Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


pnp.ru

Доступ к информации в архивах Росатома и Роскосмоса ограничат
Элеонора Рылова


Несекретную архивную информацию, которая может создать потенциальную угрозу интересам страны, отнесут к служебной информации ограниченного распространения. Такое постановление Правительства вступает в силу 17 октября. Оно касается Архивного фонда РФ, а также архивов Роскосмоса и Росатома. Эксперты «Парламентской газеты» считают, что во избежание широты трактовок появятся дополнительные критерии того, обнародование каких сведений может нанести ущерб стране.
Из открытых фондов — в закрытые
Правительство внесло изменения в положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения. Теперь к такой относятся несекретные архивные материалы, «распространение которых может создать потенциальную угрозу интересам Российской Федерации», говорится в документе. Постановление принято 9 октября 2024 года и вступает в силу 17 октября.
Засекретить информацию полагается государственным и муниципальным архивам, архивам федеральных госорганов, а также архивам Роскосмоса и Росатома.

Завкафедрой Историко-архивного института РГГУ Александр Безбородов сказал «Парламентской газете», что раньше подобные документы не грифовались и были в свободном доступе для исследователей и научных работников. Но в последнее время, по его словам, настроенные недоброжелательно к нашей стране люди, получив в архивах сведения, проводят неуместные исторические аналогии: «Берут исторический источник, накручивают-нанизывают и делают выводы, которые не являются ни глубокими, ни профессиональными, но они наносят сильный ущерб и могут влиять на непосвященных граждан».
Нововведение, по мнению эксперта, должно ограничить доступ таких исследователей к документам для служебного пользования. Хотя, по его словам, серьезные исследователи архивистам известны, а авантюристов стараются туда не пускать.
Постановление кабмина не регламентирует, распространение каких материалов может угрожать безопасности страны. Александр Безбородов предположил, что скоро архивы получат дополнительные инструкции: «Я думаю, что для этого будут предприняты усилия не только Росархива и системы федеральных архивов, но и системы муниципальных архивов. Направят дополнительные материалы, где эта чувствительность, затрагивающая интересы страны, будет определена критериально. Например, выпуск определенной продукции, запасы природных ископаемых, места перспективной добычи и так далее».
С ним солидарна завкафедрой архивоведения, и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Елена Бурова: «Должен быть разработан и утвержден перечень сведений, которые могут быть отнесены к такой категории. А иначе каждый будет трактовать по своему усмотрению». Она напомнила, что после принятия закона о гостайне был подписан указ президента о перечне сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.
Гриф — это не навсегда
Гриф ДСП на документе не означает, что историки не смогут его получить. Это возможно, если вуз или научное учреждение оформят соответствующее направление, указав тему исследования. В свою очередь, и архив может запросить информацию о заявителе, действительно ли он специализируется на определенной тематике, какие у него есть научные работы.

Время от времени документы могут рассекречивать. Как пояснил эксперт, этим занимаются межведомственные комиссии, которые решают, можно ли снять ограничения на выдачу или нет: «Все зависит от того, насколько этот материал чувствителен для современной России. Сроки устанавливаются по специальным номенклатурам хранения документов внутри архивов. Это разные сроки в зависимости от документов. Есть и такие, которые не рассекречивают длительное время».
Своим коллегам Александр Безбородов посоветовал тщательнее отбирать материалы для публикаций, чтобы они не нарушали интересы и национальную безопасность России. «Сейчас такое время, что без этого дополнительного внимания обойтись очень сложно. Тем более что сейчас это будет регулироваться государственными установлениями», — заключил историк.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

Цитата: АниКей от 17.10.2024 04:16:39Гриф — это не навсегда
а только до тех пор, пока вырастет поколение людей, совсем про космос ничего не знающее.
А там уже грифуй-не грифуй, все равно получишь...
Да, собственно, уже сегодня представление российского общества о космонавтике формируется не архивами, а примитивными статьями Интернета.
im

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Проекты
«Клипер» для океана Европы: подробности проекта по поиску внеземной жизни
18 октября 2024 года, 13:58
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Трудно назвать еще хотя бы один межпланетный полет последнего десятилетия, начало которого ожидали бы с таким интересом, как запуск автоматической межпланетной станции Europe Clipper. Ее путешествие должно стать одним из самых захватывающих событий в истории исследований планет Солнечной системы. Цель - подтвердить или опровергнуть возможность существования жизни в подледном океане одного из спутников Юпитера.
Спойлер

Курс - на Марс
В начале этой недели ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX взлетела со стартового комплекса LC-39A Космического центра имени Кеннеди во Флориде, и первоначально вышла на промежуточную околоземную орбиту высотой 165 на 185 км и наклонением 32 градуса. Повторное включение верхней ступени вывело на траекторию отлета с Земли зонд Europe Clipper, созданный NASA, сформировав гелиоцентрическую орбиту 1 × 2,7 астрономические единицы.
Аппарат взял курс на Марс, чтобы выполнить гравитационный маневр в поле тяготения Красной планеты в феврале 2025 года. Если все пойдет хорошо, Europe Clipper окажется в окрестностях Юпитера в апреле 2030-го. Цель проекта Europe Clipper — изучение характеристик внутреннего океана спутника газового гиганта Европы, самого, пожалуй, перспективного места для существования внеземной жизни в Солнечной системе.
Поскольку достижение целей полета требует больших энергетических затрат, еще недавно предполагалось, что аппарат отправит в космос сверхтяжелая ракета SLS Block 1, разработанная по лунному проекту Artemis. Но из-за экономических соображений и неготовности этого носителя запуск провели с помощью Falcon Heavy, причем все блоки ракеты использовали запас топлива только для разгона полезного груза, выполнялись в одноразовом варианте (два боковых ускорителя B1064 и B1065 (шестой полет каждого) и новая центральная ступень B1090) и не совершали посадку. Это был второй пуск Falcon Heavy в 2024 году и 11-й по счету в истории носителя, а также 96-й орбитальный запуск для средств выведения семейства Falcon в этом году.

Межпланетный зонд стартовал буквально на следующий день после проведения пятого испытательного полета системы Super Heavy/Starship компании SpaceX. Публичный шум, поднятый давно ожидаемым «представлением» от Илона Маска, заглушил восторги ученых по поводу гораздо более значительного межпланетного проекта Europe Clipper. К тому же старт, состоявшийся в пределах баллистического окна (с 10 по 31 октября), пришлось отложить на четыре дня из-за урагана Милтон.
Почти полсотни подлетов к Европе
Межпланетная станция Europe Clipper должна определить точные параметры океана Европы, закрытого ледяной корой толщиной в многие километры, которая сковывает поверхность самого маленького галилеева спутника Юпитера (по диаметру Европа меньше Луны — 3122 против 3475 км).
Несмотря на относительно малые размеры небесного тела, его океан содержит в два раза больше воды (как жидкой, так и в виде льда), чем все водоемы Земли вместе взятые. Ученые хотят выяснить, могут ли там сложиться условия для жизни.
Главные трудности на пути познания — ледяная кора точно неизвестной толщины (расчетные модели дают значения от 10 до 40 км) и радиация. Хотя эта луна Юпитера не получает смертельных доз, достающихся, например, Ио (самый внутренний и второй по величине галилеев спутник, вращающийся внутри радиационных поясов газового гиганта), создание зонда, который будет проводить много времени в адских условиях — технологически сложная задача. По этой причине Europe Clipper не станет выходить на орбиту вокруг Европы, а только выполнит 49 близких облетов этого тела, наворачивая эллипсы вокруг Юпитера.
Тяжелая межпланетная станция
Europa Clipper — флагманский (то есть из самых дорогих) проект NASA. Стоимость проекта оценивается в $5,2 млрд. Созданный Лабораторией реактивного движения, этот зонд массой 6 тонн (из которых 2,75 т приходится на топливо бортовой двигательной установки) тяжелее Cassini, исследовавшего Сатурн и примерно соответствует другому летящему к Юпитеру зонду JUICE. Однако последний несет больше топлива (3,65 т), поскольку будет выполнять маневры для выхода на орбиту Ганимеда, в то время как Europa Clipper станет обращаться только вокруг Юпитера и совершать близкие облеты Европы.
Размеры "Клипера" перед запуском составляют 3,0 х 4,7 х 3,0 м, а размах «крыльев» солнечных батарей после развертывания — 30,5 м. Конструкция разделена на центральный цилиндр (длиной 3 м и диаметром 1,5 м) с топливными баками внутри, и водруженный над ним короб из алюминиево-цинкового сплава — там расположена большая часть бортовой радиоэлектроники.
Толстые (9,2 мм) металлические стенки короба защищают приборы и системы от радиации. Антенна для связи с Землей с высоким коэффициентом усиления HGA диаметром 3 м работает в X-диапазоне и Ka-диапазоне. Двигательная установка включает баки окислителя (четырехокись азота) и горючего (монометилгидразин), вытесняемые сжатым гелием, и 24 двигателя с тягой по 22 Н (2.25 кгс) каждый, сгруппированных в связки по четыре и расположенных на концах «мачт-рычагов» снаружи зонда.
Прямоугольные панели солнечных батарей огромны, длиной 14,2 м и шириной 4,1 м каждая, поскольку они должны генерировать достаточно электроэнергии для работы аппарата у Юпитера, где он будет получать всего 4% света, достигающего Земли. Europa Clipper станет третьим зондом с солнечными батареями, вышедшим на орбиту Юпитера после Juno и JUICE (и всего четвертым после Galileo). Панели изготовлены в Европе компанией Airbus Defence and Space, которая делала характерные крестообразные батареи для JUICE. В свою очередь, мачта магнитометра имеет длину 8,55 м, а две пары радиолокационных антенн, торчащих перпендикулярно солнечным батареям, имеют длину 17,6 м.
В поисках органики
Europa Clipper будет исследовать "европейский" океан с помощью девяти передовых научных приборов.
Основную задачу решает радар REASON (Radar for Europa Assessment and Sounding: Ocean to Nearsurface), который будет измерять толщину ледяной коры. Один из ключевых вопросов, на которые должно дать ответ исследование — свойства этой коры (она твердая или нет, есть ли в ней каверны, заполненные жидкостью).
Для этого у REASON есть две пары высокочастотных монопольных антенн по 8 м каждая (работают на частоте 9 МГц), и четыре петлевых, по 3 м каждая (на частоте 60 МГц), расположенные под панелями солнечных батарей. Первые антенны дадут подробные данные о строении ледяной коры планеты и океана на глубине до 35 км (напомним: толщина ледяного покрова оценивается от 3 до 40 км, отсюда и эта цифра), а вторые обеспечат высокое разрешение на глубине до 10 км.
Состав поверхности спутника изучит инфракрасный картирующий спектрометр MISE (Mapping Imaging Spectrometer for Europa), уделяя особое внимание веществам и минералам, отложившимся в районах, где на поверхность недавно поднялся глубинный лед. Это может дать ключ к разгадке состава океана (при условии существовании его связи с поверхностью). MISE работает в диапазоне от 0,8 до 4,8 мкм и имеет поле зрения 4,3 градуса.
Карту поверхности с нанесенными на нее «горячими» точками (самые активные в геологическом смысле области) составит инфракрасная камера E-THEMIS (Europa Thermal Emission Imaging System), также представляющая дополнительную информацию о составе вещества. E-THEMIS будет работать в трех диапазонах (от 7 до 14 мкм, от 14 до 28 мкм, и от 28 до 50 мкм) с разрешением не менее 25 км на пиксель изображения.
1 / 11



















Камера видимого диапазона EIS (Europa Imaging System) получит самые подробные изображения Европы, превосходя картинки, переданные зондами Voyager-1 и Voyager-2, Galileo и Juno. EIS составит карту 80% поверхности луны с разрешением 100 м и 5% — с разрешением 25 м (или выше). Окончательное разрешение будет зависеть от конкретной высоты каждого пролета. EIS включает две камеры: одну с широким полем зрения (WAC), и другую — с узким, для съемки с высоким разрешением (NAC). Оптика последней представлена телескопом Ричи-Кретьена (диаметр апертуры 15.2 см, фокусное расстояние 1 м, поле зрения 1,2 х 2,3 градуса), которые может перемещаться по одной оси на угол до 30°, рассматривая интересующие области. Камера WAC имеет апертуру 8 мм, фокусное расстояние 4,6 см и поле зрения 24 х 48 градуса. Обе камеры оснащены CMOS-детекторами с разрешением 2048 x 4096 пикселей и позволяют получать цветные изображения 25% поверхности в спектральном диапазоне от 350 до 1050 нм.
Станция попытается найти неуловимые гейзеры Европы с помощью ультрафиолетового спектрографа Europa-UVS (Europa Ultraviolet Spectrograph), способного обнаруживать струи льда, жидкости и пара.
Прибор будет работать в диапазоне от 55 до 206 нм. Если зонд обнаружит гейзер и пересечет его, прибор SUDA (SUrface Dust Analyser) поможет проанализировать частицы пыли и установить их состав и характеристики. SUDA будет измерять частицы размером от 100 до 1000 нм, которые сталкиваются с космическим аппаратом на скорости от 3,5 до 7,5 км/с.
Усовершенствованный спектрометр MASPEX (Mass Spectrometer for Planetary Exploration/Europa) подробно проанализирует неорганические и органические вещества, присутствующие в гейзерах или — если их невозможно будет уловить — в разреженной атмосфере Европы и на поверхности льда. Напрямую жизнь MASPEX обнаружить не сможет, но найдет ключ к определению того, пригоден ли для нее океан Европы.
Магнитометр ECM (Europa Clipper Magnetometer) и плазменный зонд PIMS (Plasma Instrument for Magnetic Sounding) будут определять, как меняется магнитосфера Юпитера вблизи Европы под воздействием внутреннего океана, благодаря чему можно будет узнать больше об объеме жидкости, pH и солености огромного подледного водоема. Наконец, гравитационный прибор, использующий радиосигналы, будет служить для установления ограничений на модели внутренней структуры естественного спутника, особенно те, которые связаны с глубиной океана.
Отработавший свое "Клипер" разобьют о Ганимед
Europa Clipper достигнет Юпитера не по «прямой» траектории — даже у одноразового варианта Falcon Heavy нет для этого достаточной мощности (SLS, от которой отказались, могла закинуть зонд прямо к Юпитеру) — но позволит не использовать для гравитационного маневра пролет рядом с Венерой. В последнем случае зонд пришлось бы модифицировать, защищая не только от радиации, но и от перегрева.
Пертурбационные маневры, выполняемые при пролете вблизи Марса (предположительно 28 февраля 2025 года) и вблизи Земли (2 декабря 2026 года) позволят достичь цели (11 апреля 2030 года), хотя в какой-то момент зонд даже улетит дальше орбиты планеты-гиганта. После импульса торможения автоматическая станция сможет изучать Европу и остальную систему Юпитера до завершения основной части экспедиции в 2034 году. Если к этому времени зонд еще будет работать, задачи проекта смогут расширить.
Первый облет Европы (E1) запланирован на 7 марта 2031 года. 49 пролетов будут проходить на высотах от 25 до 100 км от ледяного покрова спутника. В конце миссии планируется похоронить зонд, разбив его... о Ганимед, чтобы избежать загрязнения поверхности Европы, перспективной для поисков внеземной жизни.
Послание «европейцам»
Europa Clipper несет танталовую табличку с посланием от землян. Пластина, являющаяся частью защитной конструкции, экранирующей авионику, имеет треугольную форму (18 х 28 см) и содержит на одной стороне слово «вода» на 103 языках. Это не текст и не аудиозапись, а рисунок формы звуковой волны при произнесении слова на каждом языке (в центре — «вода» согласно американскому языку жестов).
На другой стороне таблички — формула Дрейка для расчета числа внеземных цивилизаций в Галактике, с которыми человечество имеет шанс вступить в контакт, портрет ученого-планетолога Рона Грили, рукописная копия стихотворения «Похвала тайне: поэма для Европы» американской поэтессы Ады Лимон, а также микрочип с записью 2,6 миллионов имен, представленных в рамках общественной инициативы NASA «Послание в бутылке».
Кстати, после прочтения романа Лю Цысиня «Задача трех тел» начинаешь сильно сомневаться как в общественной значимости, так и в безопасности таких посланий для Земли...
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьНа орбите
Бомбардировщик, шпион или истребитель: для чего предназначен X-37B
23 октября 2024 года, 14:34
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
По всей видимости, седьмой полет (OTV-7) загадочного космоплана X-37B Космических сил США близится к завершению. В октябре Космические силы США объявили о проведении космопланом серии маневров, известных как «аэробрейкинг». Это означает вход в атмосферу, что, по мнению некоторых наблюдателей, нужно не только для изменения орбиты аппарата, но и для отработки его боевого применения. Кроме того, в бюллетене Космических сил США сообщалось, что на необычно высокой околоземной орбите X-37B проводил эксперименты по изучению радиационного воздействия и тестированию технологии «космической ситуационной осведомленности» — то есть аппарат ведет пристальное наблюдение за окружающим пространством.
Спойлер

Секреты секретного космоплана
X-37B можно сравнить с висящем на видном месте конвертом, в который тайно кладут секретные записки. Вроде все на виду, но никто не может понять, что лежит внутри? Внешний вид аппарата не является тайной, как и сроки его запуска в космос и возвращения на Землю. Однако цель полетов и то, что он привозит с орбиты, остаются загадкой для всех, кроме узкого круга американских специалистов и военных.
Изначально компания Boeing разрабатывала аппарат по заказу NASA в качестве демонстратора технологий многоразовых средств выведения, которые должны были заменить шаттлы. Однако из-за организационных и финансовых проблем, а также из-за того, что гражданское космическое ведомство решило сосредоточиться на программе Constellation, направленной на возвращение американцев на Луну, в сентябре 2004 года разработку передали Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США - DARPA.
В результате проделанной работы был создан автоматический многоразовый мини-шаттл массой около 5 тонн, длиной 8,9 метра и размахом крыла примерно 4,5 метра для «тестирования перспективных спутниковых технологий во время полетов на низкой околоземной орбите». В период с 2009 по 2010 год было построено два опытных образца X-37B.
В компании Boeing отмечают, что X-37B — это первый аппарат после шаттла, который может возвращать результаты экспериментов на Землю для дальнейшего изучения и анализа. X-37B способен совершать полностью автономный полет в автоматическом режиме от старта до посадки. В космосе ориентацию и коррекции орбиты осуществляют жидкостные ракетные двигатели, а при спуске в атмосферу — аэродинамические рули, приводимые электромеханикой, без использования гидравлики. Планер X-37B выполнен из полимерных композитов, а не из традиционных алюминиевых сплавов, как Space Shuttle. Электропитание на орбите обеспечивается панелями солнечных батарей из арсенида галлия, которые раскладываются из отсека полезной нагрузки и перед спуском в атмосфере складываются назад.
Запуск X-37B может осуществляться с помощью ракеты-носителя Atlas V со стартового комплекса SLC-41 на базе Космических сил США «Мыс Канаверал» или Falcon 9 со стартового комплекса LC-39A Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Горизонтальная планирующая посадка может выполняться на нескольких аэродромах: на авиабазе Ванденберг в Калифорнии, на посадочном комплексе системы Space Shuttle в Центре Кеннеди во Флориде или на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии в качестве резервного варианта.
В 2020 году проект X-37B был удостоен «Приза Кольера» — одной из самых престижных западных наград в области авиации в номинации «за расширение границ полетов и освоение космоса». Ранее этот приз получали такие легендарные личности, как Орвилл Райт и Говард Хьюз, а также экипаж Apollo 11, проект Международной космической станции и бомбардировщика B-52.
Космоплан разрабатывался с учетом того, что он будет находиться на орбите в течение 270 дней. В первом полете он провел в космосе224 дня, во втором — 468, в третьем — 674, в четвертом — 718, в пятом — почти 780, а в шестом — 908 дней. В настоящее время 7-й полет продолжается, и когда он завершится, пока неизвестно.
Управление программой X-37B осуществляет подразделение Delta 9, созданное в июле 2020 года в составе Космических сил США на базе Шривер в 16 км к востоку от базы Петерсон недалеко от Колорадо-Спрингс в округе Эль-Пасо, штат Колорадо.
В обязанности подразделения входит разработка оборонных космических операций, а также подготовка планов по сдерживанию и, при необходимости, устранению орбитальных угроз. Иными словами, X-37B, видимо, может использоваться, как космический истребитель-перехватчик, а также, возможно, для нанесения ударов по наземным целям.
Кроме того, Delta 9 отвечает за проведение экспериментов на орбите и демонстрацию новых технологий в интересах Космических сил США. Для эксплуатации X-37B с июня 2024 года сформирована специальная часть — Пятая эскадрилья космических операций на базе Анакостия-Боллинг на юго-западе Вашингтона, округ Колумбия.
Носитель оружия, возможно, ядерного
Известно, что как и у большого шаттла, у X-37B имеется грузовой отсек, закрывающийся сверху двухстворчатой крышкой. Его объем сравнивают с «вместимостью обычного пикапа». В нем скрывается складная солнечная батареи и наверняка остается место для полезных нагрузок.
Поскольку аппарат эксплуатируют военные, за исключением внешнего вида все, что относится к его характеристикам, возможностям и особенностям, покрыто мраком. Ни в одной из осуществленных миссий о конкретных задачах X-37B официально не говорилось. Каждый раз пресс-служба Космических сил США выдавала какие-то туманные сообщения общего характера.
В частности, во время 6-го полета космоплан нес фотоэлектрический радиочастотный антенный модуль (PRAM) разработки Военно-морской исследовательской лаборатории для исследований технологии преобразования солнечных лучей в энергию микроволнового излучения для передачи ее на большие расстояния. Можно предположить, что подобное устройство имеет, прежде всего, военное применение.
Также во время OTV-7 на борту космоплана был микроспутник FalconSat-8, созданный Академией ВВС США и Исследовательской лабораторией ВВС для орбитальных экспериментов. Наконец, «в интересах NASA изучалось влияние космической среды на конструкционные материалы и биологические образцы — семена для выращивания продуктов питания».
1 / 8
















В шестом полете к кормовой части многоразового X-37B впервые был пристроен одноразовый служебный модуль, позволяющий доставлять на орбиту дополнительную полезную нагрузку. Однако из-за секретности в официальную версию о его экспериментальном назначении верят далеко не все.
Суть в том, что на первый взгляд, X-37B не представляет собой ничего необычного. Его конструкция и параметры хорошо известны (во всяком случае так кажется наблюдателям). Орбиты каждой миссии засекречены, но после запуска их можно вычислить по результатам наблюдений астрономов-любителей.
Однако есть одна важная техническая особенность. Речь идет о способности многоразовой теплозащиты космоплана выдерживать длительное воздействие факторов космического полета, таких как радиация, вакуум и микрометеориты.
Секретность вместе с видимо военными полезными нагрузками порождает многочисленные теории о его истинном назначении:
  • это космический бомбардировщик;
  • корабль-шпион (например, для наблюдения за китайской орбитальной станцией и аналогичным космопланом КНР);
  • истребитель спутников противника.
Особенно тревожит то, что космоплан может быть использован для нанесения ядерного удара во время «нырка» в атмосфере. Эта идея подкрепляется двусмысленными заявлениями американских военных и историческими аналогиями.
Так, на форуме по безопасности, который прошел в Аспене, штат Колорадо, в июле 2019 года, бывший министр ВВС США Хизер Уилсон, которая незадолго до этого ушла в отставку, сообщила, что X-37B может использовать атмосферу Земли для изменения плоскости орбиты за счет аэродинамического качества. По ее словам, аппарат способен на маневры, «которые могут вызвать беспокойство у России и Китая».
По мнению американского историка Скотта Лоутера, рассуждая о назначении X-37B, можно провести параллель с космопланом X-20 Dyna-Soar, который разрабатывался в США как космический бомбардировщик и разведчик 60 лет назад. Dyna-Soar — это сокращение от Dynamic Soaring, что можно перевести как «разгон и планирование», но по-английски звучит как «динозавр».
Споры вокруг X-37B
Сходство внешнего вида двух крылатых аппаратов, разделенных более чем полувековой историей, их размеры, схема и возможность многократного использования позволяют аналитикам и экспертам проводить параллели и в отношении их возможного назначения.
Разработка X-20 была свернута еще до первого полета из-за высокой стоимости, грандиозной сложности эксплуатации, кратковременности предлагаемых миссий и потому, что все вышеперечисленные задачи уже к первой половине 1960-х успешно решались более дешевыми и простыми одноразовыми бескрылыми аппаратами.
По сравнению с предшественником, современный военный космоплан — это чудо техники. Он сравнительно недорог и прост в эксплуатации, полностью автоматизирован и не требует экипажа. Продолжительность его миссий превышает два года, а бортовые ресурсы намного превосходят возможности X-20. Его грузовой отсек больше, он оснащен собственным двигателем с большим запасом топлива.
X-37B, безусловно, мог бы выполнять ударные задачи, которые военные когда-то планировали для Dyna-Soar. «Сегодня необходимые датчики и оружие стали намного компактнее, чем были тогда, — отмечает Лоутер. — Различные источники предполагают, что X-37B способен нести ядерные боеголовки и кинетические снаряды. Оружие может долгое время оставаться на орбите и возвращаться на Землю, если не будет использовано».
Таким образом, круг предполагаемых военных задач за годы полетов X-37B если и расширился, то незначительно, а аргументы против обсуждаемых предположений не меняются. Рассмотрим за и против.
1 / 8
















Концепция «орбитальной бомбы» раскритикована на Западе еще в конце 1950-х: космический бомбардировщик проходит над целью всего один или два раза в сутки. Аппарат с относительно высоким гиперзвуковым аэродинамическим качеством (типа Dyna-Soar или X-37B) может уйти на 2500 километров в сторону от траектории снижения и, соответственно, поразить любую цель на территории потенциального противника с трех витков: непосредственно над целью и двух соседних.
Внезапность и быстрота удара ракетой или бомбой обеспечивается только в первом случае, в остальных бомбардировщику необходимо сойти с орбиты и совершить управляемый атмосферный полет, который займет десятки минут. Таким образом, речь о внезапности удара не идет.
Для достижения цели в любое время суток на орбите необходимо иметь не менее пяти-шести аппаратов. Это связано с тем, что за сутки требуется совершить 16 витков, а удар возможен только с трех. Чтобы повысить фактор внезапности, необходимо иметь больше аппаратов. Не случайно в какой-то момент американские военные предполагали выводить на орбиту до 30 и более ударных Dyna-Soar.
При этом параметры орбиты и ее связь с расположением цели не останутся незамеченными. Аппараты, особенно необычной формы, будут привлекать внимание наземных средств контроля космического пространства.
Как отмечал известный аналитик и историк ракетной техники Кеннет Гэтленд, «для обороняющейся стороны форма орбит, характерная для пикирующих спутников, и их положение по отношению к важным наземным целям могут не только раскрыть планы противника, но и точно определить момент применения оружия».
Касательно «нырка». Действительно, существует возможность изменять плоскость орбиты за счет аэродинамического качества при снижении на орбите, не расходуя большое количество топлива, в отличие от ракетодинамического метода. Однако если цель атакуется отделяющейся от аппарата боеголовкой и после аэродинамического маневра сам аппарат необходимо вернуть на орбиту, маневр все равно требует затрат топлива. В связи с этим может возникнуть проблема с размещением ядерного заряда на борту — банально может не хватить массы или места.
Еще недавно эксперты не знали, как повлияет на теплозащиту первое погружение в атмосферу. «Существует вероятность, что она будет повреждена настолько, что после выполнения задания космоплан не сможет безопасно вернуться на орбиту» - рассуждали они. Сейчас после аэробрейкинга X-37B во время текущего полета это можно будет проверить, но, в любом случае — если аппарат беспилотный, можно и не возвращаться. Более того, можно даже исходно использовать бескрылый одноразовый аппарат!
Кроме того, ядерная бомба на орбитальном автоматическом бомбардировщике представляет собой опасность. Гэтленд отмечал, что обычную баллистическую ракету можно периодически осматривать и проверять на стартовой площадке, в то время как орбитальное оружие вынуждено оставаться в космосе без ухода, находясь в состоянии готовности к действию в течение длительного времени. Это означает, что в нужный момент бомба может не сработать или взорваться в неподходящем месте и в неподходящее время.
Что касается вариантов использования космоплана в качестве разведчика или перехватчика аппаратов противника, то, безусловно, он может нести соответствующие ударные системы. Например, замаскированные под оборудование для проверки технических решений, испытаний новых технологий и компонентов в условиях космоса.
Для этих задач многоразовый крылатый аппарат подходит идеально: он может проверить работоспособность оборудования на орбите, мягко вернуться на Землю для последующего исследования, а затем снова отправиться на орбиту для проверки изменений. В частности, имено так «проверяется» солнечная батарея многократного складывания, которую Boeing «засветил» для X-37B еще 20 лет назад.
Однако наиболее характерные особенности X-37B — его многоразовость и наличие крыльев — не нужны непосредственно ни для разведки, ни для перехвата.
[свернуть]

Подводя итоги, можно сказать, что знания о секретном американском аппарате за прошедшие годы не изменились ни на йоту. Можно с успехом предлагать любые варианты его военного использования.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 24.10.2024 06:44:54Можно с успехом предлагать любые варианты его военного использования
Можно смело молоть языком любые слова которые знаешь. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьX-37B можно сравнить с висящем на видном месте конвертом, в который тайно кладут секретные записки. Вроде все на виду, но никто не может понять, что лежит внутри?
И пока аналитеги всех мастей опережая друг друга пытаются придумать что там в конверте, настоящие секреты спокойно отправляются по интернету. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьИными словами, X-37B, видимо, может использоваться, как космический истребитель-перехватчик, а также, возможно, для нанесения ударов по наземным целям.
Рыдаю. Слёзы капают на смартфон, боюсь выйдет из строя. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Иван Моисеев

Цитата: Старый от 24.10.2024 10:00:13
ЦитироватьИными словами, X-37B, видимо, может использоваться, как космический истребитель-перехватчик, а также, возможно, для нанесения ударов по наземным целям.
Рыдаю. Слёзы капают на смартфон, боюсь выйдет из строя.
Американская военщина вынашивает планы нырка над Подмосковьем, а вы о смартфоне беспокоитесь.
Никакой духовности!
Срочно покупайте белую простыню!
im

Iv-v

Вот, дорогие россияне уже привыкли жить под FOBSами и относятся к ним с любовью и лёгкой иронией.
73!

Старый

Цитата: Иван Моисеев от 24.10.2024 11:50:05Американская военщина вынашивает планы нырка над Подмосковьем, а вы о смартфоне беспокоитесь.
Дык! Тут ядерная война а у меня смартфон не снимает! Как жить то?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьнедалеко от Колорадо-Спрингс в округе Эль-Пасо, штат Колорадо.
Округ Эль-Пасо это ван не хухры- мухры. Вот если бы был какой-нибудь другой округ штата Колорадо...
 По американской системе адресов и какой-то особенной нелепости и бессодержательности текста чувствуется что Афанасьев перевёл автопереводчиком  статейку какого-то второсортного западнагого аналитега. Традиционно забыв поставить копирайт. 
 Чтобы Афанасьеву не было обидно скажу про него хорошее: когда он пишет сам то и то лучше получается. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Иван Моисеев

Цитата: Старый от 24.10.2024 13:15:16Дык! Тут ядерная война а у меня смартфон не снимает! Как жить то?
Придется НАТО без ваших разведданных обойтись.
А ничего страшного, переживет.
im

Старый

Цитата: Иван Моисеев от 24.10.2024 13:28:46Придется НАТО без ваших разведданных обойтись.
А ничего страшного, переживет.
Передай им чтобы до 4 ноября не ныряли. Я должен это видеть! И заснять. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьпорождает многочисленные теории о его истинном назначении:
это космический бомбардировщик;
корабль-шпион (например, для наблюдения за китайской орбитальной станцией и аналогичным космопланом КНР);
истребитель спутников противника.
А как же космоносец? 
Ваня, тебе не обидно?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер