• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Биография Владимира Шаталова: первая стыковка двух «Союзов», первый «Салют» и несчастливое число 13

Космический архив
Биография Владимира Шаталова: первая стыковка двух «Союзов», первый «Салют» и несчастливое число 13
8 декабря 2025 года, 08:00
IAuthor avatarИгорь Маринин
Владимир Шаталов прослужил в отряде космонавтов ЦПК ВВС восемь лет: за это время он трижды слетал в космос, став 13-м космонавтом Советского Союза и 34-м землянином, совершившим орбитальный полет. Шаталов прошел путь от слушателя-космонавта до главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов, сменив легендарного генерала Николая Каманина. О карьере и судьбе Шаталова вспоминает академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Игорь Маринин, который был лично с ним знаком.
Содержание
1Биография космонавта Владимира Шаталова2Карьера Владимира Шаталова: подготовка к полетам в космос3Полеты Владимира Шаталова в космос4Карьера Владимира Шаталова после полета в космос5Причина смерти Владимира Шаталова6Государственные награды Владимира Шаталова7Интересные факты о Владимире Шаталове
Спойлер
Часто спрашивают, суеверны ли космонавты? Владимир Александрович Шаталов — советский космонавт №13, Дважды Герой Советского Союза, коммунист, генерал — не был суеверным человеком. Тем не менее:
  • на понедельник, 13 января 1969 года, намечался его первый старт на корабле «Союз-4». Старт был отложен;
  • второй полет состоялся в понедельник, 13 октября 1969 года, несмотря на серьезную неисправность на корабле. В итоге задача полета — стыковка с «Союзом-7» — выполнена не была;
  • Шаталов первым из советских космонавтов отправился в третий космический полет. Программа не выполнена, вместо месяца полет длился двое суток.
13-го числа в жизни Шаталова не произошло ни одного положительного события — будь то получение награды, очередного звания и квалификации, назначение в полет, свадьба или рождение детей и внуков. Рассказываем, как в судьбу космонавта часто вмешивался «понедельник 13-е».
Биография космонавта Владимира Шаталова
Владимир Шаталов — это летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. За восемь лет службы в отряде космонавтов ЦПК ВВС он трижды слетал в космос — его общий налет на космических кораблях составил 9 суток 21 час 57 минут 30 секунд. После 16 лет руководства подготовкой космонавтов он еще четыре года возглавлял Центр подготовки космонавтов.
Детство и юность
Владимир Шаталов родился 8 декабря 1927 года в городке Петропавловск Акмолинской губернии Казакской Автономной Союзной Республики (с 1991 года — Республика Казахстан). Его отец Александр Борисович был связистом на железной дороге, а во время Великой Отечественной войны работал начальником ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1». Шаталов-старший был награжден двумя орденами, тяжело ранен в обе ноги, но вернулся в строй. В 1944 году ему за строительство «Дороги жизни» в осажденный Ленинград присвоили звание Герой Соцтруда. Окончил войну в Восточной Пруссии. Владимиру было на кого равняться. Мать Зоя Владимировна, урожденная Никольская, — домохозяйка.
Несмотря на частые перемещения в связи со сменой места службы отца, Владимир рос разносторонним мальчиком. Он вспоминал: «Я с детства мечтал об авиации, много читал Жюль Верна и другую фантастику. Мечтал о том, что когда-нибудь люди полетят на другие планеты».
Личная жизнь
Со своей будущей супругой Музой Андреевной Ионовой (1928 года рождения) Владимир Шаталов познакомился во время службы летчиком-инструктором  в Качинском ВАУЛ, которое тогда располагалось в Мичуринске Тамбовской области. Муза работала в Мичуринском саду. Однажды Владимир Шаталов выполнял учебный полет на самолете Як-9В в паре с курсантом. На высоте 180 м двигатель начал сбоить. За самолетом тянулся темный дымный шлейф, но пламени еще не было. Шаталов взял управление самолетом на себя и принял решение немедленно идти на посадку. Высота не позволяла развернуться, чтобы сесть на свой аэродром. Шаталов решил посадить самолет в Мичуринский сад, который был прямо по курсу. Сесть удалось «на брюхо» посередине широкого пролета между рядами яблонь.
Шаталов рассказывал: «Как потом оказалось, я посадил свою машину на тот участок Мичуринского сада, где работала хорошо знакомая мне девушка Муза, которую я любил и на которой мечтал жениться. После "вынужденной" я долго избегал встреч с Музой — боялся, что она не простит мне поломанных деревьев. И все же мы встретились, объяснились и сыграли свадьбу».
Вскоре, 29 мая 1952 года, у них родился сын Игорь, ставший кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, преподавателем в Ленинградском механическом институте. 3 сентября 1958 года у них родилась дочь Елена, в замужестве Толубеева, ставшая преподавателем Дипломатической академии.
Муза Андреевна не бросила работы выведением различных сортов абрикосов. В итоге она защитила диссертацию, стала кандидатом, затем доктором сельскохозяйственных наук, работала в Министерстве сельского хозяйства. Скончалась в день своего рождения — 24 апреля 2017 года.
Образование
  • 1941 г. — 6-й класс средней школы №4 Ленинграда. Во время учебы занимался в авиамодельном кружке Ленинградского Дома пионеров.
  • 1943 г. — восьмилетка в родном Петропавловске.
  • 1945 г. — 6-я Воронежская спецшкола ВВС в Караганде и Липецке. После учебы каждый день добывал уголь на шахтах. Там он получил среднее специальное образование.
  • 1949 г. — Качинское Краснознаменное Военное Авиационное Училище Летчиков (ВАУЛ) им. А.Ф.Мясищева «по первому разряду». Освоил пилотирование самолетов Ут-2, Як-11 и Як-3.
  • 1965 г. — трехмесячная подготовка в Центре боевого применения ВВС в Липецке. Летал на самолетах МиГ-21у, Ил-14 и Ту-104.
  • 1956 г. — Командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии (КВВА, позже им.Ю.А. Гагарина) в пос. Монино «с отличием».
  • 1972 г. — защитил диссертацию кандидата военных наук в КВВА. 
Служба до отряда космонавтов
В середине 1930-х отец Александр Борисович поступил на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и перевез в Ленинград семью. Пока он учился, а потом воевал на советско-финляндском фронте, Владимир с матерью жил и учился в Ленинграде. В мае 1941 года Шаталов-младший окончил шестой класс Ленинградской школы, а 22 июня началась Великая Отечественная война.
Владимир не остался равнодушным. Вместе с  друзьями собирал по помойкам и квартирам бутыли, из которых потом делали зажигательные гранаты «Коктейль Молотова». Несколько раз он вместе с другими мальчиками класса выезжал в район Гатчины на строительство оборонных сооружений. Около месяца он даже был «сыном полка» в ремонтно-восстановительном поезде, в котором служил его отец.
В октябре 1941 года Владимир вместе с матерью был эвакуирован на родину в Петропавловск. В Караганде находилась в эвакуации 6-я Воронежская спецшкола ВВС. Туда в 1943-м и поступил Владимир. В 1945-м, окончив эту школу (реэвакуированную в Липецк), стал курсантом 8-й Военной авиационной школы первоначального обучения летчиков, но в том же году в связи с ее расформированием переведен в Качинское ВАУЛ.
По окончании училища лейтенант Шаталов продолжил службу летчиком-инструктором 706-го, затем 707-го учебных авиаполков в том же ВАУЛ. Освоил пилотирование самолета Як-9в.
В 1953 году Шаталов (уже старший лейтенант), как один из лучших инструкторов, был направлен на учебу в Академию. Окончив ее в звании капитана, Владимир продолжил службу сначала заместителем, а затем командиром эскадрильи, заместителем командира полка в различных частях ВВС.
В феврале 1961 года майора Шаталова назначили старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки 48-й Воздушной армии Одесского военного округа.

Карьера Владимира Шаталова: подготовка к полетам в космос
Владимир Шаталов рассказывал автору: «В 1957 году, когда я был командиром эскадрильи, услышал сообщение ТАСС о запуске первого спутника. И тогда у меня утвердилась мысль, что когда-нибудь и человек полетит в космос... А потом был полет Гагарина... Как раз в этот день, 12 апреля, я летал на самолете Су-7Б на "потолок высоты". Я летел и представлял себя в космическом корабле... Меня не покидало ощущение, что, находясь на высоте около 19 км, я нахожусь в космосе. Осенью в штаб армии пришел приказ о наборе в отряд космонавтов. Поскольку я был инструктором-инспектором и знал практически всех летчиков-истребителей армии, то мне поручили отобрать пять человек».
Еды на 10 дней, уплывший карандаш и промах при посадке: полет Гагарина
В этот список Шаталов включил себя, так как подходил ко всем требованиям. Командующий воздушной армией Павел Кутахов пытался его отговорить, но все же отпустил на медкомиссию. Из отобранной Шаталовым пятерки прошли медкомиссию двое — он и Анатолий Филипченко. На этом все кончилось. По возвращении в армию Шаталов продолжил летать и руководить войсковыми испытаниями самолета Су-7Б. Кутахов представил его на должность командира полка. Перед Шаталовым открылась большая перспектива.
Владимир Александрович рассказывал: «Я написал письма Главкому ВВС К.А. Вершинину и заместителю главкома по космосу Н.П. Каманину, где объяснил, что давно мечтаю о космонавтике, об освоении новой техники, что прошел комиссию и жду вызова... Я попросил не назначать меня на командира полка, а дать возможность пройти подготовку, как кандидату в космонавты».
Видимо, это сработало, и 16 января 1963 года после повторной медкомиссии Шаталов был зачислен слушателем в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
  • Январь 1863 — январь 1965 г. — общекосмическая подготовка.
  • Май — декабрь 1965 г. — подготовка к полету на космическом кораблем «Восход-3» по научной программе в качестве командира резервного экипажа вместе с Ю.Артюхиным.
  • Январь — май 1966 г. — подготовка к полету длительностью 16-20 суток на том же «Восходе-3» по военно-прикладной программе в качестве второго пилота дублирующего экипажа вместе с Г.Береговым.
  • Январь 1967 — январь 1968 г. — подготовка в качестве командира третьего экипажа пассивного корабля «Союз» по программе стыковки двух кораблей и перехода космонавтов из корабля в корабль вместе с Владиславом Волковым и Петром Колодиным.
  • Февраль — июль 1968 г. — подготовка в качестве командира третьего экипажа активного корабля «Союз» по той же программе.
  • Август — октябрь 1968 г. — подготовка в группе для отработки стыковки пилотируемого корабля «Союз-3» с беспилотным кораблем «Союз-2».
Про эту подготовку Владимир Шаталов рассказал: «На комплексных экзаменах я получил пятерку, Волынов — четверку, а Береговой отвечал значительно хуже нас. Назначили вторые комплексные экзамены. Я опять сдал на пять, Волынов тоже на пять, а у Берегового опять были загвоздки. Нас с Волыновым отправили на Байконур, а с Береговым провели дополнительные тренировки и вновь устроили экзамен. Он наконец получил четверку. Несмотря на это именно он был назначен в полет. Над принятием решения довлел авторитет Берегового как летчика-испытателя, а также его боевая дружба с Н.П.Каманиным. Несмотря на невысокие результаты экзаменов, посчитали, что лучше всех морально к такому риску готов участник войны, летчик-испытатель. Остальные кандидатуры (в том числе, на начальном этапе - К.Феоктистов) были отвергнуты. Береговой испытал корабль, но, к сожалению, стыковку не выполнил...».
  • 26 октября 1968 г. — был дублером пилота космического корабля «Союз-3» Георгия Берегового.
  • Ноябрь — декабрь 1968 г. — непосредственная подготовка к полету командиром активного «Союза» по программе стыковки двух пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Параллельно с программой «Союз» Владимир Шаталов готовился и по лунной программе Н1-Л3. Для этого его и Алексея Леонова отправили в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института для освоения полетов на вертолете Ми-4 с имитацией посадки на Луну. «Вся сложность заключалась в том, что надо было точно определить высоту, на которой нужно перевести лопасти вертолета на большой угол и тем самым затормозить снижение, после чего плавно и мягко приземлиться, — вспоминал Шаталов. — Если это сделаешь раньше, то вертолет затормозится и камнем упадет на землю. Если сделать это позже, то вертолет не успеет затормозиться и врубится в землю. Таких посадок надо было выполнить шесть с разной высоты и на разной скорости...
Я летел с инструктором. Передо мной шторкой все было закрыто. Инструктор выбирал площадку для посадки и резко на нее снижался по кривой, близкой к той, по которой должна была спускаться лунная кабина. На высоте около 70 м инструктор открывал шторку, и я должен был выбрать место, на которое можно сесть, и произвести посадку за 30–40 сек. Именно такой резерв времени был у лунного корабля по запасам топлива. Мы не имели права на ошибку даже на тренировке... И мы освоили это».

Дублирующий экипаж корабля "Восход-3": Георгий и Владимир Шаталов перед прыжком с парашютом. 1966 г.
Беспилотный корабль Т2К: как СССР готовился к высадке людей на Луну 
Полеты Владимира Шаталова в космос
Первый полет
Первый космический полет Владимира Шаталова состоялся 14–17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4». Старт «Союза-4» намечался на понедельник, 13 числа (13 января 1969 года). За девять минут до команды «Пуск» обнаружился отказ одного из гироскопических приборов на ракете-носителе.Владимир Шаталов стартовал в космос на следующий день и стал 13-м «Летчиком-космонавтом СССР» (13-м астронавтом США, совершившим орбитальный полет, стал Нил Армстронг, с которым Шаталов был знаком).
10 первых космонавтов Земли
В ходе полета Шаталов выполнил стыковку в ручном режиме с кораблем «Союз-5», после чего в его корабль через открытый космос перешли Хрунов и Елисеев, с которыми он возвратился на Землю.
Длительность полета составила 2 суток 23 часа 20 минут 47 секунд.
О том, как проходила стыковка, рассказывал Владимир Шаталов: «Вдруг я увидел "Союз-5" значительно раньше, чем должен был. Метров 70 осталось. Так и пролетел медленно мимо... В заданное время я включил "Иглу", которая автоматически вновь свела наши корабли. На дальности около 150 м я перешел на ручное управление. На 40 м выполнил зависание... Когда вошли в зону видимости Евпатории, я доложил, что все нормально. Получив разрешение, выполнил ручную стыковку. Переход Хрунова и Елисеева был достаточно напряженным. У Алексея улетела кинокамера, и получить киносъемки выхода Хрунова не удалось. Хрунов вышел, но перепутал фалы. Пришлось ему возвращаться назад, а Елисееву их распутывать... Ожидая прихода гостей, я вошел в бытовой отсек, подготовил фалы и подумал, что надо как-то их встретить. Взял я фломастер и на стене корабля написал "Добро пожаловать!", потом ушел в спускаемый аппарат и закрыл за собой люк. Потом с пульта управления открыл внешний люк. Ребята зашли в БО, закрыли за собой люк, уравняли давление. Я вошел к ним и помог раздеться. Ребята передали мне газеты и письма — первую космическую почту».
1 / 8
















Второй полет
Второй полет в космос Владимир Шаталов совершил на корабле «Союз-8», в экипаж вместе с ним входил Алексей Елисеев. Старт, опять намеченный на понедельник 13-го числа (13 октября 1969 года), все же состоялся, несмотря на то, что космонавты, занявшие места в корабле, обнаружили поломку одной из спиц штурвала для закрытия люка между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком.
Главный конструктор Василий Мишин взял ответственность на себя и дал команду лететь вовремя. Старт прошел нормально, но 13-е число и понедельник проявились в другом.
В этот полет Владимир Шаталов пошел по воле случая. Во время подготовки к одновременному полету трех «Союзов» со стыковкой в качестве дублирующего экипажа всех трех кораблей готовились Анатолий Куклин, Георгий Гречко и Петр Колодин. В июле Куклин был снят с подготовки по состоянию здоровья. Вместо него в экипаж назначили Хрунова. Но через три недели Хрунов попал в автоаварию и за нарушение дисциплины был отстранен от подготовки. До полета оставалось мало времени, и Шаталову предложили отдублировать командиров всех трех кораблей. Он согласился, но с условием, что бортинженером будет Алексей Елисеев, с которым они давно сработались.
На комплексных экзаменах меньше чем за месяц до старта основной экипаж «Союза-8» (Андриян Николаев и Виталий Севастьянов) показали далеко не лучший результат по стыковке. Их перевели в дублеры, а основным экипажем назначили Шаталова и Елисеева.
В ходе полета «Союз-8» должен был состыковаться с «Союзом-7», а Георгий Шонин и Валерий Кубасов с борта «Союза-6» должны были отснять этот процесс со своего корабля. Но «понедельник 13-е» вновь дал о себе знать. Из-за отказа системы сближения «Игла» корабли не смогли сблизиться на расстояние, достаточное для перехода на ручное управление, и стыковка с «Союзом-7» не состоялась. Полет продолжался 4 суток 22 часа 50 минут 49 секунд.
1 / 6




Экипаж "Союза-8": Владимир Шаталов и Алексей Елисеев










Третий полет
Третий полет Владимира Шаталова в космос состоялся 23–25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» вместе с Елисеевым и Рукавишниковым. И вновь 13-й советский космонавт полетел в космос по воле случая. В мае 1970 года для двух экспедиций на первый «Салют» были утверждены четыре экипажа. Шаталов вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым вошел в третий экипаж, который должен был дублировать экипаж второй экспедиции. 5 февраля 1971 года командира первого экипажа — Георгия Шонина, который был в экипаже вместе с Елисеевым и Рукавишниковым, — отстранили от подготовки из-за нарушения дисциплины (не пришел на тренировку), и на его место перевели Шаталова из третьего экипажа.
Так Шаталов в третий раз совершил полет с Алексеем Елисеевым. Но и тут, видимо, сыграл роль его №13. После выполнения стыковки с первой в мире долговременной орбитальной станцией «Салют» стягивание корабля и станции не произошло из-за поломки механизма стыковочного узла на корабле. Переход космонавтов на станцию не состоялся. Но и отцепиться от станции оказалось невозможным.
Владимир Шаталов рассказывал: «И мы остались "у ворот" нашего звездного дома "Салюта"со сломанным стыковочным узлом и практически пустыми топливными баками двигателей ДПО. А ведь с их помощью надо было строить ориентацию для спуска на Землю. Попытка расстыковаться не дала результатов. На Земле начали просчитывать вариант с отстрелом стыковочного узла. Хотя тогда мы потеряли бы орбитальную станцию. Николаю Рукавишникову по рекомендации одного из разработчиков стыковочного узла Всеволода Живоглотова пришлось вскрыть блок электроники и поставить перемычки на некоторые штыри электроразъема, чтобы обмануть автоматику. Благодаря этому расстыковка все-таки прошла, а топлива хватило на ориентацию и возвращение на Землю. Такой вот испытательный полет мы выполнили».
Космонавты вернулись на Землю. Полет продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 сек. 
1 / 3




Экипаж "Союза-10": Николай Рукавишников, Алексей Елисеев и Владимир Шаталов







Карьера Владимира Шаталова после полета в космос
25 июня 1971 года Владимир Шаталов выбыл из отряда космонавтов в связи с назначением помощником Главкома ВВС по обеспечению космических полетов вместо ушедшего в запас генерал-полковника Николая Каманина. Он рассказывал: «Такое назначение через несколько ступеней служебной лестницы (от инструктора космонавта-испытателя до помощника главкома) не было для меня неожиданным. Меня пытались назначить на должность начальника Центра уже после второго полета. Вызывали на собеседование в ЦК КПСС, но я "уперся рогом" и очень просил меня не назначать. Уговорил — и меня отпустили. Мне никогда не хотелось отвечать за жизнь других, тем более занимать какие-то руководящие должности. Наоборот, я везде отговаривался от всяких назначений, мне хотелось летать. Но в этот раз "отбрыкаться" не удалось. Просто вызвали в ЦК и слушать не стали, назначили без разговоров. А еще через пять дней случилась катастрофа с экипажем "Союза-11". И началась моя служба в новой должности с расследования катастрофы».
В 1986 году начальнику ЦПК Георгию Береговому исполнилось 65 лет — возраст ухода в запас генералов. Стали искать ему замену. Шаталов предложил кандидатуру Алексея Леонова, но категорически против него выступал Валентин Петрович Глушко. Он даже написал письмо в ЦК, что Леонов не достоин.
Рассмотрели кандидатуру Петра Климука. Но против были в ВВС: он замполит, да еще слишком молод и у него нет опыта руководящей работы.
Шаталов предложил наиболее опытного космонавта Владимира Джанибекова, но его «зарубил» министр обороны: «Нам нужны опытные руководители, а не хорошие водители».
3 января 1987 года генерал-лейтенант Владимир Шаталов был назначен на должность начальника Центра и совмещал эту работу с должностью помощника Главкома ВВС по космосу.
«Я столкнулся с множеством проблем, главная из которых — отстаивание самостоятельности Центра, — признавался Шаталов. — Командование Главного управления космическими средствами (ГУКОС) Минобороны пытались забрать ЦПК из ВВС к себе. Командующие ГУКОС — А.Г. Карась, а потом А.А. Максимов обещали присвоить мне звание генерал-полковника и оставить начальником Центра. Были конфликты и с В.П. Глушко, который тоже хотел прибрать ЦПК к рукам. К сожалению, моя принципиальность не всегда находила поддержку у командования ВВС. Вероятно, поэтому в сентябре 1991 года, сразу после путча, меня перевели в резерв Главкома ВВС, а в марте 1992-го я ушел в отставку».
В политику Владимир Александрович Шаталов не пошел, бизнесом заниматься тоже не стал. До последних дней жил в Звёздном городке с любимой женой Музой Андреевной, детьми и внуками.

Владимир Александрович Шаталов и Валентин Павлович Глушко
Причина смерти Владимира Шаталова
Владимир Александрович Шаталов ушел из жизни 15 июня 2021 года. Причина смерти не уточняется. Похоронен 17 июня на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах, Московская область.
Государственные награды Владимира Шаталова
  • Отечественные: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, два ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II степени, «За заслуги перед отечеством» IV степени, медали.
  • Зарубежные: ордена «Плайя Хирон» и «Солидарность» (Куба), «Карла Маркса» (ГДР), «Государственного Знамени» (ВНР), почетное звание «Герой Социалистической Республики Вьетнам» с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Хо Ши Мина, ордена «Полярная Звезда» (Монголия), «Дружба народов» (Румыния), а так же ордена Австрии и Сирии.
  • Именем Шаталова назван кратер на Луне.
Интересные факты о Владимире Шаталове
  • Владимиру Шаталову — опытному летчику, старшему инструктору-инспектору Воздушной Армии с опытом налета более 2500 часов на десятках самолетов — первое время в отряде космонавтов пришлось летать с инструктором. Владимир добился разрешения летать самому в качестве инструктора в любых условиях, днем и ночью. Во время подготовки к полетам на «Восходе» летал с бортинженером Львом Деминым, для полета на «Союзе» с Петром Колодиным. После гибели Гагарина и Серегина в авиакатастрофе всем космонавтам надолго запретили летать.
  • Владимир Шаталов стал первым в истории космонавтики командиром экипажа, который сменил свой позывной. В первом полете на «Союзе-4» у него был позывной «Амур-1». Этот позывной ему «навязали сверху», т.к. активный «Союз» должен был начинаться на букву «А», а пассивный — на «Б». И этот позывной Шаталову не нравился. Для двух последующих полетов он выбрал позывной «Гранит». Вторым командиром, сменившим позывной, стал Олег Артемьев. Позывной российско-американского экипажа «Гавайи» он сменил на «Дон» для экипажа «Союз МС-21» в составе которого были только россияне. 
  • Названия камней в виде позывных долгое время считались несчастливыми. Владимир Комаров — «Рубин» —  погиб в 1967 году при возвращении из космоса. У Павла Беляева («Алмаз») в 1965 году отказала система автоматической посадки и сам он умер в 1970 году через 4 и 10 месяцев после полета. Шаталов дважды в 1969-м и 1971-м летал с позывным «Гранит», и оба раза неудачно. «Янтари» (Добровольский, Волков и Пацаев) погибли в 1971 году при посадке. Только в 1994-м, через 23 года, Юрию Маленченко (позывной «Агат») удалось преломить невезучесть таких позывных.
Ранее мы писали о Борисе Егорове — первом в мире враче-космонавте. Как сложилась его судьба, рассказывали здесь.
Читайте также:

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


«ЗНАЧИТ, НУЖНЫЕ КНИГИ МАСК В ДЕТСТВЕ ЧИТАЛ!»

напомнил замечательную цитату из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери:

«Если желаете построить корабль, то не созывайте барабанным боем людей собирать древесину, не распределяйте между ними работу и не отдавайте приказы. Вместо всего этого, научите их тосковать по бескрайнему морскому простору.»

Что скажу.

1.  Уверен, что именно из этой формально по-юношески романтической, а по факту гениальной управленческой идеи, Илон Маск и дал старт в 2016 году своему марсианскому проекту.
🚀
Для этого и цель проекта Маск сразу обозначил именно что - «Марс как запасная планета человечества».👍
То есть и Маск «ломает инерцию»: ведь до него все лунные ли, марсианские ли проекты презентовали как «американские», «советские», «китайские», «коммерческие», а тут «общечеловеческий, что определит Будущее цивилизации».👍

Ибо это НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ, чтобы СВЕРХмотивировать сотрудников Конструкторского бюро Space X.
Которые теперь творят, креативят в режиме 24/365 не просто так, не «за зарплату», а «ради Мечты о космическом будущем человечества».

2.  Кто знает, но, возможно, без этого проекта в 2016 году у Маска не было бы ни первых спутников Starlink в 2019 году, ни первого пуска Starship в 2023 году.
Не было бы и подготовки к IPO Space X, что по инсайдерской информации намечено на 2026 год, и которое, уверен, и пройдет в высшей степени успешно, и сделает Маска «первым в истории триллионером» (в долларах).

3.  Вишенка к шоту. Получается Маск не только «серийный визионер-практик», не только «демиург, ломающий инерцию целых отраслей», но и «романтический прагматик» или «прагматический романтик», что не только прочитал в детстве много хороших книг, но и понял в них главное, что теперь позаоляет ему умело использовать лучшие управленческие и образовательные практики, созданные в СССР.
Как, кстати, делают и в Китае, создавая, а далее опираясь на внутреннюю сверхмотивацию 1.5 миллиардного народа. И ведь сделают!

А что мы в это время? Перенимаем образовательные  практики с Запада, который проиграл СССР «космическую гонку», но зато выиграл «гонку сверхпотребления»?🤔
Какие цели, такие и образование и книги... таков и результат.😡

А ведь было.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор."

🚀
❤�🔥44👍219🫡9👎7😢7🤝4🔥2👀1
2.75K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
9 декабря 1914 родился Георгий Тюлин – советский ракетчик и соратник Королева

Проекты
9 декабря 1914 родился Георгий Тюлин – советский ракетчик и соратник Королева
9 декабря 2025 года, 08:00
IAuthor avatarРита Титянечко
От командира батареи «Катюш» до руководителя Госкомиссии по космическим запускам и создателя Центра управления полетами – таков был жизненный путь Георгия Тюлина. Вклад выдающегося ракетчика долгое время оставался в тени, однако он по праву считается одной из ключевых фигур отечественной космической программы.
Георгий Александрович Тюлин родился 9 декабря 1914 года в Пензе. Его путь в большую науку начался с рабочей специальности: в 14 лет он окончил фабрично-заводское училище, получив высший пятый разряд токаря-железнодорожника. Увлекшись физикой и математикой, поступил на механико-математический факультет МГУ в 1933 году, и в 1938-м окончил его с отличием по специальности «аэродинамика».
Сразу после этого его приняли в аспирантуру Научно-исследовательского института механики МГУ. Работать там он начал еще на третьем курсе – препаратором в лаборатории аэродинамики по хоздоговору с НИИ-3, где тогда трудился будущий главный конструктор ракет Сергей Павлович Королев. Вместе они работали над проектом планера с ракетным двигателем. Но их личное знакомство состоялось позже.
В июне 1941 года Георгий Тюлин ушел добровольцем на фронт. В октябре 1941 года взвод подольских курсантов под его командованием сражался в Битве за Москву. Несколько чудом выживших курсантов и их командир были зачислены на Артиллерийские Краснознаменные курсы усовершенствования командного состава.
После окончания учебы Тюлин стал командиром 2-й Гвардейской минометной батареи 38-го отдельного Гвардейского минометного дивизиона. В мае 1942 года он стал помощником начальника штаба 3-й оперативной группы Гвардейских миномётных частей под командованием генерал-майора Тверецкого, а с августа 1942 года был начальником штаба этой группы. В июне 1942 года получил звание «капитан», в октябре 1942 года – «майор», в 1944-м – «подполковник».
В мае 1945 года его отозвали с передовой и направили в Германию для изучения немецких ракет, в первую очередь – «Фау-2». Именно в Берлине произошла судьбоносная встреча с прибывшим из Москвы Сергеем Королевым. С мая 1945 по февраль 1947 года Тюлин работал в Германии в институте «Нордхаузен», руководил расчетно-теоретическим бюро под руководством Гайдукова и Королева.
В феврале 1947 года подполковник Тюлин стал Начальником 13-го отдела баллистики 4-го Главного артиллерийского управления Советской Армии. Он возглавил расчетную группу на Государственном Центральном полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где готовил данные для запусков ракеты «Р-1» (аналог «Фау-2»), разработанной в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. С 18 октября по 12 ноября 1947 года было проведено 11 пусков.
В марте 1948 года Тюлин был переведен в 4-й Научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР, где был сначала начальником лаборатории баллистики, затем отдела теории полета ракет, заместителем начальника института и первым заместителем начальника. В 1949 году ему было присвоено звание «инженер-полковник».
В 1950 году Тюлин защитил диссертацию на степень Кандидата технических наук по теме «Внешняя баллистика управляемых ракет дальнего действия». С 1950 по 1959 год участвовал в испытаниях ракет Р-2, Р-5, Р-5М и запусках Р-7 и первых искусственных спутников Земли. За вклад в обеспечение первого полета человека в космос Тюлин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Также он руководил созданием полигонного измерительного комплекса на космодроме Байконур и командно-измерительных комплексов.
Георгий Тюлин последовательно занимал ключевые посты: с 1959 – директор головного НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш), с 1961 – первый заместитель председателя Госкомитета по оборонной технике, с 1965 – первый замминистра общего машиностроения СССР. Он возглавлял Госкомиссии по запуску кораблей «Восток-5» и «Восток-6» с Валерием Быковским и Валентиной Терешковой, «Восхода-1» с первым в мире экипажем из трех человек и «Восхода-2», с борта которого Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Под его руководством стартовали автоматические станции к Луне, Венере и Марсу.
В мае 1960 года инженер-полковник Георгий Тюлин стал генерал-майором инженерно-технической службы. В августе 1961 года его назначили заместителем Председателя Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) Совета Министров СССР. В июне 1963 года он стал первым заместителем Председателя ГКОТ и министром СССР.
После преобразования ГКОТ в Министерство общего машиностроения (МОМ) СССР в марте 1965 года Тюлин занял пост первого заместителя Министра. В 1966 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы.
Венцом организаторской работы Тюлина стало создание Центра управления полетами (ЦУП). До начала 1970-х управление велось из разрозненных пунктов, а информация передавалась с задержками. Георгий Александрович добился принципиально нового подхода, создав единый центр, оснащенный передовой вычислительной техникой, способный в реальном времени обрабатывать данные и принимать оперативные решения. Сданный в эксплуатацию в 1970 году, ЦУП стал технологическим сердцем советской, а затем и российской пилотируемой космонавтики. В 1971 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета и Постановлениям Совета Министров СССР, Тюлин получил звание генерал-лейтенанта инженера.
Выйдя в отставку в 1976 году, Георгий Тюлин вернулся в родной МГУ, где организовал и возглавил научно-исследовательскую лабораторию. Именно здесь он заложил основы для решения одной из самых актуальных современных проблем – исследования космического мусора.В 1984 году ему присвоили воинское звание "генерал-лейтенант" в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета.
Подробнее о деятельности Министерства общего машиностроения, правопреемником которого стал Роскосмос, рассказал эксперт Pro Космоса Игорь Маринин.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
⭐️ Звезда Вега: как выглядит, в каком созвездии находится и как найти на небе

Вега — наша прошлая и будущая Полярная звезда. Её яркость, необычный цвет и быстрое вращение продолжают интересовать учёных спустя века.

В северных широтах звезду можно увидеть круглый год, а на юге — высоко над горизонтом летом и ранней осенью.

🔭 Какие секреты хранит светило? Разберёмся в новом материале на сайте.
👍7118🤔16
5.5K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Где находится звезда Вега и как ее найти на небе: фото и интересные факты

Наука
Где находится звезда Вега и как ее найти на небе: фото и интересные факты
9 декабря 2025 года, 17:00
IAuthor avatarРита Титянечко
Одна из самых ярких звезд на ночном небе — Вега — видна наблюдателю с Земли невооруженным глазом. В северных широтах ее можно увидеть круглый год, а на юге — высоко над горизонтом летом и ранней осенью. Ее бело-голубой цвет говорит о высокой температуре поверхности, а быстрое вращение придает ей сплюснутую форму. Необычные характеристики светила продолжают интересовать ученых спустя века. Разберемся, где расположена звезда, в чем ее особенности и как ее найти.
Содержание
1В каком созвездии находится звезда Вега 2Как выглядит звезда Вега3Какого цвета звезда Вега4Как найти на небе звезду Вега5Интересные факты о звезде Вега6Частые вопросы о звезде Вега7Главное о звезде Вега
Спойлер
Звезда Вега примечательна не только своей яркостью, необычным цветом и быстрым вращением. Это наша прошлая и будущая Полярная звезда. Когда-то давно в прошлом по Веге мореплаватели и путешественники ориентировались в ночных водах и просторах. В далеком будущем ей снова предстоит сыграть эту роль. Как это произойдет и какие еще секреты хранит звезда Вега?
В каком созвездии находится звезда Вега 
Вега — это ярчайшая звезда в созвездии Лиры, пятая по яркости на ночном небе и вторая по яркости в северном полушарии после Арктура. Для наблюдателя из России и ближнего зарубежья — это третья по яркости звезда (после Сириуса и Арктура). Она находится относительно близко — всего в 25 световых годах от Солнца. 
История звезды уходит корнями в глубокую древность. Ее название происходит от приблизительной транслитерации арабского слова wāqi', которое переводится как «падающий» или «нисходящий». Это связано с тем, что раньше созвездие Лиры изображалось в виде падающего орла. Упоминания Веги встречаются в средневековых исламских звездных каталогах, но знали ее, конечно, гораздо раньше. Интересно, что около 14000 лет назад Вега, в связи с прецессией земной оси, была Полярной звездой и снова займет это место через 12000 лет.
Что такое Полярная звезда и как найти ее на небе 
Вега стала первой звездой после Солнца, которую сфотографировали. Это сделали Уильям Бонд и Джон Адамс Уиппл в обсерватории Гарвардского колледжа в 1850 году. Кроме того, Вега стала первой звездой (помимо Солнца), у которой был определен спектр излучения — это удалось Генри Дрейперу в 1872 году.

Stellarium WebКарта астеризма, известного как Летний треугольник. Этот астеризм состоит из трех звезд: Веги в созвездии Лиры, Альтаира в созвездии Орла и Денеба в созвездии Лебедя
Месторасположение Веги — это ключ к навигации по ночному небу. Чтобы найти звезду, нужно отыскать созвездие Лиры — небольшое, но выразительное созвездие в виде правильного параллелограмма, которое с древних времен ассоциировали с падающей на землю арфой. Сама Вега находится в верхнем углу характерной геометрической фигуры. Также звезда входит в большой астеризм, известный как Летний треугольник.
В летние ночи на средне-северных широтах Вега находится почти прямо над головой. Она скрывается за горизонтом всего на семь часов в сутки, и ее можно увидеть в любую ночь года. В Южном полушарии звезду лучше видно у северного горизонта с апреля до конца сентября.
Как выглядит звезда Вега
Вега — горячая и массивная звезда спектрального класса A0V, что делает ее бело-голубой звездой главной последовательности. Именно этим она отличается от нашего Солнца — карлика, медленно сжигающего водород в своем ядре. Вега делает это гораздо быстрее из-за своей большей массы, поэтому время ее жизни составит примерно 1 млрд лет, то есть десятую часть времени жизни Солнца.
Вега значительно превосходит наше Солнце физически: ее масса примерно в 2,1 раза больше солнечной, радиус — в 2,8 раза, а светимость выше почти в 37 раз. Она делает один оборот вокруг своей оси раз в 12,5 часа — Солнцу же для этого требуется 27 дней.
При этом Вега — относительно молодая, ее возраст оценивается примерно в 455 млн лет. Благодаря своей яркости светило долгое время принималось астрономами за точку отсчета при измерении звездных величин.
По сравнению с нашим Солнцем, Вега обладает низкой металличностью — в ее составе мало элементов тяжелее гелия. Сравнивая Вегу с другими яркими звездами, можно отметить, что она вдвое массивнее самой яркой звезды на небе — Сириуса.
Самые яркие звезды на небе: Сириус, Канопус, Арктур и другие 

skyandtelescope.orgСравнение размеров звезды Вега и Солнца
Еще одна удивительная особенность Веги была обнаружена в 1980-х годах с помощью космической обсерватории IRAS. Оказалось, что звезда окружена огромным облаком из холодной пыли и обломков — протопланетным диском. Это стало первым свидетельством того, что у других звезд могут формироваться планетные системы, подобные нашей Солнечной системе.
Основные характеристики звезды Вега:
  • Тип: звезда главной последовательности спектрального класса A0V
  • Возраст: около 455 млн лет
  • Полярный радиус: 1,64 млн км (около 2,3 солнечного)
  • Экваториальный радиус: 1,96 млн км (около 2,8 солнечного)
  • Расстояние до Солнца: 25 световых лет
  • Масса: 2,1 солнечной
  • Температура: около 9600К
  • Видимая звездная величина: 0,03
  • Скорость вращения: около 230 км/с
Какого цвета звезда Вега 
Вега имеет ярко выраженный бело-голубой цвет, который легко заметить даже невооруженным глазом при наблюдении на темном небе. Этот оттенок является прямым следствием ее физических характеристик и принципиально отличает ее от более желтых звезд, подобных нашему Солнцу, или красных гигантов, таких как Альдебаран или Бетельгейзе.
Звезда Альдебаран: в каком созвездии находится, как найти на небе
Вега — горячая звезда с температурой поверхности в среднем около 9600К (для сравнения, температура поверхности Солнца составляет около 5800К). Согласно законам физики, нагретые тела излучают свет в определенном диапазоне: чем горячее объект, тем к более коротким (синим) волнам смещается пик его излучения и человеческий глаз видит их в соответствующем цвете.

S. Rahn/Wikimedia CommonsВега — это самая яркая звезда в созвездии Лиры. Она находится всего в 25 световых годах от Солнца
Как найти на небе звезду Вега
Вегу часто называют летней звездой, поскольку именно в теплое время года ее можно увидеть в южной части неба с наступлением темноты. Лучше всего наблюдать ее в августе и в начале сентября. В северных широтах, где в том числе расположены Москва и Санкт-Петербург, наблюдать яркую звезду можно круглый год. Так, летом и в начале осени Вегу можно найти высоко в небе на юге, во вторую половину осени — на западе, зимой — на севере, весной — на востоке. 
Для наблюдения лучше выбирать ясные, безлунные ночи и отъезжать подальше от ярких огней города. Вам не понадобится никакого оборудования — Вега достаточно яркая, чтобы легко найти ее невооруженным глазом. 

Paweł BiałeckiВегу легко разглядеть на ночном небе, она одна из самых ярких звезд, видимых в Северном полушарии
  • Найдите астеризм Летний Треугольник. Это не созвездие, а огромная и очень заметная фигура из трех ярчайших звезд — Веги, Денеба и Альтаира. После заката летом и ранней осенью он располагается высоко над южной частью горизонта, а к концу лета — прямо над головой.
  • Отыщите западную вершину Летнего Треугольника. Ослепительно белая звезда с голубоватым оттенком, которая будет сиять там, — это и есть Вега. Снизу справа от нее находится Денеб, а снизу слева — Альтаир. Обратите внимание, что в Южном полушарии треугольник будет перевернут.
  • Для уверенности найдите созвездие Лиры. Оно имеет характерную форму небольшого параллелограмма, который как бы отходит от Веги. Увидев его, вы получите стопроцентное подтверждение своей находки. 
Если классический метод поиска вызывает трудности, на помощь придут современные технологии. Мобильные приложения — самый простой и быстрый способ идентифицировать любую звезду. Потребуется только запустить приложение, ввести в поиск необходимый объект и навести смартфон на небо.
Какое приложение выбрать — рассказываем в нашем обзоре.

NASA, ESA, CSA, STScI, S. Wolff (University of Arizona), K. Su (University of Arizona), A. Gáspár (University of Arizona)На этом инфракрасном снимке, полученном космическим телескопом «Джеймс Уэбб», звезду Вега окружают удивительно гладкие пылевые кольца. Внешнее пылевое кольцо аналогично поясу Койпера в Солнечной системе и простирается от 11 млрд км до 24 млрд км; за ним находится теплое пылевое гало, простирающееся на 37 млрд км
Интересные факты о звезде Вега
  • Вегу называют самой изученной звездой ночного неба.
  • На протяжении десятилетий Вега использовалась астрономами как эталон нулевой звездной величины: ее видимый блеск был точкой отсчета для измерения яркости всех остальных звезд, пока не появились более точные методы.
  • Вега вращается вокруг своей оси с невероятно высокой скоростью — выше 230 км/с на экваторе. Для сравнения, Солнце вращается со скоростью около 2 км/с.
  • Из-за быстрого вращения Вега сильно сплюснута у полюсов — ее экваториальный диаметр более чем на 20% превышает полярный. 
  • В отличие от многих других ярких звезд, таких как Сириус или Альфа Центавра, Вега считается одиночной звездой — у нее нет подтвержденных звезд-компаньонов.

NASA/JPL-CaltechХудожественное представление пояса астероидов вокруг яркой звезды Вега
Частые вопросы о звезде Вега
Как далеко звезда Вега находится от Земли? 
Вега находится на расстоянии примерно 25 световых лет от Земли [1]. Это означает, что свет, который мы видим сегодня, был испущен звездой 25 лет назад. По галактическим меркам это делает Вегу нашим близким соседом, что и объясняет ее высокую видимую яркость. Для сравнения, Сириус, самая яркая звезда на ночном небе, находится всего в 8,6 светового года от нас — в том числе поэтому и кажется ярче.
Почему звезда Вега имеет форму эллипса? 
Вега действительно имеет не сферическую, а эллипсоидальную, сплюснутую форму. Это связано с ее быстрым вращением вокруг своей оси [2]. Звезда делает один оборот примерно за 12,5 часа (Солнцу на это требуется 25,4 дня). Из-за такой огромной скорости вращения (от 230 до 270 км/с на экваторе) центробежные силы «растягивают» звезду. В результате ее экваториальный диаметр более чем на 20% превышает полярный, что и придает ей форму мандарина или тыквы.
Есть ли у звезды Вега планеты? 
Прямого и окончательного доказательства существования планет у Веги на сегодняшний день нет. Однако у нее есть протопланетный диск — пояс из газа, пыли и обломков, оставшийся после ее формирования.

NASA/JPL-CaltechХудожественное изображение планеты KELT-9b, самой горячей из известных на данный момент экзопланет, которая может напоминать потенциальный мир на орбите вокруг звезды Вега
Наблюдения двух самых известных космических телескопов — «Джеймса Уэбба» и «Хаббла» — в 2024 году показали, что эта структура необычно «гладкая». Ее диаметр составляет около 160 млрд км и она состоит из частиц разного размера — как песчинок, так и самых мелких частиц дыма, которые распределяются слоями. Однако исследователи не нашли никаких свидетельств формирования внутри околозвездного диска одной или нескольких крупных планет. 
Главное о звезде Вега
  • Вега — пятая по яркости звезда на ночном небе, альфа созвездия Лиры и вершина огромного астеризма Летний Треугольник.
  • Возраст Веги оценивается всего в 455 млн лет, что делает ее очень молодой по сравнению с нашим Солнцем, которому уже 4,5 млрд лет.
  • Около 14000 лет назад Вега была полярной звездой для Земли, и она снова займет это место примерно через 12000 лет.
  • Находясь на расстоянии всего 25 световых лет от нас, Вега в 2,1 раза массивнее, в 2,8 раза больше и в 40 раз ярче нашего Солнца.
  • При температуре поверхности около 9600К Вега излучает ослепительный бело-голубой свет.
А вы знали, почему Венеру называют «Утренней звездой»? Об этом и многом другом — какая на планете температура, сколько до нее лететь и чем похожа на Землю, — рассказывали в этом материале.
Обложка Pro Космос
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6»

Космический архив
Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-6»
10 декабря 2025 года, 08:00
IAuthor avatarИгорь Маринин
48 лет назад, 10 декабря 1977 г., с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-У», которая вывела на расчетную околоземную орбиту космический корабль «Союз-26». Пилотировали корабль командир — космонавт-испытатель, подполковник ВВС Юрий Романенко и бортинженер — Герой Советского Союза, инженер-космонавт-испытатель 3-го класса Георгий Гречко. Через сутки корабль пристыковался к стыковочному узлу на агрегатном отсеке станции «Салют-6». Георгий и Юрий перешли на борт станции и приступили к выполнению программы первой основной экспедиции, которая завершилась установлением мирового рекорда длительности непрерывного космического полета, равного 96 суткам 10 часам 8 секундам.
Содержание
1Ключевые моменты 1-й долговременной экспедиции на станцию «Салют-6»2Что такое орбитальная станция «Салют-6»3Новая стация «Салют-6» могла быть потеряна4Первый этап экспедиции на орбитальную станцию «Союз-6»5Как Георгий Гречко и Юрий Романенко реабилитировали станцию и экипаж «Салют-6»6Второй этап экспедиции на станцию «Союз-6»7Третий этап первой долговременной экспедиции на станцию «Союз-6»8Первый в мире международный экипаж на орбитальной станции «Союз-6»9«Союз-6»: новый рекорд длительности полета 
Спойлер
Ключевые моменты 1-й долговременной экспедиции на станцию «Салют-6»
  • Первая успешная стыковка с долговременной орбитальной станцией 3-го поколения.
  • Установлен мировой рекорд продолжительности космического полета.
  • Первая встреча космонавтами СССР Нового года на орбите.
  • Первая в мире экспедиция посещения.
  • Впервые в мире экипажи обменялись кораблями.
  • Успешное испытание первого в мире автоматического грузового космического корабля-танкера.
  • На станции работал первый в мире международный экипаж. 
Что такое орбитальная станция «Салют-6»
«Салют-6» (ДОС-5 № 125) — это первая станция третьего поколения серии долговременных орбитальных станций (ДОС), создаваемых с 1970 года в НПО «Энергия» (до 1974 г. — Центральное КБ экспериментального машиностроения). При той же массе, около 19 тонн, от станции второго поколения («Салют-4», ДОС-4 № 124) ДОС-5 прежде всего отличалась появлением второго стыковочного узла, располагавшегося между двумя камерами сгорания объединенной двигательной установки. Два стыковочных узла позволяли основной долговременной экспедиции принимать не только пилотируемые корабли с «экспедициями посещения», но и специально разработанные автоматические грузовые корабли «Прогресс», которые могли не только доставлять на станцию грузы, но и дозаправлять ее баки топливом. Такая возможность позволила продлить полет станции с нескольких месяцев до нескольких лет (до окончания ресурсов ключевых бортовых систем).
Для обеспечения многочисленных двигателей станции топливом на ДОС-5 объединили все топливные баки в единую систему. Это исключило прекращение полета всей станции из-за окончания топлива каких-то одних двигателей. Переходный отсек у ДОС-5 обзавелся боковым люком для выхода в открытый космос космонавтов в новых скафандрах «Орлан-Д». Были и другие конструктивные изменения.

Новая стация «Салют-6» могла быть потеряна
«Салют-6» была выведена на околоземную орбиту с Байконура ракетой-носителем «Протон-К» 29 сентября 1977 г. Уже 9 октября 1977 г. к ней стартовал корабль «Союз-25» с первой основной экспедицией, полет которой должен был продолжаться 100 дней. В экипаже — два нелетавших космонавта: подполковник ВВС Владимир Ковалёнок и инженер НПО «Энергия» Валерий Рюмин. Через сутки корабль под управлением команд с Земли и радиотехнической системы сближения «Игла» приблизился к станции со стороны переходного отсека. На расстоянии около 100 метров Ковалёнок перевел корабль в ручной режим и попытался пристыковаться к стыковочному узлу на переходном отсеке «Салюта-6». Существует две версии дальнейших событий.
Согласно первой, на расстоянии 50 м космонавты обнаружили, что станция повернута к ним бортом. Они успели затормозить корабль в полутора метрах от нее, после чего корабль и станция начали удаляться друг от друга. Когда расстояние между ними превысило километр, космонавты вновь включили систему «Игла» и под ее управлением начали облет станции. «Земля» по телеметрическим данным заметила, что расход топлива при этом слишком большой, и руководитель полёта А. С. Елисеев дал команду перейти на ручное управление. Стыковочные узлы соприкоснулись, но вместо сигнала «Механический захват» загорелся транспарант «Отвод». Корабль завис в 30 м от станции в ожидании команды с Земли. Но связи с Землей не было. Космонавты предприняли еще две попытки, но захвата так и не произошло.

Экипаж "Союза-25": Владимир Коваленок и Валерий Рюмин
Вторая версия изложена сотрудником Российского государственного архива научно-технической документации С. Х. Шамсутдиновым: «Космонавты выполнили две попытки состыковаться со станцией, но оба раза неудачно. В первом случае штанга стыковочного агрегата корабля не попала в приемный конус станции, и космические аппараты соприкоснулись своими шпангоутами. Во время второй попытки штанга корабля ударила в торец стыковочного шпангоута станции».
Руководитель полёта Алексей Елисеев рассказывал автору: «Самое сложное в этой работе – принимать решение, когда речь идет о возможной гибели экипажа. Например, когда В. Рюмину и В. Ковалёнку не удалось состыковаться с «Салютом-6». Они «зависли» около станции, истратив почти все топливо, и пытались состыковаться. В итоге они попали «в тень» станции с запасом топлива только на одну попытку посадки. На отвод корабля от станции топлива уже не было. Время идет – корабль от станции не уходит, а мы ни один двигатель включить не можем. Многие считали, что в этой ситуации через полвитка корабль и станция неконтролируемо сойдутся. И вот в такой ситуации, когда ты понимаешь, что от твоего решения во многом зависит жизнь экипажа, принять решение очень трудно. Я принял решение – ждать... И корабль отошел сам, топлива на посадку все-таки хватило...».
У создателей «Салюта-6» возник справедливый вопрос: не поврежден ли стыковочный узел на переходном отсеке станции от ударов «Союза-25»? Если поврежден и стыковка к нему невозможна, тогда все преимущества станции благодаря наличию двух стыковочных узлов исчезают. Стали бы невозможными экспедиции посещения космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос». Да и станцию не удалось бы эксплуатировать три года, как планировалось.
Первый этап экспедиции на орбитальную станцию «Союз-6»
В сентябре 1975 г. для работы в составе основных длительных экспедиций на орбитальную станцию «Салют-6» начали подготовку четыре экипажа:
  • В. В. Ковалёнок и В. В. Рюмин;
  • Ю. В. Романенко и А. С. Иванченков;
  • В. А. Ляхов и Г. М. Гречко;
  • Л. И. Попов и Б. Д. Андреев.
Единственным космонавтом в этой команде, имевшим опыт космического полета, был Георгий Гречко.
В сентябре 1976 г. для первой в мире экспедиции посещения со сменой корабля начали подготовку экипажи: В. А. Джанибеков и П. И. Колодин, А. И. Дедков и Ю. А. Пономарев. Все они также были нелетавшими космонавтами.
За годы подготовки экипажи сработались, освоили системы корабля и новой станции, сдали все экзамены и прошли комплексные тренировки. Но после неудачной стыковки Ковалёнка и Рюмина на корабле «Союз-25» с «Салютом-6» в октябре 1977 г. всё изменилось.
Государственная комиссия, проводившая «разбор полета», пришла к выводу, что в неудачной стыковке во многом вина космонавтов. И Ковалёнок, и Рюмин не имели опыта космических полетов, поэтому воздействие факторов невесомости на них в первые сутки полета было наиболее острым. Кроме того, оба были по натуре лидерами: Ковалёнок привык командовать экипажами военно-транспортных самолетов, а Рюмин до отряда работал заместителем ведущего конструктора орбитальных станций типа ДОС, и кто, как не он, знал всё о станции «Салют-6». Когда на борту возникли проблемы со стыковкой, а связи с Землей не было, космонавты не смогли принять единое и правильное решение.
Как следствие, Владимир Ковалёнок и Валерий Рюмин стали первыми в истории отечественной космонавтики, кому за первый космический полет не присвоили почетное звание «Герой Советского Союза», ограничившись лишь орденами Ленина.
Более того, комиссия приняла решение переформировать все уже подготовленные к полетам на «Салют-6» экипажи так, чтобы в каждом был хотя бы один космонавт с опытом космического полета. Это правило неизменно действовало 17 лет, и до сегодняшнего дня было всего три исключения!
В результате с конца октября 1977 г. экипажи для длительных полетов стали готовиться в следующих составах:
  • Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко (летавший);
  • В. В. Ковалёнок (летавший) и А. С. Иванченков;
  • В. А. Ляхов и В. В. Рюмин (летавший);
  • Л. И. Попов и В. В. Лебедев (летавший).
Для первой экспедиции посещения были сформированы такие экипажи:
  • В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров (летавший);
  • В. В. Ковалёнок (летавший) и А. С. Иванченков.
В результате из экипажей были выведены нелетавшие космонавты Б. Д. Андреев, П. И. Колодин, А. И. Дедков и Ю. А. Пономарев. Никто из них так и не слетал в космос.       

Борис Андреев, Петр Колодин, Анатолий Дедков и Юрий Пономарев
Как Георгий Гречко и Юрий Романенко реабилитировали станцию и экипаж «Салют-6»
Прежде чем планировать полет «Салюта-6» на годы, необходимо было убедиться, что при попытках стыковки «Союза-25» с переходным отсеком «Салюта-6» не повредился стыковочный узел станции.
Важнейшая задача — выйти в открытый космос и проверить работоспособность стыковочного узла — была поставлена первому экипажу, который полетел на станцию.
10 декабря 1977 г. Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко стартовали на корабле «Союз-26», который на следующий день успешно пристыковался к станции «Салют-6». Правда, не к стыковочному узлу (СУ) на переходном отсеке, который мог быть поврежден, а к СУ на агрегатном отсеке.
После расконсервации станции Романенко и Гречко стали готовиться к выходу в открытый космос. Для работы вне станции на предприятии «Звезда» на основе лунного орбитального полужесткого скафандра «Орлан» были созданы новые скафандры «Орлан-Д». Выход состоялся на десятые сутки полета, 20 декабря в 00:38 декретного московского времени. Выходили космонавты не из бокового люка переходного отсека (ПхО), а из люка стыковочного узла. Это позволяло исключить перемещение по внешней поверхности, чтобы осмотреть снаружи стыковочный узел.

Экипаж "Союза-26": Юрий Романенко и Георгий Гречко
Георгий Гречко рассказывал автору: «Стали выходить... Проблемы: в одном баллоне кислород не идет. Потом никак не открывался выходной люк, несмотря на то что у нас была фомка, специально изготовленная из титана по чертежам Музея криминалистики. И фомка не помогла. Схватились руками вдвоем и с огромным трудом его открыли. И потом подумали: а если он так же не будет закрываться? Останемся за бортом... И холодок пробежал по спине от такой перспективы. Во время выхода у меня ноги отмерзли».
Первым по пояс высунулся из люка Георгий Гречко. Романенко в это время страховал его, держа за ноги.
Георгий Михайлович рассказывал автору: «А страховать было сложнее, чем выходить. У него потом синяки были на руках, ведь в такой позе удерживать меня было очень трудно».
Георгий внимательно осмотрел поверхность причальной плоскости, элементы стыковочного агрегата, электрические разъемы, направляющие штыри, замки и резиновые уплотнители. Затем Гречко проверил функционирование стыковочного узла с помощью специальных инструментов. Изображение стыковочного узла транслировалось на Землю в цвете. И Гречко, и специалисты на Земле не обнаружили на СУ никаких повреждений.
Г. М. Гречко рассказывал: «...я выходил немного побольше, чем по пояс. Когда я увидел, что на стыковочном узле и разъемах нет повреждений, то решил выяснить, во что же ударился предыдущий корабль. Ведь телеметрия показывала два удара, и следы соприкосновения корабля со станцией должны были остаться. Ну я и вылез подальше, но ничего не обнаружил».
Когда Гречко втиснулся обратно, Юрий Романенко ему заявил: «Что ж это я, так и просидел в отсеке, увидел Землю и звезды только через стекло? Дай и мне посмотреть, как они там выглядят...».
«Я посторонился, — рассказывал Георгий Михайлович, — пропустил его к люку. Он тут же рванулся мимо этакой торпедой. Уже наружу выходит, как вдруг смотрю – вслед за ним плывет, извиваясь змейкой, страховочный фал, ни к чему не пристегнутый... Я успел подхватить его и спрашиваю: "Юра, ты куда лететь-то собрался?"».
Юрий Романенко прокомментировал эти слова: «По испуганному голосу Жоры я понял — он начисто забыл, что со станцией меня связывает электрокабель [скафандры «Орлан-Д» были не полностью автономными], выдерживающий на разрыв до 2 тонн и надежно закрепленный мной перед выходом на необходимую длину».
На вопрос автора об этом эпизоде Георгий Михайлович заявил: «Я однажды, уже на Земле, кому-то это в шутку рассказал, а из этого потом раздули чуть ли не смертельный номер... Юра даже начал на меня обижаться, когда я где-то об этом рассказывал. Но я очень ценю нашу дружбу и Юру как личность, и я прекратил рассказывать эту байку».

Георгий Гречко в скафандре "Орлан-Д" в шлюзовом отсеке
Время от открытия до закрытия люка составило 1 час 28 минут. Это был первый выход в открытый космос (ВКД) советских космонавтов с января 1969 года и всего лишь третий в истории отечественной космонавтики.
Георгий Михайлович рассказывал автору, что сразу после выхода он сделал устный доклад на Землю, что стыковочный узел как новенький и можно стыковаться. «Утром мне заявляют: сделай доклад по 2-й форме, — продолжил рассказ Георгий Гречко. — А в этой форме написано: "Нашел неисправность, сам отремонтировал". Я отказался так докладывать. Начали почему-то давить. Сначала руководитель полёта Алексей Елисеев, потом Владимир Шаталов: "Докладывай, как тебе сказано". Я отказался, а Романенко — человек военный — решил доложить, как приказывают. Я стал убеждать, что сотни людей слышали наш первый доклад, что ничего мы не ремонтировали, а теперь мы припишем себе эту работу. Как мы будем им в глаза смотреть? А главное — раз мы ремонтировали, значит, предыдущий экипаж сломал... Их подставим под еще больший удар, а их обвиняли тогда, даже не разобравшись. Короче, договорились, что Юра не выйдет на связь, а я доложу правду. Потом Глушко вышел на связь и тоже стал настаивать. Тогда я сказал: "Пришлите мне телеграмму, что вы мне приказываете прочитать из космоса такой-то текст, и я его прочитаю". Разговор, конечно, велся по закрытому каналу, но все равно его слышали десятки людей. Но ничего не прислали. Потом я узнал, что в ЦУПе даже ставки делали: выдержу я это давление или нет... Потом меня долго мытарили: в командировки не пускали, орден Ленина мне не хотели давать за третий полет...».
В итоге Г. М. Гречко и Ю. В. Романенко не только доказали, что стыковочный узел на ПхО цел, а Ковалёнок и Рюмин его не повредили и потому программа длительных полетов на «Салют-6» может начинаться, но и проверили систему шлюзования в переходном отсеке станции, и испытали новые скафандры в реальных условиях открытого космоса.
Второй этап экспедиции на станцию «Союз-6»
После ВКД Юрий Романенко и Георгий Гречко продолжили выполнение программы почти стосуточного полета.
1 января 1978 г. они стали первыми советскими космонавтами, встретившими Новый год на околоземной орбите. На новогоднем столе у них были наиболее понравившиеся им продукты из комплекта бортового питания: кислые щи, телятина и фруктовые палочки. А чокнулись космонавты под бой курантов тубами с настойкой элеутерококка, рекомендованного врачами для профилактики тонуса организма. (Автор пробовал — гадость несусветная).
11 января 1978 г. к злополучному стыковочному узлу на ПхО пристыковался корабль «Союз-27» с первой в мире экспедицией посещения. После открытия люков Владимир Джанибеков и Олег Макаров обняли космических долгожителей. Впервые в мире на одном космическом объекте одновременно работало четыре человека. За пять дней они выполнили обширную научную программу.
15 января Юрий Романенко и Владимир Джанибеков перенесли из одного корабля в другой индивидуальные ложементы, так как Джанибеков и Макаров возвращались на Землю на корабле «Союз-26», а свой «более свежий» «Союз-27» оставляли на станции.
Впервые в истории экипажи поменялись космическими кораблями непосредственно в полете.
Посадка «Союза-26» с В. А. Джанибековым и О. Г. Макаровым на борту благополучно состоялась 16 января 1978 г.

Экипаж "Союза-27": Владимир Джанибеков и Олег Макаров
Третий этап первой долговременной экспедиции на станцию «Союз-6»
 Уже 22 января его место на агрегатном отсеке занял первый в мире автоматический грузовой корабль «Прогресс-1». Он доставил на станцию оборудование, пищу, воду, другие расходуемые материалы.

5 февраля орбита «Салюта-6» впервые была откорректирована не своими двигателями, а двигателями грузовика.
Ближе к концу полета «Прогресса-1» впервые в истории космонавтики произошла дозаправка космического объекта непосредственно в полете. По командам с Земли из баков «Прогресса-1» в баки станции было перекачано топливо. Затем Юрий и Георгий сложили в грузовой отсек «Прогресса» мусор и отслужившее оборудование. 6 февраля 1978 г. «Прогресс-1» покинул «Салют-6» и через два дня был сведен с орбиты.
Впервые в истории мировой космонавтики начали функционировать система снабжения грузами и система дозаправки топливом орбитальных станций.
После расставания с «Прогрессом-1» Романенко и Гречко продолжили выполнение научной программы.
Впервые в истории космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко приняли в космосе душ! Подготовка к этому заняла почти целый день, и потому, с целью экономии рабочего времени, больше водными процедурами они не занимались.
За 20 дней до посадки у Юрия Романенко заболел зуб под неаккуратно поставленной на Земле пломбой. Никакие средства бортовой аптечки не помогали. Особенно трудно ему пришлось во время совместных с международным экипажем телерепортажей. Прийти к нему на помощь врачи смогли только на Земле.
Первый в мире международный экипаж на орбитальной станции «Союз-6»
 2 марта 1978 г. к «Салюту-6» стартовал корабль «Союз-28». Его командиром был Алексей Губарев, а космонавтом-исследователем — капитан чехословацких ВВС Владимир Ремек. Чехословакия стала третьей в мире страной после СССР и США, представитель которой совершил орбитальный космический полет.
В течение семи суток на станции «Салют-6» выполнялась советско-чехословацкая научная программа. 10 марта международный экипаж вернулся на Землю.

Космонавты Владимир Ремек, Алексей Губарев, Георгий Гречко и Юрий Романенко на борту "Салюта-6"
«Союз-6»: новый рекорд длительности полета 
После их ухода Романенко и Гречко законсервировали станцию «Салют-6» и 16 марта 1978 г. на корабле «Союз-27» также успешно возвратились на Землю.
При этом Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко побили американский рекорд третьей экспедиции на станцию «Скайлэб». Новый рекорд, равный 96 суткам 10 часам 8 секундам, в последующие годы неоднократно побивался, но только нашими соотечественниками.

орбитальная станция "Салют-6"
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Сделала историческое фото Гагарина. Малоизвестные факты из жизни санинструктора Ольги Шуляевой
  • 23.03.24 20:22
  • (обновлено: 23.03.24 20:22)
Сделала историческое фото Гагарина. Малоизвестные факты из жизни санинструктора Ольги Шуляевой
Фото: из открытых источников
Владимир Касьянов
Владимир Касьянов
Все материалы автора
Когда говорим о героях Великой Отечественной войны, то, как правило, называем имена тех, кто в ореоле славы, кому посвящены книги и фильмы, кто увековечен в граните и названиях улиц, площадей и школ. Но, судя по архивным данным и из информации специалистов, исследующих историю Великой Отечественной войны, только через Красную Армию прошло не менее 34 (!) миллионов человек. И все, кто честно исполнил воинский долг, достойны славы и немеркнущей памяти.
Нынешний рассказ будет о ленинградке Ольге Шуляевой, ушедшей на фронт в первое военное лето. Защита Родины была для нее и в переносном смысле, как защита всей необъятной тогда страны, так и в прямом — дом в Ленинграде.
Санинструктор Оля
Как значится в наградном листе на Ольгу Шуляеву к медали «За отвагу»: «Во время боя по прорыву укрепленной полосы обороны противника в районе Арбузово с 23 по 25 июля 1943 года вынесла с переднего края 15 раненых бойцов и командиров с их оружием. При отражении контратаки противника была тяжело ранена, эвакуирована в госпиталь».
О ранении свидетельствует и нашивка, которую мы видим на ее фронтовых фотографиях. А медаль «За отвагу» была лишь первой боевой наградой Оли Шуляевой.
санинструктор Ольга Шуляева
Она родилась в Ленинграде, на фронт ушла вместе с сестрой Катей, и обе были санинструкторами.
А надо осознать, что должность санинструктора была такой же боевой специальностью, как и автоматчика или пулеметчика, а может даже и сложнее и опаснее. Ведь по факту: санинструктор должен был, находясь непосредственно в цепях обороняющейся или наступающей пехоты добраться до раненого, а там, где был ранен один, под огонь легко мог попасть и другой, наложить жгут, взгромоздить пострадавшего на себя и вытащить из-под огня. Да еще и с его оружием!
Надо учесть и то, что в реалиях войны с фашизмом 1941-1945 годов красный крест на санитарной сумке не был символом защиты. Наоборот, санинструкторы, ползущие под огнем врага, таща раненого на себе или на плащ-палатке, были часто для врага прекрасной мишенью. 
И в июле 1943 года на поле боя погибла Екатерина Шуляева, сестра Ольги. Их полк, вся дивизия, тогда участвовали в попытке расширить коридор в Ленинград, но наступление наших войск потерпело неудачу, проломить немецкую оборону не удалось. Во время того трагического наступления их полк потерял 542 человека убитыми и ранеными. В журнале боевых действий дивизии была такая запись: «Два батальона 190-го сп слили в один, из-за тяжелых потерь». В одном из них и воевали сестры Шуляевы. Что творилось тогда в душе Оли, неведомо, и представить невозможно, тем более, что несколько раньше в Ленинграде умерла мама...
В январе 1944 года 190-й гвардейский стрелковый полк, в котором воевала Ольга Шуляева, участвуя в наступлении с целью прорыва блокады родного ей Ленинграда, наступал от Пулково на юго-запад. И в бою 15 января 1944 года она отличилась смелостью и сноровкой бойца, чему могли позавидовать и бывалые воины. Об этом языком исторического документа — наградного листа: «...проявила мужество и отвагу. Двигаясь в первых рядах наступающих, т. Шуляева увидела землянку противника, немедля бросила гранаты, было убито 3 немецких захватчика». А когда она пошла ко входу в землянку, то увидела еще одного немца, не собиравшегося стрелять. Наверное, у него были шансы выжить, если бы у Ольги Шуляевой не умерла голодной смертью мать и не погибла на поле боя сестра, на которой была санитарная сумка с красным крестом. Но в тот момент, в пылу боя и с местью за родных, Ольга застрелила его в упор...
санинструктор Ольга Шуляева
За тот, такой памятный ей бой, Ольга Шуляева была награждена высшим солдатским орденом — орденом Славы 3-й степени. А 26 сентября 1944 года гвардии сержант Ольга Шуляева отмечена медалью «За боевые заслуги» — «она в бою северо-восточнее города Тарту действовала смело и бесстрашно. Всего вынесла с поля боя 8 тяжело раненых с их оружием».
На фронтовой фотографии нет еще одного ордена — ордена Красной Звезды, которым Ольга Шуляева была награждена несколько позже, в победном 1945-ом.
Гвардии старший сержант Ольга Шуляева закончила войну в Восточной Пруссии, позади были четыре года войны, более 60 вынесенных с поля боя на себе раненых, собственные ранения и гибель родных. Но впереди ожидала мирная, созидательная жизнь!
Ольга Шуляева в мирное время, и фото Юрия Гагарина
Летом 1945 года Ольга Шуляева демобилизовалась, получила высшее образование и работала в Научно-исследовательском институте Военно-Воздушных Сил Советского Союза, в городе Энгельсе. В апреле 1961 года ей посчастливилось не только воочию увидеть первого космонавта Земли Юрия Гагарина, но даже сфотографировать его. Из воспоминаний полковника С. Камчатнова: 
«Когда я вошел в кабинет командира в/ч 62648, Гагарин сидел в кресле, перед ним стояла бутылка с фруктовой водой и стакан, из которого он пил. В это время Оля Шуляева его фотографировала камерой 13×18, а также вел съемку репортер кинохроники». Фото у Ольги Панкратьевны получилось неказистое, но это одни из первых кадров с Юрием Алексеевичем Гагариным после исторического полета.
Юрий Гагарин
Из воспоминаний начальника фотослужбы той же войсковой части 62648 А. Бойчука: «Что полетели за Гагариным, знали все в штабе. Но никто не знал, что его привезли в штаб, и вдруг звонок: Ты что сидишь?! Гагарин в штабе! Я и моя сотрудница Оля Шуляева с аппаратом бежим в кабинет командира».
Это теперь нам известно, что из-за сбоя в системе торможения Юрий Гагарин приземлился не в расчетном месте, а всего в нескольких десятках километров от города Энгельса, куда и был доставлен на вертолете. Так что фото Ольги Шуляевой действительно одни из первых, и, можно сказать, исторические!
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!