• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Китайский космос.

Автор Inti, 19.12.2024 09:12:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

не космос . красивое

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ГлавнаяКосмос
Китай запустит "искусственное солнце" в 2027 году

Официальный представитель МИД Мао Нин заявила, что токамак может стать первой в мире подобной установкой, генерирующей электроэнергию


Zhang Dagang/ VCG via Reuters
© Zhang Dagang/ VCG via Reuters
ШАНХАЙ, 27 октября. /ТАСС/. Китайские ученые завершат в 2027 году работу над созданием мощной термоядерной установки BEST (Burning Plasma Experimental Superconducting Tokamak), названной специалистами "искусственным солнцем". Об этом сообщила официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
"Завершение строительства экспериментального сверхпроводящего токамака с горящей плазмой запланировано на 2027 год", - написала Мао Нин в Х. По ее словам, он может стать первой в мире подобной установкой, генерирующей электроэнергию.
Проект разработан Институтом физики плазмы Китайской академии наук. Он находится в административном центре восточной китайской провинции Аньхой, городе Хэфэй.
В основе компактной термоядерной установки лежит основание Дьюара, функционирующее как гигантский высоковакуумный термос. Основание весит более 400 тонн, имеет диаметр 18 м и высоту 5 м. Оно оснащено сверхпроводящими магнитами, которые должны работать при температуре минус 269 градусов Цельсия, чтобы удерживать горящую плазму из дейтерия и трития.
В Китае несколько проектов имеют неофициальное название "искусственное солнце". Ранее так же именовали ядерную термоядерную установку EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) - экспериментальный усовершенствованный сверхпроводящий токамак. В начале 2025 года в ходе последнего эксперимента EAST продемонстрировал непрерывную работу плазмы при высокой температуре в течение 1066 секунд, что стало самым продолжительным временем работы такого рода устройства в мире.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🇨🇳 В Китае собрали макет полностью карбоновой многоразовой ракеты

Полномасштабный макет может изменять массу и центр тяжести при помощи балластов. Специалисты испытают наземные системы, а также будут готовиться к первым пускам.

ЦитироватьРакету Weiguang-1 (WG-1) оснастят жидкостным двигателем на кислороде и метане. Благодаря карбоновым композитам конструкция высокопрочная и устойчивая к экстремальным температурам, а также на 30% легче, чем аналоги из традиционных металлов.


Коммерческие старты планируют начать в 2028 году, а к 2030-му ракета должна стать многоразовой.
👍1812🤔6😁1
1.76K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
В Китае собрали макет полностью карбоновой многоразовой ракеты

Технологии
В Китае собрали макет полностью карбоновой многоразовой ракеты
29 октября 2025 года, 13:46
IAuthor avatarКаролина ЗулкарнаеваIAuthor avatarИгорь Афанасьев
В Китае собрали полномасштабный макет первой в стране полностью углепластиковой ракеты Weiguang-1 (WG-1, «Вэйгуан-Цихан»). С его помощью специалисты испытают наземные системы, а также будут готовиться к первым пускам. Коммерческие старты инженеры планируют начать в 2028 году, а к 2030-му ракета должна стать многоразовой.
О завершении сборки макета первой в КНР карбоновой ракеты сообщила компания Dawn Aerospace (Weiguang Qihang). Там отметили, что это будет первый в мире космический носитель, объединяющий двигатель по схеме «газ-газ», который работает на топливе «жидкий кислород — метан», и конструкцию из углерод-углеродных композитных материалов.
Кроме того, это первая в Китае ракета, полностью изготовленная из углеродного волокна. Ее конструкция на 30% легче, чем у аналогов из традиционных металлов.
Ракета имеет диаметр 3,8 метра, общую длину около 60 метров и стартовую массу 350 тонн. Она сможет выводить на низкую околоземную орбиту 11 тонн полезной нагрузки.
Отмечается, что макет выполнен в масштабе 1:1, его собрали на производственной базе в провинции Хэбэй. С помощью противовесов и балласта можно изменять его массу и центр тяжести, что позволят воспроизводить динамические характеристики ракеты на наземном стенде.
Китайские специалисты планируют провести несколько тестов наземных систем. Так, они «примерят» WG-1 к техническому и стартовому комплексу — проверят характеристики перевода изделия из горизонтального в вертикальное положение, фиксацию, транспортировку и подъем. Кроме того, инженеры оценят возможность пуска ракеты с морских платформ.
В коммерческую эксплуатацию ракету WG-1 планируется ввести в 2028 году. Через год китайские инженеры собираются начать испытания по возвращению первой ступени ракеты. А к 2030-му она, как ожидается, сможет использоваться повторно.
Ранее в России запатентовали демонстратор двигателя для многоразовой ракеты. Детали раскрыли здесь.
Фото Beijing Weiguang Qihang Technology Co., Ltd.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

;)
Цитироватьrutab.net

Китайские тайконавты впервые приготовили мясо на гриле в космосе




Члены экипажа «Шэньчжоу-XX» полковник Ван Цзе (слева) и бортинженер «Шэньчжоу-XXI» майор У Фэй готовятся приготовить стейки с черным перцем в специально построенной печи, доставленной на китайскую космическую станцию «Тяньгун» кораблем «Шэньчжоу-XXI». CGTN
Благодаря передовым технологиям шестеро китайских тайконавтов расширили знаменитые гастрономические традиции нации до земной орбиты и стали первыми людьми, которые не только приготовили курицу и мясо на гриле в космосе, но и съели их.
Трое членов экипажа «Шэньчжоу-XXI», прибывшие на китайскую космическую станцию «Тяньгун» в субботу утром, и их коллеги из «Шэньчжоу-XX» использовали специально разработанную печь для приготовления куриных крылышек-гриль и стейков с черным перцем.
В коротком видео, переданном в понедельник вечером с космической станции, которая находится на высоте около 400 километров, бортинженер «Шэньчжоу-XXI» майор У Фэй достает маринованные куриные крылышки из упаковки, помещает их на специальную решетку и отправляет в печь.
Командир миссии «Шэньчжоу-XXI» старший полковник Чжан Лу говорит в видео: «Пока куриные крылышки отправляются в печь, мы все с нетерпением ждем, что с ними произойдет при 180 градусах через 28 минут. Оставайтесь с нами».
Позже У Фэй достает решетку с шипящими космическими куриными крылышками и отмечает, что они пахнут так же хорошо, как и выглядят.
Решетка с крылышками сначала передается командиру миссии «Шэньчжоу-XX» старшему полковнику Чэнь Дуну, который наклоняется и наслаждается ароматом гриля, а затем передает другим. Чэнь также шутит, что у него текли слюнки в ожидании еды.
На видео тайконавты собираются перед печью и едят куриные крылышки, единогласно соглашаясь, что вкус божественный.
У Фэй и член экипажа «Шэньчжоу-XX» полковник Ван Цзе, оба родом из автономного района Внутренняя Монголия, известного своим высококачественным говяжьим и бараньим мясом, также готовят стейки с черным перцем и угощают ими остальных.
По словам Лю Вэйбо, инженера из Космического центра Китая, исследователи разработали и построили специальную печь, чтобы позволить тайконавтам готовить на огромной орбитальной станции.
Цитировать«Где бы мы, китайцы, ни находились, мы любим горячую еду. Мы предпочитаем готовить сами, а не есть сублимированную пищу. С этой печью они могут делать пирожные, жарить мясо или арахис. Это поможет разнообразить их рацион и улучшить качество жизни на орбите», — рассказал он Центральному телевидению Китая.
Ван Янань, главный редактор журнала Aerospace Knowledge, отметил, что создать печь для использования в космосе — непростая задача.
Цитировать«В отличие от Земли, где в печи циркулирует воздух, в космосе не происходит необходимый процесс конвекции. Поэтому инженерам пришлось найти уникальный способ нагрева пищи и обработки кухонных испарений, обеспечивая при этом безопасность экипажа», — пояснил он.
В 2019 году США доставили печь на Международную космическую станцию, и астронавты испекли печенье в условиях микрогравитации в рамках эксперимента. Однако печенье не ели на станции, а отправили на Землю для дальнейших исследований.
До сих пор не было сообщений о том, что астронавты на МКС готовили еду с помощью печи. Лю Вэйбо заявил, что китайская печь является первой в мире, которую можно использовать для приготовления пищи в космосе.
ИИ: Это действительно значимое достижение — не только с технической точки зрения (создание работающей печи в условиях микрогравитации), но и с психологической. Возможность готовить привычную горячую пищу может серьезно повысить качество жизни космонавтов во время длительных миссий, что особенно актуально для будущих полетов на Луну и Марс.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

SpaceSkipa

Китайская станция изучена лишь на 2%.
Все видели как на МКС делают оливье, но великий Китай партия поделилась видео, как тайконавты делают курицу в аэрогриле на станции "небесный дворец"
38 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Похоже при проверке корабля перед возвращением обнаружена серьёзная проблема которая препятствует возвращению. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Почему молчит Рогозин? Почему не обвиняют Син Цзын Пиня в том, что бросил тейконавтов умирать на орбите? Где шизанутая американка с дрелью, наконец?!
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Китай впервые сам предупредил NASA о риске столкновения спутников

На орбите
Китай впервые сам предупредил NASA о риске столкновения спутников
9 ноября 2025 года, 09:00
IAuthor avatarМаша Иевлева
Китайское национальное космическое управление (CNSA) впервые самостоятельно связалось с NASA, чтобы сообщить об угрозе столкновения на орбите и предложить изменить курс своего аппарата. Об этом сообщил директор NASA по ответственному использованию космоса Элвин Дрю на Международном астронавтическом конгрессе в Сиднее.
До сих пор подобные инициативы исходили исключительно от американской стороны: при обнаружении опасного сближения NASA уведомляло китайскую сторону и брало на себя маневр уклонения. Однако теперь, по словам Дрю, ситуация изменилась:
Цитировать«Впервые китайцы вышли на нас сами, сказали, что видят потенциальное сближение своих спутников с нашими, и предложили взять маневр на себя. Мы даже немного это отпраздновали».

Контакт между двумя агентствами — редкость из-за действия так называемой поправки Вульфа, которая запрещает NASA прямое сотрудничество с китайскими госструктурами. Тем не менее быстрое развертывание орбитальных мегагруппировок — таких как Starlink от SpaceX и Guowang от Китая — делает координацию между странами практически неизбежной.
Инцидент указывает, что Китай продвинулся в развитии систем слежения за орбитальной обстановкой и готов к взаимодействию для предотвращения космических ЧП. В белой книге CNSA от 2022 года такие меры уже были обозначены как один из приоритетов — наряду с планами по очистке орбиты от космического мусора.
Что такое космический мусор, почему он опасен и как с ним бороться — рассказываем в этом материале.
Визуализация NASA
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Китайский корабль «Шэньчжоу-20» не смог вернуть экипаж на Землю: причины и последствия

На орбите
Китайский корабль «Шэньчжоу-20» не смог вернуть экипаж на Землю: причины и последствия
18 ноября 2025 года, 12:00
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Кризис в китайском пилотируемом космосе: экипаж девятой длительной экспедиции на станции «Тяньгун» вернулся на Землю не на своем корабле. Из-за технических неполадок с «Шэньчжоу-20» домой их доставил «Шэньчжоу-21», оставив на орбите трех членов нового экипажа, которые ждут запуска исправного «Шэньчжоу-22». Что произошло и как это повлияло на китайскую космическую программу, разобрался эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев.
Содержание
1Как устроен китайский космический корабль «Шэньчжоу»2Что произошло с космическим кораблем «Шэньчжоу-20»3Что стало с научными экспериментами «Шэньчжоу-20»4Операция возвращения экипажа космического корабля «Шэньчжоу-20»5Насколько серьезно поврежден корабль «Шэньчжоу-20»6Можно ли направить к китайской станции другой корабль
Спойлер
Китайская пилотируемая космическая программа стартовала в 2003 году и все это время работала, как швейцарские часы. Поэтому ситуация с «Шэньчжоу-20» довольно сильно всколыхнула общественность, став первым серьезным кризисом для Китая. Насколько это происшествие серьезное и повлияет ли оно на программу?
Как устроен китайский космический корабль «Шэньчжоу»
«Шэньчжоу» (в переводе с китайского языка — «Волшебная ладья») — это серия пилотируемых космических кораблей, разработанная в КНР. В настоящее время они используются для доставки экипажа из трех человек на орбитальную станцию «Тяньгун» («Небесный дворец»). Конструктивно «Шэньчжоу» во многом схож с российскими кораблями семейства «Союз». Китайский корабль включает три основные части: орбитальный отсек, спускаемый аппарат и приборно-агрегатный отсек.
Как устроен и работает космический корабль «Союз»
В передней части находится орбитальный отсек, где китайские космонавты проводят большую часть времени (кроме запуска и посадки). Его китайское название «гуйдао цан» можно перевести как «орбитальный отсек».
В средней части находится спускаемый аппарат, в котором экипаж стартует на орбиту и возвращается на Землю. Его китайское название «фаньхуэй цан» переводится как «возвращаемый отсек».
В задней части корабля находится приборно-агрегатный отсек с двигательной установкой, топливом и служебными системами. По-китайски он именуется «туйцзинь цан», что переводится как «двигательный отсек».
Читатели Pro Космоса часто задают вопрос: почему наши авторы называют людей из Поднебесной, покоривших орбиту, «китайскими космонавтами», а не «тайконавтами», как это принято в западных источниках? Ответ прост: находясь в России, мы используем отечественную терминологию для обозначения граждан КНР, участвующих в космических полетах. Хотя существуют и китайские слова вроде «хантяньюань» (путешествующий по небу) или «юйханъюань» (мореплаватель во вселенной), они звучат непривычно. Интересно, что термин «тайконавт» не используется в самом Китае и встречается лишь в материалах для зарубежной аудитории.
Что произошло с космическим кораблем «Шэньчжоу-20»
Китайская пилотируемая космическая программа впервые столкнулась с подобными трудностями. Из-за столкновения с космическим мусором в иллюминаторе возвращаемого аппарата корабля «Шэньчжоу-20» возникли трещины.
Напомним: на тот момент китайская станция «Тяньгун» имела свою стандартную Т-образную конфигурацию и состояла из трех основных частей: базового модуля «Тяньхэ» («Небесная гармония»), лабораторного модуля «Вэньтянь» («Вопрошание к небесам», пристыкован по правому борту) и лабораторного модуля «Мэнтянь» («Мечты о небесах», пристыкован по левому борту). К кормовому порту «Тяньхэ» был пристыкован транспортный грузовой «Тяньчжоу-9» («Небесный корабль»).
Кроме того, на станции находились пилотируемые транспортные корабли «Шэньчжоу-20» и «Шэньчжоу-21». Первый прибыл на станцию 24 апреля 2025 года с космонавтами Чэнь Дуном, Чэнь Чжунжуем и Ваном Цзе. Второй прилетел 31 октября 2025 года со сменным экипажем в составе Чжана Лу, У Фэя и Чжан Хунчжана.
Последние оставались на борту, а экипаж «Шэньчжоу-20» должен был вернуться на Землю. Но возвращение было отложено из-за повреждения корабля. После анализа ситуации из-за возможной угрозы для жизни, Чэнь Дуна, Чэнь Чжунжуя и Вана Цзе, которые провели на орбите почти 204 дня, было решено вернуть на Землю на корабле «Шэньчжоу-21». В результате последний успешно приземлился на площадке «Дунфэн» в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая.
Для возвращения экипажа, оставшегося на станции, решено задействовать беспилотный «Шэньчжоу-22», который будет запущен 25 ноября. После его стыковки с «Тяньгуном», «Шэньчжоу-20» вернётся на Землю без космонавтов.
С момента отстыковки от переднего порта станции и до возвращения на Землю прошло всего пять часов.  Таким образом «Шэньчжоу-21» стал первым за время работы китайской станции пилотируемым транспортным кораблём, который провёл в космосе такое короткое время — всего 13 суток и 11 часов.
Это также первый случай в Китае, когда на корабле стартовал один экипаж, а вернулся другой. Такой подход уже давно — с конца 1970-х — используется в практике советских и российских орбитальных станций.
Экипаж «Шэньчжоу-20», девятой длительной экспедиции на «Тяньгун», установил новый китайский рекорд по времени пребывания в космосе — 203 суток и 23 часа — и превзошел предыдущий рекорд (миссия «Шэньчжоу-18» длилась 192,2 суток).
Командир Чэнь Дун стал китайским космонавтом с наибольшим суммарным опытом полётов. Он провёл на орбите 418 суток и 15 часов и в результате поднялся на 39-е место в общемировом зачете. Чэнь Дун стал первым китайским космонавтом, превысившим порог 400 суток на орбите, и третьим, кто провел на орбите более года (365 суток — Цай Сюйчжэ, 375 суток — Е Гуанфу).
Чэнь Дун присоединился к Цзин Хайпэну как второй китайский космонавт, летавший на четырех разных кораблях «Шэньчжоу». Цзин Хайпэн участвовал в четырtх миссиях, а Чэнь Дун — в трех.
1 / 9




CMSЭкипаж «Шэньчжоу-20» в креслах внутри спускаемого аппарата













Что стало с научными экспериментами «Шэньчжоу-20»
Четыре мыши, стартовавшие на «Шэньчжоу-21» и планировавшие вернуться на «Шэньчжоу-20» через пять суток пребывания на орбите, оказались единственными «пассажирами», не сменившими корабль.
Помимо космонавтов, на борту «Шэньчжоу-21» находились 46,7 кг грузов, включая результаты 26 научных экспериментов, сообщил Инженерно-технологический центр космического применения при Академии наук Китая (АНК). Это уже девятая отправка материалов из орбитальной лаборатории. Корабль доставил на Землю данные исследований в области биологии, материаловедения и горения.
После приземления мыши прошли «полевую обработку». Ученые будут анализировать их поведение и физиологические показатели, чтобы понять, как животные реагируют на стресс и адаптируются к космическим условиям. Эти данные помогут понять влияние космоса на живые организмы.
Все об экспериментах на «Бионе‑М»: зачем Россия отправляет животных в космос в 2025
Другие биологические образцы, такие как рыбка данио-рерио, водоросли, микроорганизмы и органоиды мозга, а также материалы для экспериментов в области материаловедения и горения, были извлечены на месте посадки и оперативно переданы в пекинский Инженерно-технологический центр. После проверки их передали исследовательским группам. Оставшиеся образцы доставят вместе со спускаемым аппаратом «Шэньчжоу-21».
Ученые проведут транскриптомное секвенирование клеток, чтобы изучить изменения, вызванные микрогравитацией, и определить ключевые биологические механизмы. Это поможет разработать новые методы профилактики и лечения заболеваний.
Центр также исследует микроструктуру, химический состав и распределение элементов в материалах, таких как вольфрамово-гафниевые сплавы, магнито-мягкие материалы и монокристаллы. Эти исследования покажут, как микрогравитация влияет на рост материалов, их состав и эксплуатационные характеристики в космосе.
Результаты помогут создать защитные материалы для солнечных батарей, оптических волокон и лунной инфраструктуры. Это обеспечит поддержку спутниковой связи и космических исследований.
После возвращения материалов из экспериментов по горению в невесомости ученые проанализируют полупроводниковые наноматериалы, образцы сажи и характеристику образования наноуглеродных частиц. Эти исследования могут способствовать развитию внеземного синтеза наноматериалов, новых энергетических систем, космической пожарной безопасности и производства функционального наноуглерода.
Экипажи девятой и десятой экспедиций провели вместе на космической станции почти две недели, установив новый рекорд: с момента запуска «Шэньчжоу-15» передача вахты не превышала пяти суток.
За это время команда девятой экспедиции завершила все запланированные эксперименты и четыре выхода в открытый космос. Первые два прошли 22 мая и 6 июня, их продолжительность составила 7 часов 59 минут и 6 часов 25 минут соответственно. Эти выходы выполнили Чэнь Дун и Чэнь Чжунжуй. Третий выход, который длился 6 часов 47 минут, состоялся 15 августа, его провели Чэнь Дун и Ван Цзе. Последний выход, продолжавшийся 5 часов 50 минут, состоялся 19 сентября и также был выполнен Чэнь Чжунжуем и Ваном Цзе.
Рекордные выходы китайских космонавтов в открытый космос
Командир Чэнь Дун установил рекорд китайской космической программы, совершив шесть выходов в открытый космос за время экспедиции. Общая продолжительность этих выходов составила 37 часов 4 минуты.
Операция возвращения экипажа космического корабля «Шэньчжоу-20»
Парадоксально, но главной задачей большинства выходов в открытый космос экипажа «Шэньчжоу-20» и нескольких выходов экипажа «Шэньчжоу-19» стала установка панелей защиты от микрометеороидов и космического мусора. Эти панели были смонтированы вокруг люка шлюзовой камеры и двигателей модуля «Вэньтянь».
Первый выход в открытый космос состоялся из модуля «Тяньхэ», а не из шлюзовой камеры «Вэньтяня». С миссии «Шэньчжоу-14» этот модуль не используется для выходов в открытый космос, так как разгерметизация переходного отсека «Тяньхэ» блокирует доступ в остальные модули и к пристыкованному кораблю «Шэньчжоу».
Проверка на прочность экипажа «Шэньчжоу-20» началась 5 ноября. В этот день Канцелярия программы пилотируемой космонавтики Китая (CMSA) опубликовала странное сообщение о том, что возвращение корабля, запланированное на этот день, отложено из-за попадания в него фрагмента космического мусора или повреждения метеороидом. Никаких подробностей об инциденте не было предоставлено.
Через три дня в китайских соцсетях появились слухи о возможном запуске беспилотного «Шэньчжоу-22» в качестве «спасательного» варианта. 11 ноября CMSA официально заявила, что принимаются все меры для безопасности экипажа «Шэньчжоу-20». К заявлению было приложено видео, на котором показаны транспортировка запасной ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» Y22. То, что это именно Y22, эксперты поняли, поскольку ракета «позировала» на фоне двух открытых отсеков здания вертикальной сборки. При штатном вывозе на старт открывают только один отсек.
Ранее в официальных СМИ сообщалось, что «всякий раз, когда запускается «Шэньчжоу», ракета для следующей миссии собирается и готова к запуску на случай возникновения чрезвычайной ситуации». На опубликованных 11 ноября изображениях верхняя часть ракеты не показывалась, поскольку «Шэньчжоу-22» еще не был с ней интегрирован (но и скрывать это, правда, не было необходимости).
Таким образом, все данные указывали на то, что миссия «Шэньчжоу-22» будет заключаться в отправке резервного корабля. Тем не менее оставалась неясность относительно порядка действий. Логично было предположить, что запуск «Шэньчжоу-22» будет осуществлен до возвращения экипажа «Шэньчжоу-20». Это позволило бы избежать ситуации, когда космонавты остались бы на станции без «спасательной шлюпки» на случай экстренной ситуации. Правда, для этого пришлось бы отстыковать грузовой корабль «Тяньчжоу-9».
Наблюдатели отмечали, что все это напоминает происшествие с «Союзом МС-22» на станции. Тогда утечка охлаждающей жидкости вынудила запустить к МКС беспилотный «Союз МС-23» в качестве замены. Недавно нечто подобное случилось с американским кораблем Starliner CFT, экипаж которого был вынужден вернуться на Crew Dragon миссии Crew-9.
«Эффект бабочки»: на МКС начались проблемы из-за Starliner
Корабль SpaceX стартовал всего с двумя астронавтами вместо четырех, чтобы освободить место для двух членов экипажа корабля Boeing. Это было сделано после того, как выяснилось, что возвращение на «Старлайнере» может быть небезопасным из-за проблем с системой подачи топлива.
Другими словами, китайские эксперты, по-видимому, сочли ситуацию серьезной, но не критической, которая потребовала бы эвакуации всего экипажа с космической станции.
Насколько серьезно поврежден корабль «Шэньчжоу-20»
12 ноября ситуация резко изменилась, когда появился NOTAM — предупреждение для авиации о закрытии воздушного пространства в определенном районе. В документе говорилось о посадке «Шэньчжоу» 14 ноября в промежуток с 08:20 до 08:50 по UTC. Никаких деталей не было, но все ожидали, что садиться будет «Шэньчжоу-20».
Однако загадка разрешилась всего за десять часов до посадки: китайские СМИ сообщили, что на Землю возвращается корабль «Шэньчжоу-21» с экипажем «Шэньчжоу-20». Параллельно стало известно, что проблемы возникли из-за трещин в одном из иллюминаторов спускаемого аппарата последнего. Но никаких подробностей и фото СМИ не представили.
1 / 9




СиньхуаОфициальное фото экипажа корабля «Шэньчжоу-21» перед стартом













Иллюминаторы «Шэньчжоу» состоят из трех слоев. Первый рассчитан на высокие температуры при входе в атмосферу, но не обеспечивает полной герметичности. Два других слоя — герметичные стеклянные панели, которые дублируют друг друга для безопасности.
Первые советские корабли типа «Союз» имели похожую конструкцию иллюминаторов, но начиная с «Союза-Т» внешняя панель сбрасывается при спуске (при входе в атмосферу она загрязнялась продуктами абляции теплозащиты, а космонавты должны были видеть, что происходит на участке парашютирования и после приземления).
Теоретические исследования показали, что боковые части станции «Тяньгун», где находился «Шэньчжоу-20», наиболее подвержены ударам космического мусора. Поэтому логично предположить, что трещины появились во внешнем слое иллюминатора. Если бы они были во внутренних стеклах, риск разгерметизации был бы гораздо выше.
Центр управления полетом считает, что проблема связана с космическим мусором. Но даже если это не так, ситуация с «Шэньчжоу-20», пристыкованным к станции, оставалась серьезной, хотя и не критической. Поэтому решено вернуть «Шэньчжоу-21» до стыковки «Шэньчжоу-22».
Если потребуется экстренная эвакуация, экипаж «Шэньчжоу-21» сможет использовать «Шэньчжоу-20». Наблюдатели полагают, что повреждённым кораблём можно пользоваться в исключительном случае. Если бы это было не так, CMSA не стала бы рисковать и первым запустила бы «Шэньчжоу-22». Ведь космонавты облачены в аварийно-спасательные скафандры, которые позволяют пережить возможную разгерметизацию.
Ограничивающими факторами в этой ситуации могли бы стать запасы продовольствия на станции, которые позволяют обоим экипажам жить вместе. Пространства достаточно: три основные каюты находятся в модуле «Тяньхэ», а в модуле «Вэньтянь» есть еще три, которые можно использовать для совместного проживания.
Однако грузовой корабль «Тяньчжоу-9», пристыкованный к кормовому узлу модуля «Тяньхэ» в июле 2024 года, привез достаточно продуктов. А при необходимости в январе 2026 года можно запустить «Тяньчжоу-10». 
Можно ли направить к китайской станции другой корабль
Китайская станция «Тяньгун» в плане резервирования космических аппаратов имеет более ограниченные возможности по сравнению с МКС. Теоретически привлечение иностранных кораблей для поддержки ее работы возможно, но сталкивается с серьезными политическими препятствиями.
«Небесный дворец» будущего: чем «Тяньгун» превосходит МКС
Грузовые корабли Crew Dragon и Dragon v2, а также Starliner используют андрогинную систему стыковки, схожую с китайской. Обе системы основаны на советском андрогинно-периферийном агрегате АПАС-89/95, применявшемся на космической станции «Мир», но полной совместимости их, скорее всего, нет. Да NASA и законом запрещено сотрудничать с китайскими космическими правительственными организациями.
Современные российские корабли «Союз МС» и «Прогресс МС» для работы с китайской станцией не подходят по нескольким причинам. Во-первых, наклонение орбиты станции делает ее недоступной для запуска с Байконура. Во-вторых, российские корабли используют несовместимую систему стыковки «штырь/конус». Лишь «Союз ТМ-16» был оснащен системой агрегатом АПАС для стыковки с модулем «Квант» станции «Мир», хотя изначальный план предполагал стыковку с многоразовым кораблем «Буран».
Несмотря на то, что на данный момент ситуация под контролем, это первый серьезный кризис для китайской пилотируемой космической программы с момента ее начала в 2003 году.
Наблюдатели отмечают, что китайская программа отличается минимальным количеством серьезных проблем. Китай — единственная страна с собственной пилотируемой программой, не потерявшая ни одного космонавта. Строительство и сборка станции «Тяньгун» прошли без серьезных сбоев, что привело к тому, что этот этап даже посчитали «скучным». Тем не менее вполне возможно, что проблемы были, просто они оставались неизвестны общественности.
Как показывает опыт других космических держав, такие ситуации проверяют на прочность организации, участвующие в космической программе, и выявляют пределы возможностей специалистов. Первый этап проверки китайцы выдержали.
Космические корабли принято делить на поколения, но по каким критериям? Сделали разбор шести поколений — от «Востока» до Starship.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьkp.ru

Пленники космоса-2: китайские космонавты спасли товарищей, но сами оказались в беде



Драма разворачивается на китайской орбитальной станции Тяньгун. height=100% width=100%
Драма разворачивается на китайской орбитальной станции Тяньгун.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS.
Драма разворачивается на китайской орбитальной станции Тяньгун. Напомним: пристыкованный к ней космический корабль Шэньчжоу-20 получил удар неизвестным предметом: то ли мусором, то ли метеоритом. Лететь на нем на Землю нельзя. На станцию отправился корабль Шэньчжоу-21, на нем пленники орбитальной станции благополучно вернулись домой. Но корабль прилетел с тремя космонавтами (Чэнь Дун, Чэнь Чжунжуй и Ван Цзе), и теперь в ловушке они. Товарищей спасли, и себя под удар подставили. В беседе с KP.RU академик Российской академии космонавтики Александр Железняков назвал ситуацию серьезной: случись что на орбите сейчас, эти люди здорово рискуют.
Западные СМИ ухватились за инцидент и размусоливают его со всех сторон. Понятно, что налицо желание как-то оправдаться за вопиющую историю на МКС, когда из-за поломки корабля Starliner двое космонавтов (Бутч Уилмор и Суни Уильямс) оказались пленниками орбитальной станции почти на 10 месяцев, и вернуть их удалось путем сложных комбинаций. Мол, не только у нас так – посмотрите на китайцев. Хотя навскидку у китайцев все не так ужасно: в статусе «пленников» они всего несколько дней, не месяцев.
Да, стремление драматизировать ситуацию на Тяньгун налицо, говорит Александр Железняков, но на самом деле картина не из приятных.
Цитировать- На Шэньчжоу-20 лететь нельзя, он серьезно поврежден: согласно последним сообщениям, в иллюминаторах появились трещины. На станцию собирается следующий корабль, Шэньчжоу-22. Но, пока он не стартовал, сложился опасный момент. Случись сейчас что на орбитальной станции, этим троим не помочь,
- говорит он.
Шэньчжоу-22 собирался стартовать в апреле, с людьми, чтобы сменить экипаж, но планы поменялись. Согласно последним данным, старт состоится 25 ноября, и без людей. Таким образом, трое пленников получат пристыкованный к орбитальной станции пустой исправный корабль. Шэньчжоу-20, получивший пробоину, попытаются посадить в беспилотном режиме, чтобы разобраться, что именно с ним стряслось, говорит Александр Железняков. Китайцев выручает то, что у них этих Шэньчжоу – как в Бразилии донов Педро, стоит стартовать одному, на стартовый стол едет следующий, настоящий конвейер.
Срок «плена» всего лишь до 20-х чисел ноября кажется несерьезным, ну, посидят, но на самом деле за эти дни может случиться всякое. Мы не знаем, что именно ударило по Шэньчжоу-20, может, станция оказалась в облаке космического мусора. К тому же разворачивается метеорный поток Геминиды. В свое время его частицы били по кораблю Союз МС-22 и сломали его. В случае серьезного удара по орбитальной станции даже китайцы с их грандиозным ракетным парком спасти экипаж не смогут.
Рассчитывать на помощь со стороны тоже не приходится. Теоретически могла бы помочь Россия, говорит Александр Железняков. И не беда, что у нашей и китайской техники не совпадают стыковочные узлы. В конце концов, между кораблями можно перебраться прямо по космическому пространству, такой опыт есть. Но вряд ли у России стоит запасной, готовый стартовать, Союз. В этом смысле риски на МКС существенно меньше, чем у национальной орбитальной станции. На МКС много кто летает, не Союз, так Dragon. На Тяньгун ты можешь рассчитывать только на ресурсы своей страны.
Когда МКС затопят, и Россия построит собственную орбитальную станцию (по планам, это случится в конце десятилетия), нам также надо подумать о запасе всегда стоящих на стартовом столе кораблей.
Цитировать- Запасной корабль – это всегда полезно, - говорит Александр Железняков, - Насколько я знаю, такая концепция готовится и прорабатывается. Раньше все упиралось в финансы, держать такой резерв – дорого.

Складывается ощущение, что прежние стратегии орбитальных полетов перестают работать. Ведь лет 50 назад на орбите вообще не было космического мусора, а сейчас инцидент за инцидентом. Впрочем, это ощущение обманчиво, говорит Александр Железняков:
-
ЦитироватьРиски столкновений с инородными телами допускали и закладывали еще на заре космической эры. В этом смысле нам никакую концепцию полетов менять не надо. Другое дело, что ни тогда, ни сейчас у нас нет толком возможности парировать такое столкновение. Стараются обезопасить корпус корабля, устанавливают экраны, но этого недостаточно. Да, мусора стало существенно больше. А летать все равно надо. Это риск. Риск будет расти. Нам с этим придется жить,
- резюмирует он.
По разным оценкам, сейчас на орбите – около 20 тысяч крупных осколков старых спутников, но никто не знает, сколько мелких, видимо, миллионы. Даже песчинка, летящая со скоростью километры в секунду, может наделать дел. Количество мусора быстро растет после примерно 2020 года, когда стали запускать мини-спутники. Живут они недолго, отработав, теряют управление и сталкиваются друг с другом, порождая рои обломков. Решения проблемы пока не просматривается. Появляются разные концепции (сбивать лазером, ловить в сеть), но все нерабочие.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьРассчитывать на помощь со стороны тоже не приходится. Теоретически могла бы помочь Россия, говорит Александр Железняков. И не беда, что у нашей и китайской техники не совпадают стыковочные узлы. В конце концов, между кораблями можно перебраться прямо по космическому пространству, такой опыт есть. Но вряд ли у России стоит запасной, готовый стартовать, Союз.
Расскажите кто-нибудь Железнякову про наклонение орбиты и про возможность запуска с Байконура на китайское наклонение. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер