ЛУНА. Освоение Луны. Лунная гонка.

Автор Inti, 03.06.2024 02:17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Старый

ЦитироватьУченые ГЕОХИ РАН изучили 24 кратера
Изучили фотографии 24 кратеров. Сами кратеры химики из ГЕОХИ не изучали никогда. 
 Кем получены фотографии лучше не спрашивать. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий Виницкий

Цитата: АниКей от 04.08.2024 06:17:31


Впечатление, что писал тот же человек, что и Рогозину
+35797748398

Брабонт

Это же Денис Кравченко, лоббист космоса в Госдуме. А Рогозин явно сам пишет; способность нести херню откровения в массы с таким апломбом дана далеко не каждому.
Твёрдо стою на пути исправления

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


monocle.ru

Первые или никакие: почему мы проиграли лунную гонку

Спойлер


Если вы есть — попробуйте
 Горечь зеленых побегов,
 Примериваясь, потрогайте
 Великую ношу первых.
 Как самое неизбежное
 Взвалите ее на плечи.
 Если вы есть — будьте первыми,
 Первым труднее и легче!


Роберт Рождественский. «Если вы есть — будьте первыми»
Советский космический проект служит, наряду с атомным, отчетливым маркером безусловных достижений Советского Союза. Безусловных настолько, что с годами отдельные его страницы — а среди них были не только победные — стираются из памяти и нам лень и некогда сдувать с них пыль.
Интерес к этим вехам иссякает совсем незаслуженно. Ведь это не просто музейная летопись величайших свершений нашей страны в минувшем веке, знать которую естественно для каждого гражданина, но еще и источник бесценного технологического и управленческого опыта, актуального по сей день.
И атомный, и космический проект в СССР развивались не сами по себе, а в условиях жесточайшего противостояния с главным геополитическим соперником — Соединенными Штатами. По большому счету проект, собственно, был один: необходимо было во что бы то ни стало достичь, а затем поддерживать военный паритет с США. Паритет, который в эпоху после Второй мировой войны был немыслим без обладания ядерным оружием и ракетными средствами доставки ядерных боезарядов. Космонавтика, в том числе пилотируемая, была естественной производной развития средств доставки. Первый спутник и первый космонавт были выведены в космос фактически на чуть модернизированной «семерке» — межконтинентальной баллистической ракете Р-7. Правда, буквально с первых достижений в космической сфере околоземное пространство превратилось в арену соревнования не только военных ведомств двух сверхдержав, но и их пропагандистских машин за умы и души своих наций и многочисленных болельщиков.
И если в атомном проекте мы вплоть до создания водородной бомбы были догоняющими, то первенство СССР на старте космической гонки было неоспоримым и больно задевало самолюбие американцев. Свой искусственный спутник Земли они запустили почти на четыре месяца позже нас, а 15-минутный суборбитальный (на высоте 187 км.) полет Алана Шепарда 5 мая 1961 года за пределами Штатов никто не заметил — его затмила охватившая все континенты эйфория от полета Юрия Гагарина, состоявшегося тремя неделями ранее. К тому же Гагарин совершил полноценный орбитальный полет, совершив за 108 минут виток вокруг Земли на высоте 302 км.
Уже 20 апреля 1961 года молодой амбициозный президент США Джон Кеннеди обратился к своему вице-президенту Линдону Джонсону, возглавлявшему Национальный совет по аэронавтике и космосу, с просьбой провести оценку имеющихся заделов в исследовании космического пространства и выяснить, есть ли космическая программа, которая обещает впечатляющие результаты и в которой есть шанс опередить Советы. После интенсивных консультаций с NASA, военными и главным ракетчиком нацистской Германии Вернером фон Брауном, вывезенным американцами в США и работавшим в тот момент по заказу Управления перспективных исследовательских проектов Пентагона (DARPA) над проектом тяжелой ракеты, такая программа была определена.
Двадцать пятого мая 1961 года Кеннеди публично объявил о ней в обращении к Конгрессу, а фактически ко всему американскому народу: «Я верю, что наша нация должна найти силы для достижения цели — посадки на Луну человека и благополучного возвращения его на Землю до того, как закончится это десятилетие». Конгресс поддержал идею почти единогласно. Задача пилотируемой лунной экспедиции стала в США национальной идефикс, получившей приоритетное, практически неограниченное финансирование, а фон Браун сконцентрировал в своих руках единый управленческо-организационный ресурс для ее решения. И хотя каждую из трех ступеней американской лунной ракеты «Сатурн-5» делали разные компании — Boeing, North American и Douglas, — ни о какой конкуренции производителей либо лунных проектов в целом не было и речи.
Советский Союз не мог не принять этот вызов. Лунная гонка стартовала. Двадцатого июля 1969 года, уложившись в заявленный Кеннеди срок, астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин из миссии «Аполлон-11» водрузили на Луне звездно-полосатый флаг. В течение следующих трех с половиной лет США отправили на наш спутник еще пять пилотируемых миссий, в составе которых еще десять астронавтов побывали на Луне и благополучно вернулись на Землю.
Пилотируемый этап этой гонки мы, увы, проиграли. Советская лунная ракета, исполинский сверхтяж Н-1, так и не сумел выйти в космос: четыре испытательных пуска в беспилотном режиме в 1969‒1972 годах закончились аварийно, а в 1974 году программа советской пилотируемой экспедиции на Луну была свернута. Практически готовые к пуску усовершенствованные «изделия» и вся рабочая документация по проекту H-1 были уничтожены.
Двадцать первого февраля исполняется 55 лет с момента начала летно-конструкторских испытаний Н-1. Мы решили воспользоваться этим поводом, чтобы вспомнить о не слишком парадной, но от этого не менее героической и важной главе нашей космической истории, попытаться осмыслить фундаментальные причины проигрыша в лунной гонке и ее уроки.
Роковой конфликт
Изучение воспоминаний Бориса Евсеевича Чертока, заместителя Сергея Павловича Королева в ОКБ-1, — четвертый том его замечательных мемуаров «Ракеты и люди» целиком посвящен лунной гонке — невольно рождает ощущение, что проигрыш в ней нас постиг из-за... изобилия. Изобилия, избыточного разнообразия идей, подходов, планов освоения космоса и их талантливых носителей. Согласование окончательных параметров советского проекта пилотируемой миссии на Луну и выбор исполнителей шло трудным, извилистым путем, нервно и непозволительно долго для принципиальной гонки с главным геополитическим соперником.
Сначала не могли определиться, какой именно тип реактивного двигателя мы будем использовать для тяжелой ракеты — ядерный (ЯРД) или жидкостный (ЖРД). В постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 30 июня 1958 года говорилось о разработке тяжелой ракеты с ЯРД. Но одновременно предусматривалась разработка ракетоносителей с использованием ЖРД на криогенных высокоэнергетических компонентах — кислороде и водороде. Когда остановились на ЖРД, возник клинч между Королевым и главным ракетным двигателистом нашей страны в 1960‒1970-х годах Валентином Петровичем Глушко о типе топлива.
Королев настаивал на хорошо зарекомендовавшей себя кислородно-керосиновой паре. Глушко не соглашался, продвигая свое решение — ЖРД на высококипящих компонентах: азотном тетроксиде (амиле) и несимметричном диметилгидразине (гептиле). Именно такие двигатели его двигателестроительное ОКБ-246 в Химках в тот период разрабатывало для межконтинентальных боевых ракет Михаила Кузьмича Янгеля (ОКБ-586 в Днепропетровске) и Владимира Николаевича Челомея (ОКБ-52 в подмосковном Реутове). Главным преимуществом пары гептил — амил было то, что она обеспечивала высокую тяговооруженность двигателя. Глушко брался быстро разработать ЖРД тягой до 600 тонна-сил для лунной тяжелой ракеты, а вот создание двигателя подобной тяги на кислороде — керосине, по его мнению, потребовало бы неприемлемых сроков. Возражения Королева о крайней токсичности топлива Глушко не воспринимал.
Разногласия Королева и Глушко по вопросу компонентов топлива впервые возникли еще в 1959 году в связи с проектированием ракеты Р-9А. Ко времени работы над Н-1 эти разногласия вошли в жесточайший недоговороспособный клинч, усугубленный личной неприязнью двух еще недавно ближайших друзей и соратников. В результате к созданию двигателей для Н-1 Королев был вынужден привлечь куйбышевское ОКБ-276 Николая Дмитриевича Кузнецова, разрабатывавшее двигатели для самолетов и не имевшее ни опыта, ни экспериментальной стендовой базы для отработки ЖРД.
Характерной особенностью нашего лунного носителя была схема обеспечения тяги первой ступени. Вместо небольшого числа единичных двигателей с тягой 600‒900 тс было принято решение использовать «связку» из нескольких десятков двигателей небольшой единичной мощности. «Кузнецовский» двигатель НК-15 имел тягу всего 150 тс — в четыре с половиной раза меньше, чем F1, которые в количестве пяти единиц работали на первой ступени детища фон Брауна, американской лунной ракеты «Сатурн-5». Поэтому для обеспечения достаточной тяги на первой ступени нашей лунной ракеты было решено использовать сначала 24, а после форсированной модификации 30 НК-15.
Но при этом по своим качественным характеристикам «кузнецовское» изделие существенно превосходило F1: двигатель самарского КБ выдавал удельный импульс 297 с (у Земли) против 263 с у «американца» при вдвое более высоком давлении в камере сгорания (150 атм. против 70 атм. у F1).
Детская ошибка в техзадании
Второе этапное для советского лунного проекта постановление вышло 23 июня 1960 года. Фактически оно обрисовывало контур всей советской космической программы на период до 1967 года. В документе речь шла о создании новой мощной ракеты Н-1 на ЖРД, которая была бы способна выводить на орбиту искусственного спутника Земли груз массой 60‒80 тонн и обеспечивающей разгон до второй космической скорости полезной нагрузки 20‒40 тонн. При этом на второй и следующих ступенях ракеты предполагалось использовать «вновь разрабатываемые ЯРД, двигатели на новых химических источниках энергии, электрореактивных двигателях малой тяги».
Как выяснилось впоследствии, важнейший целевой параметр этого «техзадания первого уровня» — а именно вес полезной нагрузки — был явно занижен. Только в 1965 году в результате исследований было установлено, что для проведения экспедиции на Луну в составе двух космонавтов с высадкой на ее поверхность одного из них и возвращением их на Землю при одном пуске ракеты-носителя Н-1 необходимо выводить на орбиту Земли полезный груз массой не менее 95 тонн.
Пришлось срочно форсировать ракету — увеличивать тягу и рабочий запас топлива, стараясь не сильно менять конструкцию и оснастку, ведь времени, да и денег на проектирование и отработку принципиально нового носителя не было. Решили добавить на первую ступень шесть двигателей и форсировать тягу единичных двигателей на всех трех ступенях ракеты. Стартовая масса модернизированного носителя выросла с 2200 до 2850 тонн.
«80 тонн на орбите ИСЗ — это максимум, на который замахнулись все главные конструкторы вместе взятые. Королеву, Келдышу, другим главным и всем советникам, заместителям, проектантам и конструкторам эти цифры сверху директивой правительства никто не диктовал. Так получилось, что на большее не решились мы сами, — пишет Борис Черток. — В истории "лунной гонки" это была наша первая проектная ошибка. Следовало считать не то, что мы в директивные сроки можем требовать от ракеты-носителя, а то, что в действительности нужно для высадки на Луну и возвращения на Землю. Начинать подсчет тонн надо было с поверхности Луны, а не Земли».
В качестве возможного оправдания этой тяжелой, притом, в общем-то, детской для профессионалов уровня Королева ошибки Черток приводит два обстоятельства: «Во-первых, в 1960 году мы еще не считали пилотируемую экспедицию на Луну главной, приоритетной задачей. Во-вторых, уже тогда Королев думал о возможности многопусковой схемы полета к Луне. Используя идею сборки [лунного корабля] на орбите Земли или Луны, можно удвоить или даже утроить предельную массу груза».
Огневые технологические испытания: вынужденный отказ
Раскол в лагере главных конструкторов по поводу двигателей для тяжелых ракет увеличивался. В 1962 году в спор вступили новые сильные игроки — Янгель и Челомей. Монополия Королева на тяжелые ракеты-носители угрожала их активному участию в перспективных космических программах. Началась мощная атака на правительственный аппарат и критика ранее принятых решений. Конкуренция за ресурсы на создание тяжелых ракет-носителей между проектами королевской Н-1, УР-700 Челомея и Р-56 Янгеля продолжалась аж до 1967 года и ярко контрастировала с исключительной концентрацией всех сил и ресурсов на одном лунном проекте у наших заокеанских соперников по лунной гонке.
Но, пожалуй, фатальным решением, определившим неудачные пуски H-1, был отказ от проведения стендовых огневых технологических испытаний (ОТИ) первой ступени ракеты. Конечно, это была не блажь Королева. Из-за своих габаритов (длина 105 м, почти втрое больше гагаринского «Востока» и почти в десять раз тяжелее) создаваемые лунные ракеты невозможно было транспортировать, поэтому собирали ракету прямо на Байконуре, где в голой степи был построен завод — филиал самарского «Прогресса». Стенды для наземных огневых испытаний первой ступени (вторая и третья ступени Н-1 штатно испытывались в НИИхиммаше под Загорском) пришлось бы строить там же — ни средств, ни времени на это уже не было. В 1965 году, оказавшемся для Сергея Павловича последним, мы уже отставали от американцев в лунном забеге минимум на два года. Единственным соратником Королева, кто жестко и бескомпромиссно настаивал на строительстве стенда для наземных испытаний первой ступени, был его зам в ОКБ-1 Леонид Александрович Воскресенский, скоропостижно скончавшийся за месяц до смерти Королева.
Остроту вопроса стендов передает фрагмент беседы с Королевым, состоявшейся у Бориса Чертока в декабре 1964 года: «Вы с Леонидом [Воскресенским] думаете, что я не понимаю пользы стенда. Мы не можем, не имеем права, если хотим создать Н-1, ставить сейчас этот вопрос. Вы все хотите быть чистенькими, требуете стенда, отработки, надежности, а я, Королев, вам этого не разрешаю! Вот у Табакова в Загорске ставим оборудование для изготовления второй и третьей ступеней. Доработав существующие стенды, их можно будет там испытать. Строить для первой ступени стенд — нереально».
Дело усугублялось тем, что единичные двигатели тестировались по самолетной схеме: из партии в четыре или шесть двигателей на огневые испытания отправлялись два, и если они проходили приемку, на сборку ракеты направлялась вся партия. Таким образом, бóльшая часть двигателей на всех трех ступенях попадала на носитель вообще без «горячих» испытаний.
По большому счету все пробные пуски ракеты-носителя фактически и были полноценными ОТИ собранной ракеты. И новая техника подобного уровня сложности перескочить важнейший этап отработки своей работы не могла позволить — и не позволила.
Чудачества и «медлительность» КОРДа
Но и это еще не все. Уже в самом начале проектирования ракеты-носителя Н-1 конструкторам была очевидна необходимость создания системы диагностики и координации работы четырех с лишним десятков двигателей трех ступеней ракеты. От телеметрической системы контроля она отличалась тем, что не просто пассивно фиксировала состояние базовых рабочих параметров силовых агрегатов, но и выдавала команду системе управления на выключение двигателя, если контролируемые параметры выходили за разрешенные диапазоны. Эта система и получила свое буквально трактуемое название — система контроля и отключения работающего двигателя (КОРД).
Носитель Н-1 обладал 25-процентным запасом по тяговооруженности. Допускался выход из строя, даже при старте, двух пар ЖРД (именно пар — если система отрубала из-за нештатной работы один движок, то сразу же, независимо от параметров работы, подавалась команда на отключение двигателя на противоположной стороне периметра ступени — для сохранения сбалансированного полета ракеты). Система управления ракетой после такого срабатывания системы КОРД должна была несколько форсировать работающие двигатели, а также чуть увеличить время работы первой ступени (его расчетное значение равнялось 115 секундам). На второй ступени при получении аварийных сигналов могли быть отключены — без срыва полетного задания — не более двух двигателей (из восьми), на третьей — один (из четырех).
Важнейшее требование к системе КОРД — она должна отключать двигатель только в ответ на аварийный признак в его работе. Выдачи ложного сигнала должны быть исключены, по крайней мере минимизированы. А вот с этим создатели системы намучались вдоволь. Дело в том, что электронная начинка системы начинала глючить от наведенного напряжения от работы других сильных источников электроэнергии на носителе, в частности специального турбогенератора. С этой «болячкой» КОРДа удалось справиться еще до начала летно-конструкторских испытаний — добавили блок конденсаторов.
Но другая особенность КОРДа всплыла уже на стадии пробных пусков, и найти действенного противоядия против нее проектанты ракеты так и не сумели. Оказалось, что разрушение кислородного насоса двигателя, как правило, не удается предвидеть никакими электронными датчиками: процесс «разгара» от начала до полного разрушения двигателя занимает менее одной сотой доли секунды, тогда как характерное время срабатывания системы КОРД составляло несколько десятых долей секунды. Поэтому на испытаниях система просто не успевала отключать двигатель до его взрыва.
Попытка уйти от поражения
«21 декабря 1968 года, суббота, хорошая погода, но совсем не праздничное настроение. В НИИ-88 мы любовались на большом экране стартом "Сатурна-5" с "Аполлоном-8", — вспоминает Борис Черток. — Старт даже на телевизионном экране вызывал восхищение. При разделении первой и второй ступеней все окуталось выплесками дыма и пламени. Создалось впечатление, что произошел взрыв, но через секунды яркий чистый факел устремился дальше. Мы не могли не думать о предстоящем в феврале старте первой Н-1».
Если определять готовность лунного носителя только по отработке двигательных установок, то по этому показателю к 1968 году Н-1 отставал от «Сатурна-5» на пять лет, признает Черток.
«Аполлон-8» вышел на лунную орбиту, впервые с тремя астронавтами на борту, за неполные сутки сделал десять оборотов вокруг нашего спутника и благополучно вернулся на Землю. Именно тогда, за полгода до высадки американцев на поверхность Луны, всем стало ясно, что пилотируемая лунная гонка нами окончательно проиграна.
Как сохранить лицо? Как объяснить неудачу высокому начальству? Ведь за развитием космической эпопеи пристально следили первые лица государства, сначала Никита Хрущев, а затем сменивший его на посту генерального секретаря ЦК КПСС Леонид Брежнев, а плотный, почти еженедельный контроль был в руках влиятельнейшего «оборонного» секретаря ЦК Дмитрия Устинова (ракетчики сталинского наркома вооружений уважали и побаивались, называли за глаза «дядя Митя») и профильных министров — общего машиностроения Сергея Афанасьева и авиационной промышленности Петра Дементьева.
И тут у ракетчиков рождается дерзкая идея кардинально изменить схему доставки космонавтов на Луну, а именно перейти к двухпусковой схеме. Если «Сатурн-5» выводил на лунную орбиту 45 тонн полезного груза, то Н-1 после ее доводки сможет выводить только 30 тонн. Но при двухпусковой схеме это будет уже 60 тонн. Это будет пилотируемый лунный орбитальный корабль (ЛОК) и беспилотный лунный корабль (ЛК), которые предстоит состыковать на лунной орбите. В новый ЛК переходят три космонавта, один остается в ЛОКе. А всего надо отправлять в экспедицию не менее четырех-пяти космонавтов (против трех у американцев). Оба корабля надо будет спроектировать заново, более просторными, с надежным резервированием систем, так чтобы пребывание корабля на орбите Луны и затем космонавтов на ее поверхности в сумме составляло не менее месяца. «Только так, не догоняя американцев, а заведомо идя на обгон, мы получим технический и политический выигрыш» — так изложил Черток свой с коллегами замысел три с лишним десятилетия спустя.
Предлагалась и трехпусковая схема: первый — беспилотный, транспортный, с автоматической посадкой на Луну, чтобы отправить туда часть полезного груза и тем самым разгрузить последующие пилотируемые корабли.
Однако выступить с такими радикальными идеями «в верхах» смельчаков не нашлось. «В теперешней обстановке с такими предложениями мог себе позволить выступать только Сергей [Королев]. Да и то, если бы у власти был Никита [Хрущев]. А сегодня к кому обращаться? Глушко заявляет, что двигатели Кузнецова "гнилые" и на них Н-1 делать бессмысленно. А ты предлагаешь вместо одной ракеты на "гнилых" двигателях пускать три. Челомей будет против. Ведь вы ему ничего не оставили. Янгеля тоже ничем не соблазните. Все хотите делать сами. Они открыто заявляют, что Мишин (Василий Павлович Мишин — преемник Королева на посту главного конструктора и начальника ЦКБЭМ. — "Монокль") с такой работой не справится. [Андрей ] Гречко (министр обороны СССР в 1967‒1976 годах. — "Монокль") вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировки космонавтов. Гречко полагает, что это политика Устинова и что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна» — эта горячая реплика Николая Алексеевича Пилюгина, еще одного соратника Королева, члена Совета главных конструкторов, специалиста по системам автономного управления ракетных систем, как нельзя лучше передает атмосферу вокруг проекта H-1 непосредственно перед началом испытательных пусков лунной ракеты.
Нелюбимое дитя, создаваемое и испытываемое лишь частично в обстановке непрерывного аврала и дефицита ресурсов, не могло не отомстить. И оно отомстило.


[свернуть]

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Н
Спойлер
епослушная Царь-ракета
Двадцать первого февраля 1969 года начались летно-конструкторские испытания советской лунной ракеты. В 12 часов 18 минут 07 секунд ракета вздрогнула и начала подъем. Рев проникал в подземелье пускового зала управления через многометровую толщу бетона. На первых секундах полета последовал доклад телеметристов о выключении двух двигателей. Через десяток секунд грохот стал стихать. В зале стало совсем тихо. Началась вторая минута полета. И вдруг огненный факел, вырывавшийся из сопел ракеты, погас. Под небольшим углом к горизонту она еще двигалась вверх, потом наклонилась и, оставляя дымный шлейф, не разваливаясь, начала падать. Первая летная упала по трассе полета в 52 км от стартовой позиции. Далекая вспышка подтвердила: все кончено.
«Не страх и не досаду, а некую сложную смесь сильнейшей внутренней боли и чувства абсолютной беспомощности испытываешь, наблюдая за приближающейся к земле аварийной ракетой, — пишет Борис Черток. — На ваших глазах погибает творение, с которым за несколько лет вы соединились настолько, что иногда казалось — в этом неодушевленном "изделии" есть душа».
Изыскания по горячим следам нештатного пуска дали следующие результаты. Через 0,34 секунды после срабатывания команды «подъем!» система управления ракеты по тревожному сигналу КОРДа отключила двигатель № 12 и парный ему двигатель № 24. Но сам сигнал КОРДа был ложным: к этому сбою привел подрыв пиропатронов, открывающих клапаны подачи топлива в двигатели. Через шесть секунд после старта продольные колебания корпуса ракеты привели к разрыву линии подачи окислителя, а через 25 секунд — к разрыву топливопровода. Когда топливо и окислитель соприкоснулись, произошло возгорание. Огонь повредил проводку, возникла электрическая дуга. Датчики КОРДа интерпретировали дугу как проблему с давлением в турбонасосах, и КОРД выдал команду отключить всю первую ступень на 68-й секунде полета.
Разработчики не восприняли аварию как трагедию и продолжали упорно трудиться, чтобы научить космического гиганта летать. После внесения необходимых изменений в конструкцию и многократных разнообразных тестов 3 июля 1969 года стартовала вторая ракета — Н-1 под заводским номером 5Л. Но ее ждала еще более печальная участь, чем первую. Авария произошла практически в момент старта.
За четверть секунды до отрыва от стартового стола из-за попадания в насос окислителя металлического предмета взорвался ЖРД № 8. Перебило бортовую кабельную сеть, повредило соседние двигатели и телеметрическое оборудование. Начала разрушаться нижняя часть ступени. Через 0,5 секунды после команды «контакт подъема» система КОРД начала выключать ЖРД №№  7, 8, 19 и 20, на девятой секунде — двигатель № 21 (противоположный ЖРД № 9). Еще через пару секунд были отключены все двигатели, кроме ЖРД № 18.
Этот единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. И на 23-й секунде полета ракета рухнула плашмя на стартовый стол с 200-метровой высоты. Последовала серия сильнейших взрывов — сдетонировали две с половиной тысячи тонн жидкого кислорода и керосина. Жители города Ленинска в 35 км от 112-й площадки наблюдали яркое зарево. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва стартовый стол был практически разрушен, а расположенный неподалеку от него второй стартовый стол сильно поврежден.
ЦитироватьСогласование параметров проекта пилотируемой миссии на Луну и выбор исполнителей шло трудно, нервно и непозволительно долго для принципиальной гонки с главным геополитическим соперником
«Когда мы вышли из бункера на поверхность, моросил необычный дождик, — вспоминает один из очевидцев неудачного пуска. — Это падали на землю капельки не успевшего сгореть керосина, поднятые высоко в воздух взрывными волнами и теперь оседавшими в виде дождя».
Два года потребовалось на восстановление стартовой позиции, качественное усиление пожароустойчивости первой ступени Н-1, а также модификацию ее конструкции, обеспечивающую гарантированный увод ракеты от стартового стола даже в случае полного обесточивания носителя (в конструкцию двигателей были введены механические пружины; заранее взведенные в механизмах рулевых машин, они в случае аварии устанавливали все дроссели управления тягой двигателей первой ступени в положение, нужное для увода ракеты «подальше в степь»).
И вот пришло время третьего пуска.
Черное лето 1971-го
Накануне очередного испытательного пуска случилось несчастье: от инфаркта скончался видный ракетный двигателист, изобретатель ЖРД закрытого типа Алексей Михайлович Исаев. Старт состоялся в ночь с 26 на 27 июня 1971 года в 2 часа 15 минут 52 секунды по московскому времени. Все 30 двигателей первой ступени вышли на режим, ракета взлетела штатно. Однако с первых секунд ракета начала закручиваться вокруг продольной оси. После 14 секунд полета угол по каналу вращения превысил 8 градусов. Гироплатформа выдала команду аварийного выключения двигателей, но команда эта была заблокирована до 50-й секунды (эту блокировку ввели в систему управления носителем после предыдущей аварии для обеспечения безопасности стартовых сооружений). Как только блокировка была снята, выключились все 30 двигателей первой ступени и через несколько десятков секунд Н-1 рухнула в 20 километрах от старта.
Большим плюсом третьей попытки была устойчивая работа всех двигателей первой ступени и системы КОРД. Но нарвались на другую неприятность: огневые струи двигателей соединялись в общий огневой факел так, что вокруг продольной оси ракеты создавался не предвиденный теоретиками и никакими расчетами возмущающий крутящий момент, справиться с которым органы управления ракеты-носителя не сумели. Найти решение проблемы предстояло прежде всего газодинамикам и их консультантам из ЦНИИмаша и ЦАГИ.
Но аварией H-1 неприятности того страшного лета 1971-го не ограничились. Через три дня, 30 июня, при возвращении на Землю разгерметизировался спускаемый аппарат корабля «Союз-11». Все трое членов экипажа, находившиеся при спуске без скафандров, — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — трагически погибли. Они пополнили наш страшный космический мартиролог, открытый Владимиром Комаровым в апреле 1967-го: испытательный полет нового корабля «Союз-1», первый пилотируемый после смерти Королева, закончился трагически на финальном этапе посадки — не сработала парашютная система.
Не надо думать, что американцы «родились в рубашке». Двадцать седьмого января 1967 года при пожаре во время тренировочных испытаний «Аполлона-1» на стартовом комплексе космического центра имени Джона Кеннеди заживо сгорел экипаж корабля в составе Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Им предстояло облететь Луну. Гибель астронавтов затормозила американскую пилотируемую лунную программу почти на два года.
Последняя попытка
К четвертому испытательному пуску в ноябре 1972 года H-1 пришла в значительной степени уже новой ракетой. Для устранения крутящего момента на первой ступени установили четыре подвижных, управляющих двигателя. Управление ракетой осуществляла бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). С ее помощью в полете стало возможным выполнять диагностику и заменять отказавший прибор или участок схемы на резервные. На носитель была установлена новая фреоновая система пожаротушения, а также пожарные перегородки внутри первой ступени. Жгуты электрокабелей были «упакованы» в асбестовую ткань, а приборы «одеты» в термозащитные «шубы».
Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на ракете было установлено 13 тыс. датчиков.
Двадцать третьего ноября 1972 года в 9:00 мск состоялся четвертый испытательный пуск Н-1. Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунды до высоты 40 км, но за семь секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты. Хотя система КОРД также была подвергнута серьезному апгрейду, она оказалась объективно неспособна спасти ракету при скоротечном развитии процессов, разрушающих турбонасосный агрегат хотя бы одного из двигателей за сотые доли секунды.
Следующий, пятый, пуск планировался на август 1974 года. Ракету продолжали модернизировать, и конструкторы не без оснований считали, что она будет летать. Уже были планы использования носителя Н-1 не только для лунной программы, но и для доставки на орбиту блоков многомодульной станции, а также спутников связи. Но пуск не состоялся. На этот раз подвела не техника. В дело вмешалась политика.
В мае 1974 года Василий Мишин был снят с поста руководителя ЦБКЭМ, головного исполнителя проекта, а пришедший ему на смену Валентин Глушко обошелся с наследием своего коллеги, а потом оппонента Королева без лишних церемоний: все работы над ракетой — с молчаливого согласия Политбюро и руководства «космического» Минобщемаша — были прекращены, два практически готовых к пускам экземпляра Н-1, а также вся рабочая документация по проекту были уничтожены.
Удалось сохранить только полторы сотни двигателей, изготовленных для различных ступеней ракеты. Их создатель Николай Кузнецов, несмотря на строжайшие распоряжения, законсервировал и хранил их долгие годы. В 1990-е несколько десятков двигателей были приобретены американцами и использованы на их носителях.
Солдаты холодной войны
Борис Черток в своей многократно цитируемой здесь книге дал трезвый анализ причин нашего проигрыша американцам в пилотируемой лунной программе. Дадим вновь ему слово:
«В чем же состояло их преимущество? США имели единую государственную организованную организацию (имеется в виду созданное в 1958 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, NASA. — "Монокль"), которая была наделена монопольным правом разработки невоенных космических программ и получала на их финансирование средства из государственного бюджета. У нас же каждый головной, главный или генеральный конструктор выступал со своей концепцией развития космонавтики, исходя из своих возможностей и личных, субъективных, воззрений. Разработкой единого перспективного плана на десятилетия вперед пытались заниматься редкие энтузиасты. Предлагаемые государственными головными организациями планы рассматривались в головном министерстве — Минобщемаше, в Генштабе и Центральном управлении космическими средствами, подчиненном Главкому РВСН, в ЦК КПСС, в аппарате Совмина — Военно-промышленной комиссии. Потом их согласовывали с десятками министерств и, если удавалось протолкнуть, утверждали решением Политбюро и Совета министров. Финансирование по этим планам из госбюджета каждый участник работы получал отдельно. Даже в аппарате ВПК и в Кремле нашу систему руководства космонавтикой иногда называли "государственным феодализмом".
И еще одна немаловажная особенность отличала американскую организацию работ от советской. Руководство NASA не несло никакой ответственности за ракетно-ядерное вооружение армии и флота. Свое время, интеллект и энтузиазм они полностью отдавали экспедиции на Луну и проблемам открытия человеку и автоматам пути в космос.
Наше головное министерство, отвечающее за реализацию каждой космической программы, несло еще бóльшую ответственность за создание боевых ракет. Головные организации, их главные конструкторы и ведущие специалисты, создающие ракетно-ядерный щит, были "солдатами холодной войны" и одновременно трудились на втором — космическом фронте».
Вместо эпилога
Горький опыт аварий Н-1 в полной мере учли при разработке сверхтяжелой ракеты «Энергия», носителя нашего легендарного космолета «Буран», совершившего единственный беспилотный полет 15 ноября 1987 года (подробно об этом проекте мы рассказывали в материале «Символ ушедшей эпохи», см. «Эксперт» № 4 за прошлый год). Валентин Глушко предъявил министерству и ВПК ультиматум: на полигоне нужен стенд для полноразмерных огневых испытаний «Энергии» в ее штатном виде. Поддержка Дмитрия Устинова, сменившего к тому времени Андрея Гречко на посту министра обороны, обеспечила решение в пользу строительства на Байконуре уникального стенда-старта для «Энергии».
Весьма драматично складывалась и отработка двигателей «Энергии» — легендарных РД-170. Их разработка началась в 1976 году, и через пять лет первый двигатель поступил на огневые испытания в Химки. С первого пуска аварии на стенде следовали одна за другой. Только в декабре 1984 года прошли удачные испытания, подтвердившие заявленные параметры двигателя. К этому времени подоспели и первые водородно-керосиновые двигатели воронежского НПО «Химавтоматика», устанавливавшиеся на вторую ступень «Энергии». Доводка «сто семидесятого», остающегося по сей день самым мощным кислородно-керосиновым ЖРД в мире, до высочайшей надежности, подтвержденной двумя безупречными полетами «Энергии» в 1987 и 1988 годах, — личная заслуга Глушко. И совершенно очевидно, что эта работа была проделана «на плечах» и с учетом тяжелого опыта проекта Н-1.
ЦитироватьГорький опыт аварий Н-1 в полной мере учли при разработке сверхтяжелой ракеты «Энергия», носителя нашего легендарного космолета «Буран
Схема резервирования двигателей, подобная использовавшейся на Н-1, применяется сегодня Илоном Маском на первой ступени его космического флагмана, сверхтяжелой системы SuperHeavy/Starship, двигательная установка первой ступени которой включает в себя 33 метано-кислородных двигателей Raptor-2 суммарной тягой 7590 тс (у Земли), что в 2,2 раза больше, чем у «Сатурна-5», и в 1,6 раза больше, чем у Н-1.
Маска не остановила неудача советской лунной ракеты. С помощью современной вычислительной базы он сумел обсчитать тепловые ловушки и асинхронность работы отдельных движков в связке в реальном времени, добившись их слаженной работы. Теперь он отрабатывает непривычную для американцев «горячую» схему разделения ступеней ракеты, воспринимая каждый из своих пока двух прошлогодних неудачных пусков как инженерный урок (подробнее см. «Вторая попытка Маска: неудача как инженерный урок», Monocle.ru, 20 ноября 2023 г.)).
Маск также взял на вооружение многопусковую схему дальних пилотируемых экспедиций на Луну и Марс, обсуждавшуюся Королевым с коллегами. Предполагается сначала вывод на земную орбиту транспортной платформы-танкера и наполнение его топливом несколькими рейсами Starship. А затем уже старт межпланетного корабля с запасом этого топлива с орбиты.
Автор выражает признательность Натану Андреевичу Эйсмонту, ведущему научному сотруднику Института космических исследований РАН ,и Светлане Анатольевне Даниленко, ведущему специалисту музея РКК «Энергия», за содействие в подготовке этого материала.
Источники:
  • Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. — Москва: Издательство «РТСофт», 2018. — 544 с., ил.
  • «Царь-ракета» Н-1. «Лунная гонка» СССР / Александр Железняков, Александр Шлядинский. — Москва : Эксмо : Яуза, 2016. — 112 с.: ил. — (Война и мы. Ракетная коллекция).
  • Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева 1946‒1996. Издательство Менонсовполиграф, 1996. — 672 с.: ил.
  • Каманин Н. П. Скрытый космос. В 4-х книгах. — М.: Инфортекст-ИФ, 1995‒1997.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

«Зонд-7»: как манекен с «лицом» Гагарина облетел Луну
14 августа 2024 года, 13:15
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
55 лет назад, 14 августа 1969 года, успешно вернулся на Землю спускаемый аппарат беспилотного корабля 7К-Л1 №11, более известного как «Зонд-7», совершив посадку в заданном районе. Во второй части нашего материала подробно рассказываем о самом полете «Зонд-7» – ставшем самым существенным ответом СССР на высадку американцев на Луне.
Космонавты управляли кораблем дистанционно
Согласно «Отчету о работе группы Л-1 при пуске беспилотного корабля 7К-Л1 №11», составленному под руководством старшего инструктора-космонавта 1-го Научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов (НИИ ЦПК) имени Ю.А. Гагарина полковника Павла Беляева и опубликованному на сайте Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД), основными задачами проекта являлись дальнейшая отработка ракеты-носителя УР-500К, разгонного блока «Д» и корабля 7К-Л1 №11 в полете, движение по эллиптической траектории с апогеем, лежащим над невидимой стороной Луны, возвращение к Земле, и выполнение управляемого спуска при входе в атмосферу со скоростью, близкой ко второй космической.
Профиль экспедиции в значительной степени повторял предыдущие попытки советских кораблей облететь Луну. Программа полета космического аппарата, получившего в СМИ официальное наименование «Зонд-7», предусматривала проверку различных методов ориентации с закруткой корабля на Солнце. Планировалась фотосъемка Земли и Луны, проведение трех штатных коррекций траектории и одной аварийной, а также выполнение эксперимента по прохождению сигналов в КВ и УКВ-диапазонах. Связь с Землей в СВЧ-диапазоне на всем протяжении полета поддерживалась с помощью остронаправленной антенны. Важнейшими задачами была отработка средств дальней космической радиосвязи и поисково-спасательного комплекса после посадки.

Как и в предыдущих миссиях, в предстартовых операциях и управлении полетом «Зонда-7» принимали участие представители группы космонавтов, готовившихся по программе Л1. В этот раз на Байконур вылетели Валерий Быковский (старший группы), Анатолий Воронов, Петр Климук, Олег Макаров и Николай Рукавишников. Их сопровождали шестеро военно-технических специалистов ЦПК. Все они были на космодроме не просто гостями и сторонними наблюдателями, но определяли объем работ на технической и стартовой позиции, в которых в будущем должен был принимать участие экипаж облетных кораблей.
5 августа 1969 года представители ЦПК перелетели из Казахстана в Крым. Здесь из Евпатории в то время велось управление полетом большинства космических объектов как по пилотируемым, так и по беспилотным программам.
1 / 6








Вместе со специалистами Главной оперативной группы управления (ГОГУ), космонавты работали в две смены, оттачивая знания бортовых систем корабля и отрабатывая техническую документацию. Во время полета «Зонда-7» экипажи вели радиообмен по линии «Земля – корабль – Земля», принимали участие в выдаче уставок бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). Получая уставки, «Аргон-11С» (на отечественных пилотируемых космических аппаратах компьютер стоял впервые) рассчитывал команды (на переориентацию, коррекции, выполнение спуска), которые передавались на исполнительные органы корабля и четко привязывались к реальному масштабу времени и программе полета.
В пилотском кресле сидел манекен с "лицом" Юрия Гагарина
Одним из основных инструментов «Зонда-6» и «Зонда-7» была среднеформатная зеркальная фотокамера («малокадровый киноаппарат») СКД, созданная киевским заводом «Арсенал» и управляемая с помощью командного прибора, разработанного в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК). Она стояла внутри спускаемого аппарата на иллюминаторе и предназначалась для съемки внешних объектов (Земли и Луны) на цветную негативную пленку ДС-5М (120 кадров размером 50 х 50 мм) производства Шосткинского химзавода.
Кроме того, телекамера КР80А внутри кабины позволяла получать стандартную телевизионную «картинку» с частотой 25 кадров в секунду (формат кадра 4:3, 625 строк). Большую часть времени она работала в режиме «измерения параметров» (по-видимому, делала снимки показаний приборов пульта управления), но могла функционировать и в обычном телевизионном режиме. Кроме того, «сестра» этой камеры – KP81E – должна была снимать внешнюю картинку.
7К-Л1 №11 был максимально приближен к пилотируемому кораблю, за исключением системы жизнеобеспечения.
1 / 11













Индикаторы пультов управления («командно-сигнальные поля») в спускаемом аппарате частично функционировали. Они показывали параметры работы некоторых систем корабля, в частности, изменение температуры и давления в кабине и приборном отсеке. Экипажа на борту пока не было, но в пилотском кресле находился прибор-манекен ФМ-2 для изучения радиационной обстановки на трассе полета. Надо сказать, что до конца 1950-х влияние радиации на человека оценивалось только по ионизации воздуха, но позже стало понятно, что разные виды излучений по-разному взаимодействуют с биологическими тканями.
Для определения степени воздействия космической радиации на организм в 1968 году по техзаданию Института медико-биологических проблем (ИМБП) был создан фантом-манекен человеческого тела ФМ-2 ростом 170 см, весом 70 кг, «лицом» схожий с Юрием Гагариным.
Манекен был подвижен в суставах. Внутри него, в местах расположения жизненно важных органов, было проложено 20 каналов для установки дозиметров. «Тело» изготовили из специального композита (смеси полимерной смолы с опилками и зернами пшеницы), схожего с человеческими тканями по плотности и способности пропускать ионизирующее излучение.
Успешное путешествие
В первые сутки полета корабль был сориентирован солнечными батареями на Солнце, а остронаправленной антенной – на Землю. Проводились сеансы связи (передачи телеметрии и получения радиокоманд). Затем с помощью системы астроориентации "Зонд-7" развернулся объективами к Земле и произвел фотографирование нашей планеты.
Первую штатную коррекцию выполнили на вторые сутки полета, при полете к Луне. Двигатель проработал 22,53 секунд и выдал импульс в 15,76 м/сек. На третьи сутки без замечаний прошел сеанс тестовой астроориентации по звезде Сириус. На четвертые сутки полета «Зонд-7» пролетел на минимальном расстоянии 1230 км от Луны. Перед этим прошла астроориентация по звезде Канопус и началась фотосъемка поверхности Селены. Она проводилась в два этапа: перед заходом корабля за Луну (11 августа в 05:28 по московскому времени) и при выходе из-за Луны (в 07:08).
Вторую коррекцию проводить не стали: согласно траекторным измерениям, уже после первой корабль летел очень точно. Двигатель включили только во время, предусмотренное программой для третьей коррекции, на седьмые сутки полета: он проработал 12,8 секунд и выдал корректирующий импульс 8,9 м/сек.
Все это говорит о том, что ракета-носитель и разгонный блок справились со своей работой превосходно, выдержав ювелирную точность построения траектории: бортовой запас топлива, который позволял кораблю выполнить четыре коррекции с общей выработкой импульса в 191.2 м/с, был израсходован едва ли на 13 процентов!
При возвращении был выполнен сеанс фотосъемки Земли с расстояния примерно 100 000 км. Как и в предыдущей миссии, «Зонд» заходил на посадку со стороны Южного полушария. После разделения корабля на отсеки спускаемый аппарат вошел в атмосферу Земли с двумя погружениями.
Первое произошло 14 августа 1969 года в 20:46: используя аэродинамическое качество, аппарат затормозил с 11 км/с до примерно 7 км/с, ненадолго выскочив в космос. Траектория движения в атмосфере при этом удлинилась, позволяя достичь советской территории, находящейся в Северном полушарии, а перегрузки снизились.
Во время второго погружения скорость плавно падала дальше, и когда стала дозвуковой, над кораблем раскрылся парашют. С момента 21:14 заработал радиомаяк. Спуск на парашюте проходил штатно, перед самой поверхностью сработали двигатели мягкой посадки. Спускаемый аппарат приземлился в 21:22 к югу от казахстанского города Кустанай, всего в 47.5 км от запланированной точки, но в расчетном районе посадки.
Триумф с горьким привкусом
Полет «Зонда-7» мог бы стать триумфом советской космонавтики. В отчете отмечается, что миссия 7K-Л1 №11 отличалась от предыдущих тем, что почти весь полет проходил в режиме работы остронаправленной антенны. Центр управления протестировал навигацию корабля с использованием бортового компьютера «Аргон-11с». Никаких нарушений герметичности и теплового режима отсеков не фиксировалось.
После полета манекена ФМ-2 на «Зонде-7» врачи получили данные о распределении доз радиации в теле космонавта и сделали вывод: «При отсутствии солнечных вспышек радиация на трассе полета «Земля – Луна – Земля» не страшна».
«Небольшой праздник в августе мы отмечали по случаю удачного полета 7К-Л1, получившего наименование «Зонд-7»,.. – вспоминал Борис Черток, заместитель Главного конструктора предприятия-разработчика корабля. – 22 августа «Правда» опубликовала доставленные «Зондом-7» черно-белые изображения Земли перед заходом ее за край Луны. Эффектные цветные снимки появились в журналах. Эти цветные фотокадры оказались весьма популярными в качестве подарочных для космических юбиляров и окружавших нашу технику болельщиков».
Нельзя сказать, что полет прошел совсем уж гладко. Замечания были (например, отсутствовала модуляция в передатчике сантиметрового диапазона, и внешняя телекамера не работала в телевизионном режиме), но они не повлияли на выполнение программы. В отчете подчеркивается, что «для уточнения причин отмеченных отказов требуется анализ всей телеметрии после ее расшифровки».
Тем не менее, западные наблюдатели заметили, что официальные советские СМИ освещали миссию «Зонд-7» значительно скуднее по сравнению с полетами «Зонда-5» и «Зонда-6». Это был прозрачный намек на то, что после успеха полета американского корабля Apollo 11, члены экипажа которого стали первыми людьми на Луне, программа Л1 потеряла свое политическое значение.
Над проектом Л1 словно нависал рок: «Зонд-5» смог выполнить облет Луны раньше американцев, хотя и не сумел достичь всех целей, поставленных перед полетом. «Зонд-6» «сделал все, что мог», но разбился на посадке. По иронии судьбы, «Зонд-7» был первым кораблем в серии, который мог бы благополучно вернуть экипаж на Землю, если бы на борту были космонавты. Но... до этого требовалось выполнить два успешных полета подряд, а этого никак не получалось.
Тем не менее, по воспоминаниям Николая Каманина, успех «Зонда-7» придал Сергею Афанасьеву и Василию Мишину уверенности в том, что можно возобновить разговоры о пилотируемом облете Луны.
19 сентября 1969 года Государственная комиссия обсудила результаты экспедиции «Зонд-7» и запланировала выполнить еще один запуск беспилотного 7К-Л1 в декабре 1969 года. В случае полного успеха можно было запустить корабль с экипажем в апреле 1970 года, к 100-летнему юбилею Ленина. Однако политическому руководству страны пилотируемый облет через год после первой американской высадки на Луну был уже не нужен. К концу 1969 года программу Л1 фактически отменили, а оставшиеся корабли переориентировали на использование в интересах проекта Л3 по высадке на Луну.
P.S.: первую часть истории советской программы облета Луны читайте в нашем материале.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Промышленное освоение лунных ископаемых может начаться после 2040-х годов



СОЛНЕЧНОГОРСК /Московская область/, 16 августа. /ТАСС/. Человечество начнет осваивать и перерабатывать лунные ресурсы после 40-х годов XXI века. С таким прогнозом выступил глава Роскосмоса Юрий Борисов.
"Там [на Луне] есть различного рода полезные ископаемые, которых мало на Земле: редкоземельные металлы, гелий. Когда-нибудь, наверное, после 40-х годов человечество перейдет к промышленному освоению этих ресурсов", - сказал Борисов в ходе выступления на форуме "Территория смыслов".
X Всероссийский молодежный образовательный форум "Территория смыслов" открылся 1 августа в мастерской управления "Сенеж" в Солнечногорске. Его работа продлится до 29 августа. Образовательная программа девяти смен будет идти параллельно. Тематические заезды "Семья", "Созидание", "Служение" и "Единство" объединят различные группы участников для синхронизации мнений и работы над общими продуктами.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРоссийский ученый предложил "застолбить" Северный полюс Луны
Ученый Зеленый: России нужно застолбить Северный полюс Луны

МОСКВА, 19 авг - РИА Новости. России стоит переключить своё внимание с Южного полюса Луны на Северный, и в случае, если средства на две станции "Луна-27" не будут выделены, отправить одну именно туда, заявил РИА Новости научный руководитель Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зелёный.
Ранее учёные РАН предложили "Роскосмосу" отправить не одну, а две автоматические станции "Луну-27" под шифрами "а" и "б" для надёжности и гарантированного выполнения миссии – на Южный и Северный полюса естественного спутника Земли. Изначально полёт одной "Луны-27" был запланирован на 2028 год. Пока о принятом решении о расширении миссии не известно.

"Я думаю, что для нас сейчас правильным путём было бы в центре внимания поставить Северный полюс ... Надо стратегию нашу скорректировать, и даже если будет одна "Луна-27", то делать её северной", - сказал Зелёный.


По его словам, к тому времени, как "Луна-27" полетит на Южный полюс Луны, там уже соберётся "большая толпа" аппаратов различных стран. Учёный напомнил, что планируется посадка китайской станции для забора грунта, США планировали отправить туда луноход VIPER, а также думают о пилотируемой миссии в рамках "Соглашений Артемиды". Кроме того, Индия уже осуществила посадку на Южный полюс и планирует новые миссии.
Таким образом, отметил Зелёный, России в новой лунной гонке стоит не "бежать за толпой, где догнать впереди идущих будет очень трудно", а выбрать свою нишу, которой как раз и могли бы стать исследования Северного полюса. В то же время он предупредил, что до этого могут "догадаться" и другие. "Поэтому здесь надо как-то принять это решение, застолбить его, как-то официально вот эти планы и закрепить за собой. Потому что иначе на Северном полюсе тоже скоро станет тесно. Тут не надо рвать на себе волосы, а найти какой-то свой путь. Мне кажется, упор на Северный полюс для нас сейчас хорошее решение. Он в принципе ничем особо не хуже южного", - подчеркнул учёный.


Он признал, что на Южном полюсе интересных для исследования областей, удовлетворяющим в целом требованиям учёных больше, но и на Северном они есть. Учёный подчеркнул, что здесь важно не их количество, а для изучения нужен "не весь полюс", а какой-то один конкретный участок.

Зелёный напомнил, что и для "Луны-25", разбившейся в августе 2023 года, были выбраны несколько наиболее интересных зон, в одной из которых потом была определена конкретная точка посадки.


Кроме того, научный руководитель ИКИ рассказал, что с точки зрения баллистики полёт на Северный полюс примерно такой же, как на Северный, и новая схема полёта не вызовет сложностей.
Однако он выразил надежду на то, что всё же найдётся финансирование для двух миссий. По словам Зелёного, если отправлять два одинаковых аппарата, не потребуются дополнительные макеты для их наземной отработки, поэтому вторая "Луна-27" не должна сильно удорожить миссию
https://ria.ru/20240819/luna-1966961851.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

Предложен водородный метод для снабжения водой лунных баз
ТАСС


ПЕКИН, 22 августа. /ТАСС/. Группа китайских ученых пришла к выводу, что реакция между минералами лунного грунта и водородом может обеспечить достаточно эффективное водоснабжение для теоретически возможных объектов на Луне. Об этом сообщило агентство Xinhua.
По его сведениям, специалисты из Нанкинского института технологий и инженерии материалов и Института физики при Академии наук Китая, Китайской академии космических технологий, Лаборатории материалов озера Суншань, Нанкинского университета и Харбинского технологического университета изучили 1,7 кг образцов, которые доставил с Луны китайский космический зонд "Чанъэ-5" (вернулся на Землю в декабре 2020 года). Ожидается, что исследования в этой области сыграют важную роль при снабжении научно-исследовательских баз на естественном спутнике планеты.
Ученые обратили внимание, что лед, из которого планируется получать воду, может в достаточном количестве существовать на лунных полюсах в местах, труднодоступных для солнечных лучей. Даже несмотря на то, что содержание этого главного ресурса, необходимого для жизнеобеспечения, там крайне мало, организовать водоснабжение можно при нагревании грунта до высоких температур, когда содержащийся в нем водород вступает в реакцию с оксидом железа.
Согласно подсчетам, из 1 г осадочной породы теоретически можно получить до 76 мг воды, а из 1 тонны - около 50 кг. Утверждается, что этого будет достаточно, чтобы ежедневно спасать от обезвоживания до 50 человек. Предполагается, что содержащийся в грунте водород станет ключевым ресурсом для достижения этой цели.
Как отмечают ученые КНР, воду на Луне можно получить при температуре 800 градусов Цельсия, однако в отдельных случаях это удастся сделать и при 200 градусах. Многое будет зависеть от концентрации водорода в грунте. На лунном экваторе она низкая.
12 июня президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с правительством Китая о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции - комплекса экспериментально-исследовательских средств, которыми можно будет управлять удаленно. Проект планируется завершить к 2028 году.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Утащил из-под рук АниКея в канале ГЕОХИ РАН:



Товагищи! На сегодняшний день запланировано создание одного космического комплекса с посадкой в южных полярных широтах, на особенности которого ориентирован состав комплекса научной аппаратуры.
Твёрдо стою на пути исправления