• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

ЛУНА. Освоение Луны. Лунная гонка.

Автор Inti, 03.06.2024 02:17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Экипаж Artemis II прошел тренировки на корабле Orion для облета Луны



Экипаж Artemis II прошел трехдневные наземные тренировки на «Орионе». Именно на этом космическом корабле астронавтам предстоит совершить пилотируемый облет Луны в апреле 2026 года, если сроки экспедиции не будут изменены. Подготовка к миссии прошла в Космическом центре имени Кеннеди: экипаж ознакомили с потенциальными нештатными ситуациями, которые могут возникнуть во время предстоящего полета.
В экипаж корабля «Орион», который должен будет облететь Луну в рамках экспедиции Artemis II, входят астронавты NASA Рид Уайзман, Виктор Гловер и Кристина Кох, а также астронавт Канадского космического агентства (CSA) Джереми Хансен. На прошлой неделе, 31 июля, они начали многодневные тренировки на борту космического судна: подготовка проходит на базе Космического центра имени Кеннеди во Флориде.
Для максимально точных тренировок была подготовлена полностью полетная конфигурация «Ориона». Все началось с имитации дня запуска: экипажу нужно было выполнить ряд предстартовых операций. Астронавты облачились в скафандры и взошли на борт корабля: все системы, включая оборудование для поддержания жизнеобеспечения, были подключены. Также экипаж проверил связь и герметичность спецкостюмов.
После этого для астронавтов смоделировали несколько ситуаций, чтобы они могли получить больше опыта по управлению «Орионом». Так, в частности, им нужно было решить такие проблемы, как утечка воздуха и отказ вентилятора системы регенерации атмосферы, предназначенной для подачи кислорода и удаления углекислого газа. Оценивалось, насколько точно и быстро экипаж принимает решения.
Между тем инженеры протестировали совместимость различных систем корабля, их работу в различных конфигурациях и влияние друг на друга. Это позволит им внести в случае необходимости какие-то изменения еще до старта.
Также экипаж Artemis II провел тренировки без скафандров с выключенным кораблем. Астронавты тренировались снимать и перемещать некоторые элементы интерьера, что в будущем пригодится для перевода «Ориона» из взлетного в крейсерский режим и обратно. Кроме того, они вновь ознакомились с устройством корабля — это поможет им лучше ориентироваться при возникновении нештатных ситуаций.
Еще в программе тренировок — подготовка к непосредственному нахождению в космосе. Уайзман, Гловер, Кох и Хансен изучали надписи на кабине, правила сна, контрольные списки и отсек для гигиены. «Наши операционные и проектные команды проделали огромный объем работы, чтобы убедиться, что мы готовы к запуску. Они тщательно спланировали каждую операцию, идеально рассчитав время, и теперь мы проверяем, все ли готово», — подчеркнул руководитель программы наземных систем исследования NASA Шон Куинн.
Исполняющий обязанности главы NASA Шон Даффи в свою очередь отметил: «Каждый этап кампании "Артемида" приближает нас к возвращению американцев на Луну и дальнейшему продвижению к Марсу». По его словам, астронавты Artemis II совершат облет Луны примерно через шесть месяцев. Ранее сообщалось, что экспедиция запланирована на апрель 2026 года.
После прихода Дональда Трампа к власти в США над лунной программой «Артемида» сгустились тучи. Еще во время инаугурации президент заявил, что намерен отправить на Марс американских астронавтов, которые водрузят на Красной планете звездно-полосатый флаг. Его предвыборную кампанию спонсировал Илон Маск — основатель компании SpaceX, который давно грезит мечтой об отправке Starship к Марсу. Учитывая влияние, которое Маск оказывал на своего близкого друга, некоторые эксперты были убеждены, что при правлении Трампа реализация «Артемиды» отойдет на второй план.
Появились слухи, что администрация нового президента откажется от двух ключевых проектов программы — дорогостоящей ракеты SLS и космического корабля «Орион». Критиковал «Артемиду» в ее нынешнем виде и Маск, отмечая ее неэффективность: по мнению бизнесмена, программа направлена на максимизацию вовсе не результатов, а рабочих мест.
В конце февраля агентство покинули руководители «Артемиды» — куратор, глава по закупкам, финансовый и ИТ директора, фактически составлявшие «сердце» проекта. И все это происходило на фоне бурного обсуждения бюджета NASA на 2026 финансовый год. Трамповский проект предлагал свернуть проекты SLS и «Ориона» после Artemis III, которая подразумевает первую высадку астронавтов на Луне со времен «Аполлона-11» в 1972 году.
Однако Конгресс, рассматривавший предварительный текст законопроекта бюджета, выступил за то, чтобы выделить около $10 млрд на пилотируемую программу, включая разработку еще двух ракет SLS — то есть для миссий Artemis IV и Artemis V. Примерно в то же самое время NASA и один из его главных подрядчиков по «Артемиде» — Northrop Grumman — тестировали двигатели для ракеты SLS. Не все тесты прошли успешно, один из них завершился красочным взрывом.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Проекты
Китай испытал корабль для высадки экипажа на Луну
8 августа 2025 года, 13:44
IAuthor avatarРита Титянечко
Китай на шаг приблизился к полету человека на Луну. Специалисты успешно провели комплексные испытания взлета и посадки двухместного корабля «Ланьюэ», сообщили в Управлении программы пилотируемых космических полетов (CMSA). Он будет играть ключевую роль в высадке экипажа КНР на поверхность естественного спутника Земли, запланированной на 2030 год.
Испытания завершились 6 августа на полигоне в провинции Хэбэй на севере Китая. По данным CMSA, это был первый случай, когда Пекин провел испытания по взлету и посадке космического корабля, предназначенного для высадки экипажа за пределами Земли. Такие проверки позволяют оценить характеристики транспортного средства при различных сценариях — от старта до прилунения и отправки обратно на Землю.
В ходе тестов двигатели «Ланьюэ» были запущены, имитируя посадку на Луну и последующий взлет. «Во время испытаний были проверены система посадки и взлета посадочного модуля, план управления, связь и совместимость интерфейсов между подсистемами, включая систему наведения, навигационный контроль и двигательную установку», — рассказал Хуан Чжэнь из Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) телеканалу CCTV.
1 / 3











«Ланьюэ» (с китайского — «обнимающий Луну») — это пилотируемый посадочно-взлетный корабль, который разрабатывается для первого полета китайского экипажа на естественный спутник Земли, запланированного до 2030 года. Он сможет доставить на поверхность двух астронавтов, а также дополнительную нагрузку — луноход и научные инструменты. Корабль оснащен несколькими двигателями, в том числе резервными. В случае отказа одного из них включатся оставшиеся, чтобы отправить астронавтов сначала обратно на окололунную орбиту, а затем — на Землю.
«Для пилотируемых космических полетов мы должны обеспечить комфортную и плавную посадку для астронавтов, что требует высоких стандартов амортизации посадочного модуля. Он оснащен четырьмя опорами, которые предназначены для обеспечения этих целей», — сказал Хуан Чжэнь. 
Представитель агентства признался, что проектирование такого корабля — сложная задача. Одной из главных целей для инженеров стало сокращение массы космического транспортного средства. «Каждый элемент веса должен играть определенную роль в выполнении нескольких функций, поэтому мы должны добиться максимального интегрированного дизайна и легкой конструкции. Мы использовали все возможные методы для минимизации веса, достигая самых сложных конструктивных целей при наименьшем стартовом весе», — сказал Хуан Чжэнь.
Для отправки китайских экипажей на Луну также создается перелетный корабль «Мэнчжоу» («Корабль мечты»). Он будет отвечать за доставку астронавтов на окололунную орбиту и возвращение их на Землю. В июне CMSA успешно испытало систему аварийного спасения «Мэнчжоу».
Выйдя на орбиту, «Мэнчжоу» состыкуется с уже находящимся там «Ланьюэ», и двое космонавтов войдут внутрь, чтобы спуститься на лунную поверхность. Они будут исследовать местность с помощью 200-килограммового негерметичного лунохода, а после окончания работы вернутся в посадочно-взлетный корабль, прибудут на окололунную орбиту и снова состыкуются с «Мэнчжоу», внутри которого их будет ждать третий член экипажа. Затем «Корабль мечты» вернет китайских космонавтов на Землю.
Как устроены китайские лунные корабли и какая ракета запустит их в космос? В планах КНР по высадке на Луну разобрался эксперт в области ракетно-космической техники Игорь Афанасьев.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Твёрдо стою на пути исправления

Павел73

Самое дорогое и интересное дерьмо в истории!  ;D

https://dzen.ru/a/aJjMsLOUSC_OxC6-
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

АниКей

Дмитрий Скрипач
Дмитрий Скрипач
12 августа, 07:05

Запуск российской станции «Луны-27» состоится позже запланированного
Научный руководитель Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый сообщил о переносе сроков российской лунной программы.

Проект космического аппарата «Луна-27» / © АО «НПО Лавочкина»
Проект космического аппарата «Луна-27» / © АО «НПО Лавочкина»
По словам ученого, запуск межпланетной станции «Луна-27А» перенесли с 2028 на 2029 год, а «Луна-27Б» планируют отправить в 2030-м. Аппараты будут работать на противоположных полюсах Луны — один на Северном, другой на Южном, что даст возможность России не «бежать за толпой» (США, Китай, Индия) к Южному полюсу, а выбрать собственную нишу, которой может стать исследование Северного полюса естественного спутника Земли. Однако в какой последовательности, пока не решено
Первоначальный график предполагал старт «Луны-26» — в 2027-м, «Луны-27» в 2028 году, а «Луны-28» — не ранее 2030-го.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Стратегическое преимущество: где России строить лунную базу



Внимание военных и ученых мира приковано к Южному полюсу Луны: там все хотят высаживаться и строить лунные базы. И только Россия смотрит на север. Почему? Об этом Pro Космос спросил заведующего лабораторией геохимии Луны и планет Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН Евгения Слюту.
Северный или Южный полюс Луны: что исследовать
— Ведущие космические державы бьются за Южный полюс Луны. Нужно ли осваивать Северный и чем полюса отличаются друг от друга?
— Северный и Южный полюса Луны очень разные. Рельеф Северного полюса со стороны видимого полушария плоский, с небольшими перепадами высот, и только на обратной стороне появляются крупные и глубокие ударные структуры. Южный полюс же располагается на валу крупнейшей и древнейшей ударной структуры на Луне диаметром около 2000 километров, называемой бассейн Южный Полюс — Эйткен. Поэтому рельеф на Южном полюсе со стороны видимого полушария гораздо более разнообразный: он представлен высокой пересеченной горной возвышенностью со значительными перепадами высот.
Сам бассейн располагается на обратной стороне. Благодаря этой ударной структуре геология и геохимия Южного полюса значительно отличаются от Северного полюса. Например, на дне ударного бассейна по данным спектральной съемки предполагаются выходы на поверхность пород верхней мантии Луны. Все познается в сравнении. Это различие и привлекает ученых, именно поэтому важно исследовать оба полюса Луны.

Ольга Мерзлякова/«Научная Россия»
Еще одна важная причина заключается в необходимом размещении научной аппаратуры на разных полюсах, например, автономной геофизической научной станции для долговременного мониторинга, куда входят сейсмометр (прибор, который измеряет сейсмические колебания на поверхности Луны, в том числе лунные толчки и фоновые колебания — прим. ред.), гравиметр (прибор для оценки локальной силы тяжести на лунной поверхности — прим. ред.) и другие приборы. Размещение астрономического и астрофизического оборудования на обоих полюсах позволит наблюдать всю небесную сферу и многое другое.
Какую угрозу лунотрясения несут будущим лунным базам
Как выбрать идеальное место для лунной базы: критерии
— Планируется, что Россия отправит к спутнику Земли две «Луны-27». Одна из них совершит посадку около Южного полюса, а вторая — вблизи Северного. В будущем в районе посадки этих аппаратов могут разместить лунные станции. Почему базы стремятся строить именно вблизи полюсов?
— Согласно новой национальной космической программе, первая «Луна-27» планируется в 2029 году, а вторая — через два года. Первая с высокой степенью вероятности сядет на Южном полюсе, поскольку с этой целью и проектировалась, а вторая, возможно, — на Северном. Разные траектории полета и разные места посадок — это другая масса, другое количество топлива и разные программы, а это, по сути, уже два разных аппарата.

NASA/JPL/USGSЮжный полюс Луны
Из-за малого наклона оси Луны — около 1,5° — на полюсах Солнце светит по касательной, и степень освещенности, видимость Земли и температура поверхности определяются рельефом. На некоторых участках степень освещенности (продолжительность лунного дня) достигает 80-89%. Такие участки называются вершинами вечного света. А в постоянно затененных кратерах температура на дне может не превышать 27 градусов Кельвина (-248 °C), как за пределами орбиты Плутона.
Только на полюсах существует смена зимнего и летнего сезонов, кроме того, там более комфортные и почти земные средние сезонные температуры поверхности — в отличие от экваториальной области.
Благодаря рельефу и низким температурам в кратерах на полюсах присутствуют богатые концентрации водяного льда и других летучих компонентов, необходимых уже на начальной стадии освоения Луны, и потребность в них будет только возрастать.
— Какие еще области на лунной поверхности, помимо полюсов, могут подойти для размещения баз?
Экваториальная область, в частности Океан Бурь и Море Спокойствия. Там в грунте содержатся наиболее богатые концентрации изотопа гелия-3 (ядро изотопа содержит два протона и один нейтрон, благодаря чему он может охлаждаться до чрезвычайно низких температур — прим. ред.) и рудного минерала ильменита — богатой руды для добычи титана и железа. Также в Океане Бурь в области так называемой ториевой аномалии наблюдается повышенная концентрация в грунте редких металлов и редкоземельных элементов.
Если в будущем появится задача промышленного извлечения какого-то из этих элементов, то, очевидно, что база будет размещаться в районе расположения месторождения с промышленной концентрацией, то есть в том же Океане Бурь или в других морских районах экваториальной области.
Некоторые частные зарубежные компании, например, Interlune и Magna Petra, в кооперации с NASA и с японскими компаниями разрабатывают и уже посылают посадочные аппараты и луноходы для испытания технологии по добыче изотопа гелия-3 с целью доставки его на Землю (гелий-3, который на Земле почти не встречается, рассматривают как возможное топливо для термоядерных реакторов и важный элемент при создании квантовых компьютеров — прим. ред.).
Сколько запасов гелия-3 на Луне: оценка ученых
— Как выбрать оптимальное место для лунной базы? Отличаются ли критерии для Южного и Северного полюсов?
— К выбору оптимальной площадки для размещения лунной базы предъявляется комплекс требований, включая ее расположение и размеры, удобный и безопасный рельеф, максимальную степень освещенности и периодическую видимость Земли, возможность прямой и постоянной радиосвязи с Землей, доступность богатых месторождений летучих компонентов и другое. От этого выбора будет во многом зависеть сценарий лунной программы, логистика и объемы работ на поверхности, постоянное обеспечение солнечной энергией и местными ресурсами.
Такая площадка позволит значительно сократить затраты на обслуживание лунной базы в будущем и навсегда обеспечить стратегическое преимущество по сравнению с другими менее выгодными площадками. В целом требования для выбора оптимального места одинаковые как для Южного, так и для Северного полюса.
Где разместят российские базы на Южном полюсе Луны
— Вблизи Южного полюса российские ученые отобрали четыре потенциальные площадки для лунных станций: три — на валах кратеров Де Жерлаш, Шеклтон и Слейтер, а еще одну — на плато Лейбница. Почему выбор пал именно на эти области?
— При выборе этих площадок учитывался целый комплекс требований: безопасный и удобный плоский рельеф, достаточные размеры площадки для безопасного размещения всей необходимой инфраструктуры, максимальная степень освещенности и возможность постоянного и непрерывного обеспечения солнечной энергией. Среди других критериев — комфортная температура на поверхности, периодическая видимость Земли и возможность прямой радиосвязи с Землей, наличие и доступность богатых месторождений летучих компонентов (вода и другие газы) для жизнеобеспечения и изготовления ракетного топлива на месте (кислород, водород), достаточно большая толщина реголита для строительства.
А также научные требования, например, видимость Земли для наблюдения за излучением нашей планеты и ее окрестностей и, напротив, наличие участков на площадке без видимости Земли — для размещения астрофизической аппаратуры, которой земное излучение мешает.

NASA/KARI/Arizona State UniversityКратер Шеклтон на Южном полюсе Луны
На Южном полюсе четыре этих площадки в той или иной степени удовлетворяют этим требованиями. На основании сравнительного анализа площадка №2 на плоском холме возле кратера Шеклтон (ударный кратер, названный в честь исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона; пики вдоль его края подвергаются воздействию почти непрерывного солнечного света, а внутренняя часть, напротив, постоянно находится в тени — прим. ред.) по многим параметрам является наиболее оптимальной для размещения всей необходимой инфраструктуры лунной базы на безопасном и удобном расстоянии друг от друга.
Где разместят российские базы на Северном полюсе Луны
— Какие площадки были определены на Северном полюсе? Чем они отличаются от «южных»?
— На Северном полюсе нами были отобраны три наиболее оптимальных площадки размером 10×10 километров. Размер площадки очень важен. Согласно инструкции NASA 2011 года, зона безопасности вокруг посадочной площадки на Луне определяется разлетом частиц реголита по баллистической траектории от ракетного выхлопа в пределах теоретического лунного горизонта, который равен 2,4 километра.
По опыту экспедиций «Аполлон», научно-исследовательская зона также должна находиться как можно дальше от служебной инфраструктуры, чтобы исключить ее влияние на измерения, но на расстоянии в пределах доступности одного рабочего выхода от главной жилой зоны, то есть в пределах 3-7 километров. На безопасном расстоянии должны находиться энергетическая зона и тем более сырьевая зона для добычи летучих компонентов.

NASAСеверный полюс Луны
Благодаря рельефу площадки Южного полюса по многим параметрам выгодно отличаются от площадок Северного полюса — выше степень освещенности и видимости Земли, более высокая концентрация летучих компонентов. Все площадки, за исключением той, что на плато Лейбница, — которая изолирована от других постоянно затененными долинами и кратерами, — находятся на одном высотном уровне и могут быть связаны между собой с помощью луноходов по безопасному маршруту.
Установка ретранслятора на горе Малаперт высотой более 5000 метров на нулевом меридиане (гора Малаперт находится в юго-западной части вала древнего и практически полностью разрушенного одноименного кратера — прим. ред.) позволит обеспечить все площадки на Южном полюсе прямой постоянной радиосвязью с Землей.

NASAГора Малаперт (яркий пик в нижней части фото по центру)
На Северном полюсе радиосвязь с Землей может быть обеспечена только с помощью лунных орбитальных спутников. Все площадки на Северном полюсе изолированы друг от друга рельефом с низкой степенью освещенности или полным ее отсутствием и низкими температурами на поверхности.
Чем ценен реголит и нужно ли его копать
— Луна вызывает интерес не только у государств, но и у коммерческих компаний, которые активно отправляют туда аппараты. 2 марта первую в истории полностью успешную посадку совершил частный зонд — Blue Ghost от Firefly Aerospace. Одной из его задач было пробурить поверхность Луны. Что скрывается в недрах и насколько сложно до них добраться?
Как зонд Blue Ghost бурил поверхность Луны: видео
— Вся поверхность Луны покрыта рыхлым слоем реголита, который образовался в результате метеоритной бомбардировки. 50% частиц реголита имеют размер меньше 70 микрометров, то есть меньше разрешения человеческого глаза. В морских районах средняя толщина слоя реголита составляет 4-5 метров, а максимальная — около 9 метров. В материковых районах средняя толщина реголита составляет около 10 метров, максимальная достигает 18 метров и более.
Все наиболее ценные и перспективные лунные ресурсы либо сконцентрированы в рыхлом слое реголита, как, например, водяной лед и другие летучие газовые компоненты. Либо такие ресурсы, как металлы (алюминий, титан, железо и др.), редкие металлы и редкоземельные элементы уже находятся в реголите в виде рудных минералов в обогащенном — то есть фактически уже готовом для их дальнейшего обогащения и выделения — состоянии.
Таким образом, глубина бурения до 15 метров является вполне достаточной для разведки и исследования почти на всей территории Луны за небольшим исключением. 
Что касается более глубоко залегающих подстилающих пород, то их образцы всегда можно встретить на валах ударных кратеров, и чем крупнее кратер, тем с большей глубины эти породы были выброшены на поверхность.

NASAЗакат на Луне, кадры с посадочного аппарата Blue Ghost
Как поделить Луну: правовой вопрос
— Количество участников космической гонки, запускающих на Луну свои аппараты, будет расти, но число оптимальных площадок для размещения лунных баз ограничено. Как страны будут делить между собой эти территории? Регулируется ли этот вопрос в Законе о космосе 1967 года?
— Правовой акт 1967 года — не закон, а конвенция о всеобщем достоянии космического пространства, планет и их спутников, в том числе и Луны. Закон о космических ресурсах США 1915 года предоставляет право собственности американским гражданам и компаниям на ресурсы, добытые в космосе, но не на сами небесные объекты или участки на этих объектах, включая Луну.
Все ресурсы, которые будут добыты компанией на Луне, будут собственностью этой компании, и они могут их продавать на Луне, на Земле или в любой точке Солнечной системы.
Независимый наблюдательный совет NASA по планетарной защите, председателем которого является Алан Штерн, обсуждает разделение территории Луны на различные категории, которые предполагают различную степень планетарной защиты и ограничение доступа.
Предварительно выделяется три основных категории территорий: территория культурно-исторического значения, куда попадают места предыдущих посадок; территория для научных исследований, которые, видимо, будут также подразделяться, например, на астрофизические исследования с ограничениями по частотам и т.д.; и территория для коммерческого и промышленного использования — добычи ресурсов, строительства отелей и так далее.
А пока в рамках лунной программы «Артемида», во избежание вредных помех, присоединяющиеся к программе страны должны будут соблюдать требования планетарной защиты на посадочных площадках и лунной базе на основе двусторонних соглашений с США. Для разработки международного космического права предлагается также использовать опыт морского международного права и Антарктиды.
По «законам» Дикого Запада бороться будут не только за Луну: в списке целей Марс, астероиды и другие небесные тела. Кому они принадлежат и станет ли Илон Маск владельцем марсианской недвижимости? В тонкостях разобрался эксперт в области ракетно-космической техники Игорь Афанасьев.
Фото Foster + Partners
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Проекты
Intuitive Machines построит собственные лунные спутники связи
11 августа 2025 года, 14:29
IAuthor avatarДарина Житова
Американская компания Intuitive Machines возьмет на себя производство спутников для будущей окололунной системы связи. Ранее планировалось, что аппараты создаст сторонний подрядчик, однако руководство решило сделать это самостоятельно. По словам топ-менеджеров, это позволит контролировать сроки и расходы, а также расширит возможности выхода на новые рынки.
Речь идет о пяти спутниках, которые войдут в состав группировки для предоставления услуг связи на орбите Луны. Проект реализуется в рамках контракта NASA по программе Near Space Network (NSN), заключенного в сентябре 2024 года. Первоначально Intuitive Machines собиралась закупить аппараты у York Space Systems, но теперь займется их разработкой и сборкой самостоятельно.
Генеральный директор компании Стив Алтемус пояснил, что вертикальная интеграция позволит избежать сбоев в графике, снизить затраты и защитить интеллектуальную собственность. По его словам, внутреннее производство откроет доступ к дополнительным направлениям — в частности, к проекту «Золотой Купол». Это также сократит крупнейшую статью расходов — запуск.
Сэкономить предполагается за счет запуска спутников попутно с будущими посадочными аппаратами Intuitive Machines. При этом, как отметил Алтемус, еще в изначальной схеме с внешним подрядчиком также планировались совместные запуски, но он не стал уточнять, в чем конкретно будет заключаться дополнительная экономия.
Руководитель подчеркнул, что при изучении предложений сторонних производителей выяснилось, что готовые платформы не обеспечивают достаточную мощность и систему движения, необходимую для работы на орбите Луны. Кроме того, возникли проблемы с поставками комплектующих.
Первый спутник отправится к Луне вместе с миссией IM-3. Сейчас лунный аппарат готовится к заключительному предполетному обзору, запланированному на май 2026 года. Однако запуск IM-3 отложат до второй половины 2026-го, чтобы дождаться готовности спутника.
Для организации производства компания расширит мощности на территории Хьюстонского космодрома, расположенного на базе аэропорта Эллингтон. В июле власти Хьюстона одобрили проект модернизации. Кроме того, Intuitive Machines арендовала соседнее здание, уже оснащенное цехами и испытательными помещениями.
По данным финансового директора Пита Макгратта, упор на собственное производство аппаратов повлек корректировку оценок по контракту. Во втором квартале Intuitive Machines учла $19,8 млн дополнительной стоимости выполнения работ. Из них $10,1 млн — это снижение выручки из-за переноса этапов миссии IM-3 на 2026 год, еще $9,7 млн — прямое удорожание программы.
Макгратт уточнил, что на разработку и изготовление первого спутника потребуется около $5 млн единовременных затрат на проектирование и отработку конструкции. Алтемус оценил общую стоимость производства всех пятерых спутников в $100 млн. При этом, по словам Макгратта, серийные аппараты будут стоить не дороже рыночных аналогов, а внутренние компетенции позволят компании предлагать услуги и в других сегментах рынка.
Накануне Intuitive Machines объявила о покупке компании KinetX из Аризоны, специализирующейся на навигации и проектировании миссий в дальний космос. Сделка стоимостью $30 млн должна закрыться до конца года. В 2024 году KinetX принесла выручку $9,8 млн.
KinetX участвовала в многочисленных миссиях NASA и оказывала поддержку первым двум посадочным аппаратам Intuitive Machines. Алтемус отметил, что компания обладает именно теми аналитическими и программными решениями для оперативного управления миссиями, которые понадобятся будущей окололунной сети связи.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитировать1. Стратегическое преимущество: где России строить лунную базу

2. Внимание военных и учёных мира приковано к Южному полюсу Луны, и только Россия смотрит на север. Почему?
1. Крайне актуальная тема!
2. Потому что на южном уже не осталось места?  ??? :-\ Всё места уже заняты Н.Зеландией и Угандой?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 12.08.2025 07:21:33Об этом Pro Космос спросил заведующего лабораторией геохимии Луны и планет Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН Евгения Слюту.
Уже почти полвека Россия не исследует геохимию Луны и планет. Поэтому начальник соответствующей лаборатории переключился на выбор мест для лунных баз. 
 Может лабораторию переименовать? Например в "стратегическую лабораторию анализа баз"?  Сокращённо "СЛАБ". 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 12.08.2025 07:21:33куда входят сейсмометр (прибор, который измеряет сейсмические колебания на поверхности Луны, в том числе лунные толчки и фоновые колебания — прим. ред.), гравиметр (прибор для оценки локальной силы тяжести на лунной поверхности — прим. ред.) и другие приборы.
Даёшь русский Рейнджер! (Рейнджер-3-5 чтобы кто чего не подумал) 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технологии
Китайский лунный модуль: как проходили испытания пилотируемого корабля Lanyue
12 августа 2025 года, 14:43
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Китай успешно испытал пилотируемый корабль для посадки на Луну. В то же время американские посадочные модули пока существуют только в виде макетов, 3D-рендеров и презентаций в PowerPoint. Эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев разобрался в технических особенностях китайской программы.
Содержание
1Где проводились испытания лунного корабля «Ланьюэ»2Какие системы лунного корабля «Ланьюэ» тестировались3Что нового в прототипе лунного корабля «Ланьюэ»4Сходство «Ланьюэ» с советским лунным кораблем
Спойлер
До конца 2030 года посадочно-взлетный корабль (лунный модуль) «Ланьюэ» должен доставить на поверхность Луны двух китайских космонавтов. Третий член экипажа будет ждать своих коллег на окололунной орбите на борту перелетного корабля «Мэнчжоу». Но прежде нужно протестировать все элементы китайской пилотируемой лунной программы.
17 июня прошли испытания системы аварийного спасения «Мэнчжоу», а 6 августа — двигательной установки «Ланьюэ». Также состоялись огневые динамические тесты модуля, имитирующие посадку и взлет на Луну. Их провели Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) и Китайское пилотируемое космическое агентство (CMS).
Испытания подтвердили, что двигательная установка и посадочное устройство корабля в условиях лунной гравитации работают эффективно.
Где проводились испытания лунного корабля «Ланьюэ»
Для имитации прилунения «Ланьюэ» использовали объекты полигона «Комплексная зона внеземной посадки» в городе Чжанцзякоу провинции Хэбэй. Там есть огромная платформа большой высоты на шести решетчатых опорах, с которой можно спускать с определенным ускорением космический аппарат, имитируя посадку на другое небесное тело. Если аппарат поднимать тросами с поверхности на платформу, можно будет имитировать взлет.
В ноябре 2019 года на этом полигоне проверяли марсианский зонд «Тяньвэнь-1» с марсоходом «Чжужун». Тогда с помощью тросовой подвески имитировали марсианскую гравитацию, составляющую примерно треть от земной.
Теперь же проверяли посадку в условиях лунной гравитации, которая в шесть раз слабее земной. Эта установка отличается от той, что использовалась для отработки автоматических лунных зондов «Чанъэ-3», «Чанъэ-4», «Чанъэ-5» и «Чанъэ-6»: испытания их двигательных установок проводились на полигоне «Дасин» в Пекине.
Какие системы лунного корабля «Ланьюэ» тестировались
Тесты «Ланьюэ» продолжались несколько дней и завершились 6 августа. Специалисты проверили четыре главных двигателя корабля, которые вместе способны развить максимальную тягу до 30 кН (около 3 тс), а также четыре блока двигателей ориентации — они отвечают за стабилизацию лунного модуля при спуске и взлете.
Главные двигатели подобны тем, что использовались в лунных посадочных модулях «Чанъэ-3», 4, 5 и 6, а также на марсианском зонде «Тяньвэнь 1». «Лунный» вариант способен развивать тягу от 1,5 до 7,5 кН (153 — 764 кгс). Для тестов камеры двигателей оснастили укороченными соплами для эффективной работы в земной атмосфере. Выбор этих двигателей, работающих на долгохранимом самовоспламеняющемся топливе и успешно испытанных в полетах пяти зондов, обусловлен их безопасностью и надежностью, что особенно важно для пилотируемой программы.

В ходе имитации спуска и подъема в различных условиях протестировали не только двигательные установки, но и системы наведения и навигации «Ланьюэ». «Ланьюэ» отличается от других лунных посадочных аппаратов схемой работы двигателя. Так, у лунного модуля LM американского «Аполлона» или зонда «Чанъэ» двигатели выключаются на некоторой высоте над поверхностью во избежание повреждений от камней, подбрасываемых выхлопными газами. Судя по видео, все четыре двигателя китайского лунного корабля работают до контакта с поверхностью.
Кроме того, в ходе испытаний была проверена способность лунного реголита отражать пламя двигателя. Для этого на площадку полигона были помещены камни, грунт и несколько моделей кратеров.
Что нового в прототипе лунного корабля «Ланьюэ»
По способу посадки «Ланьюэ» отличается от американского модуля LM, который имел один двигатель DPS на посадочной ступени, и один APS — на взлетной ступени. Основная скорость китайского корабля при посадке гасится с помощью отдельного тормозного блока, оснащенного мощным двигателем тягой 8 тс, работающего по замкнутой схеме на долгохранимом самовоспламеняющемся топливе. 
Перед этим тормозной блок будет использоваться для перехода «Ланьюэ» с траектории перелета «Земля — Луна» на окололунную орбиту. Лишь окончательное «парашютирование» для выбора точки прилунения и мягкой посадки осуществляют четыре главных двигателя посадочного модуля уже после отделения тормозного блока. Они же после завершения работ на Луне будут использоваться для взлета и выхода корабля на окололунную орбиту, где «Ланьюэ» встретится с «Мэнчжоу».
В цикле испытаний, завершившихся 6 августа, функционирование тормозного блока не проверялось. При этом уже во второй раз можно было видеть детально выполненный прототип посадочно-взлетного корабля. В первый раз он на короткое время появился в рекламном ролике CASC в ноябре 2024 года во время испытаний на отделение тормозного блока.
1 / 8




CMSОгневые динамические испытания в «Комплексной зоне внеземной посадки»












Сейчас прототип существенно отличался от ранее показанного — например, как уже говорилось выше, имел не макетные, как год назад, а реальные главные двигатели с укороченными соплами.
Прототип «Ланьюэ» включал в себя массогабаритный имитатор лунохода «Таньсуо». Также в его конструкцию входила необычная складная лестница для спуска экипажа на поверхность. Теперь понятно, что при спуске она закрывает выходной люк. Конструкция посадочно-взлетного корабля была защищена белым пластиковым теплозащитным кожухом. Он сильно отличался от металлической защиты американского лунного модуля LM.
Сходство «Ланьюэ» с советским лунным кораблем
По многим техническим решениям китайский корабль напоминал советский лунный корабль ЛК, разработанный в рамках проекта «Н-1 — Л-3». Имеющаяся информация не дает возможности оценить, сколько времени пройдет между отделением тормозного блока и посадкой корабля «Ланьюэ» на Луну, однако было объявлено только, что заключительный этап спуска будет «коротким», как и у советского ЛК.
Китайские лунные испытательные комплексы не уступают тем, что NASA построило по программе «Аполлон». На полигоне LLRF (Lunar Landing Research Facility), возведенном в 1965 году в Лэнгли, штат Вирджиния, имитировалась посадка с помощью симулятора LEMS (Lunar Excursion Module Simulator). Сегодня ни Blue Origin, ни SpaceX не имеют таких комплексов для отработки своих лунных миссий по программе Artemis и полагаются на компьютерное моделирование.
Наземная инфраструктура позволяет точно воспроизвести работу двигателей в лунной гравитации, а также стабилизацию и наведение при спуске. Однако у нее есть ограничения: она не полностью имитирует движение топлива в баках и лунный вакуум. Тем не менее китайская программа пилотируемых полетов на Луну продолжает ставить новые рекорды.
Китайцы провели успешную посадку лунного модуля «Ланьюэ» с включенным двигателем в условиях, имитирующих лунную гравитацию. Это событие подчеркнуло их стремление догнать американцев, которые, по их словам, «ведут гонку в одиночку».
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!