СЕКРЕТНЫЙ ДОКЛАД ЮРИЯ ГАГАРИНА

Автор ronatu, 30.11.2008 06:26:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

ronatu

Катастрофы на околоземной орбите

"Гагарин - космическая ложь?". Так называется книга, изданная недавно в Венгрии. Ее автор И.Немене взял на себя смелость утверждать, что Гагарин вовсе не облетел нашу планету 12 апреля 1961 года.

"Восток" поднялся в космос на несколько дней раньше этой даты, пишет Немене. На борту его находился сын известного авиаконструктора летчик-испытатель Владимир Ильюшин. После приземления он выглядел так плохо, что его никоим образом нельзя было демонстрировать миру. В том же году Ильюшин попадает в автомобильную аварию. На роль космонавта N 1 срочно подбирается симпатичный парень с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. Чтобы страшная тайна невзначай не всплыла, и Гагарину вскоре устраивают автомобильную катастрофу. Но Гагарин отделался лишь шрамом на лбу. И тогда из тренировочного полета не вернулся надежнейший самолет МИГ-15 УТИ...

Слухами оброс не только полет Гагарина.

В опубликованной в 1988 году книге "Скрытые советские аварии" американский писатель Д.Оберг приводит еще более впечатляющий список мнимых советских катастроф.

Когда коньяк развязывал язык

В 1957 году при взлете с космодрома Капустин Яр погиб космонавт Лодовский. В том же году погиб Шиборин. Два года спустя смерть настигла космонавта Митькова. В сентябре 1960 года погиб Петр Долгов. В феврале 1961 года западные радиолюбители поймали передачу телеметрии биения человеческого сердца, которая вскоре прекратилась. По одним сообщениям в это время вокруг Земли кружили два советских космонавта, по другим - их было трое: Белоконев, Качур и Грачев. В начале апреля 1961 года трижды планету облетел Владимир Ильюшин, но после "жесткой" посадки он едва выжил. В середине мая 1961 года радиолюбители на Западе поймали слабый зов о помощи, который подавали два советских космонавта. 14 октября 1961 года еще один корабль с экипажем потерялся в просторах Вселенной. В ноябре 1962 года итальянские радиолюбители поймали сигнал "СОС", доносившийся из космоса. И, наконец, в ноябре 1963 года трагически закончилась попытка запустить вторую советскую космонавтку.

В отличие от Немене Оберг, долгое время работавший в НАСА и занимавшийся военными ракетными исследованиями, считает все эти катастрофы абсолютно неправдоподобными.

Его поддерживает и чешский журналист К.Пацнер, который за четверть века командировок на космодромы Советского Союза слышал от наших специалистов немало историй "не для печати", в том числе и подробности гибели экипажей "Союза-1" и "Союза-2", об авариях на космодромах, о трудностях с советской лунной программой. Однако, подчеркивает Пацнер, даже в беседах за полночь, когда вино и коньяк развязывали людям языки, никто и словом не обмолвился о неизвестных трагедиях.

Более того, до 1960 года какие-либо трагедии с космонавтами были невозможны по чисто техническим причинам - у нас не было достаточно мощных ракет, чтобы запустить в космос или даже в суборбитальный полет человека. Однако слухи эти продолжали упорно циркулировать. О них, в частности, сообщают Я.Голованов в книге "Космонавт номер один" и доктор Ч. Шелдон, шеф исследовательского отдела Библиотеки конгресса США, считавшийся одним из самых больших знатоков советской космонавтики на Западе. В своем докладе для членов конгресса, сделанном в 1967 году, Шелдон, в частности, пишет: "До 1967 года ни одна страна не потеряла во время космического полета ни одного экипажа... Рассказы о том, что много русских погибло во Вселенной, тяжело опровергнуть, потому что они так упорны, снабжены именами и датами, даже такой выдающийся информатор, каким был Олег Пеньковский, писал в своих донесениях об этих трудностях..."

"Иван Иванович" с собачкой

Рождению слухов, без сомнения, способствовала атмосфера таинственности, которой были окружены советские космические запуски. "Раз Советы стараются все скрыть, значит им есть что скрывать" - такова была логика досужей молвы. А ведь скрывать-то, собственно, было нечего.

В музее космодрома Байконур мне довелось слышать такую историю. Полету Гагарина предшествовало несколько экспериментальных запусков. Во время одного из них в спускаемом аппарате находился манекен "Иван Иванович", в ногах у него - маленькая собачка. Ракета благополучно стартовала, пронеслась через всю страну и спускаемый аппарат приземлился на Камчатке. Чтобы во время полета "никто из радиолюбителей не заподозрил, что в космос послан человек, манекен был запрограммирован отвечать на обращения с Земли голосом... хора имени Пятницкого. А вот имитацию телеметрии биения человеческого сердца замаскировать никто не догадался. И родился слух: "С орбиты доносилось биение человеческого сердца, а потом затихло".

Кстати, после приземления с кораблем вышел еще один казус. Прилетевший встречать спускаемый аппарат Сергей Королев обнаружил на лапе собачки... наручные часы! Подарок от НЛО? Рассвирепевший Королев начал следствие: "Чьи часы?!." Один из конструкторов сознался, что таким образом, дескать, он хотел выяснить, как поведет себя в условиях невесомости и перегрузки часовой механизм... Версия была шита белыми нитками - просто парню хотелось заполучить уникальный сувенир. Но полет прошел удачно, и главный конструктор на радостях махнул на инцидент рукой...

Земля слукавила, но тормоза не подвели

ТАСС в свое время умолчал о многом из того, что касалось первого полета Гагарина. У меня же уважения к этому человеку, его светлой памяти прибавилось, после того как довелось прочитать бывший некогда секретным доклад. Его сделал Гагарин перед Государственной комиссией на следующий же день после возвращения из полета, 13 апреля 1961 года.

Первая накладка случилась еще на старте, когда Гагарин поднялся на лифте в кабину, занял свое рабочее место. "Затем было проведено закрытие люка, - докладывал космонавт. - Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают вновь открывать. Смотрю: люк сняли. Понял, что-то не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: "Вы не волнуйтесь. Один контакт почему-то не прижался. Все будет нормально..." Были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка".

Сообщение об этой заминке в официальное сообщение, конечно, не попало. А зря. У американцев перенос времени старта воспринимался как нечто само собой разумеющееся, у нас - как чрезвычайное происшествие. Это в конце концов отрицательно сказывалось на безопасности полетов, поскольку вызывало желание скрывать недочеты в работе.

...Вот какая, к примеру, история случилась во время одного из после дующих стартов. Последняя операция перед закрытием люка - выдергивание предохранительной чеки из-под катапультного кресла. К чеке крепится специальный шнур; дернул за него - чека вылетела. Руководитель штатного расчета дернул так, что шнур порвался. А на табло загорелся успокаивающий сигнал: "Чека вышла". Выпускающий задумался: "А что будет, если при катапультировании обрывок веревки за что-нибудь зацепится?.." Поделился своими сомнениями с тогдашним главным конструктором систем спасения Алексеевым. Тот доложил Королеву. Люк вскрыли, задержав старт. Но без разноса, естественно, не обошлось. Теперь уже по другой причине: "Почему сразу не сказали!.."

...Старт и выход "Востока" на орбиту прошли нормально. Грохот, тряска, перегрузки - все это было в пределах допустимого.

Когда корабль вышел на орбиту, неприятности посыпались как из рога изобилия. Улетел куда-то карандаш, нечем стало делать записи в бортжурнале. Связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой. Корабль вращался вокруг продольной оси. Однако "мне сообщили, что корабль идет правильно, что орбита расчетная, что все системы работают нормально".

Земля слукавила. "Восток" вышел на слишком высокую орбиту - порядка 370 километров. Если бы тормозная двигательная установка вдруг отказала (а она на "Востоках" не дублировалась), то при расчетной орбите корабль должен был бы спуститься на Землю за счет естественного торможения в верхних слоях атмосферы через 10 суток. На этот срок и рассчитывались все запасы. Просчитав гагаринскую орбиту, баллистики схватились за головы - корабль мог остаться в космосе на 50 суток...

Однако установка не подвела, работала точно 40 секунд, как и требовалось. "В этот период произошло следующее, - докладывал космонавт. - Как только выключилась тормозная двигательная установка, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться с большой скоростью. Земля проходила у меня во "взоре" (обзорный иллюминатор. -С.З.) сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова - ноги, голова - ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось..."

Первому космонавту на "Востоке" повезло. При схожих обстоятельствах, насколько мне известно, погиб впоследствии космонавт Владимир Комаров на первом "Союзе".

"Я ждал разделения, - продолжает Гагарин свой доклад. - Я знал, что по расчету это должно произойти через 10-12 секунд после включения ТДУ... По моим ощущениям времени прошло больше, чем следовало, но разделения все не было..."

Приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком проводов со спускаемым аппаратом, поволокся за ним и отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере.

"Прошло минуты две, а разделения по-прежнему нет. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет. Значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шум поэтому не стал поднимать. По телефону доложил, что разделения не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал команду "ВН4", что означало "все нормально".

Злополучный отсек наконец отстал, до потемнения в глазах космонавта вдавило в кресло посадочными перегрузками, потом отпустило -корабль вошел в плотные слои атмосферы.

По программе космонавт должен был катапультироваться со своим креслом на высоте 7 километров над Землей, дальше спускаться на собственном парашюте. "Произошло это быстро, хорошо, мягко. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка и ввелся в действие стабилизирующий парашют".

Срабатывание дополнительного заряда и ввод стабилизирующего парашюта необходимы для того, чтобы увести космонавта подальше от спускаемого аппарата, чтобы не перепутались парашюты, чтобы он не столкнулся с аппаратом при приземлении.

Потом сработал основной парашют, отцепилось и ушло вниз кресло, Гагарин стал плавно спускаться. "Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь я в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют. Раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца...". Опять не слава богу. Но все обошлось: "Тут слой облачков был. В облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют".

Последующие события известны. Гагарин приземлился на вспаханное поде неподалеку от Саратова и с удивлением узнал от встретивших его людей, что по радио говорят о полете майора Гагарина. Ведь садился в кабину он старшим лейтенантом. По существовавшим тогда правилам Международной авиационной федерации рекорды фиксировались лишь в том случае, когда пилот до конца, до посадки, находился в кабине. Спортивного комиссара (по соображениям секретности, конечно же, советского гражданина) заставили пойти на подлог, вписать в свой отчет расплывчатую фразу, из которой вроде бы следовало, что приземление произошло в кабине. Неужто без этого значимость полета стала бы менее весомой?.. г

Не хватило двух секунд

Побывав в космосе один раз, став при жизни легендой, Гагарин тем не менее хотел слетать еще. Не многие знают, что он был дублером Комарова, а когда произошла авария на корабле, рвался к нему на выручку...

Юрии Гагарин готовился ко второму космическому полету. В программу подготовки в то время входили и полеты на самолетах. 27 марта 1968 года летчик-инструктор Владимир Серегин и Юрий Гагарин заняли свои места в кабине двухместного учебно-тренировочного самолета МИГ-15УТИ.

В 10.19 Гагарин поднял самолет в воздух. В 10.30, закончив упражнение в зоне, Гагарин доложил руководителю полетов и попросил разрешения взять курс 320 (на возвращение). После этого радиообмен с землей прекратился. Через минуту произошла катастрофа - самолет на большой скорости врезался в землю.

Мне довелось слышать достаточно много версий этой авиакатастрофы. Большая часть их не соответствует действительности. Из доклада специальной комиссии следует, что "пожара и взрыва на самолете в полете не было". "Двигатель в момент столкновения с землей работал". "Попытка катапультироваться летчиками не предпринималась".

Также отмечено, что радиостанция, электросистема самолета и многие другие приборы были, скорее всего, в полной исправности. Содержание в крови и останках летчиков тяжелых металлов, барбитуратов, алкалоидов, этилового и метилового алкоголя не выявлено (то есть отпадает версия с отравлением). Содержание в мышечных тканях углеводов, гликогена и молочной кислоты было в пределах нормы (то есть пилоты были вполне здоровыми).

Наиболее убедительную версию приводят в своей публикации доктор технических наук С. Белоцерковскии и летчик-космонавт Алексеи Леонов.

Полет в тот день проходил между двумя слоями облачности: землю пилоты не видели. "Доложив руководителю полетов о завершении упражнений и получив разрешение на возвращение, Гагарин после нисходящей спирали стал сразу же выполнять разворот. Обычно при таком маневре происходит постепенное нарастание перегрузки, углов атаки и крена".

При входе в облачность самолет, скорее всего, попал в зону атмосферной нестабильности, что привело к "сваливанию" на крыло.

Самолет вывалился из облачности на высоте 500-600 метров в положении отвесного пикирования при работающем двигателе. Мгновенно оценив ситуацию, пилоты попытались вывести самолет из пикирования, но им не хватило 250 - 300 метров высоты или двух секунд полета. МИГ врезался в землю под углом около 50 градусов со скоростью 190 метров в секунду...

***

http://www.proxfiles.ru/index.php?categoryid=3&p2_articleid=100
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Leroy

Довольно старый материал.  :roll:

ЧСВ

ЦитироватьДовольно старый материал.  :roll:
Если не ошибаюсь, все это появилось еще в конце 80-х годов прошлого века. Книгу этого дуралея из Венгрии я точно помню. Полнейшая чепуха.
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Petrovich

СЕКРЕТНЫЙ ДОКЛАД  ГАГАРИНА - под этим названием был
показан и док.фильм по 1 кан. 12 апреля в 98-99г.(точно не помню)
Там использовалась фонограмма этого доклада, и еслиб не
ведущая со своими комментариями ,,для дебилов,, , то
с видеорядом очень даже ничего. Где то записано на VHS,
надо поискать, пересмотреть :wink:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Petrovich

Поискал по Сети...
Аудиоверсии не нашел :cry:
Текстовые версии тоже отличаются друг от друга, поскольку две из них
с комментариями...
http://www.rtc.ru/encyk/publish/art_040316_06.shtml
http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2003.9.0309_05
http://his95.narod.ru/doc08/35.htm
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Евгений Румянцев

ЦитироватьВ своем докладе для членов конгресса, сделанном в 1967 году, Шелдон, в частности, пишет: "До 1967 года ни одна страна не потеряла во время космического полета ни одного экипажа... Рассказы о том, что много русских погибло во Вселенной, тяжело опровергнуть, потому что они так упорны, снабжены именами и датами, даже такой выдающийся информатор, каким был Олег Пеньковский, писал в своих донесениях об этих трудностях..."

Опровергаются и очень легко.
Простите за "баян" вот ссылки на эту тему.

Статья Оберга.

http://www.senav.net/2008/05/30/dzh_oberg_tajjnye_sovetskie_katastrofy.html

Статья в "КП"
http://www.kp.ru/daily/23542/41928/

В слухах у Оберга упоминается некто Владимир Завадовский.
Хочу заметить, не Владимир Завадовский, а Заводовский Геннадий Васильевич.
Он хоть и имел отношение к космонавтике, но был инженером испытателем в Институте Авиационной и космической медицины.
Более того, в октябре я нашёл его могилу.
Похоронен он на подмосковном кладбище "Ракитки"

http://www.space-memorial.narod.ru/tests/zavodovsky.htm

fireland

Эти всё штуки из того же раздела что "американцы не были на Луне". Это всё пишется личностями далёкими от космонавтики, которым место в бульварных газетах. Серьёзно к этому относиться нельзя.

hlynin

Хм. нельзя...
Понятно, что чушь.
Но у меня за год перебывало тьма народа (дом построить с нуля - непросто!), от простых работяг до начальников фирм, видели мою библиотеку, разговор заходил о космонавтике - и вопрос -  были ли американцы на Луне решался не в пользу американцев. Абсолютно всеми. В лучшем случае - большое сомнение. Ну и заодно все эти мифы про Гагарина, Комарова и даже шутка Лукашевича про полёт "Байкала" трактуется весьма серьёзно.
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

К.А.


ronatu

"Никто не исключал, что Гагарин мог не вернуться"


Cергей Хрущев, сын советского лидера Никиты Хрущева, на протяжении 10 лет работал в конструкторском бюро Владимира Челомея. Он участвовал в разработке крылатых и баллистических ракет, а также принимал участие в создании спутника и ракеты-носителя "Протон".
С 1968 года на протяжении четверти века работал в Институте электронных управляющих машин сначала начальником отдела, а затем заместителем генерального директора.

С 1991 года Сергей Хрущев живет в США. Он преподает в Браунском университете. Написал книги об отце "Пенсионер союзного значения" и "Рождение сверхдержавы". В Москве бывает нечасто.

В интервью корреспонденту Русской службы Би-би-си Анастасии Успенской Сергей Хрущев поделился воспоминаниями о 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел первый человек.

С. Хрущев: О том, что в этот день запустят [Юрия] Гагарина, публика естественно не знала. В Советском Союзе не объявляли заранее о космических запусках, потому что всегда есть вероятность, что это не произойдет вовремя и вообще может что-то случиться. Поэтому знали об этом только те, кто с этим был связан. Я не был связан непосредственно, но обо всем знал, поскольку в то время работал в другом конструкторском бюро под руководством главного конструктора ракетно-космических систем Владимира Николаевича Челомея.

В тот день я пришел на работу, и мы все знали и ждали, что сегодня команда Королева запустит в космос человека. Конечно, мы немножко ревновали к [Сергею] Королеву, потому что всем хотелось быть пусть и "секретным" главным конструктором, но зато таким, о котором пишут. Шла минута за минутой, час за часом. Мы все перезванивались и ждали информации от военных, которые должны были сообщить, что это свершилось. Наконец мы узнали о том, что его запустили, но мы еще не знали, что Гагарин успешно спустился.

Би-би-си: А как этот день начался для вашего отца?

С.Х.: В день запуска мой отец, Никита Сергеевич Хрущев, находился за пределами Москвы. Он был в государственной резиденции в Пицунде и готовился к докладу, потому что через некоторое время должен был состояться XXII съезд партии. Он уехал в Пицунду с группой помощников, которым диктовал речь своего выступления. Надо сказать, что он вообще все свои речи писал сам, а потом надиктовывал.

Так вот, 12 апреля 1961 года мой отец был в Абхазии и готовился к Съезду. Как рассказал мне потом муж моей сестры Алексей Аджубей [в то время главный редактор "Известий"], который тоже входил в эту группу, работа у них не шла. Хрущев все нервничал и смотрел на телефон, потому что обычно после каждого запуска ему звонил главный конструктор и бодрым или, наоборот, упавшим голосом докладывал: "Товарищ Хрущев, это был успех!" или "Это было фиаско".

Он с нетерпением ждал доклада о Гагарине, и вот наконец Королев позвонил. Отец не попросил никого выйти. Королев сказал ему, что в эти минуты начался спуск, а Хрущев кричал в трубку: "Только скажите, жив он? Жив?". У Королева не было немедленного ответа на этот вопрос. Никто не знал, как поведет себя человек в космосе, не сойдет ли он с ума.

Еще через некоторое время Хрущеву пришла информация о том, что Гагарин спустился на парашюте. Все обрадовались, но никто не знал, как его встречать.

Би-би-cи: А разве встреча первого космонавта не была запланирована заранее?

С.Х.: Нет. Собственно говоря, встречу Гагарина целиком придумал Никита Сергеевич. Все думали, ну привезут его сюда [в Москву], ну дадут какую-нибудь награду, орден Ленина, например, ну и все. А Никита Сергеевич считал иначе. Он считал, что произошло грандиозное событие, которое надо отметить соответствующим образом.

Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: "Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании". Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: "Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте". Малиновский долго не соглашался, но Хрущев настоял на своем, и в этот же день Гагарин стал майором.

Перед вылетом из Пицунды в Москву Хрущев позвонил в Кремль и сказал, чтобы они там подготовили Гагарину достойную встречу.

Би-би-си: И Кремль постарался?

С.Х.: По плану Хрущева Гагарин должен был прилететь в Москву в сопровождении истребителей. Все правительство должно было встречать его на Внуковском аэродроме. Затем его должны были провезти в открытом лимузине по Ленинскому проспекту, где бы его встречали люди. Потом митинг на Красной площади, большой прием в Кремле, награждение и так далее.

Однако этот план был встречен правительством не очень дружелюбно. Многие говорили, что такая роскошь не соответствует событию. Кроме Хрущева и еще некоторых человек, далеко не все понимали важность этого события.

Он вернулся в Москву и настоял, чтобы встреча прошла по его плану. И уже эту встречу многие видели по телевизору. Гагарин шел по красной дорожке...

Би-би-си: И у него развязался шнурок...


С.Х.: А вот и нет. На самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге.

Он подошел к членам правительства, они расцеловались. Гагарину вручили цветы и он сел в открытый ЗИЛ. Хрущев не хотел садиться в ту же машину и отвлекать на себя внимание. Он сказал Юре: "Это твой праздник, а не мой", но Гагарин рукой втащил Хрущева в ЗИЛ. Так они и поехали: Гагарин, стоя в ЗИЛе, как генералы, принимающие парад, а Хрущев сидел сзади. Если сейчас вы посмотрите кадры, то Хрущев там еле угадывается на заднем сиденье.

И это получился праздник, сравнимый с Днем Победы. Был солнечный день, тепло. Многие сидели на крышах. Вышли студенты-медики и кричали: "Юра, даешь космос!" и "Все там будем!" В общем, такое забыть нельзя.

Затем все приехали в Георгиевский зал Кремля, и там был прием. Брежнев, который тогда был председателем президиума Верховного совета, привинтил Гагарину геройскую Звезду, естественно его расцеловал. Для Гагарина учредили специальное звание летчик-космонавт, которое впоследствии давали всем. Его придумали буквально за день.

Би-би-си: А чем потчевали в Кремле героя?

С.Х.: Это было огромное торжество. Все конструкторы тоже были там. Их не называли, но все присутствующие знали, кто есть кто. Я тоже был на этом приеме.

Водкой нас не поили. Было много грузинских вин. Вообще приемы тогда не были такими шикарными, как сейчас. К тому же Хрущев после одного случая стал очень экономным человеком. Когда наше общество стало более открытым, приемы стали заваливать всякой дорогой едой, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами. И однажды Хрущев увидел, как жена одного американского дипломата ссыпала в сумку конфеты и прочее. Никита Сергеевич сделал выговор протоколу, сказав, что ни иностранные посольства в Москве и никто заграницей не разгоняется на такие большие приемы. Там, сказал Хрущев, после приема приходится еще ехать куда-нибудь, чтобы пообедать. Поэтому и прием в честь Гагарина был, в общем-то, скромным.

Би-би-си: После приема вы поехали с отцом домой? Как он вел себя?

С.Х.: Вы знаете, он был очень возбужденным и счастливым. Дома он ходил взад-вперед и все спрашивал нас: "Неужели свершилось?". Допоздна рассуждал о том, что мы еще раз доказали превосходство над американцами - и первый спутник наш, и первый человек в космосе тоже наш. Ну и уставшим он был очень. Это же было уже 14 апреля. Два дня стресса и нервов.

Би-би-си: С Гагариным понятно: повысили в звании, встретили, повезли... А как отметили Сергея Королева? Он участвовал в чествованиях?

С.Х.: После этого полета было огромное награждение. По-моему, наградили девять тысяч человек за участие в подготовке запуска, а также за разработку различных баллистических ракет. Королев получил вторую Звезду Героя социалистического труда.

Би-би-си: А был у правительства план на случай, если бы Гагарин не вернулся живым?

С.Х.: Конечно риск был очень велик. Никто не исключал вероятности того, что Гагарин мог не вернуться. Безусловно, скрывать от публики не стали бы. Провели бы траурные мероприятия. Но подробного плана на этот счет не было.

Би-би-си: Гагарин бывал у вас дома?

С.Х.: Дома не бывал, но мы часто встречались с ним в разных гостях или на официальных мероприятиях. Я много общался и с ним, и с Терешковой. А дома у нас бывали Королев, Челомей, Янгель, Пилюгин.

Они часто приезжали к Хрущеву на дачу в Крым. Как только узнавали, что Хрущев едет отдыхать, тут же покупали путевки в санаторий в Ливадии. Знали, что там он их обязательно примет. Хотя каждый из них знал прямой телефон отца и мог в любое время с ним связаться. Но в Москве приходилось ждать очереди на прием. Он любил встречаться с ними в неформальной обстановке.

Би-би-си: А где вас застала весть о гибели Гагарина?

С.Х.: Это был 1967-й год. Отец тогда находился на даче в Петрово-Дальнем. Он был отставлен от власти и диктовал свои мемуары. В последствии дачу тоже снесли, чтобы поменьше оставлять памяти об отце. Когда я позднее расшифровывал его мемуары, то в них была пауза. Было написано, что Хрущев прервал диктовку и сказал: "Сейчас пришла ужасная весть, погиб Гагарин". А я был на работе, в конструкторском бюро. Нам сразу позвонили. Потом было много спекуляций по поводу его гибели. Я продолжаю придерживаться мнения летчика-испытателя Степана Микояна, что это была техническая авария. Они запутались в облаках и свалились в "штопор".

Другое дело, что они, вероятно, могли спастись. Проблема заключалась в том, что по правилам первым должен был катапультироваться инструктор, летчик Серегин, а уж потом Гагарин. Но Серегин, видимо, боялся катапультироваться прежде Гагарина, рассуждая, что, если он выживет, а первый космонавт планеты разобьется, как он потом будет с этим жить. А на споры и разбирательства у них просто не хватило высоты.

Би-би-си: Вам не обидно сейчас, что вы не имели прямого отношения к запуску Гагарина? Почему вы не работали у Королева, ведь наверняка ваш отец мог это устроить?

С.Х.: Всю жизнь я хотел быть моряком и даже пытался поступить в училище Дзержинского, но меня не приняли, потому что я носил очки. Я окончил Энергетический институт, стал инженером-электромехаником. При распределении выяснилось, что есть возможность уйти в КБ Челомея и делать крылатые ракеты для подводных лодок. Естественно, я пошел туда. Это конструкторское бюро во многих отношениях было даже лучше, чем бюро Королева. Сергей Павлович однажды позвал меня к себе, но мой переход не состоялся. В общем, так жизнь сложилась.

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7015000/7015537.stm
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Leroy

ЦитироватьОн начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: "Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании". Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: "Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте". Малиновский долго не соглашался, но Хрущев настоял на своем, и в этот же день Гагарин стал майором.
Пусть объяснят знатоки. Сообщение ТАСС о полете Гагарина было передано еще до посадки. И тогда уже прозвучало: "...летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич". По этому же рассказу получается, что Хрущев уговаривал Малиновского по поводу звания уже когда узнал, что Гагарин благополучно приземлился.

hlynin

Без сомнения, С.Хрущёв домысливает. Если этот разговор и состоялся (сомневаюсь), то за несколько дней до полёта. Гагарин о звании не знал точно.
Вообще весь рассказ - типичное стариковское воспоминание с почёсыванием темечка и выдумыванием драматических подробностей вместо забытых. Скажем, "не сойдёт ли с ума". Человек уже на посадку пошёл - со связью и без малейших признаков сумасшедствия, которое и без того исключалось на 99.9% всеми врачами, а "никто не знал, н знали, что сказать..."
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

hlynin

Тут ещё и перевод неточный возможно, либо перевирание слов в интервью. Про гибель Гагарина  - вообще детский сад какой-то.
"техническая ошибка - запутались в облаках"
Серёгин нарушает инструкцию по катапультированию (и тем самым обрекает на гибель Гагарина, который её блюдёт). Какое там выяснение отношений в штопоре?! (которого не было)
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

Leroy

Один пожилой знаток космонавтики поведал мне, что еще накануне полета решение о присвоении звания "через ступень" было проведено через Председателя Президиума Верховного Совета СССР.  :shock:  Никогда ничего такого не слышал.

Petrovich

ЦитироватьС.Х.: Это был 1967-й год.
:shock:
Только одно это вызывает сомнение в остальном...
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

ОАЯ

http://nauka.relis.ru/10/0104/10104029.htm
- Сергей Павлович, тридцать секунд назад закончили установку крышки люка. Приступаем к проверке герметичности.
- Правильно ли установлена крышка? Нет ли перекосов?
- Нет, Сергей Павлович. Все нормально...
- Вот в том-то и дело, что не нормально! Нет сигнала КП-3!
Я похолодел. КП-3 - это специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о ее нормальном закрытии.
...
Смотрю на кронштейн этого самого КП-3. Все на месте. Так, на всякий случай переместили его чуть-чуть. Я подумал: наверное, это наши колдуны - пультовики там, в бункере, проморгали, не заметили, загорелась или нет нужная лампочка. Так оно и было, но в этом они признались гораздо позже.
...
Из динамика - торжественный голос Левитана:
"12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор...
...
(и уже потом) - Пролетает над Африкой!!!
т.е. присвоение звания было заранее подготовлено.

ronatu

Кто обрезал стропы парашюта Гагарина. Часть 1
40 лет назад погиб первый космонавт планеты. Заключение комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, до сих пор не обнародовано
Александр МИЛКУС, Фото из архивов Нины ШАБАЛИНОЙ и «КП» — 26.03.2008

 
Каждые пять лет, что называется - «к дате», я беру интервью у космонавтов, инженеров, летчиков, участвовавших в расследовании катастрофы 27 марта 1968 года УТИ (учебно-тренировочного истребителя) МиГ-15, когда погибли Юрий Гагарин и Владимир Серегин. И всякий раз мне рассказывают СВОЮ, личную версию трагедии. Странно... Была же Правительственная комиссия! Было уникальное, тщательнейшее расследование! Сотни профессионалов бросили на то, чтобы установить причину смерти самого любимого и самого знаменитого человека в мире! И что? Молчок...
 
Почему выводы этой комиссии до сих пор засекречены? Почему единственным официальным документом о гибели Гагарина и Серегина остается некролог: «...В результате катастрофы при выполнении тренировочного полета...», подписанный Политбюро ЦК КПСС? Да и в нем нет ни слова о причинах смерти пилотов...
 
Что же произошло в тот страшный мартовский день? Что случилось с опытными летчиками, управлявшими хорошо знакомой машиной?
 
Во многом эта, нынешняя публикация опирается на материалы, которые последние восемь лет собирал Игорь Иванович Кузнецов. В 1968-м он - 33-летний майор, специалист по авиационному оборудованию 13-го НИИ Министерства обороны (этот институт на то время обладал новейшими методиками расследования авиапроисшествий), работал в инженерной подкомиссии, занимавшейся «делом Гагарина и Серегина». Спустя годы Кузнецов вернулся к таинственной трагедии уже с новыми знаниями о поведении людей и техники в экстремальных, аварийных ситуациях.
 
Лес вытоптали в радиусе 3 км
 
Но сначала о самой комиссии 1968 года, чье заключение мы так и не узнали. Как бы то ни было - все нынешние версии и слухи строятся на ее материалах и рассказах специалистов, участвовавших в том или ином исследовании. Итак, «Правительственная комиссия по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза полковника Ю. А. Гагарина и Героя Советского Союза инженер-полковника В. С. Серегина» решением ЦК КПСС была создана на следующий день - 28 марта. В ее составе - четыре подкомиссии:
 
по изучению летной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полетов 27 марта (летная подкомиссия),
 
по изучению и анализу материальной части самолета УТИ МиГ-15 (инженерная подкомиссия),
 
по оценке состояния летчиков до и во время полета, официального опознания погибших (медицинская подкомиссия),
 
подкомиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта, злого умысла недоброжелателей.
 
Во всех подкомиссиях народ буквально рыл носом землю.
 
Представьте себе, густой лес под Киржачом. Конец холодного марта. Снег по пояс. Шестиметровая воронка.
 
Удар был такой силы, что пятитонный самолет разлетелся вдребезги, будто хрустальную вазу грохнули о бетонный пол. Детали УТИ МиГ-15 залиты топливом, перемешаны со снегом и землей. Солдаты раз за разом прочесывают лес. В восточном, южном и западном направлениях - до 5 км от воронки, в северном, откуда подлетал самолет, - до 12 км. К середине апреля в радиусе 3 км начисто вытоптана молодая трава.
 
Там, где упал самолет, грунт просеивают мелким ситом. Фантастика: удалось собрать больше 90 процентов того, что осталось от истребителя. (Обычно разыскивают процентов 40. 60 процентов - уже невероятная удача!)
 
Место катастрофы нашли не сразу. С воздуха пытались углядеть белые купола парашютов катапультировавшихся летчиков. А их не было. Воронку обнаружили в густом лесу. Спустя шесть часов вокруг места трагедии выставили оцепление. Первые специалисты, которые 28 марта осмотрели место падения самолета, были в шоке: парашютов у экипажа вообще не было! Стропы не оборваны, а аккуратно обрезаны...

http://kp.ru/daily/24070/308344/
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Leroy

ЦитироватьКто обрезал стропы парашюта Гагарина. Часть 1
40 лет назад погиб первый космонавт планеты. Заключение комиссии, расследовавшей авиакатастрофу, до сих пор не обнародовано
Александр МИЛКУС, Фото из архивов Нины ШАБАЛИНОЙ и «КП» — 26.03.2008
Признаться, как увидел фамилию автора, так читать расхотелось...  :(

Petrovich

Это уже напоминает обсуждение конспирологами ,,лунной аферы,,
США с такими же бредовыми ,,фактами,,  :twisted:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

vaitek

Напишите еще одно объявление в начале раздела рядом с американцами, которые летали на Луну: "Гагарин - первый космонавт Земли". Или как-то так...