ЛУНА. Освоение Луны. Лунная гонка.

Автор Inti, 03.06.2024 02:17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

NASA выбрало на Луне девять мест для высадки астронавтов в 2026 году



Пока Счетная палата США выявляет все новые проблемы, которые могут задержать первый с 1972 года пилотируемый облет Луны, NASA ищет подходящие места для первой за полвека высадки людей на спутнике Земли - в районе Южного полюса в рамках экспедиции Artemis III. Обновленный список содержит девять возможных областей, которые ученым и инженерам еще предстоит проанализировать — не исключено, что перечень будет пересмотрен.
Отбором потенциальных мест для высадки астронавтов на Луну занимается межведомственная аналитическая группа NASA, тесно сотрудничающая с научными и промышленными партнерами. О том, что экипаж Artemis III попробует прилуниться в районе Южного полюса (ориентировочно в сентябре 2026 года, но сроки, вероятнее всего, будут сдвигаться вправо), в агентстве решили еще в 2022 году. Сначала они определили 13 возможных областей, воспользовавшись сведениями лунного орбитального аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO).
Теперь же этот список был уточнен: сотрудники NASA исключили некоторые места и добавили новые, основываясь на их научной и практической значимости. Кроме того, учитывались такие факторы, как доступное окно запуска, пригодность местности для высадки экипажа, наличие связи с Землей и условия освещения. Также команда оценила возможности сверхтяжелой ракеты Space Launch System, корабля Orion и посадочной платформы Starship HLS с точки зрения траекторий их полета.
В конечном итоге в список вошли девять областей, из которых пять остались неизменными — кратеры Малаперт (Malapert Massif) и Хауорт (Haworth), край кратера Де Герлах с обозначением de Gerlache Rim 2 и два края кратера Нобиле, Nobile Rim 1 и Nobile Rim 2. Четыре же места — новые: пик возле кратера Кабео (Peak near Cabeus B), плато и гора Монс Мутон (Mons Mouton Plateau и Mons Mouton) и равнина кратера Слейтер (Slater Plain).
«Выбор этих регионов показывает стремление NASA к безопасной высадке экипажа вблизи Южного полюса Луны, где астронавты смогут сделать новые научные открытия и научатся жить на поверхности Луны», — подчеркнула заместитель руководителя программы «Луна — Марс» в NASA Лакиша Хокинс.
Как напомнили в агентстве, Южный полюс Луны никогда раньше не исследовался пилотируемыми экспедициями. Между тем в этом регионе есть постоянно затененные области, где, вероятно, есть большие запасы водяного льда. В этом смысле любое из девяти отобранных мест может принести новую информацию о лунных ресурсах и истории нашей Солнечной системы. Но окончательный выбор будет сделан после того, как будет определен точный график Artemis III.
Согласно последним данным, старт экспедиции с первой за полвека высадкой экипажа на Луну запланирован на сентябрь 2026 года. Однако, скорее всего, ее перенесут на более позднее время. Ранее Счетная палата США выявила неготовность наземных систем, а именно пусковой установки, к запуску Artemis II. Она предполагает пилотируемый облет Луны с помощью корабля Orion. И это не единственная проблема, подробнее читайте в нашей статье.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 30.10.2024 04:39:25;)
https://t.me/wind vostok/8422
https://t.me/wind vostok/8423
https://t.me/wind vostok/8424
Это надо было закинуть на геостационар в первом пуске Ангары. Был бы достойный ответ красному Родстеру Маска. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей


Модуль «Казачок» для программы «ЭкзоМарс» возвращен в Россию
Российская делегация не смогла принять участие в Международном астронавтическом конгрессе в Милане, поскольку Италия отказалась выдать визы. Но, несмотря на санкции в отношении нашей страны, Роскосмос продолжает работу с зарубежными партнерами. О том, как отечественная космонавтика живет в условиях ограничений, какие страны являются ее основными партнерами и о сотрудничестве по проекту Международной научной лунной станции (МНЛС) в интервью Pro Космос рассказала директор департамента международного сотрудничества Роскосмоса Татьяна Тищенко.
Спойлер

30 октября 2024 года
Модуль «Казачок» для программы «ЭкзоМарс» возвращен в Россию
IAuthor avatarАлена Чилей
"Некоторые из объектов наземной инфраструктуры "Млечного пути" уже созданы, например, в Бразилии и ЮАР"
Какие страны на данный момент являются основными международными партнерами Роскосмоса?
Это государства-участники БРИКС и СНГ, а также страны так называемого "глобального Юга", т.е. Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Также мы продолжаем взаимодействие со всеми партнерами в рамках программы Международной космической станции.
Министр экономики и финансов Мали Альфуссейни Сану сообщил о планах запустить с помощью Роскосмоса спутник связи и спутник дистанционного зондирования Земли. Ведется ли уже создание этих аппаратов?
В настоящее время страны Африки, проявляют повышенный интерес к сотрудничеству в космической сфере – обучение космическим специальностям, приобретение данных космической съемки, создание национальных космических систем в интересах стран Африки.  Российская сторона готова к такому взаимодействию, по ряду проектов, в том числе с Мали, ведутся переговоры. О конкретных параметрах космических аппаратов и их именовании можно будет говорить только после формулирования технического задания и подписания соответствующих контрактных документов.
Обсуждается ли со странами Африки их участие в создании Российской орбитальной станции, а также в проектах «Млечный путь» или «Сфера»?
Все эти проекты, хоть и имеют национальный статус, открыты для международной кооперации по широкому спектру возможных направлений работ, будь то участие в прикладных и научных применениях этих программ, или даже в создании их наземной и космической составляющих.

С какими странами СНГ и БРИКС ведутся переговоры по созданию наземных средств мониторинга околоземного космического пространства по проекту «Млечный путь»?
В истекшем году соответствующие предложения представлялись Госкорпорацией "Роскосмос" на всех тематических саммитах БРИКС и СНГ. Некоторые из объектов наземной инфраструктуры, которые войдут в состав "Млечного пути", уже созданы, например, в Бразилии и ЮАР.
Сколько всего наземных станций планируется разместить и где?
Окончательная конфигурация наземного и космического сегментов этой системы станет ясна после завершения переговоров.
Будущий командир первого космического корабля Индии прошел подготовку в Звездном городке
Изначально предполагалось, что белорусская женщина-космонавт после полета войдет в российский отряд космонавтов, присоединится ли в итоге Марина Василевская или ее дублер Анастасия Ленкова к российскому отряду космонавтов?
— В состав российского отряда космонавтов в настоящее время могут входить только граждане Российской Федерации.  В соответствии с Законом "О  космической  деятельности" и постановлением правительства "Об утверждении Положения о космонавтах Российской Федерации", отбор и подготовку к космическому полету за счет бюджетных средств могут проходить только граждане Российской Федерации.

С какими странами сейчас ведутся работы о помощи в пилотируемых полетах в космос?
От объявления конкретных стран предпочту воздержаться, поскольку это является коммерческой тайной и должно быть предварительно согласовано с партнерами.
Могу сообщить, что в Звездном городке прошли подготовку кандидаты из отряда космонавтов Индии, один из которых, Шубханшу Шукла, скоро осуществит ознакомительный полет на МКС и, как ожидается, станет командиром первого экипажа индийского национального космического корабля "Гаганьян".

Также некоторые из наших перспективных партнеров ранее уже осуществляли пилотируемые космические полеты с нашей помощью.
"Ситуация со Starliner находится под контролем всех участников МКС"
Сейчас страны Запада вводят в отношении России санкции различного рода, отразилось ли это на международном сотрудничестве Роскосмоса, в том числе по проекту МКС?
Мы продолжаем работу по всем международным проектам, кроме тех, где наши партнеры сами отказались от сотрудничества, либо приостановили его, либо вынудили нас остановить работы, нарушив условия действующих контрактов.
В части МКС мы продолжаем партнерство с США и ЕКА, хотя некоторые из участников научной программы МКС поспешили "заморозить" свои совместные с нами эксперименты, и теперь думают, как им возобновить работу, "не теряя лица".
Ведутся ли переговоры о продолжении перекрестных полетов?
— Полагаю, что перекрестные полеты будут вестись весь оставшийся период участия России в проекте МКС. Более того, это рабочий инструмент и на будущее, по другим перспективным проектам орбитальных космических станций и программам пилотируемых полетов, поскольку позволяет существенно повысить надежность и безопасность пребывания экипажей в космосе.
После ситуации с кораблем Starliner планируется ли разработка плана действий в случае невозможности вернуться на Землю космонавтам/астронавтам на корабле, на котором они прибыли на МКС?
Эта тема уже закрыта, но хотела бы напомнить, что тема аварийного возвращения с МКС и соответствующие методики действий существуют с начала функционирования станции. Одним из таких инструментов является программа перекрестных полетов. Благодаря ей в составе экипажей МКС всегда есть специалист, обученный управлять не только "своим" космическим кораблем. Могу заверить, что ситуация со Starliner находится под контролем всех участников МКС.
Из-за геополитической ситуации прекратилось сотрудничество по проектам «ЭкзоМарс», «Венера-Д». Есть ли планы, с какими странами можно реализовать совместные экспедиции беспилотных аппаратов на Марс и Венеру?
Да, например, в сотрудничестве с Китаем и Индией. В частности, российские научные приборы вошли в "короткий список" кандидатов на включение в состав индийской миссии к Венере "Шукраян-1", намеченной на 2028 год.
Будет ли возвращен России посадочный аппарат «Казачок», предназначавшийся для миссии «ЭкзоМарс»?
В настоящее время посадочная платформа "Казачок" и вся остальная российская материальная часть уже возвращены на территорию Российской Федерации. За исключением отдельных элементов наземного испытательного оборудования иностранного производства, не получивших разрешения Европейского союза на реэкспорт.
[свернуть]


Информация, собранная "Луной-26", поможет в создании международной лунной станции
Сколько на данный момент стран входят в проект Международной научной лунной станции? Поможет ли полет российского аппарата «Луна-26» выбрать место для ее размещения?
В проект МНЛС сейчас входят 14 стран и две международные организации. МНЛС – это не какой-то один отдельный объект, а целый комплекс из беспилотных и пилотируемых миссий к Луне, разбитых на несколько этапов. Формат участия в проекте является максимально прозрачным с учетом опыта МКС, то есть на основе консенсуса, без чьего-либо доминирования, с гарантированным дублированием всех ключевых компонентов системы и с учетом баланса вкладов.
На начальном этапе речь идет об объединении заделов существующих национальных программ исследования Луны, а также осуществлении взаимообмена полученными данными с последующим переходом к реализации взаимно скоординированной, единой программы изучения и освоения Луны. Поэтому информация, которую мы планируем получить от АМС (автоматически межпланетная станция - прим. ред.) "Луна-26", однозначно  найдет  свое  применение в  рамках  общего проекта,  как  вклад Российской Федерации.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

1 ноября, 15:21 https://tass.ru/kosmos/22290759
Индия создала наземную станцию для подготовки исследований Луны и Марса
На станции будут имитированы условия жизни человека в межпланетной среде в целях обеспечения полетов пилотируемых межпланетных космических аппаратов, отметила Индийская организация космических исследований
НЬЮ-ДЕЛИ, 1 ноября. /ТАСС/. Индия ввела в эксплуатацию первую наземную аналоговую базовую станцию "Луна - Марс" для отработки технологий изучения дальнего космоса и условий адаптации человека для жизни на их поверхности. Об этом сообщила Индийская организация космических исследований (ИСРО).
"На станции будут имитированы условия жизни человека в межпланетной среде в целях обеспечения полетов пилотируемых межпланетных космических аппаратов", - говорится в сообщении. На станции создан прототип зоны выхода участников экспедиций в открытый космос и обеспечены все условия для самодостаточного обитания человека в экстремальной среде. Она, в частности, оборудована автономной системой с использованием солнечной энергии и располагает возможностями выращивания необходимых для питания экипажей растений на основе гидропоники (выращивание растений без грунта, на питательных искусственных средах).
Центр пилотируемых космических полетов ИСРО совместно с партнерами создал аналоговую станцию в пустынном горном районе поблизости от города Лех в северной союзной территории Ладакх. По мнению ученых, ландшафт, суровые природные условия и экстремальные колебания температуры в этом регионе идеально подходят для моделирования среды, в которой космонавтам предстоит жить и работать во время миссий на Луну и Марс.
Аналоговая станция и эксперименты на других научных объектах призваны играть ключевую роль в осуществлении Индией пилотируемых полетов на Луну и Марс, подчеркнула ИСРО.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Франция разработает «космический рентген» для лунных и марсианских баз



Национальный центр космических исследований Франции (CNES) собирается разработать системы медицинской визуализации для диагностики состояния здоровья будущих покорителей Луны и Марса. Агентство ожидает получить предложения по созданию технологии от частных компаний в рамках конкурсного отбора.
Конкурс среди компаний проводится в рамках инициативы CNES Spaceship FR, запущенной агентством в 2018 году. Программа направлена на разработку ключевых технологий для будущих пилотируемых полетов на Луну и Марс, включая обитаемую базу на поверхности, оборудование для добычи ресурсов, а также генерацию энергии.
Технология получила предварительное название Medipod. Это будет модульное медицинское оборудование специально для будущих «жилищ» на Луне и Марсе. Основным компонентом устройства станет мультимодальная система визуализации, предназначенная для диагностических целей. Также рассматривается вариант ее использования для медицинских операций, однако это будет зависеть от технических возможностей.
К медицинской визуализации относят рентгенографию, магнитно-резонансную томографию (МРТ), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопию, эластографию, и ряд других технологий. С помощью специального оборудования врачи могут заглянуть во внутренние структуры человеческого организма, тем самым диагностируя заболевания.
Первые этапы работы над проектом запланированы на 2024-2026 год. Сначала CNES определит подрядчика для разработки Medipod, а оставшееся время уйдет на предварительные исследования. Специалистам предстоит оценить текущее состояние медицинской визуализации и конкретные потребности космонавтов в долгосрочных исследовательских полетах. Затем будут определены основные требования для адаптации к космическим условиям уже существующих на Земле средств медицинской визуализации. На заключительном этапе будет создан и представлен план по созданию технологии.
В рамках инициативы Spaceship FR также ведется создание прототипа внутрикорабельного скафандра. Использовать его планируется на борту будущих европейских пилотируемых космических кораблей. Разработать костюм и испытать его на МКС планируется до 2027 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьПять дней обсуждений современных проблем в изучении Луны, Марса, Венеры, Меркурия, планет-гигантов и малых тел нашей Солнечной системы, а также экзопланет и даже вопросы астробиологии!
Пять дней обсуждения вкуса артишоков с анчоусами людьми которые их никогда не видели.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


interfax.ru

Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок


Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Лев Зеленый рассказал о планах по запуску аппаратов "Луна-26" и "Луна-27", а также перспективах исследований Венеры и Марса
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулокНаучный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Москва. 7 ноября. INTERFAX.RU - Научный руководитель Института космических исследований РАН, научный руководитель первого этапа лунной программы РФ, академик Лев Зеленый рассказал в интервью корреспондентам "Интерфакса" Елене Пономаревой и Артему Рукавову о преимуществах посадки "Луны-27" на Северный полюс Луны, методах работы будущих лунных российских станций, международном сотрудничестве и перспективах отечественных проектов по изучению Венеры и Марса.
- Лев Матвеевич, после аварии аппарата "Луна-25" вы предложили перефокусировать внимание с Южного полюса Луны на Северный. Какие преимущества, помимо первенства, мы можем там получить?
- Есть три причины. Первая — после крушения "Луны-25" мы вспомнили советскую практику двойных экспедиций на Марс, Венеру и Луну. Изготовление двух одинаковых аппаратов существенно не повлияет на финансирование экспедиции, так как все будет отрабатываться на одном. Увеличение затрат на создание второго аппарата и его запуск оценивается не в два раза, а в полтора. Однако надежность повышается вдвое, а то и больше. Технические недочеты, которые могут быть замечены после первого запуска, можно будет учесть во втором. Аппараты планируем запускать не одновременно, а с временным промежутком. Не будет планироваться специальной совместной научной программы, но сравнение данных будет иметь большое значение. Это актуально после трагедии "Луны-25" — мы ее потеряли в полностью работающем состоянии, все приборы были проверены на перелете.
Вторая причина — научная значимость. Ведущие космические агентства ориентируются сейчас на Южный полюс. Туда планируются китайские и американские экспедиции, в том числе пилотируемая посадка в рамках проекта "Артемида". Также индийский аппарат сел там в прошлом году.
- Такой интерес связан с поисками воды на Луне?
- Да. Распределение воды на Северном и Южном полюсах Луны изучается по нейтронному потоку от них. На картах они обозначаются обычно синим цветом. Где много синего, там нейтроны хорошо поглощаются. Значит, в этом месте под поверхностью на глубине до полутора метров есть вещество, содержащее водород, и, скорее всего, это вода. На Южном полюсе таких мест больше, на Северном меньше, но их достаточно и там, и там.
Мы не планируем занять все эти области, нам нужна одна наиболее интересная и перспективная: с места посадки должна быть видна Земля, рельеф должен быть достаточно ровный. На Северном полюсе такие области есть. Те задачи, которые ставятся при посадке на Южный полюс, также актуальны, если мы сядем на Северном.
Полюса Луны с водой
Полюса Луны с водой
Фото: ИКИ РАН
- Получается, что оба полюса одинаково интересны?
- Поскольку они все-таки отличаются друг от друга, то их интересно именно сравнить. Ось вращения Земли имеет наклон к плоскости эклиптики (плоскость обращения Земли вокруг Солнца — ИФ), а у Луны она почти перпендикулярна. Интересно исследовать, что получается при такой конфигурации. Луна разная в разных районах, и нам нужны не только приэкваториальные и среднеширотные зоны, которое были неплохо исследованы во время экспедиций 1960-1970-х гг.
А третья причина для изучения Северного полюса — политическая. Успеем ли мы к такому "разделу пирога" на Южном полюсе? В США, например, опасаются, что Китай быстрее всех займет там интересные места. Это не спринт, который наблюдался в 70-е годы во время соперничества между СССР и США, а марафон — долгое и продолжительное освоение.
- Мы будем осваивать полюса самостоятельно или с международными партнерами?
- Отдельные исследования мы планируем делать совместно с Китаем. Но нам как суверенной стране необходима своя область для изучения. Луну сейчас начнут активно делить и осваивать, она реально станет "седьмым континентом" Земли. Я имею в виду, что уже ясно, что в XXI веке человечество всерьез займется освоением Луны так же, как сейчас мы осваиваем Антарктиду — шестой континент. Этот процесс уже начался, но мы пока, честно говоря, находимся лишь в роли его квалифицированных наблюдателей.
- Как в "Роскосмосе" отнеслись к идее создания двух аппаратов "Луна-27"?
- "Роскосмос" относится к этой идее положительно, многие представители госкорпорации тоже озвучивают ее. Но для реализации этого плана необходимо согласовать финансирование. "Роскосмос" не может переложить средства из одного проекта в другой. Пока деньги не выделены, что нас и тревожит. Скоро начнется процесс изготовления "Луны-27", будут закупаться комплектующие. Если их не закупить сразу на два аппарата, то идею реализовать будет трудно. Комплектующие, купленные через два года, уже будут другими, и придется все испытывать заново.
- Сохраняются ли сроки запуска "Луны-26" и "Луны-27"?
- Пока речь идет о запуске "Луны-27" в 2028 году с учетом запуска орбитального аппарата "Луна-26" в 2027 году. "Луна-27" должна будет передавать информацию через аппарат "Луна-26", у которого свой срок эксплуатации.
- На какой срок эксплуатации рассчитаны аппараты?
- "Луна-27" проживет примерно год. В аппаратах "Луна-25" и "Луна-27" предусмотрены тепловые элементы, работающие на распаде ядерного вещества, которого хватает примерно на год. После захода Солнца аппарат просто замерзнет, если его не подогревать. Так со всеми аппаратами в космосе: когда они попадают в тень, то температура может упасть недопустимо низко.
"Луна-26" — это орбитальная экспедиция, и у нее срок жизни больше. Она проживет, может быть, два-три года, но вряд ли десятилетие. У Луны очень неоднородное гравитационное поле, там есть "ямы" — это значит, что аппарат не будет вращаться по круговой или эллиптической орбите, он будет двигаться, как по дороге с рытвинами. Чтобы это компенсировать, орбиту все время нужно будет корректировать, а запас топлива, естественно, ограничен. Необходимо обеспечить, чтобы "Луна-26" работала на момент посадки и срока эксплуатации "Луны-27", так как большая часть данных будет передаваться через орбитальный аппарат. Поэтому эти две экспедиции связаны и между ними не должно быть очень большого зазора. Если запуск "Луны-26" передвинется с 2027 года, то придется передвигать и остальные запуски.
- Ранее сообщалось о планах увеличить продолжительность перелета "Луны-27" из-за ситуации с "Луной-25".
- Это техническая вещь, еще обсуждается. Может, траектория и будет более длинная для надежности. Индийский аппарат "Чандраяан-3" летел больше месяца и спокойно прилунился, но в этом тоже есть некий риск. Во-первых, топлива уходит больше. Кроме того, пока аппарат летит, в межпланетном пространстве может произойти мощная солнечная вспышка или столкновение с метеоритом. Чем продолжительнее перелет, тем больше риск, поэтому я бы сильно не удлинял перелетную траекторию. Можно лететь долго, потратить много топлива и это будет надежно, но вы рискуете по дороге. Поэтому здесь необходим компромисс. Я не думаю, что аппарат будет лететь намного дольше, чем "Луна-25".
- Будет ли эта траектория полета отрабатываться на "Луне-26"?
- Нет, у "Луны-26" другая траектория. Главная наша задача — вывести ее на орбиту, а не посадить. Это две разные задачи.
- Сообщалось, что Белоруссия может принять участие в российской лунной программе.
- Мы белорусских коллег активно агитируем участвовать в нашей лунной программе. Приглашаем не только белорусских, но и всех коллег из СНГ. С Белоруссией у нас были конкретные разговоры, но пока они на начальном уровне.
- В каких процессах они могут быть задействованы?
- Участие Белоруссии предполагается на дальнейших этапах лунной программы, в 30-е годы. Разговариваем о создании средств мобильности — роверов, луноходов. На Луне мобильность станет очень важным аспектом и здесь у нас не очень большие заделы. Опыт и технологии советских времен, к сожалению, утеряны. Больше нет людей, которые этим занимались в 1969-70 гг., все надо делать сначала. Современная техника другая, начинать надо на новом уровне.
- Будет ли использован искусственный интеллект при создании новой техники?
- Некоторые решения человек всегда будет принимать сам, а объехать камень, въезжать на горку или нет - можно будет с помощью искусственного интеллекта. Такое уже внедряется. Со временем космическая техника станет более автономной. Нам недостаточно восстановить старую технологию, нам необходимо создать ее на новом уровне, с учетом новых возможностей искусственного интеллекта и космической техники. Это непросто, но это обязательно надо делать, потому что за этим будущее. Человеку на Луне будет трудно и некомфортно.
- Главная проблема — радиация?
- Когда человек создаст лунные базы, он будет управлять всеми системами непосредственно с Луны, скорее всего, находясь в заглубленном укрытии под ее поверхностью. Радиация на Луне очень сильная, и на первый взгляд удивительно, что она может быть даже больше, чем в открытом космосе. Существует такое понятие как вторичная радиация — это когда мощные высокоэнергичные частицы космических лучей ударяют по поверхности и рождают вторичные излучения, которые затухают в глубине. Например, если закопаться под поверхность Луны на метр, то вы получите дозу радиации больше, чем на ее поверхности. Поэтому надо закапываться глубже, но это и сложнее. Суммируя, можно сказать, что Луна — не место для прогулок. Гулять лучше по Земле в романтические периоды полнолуния (вспомните Фета: "Сияла ночь, луной был полон сад...").
- Российские ученые обменивались лунным грунтом с китайскими коллегами, как проходит исследование?
- Сейчас эта работа идет, обсуждаются ее результаты. У нас не хватает тонкого аналитического оборудования. Оно дорогое, его надо покупать, а деньги на это не предусмотрены.
- В этом году аппарат "Чанъэ-6" доставил с Луны на Землю новые образцы грунта, планируется ли еще один обмен?
- Мы думаем об этом, но пока только обменялись грунтом миссий "Чанъэ-5" и "Луна-16". "Чанъэ-6" же доставил образцы с обратной стороны Луны. Хотя его у нас нет, это не драматично, китайские коллеги приглашают в свои лаборатории наших ученых, которые имеют большой опыт работы с реголитом. Мы участвуем в изучении, и это становится международным делом. Если нам передадут часть грунта, то мы проанализируем его, но для этого надо обновить набор аналитической техники.
- Какой главный интерес изучения лунного грунта?
- Нас интересуют наличие летучих веществ в грунте, молекул воды. В образцах, что привезли китайцы, мы воды не ожидаем. Но если аккуратно собрать и привезти грунт из полярных областей Луны, сумев сохранить в нем летучие компоненты, то, надеемся, в нем будут включения водяного льда. Очень важно будет определить изотопный состав входящего в него водорода. Это позволит понять, из какой части Солнечной системы он появился. Такой тонкий изотопный анализ требует хорошего оборудования.
- Два года назад была отменена российско-европейская миссия ExoMars-2022. Можем ли мы использовать те наработки, которые были получены при подготовке?
- Нет, конечно. В этом вся трагедия, это все так и останется не использованным. Платформа была адаптирована под европейский ровер. Любое оборудование стареет, кончается гарантийный срок. Даже, если бы мы захотели, научные приборы никуда нельзя поставить, надо все заново испытывать. Европейские ученые свой ровер планируют пристроить к другой экспедиции, но я очень сильно сомневаюсь, что это им удастся.
- Вернули ли европейцы российское оборудование миссии ExoMars-2022? Как продолжается сотрудничество по миссии ExoMars-2016?
- Они вернули основную часть, но это уже мало что даст. Проект ExoMars-2016 стал нашим общим большим успехом. Космический аппарат TGO отлично работает до сих пор. К сожалению, продолжения эта миссия не получила. Предыдущий европейский проект Mars Express, где имеется несколько приборов, созданных с участием России, тоже, несмотря на возраст, — он прибыл к Марсу в 2004 г., — работает хорошо. Трудно сейчас гарантировать, но, возможно, ExoMars 2016 проработаeт на орбите не одно десятилетие. У Марса достаточно комфортные условия, и аппарат надежный. Mars Express и ExoMars-2016 работают, а посадочный ExoMars-2022 в лучшем случае мы увидим в музее.
- Какие перспективы российской программы по Марсу?
- По Марсу у нас сейчас нет собственной программы. Идей много, но для реализации сложились другие планы. У нас есть содержательная лунная программа, о которой мы говорили выше, и мы работаем над организацией комплексной экспедиции к Венере.
- На каком этапе она находится?
- Проект переживает тяжелый период. Работа над эскизным проектом из-за бюрократических накладок не финансируется. Конечно, мы продолжаем работать. Если мы потеряем венерианскую миссию — это будет большая ошибка. Так исторически сложилось, что Советскому Союзу и России с Марсом катастрофически не везло. Первый посадочный аппарат, который на него успешно мягко сел, был советский аппарат "Марс-3", но он проработал всего несколько секунд. Потом были орбитальные экспедиции, но на Марс мы так больше и не сели. Следующая авария — "Марс-96", затем "Фобос-Грунт", про который мы сейчас даже не говорим, он мирно спит на дне Тихого океана. ExoMars-2022 остался на Земле.
- С Венерой дела обстоят получше?
- С Венерой у Советского Союза великая и большая история, 10 мягких посадок. Мы единственная страна, которая садилась на Венеру в ХХ веке, передала оттуда массу интереснейших данных и панорамы её поверхности. До сих пор это единственные фотографии, сделанные на поверхности Венеры!
За последнее время на Венере открыли много интересных фактов — возможные следы микробной жизни в облаках. Она оказалась главной планетой в этом десятилетии. Планируются европейские и индийские экспедиции, две американские. Наша экспедиция должна попасть в то же окно, что и остальные. Туда летит целая флотилия.
- Когда планируется запустить аппарат?
- Все дело все идет к тому, что мы можем опоздать. Если миссия сильно сползет на 30-е годы, то мы можем потерять приоритетные результаты. Экспедиция у нас запланирована на 2031 год, но получится или нет, при сложившейся ситуации, я не знаю.
- Какие будут цели у миссии?
- Экспедиция сложная, комплексная. Сейчас широко обсуждаются следы микробный жизни в облаках Венеры, мы будем изучать это с помощью нашей аппаратуры. Будут посадочный и орбитальный аппараты. Орбитальный будет исследовать взаимодействие Венеры с солнечным ветром. Поскольку у Венеры нет своего магнитного поля, то это взаимодействие сильно отличается от того, что есть у Земли. Пока эта экспедиция российская, но мы попробуем заинтересовать и зарубежных коллег.
- Как планируется запускать аппараты?
- Будет один аппарат, который разделится при подлете к Венере. Здесь мы не выдвигаем идею, что все надо делать в двойном экземпляре, хотя эта мысль тоже имеет право на существование (в Советском Союзе именно так и делали).
- Есть ли планы по изучению других планет Солнечной системы?
- Если смотреть в лицо реальности, то многие из планов, которые у нас были еще 10 лет назад по изучению Луны, Венеры, Марса и спутника Юпитера Европы, сейчас свернуты из-за недостатка средств. Если на горизонте этого десятилетия у нас получатся экспедиции: "Луна-26", "Луна-27а", "Луна-27б" и венерианская миссия, то я уже буду счастлив.
Идею полета к Европе уже осуществляют. Сейчас систему Юпитера изучает американский зонд Juno, в 2031 году туда прилетит европейский аппарат JUICE, а в октябре этого года США запустили экспедицию Europa Clipper. Американцы также в перспективе думают о создании посадочного модуля. Все хорошие идеи кто-то подхватывает и реализует, они не лежат на месте. Поэтому все планы должны осуществляться вовремя. Как говорится -"кто опоздал — тот не успел".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


hi-tech.mail.ru

Луноход нового поколения совершил первую публичную поездку
Дарья Пашкевич

Встречаем Moon RACER. Новейший аппарат поможет изучать спутник Земли в рамках будущих лунных миссий. Во время дебютного проезда на капоте лунохода заметили необычную деталь — рога техасского быка. Показываем, как выглядит разработка Intuitive Machines.

Вице-президент Intuitive Machines и бывший космонавт NASA Джек Фишер управляет Moon RACER во время публичного дебюта лунного вездехода.
Вице-президент Intuitive Machines и бывший космонавт NASA Джек Фишер управляет Moon RACER во время публичного дебюта лунного вездехода.Источник: collectSPACE.com
Лунный вездеход под названием Moon RACER разработан американским производителем космической техники Intuitive Machines. Сами создатели описывают Moon RACER как многоразовый автономный пилотируемый исследовательский вездеход. Его дебютный проезд состоялся 7 ноября, пишет Space.com
Демонстрационный образец лунохода проехал по парковке Космического центра имени Линдона Джонсона. «Мы очень рады показать его [Moon RACER] вам сегодня. Через неделю мы отправимся в метеоритный кратер в Аризоне и испытаем его в условиях, максимально приближенных к тем, что будут на Луне», — обратился Трент Мартин, старший вице-президент по космическим системам в Intuitive Machines, к собравшимся людям на презентации новинки.
Финальная версия лунохода получит тепловую защиту. Ее построят из различных компонентов с использованием углеродного волокна.
Финальная версия лунохода получит тепловую защиту. Ее построят из различных компонентов с использованием углеродного волокна.Источник: collectSPACE.com
Продолжение после рекламы
Moon RACER спроектирован в ходе совместной работы нескольких крупных компаний. Известно, что специалисты Intuitive Machines разрабатывали шасси и систему подвески аппарата вместе с Roush, а шины — с Michelin. Компания Boeing выступала в качестве ведущего дизайнера, в то время как Northrop Grumman осуществляла поддержку планирования будущей лунной миссии. 
Источник шутливо описывает луноход как «нечто среднее между лунным вездеходом Apollo и форсированным гольф-каром, укомплектованным антеннами связи, дополнительным прицепом для оборудования и парой рогов лонгхорнов в качестве украшения капота — последнее будет удалено перед полетом».
«Нет, мы не собираемся запускать гигантские рога на Луну, но мы подумали, что сегодня это будет весело, потому что это техасский луноход», — комментирует Джек Фишер, бывший астронавт NASA. Он выполняет обязанности старшего вице-президента Intuitive Machines по производству и операциям.
Вездеход поддерживает не только ручное управлением, но и работу в автономном роботизированном режиме.
Вездеход поддерживает не только ручное управлением, но и работу в автономном роботизированном режиме. Источник: collectSPACE.com
Размеры Moon RACER — 4,3 × 2,6× 3,7 м. Он способен буксировать прицеп длиной 33 м. В одиночку лунный транспорт может развивать скорость до 15 км/ч — примерно столько же, сколько и его предшественник эпохи «Аполлона». Он также справится со склонами крутизной до 20 градусов и преодолеет препятствия высотой до 30 см (сопоставимо с шаром для боулинга). 
«Moon RACER ведут космонавты, но когда их нет, мы продолжим управлять этим транспортным средством отсюда, из Хьюстона, а также из Австралии, с платформ, которые находятся на Луне, таких как модуль обитания, и с помощью шлюза, который вращается вокруг Луны. Это также автономное транспортное средство, поэтому мы можем задать ему точки маршрута и сказать: "Я хочу добраться до синей башни вон там", и он доберется до синей башни, надеюсь, не упав по пути в кратер», — описывает Трент Мартин способности Moon RACER. 
В задней части Moon RACER от Intuitive Machines расположены солнечные панели для питания полностью электрического лунного вездехода, а также роботизированная рука для загрузки образцов лунной породы на борт.
В задней части Moon RACER от Intuitive Machines расположены солнечные панели для питания полностью электрического лунного вездехода, а также роботизированная рука для загрузки образцов лунной породы на борт.Источник: collectSPACE.com
Новый луноход может и не попасть на спутник Земли, если NASA проверит разработку и решит, что она недостаточно мощная, производительная, безопасная и эффективная. Если с вездеходом все будет в порядке, его используют в рамках миссии с экипажем «Артемида-5» в 2030 году. 
Тем временем Китай показал две модели новых луномобилей. Их собираются отправить на спутник Земли к концу десятилетия.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!