Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

«Клуб выходящих»: 12 стран, представители которых совершили выход в открытый космос
23 сентября 2024 года, 15:10
IAuthor avatarИгорь Маринин
Более 100 лет назад Константин Циолковский в своей работе «Вне Земли» писал: «Были особые скафандры, которые надевались при выходе в пустое пространство и вхождении в чуждую нам атмосферу». Сергей Королёв развил эту идею: «Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать». Идеи основоположника и планы практика космонавтики стали реальными в 1965 году. К настоящему времени представители 12 государств мира выходили в открытый космос. Об этом неформальном «клубе выходящих» — в нашем материале.
1. СССР

18 марта 1965 года в 11 часов 30 минут по московскому времени свершилось событие, имеющее важнейшее общецивилизационное значение! Пилот корабля «Восход-2», подполковник Военно-воздушных Сил СССР Алексей Леонов в специальном скафандре «Беркут» вышел из надувной шлюзовой камеры «Волга», созданных на заводе № 918 (сейчас АО «НПП «Звезда»).
Удаляясь до пяти метров от корабля, в свободном парении Леонов провел испытания шлюзовой камеры и нового скафандра, опробовал способы перемещения с использованием фала и благополучно возвратился через шлюз в корабль.
Обложка публикации
На орбитеТуристы впервые в истории вышли в открытый космос
Обложка публикации
Смотрим вверхОт Чикшулуба до Челябинска: 5 самых известных падений метеоритов в истории
Безвозвратно улететь в космос Леонову не позволял специальный фал длиной 7 метров, состоящий из стального троса, амортизирующего устройства, шланга аварийной подачи кислорода и электрокабеля передачи информации с медицинских и технических датчиков, а также для телефонной связи. Система жизнеобеспечения скафандра находилась в ранце. Выход Леонова продолжался 16 минут.
Командир «Восхода-2», полковник Павел Беляев, находясь внутри корабля в таком же скафандре, контролировал действия пилота и при необходимости имел возможность разгерметизировать кабину и прийти на помощь товарищу. Но этого не понадобилось. Сообщение Беляева «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» повторяли все радиостанции мира.
2. США

В отличие от советского «Восхода-2» американский космический корабль «Джемини-4» не имел шлюзового отсека и потому для выхода в открытый космос его пришлось полностью разгерметизировать.
3 июня 1965 года корабль «Джемини-4» был разгерметизирован, люки над командиром и пилотом открыты и Эдвард Уайт, отстегнувшись от кресла, встал на него и высунулся по пояс наружу. Это произошло всего через 108 дней после Леонова.
Уайт был в скафандре G4C №8, разработанном NASA на основе скафандра для X-15. С кораблем астронавт был связан фалом, состоящим из 13 миллиметрового нейлонового троса, шланга для подачи кислорода, четырех телеметрических и одной телефонной линий связи с кораблем. Аварийный запас кислорода находился в ранце на груди астронавта.
Через 10 минут Уайт включил реактивное устройство, которое держал в руке и выплыл за обрез люка. Командир корабля Джеймс МакДивитт, сидя в кресле, снимал выход Уайта кинокамерой. Через 20 минут Уайт вернулся в корабль, но люк удалось закрыть лишь через 25 минут. Если бы это не получилось, гибель астронавтов была бы неизбежной. В итоге кабина корабля была разгерметизирована 64 минуты.
3. Франция

Благодаря сотрудничеству с Советским Союзом Жан-Лу Кретьен при поддержке космонавта Александра Волкова в скафандре «Орлан ДМА» № 10 (автономный скафандр полужесткой конструкции на базе лунного скафандра «Кречет») 9 декабря 1988 года вышел в открытый космос из переходного отсека Базового блока орбитального комплекса «Мир». Это произошло через 23 года после выходов Леонова и Уайта.
Волков и Кретьен установили на базовом блоке «Мира» ферменную конструкцию «Эра», испытали ее, затем сняли и отбросили от станции. После возвращения в переходный отсек Кретьен, видимо сильно уставший, не мог закрыть люк. С трудом справились вдвоем.  Выход продолжался ровно 6 часов. Это был первый в мире совместный выход в открытый космос представителей разных государств.
4. ФРГ

20 октября 1995 года Тамас Райтер в скафандре «Орлан ДМА» № 26 при поддержке российского космонавта Сергея Авдеева вышел за обрез люка Шлюзового специального отсека модуля «Квант-2» орбитального комплекса «Мир».
За 5 часов 16 минут Авдеев и Райтер установили на модуле «Спектр» европейское научное оборудование EREP и заменили кассеты аппаратуры КОМЗА. Во время выхода Авдеев перемещал Райтера на самом конце грузовой стрелы почти в 12 м от корпуса станции. Райтер вспоминал: «Когда я оказался на самом конце грузовой стрелы, настал такой психологический момент: я знал, что застрахован фалами, но свободно работать двумя руками было психологически очень трудно. Я всегда подумывал одной рукой держаться за стрелу».
 5. Япония

Шаттл «Колумбия», в экипаж которой входил японский астронавт Такао Дои, стартовал 19 ноября 1997 года. 21 ноября специалист полета Калпана Чаула с помощью манипулятора вывела из грузового отсека многоразовый спутник Sprint, но забыла его включить. Мертвый спутник от корабля удалился на 75 км.
23 ноября 1997 года «Колумбия» приблизилась к спутнику, американец Уинстон Скотт и японец Такако Дои в скафандрах EMU вышли в грузовой отсек и закрепились на поперечной ферме. Так они просто стояли полтора часа!
Когда спутник приблизился, Скотт и Дои схватили его руками, а вот запихать пойманного в грузовой отсек не позволяла штанга на спутнике. Проблему удалось решить, закрепив спутник на ферме с помощью манипулятора. Затем астронавты испытали пятиметровый кран для переноски грузов на будущей МКС. Выход продолжался 7 часов 43 минуты.
6. Швейцария

Клод Николье был включен в экипаж шаттла «Дискавери», который выполнил третий полет к орбитальному телескопу им. Хаббла для его ремонта и продления ресурса. «23 декабря 1999 года астронавт NASA Майкл Фоул и первый астронавт Швейцарии Николье вышли из шлюзового отсека шаттла в открытый космос.
Николье стал не только первым швейцарцем, но и первым астронавтом Европейского космического агентства, вышедшим из корабля в открытый космос. Майкл и Клод заменили на «Хаббле»  датчик FGS-2 и главный управляющий компьютер DF-224, благодаря чему новый "мозг" телескопа стал лучше «думать». Выход продолжался 8 часов 10 минут.
7. Канада

Шаттл «Индевор» привез на МКС канадский манипулятор. 22 апреля 2001 года астронавт Канады Крис Хедфилд и астронавт NASA Скотт Паразински вышли в открытый космос из шлюзового отсека шаттла, установили на модуле Destiny антенны связи UHF-диапазона и подготовили манипулятор SSRMS к перестановке на МКС. Выход длился 7 часов 10 минут.
8. Швеция

Первый шведский астронавт Кристер Фуглесанг прибыл на МКС на шаттле «Дискавери». Это был десятый полет шаттла по программе строительства МКС. 12 декабря 2006 года Фуглесанг вместе с астронавтом NASA Ричардом Кербимом вышли в открытый космос, но не из шаттла, как в предыдущих случаях, а из модуля «Квест» станции. За 6 часов 36 минут они заменили вышедшую из строя камеру на сегменте S1, проложили силовые кабели и подключили солнечные батареи к системе энергоснабжения МКС.
9. Китай

Космонавты и астронавты всех стран, кроме СССР\РФ и США, выходили в открытый космос из чужих кораблей и станций в чужих скафандрах. Китайские же космонавты Чжай Чжиган и Лю Бомин 27 сентября 2008 года вышли в открытый космос из Орбитального модуля (аналога бытового отсека кораблей «Союз) китайского корабля «Шеньчжоу-7».
Причем вышедший первым за пределы корабля Чжай Чжиган был в скафандре «Фэйтянь» - китайской реплике российского «Орлан-М». Задача выхода была простая – испытать в реальных условиях китайский скафандр для внекорабельной деятельности. А для «красоты картинки» Чжай Чжиган установил снаружи корабля китайский флаг.
Весь процесс выхода и установки флага снимал, а также подстраховывал партнера Лю Бомин, вышедший в открытый космос в «Орлане-М» №42, купленном в НПП «Звезда». Первый выход китайских космонавтов длился всего 21 минуту. Интересный факт: В китайской прессе о выходе Лю Бомина в российском скафандре умолчали.
10. Италия

Лука Пармитано стартовал на МКС в составе экипажа российского корабля «Союз ТМА-09М». 9 июля 2013 года он вместе с астронавтом NASA Кристофером Кэссиди в скафандрах EMU вышел наружу станции из модуля «Квест» американского сегмента МКС. Астронавты заменили неисправный блок связи на секции Z1, проложили кабели электропитания от американского сегмента МКС к российскому, установили два держателя радиаторов на секции S1. Выход продолжался 6 часов 7 минут.
11. Великобритания

Тимоти Пик, первый профессиональный астронавт Великобритании и астронавт ЕКА, был доставлен на МКС на российском корабле «Союз ТМА-19М» вместе с командиром космонавтом Роскосмоса Юрием Маленченко и астронавтом NASA Тимоти Копрой. 
15 января 2016 года Пик он и Копра в скафандрах EMU вышли на 4 часа 43 минуты из модуля «Квест», заменили неисправный регулятор напряжения, проложили кабели для электрического присоединения универсального стыковочного механизма. До конца программу выхода выполнить не удалось, так как в шлеме американского астронавта появилась вода. Интересно, что это был тот же самый скафандр №3011, в котором 16 июля 2013 года чуть не захлебнулся в своем втором выходе Лука Пармитано.
12. ОАЭ

Второму астронавту ОАЭ Султану аль-Нейади повезло немного больше. Стартовав на корабле Crew Dragon «Индевор» и проработав почти два месяца на МКС, он и астронавт NASA Стивен Боуэн в скафандрах EMU вышли из модуля «Квест» в открытый космос. Там за 7 часов 1 минуту они  установили на ферме пару новых солнечных батарей, а вот снять и затащить внутрь станции антенну связи S-диапазона им не удалось из-за поломки головки винта крепления.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

А из настоящего есть, что нибудь?
Не, гордится прошлым это зашибись, но
.
Настоящим то где?!
Не говоря уже о будущем.
Ну, Королев. Ну, Гагарин... Нынче что?!!!!!
Типа 'у них' нечем гордиться? Да есть. Сравним?!
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитировать— Индия намерена вытеснить Россию из тройки лидирующих космических держав
А ху-ху не хо-хо? 
Впрочем остальные новости там ещё круче. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитата: Старый от 24.09.2024 21:19:48ещё круче. 
Все жанры хороши, кроме скучного ( С )
Спойлер
С французского: Tous les genres sont bons, hors le genre ennuyeux.
Из предисловия к пьесе «Блудный сын» (1736) французского философа, писателя, деятеля эпохи Просвещения Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). Отмечая, что в его пьесе налицо «смешение серьезного с шуткой, комического с трогательным», он так оправдывает это смешение жанров (новшество для того времени): «Существует множество очень хороших пьес, где царствует одна лишь веселость; иные совсем серьезны, иные смешны, иные трогают до слез. Не следует исключать ни один жанр». И далее следуют известные слова.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата: Старый от 24.09.2024 21:19:48
Цитировать— Индия намерена вытеснить Россию из тройки лидирующих космических держав
А ху-ху не хо-хо?
Впрочем остальные новости там ещё круче.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

От «Сурьи» до «Сукраяана»: из чего будет состоять индийский космофлот



Индийская организация по космическим исследованиям (ISRO) сообщила о существенном продвижении по программам разработки космической станции «Бхаратия-Антарикша» (Bharatiya Antariksha Station, BAS), ракеты-носителя нового поколения NGLV (Next Generation Launch Vehicle) и зондов для исследования Луны и Венеры. Недавно кабинет премьер-министра Нарендры Моди официально одобрил эти программы. О том каким будет индийский космофлот — в нашем материале.
Орбитальная станция
В 2023 году правительство Нарендры Моди дало указание космическому агентству разработать индийскую космическую станцию BAS и доставить людей на поверхность Луны к 2040 году.
К середине сентября этого года проект станции уточнили: BAS с экипажем из 2-4 человек будет построена из пяти постоянных модулей общей массой 52 тонн. Первый (базовый) модуль диаметром 3,8 метра, длиной 8 метров и массой 9,2 тонны запустят в 2028 году с помощью ракеты LVM3. Остальные четыре будут представлены основным, научным, лабораторным и «стыковочным» модулями. Все они имеют одинаковый максимальный диаметр, но их масса колеблется от 10 до 11 тонн. Четыре из пяти модулей оснастят солнечными батареями, а лабораторный еще и обзорным куполом.
Таким образом, масса полностью снаряженной индийской станции меньше, чем у китайской станции «Тяньгун», которая на сегодня обладает тремя постоянными модулями и имеет массу почти 80 тонн. Строительство BAS предполагается закончить к 2035 году.
ISRO уже сообщила, что индийская национальная станция будет вращаться по орбите с наклонение 51,6 градуса, как и МКС, но теперь подтвердила, что комплексы будут находиться в одной плоскости для того, чтобы в будущем использовать одну станцию в качестве убежища для другой в случае возникновения чрезвычайной ситуации (хотя, напомним, МКС предполагается свести с орбиты в 2031 году). Кроме того, стыковочный модуль BAS будет иметь порт такого типа, что позволит стыковать с индийской станцией модули МКС или американские транспортные корабли, такие как Cygnus.

1 / 7
Что касается средства доставки экипажей на индийскую станцию, то разрабатываемый пилотируемый корабль «Гаганьян» в рамках программы летных испытаний до декабря 2029 года совершит до восьми полетов как в беспилотном режиме, так и с космонавтами, и в последних станет стыковаться с базовым модулем BAS, запущенным первым.
Индийские космонавты, облаченные в российские скафандры «Сокол-КВ2», будут сидеть в креслах «Казбек», используемых на российских корабля «Союз МС».
Подтверждено, что экипаж индийского пилотируемого корабля изначально будет состоять только из двух космонавтов вместо трех из-за ограничений по грузоподъемности LVM3. После появления более мощного варианта ракеты LVM3-SC ISRO надеется увеличить численность экипажа до трех человек.
Сверхтяжелая лунная ракета
Носитель нового поколения NGLV, более известный как «Сурья» (санскр. सूर्य Sūrya — бог солнца в индуизме) — ракета на кислородно-метановом топливе по концепции напоминающая Falcon 9.
В 2023 году говорилось о трехступенчатом носителе с первой ступенью, которая может иметь одноразовый или многоразовый (возвращаемый) вариант. В одноразовом варианте «Сурья» могла бы выводить на низкую околоземную орбиту 23 тонны, что ставило индийскую ракету на ту же ступеньку, что и носитель компании SpaceX. На первой ступени (обозначенной как LM450) монтировались девять двигателей с тягой по 1150 кН (117 тс), которые можно использовать до двадцати раз, а на второй ступени LM120 — один высотный двигатель (опять же, как Merlin 1D на ракете Falcon 9).
Год назад говорилось, что ISRO хочет разработать семейство средств выведения, состоящее из трех вариантов, способных запускать на низкую околоземную орбиту от 17 до 48 тонн. Затем речь пошла уже о девяти (!) вариантах, которые считались важной частью всех планов ISRO. За прошедшее время проект метанового носителя претерпел немало изменений.
Финальная версия имеет длину целых 92 метра и стартовую массу 1094 тонны, то есть это гораздо более мощная ракета, чем представлялась изначально. Носитель будет доступен в двух вариантах: один способен выводить 20 тонн на низкую околоземную орбиту или 9 тонн на геопереходную, а второй, оснащенный двумя твердотопливными ускорителями, соответственно 30 тонн и 12 тонн. Более тяжелый вариант будет доступен не раньше 2033 года.
ISRO оставляет на потом возможную более мощную ракету для запуска 70 тонн на низкую околоземную орбиту, что будет сопоставимо с китайским носителем CZ-10. По первоначальным планам, индийская схема высадки на Луну опиралась на три-четыре пуска тяжелого носителя NGLV и имела несколько более сложную архитектуру, чем китайская экспедиция с двумя пусками CZ-10. Сейчас ISRO намекнула, что проект высадки упростится, если удастся разработать на базе NGLV сверхтяжелый носитель.
Парадоксально, но Индия не будет ждать готовности «Сурьи» для запуска модулей BAS, но эта ракета должна сыграть фундаментальную роль в лунных планах на следующее десятилетие.
Зонды к планетам
Кабинет министров Индии одобрил два космических зонда: один — VOM (Venus Orbiter Mission) или «Сукраяан», искусственный спутник Венеры с радиолокатором, второй — долгожданная миссия «Чандраяан-4» по возвращению на Землю образцов лунного грунта.
«Сукраяан» — это не мифический герой; на санскрите Śukra означает «Венера», а Yāna — «аппарат, средство». Разработка этого зонда (его предполагается запустить в 2028 года) стоимостью в 150 миллионов долларов, привлекает внимание после того, как появились слухи, что проект собираются отменить или отложить.
«Чандраяан-4» — амбициозная и дорогая миссия (более 250 миллионов долларов, очень много по индийским меркам), которая строится по архитектуре, похожей на схему китайских зондов «Чанъэ» от №5 до №6, но с запуском двух аппаратов вместо одного для выполнения задач полета (опять же, из-за ограничений грузоподъемности LVM3).

1 / 8
В первом пуске ракета отправит на Луну зонд, разделенный на орбитальный и двухступенчатый посадочный аппарат. После посадки на Луну и сбора образцов возвратная ракета состыкуется на окололунной орбите с орбитальным аппаратом и возьмет курс на Землю.
Новизна миссии заключается в том, что космический аппарат не войдет в атмосферу напрямую, а совершит маневр выхода на околоземную орбиту, который после полета на Луну никогда не предпринимался. Там он состыкуется с другим аппаратом, запущенным с помощью ракеты PSLV, оснащенного капсулой. После передачи образцов в капсулу последняя войдет в атмосферу.
По замыслу разработчиков, столь сложная схема избавит от необходимости разрабатывать капсулу, способную выполнять вход в атмосферу со второй космической скоростью. ISRO также хочет создать радиоизотопные генераторы и нагреватели, чтобы индийские зонды могли пережить лунную ночь («Чандраяан-3» замерз уже в первую ночь, в то время как китайские зонды «Чанъэ-3» и «Чанъэ-4» из-за наличия радиоизотопных нагревателей проработали несколько лет).
Как мы видим, Индия идет на всё и выбирает схему и время, соответствующие ее потребностям и способностям. Поскольку масса станции «Чандраяан-4» должна достигнуть 9,2 тонны, ISRO надеется доставить на Землю от 3 до 5 кг лунных образцов, что вдвое больше, чем собрано китайскими миссиями.
Перегнать Японию, догнать Китай
Априори может показаться, что по сравнению с китайскими индийские планы относительно скромны, но они соответствуют возможностям страны. Цель ISRO, следуя указаниям правительства Моди, состоит в том, чтобы осуществить пилотируемую миссию на Луну в 2040 году (через десять лет после Китая).
Когда не так давно была обнародована эта цель, казалось, что к этому сроку Индия вполне сможет вывести пилотируемый корабль на окололунную орбиту и вернуть космонавтов на Землю, но что миссия по высадке на Луну полностью выходит за рамки возможностей страны, если не будет решено на порядок увеличить финансирование отрасли.
ISRO подтвердила, что ее пилотируемые лунные планы первоначально предусматривают орбитальную миссию, что, с другой стороны, далеко не просто. В этих миссиях будет использоваться лунный вариант корабля «Гаганьян», запускаемый с помощью носителя NGLV, и полеты могут состояться одновременно с завершением строительства космической станции BAS, то есть примерно в 2035 году.
Сверхтяжелую (70-тонную) ракету на базе NGLV, конечно, можно разработать. Можно даже не просто высадиться на Луне, а основать там базу. Году этак после 2047-го. Чтобы усилить проект, ISRO планирует состыковать лунный вариант корабля «Гаганьян» с будущей американской окололунной станцией «Врата», чтобы Индия могла напрямую участвовать в программе НАСА «Артемида».
Эта архитектура также является новой, поскольку даже Китай будет осуществлять пилотируемые мисси на поверхность Луны в 2030 году, не проходя этап орбитального полета (хотя не исключено, что первый китайский лунный полет не минует выход на окололунную орбиту). Но в уме всегда надо держать основную цель замыслов Индии: реализуя свои проекты, страна планирует окончательно обогнать Японию в качестве второй азиатской космической державы и попытаться догнать Китай.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


championat.com

Начались съёмки фильма «Космическая собака Лида» с Юлией Пересильд и Евгением Стычкиным
Анатолий Лукманов


Начались съёмки фильма «Космическая собака Лида» с Юлией Пересильд и Евгением Стычкиным
25 сентября 2024, 12:38 МСК

По
издания «Бюллетень кинопрокатчика», начался съёмочный процесс фильма «Космическая собака Лида». Режиссёром ленты выступил Евгений Сангаджиев.
Сюжет расскажет, как побывавшая в космосе собака Лида вытаскивает из обычного подростка Игорька его же взрослую версию, которая сообщает, что через три дня его отец, космонавт, взорвётся в ракете на старте. Игорёк, взрослый Игорёк и Лида отправляются на Байконур, чтобы остановить полёт и спасти отца.
Фото со съёмок ленты

Фото: СТВ

Фото: СТВ

Фото: СТВ

Фото: СТВ

Фото: СТВ
В проекте снимаются Евгений Ткачук, Юлия Пересильд, Евгений Стычкин, Саша Бортич, Данила Харенко, Ольга Науменко и другие.
Премьера картины состоится в 2025 году, но точной даты пока нет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


mk.ru

Ученые приступили к разработке нового специфического продукта для космонавтов
Наталья Веденеева


Космонавтам захотелось питы на борту, и космические кулинары тут же приступили к поиску способа ее приготовления, отличного от земного. Специалисты НИИ пищеконцентратной промышленности и специальных пищевых технологий рассказали «МК», в чем специфика создания такого, вроде бы простого продукта.
Спойлер

В двух словах, – они просто не умеют его готовить... Пока. Да, профессионалы, которые для покорителей небес творят порой невообразимое: сложные сублимированные борщи, паштеты из печени трески, выпекают специальный космический хлеб «на один зубок», не могут вот так просто взять и приготовить простую вроде бы лепешку. Все дело в том, что к любому продукту, поставляемому в космос, предъявляются повышенные специфические требования, такие, как  структура, габариты, масса, простота в использовании и хранении, удобство приёма пищи в условиях невесомости, неприедаемость в течение длительного времени и безопасность. Все это должно быть применено и к вновь разрабатываемой пите.  
А все они, американцы, виноваты, – растравили душу своими тортильями — мексиканскими лепешками, которые можно сворачивать как блин, начиняя разными начинками из консерв или восстановленных сублимированных продуктов. Российские космонавты иногда угощаются за американским столом, но хотелось бы иметь свое.
- Наша пита ближе всего подходит к их тортилье, – поясняет начальник отдела космического питания НИИ ПП и СПТ Андрей Ведерников. – Правда, в отличие от большого «блина», то есть тортильи, пита –  это лепешка с «карманом», в который можно что-то положить. Сложность заключается в том, что ту питу, которая продается в магазине, нельзя отправлять в космос – она не отвечает большому спектру требований, прежде всего, – по хранению. У нас постоянно идут исследования с новыми продуктами для космонавтов. К примеру, каши из манки с наполнителями, которые мы хотели отправить в космос, не выдержали испытания в том числе и по минимальному сроку, который мы закладывали. Еще одно важное требование – сделать так, чтобы продукт не крошился при транспортировке. Мы не стоим на месте, – работаем над космической питой, чтобы удовлетворить запросы наших космонавтов.
– Почему нельзя просто скопировать рецептуру американской тортильи, если она отвечает всем требованиям?
– Эта лепешка – продукт наших заокеанских коллег. Да к тому же мы стараемся  никогда не копировать американский ассортимент, держим свою марку. Если еда на российском и американском сегменте будет повторяться, мы лишим членов международного экипажа эмоций от вкушения чего-то новенького во время их гостевых визитов друг к другу. А на космической станции, где люди находятся по полгода, а иногда и по году, прием пищи является одним из важнейших способов разрядки, источником получения дополнительных положительных эмоций, подъема настроения. 
– В чем же основное отличие российского ассортимента от американского?
- Ассортимент, предлагаемый астронавтам NASA, чуть ли не в пять раз превышает по разнообразию наш... Но это в основном продукты промышленного производства. Да, они проверены, переупакованы, обработаны особым образом, но это не специальная еда. Наша разработана и разрабатывается специально для космонавтов с учетом особенностей нахождения на орбите.
– А в чем эта особенность заключается?
- Во-первых, мы разрабатываем продукты без химических добавок, которые встречаются в обычных продуктах, –  кто знает, как отреагирует организм человека на них в сложных космических условиях? А если производители продуктов еще и не укажут какого-нибудь «секретного» ингредиента, и мы вообще не будем к нему готовы? 
Во-вторых, мы готовим специальную еду с учетом того, что уже на четвертые сутки в невесомости вкусовые рецепторы человека притупляются, и у него возникает потребность в потреблении более ярких по вкусу продуктов.

Тот самый фирменный российский космический хлеб- 4 граммовая буханочка. Фото предоставлено Андреем Ведерниковым 
– То есть, наша еда намного вкусней?
– Можно сказать, что у нее более ярче выражен вкус, – в нее сразу закладывается необходимое количество соли, перца, других специй. Американские же коллеги на случай притупления вкуса докладывают своим членам экипажа отдельно жидкую соль, жидкий перец (в космосе нельзя использовать порошки). Космонавты, которые пробовали американскую еду, какие-нибудь их консервы, говорят: мол поел их и не понял, что съел. Вроде вкусно, а эмоций не вызвало (кроме таких простых блюд, как тортильи, конечно).
– А наши блюда более узнаваемые?
– Российские  можно определить с закрытыми глазами. Американцы в шутку говорят так: «У нас еда не сладкая, не соленая, ЗОЖ да и только. Если хочется яркого, вкусного – это к русским!».
– За счет чего же вы делаете ее такой вкусной?
– Кроме специй мы закладываем в рецептуру много дополнительных натуральных ингридиентов. Например в нашем космическом борще присутствует корень сельдерея. Вот вы, к примеру, кладете его, когда дома готовите борщ?
– Нет.
– А мы кладем. Он дает дополнительную вкусовую составляющую, закрывает какой-то из рецептов.
– Впереди – создание национальной космической станции РОС. Для нее вы готовите что-нибудь новое?
- Не исключено, что для РОС мы приготовим особый хлеб. В настоящее время в Институте медико-биологических проблем РАН проходит годовой международный эксперимент SIRIUS, имитирующий длительный полет к Луне и обратно. В нем мы предложили членам экипажа, опять же, для поднятия настроения, поэкспериментировать с новыми рецептурами хлеба, которые они выпекают себе в хлебопечке. Так что не исключено, что на новой станции у будущих космонавтов также появится хлеб с различными полезными добавками, не исключено, что и с радиопротекторными.
Между тем, как рассказали в Минобрнауки РФ, ученые НИИ хлебопекарной промышленности впервые, спустя более 60 лет после изготовления космического хлеба, запатентовали его рецептуру. Согласно ей, те самые маленькие космические «буханочки» «на один укус», по 4-5 грамм, готовятся из смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки без добавления консервантов по многостадийной технологии. Они не крошатся и могут сохранять свежесть до 15(!) месяцев. В день космонавтам положено 3-4 упаковки хлеба.
Пошаговый рецепт космического хлеба:
Готовится густая ржаная закваска из муки, воды и чистых культур заквасочных дрожжей и молочнокислых бактерий;
Готовится осахаренная заварка из муки, солода, кориандра и воды;
Готовится опара;
Замешивается тесто.
После того, как тесто забродит, его разделывают, взвешивают, расстаивают и выпекают в особых формах на 80 ячеек. Готовые буханочки перед упаковкой обязательно охлаждают. К упаковке у специалистов особые требования – она проходит двойную стерилизацию и получает вторую, внешнюю оболочку.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Топ-10 космических «долгожителей»: кто дольше всех пробыл на орбите
26 сентября 2024 года, 12:17
IAuthor avatarИгорь Маринин
С полета Юрия Гагарина на околоземной орбите побывало 620 человек из 41 страны мира. Из них 46 землян провели вне Земли более года, 5 человек - более двух лет и лишь один проработал на околоземной орбите более 1000 суток. На днях он вернулся на Землю из очередной "командировки" на МКС. В первой десятке космических "долгожителей" девять наших соотечественников и лишь одна представительница США.
10. Федор Юрчихин

Российский космонавт замыкает наш Топ-10 с 672 сутками 20 часам 39 минутами 32 секундами, набранными за пять космических полетов. Грек по матери, Федор Николаевич родился в 1959 году в Батуми. После окончания МАИ вся его жизнь связана с космонавтикой. В 1997 году зачислен в отряд космонавтов РКК «Энергия».
Первый полет в космос совершил в 2002 году на шаттле «Атлантис» на МКС длительностью 10 суток 19 часов 57 минуты 49 секунд. Следующие четыре полета на МКС были длительными: 197, 163, 166 и 136 суток. Последний - в 2017 году. И практически в каждом были выходы в открытый космос. Федор Николаевич покинул отряд космонавтов ГК «Роскосмоса» в 2019 году.

9. Пегги Уитсон

Американка провела в космосе в общей сложности 675 суток 3 часа 50 минут и 12 секунд. Она совершила 4 космических полета. Родилась Пегги в 1960 году в Маунт-Эйр (штат Айова). Доктор наук в области биохимии. В отряд астронавтов NASA зачислена в 1996 году.
Первый ее полет в космос состоялся в 2002 году на шаттле «Атлантис» по программе МКС-5 вместе с российским космонавтами Валерием Корзуном и Сереем Трещевым. А вот второй и третий полеты Пегги совершила по программам МКС-16 и МКС-51/52 на российских кораблях «Союз ТМА-11», «Союз МС-03» и «Союз МС-04».
В 2018 году Пегги уволилась из NASA, а в 2021 году стало известно, что она стала штатным астронавтом американской компании в сфере космического туризма Axiom. И свой четвертый полет в космос Пегги совершила командиром корабля, созданного компанией SpaceX, Crew Dragon «Фридом», в ходе которого доставила на МКС и вернула обратно американского миллиардера Джона Шёфнера и астронавтов Саудовской Аравии Али аль-Карни и Райяну Барнауи. На конец этого года намечен ее пятый полет, после которого, она, возможно переместится на 8 место в нашем рейтинге.
8. Валерий Поляков

Врач по образованию, выполнив лишь два космических полета, набрал стаж на орбите в 678 суток 16 часов 33 минуты и 4 секунды. Валерий Поляков родился 1942 году в Туле. После окончания 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова работал врачом. В 1972 году зачислен в отряд космонавтов Института медико-биологических проблем.
Первый космический полет длительностью 241 день совершил в 1988-1989 годах на орбитальном комплексе «Мир».
Второй полет Валерия Полякова, состоявшийся в 1994-1995 годах, длительностью 437 суток 17 часов 58 минут, стал самым продолжительным непрерывным космическим полетом в истории. Этот рекорд не превзойден до сих пор.
Доктор медицинских наук Валерий Поляков покинул отряд космонавтов ИМБП в 1995 году, ушел из жизни 7 сентября 2022 года.
7. Антон Шкаплеров

Суммарно он пробыл в космосе 709 суток 8 часов 5 минут 25 секунд, совершив 4 космических полета. Родился Антон Николаевич в 1972 году в Севастополе. После школы поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище. Но, в декабре 1991 года Советский Союз прекратил существование. Антон не захотел принимать присягу Украины и перешел в Качинское училище (Волгоград) и по его окончании служил военным летчиком в различных частях, в том числе в пилотажной группе «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС в подмосковной Кубинке. В 1997 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а в 2003 году зачислен в отряд космонавтов.
Первый космический полет совершил в 2011-2012 годах на «Союзе ТМА-22» по программе МКС-29\30. В своем последнем, четвертом полете, в 2021-2022 годах он доставил на МКС съемочную группу - режиссера-оператора Клима Шипенко и актрису Юлию Пересильд. После их возвращения на Землю остался на орбите работать еще на полгода по программе МКС-66. В 2023 года перешел из отряда космонавтов на административную должность в ЦПК.
6. Сергей Авдеев

Его результат - 747 суток 14 часов 12 минут 27 секунд. Родился Сергей Васильевич в 1956 году в Чапаевске (Куйбышевская область, РСФСР, СССР). После окончания Московского инженерно-физического института работал в НПО «Энергия». В 1987 году зачислен в отряд космонавтов предприятия.
Все три своих полета он выполнил на орбитальном комплексе «Мир» в 1982-1993, 1985-1976 и 1998-1999 годах. Его третий полет продолжался 379 суток 14 часов 51 минута 10 секунд и стал и до сих пор является вторым по длительности непрерывного полета в истории мировой космонавтики. Сергей Авдеев в 2003 году покинул отряд космонавтов.
5. Александр Калери

Уроженец Юрмалы разместился в центре нашего Топ-10 с показателем 769 суток 6 часов 35 минут и 1 секунда, совершив 5 космических полетов. Александр Калери поступил в Московский физико-технический институт, по окончании которого пошел работать в НПО «Энергия», где и трудится до сих пор. В 1984 году зачислен в отряд космонавтов предприятия.
Первый космический полет совершил в 1992 года на «Союз ТМ-14» и станции «Мир». По возвращении ему первому из отечественных космонавтов было присвоено звание «Летчик-космонавт Российской Федерации».  
Во втором полете 23 февраля 1998 года принимал участие в тушении пожара на орбитальном комплексе «Мир». Его третий полет в 2000 году стал последним полетом космонавтов на «Мир». Через 10 месяцев после возвращения Калери на Землю комплекс был сведен с орбиты. Четвертый и пятый полеты он совершил в 2003-2004 и 2010-2011 годах по программе МКС-8 и МКС-25\26. Ушел из отряда космонавтов в 2022 году.
4. Сергей Крикалев

Нынешний исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам за 6 космических полетов набрал орбитальный стаж, равный 803 суткам 9 часам 38 минутам и 31 секунде. Родившись в 1958 году в Ленинграде Крикалев поступил в Ленинградский механический институт (Военмех). Окончив его с отличием в 1981 году, он работал на различных должностях в НПО «Энергия». В 1985 году зачислен в отряд космонавтов предприятия.
Первый полет выполнил в 1988-1989 годах на станции «Мир». Во время второго полета 1991-1992 года ему по техническим и политическим причинам пришлось остаться на «Мире» еще на пять месяцев. При этом в полет он отправился из Советского Союза, а приземлился уже в новом независимом государстве - Казахстане.
Сергей Крикалев стал первым человеком, имеющим одновременно звания Герой Советского Союза и Герой России. Третий и четвертый полеты Крикалев выполнил не на отечественных «Союзах», а на американских шаттлах «Дикавери» и «Индевор», став первым россиянином, полетевшем на американском космическом корабле.
Своим пятым полетом Крикалев начал длящийся до сих пор непрерывный период эксплуатации МКС в пилотируемом режиме. Последний, шестой полет Сергей совершил на МКС по программе 11-й экспедиции. В 2009 году получил назначение начальником Центра подготовки космонавтов, потом был первым заместителем директора ЦНИИмаш и исполнительным директором по пилотируемым космическим программам госкорпорации «Роскосмос».
3. Юрий Маленченко

«Бронзовая медаль» нашего рейтинга космических "долгожителей" с результатом 827 суток 9 часов 23 минуты 19 секунд у Юрия Маленченко, набравшего такой стаж за 6 полетов. Он родился в 1961 году в Хрущёве (Кировоградская область Украины). Окончил школу с золотой медалью, затем Харьковское Военное авиационное училище летчиков и Академию Жуковского. Служил в ВВС в Тирасполе.
Первый космический полет совершил на «Союзе ТМ-19» и станции «Мир» в 1994 году. Второй полет выполнил на шаттле «Атлантис» по программе доставке грузов на МКС.
Стал первым россиянином, вышедшим в открытый космос из шаттла в американском скафандре.
Еще четыре полета на «Союзах» а МКС были длительными. В 2016 году Маленченко покинул отряд космонавтов, остался работать в ЦПК на руководящих должностях.
2. Геннадий Падалка

Второе место ему обеспечили 5 космических полетов и 878 суток 11 часов 29 минут 48 секунд, суммарно проведенных на орбите. Это без малого 2,5 года! Родился Геннадий Падалка в Краснодаре, окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков и служил в ВВС Группы Советских войск в Германии и на Дальнем Востоке. В 1989 году зачислен в отряд космонавтов ЦПК Минобороны.
Первый полет длительностью 199 суток он совершил на станции «Мир». Остальные его полеты были тоже от 4 до 6 месяцев. Последний полет Геннадия Ивановича был на МКС и завершился 12 сентября 2015 года с мировым рекордом по суммарной длительности космических полетов.
Геннадий Падалка покинул отряд космонавтов в 2017 году, а его рекорд продержался 9 лет, пока в этом году не был установлен новый.
1. Олег Кононенко

"Золото" нашего рейтинга ему обеспечили суммарно проведенные на орбите невероятные 1110 суток 14 часов 58 минут 37 секунд. То есть, более трех лет! Олег Кононенко и бортинженер Николай Чуб установили еще и рекорд длительности непрерывного полета на МКС – 373 суток 20 часов 14 минут 22 секунды. Полет завершился успешным возвращением на Землю позавчера - 23 сентября.
Олег Кононенко родился в 1964 года в Чарджоу (Туркмения). По окончании Харьковского авиационного института восемь лет работал в ЦПКБ «Прогресс» (сейчас РКЦ «Прогресс») в Самаре. В 1996 году стал единственным космонавтом-испытателем этого предприятия, причем еще не окончив общекосмическую подготовку. В 1998 году получил квалификацию «космонавт-испытатель», а в 1999 году перешел в отряд космонавтов РКК «Энергия».
Первый полет длительностью сразу 199 суток совершил в 2008 году по программе МКС-17. Затем еще три полугодовых полета на МКС. Последний на сегодня, пятый полет в его карьере стал рекордным. В 2016 года Олег Дмитриевич был назначен командиром отряда космонавтов Госкорпорации «Роскосмос», а в 2021 году эту должность стал совмещать с должностью заместителя начальника ЦПК по подготовке космонавтов и одновременно сам готовиться к своему пятому полету.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Аварии в космосе: как справлялись с нештатными ситуациями на станции «Мир»
IAuthor avatarКаролина Зулкарнаева
26 сентября 2024 года, 14:33

23 февраля 1997 года на советской орбитальной станции «Мир» произошла нештатная ситуация: тогда в результате возгорания кислородной шашки регенерации атмосферы вспыхнул пожар. На орбите находилось сразу два международных экипажа — 22-й и 23-й экспедиций. Первый должен был через несколько дней отправиться домой после полугодового полета, а второй — напротив, совсем недавно прибыл на станцию.
Космонавты оказались в сложной ситуации: в тот момент у них было возможности выйти на связь с Землей, поэтому просить помощи было не у кого. По инструкции они должны были сесть в два корабля «Союз ТМ» и отстыковаться, но в конечном итоге надели противогазы (которые были рассчитаны всего на два часа) и начали операцию по спасению станции.
Один из участников тех событий — летчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин, который вспоминает, что пожар в День защитника Отечества — далеко не единственная авария, с которой пришлось столкнуться ему и его коллегам по экипажу. «Я понял, что я не смелый, а я стал сильным человеком. Я знаю станцию, как своего пациента. <...> Тогда пришло понимание, что космос должны осваивать люди. Человек — очень многое значит», — констатировал он.
Какие нештатные ситуации происходили на станции «Мир» и как с ними справлялись космонавты, рассказал Александр Лазуткин в новой лекции Pro Космос.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьnewizv.ru

Секретные разработки и тихая оккупация космоса. Что известно о китайской космонавтике



Китайская угроза пришла, откуда не ждали, — из космоса. Пока Илон Маск упражняется в публичных выступлениях по политической повестке, китайцы тихо, молчаливо, но уверенно покоряют космос. Пока Россия дружит с КНР, все хорошо, но что будет, когда интересы двух стран разойдутся?
На днях председатель компартии Китая Си Цзиньпин на встрече с учеными и инженерами заявил, что развитие космической отрасли надо ускорить. По мнению китайского лидера, космонавтика «дает сильный импульс строительству мощной державы путем модернизации экономики страны». А уж если власти КНР берутся за развитие экономики, значит, все серьезно.
Не хватает, выходит, китайцам нынешних темпов... А они и так на зависть всем.
Спойлер

Си Цзиньпин поручил ускорить развитие космонавтики. Фото: investing.com
«НИ» выяснили, в каких космических проектах Китай преуспел и какую угрозу это может представлять для России и мира.

Китай оккупирует космос

По количеству запусков ракет и фантастических, даже околосумасшедших идей (которые, как ни странно, успешно реализуются) Илону Маску равных нет.
Китай же пошел иным путем. Не заикаясь о невероятных проектах, китайские компании присутствуют практически в каждой сфере космонавтики. Ракетостроение, собственные спутники, навигационная система, лунная и межпланетные программы, пилотируемая космонавтика, частные проекты — все это есть в КНР. И в каждой из них влияние Китая очень заметно.
Планы Пекина на 2024-й были просто колоссальные: Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) обещала за год запустить 100 ракет! Пока есть явное отставание от плана: с начала года китайцы совершили 45 космических пусков. Но все равно это в 4 раза больше, чем у РФ.
Китай планировал совершить 100 космических пусков в 2024 году. Фото: Wikipedia
При этом 6 пусков (13%) совершили частные космические компании. А в прошлом году 17 из 67 ракет (25%) были запущены ими же. Коммунизм коммунизмом, но заниматься космонавтикой частным компаниям никто не мешает.

Особенности национальной космонавтики

Сейчас в Китае существует 5 стартапов, выпускающих собственные ракеты-носители. Причем они идут своим путем.
Пока западные компании печатают детали жидкостных реактивных двигателей на 3D-принтерах, разрабатывают новые конструкции двигателей, осваивают большие и сверхбольшие ракеты, стремятся к многоразовости и переходят на экологически чистое топливо, китайцы идут по пути наименьшего сопротивления.
Ракеты «Куайчжоу-1А» от Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации Gravity-1 от стартапа Orienspace работают на твердотопливных двигателях. К данной технологии прибегают чаще всего военные. Такую ракету не надо заправлять на стартовой площадке жидким кислородом и топливом, она может быть готова к старту в любой момент, в двигателях нет никаких сложных деталей (по сути, это просто бочка, начиненная твердым горючим, с дыркой снизу).
Видео: youtube.com/scinews. Самая тяжелая в мире твердотопливная ракета Gravity-1 стартует с морской платформы
Но повторно использовать такую ракету не получится, управлять тягой для совершения маневров невозможно, к тому же они тяжелые. Это простой и дешевый, но не самый эффективный способ доставить грузы на орбиту. Хотя компания Deep Blue Aerospace уже пытается научить отдельные модули ракеты Nebula-1 приземляться на площадку, то есть повторяет путь SpaceX. Так что проблем с доставкой грузов на орбиту у Китая нет — вывести можно что угодно. Исполнители заказов всегда найдутся.
Видео: youtube.com/scinews. В Deep Blue Aerospace пытаются сделать свой аналог Falcon 9

Китайский космический интернет

Открытие космического сектора для частных компаний в 2014 году дало свои результаты. Частники (а их уже около 200) не только пускают примитивные ракеты, но уже создают конкурента для Starlink Илона Маска. Точнее, сразу двух конкурентов.
Пока в лидерах идет компания Galaxy Aerospace, которая формирует спутниковую группировку «Созвездие тысячи парусов». Эти аппараты так же, как и Starlink, будут предоставлять доступ в Интернет. Конструктивно эти спутники тоже напоминают Starlink.
Первые 18 спутников были выведены на орбиту в августе 2024 года, а на первом этапе до конца 2025-го группировка должна состоять из 1296 аппаратов. Эта численность позволит обеспечить доступом в Сеть весь Китай. А в перспективе Сеть должна опутать всю Землю. Наверняка формирование группировки затянется — для вывода 1296 спутников понадобится минимум 72 пуска одноразовых ракет «Чанчжэн-6A». Зато у Galaxy Aerospace есть собственный завод, которые производит спутники по полному циклу.
До конца 2025 года Galaxy Aerospace должна создать конкурента Starlink Илона Маска. Фото: Shanghai Observer
Но зато собственная группировка спутников связи открывает большие возможности не только для частных пользователей, но и для государства. Не секрет, что терминалы Starlink используют и НАТОвские военные, и ВСУ. Такими терминалами оснащают даже украинские беспилотники для бесперебойной связи. Спутники связи — это неотъемлемая часть современного вооружения.

Пилотируемая программа Китая

Еще у Китая есть собственная пилотируемая программа. Таким могут похвастаться только Россия и США. Более того, у КНР имеется своя орбитальная станция «Тяньгун» («Небесный дворец»), на которой сейчас находятся в рамках шестимесячной миссии три человека. Они заняты различными научными программами, в том числе разводят рыбок, то есть создают упрощенную водную экосистему и изучают влияние космического пространства на ней. Цель — выращивать продукты питания для людей прямо в космосе.
И космический корабль, и орбитальная станция во многом базируются на советских разработках. Но вместе с этим вовсю идет разработка современного многоразового пилотируемого корабля. Пока все засекречено, известно лишь, что 10 сентября он успешно вернулся из третьего испытательного полета, который продлился 267 дней. А в России многоразовый «Орел» впервые полетит в лучшем случае в 2027 году...
Китайская орбитальная станция «Тяньгун» сделана по образу советских модулей. Фото: dzen.ru

Межпланетная программа Китая

Орбитой Земли Китай давно не ограничивается. Луну уже исколесили китайские луноходы «Юйту». А в июне 2024 года зонд «Чанъэ-6» впервые в истории доставил на Землю образцы грунта с обратной стороны Луны. Как заявляют ученые, его состав оказался сложнее, чем у предыдущих образцов грунта.
Дальше — больше. КНР и Россия заключили соглашение о строительстве лунной базы. В июле 2024 года РФ ратифицировала это соглашение. Конкретики пока немного: до 2030 года идет подготовительный этап. Обе страны изучают Луну, выбирают место для базы, проектируют ее. Только вклад Китая пока явно больше. Полеты к Луне отработаны, в 2026 году на Южный полюс отправится зонд «Чанъэ-7». А российская «Луна-25» разбилась о поверхность спутника Земли. «Луна-26» будет запущена в лучшем случае в 2027 году.
Зонд «Чанъэ-6» доставил образцы грунта с обратной стороны Луны. Фото: prokosmos.ru
С 2031 года Китай и Россия должны совершить не менее пяти совместных миссий к Луне. Но такими темпами КНР скорее справится со всем самостоятельно. В октябре, кстати, на орбитальную станцию будут отправлены кирпичи из искусственного лунного грунта, которые проверят на устойчивость к экстремальным условиям космоса. Работа над лунными стройматериалами уже вовсю идет.
Луной Китай не ограничивается. В 2021 году на поверхность Марса приземлился аппарат «Тяньвэнь-1», в 2028-м на Марс должен сесть аппарат «Тяньвэнь-1», который доставит на Землю образцы марсианского грунта. Еще одна цель космических исследований — астероид Камоалева. Его образцы также будут доставлены на Землю для исследований.
C 2031 года Китай должен совершить 5 совместных с Россий лунных миссий. Фото: habr.com

Скрытая угроза из Поднебесной

Пока все космические программы Китая выглядят исключительно мирно. Однако глава НАСА Билл Нельсон утверждает, что у космической программы КНР есть и тайные военные мотивы.
Цитировать— Китай добился огромных успехов, особенно за последние 10 лет, но они очень-очень скрытны. Мы считаем, что значительная часть их так называемой гражданской космической программы — это военная программа. Я думаю, что мы фактически участвуем в гонке.
Глава NASA Билл Нельсон опасается, что за мирной космической программой Китая кроются немирные намерения. Фото: skyscrapercity.com
США опасаются, что Китай первым застолбит Луну и не будет пускать туда представителей других государств. Спутники связи сильно помогают ведению боевых действий, а за множеством гражданских спутников могут скрываться военные. Доминирование в космосе может означать доминирование и на Земле.
Хорошо, что сейчас Россия и Китай находятся в дружественных отношениях. Но что, если они испортятся? Что РФ может противопоставить в космической сфере? В нынешнем состоянии немного.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Туристы во Вселенной: разбор полета Polaris Dawn
27 сентября 2024 года, 15:21
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Заметным событием уходящего сентября стал орбитальный полет с первым выходом в открытый космос непрофессиональных астронавтов, иными словами туристов, выполненный в ходе частного проекта Polaris Dawn («Восход полярной звезды»). Что это было — этап в рекламной раскрутке космической «империи» Илона Маска или выход индустрии космического туризма на новый, гораздо более серьезный уровень? Разбор самого амбициозного проекта в космическом туризме — в нашем материале.
Спойлер
Миллиардер, пилот и две сотрудницы SpaceX
Проект Polaris Dawn, осуществленный 10-14 сентября — первый из трех полетов в рамках программы Polaris, организованной предпринимателем Джаредом Айзекманом и технически обеспеченной компанией Илона Маска. По планам, программа включает в себя два полета на корабле Crew Dragon и один — на перспективном корабле Starship. По сути такие космические полеты являются туристическими, то есть относятся к индустрии развлечений. Но сами их устроители не устают повторять, что цели программы — исследование воздействия условий космического полета на организм человека, демонстрация технологий SpaceX (кораблей, ракет, скафандров, связи через группировку Starlink), а также сбор средств на благотворительные цели.
Экипаж миссии Polaris Dawn состоял из четырех американцев:
Командир — Джаред Айзекман, 41 год, миллиардер (состояние на сентябрь 2024 года — $1.9 млрд). Предприниматель, основатель нескольких компаний (в частности, платежного сервиса Shift4 Payments), пилот (налет 7000 часов на самолетах различных типов, в том числе истребителях, например, на личном МиГ-29) ранее уже финансировал схожую инициативу Inspiration4. Этот проект, в который Айзекман вложил, по его словам, «менее двухсот миллионов долларов») был осуществлен 16-19 сентября 2021 года. Тогда туристы пробыли в космосе 2 суток 23 часа.
Пилот — Скотт "Кидд" Потит, 50 лет, бывший военный летчик, подполковник ВВС США в отставке. Налетал более 3200 часов на самолетах разных типов, таких как F-16, T-38 и Alpha Jet, в составе пилотажной группы ВВС США «Буревестники» (Thunderbirds). Выполнял демонстрационные полеты в Европе, США и Канаде. Участвовал в боевых действиях в Ираке, Югославии и Афганистане. Занимает высокие посты в нескольких компаниях Айзекмана, был руководителем полёта по программе Inspiration4.
Специалист полета — Сара Гиллис, 30 лет, ведущий инженер по космическим операциям компании SpaceX. Ранее участвовала в обеспечение полетов по программам Demo-2, Crew-1 и Inspiration4. Работала оператором связи с экипажем во время других полетов Crew Dragon, а также отвечала за навигацию во время полетов Cargo Dragon.
Врач экипажа — Энн Менон, 38 лет, инженер-биомедик, работала в NASA, где участвовала в медико-биологическом обеспечении полётов МКС (в частности, была руководителем медико-биологического обеспечения экспедиции МКС 47/48), затем перешла в компанию SpaceX на должность ведущего инженера по космическим операциям. Была руководителем полётных операций и оператором связи с экипажем во время полетов Crew Dragon, участвовала в обеспечении полетов Cargo Dragon и туристической Inspiration4 (технический помощник экипажа).
Гиллис и Менон стали первыми сотрудниками SpaceX, побывавшими в космосе.
Улетели дальше всех, не считая пилотируемых полетов на Луну
Многоразовый космический корабль Crew Dragon, имя собственное Resilience («Устойчивость»), бортовой номер 207, с участниками миссии Polaris Dawn должен был взлететь со стартового комплекса LC-39А Космического центра имени Кеннеди 27 августа, однако пуск пришлось два раза перенести — сначала из-за утечки гелия в наземном оборудовании кабель-заправочной мачты, потом из-за непогоды в местах, отведенных под аварийную посадку. 
Метеоусловия для этого автономного полета были особенно важны: если бы корабль не смог вернуться в запланированный день, дольше расчетного времени находиться на орбите не позволяли малые запасы ресурсов системы жизнеобеспечения. Также нельзя было отправиться к МКС и «пересидеть» там. Помимо другой высоты орбиты, Resilience не имел стыковочного агрегата.
Старт состоялся 10 сентября 2024 года и стал 14-м пилотируемым полетом SpaceX, пятым туристическим проектом компании Илона Маска, третьим применением Resilience и вторым автономным полетом корабля. 
Планировалось побить рекорд по высоте орбиты пилотируемых экспедиций, осуществить первый в истории выход в открытый космос непрофессиональных космонавтов, испытать новые скафандры для внекорабельной деятельности, созданные SpaceX, протестировать в космосе лазерную связь через спутники Starlink и провести научные исследования, в основном в области медицины.
1 / 6














Начальная орбита корабля после отделения от последней ступени ракеты-носителя имела очень высокий апогей (190 х 1200 км) и наклонение 51,6 градуса — то же, что и у МКС. В течение первого часа пребывания в космосе экипаж тщательно проверил работу систем на наличие повреждений, которые могли возникнуть при запуске.
Затем высоту апогея орбиты подняли до 1400 км. Это самая большая высота околоземного полета в истории пилотируемой космонавтики. Побит рекорд, установленный Чарльзом Конрадом и Ричардом Гордоном на Gemini 11 в сентябре 1966 года. Кроме того, это самая дальняя точка, до которой дотянулись земляне, после полета корабля Apollo 17 в декабре 1972 года. Поскольку в предыдущих «высотных» полетах участвовали только мужчины, Менон и Гиллис побили все рекорды в женском разряде.
Полет проходил через радиационные пояса (безопасность накопленной дозы радиации гарантировал быстрый пролет зоны из-за низкого перигея орбиты) и использовался для изучения воздействия космической радиации на организм человека. Сочетание параметров орбиты выбиралось так, чтобы максимально избежать воздействия энергичных частиц, вызванного прохождением Южно-Атлантической магнитной аномалии.
Как и в случае с Gemini 11, Resilience находился на рекордной высокой орбите около десяти часов.
В первые сутки полета экипаж провел тест связи с использованием Starlink, который длился три с половиной часа, а затем корабль снизил высоту орбиты до 190 х 700 км и оставался в таком положении, пока экипаж готовил скафандры и проводил эксперименты.
11 сентября, после запуска российского «Союза МС-26» был установлен рекорд по количеству людей (19), одновременно находящихся на орбите: три космонавта в стартовавшем корабле, три представителя Китая (экипаж «Шэньчжоу-17») — на станции «Тяньгун», четверо космотуристов в автономно летящем Resilience, и девять человек на борту МКС.
Космический стендап
Выход в открытый космос состоялся на третий день полета, хотя почти сразу же после запуска экипаж приступил к «дыханию по протоколу»: в течение трех суток давление в кабине постепенно снижалось от 100 до 59 кПа, а процентное содержание кислорода повышалось. Это делалось для вымывания из крови растворенного азота и предотвращения возникновения декомпрессионной болезни в преддверии внекорабельной деятельности (ВКД). На третьи сутки полета четверо астронавтов облачились в скафандры и начали дышать чистым кислородом.
Впервые за полвека предстояло полностью разгерметизировать кабину для выхода экипажа в открытый космос. До этого в последний раз так поступали американские астронавты корабля Apollo, доставившего экипаж к поврежденной при запуске станции Skylab: тогда в мае 1973 года Пол Вейц наполовину вылез из разгерметизированного командного модуля. Нечто подобное предстояло проделать и сейчас.
В отличие от МКС и китайской станции, в которых есть специальные шлюзовые отсеки, у Crew Dragon шлюзовой камеры нет, и кабина разгерметизировалась полностью. Раньше, во времена Gemini и Apollo, так обычно и поступали, но тогда в американских кораблях была чисто кислородная атмосферы с пониженным давлением. У «Союза» и «Шэньчжоу» на случай ВКД в качестве шлюзовой камеры используется бытовой (орбитальный) отсек, а спускаемый (возвращаемый) аппарат остается загерметизирован.
Сейчас же нужно было «открыть» корабль с по сути земной азотно-кислородной атмосферой и обычным давлением. Это делалось впервые. Одновременному воздействию космического вакуума предстояло подвергнуть четырех членов экипажа Polaris Dawn (предыдущий рекорд — три человека в «Аполлонах»).
12 сентября ВКД началась на рекордно высокой околоземной орбите, превзойдя ту, на которой в феврале 1997 года осуществляли выходы астронавты шаттла экспедиции STS-82 для ремонта телескопа «Хаббл».
Джаред Айзекман открыл верхний люк и высунулся наружу. В отличие от штатного «выхода» EVA (extravehicular activity), когда человек полностью пребывает за бортом космического аппарата, такую операцию еще со времен Gemini американцы именуют SEVA (stand-up extravehicular activity) или коротко «стендап»: астронавт открывает люк, встает со своего кресла и высовывается в открытый космос, притом что часть его тела (например, ноги) остается внутри корабля.
В течение восьми минут командир «наслаждался видами Индийского океана» с высоты апогея в 740 км, прежде чем корабль пересек линию терминатора. Затем Айзекман спустился в кабину, а наружу вылезла Гиллис. Она выполняла стендап семь минут, но ее ВКД проходила на меньшей высоте, между 550 и 600 км.
Гиллис стала самым молодым человеком, совершившим выход в открытый космос. Когда в марте 1965 года пилот «Восхода-2» Алексей Леонов совершал первый в истории выход в открытый космос, ему тоже было 30 лет, но Гиллис на несколько недель моложе тогдашнего Алексея Архиповича.
Каждый выход от открытия до закрытия люка длился около 26 минут, чуть меньше запланированных получаса. Если считать с момента начала подачи в скафандры кислорода, операция продолжалась 1 час 46 минут. В это время давление в кабине равнялось забортному (0 кПа), в то время как в скафандрах поддерживалось 35 кПа. В трансляции можно было видеть, как настенные панели в кабине выгибаются наружу, распираемые находящимся под ними газом. Вместе с панелями наружу выгибаются такие элементы, как туалет, находящийся «на потолке», и задние поверхности пульта управления. После закрытия люков давление в корабле было восстановлено до исходного атмосферного в 100 кПа.
Неудобные скафандры
Во время стендапа Айзекман и Гиллис по очереди высовывались из переднего люка, проводя, как и планировалось, «проверку гибкости новых скафандров Made in SpaceX» и держась при этом за металлический поручень с киношным названием «Скайуокер». Нос корабля направлялся к Земле для наилучшего обзора, а передняя полусферическая крышка-колпак, закрывающая люк, служила щитом от микрометеороидов.
Во время выхода непрофессиональные астронавты крепились к кораблю с помощью фала длиной 3,5 м, в котором проходят шланги подачи сжатого кислорода и «информационный» кабель. Фал (который в репортажах SpaceX именовался «пуповиной» или «шлангом») присоединялся к разъему на правом бедре скафандра.
Выходной скафандр миссии Polaris Dawn представлял собой модернизированный вариант аварийно-спасательного скафандра SpaceX. Официально изменения сводятся только к внутреннему дисплею шлема для отображения информации, «золотому козырьку» — светофильтру, покрытому слоем меди и оксида индия и олова для смягчения воздействия прямых солнечных лучей, новым уплотнениям, более толстым перчаткам и ботинкам, а также к дополнительной защитной оболочке с токопроводящим слоем (во избежание возникновения электростатики). Тело охлаждается за счет усиленного потока вентилирующего кислорода, подводимого к рукам, ногам и спине.
1 / 9

















Трудности в создании «выходного» скафандра стали одной из причин задержки миссии Polaris Dawn почти на год, хотя SpaceX утверждала, что «разработка прошла в рекордно короткие сроки, а полет продемонстрировал жизнеспособность концепции. Эта модель пригодится для других миссий, таких, например, как ремонт телескопа Хаббл во время Polaris II или возможных ВКД в пилотируемых полетах Starship».
Специалисты со скепсисом воспринимают подобные заявления: слишком уж много «особенностей» у новых «пустолазных костюмов». В частности, нет автономной системы жизнеобеспечения, позволяющей астронавтам отдаляться от корабля на значительное расстояние, есть сомнения в возможностях терморегулирования, противометеорной защиты и, главное, большие вопросы к подвижности.
Известные блогеры типа Тима Додда независимый анализ ВКД на основе имеющихся видеокадров. Они обратили внимание на то, что уже во время испытаний на Земле новые скафандры (которые совмещают функции как выходных, так и аварийно-спасательных) отличались от старых: «Когда Джаред надевал скафандр перед тем, как войти в капсулу, можно было видеть, как он проверяет молнии на животе, которые идут по спирали и позволяют одеваться по-другому, — замечает Додд. — В предыдущих скафандрах SpaceX «застежка-молния» проходила по внутреннему брючному шву».
Способ одевания и герметизации изменился, по-видимому, из-за того, что разработчики добавили шарниры в области коленей для увеличения подвижности ног, из-за чего старый способ надевания уже не годился. Конечно же, все заметили «порт» для крепления шланга подачи кислорода на правом бедре.
Поскольку выходной скафандр делался на базе аварийно-спасательного, оптимизированного на позу сидения в кресле корабля и ограничивающего подвижность астронавта в стоячем положении, еще при посадке в корабль обращает на себя неестественное положение членов Polaris Dawn, пытающихся перед заходом в башню обслуживания взглянуть на верхушку ракеты. «Почти также неестественно изгибают тело [в подобных ситуациях] члены других миссий SpaceX — поскольку у них нет возможности запрокинуть голову, им приходится наклоняться назад и опираться на ноги. Посему я думаю, что скафандры не сильно изменились, в том числе в плане обеспечения жизнедеятельности. По видимому, вентиляция и терморегулирование по-прежнему полностью зависят от бортовых систем корабля, которые подают смеси газов, необходимых для полета», - отмечает Тим Додд.
Resilience оснастили дополнительными баллонами с кислородом и азотом, а к переднему люку добавили новые краны подачи азота (газ идет после повторной герметизации кабины, подача кислорода в атмосферу корабля в это время идет из системы вентиляции скафандров) и дополнительные ручки для облегчения открытия люка в наддутых перчатках. Некоторые материалы, склонные к выделению газов после воздействия вакуума, пришлось заменить, как и другие, но уже из-за большего риска возгорания в кислородной атмосфере перед началом ВКД.
После подключения шлангов скафандры экипажа подвергались проверке герметичности: тело астронавта раздувалось от избыточного внутреннего давления, а руки отрывались и зависали в положении перед грудью. «Это естественное положение, которое принимает скафандр при надувании, — замечает Додд. — Если бы оболочка была наддута и в ней никого не было, она приняла бы именно такое положение. И это — ответ на вопрос, который интересует многих: что Джаред делал левой рукой, когда находился в открытом космосе? И ответ заключается в том, что положение руки приходится изменять с силой; когда [человек] расслаблялся, штанины и рукава принимали «естественное» положение. Но полноценного плечевого сустава нет, поэтому это положение выглядит неестественно».
В телетрансляции видно, как во время ВКД Айзекман проверяет подвижность скафандра: он поднимает одну руку вверх, чтобы она не мешала двигать другой рукой, и определяет, насколько свободны движения. Видно, что руки сгибаются медленно и с усилиями, а после возвращаются в исходное положение. Это происходит из-за давления, распирающего герметичную оболочку изнутри.
На видео и фотоматериалах Polaris Dawn заметно, что шланги подачи газов в выходные скафандры длиннее обычных, используются во время запуска и посадки, и покрыты белым, а не черным материалом. Предполагается, что они имеют более надежную систему крепления, позволяющую манипулировать ими в перчатках в условиях вакуума.
Наблюдатели также отметили отличия кресел, которые стояли в этот раз в корабле, что было видно при пересаживание астронавтов со своих мест перед выходом, а также наличие нашлемных видеокамер, чтобы зритель смотрел на всё происходящее глазами участников полета.
Космический туризм взял новую высоту
В течение четвертого дня проверялась лазерная связь, предназначенная, среди прочего, для проведения медицинских телеконференций. Посредством лазера Resilience связался со спутниками Starlink, которые летели на 200 км ниже корабля. Хотя эта операция проводилась ниже начальной орбиты, она превзошла рекорд экспедиции STS-31 к "Хабблу" — самую высокую из программы шаттла (621 км) и высоту полета Inspiration4 (585 км).
На борту Polaris Dawn, согласно официальному отчету, проведено 36 научных экспериментов. Однако, их детали не сообщались и научная ценность неизвестна. Зато известно, что на борту были сувениры, в том числе серебряный слиток, из которого планируется отлить медали для Олимпийских игр 2028 года в Лос-Анджелесе, закуски, предоставленные фирмой Doritos в качестве рекламной акции, и четыре комплекта роскошных швейцарских часов от IWC Schaffhausen, которые будут проданы на аукционе для сбора пожертвований на детскую больницу Святого Иуды в Теннесси.
Вторая автономная миссия корабля Crew Dragon продолжалось 4 суток 22 часа 14 минут, вдвое больше, чем у Inspiration4. Корабль совершил 75 витков вокруг Земли и 15 сентября 2024 года приводнился у островов Драй-Тортугас у побережье Флориды. Это рекорд продолжительности полета корабля компании SpaceX без стыковки с МКС и рекордный по продолжительности полет туристов.
Главным достижением миссии Polaris Dawn, несомненно, является первый в истории выход в открытый космос непрофессиональных астронавтов. При этом сами цели стендапа - любование Землей - говорят о том, что все это понадобилось для создания элементов будущей индустрии космических развлечений.
Этот успех дополняется рекордом, установленным 11 сентября — достижением апогея орбиты в 1408,1 км, а также тем, что Гиллис и Менон стали первыми женщинами, которые на сегодня улетели дальше всех от Земли. Да, Гиллис еще сыграла на скрипке в невесомости с эффектно вставшими дыбом волосами.
Медийный эффект слегка подпортили не столь яркие виды ВКД. Выяснилось, что скафандры SpaceX далеки от совершенства и нуждаются в доработке для того, чтобы использоваться даже для развлекательных выходов в открытый космос.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Далее мы узнаем что на Королёва дал показания Глушко, а потом перевёл стрелки на Костикова?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер