Зачем нужна пилотируемая космонавтика, часть 1.

Автор Dark, 21.08.2015 09:17:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Dark

Текст ниже является плодом раздумий над предназначением пилотируемой космонавтики. Было бы интересно узнать мнение участников форума по этому поводу.


Будущее пилотируемой космонавтики

Введение
Первые десятилетия ХХI века были отмечены новыми достижениями активности в области пилотируемой космонавтики, как первый полет китайского космонавта, первый пилотируемый суборбитальный полет частной компании. Начаты новые государственные пилотируемые программы (РКА ППТК, CNSA Шэньчжоу, NASA Orion). Развивается частная пилотируемая космонавтика, представленная такими компаниями как SpaceX, Scaled Composites, Bigelow Aerospace, Virgin Galactic. Нет недостатка в различных планах освоение космоса предлагаемых национальными космическими агентствами и частными аэрокосмическими компаниями - высадки на Луну, околоземные астероиды или колонизации Марса.

Однако вся известная человечества полезная коммерческая и научная деятельность в космосе может быть осуществлена беспилотными аппаратами при значительно меньших затратах и отсутствие риска для человеческого экипажа. Это поднимает вопрос о том, какие именно проекты пилотируемой космонавтики, недоступные для беспилотных аппаратов могут принести измеримые выгоды для организующих их стран или компаний с рациональной точки зрения.

Добыча каких-либо полезных материальных ресурсов (гелий-3, металлы платиновой группы и т.п.)  за пределами Земли также будет выгоднее в случае использования автономного или телеоперируемого решения без издержек и рисков в случае непосредственно управляемой людьми аппаратов.

Часто обсуждаемый проект колонизация Марса будет чрезвычайно дорогостоящим и рискованным предприятием при отсутствии видимых полезных результатов. Потенциальные колонисты будут иметь дело с местностью еще менее пригодной для постоянного проживания чем вершины Гималайев или ледяными пустынями Антарктики при значительно более длинном плече снабжении.Такие места на Земле представляют интерес лишь для небольших групп исследователей и ученых. 

Поддержания существования  такой колонии понадобится значительные и регулярные расходы без видимых прибылей, что делает задачу трудновыполнимой для частной космонавтики. В случае финансирования такой программы из государственных средств даже в случае успешной высадки колонистов на Марс пройдет успешно, через некоторое время возникнет проблема потери интереса у широкой публики и политических деятелей. что повлечет за собой прекращения финансирования проекта, аналогично тому что случилось с проектом Аполлон.

Прочие небесные тела Солнечной Системы не более пригодны или легкодоступны для освоения и колонизации чем Луна или Марс.

Пригодные для жизни людей планеты у других звезд не исключены, однако ни одной таковой достоверно не найдено по состоянию на 2015 год. Даже если такие планеты и будут обнаружены, трудности межзвездных перелетов далеко превосходят возможности современных технологий.  

Эти проблемы заставляют задуматся о том каким будет будущее пилотируемой космонавтики если нет ясно видимых перспективных направлений ее развития.
Чтобы решить эту задачу сначала нужно найти ответить на следующий вопрос:

"Зачем нужна пилотируемая космонавтика?"

Разобравшись с этим вопросом будет понято куда лететь и что делать будущим освоителям космоса. 

Часть I  Увидить будущее, взглянув в прошлое
Чтобы лучше понять в чем может заключаться предназначение пилотируемой космонавтики стоит посмотреть на исторический опыт периода между XV и  XVIII веками когда европейские державы обнаружили и колонизировали новые земли в Америках, Австралии и Азии. 

Цели экспедиций португальских, испанских и голландских мореплавателей было не столько могут быть описаны в следующих утверждениях:
    [/li]
  • Непосредственный поиск мест где были товары пользующиеся спросом в Европе, но не производимые или дефицитные в ней (пряности, драгоценные металлы, ткани, редкие породы дерева и прочее)
  • Поиск торговых путей к уже известным местонахождениям таких товаров (Индия, Китай, Индонезия) в обход конкурентов (таких как арабских купцов)
  • Завоевание стратегических точек, имеющие значение в контексте глобальной борьбы между враждующими государствами и общим противостоянием Христианского мира и Ислама.
В ходе этого периода было обнаружено множество новых земель, часто с радикально отличающимися от европейских климатом, обитателями и живым миром. Тем не менее новооткрытые месты были успешно заселены и колонизированы, несмотря на многочисленные трудности и человеческие жертвы. 

Первые колонии были основаны как военные базы и торговые пункты для торговли с местным населением. Там где такого населения не было, колонии заселялись с целью добычи или производства ценных ресурсов которые могли быть с выгодой экспортированы. Источниками прибыли могли быть как уже существующие ресурсы (древесина, пигменты, ценные металлы) наличиствующие в новых землях, так и продукты наиболее выгодно производимые в колониях  (сахар, хлопок, специи и т.п.) Успешные капитаны часто получали право на получение коммерческой прибыли от новооткрытых земель, поэтому они часто были и среди первых колонистов. В дальнейшем они могли становится и первыми администраторами колоний.

Кроме колонизации с экономическими целями, существовали и другие пути заселения новых земель. Религиозные иммигранты, в примере Северной Америке. Они бежали из Европы из-за притеснений местных властей и смогли создать собственную культуру, а позже и государственность в Новом Свете. Аналогичной группой были преступники и беглецы из метрополии, к примеру Ямайки и Австралии.

Используя аналогии между историческим опытом и настоящим днем можно сделать вывод что ценность пилотируемой космонавтики состоит не в самом процессе осуществления пилотируемых миссий или создания внеземных колоний, а в практически полезных результатах которые эти действия могут принести.

Исходя из этого будущеее пилотируемой космонавтики заключается в ее развитие для достижения следующих целей:

1. Производство физических обьектов, интеллектуальной собственности или технологий или услуг которые в силу технических или легальных ограничений затруднены на Земле и не могут быть реализованы с помощью беспилотных технологий. 

Бесспорными примерами такого освоения в пределах действия Договора о космосе являются только следующие проекты и программы: 

    [/li]
  • космический туризм и сопутствущая ему индустрия развлечений
  • постройка жилой собственности для постоянного проживания людей в космосе
2. Колонизация внеземельного пространства с целью самоопределения и достижения независимости для наций, групп и организаций не могущих добится этого на Земле. 

Среди заинтересованной в колонизации внеземельного пространства  c целью самоопределения и выхода за пределы действия Договора о космосе могут быть следующие группы:

    [/li]
  • государства на Земле под постояной угрозой военного уничтожения численно превосходящими соседями (Израиль, Северная Корея)
  • национальные группы не имеющие собственного государства и под угрозой ассимиляции или уничтожения, например езиды или курды
  • идеологии и организции несовместимые ни с одним государственным строем на Земле и не имеющие перспектив реализовать свои цели на ней (к примеру анархические, радикальные экологические или технократических течения). 
  • коммерческие структруры и движения заинтересованные в исследования и производстве технологий,  которые могут быть вытеснены из легального поля на Земле под давлением государственных политик (сильный ИИ, софт обходящий копирайт, криптовалюты, определенные типы виртуальных миров, генетические эксперименты с людьми, в том числе с наследованием изменений)
Нетрудно заметить что это направление пилотируемой космонавтики потребует либо формального статуса вне зоны деятельности земного национального и международного законодательства, либо реальной неуязвимости к правоохранительным и вооруженным силам земных государств.

Этими утверждениями исчерпывается ответ на вопрос "зачем нужна пилотируемая космонавтика".

ОАЯ

Мне кажется, никакой аналогии с Португальскими и Испанскими морскими завоеваниями и торговлей у пилотируемой космонавтики нет. Ни по целям, ни по средствам, ни по философии.

Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл. И пока все. До 2500 года.

Nilk

ЦитироватьОАЯ пишет:
Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл.
Даешь больше телескопов для починки  :D

sychbird

#3
Главные приобретения цивилизационные от эпохи великих открытий в тексте не прозвучали:

а/ появились иные масштабы и стимулы в развитии средств транспорта и логистики. И не только морского транспорта. Были освоены иные масштабы перевалки грузов и иные масштабы грузопотоков глобальных. Был дан мощный толчек развитию всех транспортных и финансово-логистических технологий, что и вызвало последующий индустриальный бум.

б/ Осознание иных масштабов окружающего мира  и разнообразия природных условий привело к мощному сдвигу в сознании. Были разрушены оковы местечкового общественного самосознания.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

hlynin

ЦитироватьОАЯ пишет:
Мне кажется, никакой аналогии с Португальскими и Испанскими морскими завоеваниями и торговлей у пилотируемой космонавтики нет. Ни по целям, ни по средствам, ни по философии.
Ну, почему же. Аналогию завсегда найти можно. Самый дорогой ресурс в мире - это знания. И одно из самых главных желаний общественных существ - доминировать в какой-то области - круче, дальше, больше, богаче, сильнее, умнее и т.д. Путешествия любого сорта представляют хороший шанс неплохо в обществе выделиться
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

Филипок

Dark, я полностью согласен с ОАЯ:

ЦитироватьОАЯ пишет:
Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл. И пока все. До 2500 года.
Представьте себе: вы развернули мощный многофункциональный автоматический комплекс по добыче и переработке минеральных ресурсов. Кто будет его ремонтировать? Возможно легко и просто создать робота, который бы качественно и во всех деталях выполнял ремонты? Кажется, это перспектива отдаленного неопределенного будущего.

Второе. Исследовательские задачи, в которых присутствуют такие процессы, автоматизация, которых может привести к стоимости и массе этих автоматов, сравнимых с пилотируемыми исследовательскими миссиями.

Третье. Для современной публики, космонавтика - это шоу. И надо ожидать, что публика согласится выделить средства на пилотируемые полеты, чтобы увидеть, допустим, полеты к Луне или Марсу. И почему не исчезает племя покорителей горных вершин? С космосом, тоже можно провести такую аналогию - почему робот, а не я? У человека в крови - покорять новые пространства.

Четвертое. Политическое и экономическое соперничество. Политическое современное - это больше спортивное. Экономическое, например, - это вода на Луне, или платиноиды на астероидах.

Роботы, поэтому, по скорости, эффективности решения этих задач, пока не сравнятся с человеком. По крайней мере, в ближайшем будущем им может быть отведена только роль первопроходцев и помощников.

Поэтому, есть все основания ожидать, что финансовые потоки в пилотируемую космонавтику не иссякнут.

А в отношении политико-маргинальных групп и особых научно-технических сообществ - в настоящее время, в реальности, ими никто заниматься не будет.

Старый

ЦитироватьОАЯ пишет:
Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл. 
И то было ошибкой которую больше не повторят.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hlynin

Итого - человек в космосе НУЖЕН. А дело придумают специалисты. Вплоть до изучения  особенностей ковыряния в носу в условиях невесомости
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

Старый

ЦитироватьDark пишет:
Исходя из этого будущеее пилотируемой космонавтики заключается в ее развитие для достижения следующих целей:

 1. Производство физических обьектов, интеллектуальной собственности или технологий или услуг которые в силу технических или легальных ограничений затруднены на Земле и не могут быть реализованы с помощью беспилотных технологий.
 2. Колонизация внеземельного пространства с целью самоопределения и достижения независимости для наций, групп и организаций не могущих добится этого на Земле.
И то и другое отсутствует, за исключением экстремального туризма. 
Какой вывод? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Dark, я аналогичную проблему уже рассматривал. 
И пришёл к выводу: проникновение человека в космос будет преследовать те же цели и задачи что и проникновение  во враждебную среду на Земле, а именно:
1. Научные цели
2. Добыча ресурсов
3. Экстремальный туризм. 
Всё. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

Dark
User
Сообщений: 1 Регистрация: 27.02.2005

Человек 10 с половиной лет думал над этим сообщением!

Глаза царапнула одна смешная неувязка - основные рассуждения идут в контексте технических средств далекого будущего, ныне недоступных и даже не просматривающихся. При этом в рассмотрение включены вполне современные факторы довольно смешных масштабов - например, нынешний Договор о космосе.
это оценочное суждение

aaaa

ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьОАЯ пишет:
Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл.
И то было ошибкой которую больше не повторят.
Я оптимист и верю, что мы еще увидим полет "Ориона" К "Уэббу". )

triage

Цитироватьvlad7308 пишет:
Dark
User
Сообщений: 1 Регистрация: 27.02.2005

Человек 10 с половиной лет думал над этим сообщением!
если нажать на количество сообщений - то их откроется больше ;)

Leonar

Цитироватьaaaa пишет:
Я оптимист и верю
вы верите что 
Цитироватьaaaa пишет:
"Уэббу
в скором времени на@бнется? :D
где тут оптимизм?

Leonar

Цитироватьvlad7308 пишет:
Dark
User
Сообщений: 1 Регистрация: 27.02.2005

Человек 10 с половиной лет думал над этим сообщением!
это не Темнейший замаскировался?
спросить а зачем нам космос, в части пилотируемости?  :)

ОАЯ

Цитироватьhlynin пишет:
ЦитироватьОАЯ пишет:
Мне кажется, никакой аналогии с Португальскими и Испанскими морскими завоеваниями и торговлей у пилотируемой космонавтики нет. Ни по целям, ни по средствам, ни по философии.
Ну, почему же. Аналогию завсегда найти можно. Самый дорогой ресурс в мире - это знания. И одно из самых главных желаний общественных существ - доминировать в какой-то области - круче, дальше, больше, богаче, сильнее, умнее и т.д. Путешествия любого сорта представляют хороший шанс неплохо в обществе выделиться
Как раз знаний Испанцы и Португальцы не получили, кроме как познакомились с др. народами. В это время создавалась математика, физика, рушилась религия, а Испанцы цеплялись за церковные обряды и титульные привилегии.

ОАЯ

#16
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьОАЯ пишет:
Думаю, что человек в космосе нужен для ремонта телескопа Хаббл.
И то было ошибкой которую больше не повторят.
Техника не может численно увеличиваться без ошибок. Пока горсть деталей - можно все предусмотреть. Когда деталей миллион - трудно. Когда на орбите целый городской микрорайон из компьютеров, клапанов, аккумуляторов, емкостей и пр. предусмотреть все невозможно, а сделать просто не позволяют конкуренция и развитие техники. Поэтому пуско-наладочные работы, ремонтные работы и профилактические работы вполне могут появится как обязательная плата за сложность. Есть правда еще путь - на пятый раз сделать как надо. Или все делать из кубиков Лего - избыточно, не так как хотелось бы. И все равно остаются такие уникальные вещи как Хаббл.

Старый

Нет, ошибкой было делать Хаббл обслуживаемым.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

hlynin

ЦитироватьОАЯ пишет:
Как раз знаний Испанцы и Португальцы не получили, кроме как познакомились с др. народами. В это время создавалась математика, физика, рушилась религия, а Испанцы цеплялись за церковные обряды и титульные привилегии.
Глупости. Религия никуда не рушилась, а наука (теоретическая) создавалась в иных странах. Испанцы же применяли их на практике. Каравеллы были первыми некобатажными судами и без знаний их просто не построишь. Без математики и астрономии не получить навигации. А желание распространять свою веру на дикарей было мощным стимулом для путешествий. Да и вообще - 15-16 век  главной наукой была география. Остальные науки были ей помощниками. Целые отрасли (типа создания точных приборов, хронометры) были созданы по прямой просьбе моряков.
(с) Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;

ОАЯ

Как только страны получили достаточно средств для самостоятельного существования и тем паче для завоеваний соседа церковь начала раскалываться. К примеру, Германия во времена Магеллана уже чихать хотела на Рим. 

Испанцы в своей массе были религиозными фанатиками с феодальными замашками донов. Штурманом считался астролог, а не астроном. Все полезные изобретения сделаны в других странах. Задумаемся, почему? Корабли испанцев очень скоро стали устаревшими без инженерных наук и не совершенствовались. Но Испанцы продолжали их клепать, вместо реформы образования и индустриализации. Можно поспорить, что полезнее хронометр или паровая машина.

А теперь представим, что в 1500 – х не было бы морских открытий? Пусть первый рейс вокруг Земли совершил бы паровой броненосец. Ничего бы не изменилось – так же привезли бы пряности, картошку, кофе и золото. И местное население втоптали бы в грязь.  Только бы сэкономили на войнах вдали от Родины.

В чем схожесть пилотируемой космонавтики и Испании? Только в том, что:

- Россия имеет пилотируемую космонавтику, но не имеет отечественную радиоэлектронную промышленность и уничтожает остальную. 

- Испания имела сотни неэффективных парусников, съедающих весь бюджет страны, но не способна была построить горнодобывающие и обрабатывающие предприятия. И уж тем более металлообрабатывающие. Хотя в тот момент могла себе это позволить.