Беспилотные летательные аппараты

Автор instml, 28.02.2012 10:30:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

telekast

Цитата: vlad7308 от 07.01.2021 10:12:37нужна какая-то синхронизация передающей и принимающей частей этого "радара"
Синхронизация бортовых "часов" по JPS, например, а в импулсе радара передавать зашитую дату/время излучения этого импульса.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Как И.В.Сталин однажды сказал зятю (сыну Жданова): "Стране нужны химики, а не историки по теме марксизма (ну, в этом духе). Сейчас для молодежи можно переиначить: "Стране нужны не специалисты в разработках компьютерных "играшек", а операторы ДПЛА и РЭБ!". Медленно, но кто-то понимает:


Мы как-то на страничках форума обсуждали военного журналиста Виктора Баранца. Но вчера он  меня удивил статьей в "ВПК":
 https://www.vpk-news.ru/articles/61894

Оттуда:
– Какое количество «Байрактаров» реально было сбито? На этот счет ходят разные слухи, вплоть до того, что им, мол, не было нанесено вреда. А на самом деле?

– На самом деле подбито и принуждено к посадке около 15 БЛА. Это не голословно. Есть несколько научно-исследовательских и разведывательных институтов, специально отслеживающих падающие на землю (сбитые) летательные аппараты, в том числе ракеты и БЛА. Они ведут статистику поражения воздушных целей, например институт SIPRI (Швеция).

Так вот они дают цифры сбитых «Байрактаров» в целом по миру и конкретно в районах боевых действий – 47. Сопоставление с другими источниками и звонок нашим специалистам привели меня к окончательной цифре. Можно сделать вывод, что в Нагорном Карабахе завалили от 13 до 15 таких машин. Наиболее сохранившиеся экземпляры, повторю, изучаются нашими специалистами в академии ПВО. Как, впрочем, и американские «Томагавки», подбитые в Сирии
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

А на это что скажете:
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

С МАКС-2021 проспект по БПЛА. Думал наше производство, а это импорт с помощью российской фирмы или, в лучшем случае отверточная сборка.
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

С МАКС-2021 проспект по БПЛА. Думал наше производство, а это импорт с помощью российской фирмы или, в лучшем случае отверточная сборка.
Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

Иоан

Цитата: МОСКВА, 20 авг 2021 - РИА Новости / https://ria.ru/20210820/dron-1746490756.htmlВ России разрабатывают дроны, способные возвращаться на самолет-носитель
"Кронштадт" разрабатывает дроны с воздушным стартом, которые смогут возвращаться на самолет-носитель

Российская компания "Кронштадт" разрабатывает беспилотные летательные аппараты с воздушным стартом, которые смогут возвращаться на самолёт-носитель, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор компании "Кронштадт" Сергей Богатиков в преддверии форума "Армия-2021".

"Да, мы прорабатываем такой вариант", - сказал Богатиков, отвечая на вопрос о создании системы возврата дронов из состава системы "Молния" на самолёт-носитель.

При этом глава компании уточнил, что не все типы беспилотников из состава системы можно будет вернуть на самолёт, с которого их запустили.

"Надо понимать, что исполнение аппаратов из состава "Молнии" может быть в нескольких версиях – разведывательные, ударные и дроны радиоэлектронной борьбы. Возвращение разведывательных аппаратов и беспилотников РЭБ подразумевается, ударных – очевидно нет, так как их возвращать будет просто опасно, даже если они не были реализованы по каким-то целям", - сказал гендиректор.

"Кронштадт" разрабатывает беспилотный комплекс группового применения "Молния". В качестве одного из базовых самолетов-носителей дронов системы рассматривается тяжёлый военно-транспортный самолет Ил-76.

Иоан

Цитата: МОСКВА, 20 авг 2021 - РИА Новости / https://ria.ru/20210820/molniya-1746492891.htmlРазработчик объяснил принцип работы беспилотной системы "Молния"
Директор "Кронштадта" Богатиков: беспилотная система "Молния" заставит "захлебнуться" ПВО противника

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) группового применения системы "Молния", которую разрабатывает "Кронштадт", смогут перегружать информационные каналы противовоздушной обороны противника (ПВО) приводя к её сбою, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор компании Сергей Богатиков в преддверии форума "Армия-2021".

Говоря о типовых целях беспилотной системы "Молния", Богатиков отметил, что "основная идея для роевых решений – это прорыв в первую очередь системы ПВО противника".

Цитировать"Современные дорогие системы ПВО, которые стреляют дорогими ракетами, их основная ахиллесова пята – это насыщение информационных каналов. Если система готова сбить 100 аппаратов и ей предъявляется 100 аппаратов, то она работает, а если ей предложить 1000 целей, то она неминуемо даст сбой и захлебнется", - сообщил генеральный директор.

Он уточнил, что рой аппаратов системы позволит решить задачу перенасыщения информационных каналов систем ПВО противника.

"Кронштадт" разрабатывает беспилотный комплекс группового применения "Молния". В настоящее время компания готовит материалы для участия в конкурсе на выполнение эскизного проекта роевой системы. В состав комплекса войдут ударные и разведывательные аппараты, а также беспилотники радиоэлектронной борьбы. В качестве одного из базовых самолетов-носителей дронов комплекса рассматривается доработанный тяжёлый военно-транспортный самолет Ил-76.

cross-track

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 28.04.2021 16:58:42Сопоставление с другими источниками и звонок нашим специалистам привели меня к окончательной цифре. Можно сделать вывод, что в Нагорном Карабахе завалили от 13 до 15 таких машин. Наиболее сохранившиеся экземпляры, повторю, изучаются нашими специалистами в академии ПВО.
Т.е. в Нагорном Карабахе произошел разгром беспилотников, или как?!
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Цитата: cross-track от 20.08.2021 10:25:56Т.е. в Нагорном Карабахе произошел разгром беспилотников, или как?!

Так вы задайте вопрос Баранцу. Вы вроде по одну сторону границы...?
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

cross-track

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 20.08.2021 14:23:42
Цитата: cross-track от 20.08.2021 10:25:56Т.е. в Нагорном Карабахе произошел разгром беспилотников, или как?!

Так вы задайте вопрос Баранцу. Вы вроде по одну сторону границы...?
Зачем Баранца спрашивать? Он же не на форуме вроде...
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Цитата: cross-track от 20.08.2021 15:09:00Зачем Баранца спрашивать? Он же не на форуме вроде...

Ну, Баранец это тот человек, который всегда удобен власти и не только. Вот ушел отдохнуть Соловьев и Баранец тут, как тут. Т.е. чувствует "настоящий полковник", что Соловьев в почете и он тут же присоединяется. А отношение у меня к нему не очень, со времен первых выборов в 90-х. Он в Люберцы приехал, посидел 15 минут и тут же уехал. Скажи какой занятый майор тогда в отставке (тогда)! А дальше он уже полковник, как положено с кепкой в пол-лица  и "експерт". Ну, ладно, бог с его знаниями, но уж совсем меня поразило, что дочка его давно в одно из маленьких государств Европы! Ну, ладно. Дочка там, ты то тогда куда в оборонку лезешь? Вот и идут поэтому победные реляции о сбитых БПЛА...
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.

Иоан

Цитата: РИА Новости / 20.08.2021 / https://ria.ru/20210820/bespilotniki-1746359692.htmlСергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тема интеграции разведывательных и ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в состав армий мира является на сегодняшний день особо актуальной. БПЛА разрабатываются в различных классах, в том числе существуют программы по созданию аппаратов, не уступающих пилотируемым боевым самолетам по своим возможностям. В перспективе дроны могут составить существенную часть российских Воздушно-космических сил. Генеральный директор одного из ведущих российских разработчиков БПЛА компании "Кронштадт" Сергей Богатиков в преддверии Международного военно-технического форума "Армия-2021" рассказал в интервью обозревателю РИА Новости Дмитрию Решетникову о статусе и особенностях новейшей беспилотной системы "Молния", о ходе работ над тяжелым ударным беспилотником "Гром", особенностях беспилотника "Орион" и причинах его превосходства над турецким Bayraktar, а также о мощности будущего завода ударных дронов в подмосковной Дубне.

– Министру обороны был представлен новый беспилотный комплекс группового применения "Молния", который планируется применять на различных военных самолетах. На каком этапе эта разработка находится сейчас?

– "Молния" – новая система, это роевые решения. Мы этой программой активно занимаемся, сейчас готовим материалы для участия в конкурсе на выполнение эскизного проекта. То, что было ранее продемонстрировано, это пока аванпроект, некий общий концепт, который мы предлагаем. Был продемонстрирован макет аппарата, но в реальности будет несколько другое – это зависит от тех тактико-технических заданий, которые выдаст на систему Минобороны. Сейчас у нас есть ряд предложений по беспилотным аппаратам, которые могут входить в систему "Молния", разной размерности, с разными техническими решениями.

– На каких носителях предполагается использовать систему "Молния"?

– Основная идея состоит в том, что это будет действительно воздушный старт. Предусматривается возможность базирования "Молний" на Ил-76.

– Когда планируются первые полеты опытных образцов беспилотников "Молния"?

– Зависит от сроков, которые может поставить заказчик.

– На презентации Checkmateна авиасалоне МАКС была показана компьютерная графика, где звено новых истребителей сбрасывает из внутрифюзеляжных отсеков беспилотные летательные аппараты, которые дальше летят совместно с группой истребителей. Речь идет как раз о "Молнии"?

– Да, речь идет о беспилотных аппаратах, которые предполагается разрабатывать в рамках системы "Молния".

– США разрабатывают беспилотный комплекс Gremlins ("Гремлины"), где также идет речь о беспилотниках с воздушным стартом. У них они должны возвращаться на самолет. Возврат "Молний" на носитель прорабатывается?

– Да, мы прорабатываем такой вариант. Тут также надо понимать, что исполнение аппаратов из состава "Молнии" может быть в нескольких версиях: разведывательные, ударные и дроны радиоэлектронной борьбы. Возвращение разведывательных аппаратов и беспилотников РЭБ подразумевается, ударных – очевидно нет, так как их возвращать будет просто опасно, даже если они не были реализованы по каким-то целям.

– Какие объекты будут целями для ударных "Молний"?

– Основная идея для роевых решений – это прорыв в первую очередь системы ПВО противника. Современные дорогие системы ПВО, которые стреляют дорогими ракетами, их основная ахиллесова пята – это насыщение информационных каналов. Если система готова сбить 100 аппаратов, и ей предъявляется 100 аппаратов, то она работает, а если ей предложить 1000 целей, то она неминуемо даст сбой и захлебнется.

Роевые решения чем хороши – это группировка, которая позволяет решить эту задачу перенасыщения информационных каналов систем ПВО противника.

– На каком этапе находятся работы над тяжелым ударным беспилотником "Гром"?

– "Гром" находится на этапе эскизного проекта, идет его проработка.

– "Гром" будет действовать самостоятельно или в паре с пилотируемым самолетом?

– Прорабатываются различные варианты исполнения.

– На каком этапе находятся работы по строительству первого в России завода по серийному производству ударных беспилотников в Дубне?

– Завод мы строим ударными темпами. Наша цель – построить новый завод за 10 месяцев. В начале марта площадка, где строится завод, была пустым участком местности, еще и заболоченным. Основные работы мы начали в апреле. Сейчас там уже выстроено 40% зданий завода. Выполнен заказ всего технологического оборудования, оснастки, и, более того, опережающим порядком идет набор персонала.

Кроме того, на базе уже существующего Дубненского машиностроительного завода им. Н.П. Федорова, он тоже входит в "Кронштадт", мы организовываем дополнительные цеха по выпуску беспилотных летательных аппаратов. Уже набраны начальники цехов, ведется обучение персонала. И мы рассчитываем, что выпуск первых комплектующих для наших беспилотников мы начнем уже в сентябре этого года, до завершения строительства основного завода.

Теплый контур на новом заводе мы должны получить в конце сентября, в самом худшем случае – в октябре. На месте завода пришлось вести замещение грунта, были проблемы с водоотведением – мы находимся на береговой части "московского моря", местность очень болотистая. Но сейчас это уже все решено.

– Какое количество беспилотников в год планируется производить на этом заводе?

– Мы исходим из того, что нам нужно будет закрыть все потребности в дронах как нашего национального заказчика, министерства обороны, так и других силовых ведомств, а также обеспечить не в ущерб государственным покупателям реализацию всех экспортных контрактов. На первом этапе мощность завода составит десятки беспилотных комплексов, в каждый из которых входит минимум три беспилотных самолета. По нашим планам, мы будем производить не менее 45 беспилотных летательных аппаратов в год. Причем начиная со следующего года могут выпускаться два типа беспилотников – "Орион" и "Сириус".

– Как продвигаются работы над "Сириусом"?

– По беспилотнику "Сириус" завершен выпуск в полном объеме всей рабоче-конструкторской документации. Идет подготовка производства.

– Чем он отличается от "Ориона"?

– У нас стояла цель, чтобы эти два аппарата были глубоко унифицированы. Они унифицированы полностью по наземному комплексу управления, по бортовому оборудованию, по силовой установке и винту. Основное отличие состоит в том, что "Сириус" строился как более тяжелый вариант "Ориона" со спутниковым управлением и с возможностью взаимодействия с пилотируемой авиацией, то есть на нем изначально предусмотрена установка аппаратуры ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными и опознавания – ред.). Плюс у него больше транспортные возможности – он оснащен двумя двигателями, имеет больший радиус действия и большую боевую нагрузку.

– На МАКС-2021 был представлен "Орион", судя по его носовой части, оснащенный спутниковой системой навигации.

– Это действительно так. Мы используем научно-технический задел в части спутниковой системы связи, созданный при разработке "Сириуса". Разработка "Сириуса" еще не завершена, и было принято решение реализовать данный задел в "Орионе". Сейчас ведется активная работа в этом направлении. Планируется зимой этого года поднять в воздух машину, оснащенную спутниковой системой связи. Эта работа позволит значительно увеличить дальность действия беспилотной системы типа "Орион", ограниченную дальностью действия радиолинии.

– В чем разница между комплексом "Орион" и его вариантом "Иноходец", который поставляется в Минобороны?

– Скажем так, у иностранного заказчика всегда есть ряд требований, это стандартная практика, с адаптацией их комплектующих, в первую очередь это целевые нагрузки и система вооружения. Поэтому с каждым заказчиком мы ведем переговоры по оптимизации нашего комплекса под их спецификации. При этом есть вещи, которые мы не имеем права продать зарубежному заказчику в составе "Ориона". То есть что-то мы снимаем, что-то наоборот добавляем. "Иноходец" – это вариант нашего Минобороны, который является самым топовым по оборудованию и своим разведывательно-боевым возможностям и позволяет решить все поставленные задачи.

– На "Орионе" используются бортовые комплексы обороны?

– Вопрос бортового комплекса обороны или радиоэлектронной борьбы для "Ориона" является одним из приоритетных. Мы сейчас прорабатываем разные варианты по критерию "цена – эффективность". В перспективе наш аппарат будет располагать средствами радиоэлектронной борьбы – как защищаться самому от направленных в него ракет, так и подавлять какие-либо системы противника в интересах других единиц на поле боя. Это одна из важнейших функций любого военного беспилотного комплекса на сегодняшний день, и мы стараемся быть в тренде.

– Насколько точно "Орион" может применять неуправляемые бомбы?

– Применение неуправляемого оружия на беспилотниках выгодно просто потому, что управляемое высокоточное оружие стоит всегда очень дорого. При этом у нас на борту стоит очень хороший баллистический вычислитель, который позволяет применять свободнопадающие бомбы с показателями, близкими к высокоточному оружию. В частности, хорошая точность достигается с ОФАБ-100, мы это проверяли при испытаниях на полигоне. Могу сказать, что мы работаем по наземным целям неуправляемыми бомбами со своим прицельно-навигационным комплексом не хуже, чем ребята в пилотируемой авиации с "Гефестом".

– Как вы оцениваете беспилотники Bayraktar?

– Я так отвечу: если бы Bayraktar был спроектирован в России, у него была бы сложная судьба, потому что этот турецкий аппарат очень многим требованиям наших правил не удовлетворяет. Если сравнивать "Иноходец" с "Байрактаром", то точно могу сказать, что наш комплекс имеет больший потенциал и возможности. В частности, "Иноходец" существенно технологичнее в производстве, однозначно лучше в части аэродинамики и элементов искусственного интеллекта.

– Какие элементы искусственного интеллекта имеются на "Орионе"?

– Мы сейчас достигли определенного уровня автоматизации при выполнении "Орионом" типовых задач. Мы можем ввести полетное задание, которое "Орион" выполнит полностью самостоятельно. Сейчас задача стоит, чтобы переместить большую часть обработки оперативной информации и принятия в связи с ней решений на борт аппарата в автоматическом режиме. Например, один из следующих этапов связан с самостоятельным обеспечением живучести аппарата. Это предполагает, что "Орион" или "Сириус" смогут в автоматическом режиме после каких-либо неполадок или получения им повреждений в полете переконфигурироваться. Также речь идет об автоматическом анализе обстановки на поле боя и принятии решений, например, для обхода зоны ПВО или зоны неприемлемых метеоусловий. И тут стоит оговориться, что аппарат будет ограничен в принятии решений – решение о применении дроном комплекса вооружения принимает человек.

Хочу подчеркнуть, что человек – это самое слабое звено как в авиации, так и в наземных роботизированных системах. Чем меньше человек задействован в управлении, тем более надежна и эффективна авиационная система. Оператор должен принимать решения, а не пилотировать, то есть если утрировать, то на пульте управления БПЛА должно быть всего две кнопки "включил" и "победил". Мы двигаемся в этом направлении.

– Планирует ли "Кронштадт" вести разработки в направлении так называемых барражирующих боеприпасов?

– Нам это направление интересно, пока конкретных планов нет, но они могут появиться. На сегодняшний день мы по этой теме ведем переговоры с группой компаний "Калашников", в рамках которых мы предлагаем интеграцию их беспилотников и барражирующих боеприпасов в единое информационное пространство с нашим наземным пунктом управления. В прошлом году мы проводили эксперимент, и с нашим наземным комплексом взаимодействовали как беспилотники "Кронштадта", так и дроны СТЦ и "Калашникова". То есть "Кубы" и "Ланцеты" передавали информацию на наш пункт управления. В том эксперименте мы ими не управляли, но все аппараты были интегрированы в единое информационное пространство.

– Планируется ли вашим беспилотникам придать функции борьбы с беспилотниками противника?

– Скажем так, вопрос борьбы с дронами противника с помощью наших аппаратов стоит, он пока в стадии обсуждения. Но то, что нужно иметь беспилотные истребители, – это логическое продолжение эволюции воздушных дронов.

– На авиасалоне МАКС-2021 вы сообщили, что в Дубне будут также производиться беспилотные вертолеты, разработанные компанией НПП "Стрела", которую приобрел "Кронштадт". Данные беспилотники будут выпускаться в ударном варианте?

– Да, они в том числе смогут нести вооружение и выполнять ударные функции.

– Смогут ли такие беспилотники применяться на строящихся в Крыму российских универсальных десантных кораблях?

– Однозначно. Вопрос применения беспилотных вертолетов с УДК мы с судостроителями обсуждали. На мой взгляд, те перспективные беспилотники, которые есть сейчас у "Кронштадта", они точно обеспечат вертолетоносцы. Более того, если когда-то наша страна будет заниматься авианосцами, то в первую очередь нужно ориентироваться на беспилотную авиацию. Хотя бы потому, что они легче и проще обеспечивают взлет/посадку с палубы авианосца. Кроме того, они меньше по габаритам, соответственно, меньше будут занимать места в ангаре авианесущего корабля.



Иоан

Цитата: ТАСС / 22 АВГ 2021 / https://tass.ru/interviews/12167495От беспилотников к цивилизации роботов
Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

Компания "Кронштадт" сегодня является одним из ведущих российских игроков на рынке беспилотных летательных аппаратов (БЛА), разрабатывающим целую гамму изделий различного назначения. Ее беспилотные системы не только поступают на вооружение российской армии, но и вызывают пристальный интерес у зарубежных заказчиков. Свое видение дальнейшего развития роботизации средств ведения войны, которая является сегодня основным мировым трендом, в интервью ТАСС на международном военно-техническом форуме "Армия-2021" раскрыл генеральный конструктор АО "Кронштадт" Николай Долженков.


БЛА "Орион" с малогабаритными авиационными средствами поражения

— Николай Николаевич, беспилотная авиационная система интегрирует в себе различные высокие технологии. Как вы оцениваете уровень развития этих технологий в России и что считаете главным в БЛА?

— Сегодня ведущие страны стремятся автономизировать применение средств нападения и защиты. Автономизация является целью внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и обеспечивает принятие адекватных решений без участия оператора. Вот в этом и есть основное назначение технологий искусственного интеллекта. Это, как вершина айсберга, интеграция всех технологий, которая, собственно говоря, является нашей целью.

Как я вижу беспилотные авиационные комплексы в перспективе? Это будет некая нейросеть, элементы которой смогут взаимодействовать между собой. Причем эта сеть будет многоуровневая, начиная от вычислителя миссии внутри летательного аппарата и заканчивая взаимодействием между этими летательными аппаратами на обширной территории ведения боевых действий, включая все компоненты — не только воздушные, но и наземные, космические и морские. Вот эта цель основная, к которой надо стремиться.

Собственно говоря, мы сейчас фокусируем наши усилия именно на повышении автономности действий. Нельзя сказать, что завтра все это будет решено. Нет, к этому ведет очень долгая дорога. Но то, что это точно генеральное направление развития, в том числе и в первую очередь беспилотных аппаратов, — это главное. Сейчас контур "человек — машина" реализован и достаточно эффективно работает, и люди принимают решение только верхнего уровня уже сейчас. У нас большинство процессов автоматизировано, а должно быть автономизировано.

Между этими двумя похожими терминами очень большая дистанция. И как раз наведение моста, дороги между этими понятиями и есть главная наша задача. Это вовсе не крылья и не двигатели, и не конфигурация, и даже не технологии в традиционном понимании этого слова — хотя мы вышли на уровень развитых технологий. Без преувеличения, технологии, которые у нас используются в "Орионе", вполне современные и во многом не уступают мировому уровню.

Нам еще надо подтягиваться по целевым нагрузкам, элементной базе, силовым установкам. Но по общему уровню технологий мы не уступаем. Я это говорю как человек, который видел аналогичные зарубежные образцы этой техники — те же турецкие, китайские, израильские и американские аппараты. Но это, еще раз повторяю, не является определяющим. Определяющим является интеллект, которым мы должны накачивать, не хочется говорить комплексы, потому что это уже не комплексы, это — системы взаимодействующих комплексов. Вот это главное, на что надо обращать внимание, на что делать ставку и акцент. А сам летательный аппарат — это уже более низкий уровень реализации этого тренда.

Конечно, со стороны очень важно, какие там "гайки", бомбы, двигатель, целевые нагрузки и оружие. Да, это важно, без этого тоже невозможно ничего сделать. Но, еще раз повторяю, это уже прилагательное. А существительное — это то, как мы учим наши системы мыслить. Это самое основное сейчас в беспилотнике! Причем это никак не продемонстрируешь на выставках, к этому нельзя прикоснуться, это можно показывать только через результат каких-то действий.

Развитие здесь многопараметрическое. Если взять, например, навигацию, то сейчас ничего не существует в авиации без спутников, и точность навигации можно обеспечить только с помощью спутника. Значит, все остальные системы являются вспомогательными — инерциальные, которые дают низкую точность, и так далее. Но спутники — это очень уязвимая составляющая, поскольку его потеря ведет к глобальной потере точности навигации. И эту задачу надо решать комбинированным методом, добиваясь приемлемой точности в отсутствие спутника.

И так по любой из систем. Любую систему нужно интеллектуализировать, то есть наполнять способностью, каждую на своем уровне, принимать адекватные решения в той или иной обстановке.

Кроме того, вторая абсолютно необходимая функция — это способность к самообучению. Это самое главное. Система должна самообучаться по мере накопления опыта и баз данных, которые она сама же продуцирует по мере развития и эксплуатации. Вот как я вижу картину и тенденцию будущего, применимого в моей области к беспилотным авиационным системам.

Что касается технологического уровня России и ведущих западных стран, то по многим параметрам мне не нравится складывающаяся ситуация. Некоторая изоляция, которая в России наступает в силу ряда причин, очень усложняет развитие. Кроме того, по ряду технологий мы имеем отставание, которое, безусловно, нужно чем-то компенсировать. Вот, например, мы несколько уступаем в целевых нагрузках, силовых установках, хотя уже стремительно сокращаем это отставание. Практически мы догнали конкурентов по авиационным средствам поражения для этой размерности. Но мы должны добиться преимущества прежде всего в развитии систем искусственного интеллекта, которые и будут определять успех будущей эксплуатации.

В прикладном признаке ИИ заключается в том, чтобы создать систему, которая, во-первых, способна принимать решение в быстро меняющейся обстановке. Не в стагнирующем состоянии, не в стабильной обстановке, а именно — в меняющейся обстановке без вмешательства оператора.

И, во-вторых, абсолютно необходимо обучаться на собственном опыте и опыте других, связанных систем. Они, как нервные клетки, должны быть связаны друг с другом. Это должен быть коллективный опыт, на котором программа самосовершенствуется, причем тоже без вмешательства человека. Я вам больше скажу. Я считаю, что биологическая цивилизация — это только промежуточное звено к цивилизации небиологической. Неизбежная ветвь развития, поскольку машины более приспособлены к окружающей среде, чем человек и вообще биологические существа. Поэтому это будет нормальное перерастание. Сначала в человеке будут замещаться компоненты, а затем он и сам станет весь искусственный. И это будет следующая ступень цивилизационного развития, если до этого биологический вид не самоуничтожится.

— Как идет развитие программы средневысотного БЛА большой продолжительности полета "Орион"?

— Программа БЛА "Орион" с комплексом средней дальности является базовой программой и основной точкой отсчета для создания различных модификаций, в том числе не только разведывательной, но и ударной, а также более продвинутых модификаций, связанных как с предложениями Министерства обороны, так и поставками на экспорт.

Совершенно очевидна мировая потребность в комплексах такого класса — не только разведывательных, но и разведывательно-ударных. Для этого изначально были предусмотрены три точки подвески различных авиационных средств поражения (АСП), включающих в себя, помимо неуправляемого традиционного оружия в виде авиационных бомб калибра 100 кг, также и управляемое вооружение, которое за последнее время было создано предприятиями — разработчиками авиационных и других средств поражения специально для комплекса "Орион". Среди них: корректируемые авиационные бомбы (КАБ), управляемые ракеты и планирующие авиационные бомбы. Это основная номенклатура АСП, предлагаемых к применению Вооруженным силам на комплексе "Орион".

При этом, учитывая ранее дефицит такого класса АСП в калибре 50 кг, наше предприятие приняло решение опережающим порядком самим начать разрабатывать КАБы, основным критерием которых было максимальное снижение стоимости "выстрела".

В экспериментальном формате мы произвели серию АСП, которые на испытаниях показали эффективность более 80%. К этому времени в работах приняли участие и сторонние производители АСП, разработавшие в свою очередь планирующие авиационные средства поражения, также в экспериментальном варианте, в калибре 50 кг и реактивные управляемые снаряды в этом же калибре. Также сегодня близки к завершению опытно-конструкторские работы по созданию АСП калибра 20 кг. Все они имеют комбинированные системы управления, включающие спутниковую навигацию и лазерное наведение на конечном участке полета. Наш анализ показывает, что наиболее адаптивными для решения разведывательно-ударных задач являются КАБы, которые по эффективности не уступают управляемым реактивным снарядам, а по интерфейсам в процессе применения с летательным аппаратом являются более безопасными.

Какое дальнейшее развитие комплекса с БЛА "Орион" мы предлагаем нашему Министерству обороны? Это установка спутникового терминала на борту и наземной станции спутниковой связи. Это позволит прежде всего повысить дальность управления и получения информации. Дальность получения информации будет практически ограничена лишь радиусом действия БЛА, которая, в свою очередь, ограничивается запасом топлива.

Таким образом, мы получим максимально полноценную функцию беспилотного комплекса, условно, средней дальности и практически сравняемся в тактических и оперативных возможностях с американскими и израильскими комплексами аналогичного класса MALE (medium-altitude, long-endurance).

Мы надеемся, что в дополнение к сегодняшним серийным поставкам "Ориона" Минобороны закажет дополнительное количество комплексов в спутниковом варианте для поставки Вооруженным силам. Кроме того, этот вариант позволит существенно повысить экспортный потенциал комплекса, поскольку зарубежные заказчики в большинстве случаев хотят иметь спутниковую составляющую связи.

У нас имеются заявки на возможные экспортные поставки. Ведутся переговоры с потенциальными заказчиками комплекса "Орион-Э". При этом наша позиция заключается в том, что мы готовы по требованию заказчика адаптивно предлагать установку как целевых нагрузок, так и средств поражения, а также рассматривать возможности размещения производства комплексов на территории заказчика.

Мы надеемся составить конкуренцию на рынке предложениям других участников. Вся деятельность по продвижению комплекса на экспортный рынок, разумеется, ведется через АО "Рособоронэкспорт".
Насчет увеличенной ПН и дальности полета — пока мы этого не предполагаем в отрыве от появления более мощного двигателя. Когда появится более мощный двигатель, можно будет рассматривать некоторое увеличение взлетной массы и полезной нагрузки. Но это пока перспектива.

— На форуме "Армия-2020" компания "Кронштадт" продемонстрировала концепции новых БЛА "Гелиос-РЛД" и "Гром". В каком состоянии сейчас находятся эти программы?

— Мы в инициативном порядке начали работу по созданию самолета радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) в беспилотном варианте, считая это направление архиактуальным для нашей страны в интересах создания сплошного радиолокационного поля на необходимых направлениях.

Самолеты "Гелиос-РЛД" должны объединяться в сеть, которая взаимодействует в рамках системы ПВО с системой автоматизированного управления, и гармонично комбинироваться с работой пилотируемых самолетов РЛДН типа А-50 или А-100. БЛА будут существенно дешевле, иметь в разы большую продолжительность полета и даже большую высоту полета, а также дальность. Таким образом, будет обеспечена информационная осведомленность и контроль за воздушным пространством.

Сегодня мы находимся на стадии разработки аванпроекта и надеемся на получение контракта от Министерства обороны РФ. Считаем эту разработку крайне актуальной не только для ВКС и ПВО, но и для авиации флота и сухопутных войск.

По-прежнему идет предварительная работа по созданию многоцелевого скоростного БЛА, предназначенного для работы как в самостоятельных операциях, так и в совместных операциях с пилотируемой оперативно-тактической авиацией под условным наименованием "Гром". Также надеемся на то, что Министерству обороны будет интересна эта работа и наши отношения по этому направлению будут формализованы.

— Возможно ли применение научно-технического задела, сформированного компанией "Кронштадт" по военным и гражданским программам, при создании сверхзвукового гражданского самолета?

— К нам обратился НИЦ Жуковского с работой по возможному созданию прототипа-демонстратора сверхзвукового "бизнес-джета" в беспилотном варианте. Мы рассмотрели эту возможность и пришли к выводу, что при необходимом уровне финансирования создание такого демонстратора для решения ряда научных, технических и исследовательских задач реально. Демонстратор сможет ответить на ряд принципиально важных вопросов, связанных с влиянием сверхзвукового коммерческого полета на наземную инфраструктуру городов и населенных пунктов, и позволит спроектировать более грамотно реальный прототип. Это важная научно-техническая задача, мировой тренд, в котором участвуют сейчас и американские, и японские фирмы. В рамках научно-технического консорциума мы готовы предложить наши технологии для создания такого прототипа.

Этот демонстратор должен быть в размерностях, приближенных к реальным, в масштабе, например, один к трем, а не один к сорока, поскольку большинство негативных физических явлений не масштабируется. У нас состоялось совещание по этому поводу с привлечением руководителей институтов, и они попросили использовать наши заделы при решении этой задачи. При необходимом уровне финансирования, в принципе, это возможно. Не только усилиями нашего коллектива, но и целого ряда предприятий эта задача решаема с использованием имеющегося задела.

Но создание реального сверхзвукового "бизнес-джета" потребует создания принципиально другого двигателя, которого на сегодняшний день еще нет. И вот это уже задача Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). На самолете должен быть двигатель изменяемого цикла, специализированный для режима сверхзвукового полета с преобладающими приемлемыми расходными характеристиками и с переменной степенью двухконтурности. А это — отдельная научно-техническая задача, которая тоже должна решаться в рамках государственной программы ОДК в приоритетном порядке. Без такого двигателя создание натурного коммерчески оправданного сверхзвукового самолета проблематично.

Заставить самолет летать на сверхзвуке проблемой не является. Проблемой является создание гражданского коммерчески выгодного самолета. А для этого нужны другие научно-технические решения, связанные прежде всего с силовой установкой и отработкой аэродинамической конфигурации. И все это вместе должно иметь характеристики, не ухудшающие окружающую среду, то есть иметь приемлемые шумовые характеристики, характеристики выбросов и так далее. Вот это главная задача, которая должна быть решена в этом проекте.

Мы говорим только о беспилотном демонстраторе-прототипе, который в летной программе позволит измерять некоторые параметры, на которые нужно будет опираться при создании натурного проекта. Это очень важная промежуточная ступень при создании сверхзвукового "бизнес-джета" или, в будущем, большого сверхзвукового самолета.

— Что вы можете сказать о боевом применении БЛА в Нагорном Карабахе?

— С моей точки зрения, мы действительно имеем успешную демонстрацию такого безнаказанного использования беспилотных технологий в боевых действиях против неподготовленного противника. Я оцениваю это так. С одной стороны, эти технологии действительно позволяют поражать цели без риска для собственных солдат и летчиков. А с другой стороны, тот уровень вооружений, который был у войск Нагорного Карабаха, конечно, не соответствовал современному уровню. И я бы назвал это "блестящей" маркетинговой демонстрацией для повышения рейтинга экспортного потенциала. А против современных "Панцирей" (самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс — прим. ТАСС) эта история бы не прошла.

Но это очень хорошая иллюстрация того тренда, который сегодня превалирует в мире в этом направлении. То есть роботизация средств ведения войны является основным мировым трендом.

Иоан

Цитата: ZALA AERO GROUP / 10.09.2021 / https://zala-aero.com/news/pervyy-gibridnyy-bvs-zala-sovershil-polet-po-marshrutu-izhevsk---yoshkar-ola---izhevsk/Первый гибридный БВС ZALA совершил полет по маршруту Ижевск– Йошкар-Ола – Ижевск



За время полёта, которое составило более 12 часов, гибридный БВС ZALA 421-16E5G преодолел расстояние более чем в 1130 километров.

Во время полёта отрабатывалась методика одновременного применения аппарата двумя лётными отрядами с новой высокоскоростной системой связи, управления и ретрансляции, реализованной на загоризонтных пунктах управления, находящихся в разных регионах РФ. Реализация такой системы, где операторы комплекса находятся на удалении до 500 километров от места запуска, снижает расходование ресурсов аппарата, минимизирует человеческий фактор и оптимизирует штат эксплуатирующих подразделений.

В рамках полета были протестированы новейшие разработки в области навигации и интеллектуальной обработки информации, применяемые в комплексах ZALA.

Новая бортовая система визуальной навигации (ВНС). Система не зависит от спутниковой навигации и реализована в замкнутом контуре управления, что позволяет воздушному судну проводить полет в полном радиомолчании, выполняя поставленную задачу, а также обеспечивает многоуровневую защиту против средств радиоэлектронной борьбы. Система показала себя на порядок точнее, чем инерциальная навигационная система.

Также была продемонстрирована новая бортовая система интеллектуальной обработки AIVI. Система AIVI в пассивном режиме обеспечивает автоматическое обнаружение и распознавание объектов с нескольких источников, с обзорностью всей нижней полусферы (360 градусов), что позволяет получать актуальную информацию о количестве и местоположении объектов, изменении обстановки прямо во время полета. Данная система позволяет увеличить площадь обследования БВС в 30 раз, по сравнению со штатными средствами обнаружения, исключая человеческий фактор при поиске интересующих объектов.

Полёт проводился в соответствии с Федеральными авиационными правилами РФ.

ОАЯ

Такой БПЛА покрасить в оранжевый цвет и числом поболее использовать на полярных широтах - никакая РОСС не нужна.

sychbird

Цитата: ОАЯ от 11.09.2021 08:50:56Такой БПЛА покрасить в оранжевый цвет и числом поболее использовать на полярных широтах - никакая РОСС не нужна.
Он там заблудиться немедленно. Он же ориентируется по подстилающей поверхности.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

cross-track

Цитата: sychbird от 11.09.2021 10:38:27
Цитата: ОАЯ от 11.09.2021 08:50:56Такой БПЛА покрасить в оранжевый цвет и числом поболее использовать на полярных широтах - никакая РОСС не нужна.
Он там заблудиться немедленно. Он же ориентируется по подстилающей поверхности.
Так это в "военное" время. А в мирное - по ГЛОНАСС.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

ОАЯ

Да. Время теперь другое. Раньше по приводным радиомаякам летали.