• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

mosregtoday.ru

Представители Подмосковья вошли в число победителей премии «Россия — страна возможностей»
Дарья Григорьева


Представители Подмосковья вошли в число победителей премии «Россия — страна возможностей»
Жители Подмосковья одержали победу на премии «Россия — страна возможностей»


Фото: [пресс-служба проекта]

Два жителя Подмосковья вошли в число победителей второго сезона Премии Президентской платформы «Россия – страна возможностей» – инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Олег Артемьев – в номинации «Медиа», а также Андрей Богданов – в спецноминации «Страну меняют люди» от Агентства стратегических инициатив. Об этом сообщили в пресс-службе проекта.
Торжественная церемония награждения победителей прошла в Мастерской управления «Сенеж», жюри определило 10 лучших участников из девяти регионов России. Премия была создана по поручению президента России Владимира Путина для объединения людей, которые реализуют социально значимые идеи, развивают науку, культуру, образование, спорт и так далее.
Цитировать«Эта престижная премия вручается талантливым, целеустремленным, неравнодушным людям самых разных возрастов и профессий, которые своим трудом и мастерством, активным участием в исследовательских, просветительских, творческих, благотворительных, экологических, волонтерских проектах меняют жизнь к лучшему, вносят весомый вклад в развитие страны, своим примером вдохновляют других», – отметил в своем обращении Путин.
Генеральный директор Президентской платформы «Россия – страна возможностей», ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин подчеркнул, что финалисты дополняют друг друга, продолжают учиться и становятся настоящей командой, чтобы вместе создавать проекты, которые меняют жизнь к лучшему. Победителей выбрали с учетом экспертной оценки и народного голосования в мессенджере МАХ. Каждый из них получит индивидуальное продвижение, медиа-сопровождение, возможность стать амбассадором платформы «Россия – страна возможностей» и выступать спикером или экспертом на крупных федеральных мероприятиях.
Ранее губернатор Московской области Андрей Воробьев подчеркнул важность культурных событий для жителей Подмосковья.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Проекты
6 декабря 1969 впервые стартовал БОР-2 – отечественный летательный аппарат с несущим корпусом
6 декабря 2025 года, 08:00
IAuthor avatarРита Титянечко
Советская аэрокосмическая программа «Спираль» могла опередить время, подарив миру первый многоразовый орбитальный самолет. Чтобы понять, как он будет вести себя при входе в атмосферу на гиперзвуковой скорости, инженеры создали серию испытательных аппаратов БОР. Их полеты, в том числе, заложили фундамент для «Бурана».
В 1960-х годах Советский Союз начал разработку принципиально новой воздушно-космической системы «Спираль», которая являлась ответом на американский проект X-20 Dyna Soar. Ключевым элементом был орбитальный самолет, запускаемый с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика.
Для уточнения характеристик орбитального самолета по результатам продувок в аэродинамических трубах, а также определения параметров его устойчивости и управляемости аппарата на различных участках полета были созданы летающие модели-аналоги, получившие название БОР (Беспилотный орбитальный ракетоплан). Они выполнялись в масштабе 1:3 и 1:2 от оригинала.
БОР-2 стал логичным продолжением испытаний его предшественника - деревянной модели БОР-1, сгоревшей при спуске тремя месяцами ранее. 6 декабря 1969 года он впервые стартовал с полигона Капустин Яр. 
Основная программа полета была выполнена, однако на высоте около 25 км произошел отказ системы управления. Аппарат перешел на траекторию баллистического спуска и начал неконтролируемо вращаться, из-за чего парашютная система не смогла обеспечить его мягкое приземление. Программа испытаний продолжилась, и последующие запуски БОР-2 и более крупного БОР-3 (масштаб 1:2) позволили получить бесценные данные.
Хотя сама программа «Спираль» была позже закрыта, ее наработки нашли применение в будущих проектах. Прежде всего, БОР-4 стал испытательной базой для теплозащиты будущего «Бурана», БОР-5 проверял аэродинамические характеристики многоразового корабля на сверхзвуковой скорости, а на БОР-6 предполагалось провести эксперименты по радиосвязи на плазменном участке спуска.
Подробнее об устройстве аппарата БОР-4 и его полетах читайте в разборе эксперта Pro Космоса Игоря Афанасьева.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Проект БОР-4: как США охотились за советским прототипом «Бурана»

Космический архив
Проект БОР-4: как США охотились за советским прототипом «Бурана»
5 декабря 2025 года, 15:00
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
5 декабря 1980 года состоялся суборбитальный полет аппарата БОР-4С. Под этой аббревиатурой скрывался прототип беспилотного орбитального ракетоплана, предназначенного для проверки технологий, которые планировалось использовать в многоразовом орбитальном корабле «Буран». Как был устроен БОР-4, для чего предназначался и как проходили его полеты, объяснил эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев.
Содержание
1Зачем кораблю «Буран» нужна была теплозащита2Как испытывали систему теплозащиты корабля «Буран»3Устройство летательного аппарата БОР-44Первые полеты аппарата БОР-45Как США и Австралия охотились за русским мини-шаттлом БОР-46Итоги советской программы БОР-4
Спойлер
БОР-4 — это беспилотный орбитальный ракетоплан, который использовался для отработки теплозащиты будущего корабля «Буран» в условиях реального космического полета. Какие проблемы нужно было решить инженерам и почему эта программа так сильно возбудила американцев?
Зачем кораблю «Буран» нужна была теплозащита
С первых этапов создания «Бурана» стало очевидно, что камнем преткновения при разработке орбитального корабля станет система тепловой защиты, эффективно работающая как в космосе, так и при спуске в атмосфере. Необходимо было создать многоразовое покрытие, которое бы не пропускало тепло к основным конструкциям аппарата и могло работать в экстремальных условиях от -120 до +1700 °C. Последние температуры характерны для критических зон, таких как носовой обтекатель и передние кромки аэродинамических поверхностей.
На тот момент в Советском Союзе не было материалов, сочетающих высокую термостойкость, жаростойкость, прочность, низкую теплопроводность, малую плотность и возможность многократного использования. Эксперименты с металлическими покрытиями, проведенные в конце 1960-х — начале 1970-х годов в авиационном истребительном Опытно-конструкторском бюро №155 (ОКБ-155) под руководством Артема Микояна в рамках программы «Спираль», лишь обозначили круг нерешенных проблем.
Советская авиационно-космическая система «Спираль» включала гиперзвуковой самолёт-разгонщик, двухступенчатый ракетный блок и орбитальный самолёт. Система должна была взлетать горизонтально, с использованием разгонной тележки. Самолёт-разгонщик поднимал систему в стратосферу и разгонял до гиперзвука, затем отделялся, и включались ракетные ступени. Они ускоряли орбитальный самолёт до первой космической скорости.
Довести «Спираль» до орбитальных полётов не удалось — программа была закрыта при начале разработки проекта «Буран».
24 февраля 1976 года было основано Научно-производственное объединение (НПО) «Молния». Это предприятие отвечало за создание планера для многоразового орбитального корабля «Буран». Главный конструктор предприятия Глеб Лозино-Лозинский позже вспоминал, что металлическая теплозащита «Спирали» из жаропрочных сплавов казалась слишком тяжелой, громоздкой и ненадежной. Поэтому решили искать другие материалы, включая керамику, как в американском шаттле. В СССР не было кварцевого песка для производства нитей, из которых спекали теплозащитные плитки. Планировали даже импортировать песок из Бразилии.
В конце концов песок удалось найти и в СССР, но технологию изготовления элементов теплозащиты еще предстояло разработать. Для носового кока и передних кромок был создан углерод-углеродный композитный материал, выдерживающий температуры до 1650°С. Но из-за высокой плотности он не подходил для обшивки всей поверхности — плитки получались слишком тяжелыми. Для защиты менее нагретых участков использовались материалы на основе кварцевого волокна.
Конструкция планера «Бурана» и шаттла изготавливалась из высокопрочных титановых, алюминиевых и магниевых сплавов и полимерных композитов. Они выдерживали температуру не выше 160 °С. Поэтому значительная часть внешней поверхности планера покрывалась несколькими видами многоразовой теплозащиты, которые выбирали и размещали с учетом распределения внешних тепловых нагрузок.
Что такое абляционная теплозащита
На нижней и боковых поверхностях планера, где температура может достигать 1250°С, ставились керамические плитки из высокочистого кварцевого волокна размером примерно 150 × 150 мм и толщиной от 40 до 110 мм. Внешние поверхности плиток упрочнялись эрозионностойким покрытием черного цвета из боросиликатного стекла с высокой излучательной способностью. Это позволяло эффективно отводить до 98% внешнего теплового потока за счет переизлучения в пространство.
Для защиты менее нагреваемых зон боковой и верхней поверхностей, где температура не превышала 700 °С, применялись керамические плитки из того же материала, но с внешним стеклообразным покрытием белого цвета. Оно уменьшало поглощение солнечного излучения в условиях орбитального полета. 
Как испытывали систему теплозащиты корабля «Буран»
  • Первый этап создания теплозащитных материалов для «Бурана» включал наземные испытания в тепловакуумных и плазменных установках, а также проверку на акустические и вибрационные нагрузки.
  • Второй этап включал летные испытания материалов на самолетах-лабораториях Ил-18 и МиГ-25 при до- и сверхзвуковых скоростях, с установкой образцов на наружную поверхность в зонах высоких скоростных напоров.
  • Третий этап — космические испытания для проверки работоспособности элементов теплозащиты в реальных условиях, которые предполагалось провести с помощью летающих стендов.
Здесь мог пригодится опыт специалистов Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени М.М. Громова, которые в период с 1966 по 1969 годы совместно с инженерами ОКБ-155 и других организаций разработали серию беспилотных орбитальных ракетопланов (БОР). С их помощью проводилась обширная программа исследований для определения и уточнения аэродинамических характеристик и устойчивости орбитальной системы «Спираль». Кроме того, БОРы служили для изучения тепловых потоков по поверхности летательного аппарата, испытания различных видов теплозащитных материалов и конструкций, а также отработки методов управления на границе космоса и атмосферы. В период с 1969 по 1974 годы по суборбитальной траектории были запущены семь аппаратов БОР-1, БОР-2 и БОР-3 в масштабе 1:3 и 1:2 от расчетных размеров орбитального самолета системы «Спираль».
В 1975 году в одном из отделений ЛИИ под руководством Владимира Уткина был разработан эскизный проект летно-экспериментального комплекса с аппаратом БОР-4, который с помощью ракеты-носителя К65М-РБ4 должен был запускаться с космодрома Капустин Яр по орбитальной траектории, совершать полет в космосе, аэродинамический спуск в атмосфере и парашютную посадку. Эти работы шли еще в рамках программы «Спираль».
1 / 10




buran.ruСистема «Спираль» состояла из гиперзвукового самолета-разгонщика, ракетного блока и орбитального самолета














Чуть позже началась разработка «Бурана» и его теплозащиты. Первоначальные варианты аппарата, продутые в трубах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Н.Е. Жуковского, не обеспечивали нужных критериев подобия орбитальному кораблю и требовали доработки. В результате исследований начальник отдела ЦАГИ Владимир Нейланд и заместитель главного конструктора НПО «Молния» Евгений Самсонов предложили повторить обводы носовой части «Бурана» в специальном аппарате, используя наработки по «Спирали».
«Нужно взять за основу нос «Бурана» и добавить заднюю часть для балансировки. Обеспечив правильное соотношение веса и площади миделя, получим требуемые тепловые потоки на носу. Это создаст условия, близкие к натурным, на первых рядах плиток», — вспоминал Владимир Яковлевич.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский описывал, как проект «Спираль» превратился в БОР-4: «Для проверки надежности теплозащиты и аэродинамических расчетов решили на модели космического аппарата смонтировать теплозащиту и проверить ее на траектории спуска "Бурана". Так как конфигурация орбитального самолета "Спирали" была хорошо отработана, создали модель БОР-4 в масштабе 1:2. Она обеспечивала траекторию, близкую к спуску "Бурана", и размещение плиток теплозащиты, учитывая температурные режимы и нагрузки, аналогичные натурному полету нового орбитального корабля».
Устройство летательного аппарата БОР-4
БОР-4 представлял собой автоматический летательный аппарат — уменьшенную копию орбитального самолёта «Спираль». Его аэродинамическая схема была комбинированной: на начальном этапе спуска использовался несущий корпус, а затем раскладывалось крыло. Длина аппарата составляла 3,859 м, ширина — 2,875 м, высота — 1,162 м, а масса при старте достигала 1450 кг. БОР-4 оснащался системами автоматического управления, парашютной посадки и телеметрической аппаратурой.
При запуске аппарат закрывался аэродинамическим обтекателем ракеты, а консоли крыла складывались на его спине «шалашиком». После отделения от носителя обтекатель сбрасывался, и БОР-4 начинал автономный одновитковый полет, стабилизируемый восемью микродвигателями. На втором витке аппарат ориентировался в пространстве и включал тормозную двигательную установку для схода с орбиты.
Траектория спуска и торможение рассчитывалась так, чтобы аппарат приземлялся на парашюте в заранее определенном районе. Включение двигателя над густонаселенными районами Западной Европы было сопряжено с серьезными внешнеполитическими рисками из-за возможных технических сбоев.
В процессе спуска в атмосфере консоли крыла разворачивались, определяя угол атаки для самобалансировки. Это позволяло защитить переднюю кромку крыла от высоких температур, так как воздушный поток встречался с нижним днищем крыла и «стекал» с него.
После раскладывания консолей крыло обеспечивало статическую устойчивость аппарата по курсу. Балансировка достигалась на высоте примерно 70–60 км при угле атаки 57° в первом полете и 52–54° в последующих. Управление по крену осуществлялось за счет дифференцированного отклонения консолей. Аппарат маневрировал для входа в прогнозируемую зону, учитывая тепловые потоки и перегрузки.
После аэродинамического торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы на высоте около 30 км система управления направляла БОР-4 в крутую спираль для быстрого снижения скорости. На высоте примерно 7500 м выпускался парашют. Скорость снижения 7...8 м/с свидетельствовала о необходимости приводнения для смягчения посадки. После приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем, увеличивающий плавучесть аппарата и выводящий наружу антенны поисковой системы.
Для испытания многоразовой теплозащиты на алюминиевую обшивку БОР-4 наклеивали керамические плитки из ультратонкого кварцевого волокна и гибкие маты из органического войлока на несколько слоёв фенол-формальдегидной ткани. Из-за меньшего радиуса носовой кок подвержен повышенным тепловым нагрузкам, поэтому его сделали из углерод-углеродного композита с жаропрочным крепежом, используя дополнительную волоконную теплоизоляцию.
Для надежности внутреннюю полость консолей между конструкции и плитами заполнили фетром с водой, загущенной до геля. Вода должна была испаряться, обеспечивая охлаждение при торможении и нагреве.
Телеметрическая система БОР-4 записывала данные с 150 термопар на обшивке и передавала их при пролёте над измерительными судами и на наземный пункт. Измерялись показания акселерометров, угловых скоростей, положения консолей, а также данные с датчиков температуры и давления. 
Первые полеты аппарата БОР-4
С 1980 по 1984 год на 107-й площадке космодрома Капустин Яр прошли пять пусков модификации ракет-носителей «Космос-3М», несущих аппараты БОР-4. Официально целью полетов были исследования верхних слоев атмосферы и ближнего космоса.
Первый пуск по суборбитальной траектории в сторону озера Балхаш был тестовым для летно-экспериментального комплекса. Данные с аппарата БОР-4С помогли улучшить конструкцию. В прессе сообщений о полете не было. Через полтора года состоялся успешный орбитальный запуск.
Испытания комплекса с приводнением аппарата планировалось провести на втором витке над Индийским океаном, западнее Австралии и южнее Кокосовых островов. Длина траектории полета составляла примерно 50000 км. В рамках поисково-спасательных мероприятий были задействованы корабли ВМФ СССР, которые выполняли задачи по организации связи с наземными командными пунктами, а также развертыванию сил для подъёма, охраны и эвакуации аппарата.
Для первой орбитальной миссии ВМФ отправил в Индийский океан шесть кораблей: командный пункт «Чумикан», поисково-спасательные суда «Ямал» (основной), «Апшерон» и «Донбасс» (резервные), большой противолодочный корабль «Горделивый» (уже в походе заменен на «Чапаев») и танкер «Алатырь». Для связи использовались три научно-измерительных судна — «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев» и «Космонавт Павел Беляев», оснащенные радиостанциями и аппаратурой для передачи информации.
12 апреля 1982 года отряд из трех поисково-спасательных кораблей, включая «Ямал» и «Космонавт Георгий Добровольский», вышел из Севастополя. В море к ним присоединились корабли других флотов.
Американские и австралийские самолеты-разведчики Orion постоянно облетали группу, устанавливая барьеры из буев для обнаружения подводных лодок. Иностранные разведки не могли понять цель группы из семи кораблей, пока ТАСС не сообщило о закрытии района для испытаний советской космической техники.
30 мая 1982 года корабли заняли места в «эллипсе рассеивания» площадью 1000 км². Из-за задержек запуска пропустили благоприятную погоду, начались штормы.
БОР-4 стартовал 4 июня 1982 года в полночь, и получил название «Космос-1374». Выполнив 1,25 витка по орбите, он начал спуск с боковым маневром. Через некоторое время суда стали принимать телеметрию и сигналы о раскрытии парашюта.
Из-за значительного промаха с расчетным местом посадки (почти 200 км) поисковые суда (как наши, так и австралийские) поменяли курс и устремились к месту предполагаемого приводнения.
Наконец в волнах показался БОР с высоким надувным сигнальным конусом, раскрашенным в красные и белые поперечные полосы. Катер с «Ямала» и резиновая надувная лодка с двумя водолазами направились к объекту.
Владимир Дмитриев, капитан 3-го ранга и участник событий, описывает ситуацию так: «В воздухе висело несколько наших корабельных вертолетов Ка-25... Смотреть на то, как они по очереди садятся для дозаправки на кренящиеся палубы, было страшно. Над БОРом очень низко, почти над головами, кружил самолет-разведчик ВМС США Orion с огромной фотокамерой на днище. Он мешал нашей работе (австралийский Orion уже улетел, вероятно, из-за нехватки топлива). Один из вертолетчиков не выдержал и выпустил сигнальную ракету поперек курса "Ориона". После этого самолет понял намек и улетел, начав летать по большому кругу».
1 / 10




buran.ruУстройство аппарата БОР-4














Как США и Австралия охотились за русским мини-шаттлом БОР-4
На катере, кроме экипажа, находились гражданские специалисты. Их задачей было отключить систему самоуничтожения аппарата с помощью секретного кода. До дезактивации БОР фактически превратился в плавучую мину — ни поднять, ни переместить его было нельзя.
Код ввели, но попытки поднять БОР на борт поисково-спасательного судна «Ямал» успехом не увенчались: несмотря на долгую буксировку за катером правильно подвести под аппарат сетку бортового подъемного устройства не получалось.
«Мы делали заходы, — вспоминает Владимир Дмитриев, — но ветер, течения и большая волна мешали. К этому времени топливо, вода и продовольствие закончились: корпус корабля приподнялся, а большая парусность не позволяла точно выйти на цель».
Ситуация становилась опасной. БОР разбил носовой кок о борт катера и мог затонуть. При приводнении топливо системы управления не слилось, и в любой момент военные и гражданские специалисты могли отравиться токсичными парами.
В ходе очередного этапа операции БОР наконец удалось успешно поймать в сетку, поднять на борт «Ямала» и установить на палубе. Топливо сливали дистанционно.
«Когда я наблюдал с "Чумикана", создалось впечатление, что "Ямал" взорвался, — делится впечатлениями Владимир Дмитриев. — Огненно-рыжий шар закрыл весь корабль водоизмещением шесть тысяч тонн из поля зрения. Остальное было делом техники...»
В Севастополе после завершения операции БОР встречал второй космонавт СССР Герман Титов — на тот момент генерал-лейтенант авиации, руководитель Госкомиссии и первый заместитель начальника Главного управления космических средств (ГУКОС).
Герман Титов: какой была жизнь самого молодого космонавта планеты
Уровень противодействия со стороны иностранных флотов был настолько значительным, что после завершения операции Герман Титов обратился напрямую в Комиссию по военно-промышленным вопросам (ВПК) при Совете Министров СССР с предложением: «Считаю, что существует высокая вероятность перехвата американцами. Предлагаю перенести место посадки в Черное море».
Однако второй орбитальный запуск БОР-4, состоявшийся 16 марта 1983 года, все же был выполнен с посадкой в районе Кокосовых островов.
В операции 1983 года в точке посадки БОР-4 участвовали «Чумикан», «Космонавт Павел Беляев», «Ямал», «Апшерон», «Донбасс» и большие противолодочные корабли «Ташкент» и «Способный». Приводнение было более точным, несмотря на неблагоприятные погодные условия.
Австралийские ВВС подготовились ко второму запуску гораздо лучше и сделали на этот раз более детальные фотографии эвакуации «Космоса-1445». Эксперты, анализировавшие снимки, нашли элементы, которые указывали на пилотируемый характер аппарата: иллюминаторы и теплозащиту из плиток, как у американского шаттла! Снимки вызвали интерес и спекуляции в западных СМИ, которые ошибочно предположили скорую готовность или запуск русского мини-шаттла.
Эвакуация «Космоса-1445» прошла успешно благодаря тщательной подготовке и несмотря на сопротивление иностранных судов. По словам Сергея Писарева, экипаж «Ямала» заметил снайпера на вертолете [Bell OH-58] Kiowa над местом событий. Австралийские военные корабли подошли близко, позволяя советским морякам наблюдать за матросами и смотреть западные фильмы на киноэкранах, выставленных на палубах. 
Итоги советской программы БОР-4
Третий и четвертый орбитальные полеты БОР-4 были направлены на посадку в Черное море в районе Севастополя, чтобы избежать обнаружения иностранными флотами. Однако траектория спуска проходила через воздушное пространство Великобритании и ФРГ на высотах 60-80 км, что вызвало значительный политический и дипломатический резонанс.
Третий орбитальный полет аппарата БОР-4, получивший название «Космос-1517», состоялся 27 декабря 1983 года. Западные спецслужбы и военные не получили ожидаемых фотографий, но зафиксировали передачу сообщения о выдаче тормозного импульса над Северной Атлантикой.
Четвертый орбитальный полет, известный как «Космос-1614», прошел 19 декабря 1984 года и до момента приводнения шел в штатном режиме. Однако на финальном этапе полета неожиданно сработала система самоуничтожения, и аппарат БОР-4 был полностью разрушен. Обломки так и не были найдены.
Пятый орбитальный полет не был осуществлен, так как необходимость в нем отпала после решения проблемы теплозащиты орбитального корабля «Буран» в ходе четвертой миссии на летающих моделях.
В рамках программы БОР-4 впервые были исследованы различные аспекты теплозащиты и аэродинамики на скоростях, близких к орбитальным. Ученые определили распределение температур на поверхности многоразовой теплозащиты, а также измерили температурные показатели на носовом обтекателе и прилегающем участке фюзеляжа. Они также проанализировали распределение температур и давлений у балансировочного щитка, изучили конвективные, радиационные и поглощённые тепловые потоки. Важным аспектом стало исследование влияния межплиточных зазоров и уступов на аэродинамическое обтекание и эффективность теплозащиты.
Анализ результатов измерений во время спуска с высоты от 100 км до 30 км при числе Маха 25–30 позволил обосновать оптимальные зазоры и уступы между плитками теплозащиты, разработать модель пространственного теплообмена, учитывая свойства воздуха, определить каталитическую активность покрытия в плазме, оценить риски потери плиток и уточнить температурную схему, а также предложить меры по снижению массы теплозащиты «Бурана».
На основе полученных данных началось тестирование аэродинамически подобной модели орбитального корабля в масштабе 1:8, известной как БОР-5. Ее запускали с полигона Капустин Яр на модифицированный ракете-носителе «Космос-3М». Цель испытаний — изучить аэродинамические характеристики будущего отечественного челнока во время сверхзвукового полета в атмосфере. Поскольку на этом этапе не планировали выводить модель на орбиту, БОР-5 отделялся от ракеты-носителя на восходящей ветви траектории и выполнял автономный суборбитальный полет.
После единственного полета «Бурана» осталась нерешенной проблема радиосвязи на плазменном участке спуска. В ЛИИ к 1990 году разработали модель БОР-6 для изучения радиосвязи в плазме, но из-за событий в стране работы были прекращены. БОР-4 также должен был участвовать в международной программе: по заказу Европейского космического агентства на нем предполагалось исследовать теплозащиту мини-шаттла Hermes.
Как 35 лет назад орбитальный корабль «Буран» совершил свой единственный полет
Отечественная и зарубежная общественность впервые увидела БОРы на первой в стране международной аэрокосмической выставке, которая состоялась в 1990 году на ВДНХ в Москве. Позднее, на авиакосмических салонах «К звездам-91», «МосАэрошоу-91» и -93, а также на МАКС-95, летающие модели уже не только демонстрировались, но и активно рекламировались как полноценные лётно-экспериментальные комплексы для передовых исследований в области гиперзвуковых технологий и разработки воздушно-космических аппаратов.
Примечательно, что после детального анализа снимков приводнившегося аппарата Исследовательский центр имени Лэнгли NASA приступил к углубленным исследованиям конфигурации БОР-4. Результаты этих исследований, в сочетании с ранними разработками NASA в области аппаратов типа «несущий корпус», легли в основу аэродинамической компоновки мини-шаттлов HL-20, HL-42 и Dream Chaser.
Ранее мы рассказывали о том, как рождался легендарный космический корабль «Союз». Как он выглядел и каким был его первый полет — сделали большой разбор.
На обложке статьи — визуализация Pro Космос на основе изображения с сайта buran.ru
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 06.12.2025 08:03:58Советская аэрокосмическая программа «Спираль» могла опередить время, подарив миру первый многоразовый орбитальный самолет.
Ох, боюсь я за Риту Сисянечко. Боюсь как бы она головой не повредилась. Боюсь что уже. Опасно девушке думать про такое. 
 Думала бы про обычные ракеты и всё бы было хорошо...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!