• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

ЛУНА. Освоение Луны. Лунная гонка.

Автор Inti, 03.06.2024 02:17:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Старый

Цитата: АниКей от 30.05.2025 05:16:23президент РАН о космических проектах России
В светлом будущем у РАН всё прекрасно. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 11.06.2025 09:41:07это трёхмерные модели объектов, созданные с учетом формы, их размеров и пространственного положения из миллионов отдельных кадров.
Осталась малость - каким-то образом передать миллионы кадров.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Лунная пыль менее токсична, чем воздух мегаполиса



Слухи о токсичности лунной пыли, по меньшей мере, несколько преувеличены — к такому выводу пришла международная команда во главе с исследователями из Технологического университета Сиднея. Ученые не спорят с тем, что дышать микроскопическими частицами реголита действительно опасно. Но жизнь в современном мегаполисе или работа на вредных производствах может быть гораздо страшнее. И это хорошая новость для первых лунных колонистов.
У американских астронавтов, вернувшихся с Луны (особенно у первых), наблюдались большие проблемы с самочувствием. И чуть ли не главной жалобой стала вездесущая лунная пыль, которая не только забивалась в щели скафандров и внутрь приборов, но и проникала в легкие, вызывая серьезные проблемы с дыханием. Медики особо отметили ее абразивные свойства: постоянно чихающие и протирающие глаза участники экспедиции производили не самое благоприятное впечатление и заставили задуматься о способах защиты.
Но команда под началом австралийской исследовательницы Микаэллы Смит решила проверить, так ли страшна лунная пыль, какой ее рисуют рассказы Армстронга и Олдрина. И результат этой проверки оказался в чем-то ошеломляющим: оказывается, люди рискуют куда сильнее, просто живя в центре мегаполиса или рядом с шахтой, чем если бы они строили базу на Луне. Методика была выбрана достаточно простая и убедительная. Сначала в лабораторных условиях было изучено влияние имитаторов лунной пыли на клетки человека. А потом то же самое было проделано с частицами, собранными на одном из оживленных проспектов Сиднея.
Выяснилось, что лунная пыль, конечно, является малоприятной вещью. Частицы размером 2,5 микрона способны проникнуть в альвеолы легких или вызвать раздражение слизистых оболочек глаз. Но реголит не вызывает серьезных повреждений клеток или воспалений. Зато на это способна обычная городская пыль, которая оказалась гораздо более токсичной и опасной. Все дело в механизме воздействия: частицы реголита опасны только из-за своей неровной формы с рваными краями. В то время как воздух мегаполиса фактически отравляет организм.
«Любая пыль, если вы ее вдыхаете, вызывает чихание, сухой кашель и физическое раздражение. Но лунная пыль далеко не так токсична, как, например, кварц, из-за которого у вас может развиться силикоз после всего десяти лет работы на стройке», — отметила Микаэла Смит.
Это не значит, что разработка способов защиты от пыли теряет актуальность. Ее попадание в глаза по-прежнему нежелательно, а приборы могут выходить из строя из-за загрязнения. Одним из способов избежать ее попадания внутрь корабля может быть размещение скафандров снаружи спускаемого модуля — что, впрочем, потребует от астронавтов изрядных акробатических навыков. Но, так или иначе, постройка лунной базы (даже в лавовой трубке) теперь представляется значительно более безопасным предприятием. А новое исследование служит напоминанием о том, как важно регулярно выбираться подальше от города — на пляж или в поход.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Unprocessed lunar dust simulant particles were observed by SEM. LMS-1 and LHS-1 showed a similar morphology to real lunar dust samples with irregular shape and rough multilayered edges. SEM images revealed that smaller particles are adherent to larger particles. (Fig. 1)
Fig 1:
Fig. 1. SEM images of LMS-1 (A, B) and LHS-1 (C, D). Images were captured using JCM-6000Plus Versatile Benchtop SEM at x400 (A, C) and x40 (B, D) objectives.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Fig. 1: Footprint in lunar regolith.
figure 1
The footstep of Buzz Aldrin compacting fine grains of lunar soil during an Apollo 11 EVA81. Copyright © NASA Public Domain.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Fig. 2: Lunar dust grains.
figure 2
Scanning electron microscopy images of native lunar dust grains collecting during an Apollo 17 EVA82. Copyright © NASA Public Domain.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Fig. 3: Lunar dust adherent to spacesuit.
figure 3
Gene Cernan, Apollo 17 commander, is seen with his spacesuit covered in lunar dust following an EVA. Lunar dust can also be seen adhering to the interior of the lunar module83. Copyright © NASA Public Domain.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

References
  • Cain, 2010
    J.R. Cain
    Lunar dust: the hazard and astronaut exposure risks
    Earth. Moon. Planets., 107 (1) (2010), pp. 107-125
View at publisherCrossrefView in ScopusGoogle ScholarCaston et al., 2018
R. Caston, K. Luc, D. Hendrix, J.A. Hurowitz, B. Demple
Assessing toxicity and nuclear and mitochondrial DNA damage caused by exposure of mammalian cells to lunar regolith simulants
GeoHealth, 2 (4) (2018), pp. 139-148
View at publisherCrossrefView in ScopusGoogle ScholarGao et al., 2015
W. Gao, L. Li, Y. Wang, S. Zhang, I.M. Adcock, P.J. Barnes, M. Huang, X. Yao
Bronchial epithelial cells: the key effector cells in the pathogenesis of chronic obstructive pulmonary disease?
Respirology., 20 (5) (2015), pp. 722-729
View at publisherCrossrefView in ScopusGoogle ScholarGuillot et al., 2013
L. Guillot, N. Nathan, O. Tabary, G. Thouvenin, P. Le Rouzic, H. Corvol, S. Amselem, A Clement
Alveolar epithelial cells: master regulators of lung homeostasis
Int. J. Biochem. Cell Biol., 45 (11) (2013), pp. 2568-2573
View PDFView articleView in ScopusGoogle ScholarHiesinger and Jaumann, 2014
H. Hiesinger, R. Jaumann
Chapter 23 - the moon
T Spohn, D Breuer, TV Johnson (Eds.), Encyclopedia of the Solar System (3rd Edition), Elsevier, Boston (2014), pp. 493-538
View PDFView articleView in ScopusGoogle ScholarJin et al., 2024
H. Jin, X. Li, G. Wei, X. Zhang, L. Xie, H. Gan, A. Zhang, X. Zhang, L. Li, Z. He, Y. Zhao
Properties of lunar dust and their migration on the moon
Space, 4 (2024), p. 0142
View in Scopus
Google ScholarKhan-Mayberry, 2008
N. Khan-Mayberry
The lunar environment: determining the health effects of exposure to moon dusts
Acta Astronaut., 63 (7) (2008), pp. 1006-1014
View PDFView articleView in ScopusGoogle ScholarKyung and Jeong, 2020
S.Y. Kyung, S.H. Jeong
Particulate-matter related Respiratory diseases
Tuberc. Respir. Dis. (Seoul), 83 (2) (2020), pp. 116-121
View at publisher
CrossrefView in ScopusGoogle Scholar
Lam et al., 2002a
C.W. Lam, J.T. James, R. McCluskey, S. Cowper, J. Balis, C. Muro-Cacho
Pulmonary toxicity of simulated lunar and Martian dusts in mice: I. Histopathology 7 and 90 days after intratracheal instillation
Inhal. Toxicol., 14 (9) (2002), pp. 901-916
View in Scopus
Google ScholarLam et al., 2002b
C.W. Lam, J.T. James, J.N. Latch, R.F. Hamilton Jr., A Holian
Pulmonary toxicity of simulated lunar and Martian dusts in mice: II. Biomarkers of acute responses after intratracheal instillation
Inhal. Toxicol., 14 (9) (2002), pp. 917-928
View in Scopus
Google ScholarLi et al., 2019
M. Li, K.K. Thompson, J.C. Nissen, D. Hendrix, J.A. Hurowitz, S.E. Tsirka
Lunar soil simulants alter macrophage survival and function
J. Appl. Toxicol., 39 (10) (2019), pp. 1413-1423
View at publisher
CrossrefView in ScopusGoogle ScholarMorawska and Buonanno, 2021
L. Morawska, G. Buonanno
The physics of particle formation and deposition during breathing
Nat. Rev. Phys., 3 (5) (2021), pp. 300-301
View at publisher
CrossrefView in ScopusGoogle ScholarPohlen et al., 2022
M. Pohlen, D. Carroll, G.K. Prisk, A.J. Sawyer
Overview of lunar dust toxicity risk
NPJ. Microgravity., 8 (1) (2022), p. 55
View in Scopus
Google ScholarSun et al., 2018
Y. Sun, J.G. Liu, Y.C. Zheng, C.L. Xiao, B. Wan, L. Guo, X.G. Wang, W Bo
Research on rat's pulmonary acute injury induced by lunar soil simulant
J. Chin. Med. Assoc., 81 (2) (2018), pp. 133-140
View PDFView articleGoogle ScholarSun et al., 2019
Y. Sun, J. Liu, X. Zhang, X. Li, B. Zhou, Z. Lv
Mechanisms involved in inflammatory pulmonary fibrosis induced by lunar dust simulant in rats
Environ. Toxicol., 34 (2) (2019), pp. 131-140
View at publisher
CrossrefView in ScopusGoogle ScholarWang et al., 2021
B. Wang, Y.-L. Chan, G. Li, K.F. Ho, A.G. Anwer, B.J. Smith, H. Guo, B. Jalaludin, C. Herbert, P.S. Thomas, J. Liao, D.G. Chapman, P.S. Foster, S. Saad, H. Chen, B.G. Oliver
Maternal particulate matter exposure impairs lung health and is associated with mitochondrial damage
Antioxidants, 10 (7) (2021), p. 1029
View PDFView articleCrossrefGoogle ScholarWang et al., 2024
J. Wang, M. Lei, Y. Xue, Q. Tan, X. He, J. Guan, W. Song, H. Ma, B. Wu, X. Cui
Assessment of toxicity changes induced by exposure of human cells to lunar dust simulant
Sci. Rep., 14 (1) (2024), p. 24781
View in Scopus
Google ScholarWilliams and Zosky, 2019
L.J. Williams, G.R. Zosky
The inflammatory effect of iron oxide and silica particles on lung epithelial cells
Lung, 197 (2) (2019), pp. 199-207
View at publisherCrossref
View in ScopusGoogle ScholarZou et al., 2016
Y. Zou, C. Jin, Y. Su, J. Li, B Zhu
Water soluble and insoluble components of urban PM2.5 and their cytotoxic effects on epithelial cells (A549) in vitro
Environ. Pollut., 212 (2016), pp. 627-635
View PDFView articleView in ScopusGoogle Scholar
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

Луна. Какие нравы и слаженность усилий царили в советской космической отрасли во времена лунной программы можно увидеть на следующем эпизоде.

11 ноября 1964 года СП Королёв в филиале № 1 ОКБ-52 академика Челомея в присутствии Мстислава Келдыша, других ученых и конструкторов, а также руководства промышленности, выступает категорически против проекта запуска корабля ЛК на ракете 8К82К (УР-500К), "при этом особенно большим нападкам подвергался носитель".

19 августа 1965 года представители ОКБ-1 в экспертной комиссии, созданной в целях проверки правильности принятых технических решений по созданию упомянутого выше ракетно-космического комплекса, и по совместительству давние соратники Королева Константин Бушуев, Сергей Крюков и Борис Раушенбах записали в ее заключении особое мнение - «Считать нецелесообразным дальнейшую разработку корабля "ЛК"...»

Это при том, что еще 3 августа 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства» номер 655-268 и чуваки в курсе наличия оного.

Цитирую документ:

"Придавая первостепенное значение исследованию Луны и дальнейшему развитию работ по исследованию космического пространства и планет солнечной системы, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Определить главными направлениями в исследовании космического пространства на ближайшие годы:

осуществление с помощью форсированной ракеты-носителя УР-500 облета Луны человеком на пилотируемом космическом корабле с возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю УР-500, космическому кораблю и комплексу облета Луны в целом - ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике СССР, генеральный конструктор т.Челомей);

осуществление высадки экспедиции на поверхность Луны с помощью ракеты-носителя Н-1 с последующим ее возвращением и посадкой на Землю (головной исполнитель по ракете-носителю Н-1, космическому кораблю и комплексу высадки экспедиции на поверхность Луны в целом - ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике СССР, главный конструктор т. Королев).

2. Установить сроки:

осуществления облета Луны пилотируемым космическим кораблем с одним или двумя космонавтами на борту с возвращением и посадкой на Землю - 1966 год - первое полугодие 1967 г.;

осуществления высадки экспедиции на поверхность Луны с последующим возвращением и посадкой на Землю - 1967-1968 годы...
"

Т.е. "гордый Варяг" в лице СП и его присных не сдается и изо всех сил подкидывает конкурентам палок в колеса, положив болт на ЦК КПСС и Совет Министров.

Однако запомним эти события т.к. далее ОКБ-1 совершит хитрый фокус с переобуванием без достижения космического пространства.

Предыдущие серии по тегу #лунномонстр

195 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Я сказал «Поехали»!
«Царь-ракета» и ее Луна

Это не просто удачно пойманный кадр. Это драматический снимок, полный символизма. Шпиль ракеты Н-1 и ее цель, Луна, так и оставшаяся не достигнутой.

Н-1 — ракета-носитель сверхтяжелого класса, разрабатывалась в 60-х годах прошлого века для полетов человека на Луну. С 1969 по 1972 года было выполнено четыре пуска «царь-ракеты», но все они, к сожалению, закончились неудачами. Программа была закрыта.

На фото:
, установленный в городе Байконур к 70-летию космодрома. Его и другие экспонаты музея под открытым небом теперь может увидеть любой турист на первом космодроме планеты.

Благодарим за снимок Ивана Тимошенко.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

Периодика. Газета "Правда" от 4 января 1959 года с сообщением о "запуске космической ракеты в сторону Луны" (оригинал).

2 января 1959 года со стартового комплекса площадки №1 НИИП-5 МО СССР (ныне космодром Байконур) был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л» (8К72 №Б1-6), которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-1» (Е-1 №4). Планировалось достижение станцией поверхности спутника Земли (жесткая посадка).

Попадания не произошло, так как представитель разработчика системы радиоуправления, выставляя 1 января плоскость антенн РУП-А, ошибся по углу места на 2°, выставив 44° вместо 42°.

В результате аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту с 146,4 млн км на 197,2 млн км с периодом обращения около 450 суток, на которой будет находиться практически вечно

#правда #луна #восток #солнце

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

176 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технологии
Испытана система аварийного спасения китайского лунного корабля
23 июня 2025 года, 13:08
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Китайское агентство пилотируемых космических полетов CMSA объявило об успешном испытании системы аварийного спасения разрабатываемого пилотируемого космического корабля «Мэнчжоу».
Спойлер

Двухминутный полет
Испытание состоялось 17 июня в Центре запуска спутников Цзюцюань — космодроме, расположенном в пустыне Гоби в автономном районе Внутренняя Монголия. Макет, установленный на стартовом комплексе 95А, включал верхнюю часть корабля и состоял из двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС), возвращаемого аппарата и опоры, имитирующей служебный модуль.
Во время испытания отрабатывалось отделение и увод возвращаемого аппарата в случае аварии ракеты-носителя на старте. Весь полет, от момента включения двигателей до приземления, продолжался около двух минут. При этом максимальная высота была достигнута примерно на 20-й секунде полета. Приземление возвращаемого аппарата осуществлялось с помощью парашютов и надувной системы амортизации удара о землю.
По сообщениям Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации CASC — главного подрядчика космической программы, твердотопливная ДУ САС сработала отлично, включившись сразу после разрыва механических соединений между возвращаемым аппаратом и наземной опорой, которая имитировала служебный отсек корабля.
В первые мгновенья полета сборка «двигательная установка — возвращаемый аппарат — ДУ САС» повернулась почти на 180°, после чего произошло разделение, и оба элемента проследовали по расчетной траектории в сторону от места старта. Затем были раскрыты два тормозных и три основных парашюта, и отделен теплозащитный экран. Под днищем возвращаемого аппарата надулись шесть амортизаторов — «подушек безопасности», которые смягчили посадку.
Новая спасательная башня
Внешне двигательная установка системы аварийного спасения «Мэнчжоу» напоминает аналогичный блок корабля «Шэньчжоу». Последний, в свою очередь, базируется на системе аварийного спасения российского «Союза». Однако по принципам работы она ближе к системе прерывания запуска LAS американского корабля Orion, разрабатываемого NASA.
Как и башня спасения китайского «Шэньчжоу», система спасения экипажа CES (Crew Espace System) индийского корабля «Гаганьян» или LAS американского «Ориона», башня спасения «Мэнчжоу» имеет четырехсопельный основной твердотопливный двигатель. Над соплами основного двигателя расположены четыре твердотопливных двигателя разделения. Они нужны, чтобы отсоединить башню от возвращаемого аппарата как при обычном полете, так и в нештатной ситуации. Сверху находятся восемь маленьких жидкостных двигателей, которые управляют ориентацией всей конструкции во время полета по траектории аварийного спасения.
1 / 12




















Мы уже видели детали этой компоновки, напоминающей американскую LAS, на макете ракеты-носителя «Чаньчжэн-10» в 2022 году. В отличие от нее, аварийная башня «Шэньчжоу» оснащена восемью двигателями разделения, тогда как индийская CES имеет четыре таких двигателя.
Системы спасения «Шэньчжоу», российская САС и индийская CES имеют по четыре двигателя, расположенных в обтекателе для отделения корабля на большой высоте. Эти двигатели использовались при аварийном спасении «Союза МС-10». Кроме того, у всех этих систем четыре аэродинамических решетчатых стабилизатора. В отличие от них, «Мэнчжоу» стабилизируется на траектории восемью двигателями ориентации.
Новая система аварийного спасения отличается от российских и китайских аналогов, напоминая по принципам действия американскую LAS: в полете она поворачивается примерно на 180°, чтобы облегчить раскрытие парашюта. В российских и китайских системах спускаемый аппарат «выпадает» из обтекателя в противоположном направлении. NASA ранее отмечало «разворот» как преимущество LAS.
На недавно опубликованных изображениях наблюдатели заметили обтекатель, полностью закрывающий возвращаемый аппарат, как у LAS корабля Orion.
В ходе испытания башня крепилась к верхней части возвращаемого аппарата, что было видно в 2023 году при подтверждении нового космического корабля. Спасательная башня «Мэнчжоу» ранее проходила самостоятельные огневые стендовые испытания, а возвращаемый аппарат уже выполнил хотя бы один сброс на свободное падение и раскрытие парашюта. Возможно, таких тестов было больше.
Планы на новый корабль
«Мэнчжоу» («Корабль мечты») разрабатывается для использования в китайской пилотируемой космической программе. Он создается корпорацией CASC и состоит из двигательной установки системы аварийного спасения, возвращаемого аппарата и служебного отсека. Общая масса корабля — около 26 тонн.
«Мэнчжоу» станет перелетным кораблем, который доставит трех китайских космонавтов с Земли на окололунную орбиту. Там он соединится с посадочным модулем «Ланъюэ» («Обнимающий Луну»). Этот модуль отправит двух из трех членов экипажа на поверхность Луны.
Прототип возвращаемого аппарата «Мэнчжоу» был протестирован в июне 2016 года при первом пуске ракеты «Чанчжэн-7». Тогда его назвали просто «пилотируемым кораблем нового поколения». В мае 2020 года корабль запустили на вытянутую орбиту с помощью носителя «Чанчжэн-5В». Во время возвращения в атмосферу проверили теплозащитный экран и посадочные системы.
В 2021 и 2022 годах разработчики изучали «толкающую» конфигурацию САС с двигателями в служебном модуле, как у корабля Starliner компании Boeing. Но от такого решения отказались в пользу традиционной «тянущей» башни.
В декабре 2022 года корпорация CASC представила обновленную конструкцию лунного корабля под обозначением «Мэнчжоу». У него был полностью переработан служебный модуль и модернизирован возвращаемый аппарат. Сообщалось, что на базе «Мэнчжоу» создадут новый транспортный корабль для полетов по околоземной орбите. Он сможет перевозить от четырех до семи человек на китайскую космическую станцию.
Для полетов на низкую околоземную орбиту будет использоваться ракета-носитель «Чанчжэн-10А», а для миссий к Луне — «Чанчжэн-10». Все запуски будут осуществляться с космодрома Вэньчан на острове Хайнань. Это означает, что вэньчанский центр возьмет на себя проведение пилотируемых полетов, которые ранее осуществлялись из Цзюцюаня, откуда транспортные корабли «Шэньчжоу» стартуют к китайской национальной космической станции «Тяньгун».
Несколько недель назад Китайское агентство пилотируемых космических полетов объявило о своих планах провести два важных испытания в этом году. Первое — тестирование системы аварийного спасения с нулевой высоты и нулевой скорости полета; оно только что выполнено. Второе — летное испытание подобной системы, которое будет проведено до конца года. Пока неизвестно, какая ракета будет задействована в этом полете.
Сейчас китайская пилотируемая лунная программа сделала важный шаг вперед, проведя успешные испытания системы аварийного спасения корабля «Мэнчжоу» в случае задействования на нулевой высоте и нулевой скорости. Эксперты отмечают, что предыдущие подобные тесты в Китае состоялись в 1998 году, когда оценивались возможности спасательной системы корабля «Шэньчжоу».
Испытания ДУ САС являются необходимым условием перед первым полетом нового корабля на околоземную орбиту, который должен состояться в конце 2026 года. Первый беспилотный запуск «Мэнчжоу» к Луне запланирован на 2027 год, после чего через год пилотируемый корабль должен выйти на окололунную орбиту. Первая пилотируемая высадка на Луну по планам состоится до конца 2030 года.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

https://govoritmoskva.ru/news/456046/

Со стороны может показаться, что Натан Андреевич совершенно кукухой поехал, но реальность может оказаться куда грустнее. Достаточно подумать, на что в России существуют научные сотрудники.
Твёрдо стою на пути исправления