• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 18.02.2025 12:59:11


Терминаторная орбита - на рассвете накатил, на закате очнулся. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Доктор

#744
Цитата: Доктор от 17.02.2025 13:49:21Уговорили.
За месяц  концентратор соберёт:2 580 000 сек х 13 000 000 дж=33 500 000 мега джоулей.
Сколько это будет энергии в тоннах  топлива керосин-кислород?
Энергия газовой струи при УИ-1 000, 100 мегаджоулей \кг . Расход РТ при кпд 30% 50 г/сек. Получается,что Эта "малютка может использовать эа это время более 120 т РТ(ЖВ). Берём число Ц-4  получаем Хс около 25 км\сек Я вроде нигде не ошибся?

АниКей

#745
eburg.mk.ru

АО «НИИМаш» возрождает интерес к космосу среди молодежи благодаря экскурсиям и корпоративной культуре


В 2024 году в музейном комплексе Верхней Пышмы начались работы по восстановлению одного из трех экземпляров многоразового космического корабля «Буран». Проект, во многом опередивший свое время, но в силу ряда причин свернутый после единственного полета, имеет глубокие связи со Свердловской областью. Огневые испытания двигателя ракеты-носителя «Энергия» проводились в окрестностях Нижней Салды, на специально построенных испытательных комплексах № 201 и № 301 Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМаш). Сегодня посещение данного комплекса является частью экскурсионных маршрутов, организуемых на предприятии. Главная цель таких экскурсий – показать, что все амбициозные проекты являются результатом работы простых людей и что сегодня представители самых разных профессий могут внести вклад в освоение космоса. Это один из инструментов, который предприятие использует наряду с другими для привлечения кадров, готовых к выполнению задач, поставленных руководством страны. Корреспондент «МК-Урал» посетил АО «НИИМаш», чтобы прикоснуться к истории космической промышленности и пообщаться с руководством и сотрудниками предприятия.
В 2024 году исполнилось 50 лет с момента старта работы над проектом «Энергия-Буран». Он во многом опередил свое время. Это касается, к примеру, использования экологически безопасного водородно-кислородного топлива и «умной» автоматики, которая в 1988 году позволила совершить беспилотный полет «Бурана», ставший, увы, единственным.
Особенность проекта в том, что корабль является многоразовым. Как известно, экологические проблемы давно охватили не только планету Земля, но и ее орбиту. Отработавшие элементы космических аппаратов превращаются в космический мусор, который создает угрозу для людей и работающих космических аппаратов. Два года назад Президент России Владимир Путин одобрил проект «Млечный путь», целью которого станет отслеживание мусора на орбите. В то же время понятно, что важно не только избегать столкновений с имеющимися отработанными аппаратами, но и замедлить рост их количества. И многоразовые корабли могли бы стать спасением.
В год 50-летия программы в Верхнюю Пышму прибыл один из трех изготовленных экземпляров «Бурана». После длительного восстановления он должен стать частью музейной экспозиции. Но со Свердловской областью проект связывает не только судьба данного корабля. Именно на территории Уральского региона, на базе Научно-исследовательского института машиностроения (ныне – АО «НИИМаш»), проходили огневые испытания двигателей для ракеты-носителя «Энергия». И до сих пор предприятие бережно хранит память о событиях тех лет.
Огневые испытания
Испытания производились на стендах комплексов № 201, № 301. Уже много лет они находятся на консервации, но попасть на объект можно в рамках профориентационных экскурсий, которые проводит предприятие. Пока они доступны ограниченному кругу лиц, но в планах АО «НИИМаш» – развитие полноценного промышленного туризма. С экскурсионным маршрутом ознакомился и корреспондент «МК-Урал».
Стенд испытательного комплекса №301 располагается на площадке «А». Если производственная площадка «Б» и управление находятся непосредственно в городе, то, чтобы добраться до этого объекта из центра Нижней Салды, понадобится порядка 40 минут.

Испытательный комплекс № 301 как и вся производственная площадка «А» располагается в 17 километрах от Нижней Салды. Посетители увидят огневой двор, смотровую площадку, с которой открывается живописная панорама, хранилища кислорода и водорода, а также бункер управления. 
В качестве экскурсоводов выступили начальник научно-испытательного комплекса №101 Степан Суетин и главный специалист этого же подразделения Ринат Абдуллин. Маршевые двигатели проходили испытания на специальном стенде. Это огромное здание высотой 70 метров с большими воротами, через которые закатывался двигатель. Под постройкой находится огневой лоток, по которому отводили струю пламени.
«Сами испытания проводились порядка 20 минут, но гораздо дольше шла подготовка к ним, – рассказывает Степан Суетин. – Здесь же, на стенде, проходили последние приготовления, и далее изделие поступало в бокс по рельсам. Здесь его крепили, обвязывали трубопроводами, подключали приборы измерения параметров. Откатной стол убирался, все люди уходили, после чего давалась команда на запуск».

Экскурсию для корреспондентов «МК‑Урал» на комплексах №201 и № 301 провел начальник научно-испытательного комплекса №101 АО «НИИМаш» Степан Суетин. 
Управление испытаниями осуществлялось из бункера. Бережное отношение к жизни и здоровью персонала всегда было приоритетом в космической отрасли страны, поэтому за соблюдением безопасности при испытаниях следили очень тщательно.

В целях безопасности управление испытаниями осуществлялось из бункера. 
Помимо бункера управления рядом с испытательным стендом расположены хранилища для кислорода и водорода. Если жидкий кислород НИИМаш производил и до сих пор производит сам, то водород доставлялся литерными составами из узбекского города Чирчика. Рядом с хранилищами располагаются испарители – благодаря им происходит нагнетание в трубопроводы кислорода и водорода для их подачи в двигатель.

Жидкий водород доставляли на НИИМаш из Узбекистана и хранили в таких шарах. 

Испарители обеспечивают нагнетание в трубопроводе для подачи кислорода на двигатель. 
Как уже говорилось, комплекс №301 находится на консервации. Это касается и комплекса №201. Но при необходимости возможность использования есть. Так происходило несколько лет назад, когда на стенде комплекса №301 проходили испытания изделия Южно-Уральского государственного университета (город Челябинск) на экологически безопасных компонентах топлива.

Несколько лет назад комплекс №301 расконсервировали для испытания изделия Южно-Уральского государственного университета. Фото: АО НИИМАШ. 
От испытания «чужих» двигателей – к разработке собственных
Экскурсионная программа включает также посещение музея АО «НИИМаш». Он располагается на производственной площадке Б. Здесь экскурсоводами выступили главный специалист по эксплуатации Виктор Антропов и главный специалист по испытаниям Вячеслав Брызгалов.

Главный специалист по эксплуатации Виктор Антропов с макетом ЖРДМТ в натуральную величину. 
Музей посвящен истории предприятия, а также проектам, над которыми НИИМаш работает в наши дни. Изначально в окрестностях Нижней Салды планировалось построить авиационный завод, но через два года после начала строительства было принято решение создать площадку для испытания ракетных двигателей под руководством НИИ-1 (ныне – Исследовательский центр имени М.В. Келдыша).
«В то время к нам приезжали молодые специалисты, – рассказывает Виктор Антропов. – И они стали продвигать идею, что нужно развернуть здесь производство двигателей малой тяги. Было направлено письмо в Совет министров с обоснованием, и в итоге инициатива получила одобрение».

В музее представлена экспозиция, посвященная истории предприятия и современным проектам, над которыми работает АО «НИИМаш». 

 
Двигатели малой тяги нужны для совершения маневров космических аппаратов на орбите – ведь в условиях невесомости даже небольшого толчка достаточно, чтобы сдвинуть объект, поэтому мощность маршевых двигателей, при помощи которых космические аппараты доставляются на орбиту, будет излишней. Особенно это важно при стыковке грузовых и пилотируемых космических аппаратов с Международной космической станцией (МКС).
В музее в большом количестве представлены макеты двигателей малой тяги в натуральную величину, а также модели космических аппаратов, на которых использовались или используются сейчас жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) разработки и поставки АО «НИИМаш». На кораблях «Союз» и «Прогресс» устанавливаются по 28 двигателей малой тяги, а на МКС их количество составляет 150 экземпляров. Не проходит без участия уральского предприятия и работа над проектами нового корабля «Орел» и Российской орбитальной станции (РОС), которая придет на смену российскому блоку МКС. Для «Орла» разработаны и изготавливаются новые двигатели управления, а также изготавливаются двигатели для посадочного аппарата, где в качестве топлива выступает перекись водорода, не наносящая ущерба экологии. Всего на одном корабле необходимо 30 двигателей управления и 14 двигателей посадочного аппарата.

На Международной космической станции установлены 150 двигателей малой тяги создания АО «НИИМаш». 
Преемственность поколений
Разумеется, в рамках экскурсий посетители лишь в самых минимальных объемах знакомятся с предприятием. Задача таких поездок – заинтересовать темой космоса потенциальных сотрудников, в том числе и нынешних школьников. Поэтому экскурсии также являются одним из элементов политики по привлечению кадров.
Долгое время на АО «НИИМаш», как и на многих других предприятиях аэрокосмической отрасли, наблюдалась проблема разрыва между поколениями. Инженеры и рабочие советской школы постепенно уходили на заслуженный отдых, а смены им не было – сказывалось и падение престижа космической программы, и многие другие факторы. Но за последние годы ситуация значительно изменилась. На сегодняшний день доля молодежи на предприятии составляет порядка 40%.
Об остальных направлениях профориентационной работы корреспондент «МК-Урал» попросил рассказать главного специалиста по развитию и обучению персонала Ольгу Медведеву. По словам Ольги Сергеевны, поиск будущих инженеров и рабочих начинается со школьного возраста. При этом в данную работу вовлечены образовательные организации не только Нижней Салды, но и многих других муниципалитетов Свердловской области.
«Старшеклассники и студенты колледжей посещают не только музей, но и часть производственных цехов, где это позволяет делать режимная служба, – отмечает Ольга Медведева. – Кроме того, наши сотрудники ходят в школы на профориентационные часы и родительские собрания, рассказывают о нашем предприятии, показывают макеты изготавливаемой продукции и документальные фильмы».
Школьников и студентов средних профессиональных образовательных организаций представители АО «�НИИМаш» информируют в том числе и о возможности получить высшее образование, заключив с предприятием договор о целевом обучении. Основные ВУЗы-партнеры Общества – Южно-Уральский государственный университет (направление подготовки «Проектирование авиационных и ракетных двигателей») и Уральский федеральный университет (направление подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»). Успешным целевикам выплачивается стипендия имени первого директора НИИМаша Михаила Миронова.
Предприятие также дает возможность пройти практику и другим студентам ВУЗов. Презентация АО «НИИМаш» проводится в рамках ярмарок вакансий, проходящих в университетах.
«Студенты очень хорошо отзываются о времени прохождения практики, – рассказывает Ольга Медведева. – Потому что, во-первых, на период практики они трудоустраиваются на оплачиваемые рабочие места. Во-вторых, практика у нас не является формальностью, как это иногда бывает на других предприятиях. Студенты занимаются реальной работой под руководством опытных специалистов. И поэтому к нам после защиты дипломов устраиваются на работу не только наши целевики, но и другие студенты, проходившие ранее практику на предприятии».
Здоровый коллективный дух
Особо важное направление – вовлечение сотрудников в общественную жизнь предприятия. Об этой деятельности на АО «НИИМаш» рассказали руководитель аппарата Ольга Рыбакова и председатель первичной проф�союзной организации Светлана Волкова.
По словам Ольги Владимировны, предприятие продолжает традиции, не только связанные с производством, но и с бережным отношением к человеку труда. В советское время при НИИМаше был построен санаторий «Турмалин». И хотя сейчас он находится в ведении другой структуры, сотрудники НИИМа�ша по-прежнему здесь желанные гости. Основной пакет услуг доступен по полису ОМС, а дополнительные частично компенсирует профсоюзная организация, в которой сейчас состоят 60% сотрудников. Для оздоровления и сохранения здоровья сотрудников закупаются и выдаются абонементы в бассейн, организовано бесплатное посещение тренажерного зала, ну а зимой работники и члены их семей могут бесплатно кататься на лыжах на лыжной базе.
«Как государственное предприятие, работающее в стратегической отрасли, мы обязаны соответствовать стандартам социальной ответственности, – говорит Ольга Рыбакова. – Ведь именно наши работники – наша главная ценность».
Руководство АО «НИИМаш» и профсоюз проводят совместные мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни. Так, на предприятие приглашали специалиста по правильному питанию. Сотрудникам рассказывали не только как подбирать пищу для получения оптимального сочетания полезных веществ, но и как читать состав при совершении покупок в магазине.
Светлана Волкова приводит еще один пример популяризации здорового образа жизни – акцию «Космический движ», которая была направлена на объединение работников предприятия, приобретение навыков работы в команде и приучение работников как можно больше двигаться в повседневной жизни.
«Мы формировали команды методом жеребьевки из сотрудников, давали им шагомеры и смотрели, кто сколько прошел, – рассказывает руководитель профсоюзной организации. – Интересно, что в командах, в которые попадали представители разных поколений, именно более старшие сотрудники обычно «подгоняли» молодых коллег, подавая им личный пример здорового образа жизни».
Помимо спортивного досуга профсоюз работает и над доступностью культурного. Уже имеется опыт по организации поездок в Нижний Тагил на театральные постановки. Сами поездки бесплатные, а на билеты члены профсоюза получают скидку 50 %. Есть планы по организации подобных поездок и в Екатеринбург.
Взгляд в будущее
О важности привлечения внимания к теме космоса и развития корпоративной культуры в каждом подразделении предприятия корреспонденту «МК-Урал» рассказала директор АО «НИИМаш» Елена Матвеева.
«На курсах управления персоналом нам приводили пример, что уборщица на космодроме моет пол в людном месте, к ней подходят и спрашивают, что это вы тут делаете? «Ракеты в космос запускаем!» – не раздумывая ответила уборщица. Она не знает, как устроены все сложные системы космических станций, ракет и прочие вещи. Но она точно знает, что ее работа важная! – говорит Елена Владимировна. – В случае с нашим предприятием это необходимо понимать абсолютно буквально. Как вы видите, мы создаем ракетные двигатели величиной не более нескольких десятков сантиметров, поэтому представьте, сколько там мелких деталей и элементов. Поэтому от качества уборки помещения напрямую зависит безопасность – один упавший волос или несколько пылинок могут привести к неисправности двигателя».

Летчики-космонавты Российской Федерации не понаслышке знают о качестве двигателей, выпускаемых АО «НИИМаш». 
По словам руководителя предприятия, есть планы по вовлечению большего числа неиспользуемых ныне объектов в программу экскурсионных маршрутов. Например, есть целая сеть бункеров возле испытательных стендов. Один из них использовался под размещение вычислительной техники.
«Важно отметить, что подобные экскурсионные маршруты направлены не на ностальгию по советской космической программе, – подчеркивает Елена Матвеева. – Наша цель – показать и нашим нынешним работникам, и тем, кого бы мы хотели видеть на предприятии в будущем, что великие вещи делаются простыми людьми разных профессий. История АО «�НИИМаш» очень поучительная. Небольшое предприятие, созданное в уральской глубинке как площадка под испытание двигателей, разработанных в других городах, по инициативе снизу перешло к реализации собственных идей. И сегодня без наших разработок не обходится ни один знаковый проект российской космической программы».
Сегодня перед аэрокосмической отраслью стоят новые глобальные задачи, в том числе связанные с укреплением технологического суверенитета России. И у АО «НИИМаш» имеются все возможности не только для выполнения имеющихся государственных заказов, но и на разработку проектов, которые, возможно, в будущем станут новым рывком для освоения космоса.

Уральское предприятие принимает участие в работе над всеми ключевыми проектами российской космической программы, включая будущую орбитальную станцию РОС. Иллюстрация: АО НИИМАШ. 
Справка:
АО �«НИИМаш» – одно из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России в области создания, изготовления и испытания ракетных двигателей малой тяги для управления полетом космических аппаратов различного назначения.
Входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения (ИСРД) под руководством АО «НПО Энергомаш», которая состоит в государственной корпорации «Роскосмос».
С 2020 года пост директора АО «НИИМаш» занимает Елена Владимировна Матвеева.
Материал подготовлен при содействии начальника отдела по связям с общественностью и социальным вопросам АО «НИИМаш» Светланы Кулаковой.
Фото «МК-Урал»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

Цитата: Доктор от 19.02.2025 08:27:57
Цитата: Доктор от 17.02.2025 13:49:21Уговорили.
За месяц  концентратор соберёт:2 580 000 сек х 13 000 000 дж=33 500 000 мега джоулей.
Сколько это будет энергии в тоннах  топлива керосин-кислород?
Энергия газовой струи при УИ-1 000, 100 мегаджоулей \кг . Расход РТ при кпд 30% 50 г/сек. Получается,что Эта "малютка может использовать эа это время более 120 т РТ(ЖВ). Берём число Ц-4  получаем Хс около 25 км\сек Я вроде нигде не ошибся?
Уи в каких единицах, секундах? Формула Циолковского даёт 7,9 км/сек. Вы топливо к массе аппарата в 100т добавить не забыли, часом?
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Доктор

Цитата: telekast от 19.02.2025 10:49:29
Цитата: Доктор от 19.02.2025 08:27:57
Цитата: Доктор от 17.02.2025 13:49:21Уговорили.
За месяц  концентратор соберёт:2 580 000 сек х 13 000 000 дж=33 500 000 мега джоулей.
Сколько это будет энергии в тоннах  топлива керосин-кислород?
Энергия газовой струи при УИ-1 000, 100 мегаджоулей \кг . Расход РТ при кпд 30% 50 г/сек. Получается,что Эта "малютка может использовать эа это время более 120 т РТ(ЖВ). Берём число Ц-4  получаем Хс около 25 км\сек Я вроде нигде не ошибся?
Уи в каких единицах, секундах? Формула Циолковского даёт 7,9 км/сек. Вы топливо к массе аппарата в 100т добавить не забыли, часом?
Увы! Напортачил.
Исправлюсь:Итак  РТ-128т,Корабль 32т. ХС - посмотрел по графику,счетовод из меня местами аховый ,около 13  км/с
Если стартовать из Лагранжа,Маск нервно дышит в сторонке. Избежать гравипотерь ,работа в имульсном режиме .Два движка,один греется ,другой выдает короткий имульс и повтор с другим РД.
Массу корабля увеличить в 3-5 раз.Это пассажирский вариант.С грузом, вообще сказка.Самое главное 100% надёжность.

АниКей


prokosmos.ru

«Бочки» Королева и год в «звездолете»: как на Земле готовят к дальним полетам



Ученые Института медико-биологических наук (ИМБП) РАН занимаются исследованиями того, как факторы космического полета влияют на организм членов экипажа. Проводить на МКС все подобные эксперименты нет возможности — количество космонавтов ограничено, кроме того, специалисты не могут отправить в космос неотработанные технологии.
Именно по этой причине на Земле проводятся аналоговые и модельные эксперименты, в которых задействуются специальное оборудование и уникальные лаборатории, имитирующие длительный полет. Все они, среди прочего, позволяют понять, как человек адаптируется к экстремальным условиям среды.
Зачем нужны длительные изоляционные эксперименты, что будет, если провести три недели в ванной, зачем спать головой вниз и что за бочки придумал Королев — на эти и другие вопросы в новой лекции Pro Космос ответила эксперт в области космической медицины, кандидат биологических наук, заместитель заведующего отделом Института медико-биологических наук РАН Анна Куссмауль.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

«Космос-57»: репетиция первого выхода человека в открытый космос
22 февраля 2025 года, 10:45
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
60 лет назад, 22 февраля 1965 года, СССР был запущен космический аппарат «Космос-57» - беспилотный прототип корабля «Восход-2» для отработки технологий первого в истории выхода человека в открытое космическое пространство. Основную задачу беспилотник выполнил, хотя и был подорван при сходе с орбиты в результате неправильных команд с Земли.
Многоместный корабль
К 1963 году советское руководство начало испытывать серьёзное беспокойство из-за активности американцев в области разработки многоместных космических кораблей. Хотя ранее, ещё в 1961 году, представители Военно-воздушных сил, отвечавшие за пилотируемый космос, предлагали переделать одноместный «Восток» в многоместный, эти слова услышаны не были. Всё внимание Особого конструкторского бюро №1 (ОКБ-1) под руководством Сергея Королёва было направлено на создание многоместного многофункционального «Союза». Однако его разработка затягивалась.
Когда стало ясно, что к началу лётных испытаний американского двухместного корабля Gemini в 1964 году советский «Союз» не будет готов, было принято решение в срочном порядке создать многоместный вариант «Востока».
Новый корабль был разработан в рекордно короткие сроки — менее чем за год – причем, по крайне мере, в двух вариантах: 3КВ — для первого в мире космического полета экипажа из трех человек, и 3КД — для полета экипажа из двух человек и первого в истории выхода в открытый космос.
После успешного полёта пилотируемого трёхместного «Восхода» в октябре 1964 года Сергей Королёв поставил перед коллективом ОКБ-1 задачу срочно модифицировать корабль в вариант для безопасного выхода космонавта в открытый космос и возвращения обратно. «Восход-2» предполагалось оснастить надувной шлюзовой камерой и специальными скафандрами для работы в открытом космосе. Перед запуском пилотируемого корабля предполагалось отработать операции по выходу на беспилотном корабле-аналоге «Восхода-2».
Отработка выхода в открытый космос на Земле
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за № 1028-397 от 24 декабря 1964 года так определяло график запусков кораблей 3КД («Восход-2») для осуществления выхода в открытый космос: «1. Одобрить предложение тт. <...> о проведении в январе-феврале 1965 года запуска одного [беспилотного] космического корабля «Восход-2» с манекеном для отработки систем и аппаратуры корабля и носителя, и в первом квартале 1965 года – пилотируемого корабля «Восход-2» с двумя космонавтами на борту для решения задачи выхода космонавта из корабля в космическое пространство».
ОКБ-1 изготовило два корабля типа «Восход-2» - беспилотный (обозначенный как 3КД №2) и пилотируемый (3КД №4). На первом планировалось проверить работу систем в полете и провести имитационный эксперимент по выходу человека в открытый космос.
Оба корабля оснащались надувным шлюзом «Волга», но в 3КД №2 туда заранее поместили имитатор торса (как сейчас сказали бы «робот-космонавт») в герметичной оболочке от скафандра с клапанами-регуляторами давления и штуцерами для подключения шлангов.
Второй манекен – полноростовой в скафандре – сидел в кресле спускаемого аппарата. После наддува и развертывания шлюза выходной люк дистанционно открывался, проверялось функционирование «скафандра», а затем «Волга» отстреливалась.
Участники работ по «Восходу-2» остро чувствовали «момент истины» в гонке с Gemini: «Американцы планировали выполнить свой первый выход в космос через три месяца и сообщили об этом заранее. Мы спешили и нервничали», – вспоминал Гай Северин, руководитель Завода № 918, разрабатывавшего скафандры, шлюзовую камеру и амортизационные кресла: подготовка кораблей к полету выявила неготовность этих элементов.

14 января 1965 года на техническом совещании в ОКБ-1 определялась готовность кораблей и ракет-носителей. Предлагалось запустить беспилотный 3КД №2 в конце января – начале февраля, а полёт космонавтов с выходом в открытый космос на 3КД №4 осуществить в марте.
28 января в термобарокамере ТБК-60 прошли испытания шлюз «Волга» и аппаратура регистрации состояния космонавта «Вега», 29 января два испытателя в скафандрах при имитации высоты в 15 км должны были пройти через шлюзовую камеру. Один не смог закрепить люк корабля из-за конструктивных недостатков. Также выявилась ненадёжность работы «Веги».
Люк быстро доработали, а с регистратором возились долго: он фиксировал физиологические функции человека в спокойном состоянии, но в условиях выхода в космос мог отказать.
В начале февраля испытания в ТБК-60 продолжались, на этот раз эксперимент прошел успешно. 6 февраля на заседании Госкомиссии по подготовке полётов было решено выполнить пуск с манекеном 14-16 февраля, а с экипажем — 25-27 февраля.
Назначенные сроки прошли, а подготовка к запуску 3КД № 2 ещё не закончилась. 16 февраля Сергей Королёв обсуждал с Алексеем Богомоловым, разработчиком радиокомандной аппаратуры, отказы этой системы. Новых решений предложить не удалось, причины ряда отказов остались неясны, а вероятность новых оценивалась как высокая.
В ТБК-60 проявился дефект герметичности люка «Волги» после раскрытия и наддува шлюза: при отсутствии перепада давления размыкались сигнальные контакты, что могло вызвать сбой программы закрытия люка. Представители завода № 918 сообщили об этом, Королёв созвал совещание специалистов, которые предложили подать дополнительную команду на закрытие люка с Дальневосточного наземного измерительного пункта (НИП).













Обнаружилась также невозможность выхода командира в шлюзовую камеру для оказания помощи в случае возникновения нештатной ситуации с выходящим космонавтом: давление в спускаемом аппарате падало медленнее, чем рассчитывали, и в какой-то момент остаточный воздух мешал открыть люк в разгерметизированный шлюз.
Николай Каманин, отвечавший в ВВС за подготовку летчиков-космонавтов, предлагал уже первый полет сделать пилотируемым: «Вместо манекена на первом корабле «Восход-2» должен быть космонавт. Но политика требует эффектных полётов, каждый из которых должен быть крупным шагом вперёд. Это мнение ошибочно – для подготовки больших достижений нужны пилотируемые полёты для решения частных задач, проверки оборудования и тренировки космонавтов».
В своих дневниковых записях генерал отмечал, что «все советские пилотируемые корабли выполнили полёты без замечаний, в отличие от автоматических аппаратов с высокой аварийностью». По его мнению, это связано с разделением задач: спутниками и межпланетными станциями занимаются ракетные войска стратегического назначения (РВСН), а пилотируемыми кораблями – ВВС. Он считал, что РВСН слишком концентрируются на космонавтике, и предлагал объединить космическую программу под эгидой ВВС.
Успешный эксперимент и взрыв корабля
Неисправности устранялись буквально на ходу. 17 февраля завершились комплексные проверки 3КД №2, после чего стыковку корабля с носителем и вывоз на старт запланировали на 20 февраля, пуск – на 21 или 22 февраля.
20 февраля ракету на старт не вывезли (стыковка заняла больше времени), установка в стартовое устройство состоялась 21 февраля, а пуск назначили на 22 февраля 1965 года. Погода на космодроме была холодной (до -22 °С), но ясной, а в месте посадки, в районе Кустаная, снегопады и метель могли затруднить поисково-спасательную операцию. Пуск решили не переносить.
22 февраля в 10:40:48 по Москве ракета-носитель с кораблём 3КД №2 стартовала без замечаний. На 154-й секунде телекамера корабля зафиксировала сброс головного обтекателя и показала земную поверхность под ракетой. Через 524 секунды после старта корабль отделился от последней ступени и вышел на орбиту с наклонением 64,8°, перигеем 174,9 км и апогеем 510,5 км, получив после выведения открытое имя «Космос-57». Основная задача запуска в СМИ не объявлялась.
После раскрытия антенн началось развертывание «Волги». Сразу после выведения с НИП-4 (Енисейск) подали команду на расчековку замков и наддув шлюза. Все операции прошли в штатном режиме. На первом витке измерительные пункты в Симферополе и Москве начали получать телевизионный сигнал с корабля. Каманин отметил, что изображение на экране было чётким, видно примерно 2/3 передней части шлюза.
Все свидетели выражали восторг, об успешном эксперименте доложили генсеку Леониду Брежневу. Картинка шлюза, полученная на втором витке, была восторженно принята в Москве. Однако Королёв, один из главных виновников торжества, обратился к военным с требованием немедленно засекретить изображение.
Присутствующие на командном пункте по-разному оценивали это решение: Николай Каманин его хвалил, а Борис Черток считал, что Королёв излишне нагнетает напряжённость. Телевизионное изображение с «Восхода-2» передавалась только над территорией СССР, на приёмные пункты в Москве, на Байконуре и в Симферополе. Радиоканал не соответствовал вещательным стандартам, поэтому никто из «посторонних» не мог наблюдать «секретные» кадры.
Казалось, всё шло как надо: люк воздушного шлюза успешно открылся и закрылся, и на борту корабля без сбоев произвели поднятие давления... Но внезапно, на третьем витке, «Космос-57» прекратил подавать признаки жизни: связь, телеметрия и телевизионные сигналы отсутствовали, метки на радарах противоракетной обороны, соответствующей расчётной орбите, не было.
На четвёртом витке 3КД №2 по прежнему не обнаруживался. Черток предположил, что его внезапное исчезновение связано с аварийным подрывом. Королёв выразил своё недовольство. Москва требовала скорейших объяснений. Под руководство генерала Керима Керимова была срочно создана аварийная комиссия.
Из докладов выяснилось, что начался цикл спуска, сработал тормозной двигатель, но корабль не сошел с орбиты, а только изменил её, и через 29 минут после остановки двигателя был подорван.
Следовало как можно быстрее установить причину аварии. Если виновата неисправность на борту, то пилотируемый запуск откладывался, и нужно было искать причину в системах корабля. Если же виновата «Земля», и претензий к «Восходу» не было, можно было запускать 3КД №4 с людьми.
Разбор полета
Причины аварии установили 25 февраля: оказалось, что команду на закрытие люка шлюза, поданную одновременно с двух наземных пунктов, автоматика управления корабля интерпретировала неправильно, восприняв ее как начало цикла спуска.
Сработала тормозная двигательная установка, но корабль садился не там, где надо, и произошел аварийный подрыв объекта (АПО).
«Аварийная комиссия установила, что причиной срабатывания АПО стало наложение двух команд № 42, выданных камчатскими пунктами НИП-6 и НИП-7 на корабль 3КД №2. Бортовой дешифратор принял их за команду № 5 – "спуск"", – вспоминал Борис Черток.
В документальном фильме «Первый выход человека в открытый космос», снятом в 1965 году по заказу ОКБ-1 киностудией «Моснаучфильм», авария описана подробно. В апреле 2019 года Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва выложила фильм в интернет.
Согласно фильму, корабль приближался к НИП-6 на Камчатке. На командном пункте ждали сообщений о его появлении. Работала станция орбитальных измерений «Кама», осуществляющая автоматическое сопровождение аппарата по углам и дальностям. Орбитальная информация передавалась в вычислительный центр через автоматизированную станцию «Темп-1». НИП-6 (Елизово) выдал команду на открытие клапана перепуска воздуха, но НИП-7 (Ключи) выдал те же сигналы на корабль. Это привело к формированию команды на спуск и включение основного тормозного двигателя, которое вызвало большой возмущающий момент, не уравновешенный соплами управления.
Телекамера зафиксировала быструю смену света и тени, корабль раскрутился, команда на разделение не прошла, что привело к срабатыванию системы аварийного подрыва.
Советские граждане ничего не знали о происшествии с «Космосом-57», однако за границей внимательно следили за всем, что происходит в советской космонавтике. Уже летом 1966 года в журнале американского разведывательного сообщества Studies in Intelligence появилась статья Ф. Уитмира и Э. Коррелла «Авария «Космоса-57» (The Failure of Cosmos 57), где подробно анализировалась телеметрическая информация. Авторы делали вывод, что «Космос-57» был автоматическим прототипом корабля для проверки работы шлюза. Американские специалисты, идентифицировав телеметрию с «Космоса-57» и «Восхода-2», включая команды НИПов и их исполнение кораблём, отмечали: «Коды команд и индикаторы действий для других операций корабля могут быть определены из более раннего опыта».
Получив первую телеметрию через 17 минут после выхода «Космоса-57» на орбиту, когда шлюз уже был развёрнут, они заметили, что НИП повторял команду открытия клапана стравливания давления в шлюзе каждые четыре секунды, несмотря на одинаковые показатели условий давления в шлюзе и кабине. Затем они заметили, что эту же команду повторил второй передатчик. Декодер корабля принял две идентичные команды за сигнал на включение двигателя для схода с орбиты.
Американские авторы предполагают, что «наземные диспетчеры на Камчатке, возможно, не поняли, что произошло, и не послали запрет [включения двигателя], когда корабль вышел из зоны их действия».
Когда американские радиолокаторы снова обнаружили советский корабль, воздушный шлюз всё ещё был прикреплён к спускаемому аппарату и находился под давлением, но «давление [в баках] тормозной двигательной установки почти исчезло», что говорило о том, что двигатель сработал. Корабль вращался со скоростью 78 об/мин, команда на сход с орбиты прошла, но входа в атмосферу не было. При этом с советских НИПов продолжали поступать команды. Когда корабль проходил над восточной частью Средиземного моря и Турцией, сработала система самоподрыва.
Эхо взрыва на орбите
Потеря исправного корабля досадна, однако 3КД № 2 свою главную задачу выполнил: надувной шлюз "Волга" развернулся нормально. Не удалось отработать лишь отстрел шлюза и возможность посадки с кольцевым шпангоутом, возвышающимся над поверхностью «шарика» на 27 мм после отстрела шлюза.
В художественном фильме «Время первых» 2017 года взрыв «Космоса-57» приводит к панике среди разработчиков корабля. Однако на самом деле никакой паники не было: 26 февраля 1965 года заседание Госкомиссии, огласившее результаты расследования, прошло спокойно и быстро.
Решение о причинах аварии уложилось в пару строчек: следует защитить радиолинию особо важных команд и провести дополнительную серию горизонтальных отстрелов шлюза на заводе № 918.
Группа военных во главе с Каманиным предложила оснастить автоматический спутник-фоторазведчик «Зенит» имитатором «Волги» с системой аварийного отстрела, чтобы закрыть вопрос работы системы отделения и посадки спускаемого аппарата с выступающим шпангоутом шлюза. Всю шлюзовую камеру было решено не ставить, но выступающий шпангоут – имитировать. Предложение поддержали Северин и Богомолов; в ОКБ-1 считали такой полёт излишним, но военные настояли.
В результате 7 марта в космос ушёл «Зенит-4» («Космос-59»), дооснащённый кольцом, имитирующим шпангоут шлюза «Восхода-2». Выполнив основную миссию по получению фоторазведывательной информации, спутник вернулся на Землю через восемь дней. Вечером 15 марта его доставили на космодром, где с нетерпением ждали специалисты.
Кольцо, торчащее из обшивки спускаемого аппарата и имитирующее шпангоут шлюза, обгорело при входе в атмосферу, но не повлияло на посадку корабля и работу теплозащиты.
Правда, из-за кольца «Зенит-4» вращался со скоростью 40–100° в секунду. Такое вращение вреда космонавтам бы не принесло, хотя и удовольствия не доставляло.
Полётом «Космоса-59» завершилась репетиция первого в истории выхода человека в открытый космос.. Впереди был исторический полёт «Восхода-2» с космонавтами на борту.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Спойлер

aviationweek.com

How The X-37B Is Shaping The Future Of The U.S. Space Force | Aviation Week Network
Vivienne Machi


As the Pentagon explores how to fight future wars in space, it is leaning on a mysterious platform that has logged a record-setting number of years quietly operating in space. The X-37B Orbital Test Vehicle—a 29-ft.-long experimental spacecraft that can reenter the Earth's atmosphere autonomously—has emerged as a critical tool for the U.S. Space Force's future planning.
The real-world data collector is helping the five-year-old service learn how to operate in a domain that is increasingly crowded with small satellites and orbital debris from a widening net of state-owned and commercial assets.
"When I have a platform like the X-37B, my mouth starts to water," Chief of Space Operations Gen. Chance Saltzman told Aviation Week in an exclusive interview Jan. 31. Saltzman faces critical decisions in the next couple of years about how best to equip the service to give the U.S. a military edge in the contested domain.
  • The service is using the spaceplane's data to inform next-gen capability development
  • A new automated system has tracked millions of collision avoidance opportunities
During the first six missions, the X-37B spent more than 3,774 days in orbit. It launched on its current mission, OTV-7, on Dec. 28, 2023, and passed 400 days in orbit on Jan. 31. By comparison, the space shuttle spent 1,323 days in space during NASA shuttle flights between April 1981 and July 2011.
The Boeing-built spacecraft is derived from NASA's original X-37 program, which ran from 1999 to 2004. It was then transferred to DARPA before being taken over by the Air Force Rapid Capabilities Office (RCO) in 2010. The spacecraft launches vertically atop a rocket but lands horizontally on a flight line, like an airplane.
Space observers openly speculate about the spacecraft's range of mission areas and technology, especially as the onboard payloads have remained largely undisclosed. The Air Force has long maintained that the platform is intended to demonstrate reliable, reusable spacecraft capabilities and support experiments that can be brought back to Earth.
Along with its reusability, the X-37B is more maneuverable and agile than most spacecraft, and on its longest mission to date it orbited nearly 2.5 years before returning to terra firma.
The Space Force is gathering data from both the onboard experiments inside the spacecraft and in an attached service module that was introduced on its sixth mission.
X-37B in spaceAn onboard camera captured the X-37B and Earth on its current mission, during which it also performed an aerobraking maneuver for the first time. Credit: U.S. Space Force
Saltzman said those findings will inform the service's path forward across a number of space-based mission areas and future satellite programs. "It allows me then to apply physics-based, real-world data as we look . . . to create more resilient architectures," he said.
Since launching the first mission in 2010, the U.S. military has kept the X-37B's movements under wraps, waiting until the spacecraft has landed before announcing its return to Earth.
In a break from that pattern, the Space Force announced in October that the spaceplane would perform an aerobraking maneuver for the first time during its ongoing mission, performing radiation effect experiments and test space domain awareness technologies in a highly elliptical orbit (HEO).
The X-37B was planned to use the drag of Earth's atmosphere to dip into low Earth orbit (LEO) long enough to dispose of its service module safely, then resume its testing and experimentation efforts.
The OTV-7 mission is the first on which the X-37B is operating in HEO rather than solely in LEO. Former Air Force Secretary Heather Wilson previously hinted at the spaceplane's ability to perform "an orbit that looks like an egg" and maneuver itself once it is close enough to the atmosphere.
That means adversaries would not know where it will reappear on orbit, Wilson told the audience at the 2019 Aspen Security Forum. "And we know that that drives them nuts, and I'm really glad about that," she added.
The move to HEO has allowed the RCO and Space Force to observe the spaceplane's exposure to new orbital regimes. The upper range of LEO is 2,000 km (1,240 mi.), whereas the perigree of an elliptical HEO orbit is about 1,000 km, and the apogee is more than 35,786 km.
The aerobraking maneuver capability required modifications to the spaceplane, namely for fault protection, autonomy and collision avoidance. Boeing developed a new collision avoidance system ahead of OTV-7, said Michelle Parker, company vice president for space mission systems.
Autonomy is critical as space becomes more congested and the spaceplane operates in various regimes, Parker told Aviation Week at Boeing's satellite facilities in El Segundo, California, on Feb. 3.
Over the course of the X-37B's current mission, the Space Force identified about 1.7 million collision avoidance opportunities, Saltzman said, noting, "When we talk about data, I'm not talking about four or five numbers on a spreadsheet."
The aerobraking maneuver has allowed Saltzman to evaluate the service's Space Surveillance Network, a global collective of optical and radar sensors that detect, track, identify and catalog all human-made objects on orbit. Through the experiment, he is able to observe how other such sensors are able to find and track the spaceplane's new orbit, he said.
Collecting such real-world data on orbital maneuvering is key for the Space Force to avoid operational surprise from peer adversaries.
The China Aerospace Science and Technology Corp. has developed its own experimental reusable spaceplane, known as the Shenlong. It has completed three missions, performing what observers have determined to be rendezvous and proximity operations and releasing small satellites or objects into orbit.
Beijing has maintained strict secrecy around the spacecraft, which is believed to be analogous to the X-37B. The two spaceplanes launched within two weeks of each other in December 2023. The Shenlong deorbited in September, but the X-37B is continuing its operations.
The Space Force has identified space domain awareness, resilient on-orbit architectures and "responsible" counterspace capabilities as its three main focus areas into its next five years, Saltzman said in December at the Space Force Association's Spacepower Conference in Orlando, Florida.
Saltzman said in the interview he has no plans to use the X-37B as an operational vehicle but will continue to use it to refine thinking about the potential capabilities and tactics of similar adversarial platforms and to design high-fidelity training environments.
As the service prepares for the possibility of a war in space, having an experimental platform has become "even more valuable than maybe it was when [space] was a benign environment," he said.
The X-37B will be instrumental as the Space Force establishes its latest field command over the next year. Space Futures Command will help the service forecast the space threat environment, conduct wargaming and training, and develop and validate mission area design.
Once formally set up, the command will leverage data and findings from the X-37B's on-orbit activities in concert with the Air Force RCO, Saltzman said.
"The RCO will hear what Futures Command sees as challenges; they'll see what technologies they think might be interesting, and they'll see if the X-37 can collect data that informs gaps that they have in their knowledge or operational concepts," he said.
The Space Force declined to share how data from the X-37B is informing future spacecraft design, as those discussions are early in the research-and-development phase, Saltzman noted. But he expects it could help evaluate the potential cost of servicing satellites on orbit rather than deorbiting them for depot-like refurbishment or a total platform refresh. "All of these options are available to us, but how much does it cost? Which one makes sense for which mission?" he said.
Saltzman demurred on when the spaceplane might return to Earth and when an eighth mission might begin. Historically, the next mission has launched within one year of its predecessor's return to Earth, except for the latest mission, which launched 13 months later.
Boeing has maintained the X-37B via continual upgrades, Parker said. The spaceplane is on its second generation of batteries and third generation of solar cells, supplied by Boeing subsidiary Spectrolab.
"Even though it may look the same, a lot of the innards have been upgraded and then can continue to fly for a significant amount of time," Parker said.
That refurbishment has helped the X-37B team keep the program cost-effective, Saltzman and Parker both note, declining to share funding details.
While Parker emphasized that the X-37B is a government platform, she said that its attributes could one day be applied to commercial platforms to support on-orbit refueling and experimentation or debris collection.
"As the space industry and the space ecosystem expands, I think the opportunities for something that you can do on a returnable platform . . . expand as well," she said.
The patent on the new automated collision avoidance system is pending, and Boeing says the system is not being incorporated into other platforms at this time.
Space Force leaders have endeavored to speak more bluntly about its mission areas and capabilities amid growing competition with China and Russia. When Saltzman was working as a Minuteman III launch officer and satellite operator for the National Reconnaissance Office, the U.S. military never described space as a warfighting domain, he said.
"It was static, to some degree, in the sense that our goal was to launch satellites to orbit that would last forever—if we could make it happen," he said.
The service saw the benefit of inching back the curtain on the X-37B in October to disclose the planned series of aerobraking maneuvers, especially as safe maneuvering on orbit is critical for spaceflight operations, Saltzman said.
"We wanted to let everybody know that we were going to do it," he said. "We want other nations to observe it. We want to share the data."
About the X-37B
The X-37 was first known as the Future-X Pathfinder when NASA launched the effort to study more than 40 airframe, propulsion and operations technologies, seeking to lower the cost of access to space. The agency ran the program from 1999 until September 2004, when it was transferred to DARPA. NASA also performed low-speed and low-�altitude tests in 1998-2001 using the X-40A, a subscale version of the X-37 developed by the Air Force Research Laboratory. DARPA then performed several captive-carry and drop tests of the Boeing-built X-37A in 2005-06, prompting the Air Force's announcement to begin the X-37B Orbital Test Vehicle program in November 2006.
To date, the X-37B has completed six missions, beginning with its first launch on a United Launch Alliance Atlas V 501 rocket on April 22, 2010, from Cape Canaveral SFS. A SpaceX Falcon Heavy rocket launched it on its current mission on Dec. 28, 2023, and it passed 400 days in orbit on Jan. 31.
Editor's Note: This article has been updated to reflect the correct orbit of resumed testing and experimentation.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

#753
ЦитироватьФотография (намеренно размещенная в низком разрешении и, по-видимому, каким-то образом измененная цифровым способом)
Почему Железняков так решил?
По-моему, это обычная техническая камера грузового отсека. Возможно, широкоугольная; отсюда и несферичность Земли на краю поля зрения.
Твёрдо стою на пути исправления

Иван Моисеев

#754
Цитата: Брабонт от 23.02.2025 08:42:36
ЦитироватьФотография (намеренно размещенная в низком разрешении и, по-видимому, каким-то образом измененная цифровым способом)
Почему Железняков так решил?
По-моему, это обычная техническая камера грузового отсека. Возможно, широкоугольная; отсюда и несферичность Земли на краю поля зрения.
Вы недооцениваете уровень злодейства враждебного окружения.
Враги запросто могут сделать снимок камерой высокого разрешения и с помощью фотошопа замаскировать его за снимок технической камерой.
im

АниКей

Цитироватьkp.ru

Разработчик Темкин: новые двигатели помогут освоить сверхнизкий космос
Анна ПЕТРОВА


Разработчик Темкин: новые двигатели помогут освоить сверхнизкий космос height=100% width=100%
Разработчик Темкин: новые двигатели помогут освоить сверхнизкий космос
Фото: REUTERS.
Новый тип двигателей для малых спутников — атмосферные ионные — поможет России стать лидером на рынке мировых космических услуг. Подобные двигатели работают на сверхнизких орбитах до 200 км. Об этом заявил руководитель проектов компании «ЭКИПО» Вячеслав Темкин в разговоре с РИА Новости.
«Нам говорили, что вы никогда не зажжете плазму в вакууме без дополнительного рабочего тела, мы зажгли. После этого нам заявили — хорошо, плазму вы зажгли, но никогда не сформируете ионный пучок. Мы показали сформированный ионный пучок при включенном ускорителе в вакууме без дополнительного рабочего тела», — сказал Темкин.
По словам эксперта, чтобы наглядно показать наличие толкающей силы, инженеры фирмы разработали ряд методов ее визуализации. Среди них были мишень, покрытая термочувствительной бумагой, и рычажные весы, размещенные в вакуумной камере позади двигателя. Так, внутри камеры создали условия, которые имитируют высоту орбиты до 200 км.

Уточняется, что подобные «низколеты» с атмосферным ионным двигателем будут отличаться дешевизной (по сравнению со спутниками) и меньшим весом.
Накануне президент России Владимир Путин предложил российским ученым работать с главой Департамента эффективности правительства (DOGE) США Илоном Маском.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

Цитата: АниКей от 24.02.2025 06:09:16Накануне президент России Владимир Путин предложил российским ученым работать с главой Департамента эффективности правительства (DOGE) США Илоном Маском.
То есть стать иноагентами?
Все ученые сразу?
Или только ученые по космосу?
im

Старый

Цитата: Иван Моисеев от 24.02.2025 09:42:18Все ученые сразу?
Или только ученые по космосу?
Только по космосу. Их не жалко. 
 Скажи лучше как товарищи учОные имитируют поток воздуха на входе в двигатель. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Антикосмит

Цитата: Старый от 24.02.2025 16:39:21
Цитата: Иван Моисеев от 24.02.2025 09:42:18Все ученые сразу?
Или только ученые по космосу?
Только по космосу. Их не жалко.
 Скажи лучше как товарищи учОные имитируют поток воздуха на входе в двигатель.
Если бы Маска пустили бы в Россию, то первым делом он репрессировал в полном составе Институт космической политики.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Брабонт

Цитата: Старый от 24.02.2025 16:39:21как товарищи учОные имитируют поток воздуха на входе в двигатель.
Спросил походу. Так же, как и на выходе, через CFD. А в чём подвох вопроса?
Твёрдо стою на пути исправления