• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 22.08.2025 15:33:54https://t.me/grimdarknessoffars pace/4959
ЦитироватьСерия «Бион» (1973—1996): 11 миссий с крысами, макаками.
Хотя бы кто-нибудь вспомнит какие орбиты были у Бионов - высокоширотные или нет? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата: АниКей от 18.08.2025 19:58:46🔹 Какой совет вы дали бы начинающим исследователям космоса? Какие направления в космической науке вы считаете наиболее перспективными для тех, кто только начинает свой путь?
Игорь Маринин: С моей личной точки зрения, исследования прежде всего необходимо направить на разработку средств защиты космонавтов от солнечного и космического излучения, а также на теоретические поиски неизвестных физических законов для создания средств преодоления межзвездных расстояний без использования химических источников энергии.
Цитироватьkp.ru
Потрясающее открытие: от Земли к ближайшим звездам ведут таинственные коридоры


Чего мы не знали, так это о существовании межзвездного туннеля. Фото Sergey Nivens/Shutterstock/Fotodom height=100% width=100%
Чего мы не знали, так это о существовании межзвездного туннеля. Фото Sergey Nivens/Shutterstock/Fotodom
Астрономы открыли межзвездные туннели, или коридоры, которые соединяют нас с ближайшей звездой Проксима Центавра и созвездием Большого Пса. Значит ли это, что мы легко окажется там, просто пройдя по такому коридору? И кто проделал эти туннели в холодном космосе? О поразительном открытии сообщили ученые института Макса Планка, статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.
Спойлер
РЕНТГЕНОВСКОЕ НЕБО
В 2019 году на орбиту запущена рентгеновская обсерватория eROSITA. Космос полон рентгеновского излучения, но оно (к счастью) полностью поглощается в атмосфере Земли, так что изучают его только космические обсерватории. Спутник приступил к детальному картографированию «рентгеновского неба».
Новый поворот в деле ГКЧП: Крючков был в сговоре с Ельциным, собираясь сделать его президентом СССР height=100% width=100%
Сразу заметили, что около нас подозрительно много мягкого рентгеновского излучения. Это показалось странным. Ведь оно быстро поглощается в космосе и далеко улететь не может. Значит, его постоянно производит что-то неподалеку от нас, максимум в сотнях световых лет.
Постепенно выявилась сюрреалистичная картина. Солнечная система погружена в пузырь горячей, но разреженной плазмы диаметром примерно 300 световых лет. Он пузыря в стороны тянутся «языки» такой же плазмы. Их и назвали туннелями или коридорами. Один в сторону ближайшей к нам звезде Проксима Центавра (4,2 световых года от нас). Другой – к созвездию Большого Пса с ярчайшей звездой неба Сириусом (8,6 световых лет). Возможно, есть и другие коридоры.
Что все это значит?
В 2019 году на орбиту запущена рентгеновская обсерватория eROSITA height=100% width=100%
В 2019 году на орбиту запущена рентгеновская обсерватория eROSITA
МЫ ВНУТРИ ПЛАЗМЕННОГО ПУЗЫРЯ
Намеки на то, что мы внутри какого-то плазменного пузыря, были и ранее. Ведь eROSITA – не первая рентгеновская обсерватория на орбите. При слове «пузырь» мы представляем нечто шаровидное, но на самом деле форма этого образования неправильная.
Плазма в основном состоит из водорода, и ее плотность вдесятеро меньше, чем в межзвездном пространстве в целом, примерно 0,5 атома в кубическом сантиметре. Она горячая, температура – около миллиона градусов, но при столь ничтожной плотности вещества понятие «температура» теряет бытовой смысл. Вы не обожжетесь о такую плазму, вокруг – все равно ледяной космос. Но каждая отдельная частица разогнана до энергий, которая соответствует именно такой, миллионной, температуре.
Считается, что столь странное образование породили взрывы нескольких сверхновых. Сверхновая звезда – это финальная стадия жизни массивной звезды. Каждая звезда живет в балансе гравитации, которая стремится ее сжать, и лучистого давления, которое хочет ее «разорвать». Когда ядерное топливо в звезде кончается, гравитация берет верх, и звезда схлопывается с мощным взрывом. Это и есть сверхновая. В центре образуется черная дыра, а оболочка расползается во все стороны.
Мы доподлинно не знаем, сколько именно сверхновых (скорее всего, более шести – называют даже цифру 15) взорвалось, чтобы произвести плазменный пузырь, и предполагаем, что случилось это около 10 миллионов лет назад. Так или иначе, пузырь – это и есть сразу несколько оболочек, которые, через столько-то миллионов лет, продолжают распространяться прочь от точки взрыва. Внутри горячо, но пустовато.
Хороший вопрос: почему сразу несколько сверхновых взорвались почти одновременно и рядом? Видимо, их спровоцировала некая ударная волна, которая идет по рукавам нашей Галактики. Глядя на картинку, где изображена Галактика со спиральными рукавами, помните, что рукава – это по сути и есть материализованная ударная волна, направленная от галактического центра. В котором сидит гигантская черная дыра, задающая тон всему «ансамблю».
ЗАГАДКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Интересно, что Солнечная система попала внутрь пузыря относительно недавно, около 5 миллионов лет назад. Солнечная система вращается вокруг центра Галактики по своему закону, пузыри по своему, и вот, они встретились.
Сейчас мы проходим через самый жар, самый центр одного из пузырей. Температура в нем даже больше миллиона градусов, а плотность еще меньше, всего 1 атом водорода на 10 кубических сантиметров.
Совпадение или нет, примерно 5 миллионов лет назад на нашей планете началась быстрая эволюция приматов, которая привела к появлению нас. Связано или нет? На этот счет идет бурная дискуссия и доказательств, конечно, никаких.
Более серьезных мечтателей заинтересовала такая перспектива: а что, если по таким тоннелям в самом деле могли бы летать звездолеты будущего? Фото Triff/Shutterstock/Fotodom height=100% width=100%
Более серьезных мечтателей заинтересовала такая перспектива: а что, если по таким тоннелям в самом деле могли бы летать звездолеты будущего? Фото Triff/Shutterstock/Fotodom
ПРИШЕЛЬЦЫ С СИРИУСА
Но больше всего общественность взбодрили «коридоры», то есть «рукава», которые идут от пузыря и вроде как соединяют нас с соседними звездами. Именно в открытии коридоров и есть главная новость, которую несет исследование.
- Чего мы не знали, так это о существовании межзвездного туннеля к Центавру, который прорезает брешь в более холодной межзвездной среде, - говорит автор исследования Майкл Фрейберг из Института Макса Планка.
При слове «коридор» или «тоннель» представляется – ну, натурально проход какой-то, путь, по которому можно куда-то попасть. Например, на Сириус.
И сторонники теорий заговора не дремлют. Именно по этим коридорам инопланетяне уже прилетали к нам, а мы можем – к ним. И недаром звезда Сириус отмечена в мифологии всех народов, в первую очередь загадочного африканского племени догоны, распиаренного еще в позднем СССР. Догоны якобы хранят потрясающие знания о Вселенной, и в центре их космологии именно Сириус. «И понятно»: с Сириуса кто-то прилетел и всему их научил. То, что Сириус как звезда экстремально яркая и будет человеком как-то отмечена, выделена, в расчет не принимается. Как и явные натяжки в трактовке догонских мифов.
ЛЕТИМ ИЛИ НЕТ?
Более серьезных мечтателей заинтересовала такая перспектива: а что, если по таким тоннелям в самом деле могли бы летать звездолеты будущего? Среда-то менее плотная. Разогнаться до скорости света, и вперед. Как разогнаться, тут нам тоннель сам по себе не подскажет, но – будем считать, что это лишь дело техники.

[свернуть]
Даже если фантазировать, никакого влияния на межзвездные перелеты, ни отрицательного, ни положительного, коридоры не окажут, рассказал KP.RU руководитель Центра коллективного пользования «Международной сети телескопов для научных и прикладных задач» Института прикладной математики им. Келдыша РАН Виктор Воропаев. Межзвездная среда столь пуста, что ее можно не учитывать.
- "Вояджеры" вышли за пределы гелиосферы («области действия» Солнца – КП). Межзвёздная плазма настолько разрежена, что не оказывает практически никакого влияния на движение аппарата. "Реактивный" эффект от собственной параболической антенны и то выше, - говорит он.
Несмотря на общее возбуждение в Сети и обсуждение десятков вариантов, никакого разумного применения коридора не просматривается. Например, предполагалось как-то в него «засосаться», чтобы дальше само понесло.
- Мне кажется, эта идея сродни полёту на электроракетном двигателе на солнечных батареях, питаемых светом звёзд, - иронизирует Виктор Воропаев.
Что ж, пусть эти коридоры не для путешественников, и лучше бы назвать их «плазменными рукавами», чтобы никого не смущать – все равно же интересно! И нам еще предстоит установить связь происхождения разумной жизни с остатками сверхновых.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей



telegra.ph



🟣 Вопрос-ответ. Часть 7
Pro Космос


🔹 Американцы высаживались на Луне?
Игорь Маринин: 12 астронавтов НАСА (США) оставили следы на поверхности Луны вне всякого сомнения. Журналы «Новости космонавтики» и «Русский космос» неоднократно рассказывали об этих полетах, приводили воспоминания участников и свидетелей этих событий, описывали даже технику, которую создавали в СССР для перехвата сигналов с Командных и Посадочных модулей «Аполлонов». С ними вы можете ознакомиться, скачав журналы с сайта «Роскосмоса», где они находятся в открытом доступе. Более того, в последние десятилетия автоматические станции, совершающие полет на окололунной орбите, не раз передавали на Землю фотографии посадочных ступеней, оставшихся на поверхности.
🔹 Были разговоры про разработку многоразовой версии «Ангары». Это просто слухи или есть какие-то весомые основания?
Игорь Афанасьев: Говоря о многоразовой версии ракеты «Ангара», прежде всего вспоминают проект многоразового ускорителя первой ступени «Байкал», разработанный в конце 1990-х в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева вместе с НПО «Молния». Полноразмерный макет «Байкала» показывали в 2001 году на Парижском авиасалоне Le Bourget и Московском салоне МАКС в 2001 году.
Идея проекта заключалась в том, чтобы ракетный ускоритель, оснащённый поворотным крылом и дополнительными воздушно-реактивными двигателями, после выполнения задачи отделился от носителя, совершил спуск в атмосферу и горизонтальную посадку на самолётную ВПП.
Среди преимуществ проекта назывались минимальные переделки исходного ускорителя под многоразовый вариант, низкая стоимость его изготовления и эксплуатации, а также учёт опыта разработки многоразовых крылатых аппаратов, таких как «Буран» и Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
Однако предложению были присущи и недостатки. В среднем и тяжёлом вариантах «Ангары» возвращаются только ускорители первой ступени, остальные ступени, стоимость которых составляет значительную долю цены ракеты-носителя, теряются. Специалисты считали, что одновременная посадка четырёх автоматических ускорителей при пуске тяжёлой «Ангары» — довольно сложная задача. Кроме того, из-за нового веяния – ракетодинамической посадки нижних ступеней с использованием существующего двигателя, остатков топлива и раздвижных посадочных опор, имеющих минимальную массу – горизонтальная посадка ступени виделась уже не такой уж простой задачей...
Разработка «Байкала» шла в невысоком темпе и к июню 2016 года была практически завершена. Однако из-за низкой ожидаемой частоты пусков «Ангары» финансирования для изготовления летающего прототипа не нашлось. С 2019 года проект крылатого возвращаемого разгонного блока перешёл в стадии исследовательских работ по теме «Крыло-СВ».
В апреле 2024 года в интервью газете «Известия» генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов сообщил, что ГКНПЦ имени М.В. Хруничева разработал концепцию многоразового использования носителей серии «Ангара». Планируется, что связка из первой и второй ступеней ракет «Ангара-А5М» или «Ангара-А5В» будут осуществлять ракетодинамическую посадку, аналогично тому, как это происходит с первыми ступенями Falcon 9 от SpaceX. Теоретические основы этой технологии подтверждены в рамках эскизного проекта по созданию «Ангары-А5В». В будущем планируется продолжить работу над этим проектом. На данный момент необходимо провести не менее 10 повторных пусков для оценки экономической эффективности данного технического решения.
🔹 В XX веке была космическая гонка между СССР и США, и в 1975 году была совершена стыковка «Союз — Аполлон». Сейчас происходит новая космическая гонка между США и Китаем. Возможна ли аналогичная стыковка американского и китайского кораблей, как это было в случае «Союз — Аполлон»?
Игорь Маринин: Программа «Экспериментальный полет «Аполлон» и «Союз»» (ЭПАС) возникла из идеи взаимопомощи советских космонавтов и американских астронавтов, терпящих бедствие на околоземной орбите. При этом СССР вложил немалые средства в создание пяти кораблей и пяти ракет-носителей для этой программы, а США использовали уже изготовленные корабль и ракету-носитель, оставшиеся после отмененных полетов на Луну и создания второй станции «Скайлэб». И космическая «гонка» между СССР и США тут не при чем. В настоящее время США и КНР реализуют свои национальные программы высадки на Луну и орбитальные полеты, в то время как политические (и, естественно, научно-технические) связи между ними практически прерваны. Таким образом, нет и в ближайшее время не предвидится политическое решение о реализации взаимопомощи в космосе между КНР и США. Кроме того, ни та, ни другая страна не имеет лишней космической техники, как в США в 70-е годы, а как же финансовых возможностей для ее создания (как тогда же в СССР). По этим причинам стыковка американских кораблей типа «Крю Дрэгон», «Старлайнер» или «Орион» и китайских «Шеньчжоу» в ближайшие годы не произойдет, хотя технически эта задача может быть решена.
🔹 Сколько надо стартов старшипа для пилотируемого полета на Марс и обратно?
Игорь Афанасьев: SpaceX планирует использовать Starship для пилотируемой миссии на Марс. Это многоразовая система, работающая на химическом топливе, с орбитальной дозаправкой. Пилотируемый полет на Марс включает отправку, перелет, посадку, производство топлива на Марсе и возвращение на Землю. Цифры могут меняться в зависимости от варианта Starship (Block 1, 2 или 3). На август 2025 года – вот подробный разбор.
Основные предположения:
• Starship (Block 2+) может вывести на низкую околоземную орбиту до 100–150 тонн грузов.
• Для полета на Марс и обратно одному Starship нужно около 1200–1500 тонн топлива.
• Каждый танкерный Starship способен доставить на орбиту 150–200 тонн топлива.
• Для первой пилотируемой миссии (предположительно в 2028–2030 годах) планируется использовать 2–4 пилотируемых и 4–10 грузовых Starship, чтобы доставить оборудование для добычи топлива на Марсе.
• На Марсе планируется производить топливо из атмосферного CO2 и марсианского льда. Поэтому обратный полет не потребует полной дозаправки с Земли.
Расчет запусков для одной пилотируемой миссии:
• Запуск пилотируемого Starship с экипажем: 1.
• Дозаправка: Для перехода на траекторию «Земля – Марс» одному Starship нужно 8–15 запусков танкеров. Танкеры многоразовые, но каждый запуск считается отдельно.
• Итого: 9–16 запусков танкеров для одного пилотируемого Starship.
• Для экспедиции: если к Марсу полетят 2 пилотируемых и 5 грузовых кораблей (по планам Маска на 2026/2028), каждому грузовому кораблю потребуется 4–8 дозаправок. Общее число запусков может составить 100–200 для одного «окна», включая тесты и резервы. Но для минимальной миссии потребуется 20–50 запусков.
Факторы, влияющие на количество запусков:
• Версия Starship: В Block 3 планируется увеличить полезную нагрузку, что сократит количество танкеров до 6–10 на корабль.
• Производство топлива на Марсе: успех этого процесса критичен для возвращения. Без него миссия невозможна.
• Масштаб: для первой миссии потребуется минимум 10–20 запусков (2 пилотируемых, каждый с 8 танкерами). Для колонизации Марса — тысячи запусков в год. Маск упоминал о «нескольких тысячах Starship» в долгосрочной перспективе.
В итоге, для минимальной пилотируемой миссии туда-обратно, включающей 2 пилотируемых и 4 грузовых корабля, потребуется 40–100 запусков. Подготовка займет 1–2 года. Это оценка; точные цифры будут зависеть от результатов тестов (на август 2025 года Starship уже совершил 9 полетов).
🔹 Почему Россия, получив от СССР передовые космические технологии так сильно деградировала?
Игорь Маринин: С моей точки зрения, Россия после развала СССР не деградировала, а существенно замедлила развитие космических технологий и потеряла некоторые компетенции. Причин этому несколько. Прежде всего это ошибки в управлении экономикой страны, допущенные руководством в начале 1980-х годов. Появились и первые санкции. В 1981 году США ввели запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного оборудования. Возникший экономический кризис в 1985 г. привел к власти М.С.Горбачева, который начал «перестройку» политики и экономики страны. В результате ошибок, допущенных «младореформаторами» в процессе попыток реализации программы «Перестройка», в течение 1990 и 1991 г. развалился великий Советский Союз, нарушились почти все экономические связи между бывшими Социалистическими Республиками. Их самостийность, а также вступление России в международную кооперацию привели к переводу на самоокупаемость или даже закрытию предприятий военно-промышленного и космического профиля. Отсюда потери возможностей производства различных материалов, электроники, композитов и прочего, и прочего... Внутренняя и внешняя политика президента Б.Н.Ельцина привела к продаже многих технологий за бесценок за рубеж, а тяжелое экономическое положение в стране вызвало огромный отток специалистов ракетно-космической отрасли как за границу, так и в российские коммерческие структуры. Положение усугубили и экономические санкции, которые на Россию все чаще накладывали США по различным, во многом сфабрикованным причинам. В 2012 г., после возвращения Крыма в Россию, интенсивность санкций против нашей страны резко возросла. Это были сначала ограничения на количество коммерческих запусков, а потом и полный запрет запусков российскими ракетами-носителями не только американских спутников, но и спутников других стран с американскими комплектующими. Это запрет на поставку в Россию микроэлектроники и автоматики. С началом спецоперации на российскую промышленность, в том числе на предприятия и лидеров «Роскосмоса», посыпались тысячи санкций. И в таких неблагоприятных экономико-политических условиях нашей стране пришлось тратить огромные силы и средства на импортозамещение.
Состояние космической отрасли страны, как и всей России, постепенно восстанавливается. Возвращаются утерянные компетенции, разрабатываются новые материалы, двигатели, ракеты-носители и космические аппараты различного назначения. Процесс идет, правда, не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее положительные тенденции все ярче и заметнее. Принята национальная программа «Космос», которая предусматривает не только восстановление утраченных компетенций, но и крупные шаги вперед.
🔹 Какое преимущество даёт ядерный буксир при полете на Марс?И сколько надо пусков при использовании ядерного буксира?
Игорь Афанасьев: Для простоты предположим, что под термином «ядерный буксир» подразумевается космический аппарат, использующий энергию ядерного распада для движения. Он может быть оснащен ядерным тепловым ракетным двигателем, создающим тягу напрямую, или ядерно-энергетической установкой, питающей электроракетные двигатели. Такие системы намного эффективнее и экономичнее традиционных химических ракет.
Преимущества ядерного буксира:
1. Сокращение времени полета
Химические ракеты летят на Марс 6–9 месяцев. Ядерный буксир сокращает этот срок до 3–4 месяцев благодаря более высокому удельному импульсу. Это снижает влияние космической радиации на экипаж, минимизирует риск психологических и физических проблем и позволяет чаще использовать «окна» для запусков.
2. Экономия топлива
Ядерные тепловые двигатели расходуют топливо вдвое эффективнее химических, а ядерно-электрические — в 5–10 раз. Это позволяет увеличить полезную нагрузку или уменьшить массу корабля. Например, вместо тысяч тонн кислорода и метана ядерный буксир использует несколько сотен тонн водорода.
3. Повышенная маневренность
Мощность ядерного реактора делает буксир гибким. Он может не только уменьшить массу корабля или увеличить полезную нагрузку, но и сократить время перелета. Кроме того, буксир многоразовый: израсходовав топливо, он остается в космосе, сохраняя работоспособность ядерного реактора.
4. Снижение рисков для экипажа
Меньшее время в космосе уменьшает влияние невесомости, радиации и изоляции. Ядерный буксир используется для транспортировки от орбиты Земли до орбиты Марса. Посадочные модули на химическом топливе выполняют финальную фазу, что оптимизирует массу и возможности комплекса.
5. Экономия на запуске
Хотя разработка ядерного буксира требует больших затрат, в долгосрочной перспективе она снижает количество запусков тяжелых ракет. Для Марса это означает меньше дозаправок на орбите и упрощенную логистику. Однако есть вызовы: радиоактивность, необходимость запуска реактора вдали от Земли и юридические ограничения.
В целом ядерный буксир делает марсианские миссии быстрее, безопаснее и экономичнее. Но технология пока в разработке.
Интеграция ядерного буксира с Starship
Компания SpaceX акцентирует внимание на химическом топливе, но интеграция с ядерными системами может стать реальностью в будущем. Рассмотрим гипотетический сценарий, который радикально снизит число пусков для марсианской экспедиции.
1. Как это работает
Ядерный буксир запускается отдельно и включается в космосе, обеспечивая основное приращение скорости. Starship используется только для старта и посадки, с минимальным расходом топлива. Буксир остается в космосе для нескольких миссий.
2. Расчет запусков
Для ядерного буксира требуется 1–2 запуска (сам буксир и топливо). Starship нуждается в 2–5 дозаправках для пилотируемых миссий и в таком же количестве для грузовых. Итого для минимальной миссии: 10–30 запусков Starship + 1–2 для буксира. Это в 2–4 раза меньше благодаря эффективности ядерного теплового двигателя.
3. Преимущества в цифрах
Перелет «Земля-Марс» занимает 90 суток вместо 180+. Starship может нести больше 200 тонн полезной нагрузки вместо 100. Однако радиоактивность реактора требует запуска буксира вдали от Земли, а интеграция сложна.
В итоге с ядерным буксиром количество запусков Starship сокращается до 10–40. Это требует подключения к разработке других организаций. По оценкам специалистов, необходимые технологии могут появиться после 2030 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технологии
Физики нашли новый способ управления жидкостью в космосе
27 августа 2025 года, 11:27
IAuthor avatarДарина Житова
Физики обнаружили, что поведением жидкости в космосе можно управлять с помощью почти невидимого изменения ее формы. Оказалось, что крошечный изгиб на поверхности воды у препятствия способен либо пропустить волну, либо почти полностью ее заблокировать. Это открытие позволит лучше управлять топливом, системами жизнеобеспечения и производством лекарств на космических станциях.
Исследование провела команда ученых из Университета Миссисипи под руководством Ликуна Чжана. Они изучали, как можно управлять волнами в жидкости в условиях низкой гравитации, и опубликовали свои результаты в научном журнале Physical Review Letters.
Ключом к управлению оказался мениск. Мениск — это искривление свободной поверхности жидкости у стенки сосуда или вокруг твердого тела. Этот эффект вызван силами поверхностного натяжения и зависит от того, смачивает ли жидкость поверхность. Например, если на поверхность пруда упал лист, вода у его краев немного приподнимется, образуя плавную кривую.
Ученые выяснили, что форма мениска напрямую влияет на то, сколько энергии волны пройдет через барьер. Если изгиб пологий, проходит больше энергии. Если же изгиб крутой, он практически полностью блокирует волну. По словам Ликуна Чжана, изменение формы мениска всего на 1,5 миллиметра снизило прохождение волны с 60% до нескольких процентов.
Этот эффект имеет значение для космоса. Как объясняет соавтор исследования аспирант Чжэнъу Ван, на Земле поведение жидкостей определяет в основном гравитация, но на космической станции главной силой становится поверхностное натяжение. Поверхностное натяжение — это физическое явление, при котором на поверхности жидкости возникают силы, стремящиеся сократить ее площадь до минимально возможной. Например, натяжение заставляет жидкость собираться в капли и удерживает ее поверхность целой. Именно из-за этой силы и образуется мениск вокруг любых объектов.
1 / 2




Clara Turnage/University of Mississippi






Умение управлять жидкостями в условиях невесомости критически важно. Это поможет сделать более эффективными и легкими системы жизнеобеспечения, переработки воды, охлаждения и топливные системы. В космосе нельзя просто положиться на гравитацию, чтобы отделить жидкость от газа в баке.
Для своего эксперимента исследователи создали условия, похожие на невесомость. Они генерировали на поверхности воды небольшие и частые волны. Затем на пути этих волн они размещали частичный барьер. Чтобы управлять формой мениска, ученые меняли высоту барьера, а также использовали специальные покрытия, которые либо притягивали, либо отталкивали воду. С помощью акустических датчиков они измеряли, сколько энергии волны смогло пройти через барьер при разной форме мениска.
Хотя основной фокус работы был на космических технологиях, у открытия есть и земные применения. По словам Ликуна Чжана, эти принципы могут быть полезны в производстве и биомедицинской инженерии. Там часто используют микрофлюидные устройства — приборы, которые перемещают жидкости по каналам шириной в несколько миллиметров. К таким устройствам относятся некоторые виды принтеров, ДНК-чипы и технологии «лаборатория на чипе».
Производство лекарств и косметики в космосе может стать более распространенным уже в ближайшем будущем. SpaceX уже разрабатывает программу Starfall, которая подразумевает использование корабля Starship в качестве большой лаборатории.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

Толку от высокого удельного импульса, если тяга мизерная. Никакого сокращения времени полета на Марс не будет при этом. Скорее наоборот.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

АниКей


prokosmos.ru

Новый рекорд: китайские ученые впервые нагрели вольфрам до 3100 ℃ в космосе



На борту китайской космической станции «Тяньгун» установлен новый рекорд в области исследования материалов. Ученым впервые в условиях орбитального полета удалось бесконтактным способом разогреть образец из вольфрамового сплава до температуры, превышающей 3100 ℃. Этот результат превосходит предыдущие достижения, установленные на японском модуле «Кибо» Международной космической станции (МКС).
Эксперимент был проведен в специальном герметичном научном контейнере в основном модуле станции «Тяньгун» с помощью метода электростатической левитации. Такой подход позволяет удерживать крошечные образцы металла в воздухе без какого-либо физического контакта с поверхностью и нагревать их мощными лазерами. Это исключает загрязнение материала, что особенно важно при работе с предельными температурами, а значит позволяет изучать его свойства в чистом виде.
Научную установку разработала группа физиков под руководством Ху Ляна из Северо-Западного политехнического университета в Сиане (КНР). Эксперимент был направлен на изучение жаростойких материалов, используемых в термоядерных реакторах, ракетных двигателях и гиперзвуковых транспортных средствах. Полученные данные помогут не только в проектировании новых, более совершенных вольфрамовых сплавов, но и в фундаментальных исследованиях свойств материалов для ядерной и аэрокосмической отраслей. Ху Лян подчеркнул высочайшую надежность научной аппаратуры, которая успешно работает на орбите уже четыре года, тестируя различные современные материалы.
Проведение подобных экспериментов в космосе имеет два фундаментальных преимущества. Во-первых, среда микрогравитации позволяет расплавленному металлу (в данном случае вольфраму) принимать форму, близкую к идеальной сфере. Это значительно упрощает измерение таких ключевых физических свойств, как сила поверхностного натяжения и вязкость. Во-вторых, из-за высокой плотности вольфрама на Земле практически невозможно добиться равномерного смешения его с другими элементами: тяжелые компоненты тонут, а легкие всплывают. В условиях невесомости эта проблема исчезает, что позволяет создавать сплавы с однородной структурой и, как следствие, с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Вольфрам известен как самый жаропрочный из известных металлов. Его температура плавления составляет около 3420 ℃. Именно это свойство делает его идеальным для применения в экстремальных условиях, однако поведение материала на предельных термических значениях до сих пор изучено недостаточно.
Технология бесконтактных экспериментов с использованием левитации была отработана на Земле еще в конце 1980-х годов, а около 10 лет назад европейские и японские исследователи начали проводить их на МКС. Рекорд по проведению подобных экспериментов на Земле был установлен на установке в Центре космических полетов NASA им. Маршалла, где удалось разогреть вольфрам до 3400 ℃. В то же время в модуле «Кибо» удалось добиться нагрева всего примерно до 3000 °C. 
Еще один рекорд был установлен на станции «Тяньгун» в середине августа. Космонавт Чэнь Дун провел внекорабельную деятельность в шестой раз за свою карьеру — больше, чем кто-либо другой в стране.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Science
ChinaScience
China's Tiangong beats ISS in heated space research race
Tungsten alloy reached temperatures exceeding 3,100 degrees Celsius in a container-free laboratory cabinet, setting a new record
Reading Time:2 minutes

Why you can trust SCMP


8



The experiments were conducted aboard the core module of China's Tiangong space station. Photo: CMSA


Ling Xinin Ohio
Published: 12:00pm, 27 Aug 2025

China's Tiangong space station has set a new record in space-based materials research after a tungsten alloy was heated to temperatures exceeding 3,100 degrees Celsius (5,612 degrees Fahrenheit).

That surpasses the highest temperatures previously achieved aboard the International Space Station (ISS).
On the ISS's Japanese module, Kibo, scientists used a similar method – known as electrostatic levitation – to suspend tiny metal samples in mid-air and heat them with lasers, reaching around 3,000 degrees. The technique eliminates the need for a physical container that could contaminate or interfere with the sample at extreme temperatures.

The experiments were conducted to study heat-resistant materials used in fusion reactors, rocket engines and hypersonic vehicles. Photo: CCTV
The experiments were conducted to study heat-resistant materials used in fusion reactors, rocket engines and hypersonic vehicles. Photo: CCTV

The Chinese experiments, conducted in a container-free laboratory cabinet inside Tiangong's core module, aimed to study heat-resistant materials used in fusion reactors, rocket engines and hypersonic vehicles, according to state broadcaster CCTV.
The cabinet was developed by physicist Hu Liang and his team at Northwestern Polytechnical University in Xian, Shaanxi province.
"The findings will help scientists design better tungsten alloys and support fundamental research into ultra-high-temperature materials for nuclear and aerospace applications," Hu told CCTV.


He added that the experiments also demonstrated the reliability of the cabinet. In operation for four years, the device has been used to test tungsten alloys, niobium alloys and other advanced materials in orbit.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

Ничто не понял. А что, на земле вольфрам уже не плавят? Например, когда выплавляют его в печах? ::)
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)