• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

ЛУНА. Освоение Луны. Лунная гонка.

Автор Inti, 03.06.2024 02:17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

АниКей


prokosmos.ru

Снятый «Аполлоном-8» лунный кратер помог проверить инструменты для поиска жизни



Впервые за много лет один из самых узнаваемых лунных кратеров снова оказался в центре внимания ученых. Европейский космический аппарат JUICE использовал его как полигон для отладки приборов, которые в будущем будут искать признаки жизни у спутников Юпитера.
Речь идет о кратере, который попал на знаменитый снимок «Восход Земли», сделанный астронавтом Уильямом Андерсом 24 декабря 1968 года во время миссии «Аполлон-8». Тогда Земля впервые предстала перед человечеством в виде голубого шара, поднимающегося над серым краем Луны. С тех пор кратер, находящийся на обратной стороне Луны, стал одним из неофициальных символом космоса. В 2018 году его официально переименовали в честь астронавта: с тех пор он носит название Anders' Earthrise, «Восход Земли Андерса». Его диаметр около 40 километров.
В апреле 2023 года JUICE, европейский аппарат для изучения ледяных спутников Юпитера, отправился к своей цели. В июле того же года он пролетел мимо Луны и впервые испытал свои научные инструменты на твердой поверхности в космосе. У инженеров появился шанс проверить, как техника работает вне Земли до того, как аппарат доберется до системы Юпитера в 2031 году. Особенно важным стало испытание радара RIME, который предназначен для изучения подповерхностной структуры спутников, таких как Европа, Ганимед и Каллисто.
RIME работает с помощью радиоволн: он улавливает отражения от подповерхностных слоев и по ним строит карту глубин. Чтобы сигнал был чистым, остальные приборы JUICE были временно отключены. В течение восьми минут аппарат сканировал район кратера в полной тишине. Полученные данные сравнили с картами, созданными ранее с помощью американского лазерного альтиметра LOLA.
Выяснилось, что внутренние помехи JUICE искажали результат. Команда Европейского космического агентства нашла способ исправить это с помощью специального алгоритма. После переработки данных новые карты высот оказались точными, что подтвердило готовность RIME к основной работе.
Теперь JUICE движется к Венере. Планета поможет аппарату ускориться за счет гравитационного маневра и направиться к Юпитеру. По пути и на орбите он выполнит 35 пролетов мимо крупнейших спутников планеты, а в конце миссии выйдет на орбиту Ганимеда. Это произойдет в промежуток с декабря 2034 по сентябрь 2035 года. Главная цель проекта — понять, есть ли под ледяной коркой этих спутников условия, пригодные для жизни. Исследования также помогут узнать, как формируются газовые гиганты и их системы в других частях Вселенной.
О маневрах аппарата рядом с Луной подробнее рассказали здесь.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


iz.ru

Водородное топливо поможет создать роботов для изучения кратеров Луны

6 августа 2025, 02:00


Водородные топливные элементы могут стать основой для разработки космических аппаратов, которые будут исследовать теневые кратеры Луны, рассказал «Известиям» директор автономной некоммерческой организации (АНО) «УК Восточной водородный кластер» Андрей Горбунов.
«Водородные элементы энергетики не замерзают до –250 градусов. Классические луноходы, когда заходят в тень, замерзают. Поэтому их маршрут возможен только на освещенных солнцем площадях. На Луне кратеры — все в тени, и их никто не исследовал. Потому что пока нет такой возможности», — объяснил Горбунов.
Чтобы сделать для роботизированных подвижных беспилотников идеальную энергетическую установку, в нее нужно поместить по одному баллону с водородом и кислородом. Она сможет производить электроэнергию и будет работать при низких температурах, сообщил эксперт. Однако есть еще ряд вопросов, которые предстоит решить ученым. В частности, необходимы сплавы либо композитные материалы, которые выдержат экстремальный холод, сообщил специалист.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Водородные просторы: ученые создают роботов для изучения кратеров Луны и уникальные дроны
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


iz.ru

Водородные просторы: ученые создают роботов для изучения кратеров Луны и уникальные дроны
Мария Недюк


На первом и единственном в РФ водородном полигоне ученые тестируют различные разработки и оборудование для обслуживания водородной техники. Проект позволит обеспечить зеленой энергетикой отдаленные поселки и создать системы резервного энергоснабжения вышек сотовой связи. В планах ученых — испытания водородных дронов, которые могут летать без подзарядки свыше шести часов. Также на полигоне можно будет исследовать водородные установки для беспилотных роботов, способных изучать теневые кратеры Луны. Подробнее о проектах Восточного водородного кластера и других разработках региона — в материале «Известий».
Первый водородный полигон в стране
Базовая площадка Центра водородного инжиниринга с опытным полигоном расположена на территории Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН в Южно-Сахалинске. Это первый и пока единственный в России полигон по отработке водородных технологий. Тут находится солнечная электростанция, которая подает постоянный ток на электролизер. Это аппарат, предназначенный для проведения электролиза — тут происходит расщепление воды под действием тока.
Специальная мембрана пропускает водород. Он уходит в один отсек. А кислород, который не пропускает мембрана, уходит в другой. Тем самым мы получаем водород очень высокой чистоты, дальше мы используем его для того, чтобы получать электричество уже в других местах. Например, в удаленных населенных пунктах, — рассказал «Известиям» директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов.
Директор АНО «УК Восточной водородный кластер» Андрей Горбунов
Директор АНО «УК Восточный водородный кластер» Андрей Горбунов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
На площадке отрабатывают технологии хранения водорода и заправки водородного транспорта. В 2024 году на полигоне были успешно протестированы прототипы автономного энергоснабжения (вышка сотовой связи) и заправка автомобиля «Урал».
Ученые, работающие на полигоне, отмечают: на нем отрабатывают не просто отдельные части оборудования, а единую технологическую цепочку. Смысл — довести испытанные инновации до промышленного применения. Причем в будущем проект сможет решать не только «земные» задачи, но и космические.
Водородный полигон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Водородные элементы энергетики не замерзают до –250 градусов. Классические луноходы, когда заходят в тень, замерзают. Поэтому их маршрут возможен только на освещенных солнцем площадях. На Луне кратеры все в тени, и их никто не исследовал. Потому что пока нет такой возможности, — объяснил Андрей Горбунов.
По его словам, создание роботизированных подвижных беспилотников, которые смогут исследовать теневую сторону Луны и глубокие кратеры, уже не за горами. Чтобы сделать для них идеальную энергетическую установку, в нее нужно поместить по одному баллону с водородом и кислородом. Она сможет производить электроэнергию и будет работать при низких температурах. Однако есть еще ряд вопросов, которые предстоит решить ученым. В частности, необходимы сплавы либо композитные материалы, которые выдержат экстремальный холод.
Чистая энергия для удаленных поселков
Пока до испытаний таких аппаратов на полигоне далеко, специалисты решают другие задачи. В частности, вблизи села Огоньки отрабатываются технологии генерации электроэнергии с использованием водорода, произведенного на месте или доставленного в сжатом виде. Проект реализуется совместно с МФТИ. Его цель — тиражирование решений более чем на 400 объектах Дальнего Востока и Арктической зоны, включая 32 объекта на Сахалине и Курильских островах.
Водородный полигон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
— Это резервное энергоснабжение вышки сотовой связи. На сегодня там есть небольшие солнечная и ветряная электростанции, а также дизельный генератор, который находится в резерве. Мы привозим туда свой блок электрогенератора с водородными баллонами. И замещаем этим дизельную электростанцию. В перспективе мы хотим уйти от дизельной генерации вообще, используя водород, — рассказал Андрей Горбунов.
Справка «Известий»
Водородная энергетика имеет ряд преимуществ перед дизельным топливом, включая отсутствие выбросов вредных веществ при использовании и высокую энергоэффективность. Это особенно важно для Сахалина, который участвует в климатическом эксперименте, он стартовал в 2022 году и завершится в 2028-м.
Другой пилотный проект — «Энергоизолированные жилые поселки» — ориентирован на энергообеспечение удаленных населенных пунктов. В поселке Новиково Корсаковского городского округа Сахалинской области испытывают схему использования возобновляемых источников энергии и водородного цикла, что позволит снизить тариф на электроэнергию на 30–40%. Проект реализуется ПАО «СахалинЭнерго» (входит в группу «РусГидро») и МФТИ. Планируется масштабирование решений на 180 объектов в регионах Дальнего Востока, включая 35 в Камчатском крае и более 130 в Якутии.
Водородный полигон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Еще один пилотный проект кластера — комплекты мобильного оборудования для снабжения электричеством полевых лагерей. Они помогут заменить заменить дизельную генерацию на водородные блоки, которые позволят обеспечивать электричеством шатры, госпиталь и штаб в течение двух недель.
Кроме того, сейчас в проработке — проекты по созданию грузовых морских беспилотников для грузоперевозки контейнеров для снабжения островов Сахалинской области, — рассказал проректор по научной работе Сахалинского государственного университета Алексей Огнев.
Беспилотники на водороде
Помимо перечисленных проектов, ученые разрабатывают уникальные дроны на водороде. На площадке Международного форума «Острова устойчивого развития: климатический аспект», который прошел 1–2 августа на дронопорте «Пушистый», исследователи научно-производственного центра «Крылья Сахалина» представили собственные разработки — привязной дрон, способный осуществлять мониторинг местности более шести часов подряд.
Кроме того, среди экспонатов был представлен безэкипажный катер, оборудованный гидролокатором бокового обзора и промерным эхолотом. Разработка предназначена для выявления затонувшего мусора и потенциальных угроз для навигации. Этой весной сотрудники НПЦ успешно применяли такую установку для исследования состояния морского дна вблизи острова Шумшу, обеспечив тем самым безопасность подходов крупнотоннажных судов.
Безэкипажный катер
Фото: АНО «Научно-производственный центр «Крылья Сахалина»
Если говорить о водороде, то ключевое отличие таких технологий и таких разработок, помимо экологического аспекта, это кратное продление их работы. Если мы говорим про безэкипажный катер, то даже 10–20-кратное, — рассказал «Известиям» исполнительный директор Научно-производственного центра «Крылья Сахалина» Владислав Гениатов.
Справка «Известий»
Сахалинская область достигла углеродной нейтральности на год ранее, чем того требует федеральный закон о проведении эксперимента об ограничении выбросов парниковых газов. Об этом в рамках форума «Острова устойчивого развития: климатический аспект» заявил губернатор области Валерий Лимаренко. По его словам, Сахалин стал первым регионом в России, где поглощение парниковых газов превышает их выбросы.
Работы над созданием новых дронов ведутся в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Исследования проходят в рамках Десятилетия науки и технологий в России.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

NASA заплатит $150 тысяч за идеальное лунное колесо: приглашены все желающие



NASA объявило конкурс на создание новых лунных колес и предлагает всем желающим принять участие. Ведомство не ограничивается крупными подрядчиками: теперь инженеры, стартапы и просто увлеченные люди могут внести вклад в будущее освоения Луны. Победителям обещают призы до $150 тысяч, но главное — это шанс повлиять на конструкцию реальных лунных машин.
Конкурс получил название Rock and Roll Challenge и проводится на платформе HeroX. Задача — спроектировать легкую, гибкую и устойчивую к износу систему шин, которая справится с экстремальными условиями Луны. Речь идет не только о камнях, склонах и кратерах, но и об очень мелкой и агрессивной лунной пыли. Реголит забивается в механизмы, быстро изнашивает материалы и затрудняет движение. Также необходимо учесть резкие перепады температур: на Луне от минус 170 до плюс 120 градусов по Цельсию в течение одних лунных суток. Все это разрушает обычные колеса, поэтому NASA ищет принципиально новые решения.
Сейчас агентство готовится к длительным лунным миссиям по программе «Артемида», в том числе к строительству научных баз. На Луне должны появиться не только жилье для астронавтов, но и целая инфраструктура: машины, грузовики, автономные роботы, буровые установки. Все эти устройства должны перемещаться по поверхности, поэтому колеса — ключевой элемент. Уже известно, что астронавты «Артемиды-III» высадятся в районе южного полюса Луны, где особенно сложный рельеф и мало света. Значит, колеса придется адаптировать под такие условия.
В NASA отмечают, что у жестких колес есть свои плюсы, но они плохо гасят удары при движении на скорости. Новые конструкции должны сочетать легкость, гибкость, стойкость к пыли и минимальные требования к обслуживанию. Сами участники смогут представить свои концепции осенью. В 2026 году финалисты получат возможность проверить свои изобретения на специальном испытательном стенде NASA MicroChariot. Тесты будут проходить при скорости до 24 километров в час — это примерно столько, сколько нужно для передвижения легкого лунохода по поверхности в условиях миссии.
Сейчас в конкурсе уже зарегистрировались более 150 человек и команд. Все подробности, включая требования и сроки, опубликованы на сайте HeroX. Этот конкурс — часть более широкой инициативы NASA, в рамках которой ведомство приглашает граждан к участию в решении технологических задач. Ранее таким способом уже находили решения для систем питания, защиты от радиации и других инженерных задач, связанных с полетами в дальний космос.
Чем опасна и полезна лунная пыль, рассказали в этой статье.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

5 августа, 13:45
Наука
Проведена космическая фотосессия Луны с помощью наноспутника "Зоркий"



Снимки сделали сотрудники факультета космических исследований МГУ и компании "Спутникс"
МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Сотрудники факультета космических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова и компании "Спутникс" провели космическую фотосессию Луны, используя наноспутник дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) "Зоркий-2М-2". Об этом сообщила пресс-служба университета.
Фотосессии предшествовали расчеты ученых, которые позволили использовать спутник в качестве орбитального телескопа. Для того, чтобы определить параметры съемки, они применили разработанные на факультете программы: баллистический конструктор MIDE и планировщик AstroPlanner, созданные в рамках проекта "ЦУП из коробки".
"Такие эксперименты - съемка космических объектов с борта аппаратов ДЗЗ - сейчас набирают популярность в мире: это и демонстрация возможностей спутниковой аппаратуры, и решение технологических задач по калибровке камер. Это уникальный пример работы на стыке различных разделов математики, IT и инженерного дела, поскольку требуется и поймать объект съемки в объектив, и обеспечить ориентирование спутника, и не допустить засветки камеры солнечными лучами, и оценить, можно ли "раскрутить" спутник так, чтобы он смог провести съемку", - уточнил Иван Самыловский, руководитель баллистического центра факультета космических исследований МГУ, чьи слова приводятся в сообщении.
Спутники ДЗЗ предназначены в первую очередь для получения изображений земной поверхности в различных диапазонах.

"В случае видимого диапазона спутник в основном задействован на освещенном участке своей орбиты. Теневой участок при этом может быть использован для проведения астрономической фотосъемки (в первую очередь участков звездного неба, Луны и ярких космических объектов). Луна здесь представляет прикладной интерес. Камеры ДЗЗ нуждаются в периодической калибровке, для чего идеально подходят изображения естественного спутника Земли. Пополнение баз данных таких "проверочных" изображений для различных орбит и интервалов времени позволяет автоматизировать процесс калибровки", - уточнили в вузе
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

NASA: США хотят первыми доставить реактор на Луну, чтобы занять ее лучшую часть



ВАШИНГТОН, 5 августа. /ТАСС/. Министр транспорта США, и.о. главы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Шон Даффи подтвердил существование планов доставить на Луну ядерный реактор. Как пояснил он на пресс-конференции по регулированию беспилотных аппаратов, опыт использования ядерного источника энергии на естественном спутнике Земли будет полезным для будущего отправления на Марс и освоения космоса.
"Послушайте, это не новая концепция. Это обсуждалось при первом [президентском сроке Дональда] Трампа, при [Джо] Байдене, но мы участвуем в гонке. Мы участвуем в гонке за Луну, в гонке с Китаем за Луну. А чтобы иметь базу на Луне, нам нужна энергия", - рассказал он.
"Есть определенная часть Луны, которая, как всем известно, является лучшей. Там есть лед. Там есть солнечный свет. Мы хотим добраться туда первыми и занять эту территорию для Америки", - указал глава NASA. "И для этих целей эта часть технологии деления ядра имеет критически важное значение для поддержания жизни, потому что солнечная энергия не справится с такой задачей. Но для поддержания жизни человека потребуется лишь малая часть этой технологии деления ядра", - добавил Даффи.
"И я думаю, что речь идет о мощности в 100 кВт. Это то же количество энергии, которое потребляет дом площадью 2 000 квадратных футов (около 186 кв. м - прим. ТАСС) за три с половиной дня. Так что речь не идет о масштабных технологиях", - пояснил министр.
"И в некоторых ключевых местах на Луне мы будем получать солнечную энергию. Но эта перспективная технология [ядерной реакции] имеет решающее значение, и поэтому мы потратили сотни миллионов долларов на изучение возможности ее реализации. Теперь мы переходим от изучения к практике", - пояснил он. "Но, повторюсь, энергия важна, и если мы хотим поддерживать жизнь на Луне, а затем отправиться на Марс, эта технология имеет решающее значение", - резюмировал глава ведомства.
Ранее газета Politico со ссылкой на имеющиеся в ее распоряжении документы сообщила, что США могут ускорить программу строительства АЭС на Луне в ответ на планы РФ и КНР. По ее информации, в директиве NASA указывается, что первая страна, которая построит АЭС на Луне, сможет "объявить запретную зону, что значительно ограничит возможности США". В связи с этим агентство начнет поиск подрядчика для строительства 100-киловаттного ядерного реактора, который планируется запустить в космос к 2030 году. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Историк Железняков: США вряд ли установит АЭС на Луне раньше России и Китая



МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Планы США ускорить программу создания и установки ядерного реактора на поверхности Луны вряд ли помогут Вашингтону опередить аналогичную российско-китайскую программу. Такое мнение в беседе с ТАСС выразил историк космонавтики Александр Железняков.
Ранее газета Politico со ссылкой на внутренние документы NASA сообщила, что и. о. администратора агентства Шон Даффи вскоре объявит о планах ускорить процессы создания и установки АЭС на естественном спутнике Земли.
Железняков отметил, что Politico не является настолько надежным источником, чтобы ему можно было безоговорочно верить, но признал, что ядерно-космические амбиции у США имеются. "Ранее тоже велись работы в этом направлении - может быть, этот проект будет возрожден. Но я думаю, что они не успеют Россию и Китай опередить", - рассказал историк.
По его словам, у России в этом вопросе есть достаточный технологический задел. "Недавно [президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил] Ковальчук говорил, что прототип этой станции может появиться в начале 2030-х годов. Дальше, конечно, уже будут вопросы по ее доставке на Луну, но в общем и целом наш задел намного серьезнее, чем в Соединенных Штатах Америки", - подчеркнул эксперт. Железняков также обратил внимание, что Китай свои достижения в сфере космического атома не афиширует.
Роскосмос и Китайская национальная космическая администрация (КНКА) 8 мая подписали документ, предусматривающий строительство лунной электростанции, на которой будут проводиться фундаментальные космические исследования. Российская электростанция станет важным вкладом в проект Международной научной лунной станции, создание которой планируется к 2036 году. 12 июня глава Роскосмоса Дмитрий Баканов заявил, что российская АЭС станет на Луне первой. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#1308
Технологии
Луноход под шубой: зачем космические аппараты заворачивают в «фольгу»
5 августа 2025 года, 11:06
IAuthor avatarДарина ЖитоваIAuthor avatarИгорь Афанасьев
Если вы увидите советский «Луноход» в музее космонавтики, то походить он будет на ванну на колесах — покрытый эмалью металлический корпус характерной формы, с откидывающейся крышкой, телекамерами, антеннами и приборами. Однако в точке посадки его собрата вы бы не узнали: по Луне самоходный аппарат катался, закутанный в белые покрывала. Pro Kosmos разобрался, зачем космическому аппарату в безвоздушном пространстве нужна «одежда».
Содержание
1Экстремальные условия космоса2Что такое экранно-вакуумная теплоизоляция3«Ватники» и краска: термоизоляция первых аппаратов в СССР4Золотая фольга и кевлар: теплоизоляция на Западе
Спойлер
Экстремальные условия космоса
В космосе нет привычной атмосферы, которая на Земле смягчает перепады температур. Поэтому объект на орбите может испытывать то лютый холод, то сильный жар — все зависит от того, падает на него солнечный свет или нет. Тепло не передается потоком воздуха (в вакууме нет конвекции), а только излучением — причем лучше всего в инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра.
Например, Международная космическая станция каждые полтора часа то входит в тень Земли, то выскакивает обратно на солнце: температура обшивки при этом колеблется примерно от –100 °C до +100 °C. Если предположить, что такая же температура будет и внутри отсеков, в данных условиях и люди, и электроника станут регулярно замерзать до звонкого льда и перегреваться до ожогов.

NASAМеждународная космическая станция
Инженерам приходится поддерживать внутри аппаратов стабильный «комфортный» диапазон температур. Это делает система обеспечения теплового режима: она равномерно распределяет тепловую нагрузку «по потребителям». Для того чтобы система нормально работала, она должна сбрасывать куда-то тепло, получающееся в результате функционирования приборов, агрегатов и живых организмов, и запирать тепло, приходящее извне.
И действительно, лучшим решением стало поставить на пути инфракрасных лучей специальный экран. Таким экраном служит многослойная экранно-вакуумная теплоизоляция (ЭВТИ).
Что такое экранно-вакуумная теплоизоляция
Экранно-вакуумная теплоизоляция (ЭВТИ) — это многослойное покрытие корпуса космического аппарата, которое работает только в вакууме. Отсюда и название. По сути, это «космическое одеяло», не позволяющее теплу ни проникать снаружи, ни утекать изнутри.
Оно состоит из десятков чередующихся слоев экранов-отражателей и прокладок. Каждый экран-слой изготовлен из синтетической пленки толщиной всего несколько микрон, с нанесенным металлическим напылением. Чаще всего используют алюминий — он хорошо отражает тепло, легкий и недорогой. Реже применяют медь, серебро или даже золото.
Толщина металла мизерная (около 0,1 мкм), но этого достаточно, чтобы слой стал зеркальным для инфракрасных лучей. Между экранами проложены тонкие прослойки из сетчатого или волокнистого материала, они не дают слоям соприкасаться и передавать тепло друг другу.
Многослойная изоляция действует как колба бытового термоса, между слоями которой вакуум, и работает очень эффективно. В лабораторных условиях теплопроводность 40-слойного экранно-вакуумного «одеяла» составляет всего ~0,03 мВт/(м·K), что несравнимо лучше любой обычной изоляции. При этом добавочная масса минимальна: 40 слоев весят около 1,2 кг на квадратный метр и имеют толщину порядка 20 мм.
1 / 2




Эпизод «Этюд в розовых тонах» сериала «Шерлок», ВВСШерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча в спасательном одеяле






Аналогичный принцип мы встречаем в фольгированных спасательных одеялах, которыми укрывают пострадавших: блестящая пленка отражает тепло обратно к человеку. Однако на Земле такие одеяла работают не так, как в космосе — ведь вокруг есть воздух, который уносит тепло, и влага. В космосе же нет ни ветра, ни дождя, зато есть вакуум, поэтому экранирующая изоляция проявляет себя в полную силу.
Однако сама по себе ЭВТИ очень непрочная. От механических повреждений при обращении на земле или при запуске снаружи ее защищает ткань, которая имеет характерные цвета — белый, как у «Луноходов», бежевый, как у выходных скафандров «Орлан», оранжевый, как у спутников «Ресурс-П», или черный, как у кораблей «Союз МС».
Покрытие, состоящее из ткани и ЭВТИ, способно отразить до 97% солнечных лучей, попадающих на аппарат. Оно не дает ему перегреваться на солнечной стороне и остывать в тени.
«Ватники» и краска: термоизоляция первых аппаратов в СССР
В начале космической эры проблему тепла решали проще: металлические поверхности обрабатывали соответствующим образом — покрывали специальной термостойкой краской нужного цвета или полировали до блеска, чтобы обеспечить такое соотношение поглощения и отражения солнечных лучей, чтобы аппарат не перегревался. Однако таким образом обеспечить необходимый режим очень сложно, и по мере усложнения космических миссий стало понятно, что этот способ недостаточно эффективен.
Советские инженеры одними из первых начали использовать многослойную изоляцию на аппаратах для изучения Луны и планет. Например, спускаемые аппараты станций «Луна-9» и «Луна-13», совершившие мягкую посадку в 1966 году, были закрыты толстыми тканевыми чехлами — в музее НПО Лавочкина можно увидеть их дубликаты, укутанные в «ватники». Они помогли станциям продержаться на лунной поверхности до разрядки аккумуляторных батарей.
1 / 3




Модель Лунохода-1 (Эврика)







Тот же принцип применили в легендарных луноходах. Советские самоходные аппараты «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973) на деле выглядели не как голый металл, а как покрытые пышной периной машины. То же делалось и с «луночерпалками» типа «Луна-16»: их корпуса почти полностью покрывала белоснежная экранно-вакуумная теплоизоляция, которая не только сглаживала перепады температуры между нагретыми и затененными частями, но и визуально меняла внешний вид корпуса. Снаружи изоляция напоминала мягкое одеяло, плотно укутывающее всю конструкцию.

Большинство советских космических аппаратов стартовали именно в защитных чехлах — просто со временем на выставках их стали показывать «раздетыми» для наглядности конструкции. В результате у публики сложился неверный образ того, как они выглядели в реальности. То же касается и знаменитых кораблей «Союз».
«Союзы» всегда запускались в теплоизоляционной оболочке — в отличие от ранних американских капсул, которые летали голыми. Ранние серии «Союз» (60-е – 70-е годы) были одеты в зеленые чехлы. С конца 1970-х, со стартом серии «Союз Т», наружный слой ЭВТИ стал темно-коричневым, почти черным.
Как видно из фото подготовки на Байконуре, корабль не весь покрыт черной «шубой» — задняя часть приборно-агрегатного отсека белая (там располагаются радиаторы системы терморегулирования). Бытовой отсек заранее закрыт теплоизоляцией, а вот спускаемый аппарат закрывают уже на космодроме.

Аппарат Луна-16 в чехле
Кстати, оболочка спускаемого аппарата представляет собой несколько слоев ткани, пропитанной фенол-формальдегидной смолой и спеченной в «кокон». Испаряясь (аблируя), она забирает с собой огромную часть тепла и  защищает корабль от перегрева при входе в плотные слои атмосферы при спуске.
Как устроена абляционная защита в космонавтике
Помимо «Союзов», экранно-вакуумной теплоизоляцией оснащались практически все советские спутники и межпланетные станции. Защитный чехол у разных разработчиков мог отличаться по цвету и материалу. Например, аппарат «Марс-96» был ярко-оранжевым — на иллюстрациях того времени станцию часто фотографировали (или рисовали) без чехла, из-за чего внешний вид (необычная комбинация шаров, цилиндров и других геометрически затейливых элементов) разительно отличался от того, что летело в космосе. Позже похожий оранжевый материал применили на спутниках серии «Ресурс-П».
1 / 3




Зонд «Марс-96»







Блоки орбитальной станции «Мир», а позже модули российского сегмента МКС, не закутывались в ЭВТИ целиком, но отдельные их участки закрыты характерными бурыми «одеялами», заметными на фото и видео.
В итоге в арсенале разных космических конструкторских бюро накопились свои варианты чехлов для ЭВТИ. Цвет внешней «одежды» мог быть белым, серебристым, золотистым, зеленым, оранжевым или темно-бурым — в зависимости от выбранных материалов и технологий. Каждая организация использовала то, что считала оптимальным. Тип внешней оболочки, совокупность слоев ЭВТИ, марка пленки и способ напыления — это часть ноу-хау предприятия. Но цель у всех одна: сохранить тепловой баланс внутри аппарата.
Золотая фольга и кевлар: теплоизоляция на Западе
На фотографиях западных космических аппаратов мы часто видим блестящие золотистые покрытия. Такой «декор» впервые появился в начале 1960-х, когда американские инженеры стали экспериментировать с многослойной теплоизоляцией. Первые их корабли Mercury и Gemini летали «без верхней одежды». Командно-служебный модуль «Аполлона» имел участки ЭВТИ, но они снаружи закрывались белыми эмалированными панелями и радиаторами-излучателями системы терморегулирования. А вот лунный модуль «Аполлона» был весь оклеен переливающейся золотой фольгой — это тоже тип ЭВТИ, просто без поверхностного тканевого чехла.
В последующие десятилетия золотистая фольга стала привычным обликом спутников и зондов. Многие автоматические аппараты NASA, ЕКА, Китая и других стран носят такую «золотую одежду», и сейчас это стало модным трендом.
1 / 2




NASA Корабль NASA «Аполлон-15»






Важно понимать, что знаменитая золотая фольга — это не листы из чистого золота. Обычно используют пленку из полиимидного пластика (коммерческое название каптон), которую с одной или двух сторон покрывают сверхтонким слоем металла. Каптон сам по себе янтарно-желтого цвета, поэтому в комбинации с алюминиевым отражающим напылением создается эффект золотистого покрытия. Иногда для оттенка применяют медь или действительно тончайшее напыление золота, но главную работу по отражению тепла обычно все-таки выполняет алюминий. Так или иначе, в некоторых случаях «космическое одеяло» из каптона выдерживает экстремальные температуры (от –260 до +480 °C) и надежно защищает аппарат.
На современных спутниках многослойная изоляция обычно заметна невооруженным глазом — ее уже не прячут под сплошной панелью, как делали в СССР. Но помимо тепла, в космосе есть и другие опасности. Поэтому на больших орбитальных модулях изоляция часто совмещает несколько функций. Например, МКС покрыта снаружи не просто фольгой, а целым «одеялом» из нескольких слоев высокотехнологичной ткани (в том числе кевлара — материала бронежилетов). Эта внешняя многослойная обшивка служит сразу двум целям: она предохраняет корпус станции от микрометеоритов и обломков космического мусора как бронежилет от пуль, а заодно работает в комплексе с системой терморегулирования. Пока тонкие алюминиевые стенки модулей принимают на себя минимальную нагрузку, основной удар космической среды — температуру, солнечное излучение и даже случайные болты и частицы — берет на себя наружный тканевый экран.
Любопытно, что теплоизоляцию специально делают немного мешковатой. Если присмотреться к фотографиям спутников, золотая фольга обернута вокруг деталей не натянуто, а с зазором, местами словно морщинится. Это не дефект и не небрежность: просто физически крупногабаритный космический аппарат сложной конфигурации трудно плотно обтянуть слоями ЭВТИ, поскольку это не пленка, а многослойное «одеяло».

КЦ "Восточный" / ЦЭНКИСборка космической головной части ракеты «Союз-2.1б»
В космической технике защита объектов от перегрева и переохлаждения — не роскошь, а жесткая необходимость. Без многослойных теплоизолирующих покрытий спутники, планетоходы и корабли не смогли бы долго работать под палящим солнцем или в ледяной тени. Поэтому инженеры по всему миру уже десятки лет «кутают» космические аппараты в специальные одеяла. И хотя выглядеть эти «костюмы» могут по-разному — от белого тканевого чехла до золотистой фольги — принцип везде один и тот же.
Если увидите возвращаемый аппарат на экспозиции без всякой оболочки, помните: в реальном полете он был укутан в защитную ЭВТИ. Во время возвращения на Землю эта многослойная одежда отработала свое и сгорела. Или же ее сняли позже. На Луне же до сих пор стоят советские луноходы, накрытые дутыми покрывалами — такими, какими их сделали конструкторы для сурового космоса.
Опасность для луноходов и других космических аппаратов на спутнике Земли представляют не только экстремальные перепады температур, но и реголит, который может нарушать работу электроники и оборудования. В то же время это перспективный ресурс. Разобрались в пользе и вреде от лунной пыли.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Мнения
Космическая жара: как космонавты защищены от сверхвысоких температур
9 июля 2024 года, 16:09
Columnist photo
Игорь Афанасьев
Москвичи страдают от экстремальной жары, завидуя космонавтам: те работают в комфорте благодаря функционированию системы терморегулирования, удерживающей температуру в отсеках МКС в пределах 18 — 26°С. Однако не стоит забывать, что без этой системы экипаж спекся бы на солнечной стороне орбиты, где внешние элементы конструкции нагреваются почти до 120°C. А при возвращении на Землю спускаемый аппарат с космонавтами буквально горит, раскаляясь до 2300°С.
Спойлер

Что такое абляция, и как она спасает жизни
При возвращении с орбиты спускаемый аппарат с космонавтами должен пройти сквозь атмосферу, погружаясь в плазму и подвергаясь сильнейшему аэродинамическому воздействию при чудовищной скорости порядка 27 000 км/ч.
Огромной кинетической энергии, которой обладает корабль, предстоит рассеяться в атмосфере. Определенная часть этой энергии идет на нагрев: при столкновении воздуха со спускаемым аппаратом возникает ударная волна. В тонком слое толщиной всего в несколько сантиметров газ резко сжимается, нагреваясь, как в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Здесь температура превышает 2300°С.
Без достаточной защиты сгорит и разрушится любая металлическая конструкция, все равно, из чего ты ее ни делай — хоть из алюминия, хоть из вольфрама. Защита корабля должна играть роль хорошего жаростойкого теплоизолятора (т.е. одновременно не гореть и обладать малой способностью к теплопередаче).
Спускаемый аппарат «Союза» защищен донной и боковой теплозащитой из композиционных материалов на основе стеклянных волокон (матрица), пропитанных фенол-формальдегидной смолой (связующее). «Кокон», охватывающий аппарат, формируется из нескольких слоев стеклоткани, сшитых по толщине, пропитанных смолой и отверждаемых при особых условиях в автоклаве.
Эта абляционная теплозащита (от латинского ablatio — удаление, отнятие). Она работает, используя ряд физико-химических процессов. Во время спуска при интенсивном воздействии потока воздуха в материале теплозащиты формируется три слоя. Наружный обгорает и разрушается, сгоревшие частицы уходят под воздействием набегающего потока, унося с собой тепловую энергию. Это «жертвенный» слой теплозащиты, однако значительная часть энергии рассеивается в виде инфракрасного излучения ударной волны и раскаленных частиц.
1 / 5













Непосредственно под слоем, подверженным эрозионному уносу, происходит процесс разложения высокомолекулярных полимеров (пиролиз): смола и стеклоткань распадаются на низкомолекулярные газы и обугленный остаток (кокс). Продукты распада образуют «воздушную подушку», которая препятствует эрозионному уносу вещества с поверхности теплозащиты. Слой, прилегающий к конструкции, имеет низкую теплопроводность и играет роль теплоизоляции стенки.
Корабль — не шашлык, обгорает неравномерно
Изначально вся теплозащита, покрывающая спускаемый аппарат «Союза», гладкая и имеет ржаво-коричневый цвет. В той части, которая стоит перпендикулярно набегающему потоку, защита должна быть массивнее (в донном экране она чуть ли не в пять раз толще, чем на боковых стенках). Однако с помощью специальных методов центр масс спускаемого аппарата смещают так, чтобы обеспечить несимметричное обтекание: союзовская «фара» входит в атмосферу днищем вперед, но часть боковой стенки тоже оказывается подвержена воздействию набегающего потока.
Благодаря наклонному расположению днища появляется подъемная сила, перпендикулярная потоку. Ею можно управлять, поворачивая спускаемый аппарат по каналу крена (вокруг длинной оси). Так удается изменять траекторию спуска (регулировать по дальности и по боку), выполняя посадку в заданном районе, а заодно уменьшать перегрузки, воздействующие на экипаж.

Для спуска «Союза» с орбиты в широком диапазоне начальных условий — как с использованием аэродинамического качества, так и без него (при баллистическом спуске) — применяется система управления движением в атмосфере. Она основана на методе программного разворота спускаемого аппарата по углу крена (при постоянном угле атаки), что в процессе полета обеспечивает изменение эффективной силы — проекции подъемной силы на вертикальную плоскость. При этом для управления нужны сравнительно небольшие моменты — их обеспечивают микродвигатели системы управления спуском, работающие на перекиси водорода. Слив остатков этого компонента из баков спускаемого аппарата часто виден в телерепортаже — вскоре после начала парашютирования, когда отстреливается лобовой щит, вокруг корабля возникает белое облако  уходящей перекиси.
Внешний слой теплозащиты, обращенный к набегающему потоку, буквально горит на работе и разрушается, но он для этого и нужен. Какая-то часть боковой стороны спускаемого аппарата находится в аэродинамической «тени» и остается чистой (ну, может, слегка закопченной).
Из-за этой асимметрии после спуска можно видеть, что в большей степени обугливается самый низ (донный экран отстреливается после ввода парашютов, обнажая двигатели мягкой посадки) и часть боковой поверхности, между днищем и крышкой парашютного отсека. Здесь оранжево-ржавая теплозащита превращается в обуглено-черную.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Космический архив
5 августа 1930 родился Нил Армстронг — первый человек, ступивший на Луну
5 августа 2025 года, 08:00
IAuthor avatarЕвгений Статецкий
95 лет назад в штате Огайо родился один из тех людей, которые не нуждаются в представлении — Нил Олден Армстронг. След, оставленный им в истории, настолько глубок, что служит предметом ожесточенных дискуссий и теорий заговора до сих пор: первого человека на Луне люди забудут еще нескоро.
5 августа 1930 года крошечный городок Уопаконета навсегда вошел если не в мировую, то в американскую историю (хотя тогда об этом никто еще не подозревал). Именно здесь родился будущий командир «Аполлона-11», человек, сделавший первые шаги по поверхности Луны и самый известный астронавт планеты — Нил Армстронг.
Первоначально он выбрал для себя карьеру авиатехника, и даже получил степень бакалавра по этой специальности в Университете Пердью. Но все изменила служба в ВМС — Армстронг из инженера превратился в летчика-испытателя и принял участие в Корейской войне, совершив 78 боевых вылетов (в ходе одного из них даже был сбит). А в 1958 году попал в группу пилотов, которых готовили к управлению инновационным суборбитальным ракетопланом — North American X-15.
Отсюда уже было рукой подать до космоса. США разгромно проигрывали космическую гонку с СССР, поэтому форсировали реализацию многих программ. Требовались талантливые летчики с железными нервами — и уже в марте 1966 Армстронг становится командиром космического корабля «Джемини-8» и осуществляет первую орбитальную стыковку.
Но всемирную славу ему принесла состоявшаяся три года спустя экспедиция «Аполлона-11». В ходе нее Нил Олден вместе с Баззом Олдрином совершил первую прогулку по поверхности Луны (длительностью 2 часа и 32 минуты). А заготовленная им заранее и произнесенная в нужный момент фраза про «маленький шажок для человека, но гигантский скачок для всего человечества» стала гениальным пиар-ходом и одним из самых знаменитых изречений в истории.
В следующем году астронавт посетил Советский Союз — выступив с докладом в Ленинграде, Новосибирске и Москве. Председателю Совмина СССР Косыгину он подарил образцы лунного грунта и побывавший на Луне флаг СССР. А выступление в советской Академии наук вызвало бурю оваций.
Еще при жизни Армстронг стал героем бесчисленного множества историй разной степени достоверности. Анекдот про «Удачи, мистер Горски» или утверждение, что первым на Луну якобы должен был высадиться Олдрин — не более чем досужие выдумки. Но сам факт того, что подобные рассказы продолжают сочинять, указывает на место, которое Нил Олден прочно занял в мировой культуре. И на то, что он был и остается достоянием всего человечества.
А для тех, кто до сих пор уверен, что американцы не высаживались на Луну, эксперт в области ракетно-космической техники, член Союза журналистов России Игорь Афанасьев подготовил подборку фотографий.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технологии
Фотодоказательства высадки на Луну: «Орел» уже 55 лет стоит в Море Спокойствия
24 июля 2024 года, 12:25
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
С лета 2009 года поверхность Луны находится под наблюдением орбитального аппарата НАСА LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter). 10 лет спустя к нему присоединился индийский орбитальный аппарат «Чандраян-2». Малоизвестен, между тем, тот факт, что эти окололунные "глаза" помимо прочего заняты фотофиксацией мест высадки людей на Луну, первая из которых состоялась 55 лет назад. За 15 лет работы орбитальных фотокамер накопилась целая галерея фотографий артефактов, оставленных на Луне американскими астронавтами в конце 1960-х - начале 1970-х годов.
На лунной поверхности остались стоять шесть посадочных ступеней лунных модулей «Аполлонов» 11, 12, 14, 15, 16 и 17. Кроме четырехногих «железных пауков» на Луне упокоилось научное оборудование и мусор, оставленный астронавтами во время путешествий. А в случае с «Аполлонами» 15, 16 и 17 — еще и роверы LRV на сетчатых колесах. Все это видно с окололунной орбиты. Два современных автомата-орбитера — LRO, принадлежащий НАСА, и «Чандраян-2», запущенный Индийской организацией космических исследований (ISRO) — засняли не только эти артефакты, но даже следы ботинок лунопроходцев и колеи от колес их луноходов.
Спойлер

1 / 6














1 / 1









Зонд LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter) — один из немногих реальных результатов злополучного проекта НАСА Constellation. Аппарат, выведенный на окололунную орбиту 23 июня 2009 года, получает изображения поверхности ночного светила с высоким разрешением.
С помощью системы из трех камер — двух узкоугольных высокого разрешения, работающих черно-белом (панхроматическом) режиме, и широкоугольной, способной получать цветные изображения — он отснял шесть посадочных площадок «Аполлона» с детальностью 0.5 метра на пиксель.
Десять лет LRO был единственным зондом, который смотрел на Луну через объективы камер высокого разрешения, но в 2019 году к нему присоединился орбитальный аппарат индийского проекта «Чандраян-2» (посадочный «Викрам-1» разбился). Его камера зорче, чем система на LRO (теоретическое разрешение 0.25 метра на пиксель, хотя на сегодняшней орбите предел составляет 0.32 метра на пиксель).
«Чандраяан-2» смог запечатлеть зоны посадки «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Что любопытно - эти снимки не были официально опубликованы ISRO, которое засветило их в сети лишь во время презентации по видеоконференции, поэтому большую часть изображений обработали любители.
В чем причина такого поведения Индийской организации по космическим исследованиям? С одной стороны, американцы пытаются всему миру показать пример открытости, немедленно публикуя картинку, получаемую во время планетарных миссий НАСА (говорят, эта политика берет свое начало с проекта Mars Pathfinder в 1997 году). С другой стороны, остальные представители международного сообщества не так охотно делятся космическими изображениями, напирая в основном на результаты научных исследований, оглашая текстовые отчеты, спектры или массивы цифровых данных, которые гораздо менее показательны, и лишь по прошествии месяцев или лет публикую снимки как иллюстрации анализов в специализированных журналах. Даже среди последней группы агентств ISRO не выделяется своей прозрачностью в связях с общественностью.
Тем не менее, за 15 лет работы этих двух "небесных камер" набралась внушительная коллекция снимков артефактов, оставленных на Луне во время выполнения программы "Аполлон". В частности, единственными изображениями посадочной ступени корабля «Орел», на которой 55 лет назад прилунились первые люди на Луне - Нил Армстронг и Базз Олдрин, являются только снимки с орбиты.
Рокеткамов во времена первых «Аполлонов» не было, но уже начиная с «Аполлона-15» проводилась съёмка взлета с поверхности – ее вела камера, установленная на ровере LRV, который астронавты оставляли чуть в стороне. Так были получены видео взлета «Аполлонов», 15, 16 и 17, а также снимки «железа», оставшегося на поверхности Луны.
Хотя места посадки «Аполлонов» следует уважать и защищать (по крайней мере, точку высадки «Аполлона-11»), в будущем возможно проведение мероприятий по съемке артефактов с использованием не только орбитальных аппаратов, но и прыгающих роботов, таких как тот, что думают поставить на китайский зонд «Чанъэ-7» - они пролетят над "мемориалами" и получать изображения высокого разрешения, ничего не трогая на месте.
Хотя посадочная ступень и следы Армстронга и Олдрина, оставленные 55 лет назад, все еще существуют, кое-что изменилось: флаг упал, его ткань износилась и обесцветилась, всё занесено тонким слоем пыли, которая поднимается под воздействием солнечного света на лунном рассвета и оседает лунной ночью.
Экипаж «Аполлона-11» возложил на поверхность несколько символических предметов: золотую булавку в форме оливковой ветви, небольшой кремниевый диск с приветствием от 74 мировых лидеров, две медали – в честь Юрия Гагарина и Владимира Комарова и эмблему «Аполлона-1». Рядом с посадочной ступенью остались автоматические приборы лунного научного комплекса EASEP (Early Apollo Scientific Experiments Package), ручные инструменты, мешок с мусором и два ранца с системами жизнеобеспечения от скафандров.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

ЦитироватьИспытания прошли успешно
Т.е. большой осевой ДУ на лунной чайна-кабине нет, садятся на четырёх верньерах?
И взлетают, похоже, на них же?
Твёрдо стою на пути исправления

АниКей


tass.ru

Китай провел испытания посадочного модуля для высадки человека на Луну



ПЕКИН, 7 августа. /ТАСС/. Китай успешно испытал посадочный модуль "Ланьюэ", который планируется использовать для отправки и высадки человека на Луну. Об этом сообщило Управление программы пилотируемых космических полетов КНР.
Как уточняется на его странице в WeChat, комплексные испытания проводились на полигоне в уезде Хуайлай (прилегающая к Пекину северная провинция Хэбэй) и завершились 6 августа. "Это ключевой этап в разработке китайской программы пилотируемых полетов на Луну, - подчеркивается в сообщении управления. - Речь также идет о первых в Китае испытаниях посадки и взлета пилотируемого космического аппарата на внеземном небесном теле".
Испытания, как отмечается, "отличались большим количеством рабочих условий, длительным циклом и высокой технической сложностью".
"Ланьюэ" разработан для первой пилотируемой экспедиции КНР на Луну и предназначен для одновременной доставки двух человек, а также лунохода с оборудованием с лунной орбиты на естественный спутник Земли и обратно. После высадки человека модуль будет выполнять роль центра жизнеобеспечения, снабжения энергией и обработки данных.
Россия входит в число стран, которые поддерживают с КНР тесное взаимодействие в космической сфере. 12 июня 2024 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с правительством Китая о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции - комплекса экспериментально-исследовательских средств, которыми можно будет управлять удаленно. Этот проект планируется завершить к 2028 году, Пекин наметил высадку тайконавтов на естественный спутник Земли в 2030 году. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Эксперт Корбисьеро назвал вполне реальными планы NASA по ядерному реактору на Луне



НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. /ТАСС/. Проект NASA по использованию ядерного реактора на Луне возможно реализовать. Такое мнение выразил старший менеджер проектов Национальной лаборатории Айдахо Министерства энергетики США Себастьян Корбисьеро.
"Это не научная фантастика. Это вполне можно сделать", - сказал он газете The New York Times (NYT).
Министр транспорта США, и.о. главы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) Шон Даффи ранее рассказал о планах доставить на Луну ядерный реактор. По его словам, опыт использования ядерного источника энергии на естественном спутнике Земли будет полезным для будущего полета на Марс и освоения космоса.
Как отмечает газета, реактор планируется построить и запустить к 2030 году. Экс-помощник министра энергетики США Кэтрин Хафф в беседе с NYT назвала срок "агрессивным и откровенно нереалистичным". Неназванный представить НАСА сообщил изданию, что близкие сроки помогут обеспечить "концентрацию и мотивацию" для проекта. По его словам, на программу может быть выделено от нескольких сотен миллионов до более миллиарда долларов. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!