Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

;)
Цитироватьpanorama.pub

Широкопрофильные эксперты Скотт Риттер и Юрий Лоза подрались, столкнувшись в московском музее космонавтики
ИА Панорама


В Москве охранникам музея космонавтики и полицейским пришлось разнимать видных широкопрофильных экспертов Юрия Лозу и Скотта Риттера – мужчины столкнулись в одном из залов и после короткой перепалки перешли к рукоприкладству.
Очевидцы рассказали, что Риттер громко восхищался успехами СССР и Роскосмоса, одновременно ругая NASA и Илона Маска; при этом он вёл прямой эфир в RUTUBE. В какой-то момент от стены отделилась тень человека в капюшоне, которым оказался бард, музыкант, поэт, критик, искусствовед, геодезист, политический аналитик Юрий Лоза. Россиянин в грубой форме поинтересовался, почему Риттер дезинформирует широкую общественность.
«Риттер ответил, что ничего не понял, но флоридская подворотня научила его бить первым, после чего Лоза получил такой удар, что выронил канистру с бензином», – сказал свидетель драки.
В результате потасовки сам музей и экспонаты получили повреждения на сумму около 480 тысяч рублей – в частности, была помята фуражка майора НКВД Рябушкина, наставлявшего Сергея Королёва. Возмещать ущерб, по всей видимости, придётся страховщикам.
«Один иностранец, другой известный артист – не привлекать же их. При этом ущерб смешной, чуть больше месячной зарплаты охранника музея», – сказал источник в органах.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Самолеты против ракет: почему космопланы пока уступают капсулам
10 января 2025 года, 13:44
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Фанаты космоса, воспитанные на научной фантастике, уже давно говорят о противостоянии крылатых космических кораблей и бескрылых полубаллистических аппаратов. Это противостояние часто называют «космоплан против капсулы». И на сегодняшний день капсулы, похоже, одержали уверенную победу. В ушедшем году на орбиту с людьми отправился новый пилотируемый корабль именно капсульного типа - Starliner. И несмотря на все его проблемы, "Звездный лайнер" наряду с куда более востребованными "Драконом", "Союзом" и "Волшебной ладьей" обеспечивают капсулам 100-процентное доминирование. Окончательно ли ушли в прошлое космические самолеты? Или новые разработки еще могут обеспечить им светлое будущее?
Спойлер

На крыльях на Марс и далее
С 1950-х многие ожидали, что к концу XX - началу XXI века регулярные полёты в космос будут осуществляться на космических самолётах (космопланах), подобных тому, что показан в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Кинематографическая концепция 1968 года, созданная Гарри Лангом и получившая название Orion III — титановый космоплан с треугольным крылом двойной стреловидности — казался идеальным средством полета в космос в будущем. Он стал символом для многих авиакосмических инженеров и специалистов, которые строили планы на будущее для космических агентств.
Многие ожидали, что ракетоплан на 30 пассажиров, стартующий с рельсового пути и основанный на крылатой концепции из романа Артура Кларка «Прелюдия к космосу» (1947 год), станет частью новой эры многоразовых космических аппаратов, которые откроют недорогой доступ к околоземной орбите и в конечном итоге позволят создать поселения людей на Луне, Марсе и далее.
В конце 1960-х мир с нетерпением ждал коммерческих космопланов с логотипами «Pan American» на фюзеляже, как раз, когда Boeing 747 обеспечил массовые авиаперевозки по доступным ценам. И это были не просто мечты. Уже через пару десятилетий две сверхдержавы создали крылатые космические корабли - Space Shuttle (США) и «Буран» (СССР), первые старты которых состоялись в 1981 и 1988 годах соответственно. Оба космоплана использовали для старта одноразовые или частично многоразовые ракеты-носители.
Но золотой век космопланов продлился недолго. Совершив лишь один беспилотный автоматический полет и посадку, «Буран» был заброшен в 1993 году после распада Советского Союза. Россия сделала ставку на проверенные временем капсулы, и они выиграли конкуренцию с американскими челноками.
Space Shuttle выполнил 135 полетов, два из которых привели к гибели экипажа, и был выведен из эксплуатации в 2011 году. Несмотря на выдающиеся возможности в качестве средства доставки спутников и космических зондов, аппарата для обслуживания телескопа Хаббла и сборщика МКС, гибели экипажей и кораблей Challenger в 1986 году и Columbia в 2003 году показали невысокую эксплуатационную стабильность и низкий уровень безопасности крылатой космической системы.
Победа капсул "из 1960-х"
После надежд, возлагавшихся на космопланы в первые десятилетия Космической эры, реальность оказалась совсем другой: сейчас людей на орбиту доставляют конусообразные полубаллистические капсулы в стиле 1960-х. Точных посадок спускаемых аппаратов на взлетно-посадочные полосы нет, для приземления используются парашюты - такие же, как те, что еще 50-60 лет назад служили кораблям «Восток», «Восход», «Союз», Mercury, Gemini и Apollo.
Если избранный президент США Дональд Трамп не закроет программу Artemis, то и полеты в дальний космос будет осуществлять полубаллистический корабль Orion, который бывший глава NASA Майкл Гриффин назвал «"Аполлоном" на стероидах».
Тем не менее, мечта о космических самолетах жива. И это больше, чем просто мечта. Пока речь идет о небольших по размерам экспериментальных образцах. Американский беспилотный космоплан X-37B с коротким крылом и несущим корпусом уже летает на околоземной орбите в интересах Космических сил США. Также американский космоплан Dream Chaser разрабатывается компанией SNC для доставки грузов (а возможно, и людей) на МКС в беспилотном режиме. Есть информация и о полетах китайского экспериментального космоплана - аналога X-37B.
1 / 6








Однако, перспективные космические корабли капсульного типа впечатляют гораздо больше. Прежде всего, речь о сверхтяжёлой ракетно-космической системе вертикального старта и посадки Starship/Super Heavy от компании Space X.
Азия также идет по капсульному пути освоения космоса. Индийская организация космических исследований (ISRO) для своих первых пилотируемых орбитальных операций разрабатывает трехместный космический корабль "Гаганьян", отдаленно напоминающий «Союз».
Будущая замена китайского «Шэньчжоу» представляет собой частично многоразовую капсулу. Новый китайский пилотируемый корабль для дальнего космоса придерживается концепции Orion/Starliner - частично многоразовой трехместной капсулы, с одноразовым носителем, парашютной системой снижения и надувными амортизаторами для мягкой посадки. Этот аппарат обеспечит доступ к китайской космической станции и позволит китайцам совершать полеты на Луну.
Россия тоже на стороне капсул. Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП), который разрабатывается в качестве замены «Союза МС», будет представлять собой четырех-шестиместную частично многоразовую капсулу того же типа, но с парашютно-реактивной системой для увеличения точности посадки.
Эти конусообразные и колоколообразные космические аппараты являются относительно безопасным решением для доступа человека в космос. Они могут использовать ракетные двигатели для аварийного прекращения полета и выдерживают баллистический спуск.
Например, «Союз МС-10» пережил аварию своей ракеты-носителя в октябре 2018 года, а система аварийного спасения успешно вытащила из ракеты и мягко приземлила спускаемый аппарат с космонавтами.
Американский шаттл такой возможности не имел, хотя после потери «Челленджера» в 1986 году прорабатывались сложные схемы аварийного покидания корабля экипажем, которые, впрочем, не сработали бы при аварии на старте.
Итак, являются ли космопланы жизнеспособным и реалистичным средством для космических полетов? Некоторые проектанты считают, что эти аппараты способны обеспечить безопасность при использовании более простой и надежной системы тепловой защиты.
Две аварии шаттла произошли из-за отсутствия реально работающей системы аварийного спасения и повреждения теплозащиты льдом, отколовшимся от огромного бака с топливом при старте.
Безопасность и устойчивость при спуске в атмосфере является ключевым моментом эксплуатации крылатых аппаратов, таких как многоразовый ракетоплан SpaceShipTwo компании Virgin Galactic, предназначенный для суборбитальных полетов. Созданный на основе SpaceShipOne, победителя X-prize 2004 года, он изменяет аэродинамическую конфигурацию для стабилизации и снижения перегрузок при спуске в атмосфере. Поскольку работа системы зависит от надежности механизма изменения геометрии, Virgin Galactic рассматривает возможность предоставления парашютов для экипажа и пассажиров на случай чрезвычайных ситуаций.
Впрочем, и в суборбитальных полетах капсулы не хотят уступать "самолетам". Конкурентом Virgin является Blue Origin с многоразовой ракетной системой вертикального пуска и капсулой, приземляющейся на парашюте.
New Shepard предлагает опыт полета на ракете до высоты 100 км, ощущение кратковременной невесомости, парашютное снижение капсулы и отсутствие точной посадки на космодроме. Однако система имеет возможность аварийного прекращения полета и относительно простые эксплуатационные требования.
Космоплан без ракеты уже почти не фантастика
Многие разработчики космических кораблей заинтересованы, прежде всего, в повторном использовании космопланов и одноступенчатом выходе на орбиту - SSTO (Single Stage To Orbit).
Это должен быть космоплан без ракеты-носителя, именно как в фантастических фильмах.
Однако, современные технологии с трудом позволяют создать такое транспортное средство из-за малой полезной нагрузки и большого веса окислителя, запасаемого на борту. Поэтому для пилотируемых ракетно-космических систем с крыльями обычно требуется разделение на ступени. Тем не менее, проекты одноступенчатых космопланов разрабатываются, хотя затраты на их создание велики, как и технологические трудности, стоящие перед разработчиками.
Все попытки в США создать высокоскоростной Национальный воздушно-космический самолет (National Aerospace Plane) в проектах Rockwell X-30, Lockheed Martin X-33 и VentureStar были отклонены NASA в 2001 году из-за технических сложностей, проблем с конструкцией баков, двигателем, теплозащиты, расходов и масс.
Перспективным эксперты признавали британский проект космического самолета. Компания Reaction Engines вела разработку одноступенчатого космоплана Skylon для высокоскоростных межконтинентальных путешествий и автоматизированных орбитальных полетов. Фирма, основанная в 1989 году Аланом Бондом, ведущим инженером проекта межзвездного корабля Daedalus Британского межпланетного общества и другими инженерами, выполняла исследования комбинированного двигателя SABRE (Synergetic Air Breathing Rocket Engine), ключевого компонента космоплана Skylon.
Двигатель должен был работать на старте как воздушно-реактивный, а на гиперзвуковой скорости — как ракетный, используя жидкий водород и сгущенный из атмосферы кислород. В 2021 году компания успешно испытала регенеративную систему, способную быстро охлаждать входящий в двигатель воздух с температуры +1000°С до -150°С.
Проектанты полагали, что Skylon может стать переломным моментом в космических полетах, сразу вдвое сократив текущие затраты на ракеты-носители и постепенно снижая их еще больше в течение срока службы. Они хотели реализовать концепцию SSTO, поскольку для двигателя SABRE не нужен окислитель: двигатель использует кислород из воздуха.
В ходе испытаний в пятимаховых ударных аэродинамических трубах тестировались модели SABRE. Планировалось создание летательного аппарата-демонстратора. Предполагалось, что разработка полноразмерной системы потребует значительных затрат, превышающих 12 млрд фунтов стерлингов. Алан Бонд лаконично выражал привлекательность и революционный характер концепции двигателя SABRE: «Миру действительно нужен Skylon».
Однако в конце октября 2024 года Reaction Engines была вынуждена перейти под внешнее управление в рамках процедуры банкротства. Столкнувшись с финансовыми проблемами, компания не смогла привлечь инвестиции, необходимые для продолжения работ: переговоры с Фондом стратегического развития ОАЭ о выделении 20 млн фунтов стерлингов успехом не увенчались, и акционеры — BAE Systems и Rolls-Royce — отказались поддержать Reaction Engines. В результате компания была вынуждена остановить деятельность.
Но британцы не сдаются. Компания Bristol Spaceplanes, основанная ветераном авиации Дэвидом Эшфордом в 1991 году, продолжает изучать проекты суборбитальных космопланов и вести разработку крылатых космических аппаратов.
Эшфорд утверждает, что суборбитальный космический полет мог быть осуществлен еще в конце 1950-х на самолетах Saunders Roe SR.53 и Lockheed NF-104 Starfighter, оснащенных дополнительными ракетными двигателями.
По его мнению, с использованием дешевых готовых деталей и технологий той эпохи, вполне возможны суборбитальные туристические полеты на демонстрационном образце двухместного реактивного/ракетного космоплана Ascender, взлетающем горизонтально и развивающем скорость до 3 Махов.
Эшфорд считает, что инвестиции в его двухступенчатый вариант - ракетоплан Spacecab должны перейти в более крупную разработку Spacebus для полетов на околоземную орбиту. Однако он понимает, что для выхода на орбиту требуется в 25 раз больше энергии, чем для суборбитальных высот.
Создание SSTO, как его обычно понимают, не является целью Bristol Spaceplanes. Согласно подходу Эшфорда, самолет-носитель (нижняя ступень Spacecab) использует воздушно-реактивные двигатели Rolls-Royce Olympus для разгона до 2 Махов, а ракетные двигатели Armstrong Siddeley Stentor —  для доведения скорости до 4 Махов. Ракетные двигатели Vinci верхней ступени доводят скорость орбитального аппарата до 27-28 Махов.
Суборбитальный демонстрационный образец Ascender для Spacecab использует два реактивных двигателя J-85 для разгона до 1,8 Маха, а после чего включается ракетный двигатель Bristol Siddeley BS 60S, разгоняющий аппарат до 3,2 Маха при крутом подъеме.
Идеи Эшфорда по проектированию космоплана привлекательны: Ascender будет входить в атмосферу на скорости 3,6 Маха и затормозится до дозвуковой скорости за одну минуту, в отличие от Space Shuttle, который входил в атмосферу на скорости 25 Маха и замедлялся за 20 минут. Поэтому тепловая нагрузка на Ascender при входе в атмосферу меньше, и требуется лишь тонкий слой изоляции на носу и передних кромках крыла.
В целом, можно заключить, что космопланы не ушли в прошлое. В долгосрочной перспективе они окажутся эффективнее капсул с парашютной посадкой, если будут соответствовать стандартам безопасности и надежности коммерческих авиалайнеров.
В любом случае противостояние капсулы-космопланы продолжается. Ответ капсул - полностью многоразовые системы с вертикальной посадкой на реактивных двигателях на платформы или даже захват аппарата башней обслуживания. Все это уже реализовано SpaceX в ходе испытания Starship. Верхняя ступень приземляется вертикально с высокой точностью на стартовый комплекс. Российским вариантом такой продвинутой капсулы является проект многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя "Корона".
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


magadanmedia.ru

Королёв на Мальдяке. В память о великом конструкторе - MagadanMedia.ru
Спойлер

Первая фотография после ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 года
Фото: из открытых источников
12 января родился Сергей Королев — создатель советской ракетно-космической техники и практической космонавтики. По его инициативе был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Военной коллегией Верховного Суда СССР за "вредительство" советскому государству его приговорили к 10 годам каторжных работ и к 5 годам лишения избирательных прав. 21 июля 1939 года он был доставлен в Магадан на прииск "Мальдяк" Западного горнопромышленного управления. Как прошли 8 месяцев на Колыме известного репрессированного конструктора, ИА MagadanMedia узнало из публицистики, писем и воспоминаний.
Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1906 года в Житомире. Создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Сергей Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве, после ареста других работников Реактивного института. 25 сентября 1938 года Королёв был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории, список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.
Королёв был осужден Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. Сергей Королёв прошел Бутырку в Москве, пересыльную тюрьму в Новочеркасске. 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых "общих работах".
Поселок Мальдяк
Поселок Мальдяк. Фото: Евгений Радченко
Пять тысяч заключенных погрузили в трюмы теплохода "Дальстрой". Семь дней Королёв находился в носовом отсеке — семь дней невыносимой липкой духоты и нечистот под ногами, холода, голода и сырости. "Дальстрой" пришел в Магадан. Заключенных накормили, отвели в баню, выдали новую одежду: майка, трусы, портянки, ватные штаны, гимнастерка, бушлат, шапка-ушанка и валенки. И снова пересыльная тюрьма. Через несколько дней Королёва и других заключенных усадили в грузовик ЗИС-5 с крепкой фанерной будкой в кузове. Конвоир сел в кабину к водителю — о зэках можно не волноваться, им некуда бежать, кругом тайга. Четыре дня ехали по тракту: "Мякит — Оротукан — Дебин — Ягодное — Бурхала — Сусуман — Берелех". У Берелеха свернули направо. Королёва привезли на прииск Мальдяк.
Освоение Мальдяка началось в 1937 году и связано с открытием здесь крупного месторождения золота. В 1939 году это был типичный для того времени колымский горняцкий поселок, состоявший из деревянных домиков, в которых жили вольнонаемные служащие, и лагеря с заключенными.
Старожил поселка Владимир Иванович
Старожил поселка Владимир Иванович. Фото: Евгений Радченко
По воспоминаниям бывшего узника Мальдяка генерала Горбатова, прибывшего туда почти одновременно с Сергеем Королёвым:
"В лагере, огороженном колючей проволокой, было 10 больших, санитарного образца двойных палаток, каждая на 50-60 заключенных. Кроме того, были деревянные хозяйственные постройки: столовая, кладовые, сторожка, а за проволокой — деревянные казармы для охраны и там же шахты и две бутары — сооружения для промывки грунта. Нас пересчитали, завели за проволоку.
Первый раз за пять суток дали горячую пищу. В нашем лагере было около 400 осужденных по 58 статье и до 50-ти "уркаганов", закоренелых преступников, на совести которых была не одна судимость, а у некоторых по нескольку, даже по восьми ограблений с убийством. Именно из них и ставились старшие над нами.
Вечную мерзлоту бурили отбойными молотками, а там, где даже так с ней не удавалось справиться, закладывали аммонал и взрывали. Руду вывозили на тачках или несли в коробах на лямках. Заключенных поднимали в четыре утра, на завтрак давали кусочек селедки, двести граммов хлеба и чай. Золото добывали в километре от лагеря. На обед зэки получали миску баланды с перловкой, немного каши и триста граммов хлеба".
Люди, попавшие на зону, вели себя по-разному. Одни старались держаться вместе, другие замыкались, будучи убежденными, что с ними произошла ошибка и продолжали верить Сталину и партии. И первым, и вторым противостоял мир уголовников со своими законами и традициями, где прав только сильный.
За два дня до прибытия его туда, 1 августа 1939 года, был издан приказ №765 по Дальстрою "О выполнении августовского плана. Прииск Мальдяк в то время был на хорошем счету. За сутки там добывали до нескольких килограммов золота. Да, план выполнялся. Но какой ценой? Наталия Королёва — дочь Сергея Королева поделилась воспоминаниями:
Заключенных поднимали в шесть часов утра и после скудного завтрака, колонной, шеренгами по пять человек, под конвоем вооруженной охраны — один конвоир впереди, два сзади — отправляли на работу. Несколько заключенных разводили костер, у которого можно было греться во время коротких перерывов. Работали без выходных по двенадцать часов в сутки. С 13 до 14 часов был перерыв на обед. Посудой служили жестяные миски и кружки алюминиевые или сделанные из консервных банок. Пища была скудной — болтушка на муке, вареная селедка, каша, чай. Хлеба не хватало. Его давали сразу на весь день по килограмму на человека, если бригада выполняла план, и по 600 граммов, если не выполняла. На ужин приходилось около 200 граммов каши без масла и чай с двумя кусками сахара.
Работа состояла в добыче грунта на глубине 30-40 метров для промывки золота и велась открытым способом, вручную. В условиях вечной мерзлоты это требовало значительных усилий. Вынутый грунт лопатами насыпали в тачки, доставляли к подъемнику, поднимали по стволу наверх и тачками по доскам подвозили к бутарам. На эту тяжелую работу посылали, как правило, "врагов народа". Среди них был и мой отец. Уголовники же обычно выполняли функции бригадиров, поваров, учетчиков, дневальных и старших по палаткам. Естественно, что при полуголодном питании ежедневный изнурительный труд быстро приводил к физическому истощению и гибели людей. На любые жалобы заключенных от лагерного начальства следовал ответ:
Вы отбываете наказание и обязаны работать. За вашу жизнь мы не отвечаем. Нам нужен план, а вас не будет, привезут в навигацию других.
Заключенные жили бригадами в черных брезентовых палатках размером 7х21 метров, натянутых на деревянные каркасы, спали на деревянных двухъярусных нарах с матрасами, набитыми сухой травой. Под голову клали бушлаты — длинные, до колен, телогрейки, обычно прожженные на кострах. Постельного белья не было — давали лишь вафельные полотенца. Укрывались солдатскими одеялами. Каждая палатка отапливалась стоявшей посредине печкой, сделанной из железной бочки. Угля в те годы на Мальдяке не было. Топливом служили так называемые хлысты — сухие стволы и ветки деревьев, которые заключенные приносили с сопок. Эти "дрова" они не рубили, а постепенно вдвигали в печку. Но печка не спасала от холода, так как морозы с сильным ветром, начинающиеся уже в октябре, достигали зимой сорока, пятидесяти, а иногда и шестидесяти градусов. Поэтому на зиму стены палаток заваливали снегом, чтобы таким образом создать хоть какую-то защиту от утечки тепла. Из одежды заключенным выдавали ватные штаны и рукавицы, бушлаты, шапки-ушанки и валенки, подшитые резиной, но в них в мороз очень мерзли ноги. Поэтому заключенные делали себе из старых ватников "чуни", подошва которых вырезалась из валенок. Они были более теплыми, но быстро изнашивались. Иногда на них сверху надевали веревочные лапти. Бани в лагере не было. В палатках висели рукомойники. Нательное белье не стиралось. Заключенных заедали вши.
"Политические" жили вместе с уголовниками, которые всячески над ними издевались: отнимали "пайку", отбирали у вновь прибывших личную одежду и часто били. Такова была жизнь в лагере. При этом необходимо учитывать и моральное состояние политзаключенных. Безвинно осужденные, оторванные от любимой работы, родных и близких, эти люди были обречены на жалкое существование рабов, вынужденных подчиняться приказам грубых полуграмотных охранников и матерых преступников, почти без всякой надежды на избавление. Но ведь человеку свойственно надеяться на лучшее даже в, казалось бы, самых безвыходных ситуациях. Надеялся и мой отец.
Я была потрясена деталью, рассказанной мне метрдотелем ресторана Центрального Дома литераторов во время поминок по бабушке Марии Николаевне в 1980 году. Оказалось, что отец этой женщины был соседом отца по нарам. Увидев его фотографию над некрологом в газете "Правда" в январе 1966 года, он сказал:
Да ведь это тот самый Серега Королев, который на Колыме поражал всех тем, что делал по утрам зарядку, и на наши скептические прогнозы отвечал, что еще надеется пригодиться своей стране.
Поселок Мальдяк
Поселок Мальдяк. Фото: Евгений Радченко
Между тем с наступлением холодов работать и жить в лагере стало еще тяжелее. Постоянное недоедание и полное отсутствие каких-либо витаминов делали свое дело. Люди болели и умирали. Состав бригад периодически менялся. Из пятисот заключенных лагеря Мальдяк до весны дожили 100 человек.
"Мысль о том, как вырваться на волю, не давала отцу покоя. Самым опасным было затеряться в огромной людской массе, заброшенной за тысячи километров от столицы. Единственный шанс — еще и еще раз напоминать о себе. И 15 октября 1939 года отец пишет заявление Верховному прокурору СССР с просьбой снять с него тяжелые несправедливые обвинения и дать ему возможность продолжать работать над ракетными самолетами для укрепления обороноспособности страны. Копию этого заявления отец вложил в письмо бабушке, однако твердой уверенности в том, что оно будет отправлено и дойдет до адресата, у отца не было. Поэтому на всякий случай, он оставил себе черновик и, как выяснилось в дальнейшем, — не напрасно. Потому что из лагеря заявления и письма заключенных отправлялись в УСВИТЛ, где проходили цензуру, а затем, как правило, до адресатов не доходили. Предусмотрительно оставленный черновик отцу удалось переслать домой в Москву через освобожденного уголовника в январе 1940 года и только тогда он попал в Верховную прокуратуру", — делится воспоминаниями дочь Сергея Королёва.
Поселок Мальдяк
Поселок Мальдяк. Фото: Евгений Радченко
В начале декабря 1938 года Сталин освободил Ежова от обязанностей наркома НКВД. Наркомом НКВД назначен Лаврентий Павлович Берия. Он, в отличие от своих предшественников, понимал, что любая пустячная ошибка, любое несоответствие пусть даже невысказанным желаниям Сталина будут стоить ему головы. Вождь хочет приостановить репрессии — пожалуйста. Он интересуется военной техникой, но специалисты или расстреляны, или сидят, — будут ему специалисты, тем более что уже есть опыт КБ "Внутренняя тюрьма" в Бутырках. Королёв и другие технари, отбывавшие сроки в лагерях, опять понадобились.
"В один из дней ноября 1939 года рано утром в палатку вошел конвоир, назвал отца, и, ничего не объясняя, приказал собираться. Отец рассказывал потом маме и бабушке, как это происходило, а они в свою очередь рассказали мне. В первый момент он подумал, что, очевидно, бригадир все-таки пожаловался начальству и его призывают к ответу. Не зная, что его ждет, он стал со всеми прощаться. Когда он подошел к лежавшему на нарах бригадиру, который в это время болел воспалением легких, тот велел отцу снять с себя старье и надеть его новый бушлат. Отец хотел отказаться, но урка сказал: "Возьми мой бушлат, а свой положи мне на ноги. Не надо лишних слов. Ты, инженер, хороший парень. Я тебя уважаю. Счастливо тебе". И пожал ему руку. После этого все решили, что коль бригадир так ведет себя, ничего плохого случиться не должно. Отец тоже воспрянул духом. Конвоир привел его к начальнику лагеря, который объявил ему о вызове в Москву. Отец вспоминал, что был потрясен этим известием. Его не забыли, его вызывают! Значит, появилась реальная возможность освобождения и возвращения к любимой работе и семье", — рассказала Наталия Королёва.
Поселок Мальдяк
Поселок Мальдяк. Фото: Евгений Радченко
Добирался Королёв в Магадан на машине в сопровождении конвоира. Сергей Павлович очень боялся опоздать на последний пароход. Как назло, машина сломалась. Королёв уговаривал конвоира пойти пешком. Тот отказался, но отпустил Сергея Павловича одного. Он всю ночь шел по заснеженной дороге. Голодный, больной, сил уже не оставалось, думал — не дойдет.
На пароход Королёв все-таки не успел. Писарь не подготовил вовремя документы. Судно "Индигирка" с 1064 зэками в трюмах ушло без Королёва, во время шторма в проливе Лаперуза сбилось с курса и село на камни. Все заключенные погибли — начальник конвоя запретил открывать люки трюма.
"Заключенные, запертые в трюме, стучали в стальные люки, умоляя выпустить их, но бросившихся, было, на помощь матросов остановил начальник конвоя. Прибудь отец в Магадан на две недели раньше, он наверняка оказался бы в трюме "Индигирки". 13 декабря три японских судна с трудом смогли подойти к потерпевшему катастрофу кораблю и сняли пассажиров и команду. Однако заключенные в трюмах остались, и оказать им помощь можно было, лишь разрезав автогеном борт. Это было сделано только 16 декабря. Вырезав отверстие в борту парохода, спасатели увидели страшную картину — сотни замерзших или задохнувшихся людей, некоторые из которых перед смертью так вцепились в пароходные бимсы и шпангоуты, что их нельзя было оторвать. Удалось спасти только 28 человек, из которых один умер. Всего же было спасено 428 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка, 741 пассажир и четыре члена экипажа погибли", — из воспоминаний дочери Сергея Королёва.
Поселок Мальдяк
Поселок Мальдяк. Фото: Евгений Радченко
23 декабря 1939 года на пароходе "Феликс Дзержинский" Сергей Королев был отправлен из бухты Нагаево во Владивосток. На приисках у него еще были силы держаться, теперь, когда спасение было совсем рядом, его стала одолевать цинга. Он потерял четырнадцать зубов, опух, едва двигался. Начальник пересылки в Хабаровске отпустил Сергея Павловича к докторше без конвоира — такой, если и захочет, не убежит. Врач обработала язвы на его теле, накормила, дала витамины и лекарства.
В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорен к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
В июле 1944 года Королева досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию Сталина.
Уже в конце своей недолгой жизни Королев как-то сказал, что хотел бы слетать на Колыму и посмотреть, как она изменилась за прошедшие годы, но осуществить это ему не удалось. Скончался Сергей Павлович 14 января 1966 года в Москве из-за сердечной недостаточности. Похоронен в Кремлевской стене.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Who is Mr. «Королов»: что при жизни Сергея Королева о нем знали на Западе



Сегодня — годовщина смерти Сергея Королева. До конца жизни выдающийся конструктор ракетной техники, открывший человечеству дорогу в космос, работал в условиях повышенной секретности. Тем не менее рассекреченные архивы ЦРУ говорят о том, что на Западе знали о роли Сергея Павловича в советской ракетной и космической программах. Хотя и далеко не все.
Как свадьба Терешковой рассекретила Королева
Рассекреченные документы ЦРУ, содержащие ранние упоминания о Королёве как об известном ученом и главном конструкторе, крайне редки: к середине 1950-х большая часть информации о советской ракетной программе была получена из опросов немецких специалистов, которые работали в СССР после войны и затем вернулись в Западную Германию.
Например, в одном из отчетов ЦРУ от 1953 года о советской программе создания управляемых ракет упоминаются Черток, Гайдуков, Победоносцев и другие советские конструкторы. Их имена только перечислены, поскольку о них американскому разведывательному сообществу известно было крайне мало. «Королов» был упомянут в отчете только как «ранее командировавшийся в Блейхероде».
В 1960 году ЦРУ уточнило список ключевых фигур, участвовавших в советских ракетных разработках. Среди них были Черток, Гонор, Коноплёв, Мишин, Победоносцев, Руднев, Рязанский, Тихонравов, Тюлин и Воскресенский. О Королёве говорилось: «По общему мнению, наиболее талантливым инженером-конструктором в НИИ-88 был некий полковник Сергей П. Королёв». Все эти сведения относились к концу 1940-х — началу 1950-х годов. Например, в отчёте за 1951 год указывалось, что Королёв занимал должность главного конструктора.
Несмотря на то, что высокопоставленные специалисты на Западе неплохо понимали технические аспекты советской космической программы, информация об управленческом аппарате была ограниченной. Например, в апреле 1961 года ЦРУ сообщило, что руководит советской космической программой «Межведомственная комиссия по межпланетным связям при Астрономическом совете АН СССР». Этот орган был представлен в советских СМИ в середине 1950-х как участник предстоящего Международного геофизического года (МГГ).
В США наиболее известными общественными деятелями, которые ассоциировались с советской космической программой, были академики Леонид Седов и Анатолий Благонравов: оба часто посещали зарубежные страны и упоминались западными СМИ как выдающиеся учёные и технические специалисты в области космонавтики. Но, как потом оказалось, они не имели прямого отношения ни к первому спутнику, ни к кораблю «Восток».
Впервые подробности о личности Королёва стали известны на Западе благодаря перебежчикам из СССР и американским журналистам, работающим в Москве. В сентябре 1961 года Григорий Токаев, бывший советский гражданин, представил доклад о советской космической программе в Британском межпланетном обществе. В 1945 году он был представителем советских ВВС на территории оккупированной Германии, а через три года, оказавшись в британской оккупационной зоне, бежал в Англию. Хотя Токаев не имел тесных контактов с советскими ракетчиками, он знал некоторые важные детали и стал первым человеком на Западе, который сделал верное предположение о личности Королёва.
Токаев подчеркнул, что Сергей Королёв был одним из ключевых разработчиков ракет, которые использовались для запуска первых искусственных спутников Земли и космических кораблей «Восток». Кроме Королёва, Токаев упомянул имя Валентина Глушко, хотя и не был уверен, какую тот играл роль в советской космической программе. Удивительно, но эти сведения почти не привлекли внимания, и прошло несколько лет, прежде чем стало доступно больше информации.
Последующие упоминания о Королёве и Глушко относятся к началу 1960-х. Корреспонденты западных СМИ, приглашённые на свадьбу космонавтов Андрияна Николаева и Валентины Терешковой в ноябре 1963 года, узнали, что среди гостей были два выдающихся человека — Сергей Королёв и Валентин Глушко.
Вскоре после этого Теодор Шабад, журналист New York Times, опубликовал статью, в которой последние были названы «двумя главными фигурами советской космической программы». Однако, из статьи можно было сделать вывод, что оба учёных играли одинаково важную роль.
Расследование библиотеки Конгресса
Примерно в то же время Отдел информации по авиации и космонавтике библиотеки Конгресса США по поручению американского правительства провел масштабное изучение русскоязычной литературы по ракетостроению, опубликованной в период с 1930 по 1964 год, и сделал вывод, что главным конструктором советских ракетно-космических систем является Сергей Королёв.
Весьма интересна логика, лежащая в основе этого заключения. В 1962 году в СССР вышла книга под названием «Наши космические пути», которая содержала рассказы и документы о раннем периоде изучения космоса. В одной из статей, озаглавленной «Всё ли мы знаем о Циолковском?», автор Михаил Арлазоров, биограф Константина Эдуардовича, упоминал, что Циолковский был приглашён на Всесоюзную конференцию по исследованию стратосферы в 1935 году, но не смог на ней присутствовать. По словам Арлазорова, среди выступавших с докладами был человек, который впоследствии стал главным конструктором корабля «Восток».
Кроме того, Арлазоров процитировал письмо, отправленное из Группы изучения реактивного движения (ГИРД) Циолковскому: «У нас работает много квалифицированных инженеров, но лучшим из лучших является...», после чего следовала фамилия Королева.
Будущий главный конструктор отправил в Калугу Циолковскому свою книгу, но не указал обратного адреса. «Не знаю, как поблагодарить его за любезность, — писал Циолковский, — если возможно, передайте ему мою благодарность или сообщите его адрес. Книжка разумная, содержательная и полезная».
На основе этой информации американские исследователи заключили:
- главный конструктор был лучшим инженером ГИРД;
- он читал доклад на Всесоюзной конференции 1935 года;
- он отправил книгу Циолковскому в Калугу.
Последний факт особенно важен. В 1934-1935 годах советскими авторами были изданы только две монографии по данному вопросу: «Ракетная техника» Михаила Тихонравова и «Ракетный полет в стратосфере» Сергея Королёва. Циолковский не знал автора книги и его адрес, но американские исследователи понимали, что Циолковский с ним встречался, и предположили, что главным конструктором был Сергей Королёв, подтвердив свое предположение другими источниками, включая книгу Арлазорова.
Исследование, проведённое Библиотекой Конгресса, позволило установить личность Королёва. В ноябре 1965 года в New York Times снова упомянули Королёва и Глушко как ведущих конструкторов (неизвестно, дошла ли до последних эта публикация). За восемь дней до смерти Королёва Fortune, один из самых влиятельных американских журналов, опубликовал статью, в которой Королёв был назван загадочным советским конструктором ракетно-космических систем.
Посмертная слава
Торжественные похороны Королёва широко освещались в американских СМИ, однако ключевая информация была скудной. В воскресном номере New York Times о его смерти было сказано только на 82-й странице без упоминания о том, что Королёв был ведущим советским ученым в области космонавтики. Интересно было наблюдать за реакцией руководства NASA. Джеймс Уэбб, глава агентства, обсуждал возможность отправки соболезнования в Москву академику Благонравову, но после разговора с высокопоставленными должностными лицами решил этого не делать, так как не знал, какими были отношения Королёва и Благонравова.
Впрочем, вскоре стало очевидно величие главного конструктора. New York Times отмечала: «Смерть рассекретила роль и личность академика Сергея Королёва, обеспечившего научно-техническое превосходство советской космической программы. Ракеты Королёва могли отправить человека на орбиту и сфотографировать обратную сторону Луны, но не могли прорвать цепи секретности, которые лишили его мировых оваций при жизни».
Но к тому времени западная информация о Королёве ограничивалась довоенным периодом и некрологом, а также упоминаниями послевоенных наград и почестей. В 1968 году некоторые СМИ продолжали называть «отцом Спутника» академика Седова.
В конце 1960-х — начале 1970-х в США был опубликован ряд книг по истории советской космонавтики. Их авторы систематизировали хронологию жизни Королёва, но информация была основана на слухах. Сенсацией стал «Советский космический блеф» Леонида Владимирова (настоящая фамилия Финкельштейн), бывшего советского журналиста, бежавшего в Великобританию в 1966 году. Книга, вышедшая в 1973 году во Франкфурте-на-Майне, полна неточностей, сплетен и предположений. Однако она оказала большое влияние на англоязычный мир, вдохновляя на углубленное изучение данного вопроса. Пытаясь понять, где Королёв находился в 1938-1944 годах, западные историки использовали книги Роя Медведева, Леонида Кербера, Александра Солженицына и слухи.
Важным результатом стала статья Джеймса Оберга «Королёв, Хрущёв и Спутник», опубликованная в британском журнале Spaceflight в 1978 году, содержащая первое детальное описание послевоенной деятельности главного конструктора, в частности, разработку ракеты Р-7. В этой работе есть некоторые противоречия. Например, Оберг предположил, что Королёв был повторно арестован в конце 1940-х. Кроме того, автор подробно описал катастрофу Р-16 в 1960 году, но утверждал, что она произошла во время запуска автоматической межпланетной станции к Марсу.
Оберг считал, что Королёв был вынужден выполнять космические миссии против своей воли из-за политических прихотей Хрущёва. Эти наблюдения автор развил в книге «Красная звезда на орбите», опубликованной в 1981 году, где утверждал, что «безвременный уход из жизни Королёва, вероятно, стал единственным значимым обстоятельством, которое не позволило советскому космонавту отправиться на Луну».
От мифов к реальности
Более полное представление о жизни главного конструктора зарубежные исследователи получили благодаря переводам его биографий, написанных на русском языке: книги Ярослава Голованова и Александра Романова, опубликованные в СССР, были переведены на английский язык также, как некоторые другие работы о Королёве, включая биографию, написанную Петром Асташенковым.
В этих книгах основное внимание уделяется ранним годам Королёва в ГИРД и РНИИ, а также его личности и стилю работы. Из-за языковых различий, собрание документов «Творческое наследие академика Сергея Павловича Королёва» на Западе не издавалось. Западные исследователи, знакомые с основными событиями жизни Королёва, не понимали его практического наследия. Большинство из них придерживались мифов о значимости немецких ракетных технологий или об ограниченных возможностях советской космической программы.
В период Перестройки и после неё на Западе произошло значительное изменение восприятия личности Королёва. В 1997 году была опубликована книга Джеймса Харфорда «Королёв: как один человек вдохновил Советский Союз на то, чтобы опередить Америку и первыми высадиться на Луну». В начале 1990-х годов автор провёл сотни интервью с ведущими специалистами советской ракетно-космической промышленности, представив в книге уникальные истории и мнения о жизни Королёва, некоторые из которых до сих пор не были опубликованы даже в России.
По Харфорду Королёв был уникальной личностью, которая могла бы достичь ещё больших высот, если бы не была ограничена социалистической системой, которая сдерживала творческий потенциал. В финале своего произведения Харфорд выражает надежду на то, что молодые поколения россиян, объединив усилия с остальным миром, смогут осуществить мечту Королёва о возвращении на Луну и исследовании космического пространства.
В 1995 году NASA поддержало проект по созданию книги, посвящённой истории советской космической программы. Автором выступил американский историк Асиф Сиддики. Его книга «Вызов "Аполлону": Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 годы», изданная в 2000 году, представляет собой более глубокий взгляд на организацию и технологию советской космонавтики. Автор не стремился создать историю о героях и злодеях, а хотел показать, что советская космическая программа была результатом взаимодействия политических решений, личностей и технологий. Это история, которую нельзя упростить, как это пытались сделать на Западе в прошлом.
Материал подготовлен на основе доклада, прочитанного Асифом Сиддики на XXXI Королёвских чтениях.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьridus.ru

Станет ли МКС космическим гробом
Агеев Валерий


Не секрет, что Россия собирается уйти с Международной космической станции (МКС) уже в 2028 году, в то время как Соединённые Штаты планируют пользоваться ей на пару лет дольше.
Поэтому вопросы эксплуатации станции после этого срока, ответственности за её свод с орбиты и затопление в океане лягут на плечи NASA и его ближайших партнёров. Но реального проекта того, как это сделать, пока нет. В ближайшее время он не появится, хотя кое-какие предложения с обеих сторон уже есть.
Спойлер
МКС: утопить или перевести на «орбиту захоронения»?
Существует минимум три варианта того, что дальше делать с МКС. Первый заключается в том, что после завершения её эксплуатации вместо затопления в Мировом океане нужно поднять станцию на орбиту высотой 800 километров, тем самым сохранив её для потомков. К этому призывают на страницах издания SpaceNews бывший гендиректор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден и экс-глава NASA Майкл Гриффин.
МКСМКС. © wikipedia.org
По их словам, 450-тонная конструкция, в настоящее время находящаяся на околоземной орбите высотой 400 километров, является крупнейшим проектом человечества в космонавтике, созданным при участии США, Европы, Японии, Канады и России. По их мнению, на развёртывание станции ушло 20 лет и 100 миллиардов долларов. При этом основные цели МКС, которая завершит работу после 2030 года, уже достигнуты.
Цитировать«Предлагаем сохранить МКС, поместив её на более высокую орбиту, чтобы будущие поколения могли решить, как лучше всего использовать 450 тонн оборудования, уже находящегося в космосе. Считаем, что МКС предоставит самые дешёвые сотни тонн космических ресурсов, к которым когда-либо будет иметь доступ человечество»,
По их оценке, затрачиваемые на сведение станции с орбиты и её затопление усилия примерно равноценны средствам, необходимым для её перемещения на более высокую орбиту.
Прогноз учёных вполне реален. Дело в том, что работающие на более высоких орбитах космические аппараты (например, на геостационарной, в 35 786 километрах от Земли) не возвращаются на планету. У них просто не хватит топлива для данного манёвра. Поэтому они не затапливаются в водах Мирового океана, а переводятся на так называемую «орбиту захоронения» — на несколько десятков километров выше их обычной орбиты.
По этому принципу отправлены на высоту от 750 до 1000 километров советские военные спутники с ядерным реактором, работавшие по программе «Легенда» с 1970 до 1988 года. Они занимались морской космической разведкой и целеуказанием, а потому располагались на высоте всего 270 километров. После окончания срока службы они переведены на 500 километров выше, поскольку возвращать их на Землю опасно из-за возможности разрушения реакторов в атмосфере планеты.
Несколько десятков аппаратов находится на этих высотах и сейчас. Изначально предполагалось, что срок нахождения на «орбите захоронения» будет составлять около 250 лет. Но впоследствии более точный подсчёт показал, что такой срок гораздо выше — около двух тысяч лет. Поэтому использование подобных кладбищ техники представляется наиболее универсальным способом избавления от выработавших ресурс космических аппаратов.
Россия: МКС безопасно утопит старый добрый «Прогресс»
Второй вариант предлагает Россия. Она планирует применить при своде МКС с орбиты «Прогресс» — советский и российский транспортный беспилотный грузовой космический корабль, выводимый на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Он используется до сих пор для доставки различных грузов (топлива, аппаратуры, кислорода, воды, продовольствия, одежды) на МКС и корректировки её орбиты.
«Прогресс М1-4» перед стыковкой с МКС.«Прогресс М1-4» перед стыковкой с МКС. © wikipedia.org
При этом крупная космическая российская станция «Мир» в 2001 году безопасно сведена с орбиты всего одним «Прогрессом». Да, МКС крупнее «Мира», но её можно расстыковать и затопить парой из кораблей «Прогресс» и обычного Dragon по частям. Для этого вовсе не потребуется привлекать какие-то новые, специально и глубоко модифицированные корабли американских компаний.
Как это будет выглядеть? Пристыкованные к МКС российские корабли «Прогресс» и американские Dragon начнут вводить станцию в атмосферу. Для торможения будут использоваться все солнечные батареи станции, которые будут развёрнуты как гигантский парус. Это позволит увеличить трение об атмосферу. При достижении высоты 333 километра персоналу придётся покинуть станцию. На высоте 279 километров находится точка невозврата, после прохождения которой станцию невозможно будет вернуть на орбиту с помощью доставляемого с Земли топлива. Затем на высоте 110 километров отгорят все солнечные батареи и радиаторы. На высоте 105 километров с большой долей вероятности МКС распадётся на модули с их последующим разрушением 30 километрами ниже. Обломки объекта упадут в несудоходной части Тихого океана на площади диаметром около 6000 километров.
Пара давно отработанных и серийных «Прогрессов» или пара Dragon стоит намного меньше, чем 843 миллиона долларов. При этом экипаж МКС вернётся на землю живым и здоровым.
Очевидно, истинные причины отказа американцев от использования «Прогрессов» заключаются в том, что NASA по политическим причинам не хочет обращаться за помощью к «Роскосмосу». Гарантий продолжения сотрудничества в космосе после 2028 года между Россией и США пока не существует.
США: МКС падает, однако астронавты на её борту продолжают работать
Третий, самый опасный вариант, предлагается в США. Как известно, для операции по сведению с орбиты и затоплению в Тихом океане Международной космической станции NASA выбрало компанию SpaceX. Сводить станцию с орбиты будет модернизированный грузовой корабль SpaceX Dragon. Процесс займёт несколько лет, но корабль будет задействован лишь на финальной стадии.
Модернизированный для свода с орбиты МКС корабль SpaceX Dragon будет нести в шесть раз больше топлива и в три-четыре раза больший запас энергии, чем в обычных «Драконах». У модернизированного корабля будет 46 ракетных двигателей Draco вместо 16 единиц, установленных в стандартной конфигурации корабля.
За реализацию проекта компания SpaceX получит 843 миллиона долларов, не считая оплаты подготовки и осуществления запуска буксира.
Правда, новый грузовой корабль будет значительно тяжелее обычных. Поэтому не получится вывести его в космос на ракете Falcon 9, как в случае с кораблями SpaceX. Возможно, придётся использовать более дорогой носитель Falcon Heavy или Starship.
Кладбище космических кораблей
Если будет принят американский вариант свода МКС с орбиты, то модернизированный Dragon в течение четырёх дней выполнит серию пусков двигателей, чтобы вывести станцию на точную траекторию схода с орбиты, а затем проведёт финальный спуск. Части станции, которые не сгорят в атмосфере Земли, упадут в определённую необитаемую часть Тихого океана — на так называемое кладбище космических кораблей.
Интересно отметить, что в Южной части Тихого океана есть Точка Немо — наиболее удалённое от всех материков место. Оно названо в честь капитана Немо — героя романов Жюля Верна, решившего уплыть на подводной лодке «Наутилус» как можно дальше от всего человечества. По сути, это океанский полюс недоступности. Ближайший к Точке Немо атолл находится в 2688 километрах, а обитаемые острова располагаются ещё дальше. Остров Пасхи является самым близким из них.
Приблизительное расположение Точки Немо.Приблизительное расположение Точки Немо. © wikipedia.org
Здесь же, в стороне от любых транспортных маршрутов, ещё с 1970-х годов располагается кладбище космических кораблей. Глубина океана в этих местах составляет около 4 километров, поэтому все остатки отработавших ресурс спутников и орбитальных станций оказываются надёжно спрятанными под толщей воды. Из-за течений и отсутствия прибрежных вод этот район практически безжизнен. По оценкам учёных, экологии наносится минимальный вред.
В связи с этим все космические державы, если позволяет орбита аппарата, стремятся свести космическую машину так, чтобы она закончила свою деятельность в водах космического кладбища. Здесь же завершают срок своего существования и российские грузовые космические корабли «Прогресс», привозящие на Международную космическую станцию продукты, топливо, воду и другие ресурсы.
При этом в этих водах закончила свой небесный путь станция «Мир» в 2001 году. Здесь же будет захоронена МКС. Правда, до сих пор точно неизвестно, сколько осколков от неё останется и куда именно на кладбище они упадут.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Однако особое беспокойство американской стороны вызывают не похороны станции, а спасение экипажа МКС в случае какого-то ЧП на станции. Одновременно в космосе может оказаться больше астронавтов, чем способен вместить американский Crew Dragon, а корабль Starliner ранее показал слабые стороны в ходе полёта в космос, в результате чего американский экипаж не смог вернуться на нём на Землю и находится на орбите до сих пор. Поэтому астронавты США при сведении МКС по этому проекту станут потенциальными заложниками операции и могут погибнуть.
[свернуть]

Станция при сходе с орбиты будет гореть, разваливаться на куски и испаряться. По данным NASA, 16% МКС упадёт на Землю. Общий вес обломков составит от 24 до 83 тонн. Всё это время на МКС будет оставаться экипаж астронавтов, обеспечивающий работу станции. Его задача — обеспечивать и гореть! В случае чего в эфире долго будет звучать сигнал о помощи Mayday, на который никто уже не ответит...



А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 16.01.2025 14:52:11
Цитата: telekast от 16.01.2025 14:32:51200 км/ч. Метеорит, ога  ;D
А хто?  ???
Хто угодно. Хоть отлетевшая гайка с колеса лихача. Ещё раз читай: 200 километров В ЧАС.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: telekast от 16.01.2025 15:04:29
Цитата: Старый от 16.01.2025 14:52:11
Цитата: telekast от 16.01.2025 14:32:51200 км/ч. Метеорит, ога  ;D
А хто?  ???
Хто угодно. Хоть отлетевшая гайка с колеса лихача. Ещё раз читай: 200 километров В ЧАС.
Гайка рассыпалась на что-то минеральное. 
А какая должна быть по твоему скорость? В секунду? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

#533
Цитата: Старый от 16.01.2025 17:07:35
Цитата: telekast от 16.01.2025 15:04:29
Цитата: Старый от 16.01.2025 14:52:11
Цитата: telekast от 16.01.2025 14:32:51200 км/ч. Метеорит, ога  ;D
А хто?  ???
Хто угодно. Хоть отлетевшая гайка с колеса лихача. Ещё раз читай: 200 километров В ЧАС.
Гайка рассыпалась на что-то минеральное.
А какая должна быть по твоему скорость? В секунду?
Чтото минеральное это кирпичная кладка в которую гайка впилась. Метеоритная траектория загибается из-за торможения и потери массы до почти вертикальной в случае конечных скоростей порядка сотен метров в сек. Чего на видео не наблюдается.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49Чтото минеральное это кирпичная кладка в которую гайка впилась.
А почему эта кладка на земле? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49в случае конечных крепостей порядка сотен метров в сек. Чего на видео не наблюдается.
Крепость измеряется в градусах.  :P
Метеориты небольшого размера тормозятся до обычной скорости свободного падения в атмосфере. Для каменных ещё меньше чем для железных. Что мы и видим. 200 км/ч это ещё много. 
 При падении они лежат на поверхности как обычные камни не погружаясь в грунт. Этот ещё сильно трахнулся. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 16.01.2025 18:45:45
Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49Чтото минеральное это кирпичная кладка в которую гайка впилась.
А почему эта кладка на земле?
Вопросы к строителям.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Старый

Цитата: telekast от 16.01.2025 18:56:52
Цитата: Старый от 16.01.2025 18:45:45
Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49Чтото минеральное это кирпичная кладка в которую гайка впилась.
А почему эта кладка на земле?
Вопросы к строителям.
Нет, вопросы к тебе. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 16.01.2025 18:48:22
Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49в случае конечных крепостей порядка сотен метров в сек. Чего на видео не наблюдается.
Крепость измеряется в градусах.  :P
Метеориты небольшого размера тормозятся до обычной скорости свободного падения в атмосфере. Для каменных ещё меньше чем для железных. Что мы и видим. 200 км/ч это ещё много.
 При падении они лежат на поверхности как обычные камни не погружаясь в грунт. Этот ещё сильно трахнулся.
Но падают при этом вертикально практически. Чего в видео не наблюдалось.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

telekast

Цитата: Старый от 16.01.2025 18:57:28
Цитата: telekast от 16.01.2025 18:56:52
Цитата: Старый от 16.01.2025 18:45:45
Цитата: telekast от 16.01.2025 18:44:49Чтото минеральное это кирпичная кладка в которую гайка впилась.
А почему эта кладка на земле?
Вопросы к строителям.
Нет, вопросы к тебе.
С чего? Кирпичная стенка невысокая, может декоративная или ещё для чего(спроси строителей). И ей в бочину что-то влетает, что не видно. Виден лишь результат, облако пыли.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)