioning System. Национальная система позволит не зависеть от глобальной, которую фактически контролируют Соединенные Штаты, и обеспечить работу любых навигационных систем и единого времени через собственную инфраструктуру. В ближайшие 10 лет планируется строительство центра управления на острове Чеджу и развертывание спутниковой группировки. В том числе корейскими средствами выведения спутников на орбиту Земли.
остров
Фото: Global Look Press/Yao Qilin
Наступили времена, когда уже не только ведущие мировые космические державы могут позволить себе свою собственную систему глобального позиционирования, но и страны, которые относительно недавно стали обладать космическими возможностями.
Какие страны имеют свои системы глобального позиционирования
Клуб обладателей собственных систем спутникового позиционирования невелик. На сегодняшний день в мире существуют четыре глобальных системы: Американская (GPS), российская (ГЛОНАСС), европейская (Galileo) и китайская (BeiDou). И две региональных — индийская и японская.
спутник
ГЛОНАСС — Глобальная навигационная спутниковая система
Фото: Роскосмос
Индийская система IRNSS/NavIC — Navigation with Indian Constellation — включает в свой состав семь спутников на геостационарных и геосинхронных орбитах и позволяет получать координаты военным в Индо-Азиатском регионе. Кстати, побудительным мотивом к созданию собственной системы навигации для Индии стала блокировка США получения точных координат GPS в регионе во время индо-пакистанского конфликта в 1999 году.
Четыре спутника составляют сегодня японскую систему QZSS (Quasi-Zenith Satellite System). Работая над западной частью Тихого океана, японская система дополняет глобальную GPS.
А как это всё начиналось и как складывались позиции лидеров?
Первые навигационные системы в США и в СССР появились в начале 1960-х годов — TRANSIT в Америке и «Циклон» в Советском Союзе предназначались для определения и уточнения координат кораблей в Мировом океане. В 1973 году в США был дан старт программе GPS — Global Positioning System. Первый спутник для нее был запущен в 1978 году. Готовность системы была достигнута в 1993-м, когда в группировке было 24 искусственных спутника Земли (ИСЗ).
спутник
GPS — Global Positioning System
Фото: Global Look Press/Friedrich Saurer
Сегодня американская система GPS работает в двух режимах — гражданском (L1 C/A) с точностью до 3–5 м и военном с ИСЗ поколения Block-III с точностью определения координат менее 1 м. В свой состав она включает 31 спутник в шести орбитальных плоскостях. Считается, что GPS сегодня самая распространенная система определения координат, и с нею работают чипы всех устройств, которые выпускаются мировой электронной промышленностью.
На втором месте российская ГЛОНАСС, которой пользуются в России, странах СНГ и во многих других регионах, так как поддержка этой системы также есть в большой доле выпускаемых устройств для позиционирования на местности. Развертывание, как и за океаном, велось в интересах военных и было начато в 1982 году. К 1995-му была достигнута стадия операционной готовности, и ею пользовались и ВМФ, и ВВС Российской Федерации. Новый этап в ее работе начался в 2000-е годы, когда у государства вернулся интерес к развитию собственной навигационной системы. Сегодня ГЛОНАСС включает в себя 24 ИСЗ в трех орбитальных плоскостях и несколько запасных. Так же, как у GPS, есть гражданский и военный режимы работы.Европейская система Galileo вышла на полнофункциональную схему работы в 2019 году. У нее несколько режимов — обычный, коммерческий и военный. В обычном система из 26 спутников дает, вероятно, самую высокую точность — около 1 м. Военный и коммерческий режимы, естественно, еще точнее.
наземная станция
Наземная станция глобальной европейской спутниковой навигационной системы Galileo
Фото: TASS/Janne Kieselbach
Китай с 2020 года эксплуатирует собственную систему BeiDou. В ее составе — 35 ИСЗ на разных орбитах, включая геостационарные. В родном регионе и в западной части Тихого океана система обеспечивает высокую точность определения координат — менее 1 м — за счет большего количества спутников. В остальном эта такая же система, как и GPS и ГЛОНАСС, и она сегодня также доступна не только китайским военным, но и множеству гражданских пользователей огромного количества бытовых устройств для определения координат на местности.
Все эти системы совершенствуются. С развитием беспилотной техники повышаются требования к точности определения координат объекта на местности, так как без этого нельзя доверить самостоятельное перемещение автомобильному, морскому и тем более воздушному транспорту. Причем речь не о военных системах, а именно о гражданском беспилотниках — дроны начинают перевозить грузы, пассажиров, выполнять мониторинговые и различные другие задачи, и без развитых и точных систем позиционирования это становится и опасно, и неэффективно.
Конечно, на спутниковых системах определения координат не кончаются варианты для военных. Могут быть созданы системы на совершенно иных принципах, и, например, в Австралии идут экспериментальные работы по системе определения координат, которая использует фиксацию положения терминала на планете с помощью квантовых датчиков, которые «чувствуют» магнитное поле Земли. Предварительные расчеты показывают, что точность такой системы может быть выше, чем у спутниковых систем, и для военных это крайне важно.
Земля
Фото: Роскосмос

Кроме того, возможно использование и спутниковых группировок двойного назначения типа Starlink. За счет большого количества ИСЗ с известными координатами такие системы могут иметь и применение для определения координат каждого конкретного терминала. Например, по уровню сигнала до нескольких ИСЗ системы. Примерно так же работает навигация по вышкам сотовой связи. Это также может быть интересно военным для получения альтернативного способа навигации и на случай, если GPS-сигналы будут заглушены в той или иной местности. А в наше время это возможно.
Развивается и российская система ГЛОНАСС — в 2030 году в дополнение к основной части спутниковой группировки планируется развертывание нового сегмента с 240 низкоорбитальными спутниками. Высота орбиты ее новой части будет 800 км, и такой сегмент позволит заметно повысить точность и устойчивость работы глобальной системы, обеспечит гарантированную мощность сигнала ИСЗ. И опять же не только для военных, а и для гражданского использования — для беспилотного транспорта, для смартфонов и любых других устройств, которым требуется получать информацию о координатах и точном времени.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьСложно уместить в голове сколько людей за эти столетия получили утешение, помощь, прощение животворящего Креста Господня. Мы на борту МКС не исключение.
Им чего там на МКС - утешение, помощь и прощение нужны? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер