Вариант спасения двигателя первой ступени

Автор Антикосмит, 19.01.2015 05:47:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Антикосмит

В общем пришла тут в голову идея такого характера. На уровне нижнего среза ракетного блока устанавливаем упакованный торообразный надувной баллон достаточного размера, чтобы он обеспечил приземление двигателя без повреждений.

В момент отсоединения 1 ступени пироболты и пирошнур отделяют двигатель от баков и из дополнительных шар-баллонов наддува раздувается гелием тор с двигателем в центре и планирует вниз.

Скорее всего это уже кто-то придумал.

Надувать тор можно не обязательно гелием. Можно и метаном из бака метановой ракеты - он также обеспечит подъемную силу, но поменьше. И разделение двигателя со ступенью уже будет происходить в обратном порядке: сначала надуется тор, ступень сориентируется двигателями вверх, а потом произойдет разделение.

Возможны еще варианты, направленные на минимизацию массы спасаемых частей. Может придктся отбросить и сопло/а. Надо определить оптимум.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

SFN

Идея использовать надувной конус для спуска из стратосферы была. Идея спасать движки тоже была.
например для Сатурна были предложены спасение всей ступени и аля СуперАтлас


Антикосмит

#2
Да, но тут парашюты, а не надувные конструкции. Надувная конструкция может быть меньше из-за наличия подъемной силы и защищает двигательно от повреждений при приземлении. Я не помню точно надувная конструкция при посадке на Марс уже использовалась или еще только планируется.

Хотя у надувных конструкций свои недостатки - сдуваются по мере приближения к земле.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Leonar

ЦитироватьАнтикосмит пишет:

 Я не помню точно надувная конструкция при посадке на Марс уже использовалась или еще только планируется.


Спирит и Опортьюнити...в надувнушках прыгали...
ПыСы я вообще первую ступень аэростатичную предлагал... :oops:

SFN

Луна-9 1966г
" Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность."

Гусев_А

Давно-давно мне то же приходила в голову "гениальная" идея.
Внутрь водородного бака поместить  гибкую оболочку, или несколько. После входа ступени в атмосферу, водородный бак отогревается, фланцы на баке срывает и через эти отверстия надуваются эти надувные шарики остатками водорода. Т.к. водородный бак нижний, ближе к ЖРД, то можно ступень опускать хоть горизонтально, хоть соплами к верху. Можно даже в последний момент перед посадкой впрыснуть в шарик  форсункой немного оставшегося кислорода, чтоб факелом немного  разогреть водород, получив еще больший объем. 

Одна задача придется прилично водорода оставлять, да и все равно амортизаторы лепить. Можно конечно садить в воду, вниз кислородным баком, Но тут тогда нужно в океан попасть, или чем то рулить.

SFN

ЦитироватьГусев_А пишет:
Давно-давно мне то же приходила в голову "гениальная" идея.
была такая идея для ЦБ Энергии предложена. Гдето на форуме даже есть байка про это.

mark20000

Не рассматривался ли где нибудь вариант спасения двигателей за счет деформации баков?

Сценарий примерно такой. Ступень переворачивается "вверх ногами" и стабилизируется небольшим парашютом. При ударе о землю баки разрушаются и гасят кинетическую энергию. Двигатели остаются целыми.

Кубик

Ну нет, баки в первую очередь рассчитаны на продольные нагрузки да и могли бы рвануть, вот если б они были телескопическими - работали бы, как амортизаторы, сжимая газ внутри...придумайте такую трансформацию, или - бак входит в бак...
И бесы веруют... И - трепещут!

Дмитрий Инфан

#9
Цитироватьmark20000 пишет:
Не рассматривался ли где нибудь вариант спасения двигателей за счет деформации баков?

Сценарий примерно такой. Ступень переворачивается "вверх ногами" и стабилизируется небольшим парашютом. При ударе о землю баки разрушаются и гасят кинетическую энергию. Двигатели остаются целыми.
Лучше в процессе спуска на парашюте подхватывать вертолётом. Учитывая, что двигатель в отличие даже от пустой целой ступени весит немного и парусность у него невелика - может получится.

ОАЯ

Но можно и не подхватывать. Достаточно сверхпрочным и сверхтонким шнуром соединить заранее. 
И не обязательно вертолетом. Стратостат позволит сделать выборку шнура для компенсации скорости ступени и ее перемещения до высоты стратостата.

SFN

#11
ЦитироватьОАЯ пишет:
Достаточно сверхпрочным и сверхтонким шнуром соединить заранее.
Сверхэластичной сверхпрочной резинкой для возврата ступени на старт  ;)

Александр Ч.

А теперь сделайте подсчёт, во сколько обойдётся ваш цирк-шапито, прибавте стоимость обслуживания двигателя и сравните со стоимость нового серийного, а не опытного, движка.

PS Похоже бег по граблям, это таки национальный вид спорта.
Ad calendas graecas

SFN

ЦитироватьАнтикосмит пишет:
Да, но тут парашюты, а не надувные конструкции. Надувная конструкция может быть меньше из-за наличия подъемной силы и защищает двигательно от повреждений при приземлении.
Если не нужна теплозащита, надувнушки будут тяжелее парашютов. Первую ступень Энергии предполагали спасать парашютами и посадочными опорами. А может даже ПТДУ там была (?) ;)  Чистая десантура. :)

Дмитрий Инфан

ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
А теперь сделайте подсчёт, во сколько обойдётся ваш цирк-шапито, прибавте стоимость обслуживания двигателя и сравните со стоимость нового серийного, а не опытного, движка.

PS Похоже бег по граблям, это таки национальный вид спорта.
Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно.
И не только экономически  8)

Кубик

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение - на первой ступени... :|
И бесы веруют... И - трепещут!

SFN

ЦитироватьКубик пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение - на первой ступени ...  :|
А по теме ветки Спасаемой первой ступени  :|

Дмитрий Инфан

ЦитироватьКубик пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан

пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение - на первой ступени ...
Да как сказать - если бы удалось создать ТФЯРД тягой 100  т.с., то одноступенчатый носитель на его основе мог бы заменить, если не "Протон", то уж "Зенит" - как минимум.

ОАЯ

К вопросу спасения первой ступени нитью с аэростата:
Первая ступень: Предельные величины - 400 км горизонтальная дальность выключения двигателя, высота 50 км. Ориентировочно 150 сек. Улетает на 900 км. Скорость 2,7 км/сек.
http://www.manonmoon.ru/book/22.htm
http://www.e-reading.link/chapter.php/66469/122/Shuneiiko_-_Pilotiruemye_polety_na_Lunu.html
http://www.skeptik.net/conspir/levantov.htm
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/trident2/trident2.shtml
Высота подъема стратостата 30 км.  
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article70.htm?reload_coolmenus
http://lifenews.ru/news/103665
http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO.HTM
Леска
0,3 грамма на метр – погонная масса лески, разрывное усилие 10 кг.  500 км лески составит 150 кг.
Удержать 1000 кг требуется 100 нитей. Итого шнур массой 1500 кг. Т.е. полторы тонны лески для удержания тонны.
http://hotline.ua/sport/leska/
Шнур должен сматываться на барабан на земле со скоростью не менее 300 км за 150 сек = 2 км/сек.
На сегодняшний день это не реально.

Кубик

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Да как сказать - если бы удалось создать ТФЯРД тягой 100 т.с., то одноступенчатый носитель на его основе мог бы заменить, если не "Протон", то уж "Зенит" - как минимум.
Ну-ну... :cry:
И бесы веруют... И - трепещут!