• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

souzveche.ru

Анатолий ВАССЕРМАН: Двигатель «Буревестника» работает так же, как современный пылесос - Союзное Вече


Ядерная энергетическая установка скоро придет на смену традиционным ракетоносителям.

НУЖНЫ БОЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ?
– У меня такое впечатление, что Запад не воспринял «Буревестник». Неужели для того, чтобы там поверили в серьёзность наших намерений, непременно надо провести боевые испытания, как год назад с «Орешником»?
– Я надеюсь, что до ядерного удара дело не дойдёт. К сожалению, Западные страны убеждены, что Россия не применит ядерное оружие, включая «Буревестник» или «Орешник». Они исходят из того, что сами бы быстро, как говорил один американский генерал о Вьетнаме, «вбомбили бы» Украину в каменный век». То, что мы этого не делаем трактуют как слабость.
Они не понимают главного: для нас украинцы — часть русского народа, временно находящаяся под влиянием ошибочных идей, но способная их переосмыслить. Это подтверждают референдумы в Херсонской и Запорожской областях, где спустя полгода после освобождения большинство проголосовало за воссоединение с Россией. На других освобождённых территориях, вероятно, будет аналогичный результат. Сейчас люди молчат из-за страха за близких, но после устранения там власти террористической организации, люди вспомнят, что они - русские. Запад этого просто не осознаёт. Они видят, что мы не бьём в полную силу и уверены, что и по ним мы в полную силу бить не рискнём.
Анатолий ВАССЕРМАН: Двигатель «Буревестника» работает так же, как современный пылесос
Фото: Владимр ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru
ТЕХНОЛОГИЯ «ЦИКЛОН»
– Работы по созданию ядерных ракетных двигателей велись в СССР ещё в 1970-х годах. На Байконуре был даже специальный стенд для их испытания.
– Я впервые прочел о таких проектах в шесть лет, в 1958 году. Уже тогда начинали с этим работать, изучали разные возможные схемы таких двигателей. Действительно, потом появились опытные образцы для наземных испытаний, но до массового производства дело не дошло именно из опасения аварийных ситуаций. Прошедший испытания, когда «Буревестник» «парил» в воздухе четырнадцать часов, а мог и больше, и потом, судя по всему, ракету смогли где-то посадить, показали, что проблемные моменты удалось преодолеть.
Конечно, мы не знаем, какой именно принцип работы ядерного двигателя взяли за основу наши конструкторы, но лично мне ближе всего газофазная модель. В ней работают пары урана, нагретые до более чем 2000 градусов. Они поступают в цилиндрическую камеру сгорания, туда же по касательной идёт рабочий газ, скорее всего – углекислый. Там они закручиваются в вихревой поток. Поскольку пары урана значительно тяжелее, чем углекислота, их «отбрасывает» к стенкам, и наружу не выходит. А раскалённый углекислый газ выбрасывается через сопла, создавая реактивную струю.
– Примерно так же работает технология «Циклон» в современных пылесосах. Засасываемый грязный воздух закручивается в вихрь, пыль «отбрасывается» в пылесборник, а чистый воздух выходит наружу.
– И эта технология пришла из оборонки. В 1943 году циклонные воздушные фильтры помогли увеличить продолжительность работы двигателей В-2, стоявших на танках Т-34, КВ и ИС, в четыре раза! С 25 до ста часов.
ЗВЁЗДЫ СТАНУТ БЛИЖЕ
– Наверное, и этот ядерный двигатель со временем переместится в бытовую технику. Морские лайнеры, железнодорожные локомотивы и пассажирские самолёты...
– Поплывут, поедут и полетят на ядерном топливе, но не так скоро. Для того, чтобы «одомашнить» ядерный реактор потребуется еще не одно десятилетие, поскольку вопросы безопасности для гражданской техники стоят куда острее, чем для военных ракет. Не знаю, смогу ли полетать на самолете с ядерным двигателем, но вы, лет через двадцать-тридцать, точно сможете, доживете.
– А как со звёздами? Космические ракеты на ядерные двигатели перейдут?
– Думаю, да. Вторым применением после ракет типа «Буревестника» наверняка будут ядерные двигатели для первой, стартовой ступени космических ракет. Они сейчас работают на химическом топливе, но его энергия сравнительно мала. Поэтому ракеты на химическом топливе должны очень жёстко экономить весе. Это, в частности, приводит к тому, что компоновка деталей там сверхплотная. Для того, чтобы проверить после полета космический многоразовый корабль, требуется потратить времени не многим меньше, чем уходит на его полную сборку.
– Да и цена такая, что на эти деньги можно запустить несколько наших одноразовых «Союзов».
– Ядерная первая ступень обеспечит несравненно большую грузоподъемность, чем химическая. Требования к массе конструкции, а значит и к её компоновке, поменяются. А это значит, что многоразовые космические конструкции станут, наконец, выгодны.
РИСКИ
ЧЕРНОБЫЛЯ НЕ БУДЕТ
Авария к катастрофе не приведёт
Анатолий ВАССЕРМАН: Двигатель «Буревестника» работает так же, как современный пылесос
Не надо запугивать людей катастрофой в Припяти, «Буревестник» не такой.
 Фото: kpmedia.ru

– Но, если в такой ракете что-то «пойдёт не так», мы получим маленький «Чернобыль»?
– Вовсе нет. Даже очень маленького не получим. Конечно, радиационное заражение местности будет, но кране незначительное и легкоустранимое.
При аварии на Чернобыльской АЭС разлетелось одновременно несколько десятков тонн высокорадиоактивных продуктов деления урана. Такого количества радиоактивных веществ не может получится ни при каком взрыве ядерной или термоядерной бомбы. Даже знаменитая «Царь-бомба» - хрущёвская «Кузькина мать», мощностью пятьдесят Мегатонн, взорванная на Новой Земле в 1961 году, не произвела того заражения местности, как в Чернобыле. А у ракеты типа «Буревестника», даже при столкновении со скалой и самих высокорадиоактивных обломков и осколков будет не так много, и разброс их будет незначителен.
САММИТ
ТРАМП ПРИВЫК ТОРГОВАТЬСЯ
Состоится ли встреча на высшем уровне в Будапеште?
– Многие говорят, что испытание должно было стать нашим козырем на встрече Путина и Трампа в Будапеште. Теперь же вообще непонятно, состоится ли она.
– Я не думаю, что «реяние» подгадали к возможному сроку саммита. Такие испытания готовятся очень долго, и, скорее всего, их начали готовить задолго до того, как Трамп предложил встретиться в Будапеште.
Ну, а встреча рано или поздно состоится. Сейчас Трамп попытался в соответствии со своими навыками ведения торгов на нас надавить. У него своя технология сделок, к которой он пришёл ещё когда не занимался политикой. Для начала он выкатывает «предъяву» по максимуму. Если партнер сразу подымет руки и сдастся, Трамп получает максимум. Если партнер упирается, он немного снижает требования.
Похожего поведения он ждёт и от партнёра. Беда в том, что он не учитывает: наш Президент не торгуется, он сразу сообщает конечный уровень своих требований. А смягчать свои условия без каких-то уступок с нашей стороны для Трампа достаточно непросто. Вот с этим и связаны пробуксовки в переговорах.
ПРОГНОЗ
ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
В ближайшие десятилетия мир станет другим
– Что ждет наши страны и мир, скажем, через двадцать лет?
– На мой взгляд, за это время завершится процесс воссоединения России, примерно в границах страны, которая называлась Союз Советских Социалистических Республик.
– Включая страны Прибалтики?
– Да, для Европейского Союза они – чемодан без ручки. Бросить жалко, нести тяжко. А для нас это очень серьезный ресурс во многих отношениях. Поэтому мы можем распорядиться возможностями этих республик несравненно лучше, чем Европейский Союз.
Кроме того, за двадцать лет завершится демонтаж нынешней системы международного разделения труда, опирающейся на идею узкой специализации целых государств. Поначалу казавшаяся весьма перспективной она фактически привела к резкому падению всего мирового производства. Просто потому, что невозможно все население одной страны занять в двух-трех направлениях, в этом случае большая часть оказывается не у дел. Кстати, деятельность Трампа очень сильно способствует демонтажу системы узкой специализации.
Ну, а когда эти два процесса закончатся, общество настолько изменится, что дальше уже прогнозировать просто бессмысленно.
Полностью это интервью вы можете посмотреть на нашей видеостраничке.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


🔹 Как обстоят дела с «Союзом-7» (aka «Амур-СПГ»)? Что там с двигателями? На каких космодромах планируются площадки под него?
Игорь Маринин: Работы по «Амуру СПГ» идут в Самаре в РКЦ «Прогресс». Стартовый комплекс для него планируется построить на Восточном.
🔹 Ранее Вы написали что считаете создание аналога Старшип в России не оптимальным. А какую новую технологию запуска по Вашему мнению стоит развивать?
Игорь Афанасьев: Представляется, что необходимо сосредоточиться на вопросах экономики пусков. Одним из путей снижения стоимости пусковых услуг может быть использование многоразовых или частично многоразовых средств выведения типа ракеты-носителя «Амур-СПГ» с возвращаемой первой ступенью. Создание аналога «Старшипа» возможно только при появлении задач, требующих увеличения грузопотока на орбиту как минимум на 1–2 порядка.
🔹 Почему не планируется использование относительно новых блоков МКС при строительстве станции РОС?
Игорь Маринин: Этот вопрос рассматривается.
🔹 В российских СМИ часто говорят, что управление американским кораблём Dragon сильно отличается от российского «Союза». Якобы на Dragon требуется много ручных операций. Это правда?
Игорь Афанасьев: По умолчанию все функции Crew Dragon полностью автоматизированы. Но экипаж может взять управление на себя в экстренных ситуациях. Обычно это происходит, если на Земле замечают проблемы с автоматикой. Пульт управления на корабле служит для повышения безопасности. Он оборудован тремя большими сенсорными экранами. На них в графической форме показаны, в частности, элементы управления полётом корабля. Интерфейс напоминает видеоигру: панели с инструментами можно легко сворачивать и быстро переключаться между ними.
🔹 При определенных скоростях и углах вхождения в атмосферу могут сложиться такие условия, что корабль может «отскочить» от атмосферы. Могу ошибаться, но, вроде, такое использовалось при некоторых возвращениях «Аполлонов». А на «Союзах» (Востоках/Восходах) такое бывало?
Игорь Маринин: Не запланированных «отскоков» от атмосферы не было. А вот запланированные были. При возвращении с Луны, спускаемые аппараты лунных облетных кораблей «Зонд-6», «Зонд-7» и «Зонд-8» в 1968-1970 годах «чиркали» об атмосферу Земли, тем самым гася вторую космическую скорость. После этого вновь входили в атмосферу и совершали спуск в заданный район. Командные модули «Аполлонов» входили в атмосферу, тормозились, изменив «угол атаки», благодаря чему поднимались с 55 км примерно до 70. При этом скорость СА снижалась с 11 км/с до 6 км/с. Затем вновь менялся «угол атаки», при этом скорость снижалась до 3,5 км/с. Затем следовал обычный спуск. Командные модули «Аполлонов» в отличие от советских «Зондов» не «выпрыгивали» из атмосферы.
🔹 Когда будет следующий запуск «Старшип», который состоится днём по мск, но не поздно ночью? 12 полёт состоится днём или ночью?
Игорь Афанасьев: С развитием системы Starship и усложнением задач, а также переходом к усовершенствованной версии ракеты (Starship V2), появились новые требования. В 2025 году компания начала проводить запуски вечером по местному времени, что соответствует ночному времени по московскому времени.
На данный момент информация о дате следующего запуска (полёт 12 или первый полёт новой версии) отсутствует в доступных источниках.
🔹 Сколько «Протонов» ещё осталось? Известна ли полезная нагрузка и даты/сроки запуска оставшихся? Что планируется делать со стартовым комплексом и сопутствующей инфраструктурой?
Игорь Маринин: Сколько «Протонов» осталось сказать трудно. Они в разной степени готовности к пуску. Один пуск будет в этом году. Дальнейших утверждённых планов пока нет. После «отстрела" всех «Протонов», которые можно будет собрать, стартовые комплексы на 91 и 200 площадках выведут из аренды у Казахстана.
🔹 Расскажите, какая ситуация с двигателями на новых принципах? На какой стадии перспективные разработки двигателей? Как далеко человечество в этом продвинулось?
Игорь Афанасьев: Разработка двигателей на новых принципах пока находится на стадии теоретических расчетов, лишь иногда переходя на уровень лабораторных разработок или создания прототипов.
Основные направления и их стадии:
1. Ядерные тепловые двигатели (деление ядра)
Это не совсем «двигатели на новых принципах», но наиболее близкая к реализации технология, находящаяся на этапе разработки прототипов и подготовки к летным испытаниям. Эти двигатели почти на порядок увеличат массу аппаратов, отправляемых в дальний космос, и сократят время полета. Демонстратор технологии запустят в ближайшие 10 лет.
2. Термоядерные двигатели
Ведутся фундаментальные исследования и концептуальное проектирование двигателей на управляемом термоядерном синтезе для достижения высоких скоростей, увеличения массы и сокращения времени полета. До рабочего образца еще далеко из-за множества нерешенных проблем.
3. Двигатели на антиматерии
Теоретические исследования и эксперименты по получению антиматерии ведутся из-за ее огромной энергоэффективности при аннигиляции. Но промышленное производство и хранение антиматерии для космических кораблей пока невозможно из-за технологических ограничений.
4. Полевые, «экзотические» и другие концепции.
Маргинальные эксперименты, нарушающие законы сохранения импульса, не получили признания. Большинство независимых проверок не подтверждают наличие тяги. Общепризнанных двигателей на новых физических принципах пока нет.
Человечество достигло прогресса в химических ракетных двигателях, но прорывные технологии на новых физических принципах, такие как ядерные, термоядерные и антиматерия, находятся на ранней стадии или в долгосрочных исследованиях.
🔹 Могут ли Союзы (и если могут, то каким образом) контролировать траекторию спуска, точку посадки: могут ли «подрулить» вправо/влево, немного «поднять» или «опустить» траекторию?
Игорь Маринин: Место посадки спускаемого аппарата (СА) корабля «Союз» определяется баллистическим расчетом на Земле. В нем учитываются многие факторы, такие как дата посадки, номер суточного витка и высота орбиты МКС, атмосферное давление, сила ветра на разных высотах и многие другие. Исходя из этого рассчитывают точное время расстыковки, время включения и длительность тормозного импульса корабля. Все эти параметры закладываются в бортовую ЭВМ, и СА спускается в запланированное место посадки. На точность влияют: опоздание с расстыковкой или выдачей тормозного импульса, изменения параметров атмосферы и многие другие факторы. Так что точность приземления СА «Союза» составляет несколько километров. При сильном отклонении траектории спуска от расчетной, а значит и большого смещения места посадки, космонавт, находящийся в СА, может вручную подкорректировать его траекторию. Все космонавты проходят тренировку в ЦПК по «Ручному управлению спуском» в центрифуге, которая создает перегрузку, близкую к реальной какую испытывает космонавт в корабле во время снижения.
🔹 Учёные на Западе всё чаще пишут, что «продукты сгорания спутников, которые сходят с орбиты, приводят к насыщению атмосферы металлами». Так ли это? Ведь кроме спутников на Землю постоянно падают микрометеориты. Это происходит многие миллиарды лет...
Игорь Афанасьев: Учёные подтверждают: атмосфера насыщается металлами из-за сгорания спутников и космического мусора — тревожная тенденция.
При этом сейчас масса сгорающих искусственных объектов пока невелика в сравнении с ежедневным потоком микрометеороидов (по оценкам, на Землю ежедневно падает 10–100 т метеоритов; металлические составляют около 5 %, железо-каменные — около 1 %). Однако доля космического мусора постепенно растёт.
Ключевые отличия искусственного потока металлов от естественного:
Состав. Спутники и ступени ракет содержат алюминий, титан, вольфрам, литий, медь, свинец — элементы, редкие или отсутствующие в микрометеороидах.
Распределение. Продукты сгорания спутников концентрируются в верхних слоях атмосферы и стратосфере, где накапливаются. Метеороиды сгорают во всей толще атмосферы, их вещества распределяются равномерно.
Происхождение. Поток металлов от спутников — новый антропогенный фактор. С ростом числа запусков (например, Starlink) он усиливается. В ближайшие десятилетия искусственный поток может сравняться с естественным или превысить его.
Возможные последствия:
Ущерб озоновому слою: оксиды алюминия могут способствовать его разрушению.
Изменение химии стратосферы: присутствие искусственных металлов способно повлиять на атмосферные процессы (например, на образование облаков).
Непредсказуемые долгосрочные эффекты: накопительное воздействие может негативно сказаться на экологии и, возможно, на магнитном поле Земли.
Хотя естественный приток металлических частиц в атмосферу продолжается постоянно, рост доли искусственных металлов от космического мусора создаёт новую проблему, требующую внимания научного сообщества и космических агентств.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
7 лучших приложений для наблюдения за звездным небом: без телескопа в реальном времени

Смотрим вверх
7 лучших приложений для наблюдения за звездным небом: без телескопа в реальном времени
3 ноября 2025 года, 13:30
IAuthor avatarАнна Тернавская
Если у вас нет телескопа, но наблюдать за звездным небом очень хочется, — это не проблема. Достаточно установить на смартфон подходящее приложение, которое поможет находить звезды, планеты, созвездия и спутники в режиме реального времени. Pro Космос сделал подборку лучших бесплатных приложений, которые точно стоит скачать перед ночной прогулкой.
Содержание
1Stellarium2Star Walk 2 Plus3Sky Tonight4«Звездная карта» 5Star Roam6Universe Star Finder7Sky Map
Спойлер
Приложения для наблюдения за звездным небом очень популярны среди любителей космоса. Чаще всего их программное обеспечение работает на базе GPS, акселерометра и гироскопа: они отслеживают местоположение и ориентацию телефона в пространстве, а также показывают карту звездного неба там, где вы находитесь. Это позволяет без труда определять планеты и звезды — никаких специальных знаний и увеличительных приборов не понадобится.
Вот семь приложений, с которыми интереснее всего наблюдать за звездным небом.
Stellarium

StellariumStellarium — отличный путеводитель для всех любителей космоса. Интерактивный атлас небесных тел позволяет находить космические объекты на небе
Stellarium — это приложение-планетарий с большой теоретической базой, которое помогает находить космические объекты.
  • Функции: в приложении можно рассмотреть звезды, созвездия и спутники, а при нажатии на конкретный объект увидеть его краткое описание, альтернативные названия, расстояние от Земли и другие данные. В приложении есть раздел «Культура неба», где рассказывают о развитии астрономии в разных частях света. С платной подпиской станет доступна информация о 1,6 миллиарда звезд, а космические объекты получится рассмотреть более детально.
  • Стоимость: бесплатно (с дополнительными платными функциями). 199 руб. в месяц или 449 руб. однократно. Оплатить можно с зарубежного аккаунта Google Play.
  • Язык: русский.
  • ОС: Android, iOS.
Скачать в Google Play для Android 
Скачать в AppStore для iOS
Star Walk 2 Plus

Star Walk 2 PlusStar Walk 2 Plus показывает созвездия в виде хрустальных 3D-фигур
Star Walk 2 Plus — это карта неба с дополненной реальностью и интерактивный гид по космосу.
  • Функции: приложение показывает созвездия в виде хрустальных 3D-фигур. Во время использования на фоне звучит музыка в жанре Space ambient (космическая музыка). 3D-модели объектов можно рассмотреть вблизи, а с платной подпиской узнать мифы и легенды о созвездиях. Также в приложении доступен астрономический календарь — он покажет, когда видно различные космические явления, например, метеорный поток или новолуние.
  • Стоимость: бесплатно (с дополнительными платными функциями). Разовая покупка — 990 руб., подписка на год — 590 руб., на месяц — 85 руб. Оплатить можно с зарубежного аккаунта Google Play.
  • Язык: русский.
  • ОС: Android, iOS.
Скачать в Google Play для Android
Скачать в AppStore для iOS
Sky Tonight

Sky TonightВ Sky Tonight есть AR-камера: если навести ее на небо, звезды будут отображаться на экране поверх изображения
Sky Tonight — приложение от создателей Star Walk. Интерактивная карта ночного неба, на которой можно отслеживать движение космических объектов.
  • Функции: приложение дает сводку по объектам, которые видно сегодня, и показывает лучшее время для наблюдений. Можно узнать развернутую информацию о звездах, планетах, спутниках, созвездиях и почитать астроновости. Также в приложении есть AR-камера: если навести ее на небо, звезды и другие объекты будут отображаться на экране поверх изображения.
  • Стоимость: бесплатно (с дополнительными платными функциями). Бессрочная подписка — 1490 руб., в месяц — 75 руб. Оплатить можно с зарубежного аккаунта Google Play.
  • Язык: русский.
  • ОС: Android, iOS.
Скачать в Google Play для Android 
Скачать в AppStore для iOS
«Звездная карта» 

Звездная картаВ Звездной карте можно посмотреть трехмерную модель Солнечной системы, фазы Луны и многое другое
«Звездная карта» — это приложение с простым интерфейсом, которое покажет космические объекты из точки, где находится пользователь.
  • Функции: приложение помогает определить положение космических объектов — достаточно навести телефон на небо. Также в нем можно увидеть трехмерную модель Солнечной системы, фазы Луны, узнать время восхода и заката.
  • Стоимость: бесплатно.
  • Язык: русский.
  • ОС: Android, iOS.
Скачать в Google Play для Android 
Скачать в AppStore для iOS
Star Roam

Star RoamВ Star Roam есть раздел Star Event — там можно установить будильник к разным космическим событиям
Star Roam — приложение, которое показывает космические объекты в режиме реального времени и помогает вовремя увидеть астрономические явления.
  • Функции: приложение, которое показывает созвездия, небесные тела и их 3D-модели. При нажатии можно увидеть необходимую информацию, например, тип объекта, длительность звездных и солнечных суток и размер. Также в приложении есть раздел Star Event, в котором установлены будильники к разным космическим событиям. Например, к кульминации Луны в первой четверти.
  • Стоимость: бесплатно (с дополнительными платными функциями). Разовая оплата — 5499 руб., подписка на год — 4699 руб., на неделю — 469 руб. Оплатить можно с зарубежного аккаунта Google Play.
  • Язык: английский.
  • ОС: Android.
Скачать в Google Play для Android
Universe Star Finder

Universe Star FinderUniverse Star Finder разрешает пользователям настраивать его под себя, например, убирать названия созвездий
Universe Star Finder — приложение Международного реестра небесных объектов, которое помогает распознавать звезды и планеты.
  • Функции: у приложения простой интерфейс и функционал: оно показывает космические объекты, расстояние до них и небесные координаты. Universe Star Finder можно настроить под себя: убрать или показать названия созвездий, их 3D-визуализацию, а также линии меридиан.
  • Стоимость: бесплатно.
  • Язык: английский.
  • ОС: Android, iOS.
Скачать в Google Play для Android 
Скачать в AppStore для iOS
Sky Map

Sky MapВ Sky Map есть «машина времени» — там указаны значимые для астрономии даты, в частности, посадка «Аполлона-11» на Луну
Sky Map — приложение-карта, которое помогает искать планеты и туманности на звездном небе.
  • Функции: в приложении есть галерея снимков космического телескопа «Хаббл», которая позволит самостоятельно найти на небе любой объект. С его помощью получится путешествовать во времени и наблюдать, как менялось расположение космических объектов. В «машине времени» есть значимые для астрономии даты: посадка на Луну «Аполлона-11» и транзит Меркурия в 2016 году.
  • Стоимость: бесплатно.
  • Язык: русский, английский.
  • ОС: Android.
Скачать в Google Play для Android
Любое из этих приложений поможет найти в небе Большую Медведицу. Более подробную инструкцию с описанием того, как выглядит это созвездие и сколько в нем звезд, оставили здесь.
Читайте также:
Фото на обложке Freepic
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Контакт подъема
Про жизнь

Я всегда мечтал сделать документальный фильм. Ну, вернее написать к нему сценарий. Однако любая документалка, даже без натурных съемок, это всегда недешево. И вот вдруг...

Все началось с того, что команда Роскосмос Медиа выиграла грант Вконтакте на создание научно-популярного сериала, о дальнем будущем космонавтики. Это было непросто, но благодаря слаженной работе шести человек, мы смогли доказать комиссии, почему стоит профинансировать этот проект. И да, у нас было желание, чтобы текст начитывала медийная личность, роль которой мы предложили Стасу Асафьеву.

Время реализации гранта очень жесткое, всего 2,5 месяца вот вообще на все. Сценарии с Мишей Силиным мы писали за девять дней. Восемь сценариев за девять дней. Это был какой-то адский кранч, в котором я просыпался и садился за сценарии, пока не наступала ночь.

Я пересмотрел сотни научных статей с разными предположениями как надо бурить лед Европы, терраформировать Венеру и запускать космические аппараты с солнечным парусом. Многие из них противоречили друг другу, так что я почти уверен, что наши сценарии можно разбить в пух и прах и предложить совсем другой вариант развития событий. Наверняка, но в этом и заключается суть проекта – дать толчок для дискуссии, заставить задуматься, мечтать, приближать это будущее.

Все сцены со Стасом Асафьевым мы отсняли за один день, 1 октября. За трое суток до этого застроили студию, создав космический антураж, который вы можете увидеть на кадрах со Стасом. Восемь серий за один день. Часов восемь-девять непрерывной съемки.

И да, мое уважение Стасу. Я видел очень многих разных людей на съемочной площадке, но такой профессионализм, работоспособность и желание сделать хорошо – впервые. Нужно было сажать специального человека, который бы считал сколько раз за смену Стас сказал – «Дайте еще раз попробуем переснять эту сцену». До съемок, я почти не смотрел ролики с ним, но при встрече был очарован – отличная команда, умение работать, это дорогого стоит.

Дальше началась визуализация и работа с нейросетями. И да, я слышал много раз – лучше бы сделать видео, профессиональную трехмерку. Извините, но с нашими бюджетами, это просто нереально. Если ты не Netflix и не BBC, это твой единственный вариант, при съемке фантастики дальнего прицела. Отбраковывай десятки кадров, ищи интересные ракурсы, надейся, что это будет смотреться.

И вот, уже вышла первая серия, на подходе вторая, всего же их будет восемь. Смотрите, критикуйте, комментируйте. Мы просто попытались заглянуть в будущее, и будем рады, если вы сделаете свою, более убедительную попытку.

И да, спасибо всей команде РК Медиа, кто билась за этот грант и помогала создавать проект. Элина, Аня, Макс и Миша, и все-все-все остальные – вы крутые и я рад, что мне довелось поработать с вами. И мы продолжаем! Stay tuned!




Тем временем, у нас вышла необычная коллаба с Роскосмос Медиа!

Какое-то количество времени назад, к нам приходят ребята и говорят «Мы хотим рассказывать всякие интересные штуки про космос (потому что мы, как бы, ну, ЛЕТАЕМ туда), там есть много неочевидных...

1👍35🔥2112🎉1
1.29K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

К 25-летию начала постоянной эксплуатации МКС в пилотируемом режиме энтузиасты запустили в сети потрясающий ресурс, посвященный космической станции: https://issinrealtime.org/

Здесь можно узнать о том, чем каждый день космонавты и астронавты занимались на борту МКС, посмотреть снимки и пресс-релизы, послушать переговоры.

Например, о том,как герметизировали просверленное отверстие в «Союзе МС-09», поиске утечки в модуле «Звезда» и т.д.

Для создания ресурса не понадобились космические бюджеты и многочисленные согласования — всё и так было в открытом доступе, а теперь собрано в одном месте.

Доступ к сайту может быть ограничен с российских IP-адесов. Используйте средства обхода блокировок.
issinrealtime.org
ISS in Real Time
Explore 25 years onboard the International Space Station.
🔥147👏2🙈1
3.05K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


4 ноября 1964 года состоялось торжественное открытие монумента «Покорителям космоса»

Задолго до этого события, в 1908 году, художник и композитор М.К.Чюрлёнис создаёт «Сонату звёзд», картину, в которой словно зашифровывает образ будущего монумента.
Это не пророчество в буквальном смысле, а изображение космической мечты, которая уже жила в сознании человечества.

В этом заключается уникальная способность художников, через образы и символы предчувствовать и заглядывать в будущее.
🔥25👍115
2.01K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьridus.ru

Орбитальная станция «Мир», затопленная и всеми забытая


Космос всегда был и остаётся наиболее привлекательной и в то же время самой враждебной средой для человека. Наверное, выражение Per aspera ad astra (лат.: через тернии к звёздам) наиболее полно характеризует трудности покорения космического пространства, связанные не только с огромными победами, но и величайшими трагедиями.
Стоит только вспомнить гибель в 1967 году трёх американских астронавтов во время пожара на космическом корабле «Аполлон». Не менее трагичной стала смерть трёх советских космонавтов в 1971 году во время спуска с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата.
В 1986 году произошла первая катастрофа с американским шаттлом «Челленджер», на борту которого находилось семь астронавтов. Гибель второго челнока «Колумбия» потрясла всё человечество и стала последним доводом в ходе принятия решения о сворачивании программы полётов шаттлов.
Все эти катастрофы произошли, несмотря на мыслимые и немыслимые меры по обеспечению безопасности полётов и совершенствование спасательных средств. В череде чрезвычайных происшествий (правда, без человеческих жертв) особое место занимает советская и российская орбитальная станция «Мир».
Спойлер

Орбитальная станция «Мир». © Демонстрационный центр ЦАГИ
Проклятие орбитальной станции
Орбитальная станция «Мир» запущена 19 февраля 1986 года с космодрома Байконур. Она проработала 15 лет, 1 месяц и 2 дня, в том числе в течение 9 лет, 11 месяцев и 20 дней непрерывно в пилотируемом режиме, перейдя 27 августа 1999 года в автоматический режим после отключения компьютера «Мира».
Первый экипаж в лице Владимира Соловьёва и Леонида Кизима прибыл на станцию 13 марта 1986 года. На её борту побывало 104 космонавта (в том числе 62 иностранца) из 12 стран мира. С ней состыковались 95 космических кораблей типа «Союз» и «Прогресс».
За время эксплуатации станции выполнено более 23 тысяч научных экспериментов и исследований, совершено 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью 330 часов 8 минут. Станция «Мир» совершила 86 331 виток вокруг Земли. Собственником станции с 1991 года стала РКК «Энергия». С момента запуска и до сведения с орбиты на обслуживание станции «Мир» выделено более 4,2 миллиарда долларов США.
Десятого марта 1997 года с космодрома Байконур в рамках 23-й основной экспедиции (ЭО-23) стартовал корабль «Союз ТМ-25», состыковавшийся через двое суток с орбитальной станцией «Мир». Так началось большое космическое путешествие бортинженера Александра Лазуткина, продлившееся 184 дня 22 часа. Полёт проходил с 10 февраля по 15 августа 1997 года, его продолжительность составила 184 суток 22 часа.
За время полёта произошло небывалое количество нештатных ситуаций: пожар на станции 23 февраля 1998 года, столкновение грузового корабля «Прогресс» с одним из модулей «Мира» и последующая его разгерметизация 25 июня того же года. Всё это могло привести к непоправимым последствиям для всех участников основной международной экспедиции ЭО-23. И это не считая незапланированной жёсткой посадки при возвращении космонавтов на Землю.
В конце октября 2025 года в лектории Демонстрационного центра ЦАГИ (город Жуковский) в рамках дискуссионного клуба прошла встреча с человеком удивительной судьбы — лётчиком-космонавтом РФ, Героем России Александром Лазуткиным. Именно ему довелось в своё время стать участником одной из самых экстремальных в истории космонавтики экспедиций на станцию «Мир».
Герой России Александр Лазуткин.Герой России Александр Лазуткин. © Демонстрационный центр ЦАГИ
Быть лучше всех
Цитировать«С детства хотел стать космонавтом. Причём всё время хотел. В саду играли в космонавтов. С горки как-то прыгнул зимой — получил прозвище Сашка-космонавт. Даже в школе учился хорошо, потому что космонавт должен много знать и быть здоровым. Жаль, но тогда я не знал, что космонавт должен не просто хорошо учиться, а быть лучше всех»,
Как оказалось, в космическом отряде все предметы нужно сдавать на отлично. Как проходили экзамены?
Цитировать«Представьте, что выходите на сцену. Перед вами зрительный зал, где сидит около сотни человек. Каждый из них имеет право задать сколько угодно вопросов по предмету, пока не убедится, что вы действительно всё знаете»,
Космонавт вспомнил, что при таком обучении все выглядели не очень хорошо. Но быть здоровыми — тоже обязанность. Поэтому между занятиями старались бегать, отжиматься, заниматься физкультурой каждую свободную минутку.
В отряд космонавтов Лазуткин зачислен в 1992 году. Но в космос в итоге полетел лишь через пять лет, 10 февраля 1997 года. На корабле «Союз ТМ-25» и станции «Мир» в общей сложности провёл 184 дня и 22 часа.
Цитировать«Невесомость наступила неожиданно. Даже не почувствовал её, поскольку был пристёгнут. Только бортжурнал вдруг завис в воздухе. Провёл под ним рукой и подумал, что я лучше Дэвида Копперфильда»,
Если не кривить душой, первая неделя в невесомости далась ему очень тяжело. Организм всех людей адаптируется по-разному. У него возникало такое ощущение, будто к голове приливала кровь и ничего с этим нельзя поделать. Болели голова и спина. Было очень плохо, а все вокруг твердили, что невесомость — это блаженство.
Цитировать«Просто никому не говорил об ощущениях. Критичными стали шестой и седьмой дни полёта. Почувствовал, что скоро умру. За ужином простился со всеми, но коллеги этого не поняли. Прилетел в модуль и залез в спальный мешок. Простился с собой, поскольку был уверен, что ничего этого больше не увижу. А утром проснулся и с удивлением отметил, что живой»,
Ничего не болело, тошноты не было. Целый день Лазуткин ждал подвоха, но его не было. Организм адаптировался. Вот тогда и наступило обещанное блаженство!
Впрочем, долго наслаждаться и прохлаждаться у находящихся в космосе времени не было. Полёт Лазуткина можно назвать рекордсменом по количеству нештатных ситуаций.
Цитировать«Когда готовился к полёту, мне говорили, что обязательно будет две-три нештатных ситуации, максимум пять. И вот мы полетели, а я стал считать. Отстыковалась третья ступень ракеты, раскрылись солнечные батареи, но не раскрылась до конца одна из антенн. Первое ЧП. К станции лететь двое суток. Ночью включилась сирена — отказывает один из блоков управления системой корабля. Второе происшествие. Подлетаем к станции, корабль идёт в автоматическом режиме. Вдруг при подходе к стыковочному узлу появляется уведомление об аварии, корабль останавливается и начинает улетать от станции прочь. Третье происшествие. Через десять после прилёта произошёл пожар: загорелась кислородная шашка, что было практически невозможно, но случилось. Это четвёртое происшествие. На нём надо остановиться подробнее»,
Пожар в консервной банке во время праздника
Двадцать третьего февраля 1997 года в России отмечался национальный праздник — День защитника Отечества. В центре управления полётами поздравления с Земли по традиции передавались на орбиту.
У праздничного стола собралось шестеро космонавтов, сразу два экипажа. Экипаж 22-й экспедиции в составе Валерия Корзуна, Александра Калери и Джерри Линенджера летал на «Мире» уже полгода и через неделю собирался домой. Экипаж 23-й экспедиций в составе Василия Циблиева и Александра Лазуткина прилетел две недели назад. В качестве гостя вместе с ними прибыл на русскую станцию немецкий космонавт Райнхольд Эвальд. Все шестеро пожелали Земле спокойной ночи и начали готовиться к ужину. Но поесть в этот день не пришлось.
Научно-образовательная встреча. © Демонстрационный центр ЦАГИ
Празднование прервал истошный крик немца Райнхольда Эвальда: «Горим, мужики!» (он хорошо разговаривал по-русски).
Пожар в космосе — это катастрофа и почти всегда смерть. Пожарные на помощь не приедут, гидрантов под рукой нет, от огня и дыма никуда не деться. Даже открыть окно и проветрить помещение не получится — в космосе вакуум, безвоздушное пространство.
Что же случилось? Лазуткин отошел от праздничного стола и начал жечь кислородную шашку. Дело в том, что чистый воздух на орбите вырабатывался из воды, но его хватало только для экипажа из троих человек. Если людей на станции больше, использовались кислородные шашки — генераторы кислорода. Чтобы шестеро человек легко дышали, в день надо сжигать в этих генераторах не менее трёх таких шашек.
Александр Лазуткин. © Демонстрационный центр ЦАГИ
Как вспоминал Лазуткин, он вставил шашку в трубу генератора, сделал все операции, запустил, процесс пошёл. Затем космонавт услышал нехарактерный шум. Он повернулся к установке и увидел, что вокруг жерла пушки генератора горит ткань на мешочке со специальным фильтром. И он побежал за огнетушителем.
Космонавт Циблиев успел раньше. Он схватил огнетушитель и стал тушить возгорание. Огнетушитель работал в двух режимах. В первом варианте пена должна покрывать очаг пожара. Но поскольку струя кислорода от горящей шашки была очень сильной, эту пену она сбрасывала.
Пламя от горевшей кислородной шашки било почти в стену станции, а стены на «Мире» сделаны из тончайшего алюминия. От открытого космоса космонавтов отделяло 1,5–2 миллиметра металла. Это тоньше, чем стенки иной консервной банки. Огонь плавит металл, как масло. Ещё пара минут — и стенка не выдержит. Через дыру в вакуум стравится весь воздух, как вода в воронку. От резкого падения давления в венах закипит кровь...
Космонавт переключился на второй режим работы — жидкость. Раскалённый метал давал много пара, который сразу воспринимался как дым.
Когда Лазуткин возвратился с огнетушителем, он увидел такую картину: на фоне сплошной серой пелены Циблиев тушит очаг возгорания, он был уже в одних шортах, а из шашки рвётся яркое малиновое пламя.
Был только один выход: бросать всё, кидаться в пристыкованные к станции корабли «Союз», срочно отстыковываться от горящей станции и быстрее возвращаться на Землю. На станции было как раз два «Союза», в каждом по три места. Значит, есть шанс спастись всем шестерым. Космонавты экстренно начали готовить корабли к спуску, и только тут поняли, что для одного из экипажей путь на Землю закрыт. Один из «Союзов» находился за очагом пламени и успел заполниться ядовитым дымом. Поэтому все силы бросили на тушение пожара. И потушили. Правда, запах палёной изоляции преследовал космонавтов спустя многие годы.
Обычный эксперимент завершился серьёзной аварией
Шестого апреля к «Миру» запущен с Земли грузовой корабль «Прогресс М34». Он стал в прямом смысле скорой помощью для станции, поскольку доставил космонавтам необходимое оборудование для ремонта, дополнительные кислородные шашки, запчасти для аппаратуры и свежую воду. После разгрузки корабль загружен накопленным на станции мусором, который должен быть отправлен на Землю.
Однако через два месяца на станции планировался эксперимент — ручная стыковка с тем же грузовым кораблём «Прогресс М34». По словам представителей «Роскосмоса» и других космонавтов, обычный эксперимент завершился самой серьёзной аварией за всё время полёта станции «Мир».
Двадцать пятого июня космонавты Циблиев и Лазуткин отрабатывали ручную стыковку корабля «Прогресс» и станции «Мир». Это было нужно на тот случай, если на беспилотном корабле вдруг откажет автоматика. Для эксперимента космонавты отстыковали «Прогресс» и отвели его от станции на пять километров. Затем собрали специальный пульт ручного управления и поставили монитор. На мониторе они видели картинку с телекамеры грузового корабля. Сначала сближение корабля и станции шло медленно, но по расчётам должно быть быстрее, хотя Циблиев выполнял все операции в точности, как требовала программа.
Однако потом что-то пошло не так. Скорость сближения грузовика со станцией начала увеличиваться. Циблиев прекрасно видел это по картинке с телекамеры, поэтому начал тормозить корабль. Но это не помогло.
Шеститонный корабль «Прогресс» врезался в модуль «Спектр» со скоростью 10 километров в час, смял одну из четырёх солнечных батарей корабля и пробил корпус станции. Через него наружу начал уходить воздух. Однако у экипажа был шанс на спасение.
Почтовые марки. © Демонстрационный центр ЦАГИ
Потом специалисты вычислили, что дырка была величиной примерно три квадратных сантиметра, то есть размером с сегодняшнюю рублёвую монету. При такой пробоине давление должно было упасть через 29 минут, после чего космонавты потеряли бы сознание. Помочь им уже никто не смог бы. Но они этого не знали, поэтому действовали, как их учили на Земле в аварийной ситуации.
Лазуткин был уверен, что пробоина находится в модуле «Спектр». Циблиев моментально сообщил об этом на Землю, откуда поступил ответ с рекомендацией попробовать задраить люк в «Спектр». Тогда можно было бы загерметизировать и спасти остальную часть станции. Именно это он и сделал. С момента аварии прошло 14 минут. До точки невозврата у космонавтов оставалось всего 15 минут. Именно эти 15 минут отделяли их от смерти.
Такая грубая «мягкая посадка»
Седьмого августа 1997 года на «Мир» прилетела новая смена — Анатолий Соловьёв и Павел Виноградов (ЭО-24). Неделю шла передача вахты. Четырнадцатого августа Циблиев и Лазуткин начали спуск. Но при посадке на землю случилось новое ЧП. На «Союзе» неправильно сработали двигатели мягкой посадки. Они включились не при приближении к Земле, а на высоте 5,8 километра. Из-за этого посадка стала жёсткой: скорость приземления составила 7,5 метров в секунду. Как заявили отечественные средства массовой информации, экипаж корабля не пострадал.
Цитировать«Удар был страшным. Даже дышать сначала не смог. Подумал: ,,Ничего себе мягкая посадка!" Так мы распрощались с космосом. Живые»,
Итоги полёта долго играли негативную роль в жизни космонавтов. Звание Героев России им присвоено 10 апреля 1998 года — почти через девять месяцев после «мягкой» посадки. Сомнения чиновников были основательны: с одной стороны, космонавты спасли «Мир» от пожара, с другой — чуть не угробили станцию при столкновении с грузовиком «Прогресс». Правда, потом выяснилось, что они не виноваты. Высокие звания присвоены с формулировкой: «За мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе ,,Мир"».
Циблиев и Лазуткин мечтали ещё слетать в космос, но на очередной медицинской комиссии врачам не понравилось здоровье Циблиева. Космонавт ушёл из отряда, а в 2003 году возглавил Центр подготовки космонавтов.
Лазуткин был назначен в экипаж 14-й экспедиции на МКС, но во время тренировок в США ему внезапно стало плохо. Врачи констатировали непроходимость ряда сердечных сосудов. С таким диагнозом лететь в космос нельзя.
Здоровье перечеркнуло планы обоих космонавтов. Его хватило бы ещё не на один полёт, если бы не пришлось тушить в космосе пожар, жить долгие месяцы в жаре, дышать ядовитыми парами и углекислым газом.
Космонавты имели полное право покинуть станцию 23 февраля 1997 года во время пожара. Но тогда и «Мир» не летал бы ещё 44 месяца и на нём не побывало бы ещё пять экспедиций — девять российских космонавтов, два американца, француз и словак.
Окончательная точка в судьбе станции поставлена 23 марта 2001 года, когда «Мир» сведён с орбиты. Его полёт длился 15 лет. Так долго не летала ни одна космическая станция.
Цитировать«Находился в центре управления полётами в момент сведения станции с орбиты и видел, как давался последний тормозной импульс и как точка станции исчезла на экране. Ощущения такие, как будто человек умер. Не только у меня, у всех людей вокруг. Они долго работали с этой станцией и как будто проводили в последний путь хорошего друга»,
Орбитальная станция «Мир». © Демонстрационный центр ЦАГИ




[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Космодайвер

Советская космическая программа порой удивляла оригинальностью используемых решений.

Например, одним из навигационных приборов на борту космических кораблей «Союз» был «Глобус». Своё название он получил за то, что действительно использовал вращающийся глобус для определения положения космического корабля над Землёй.

Этот навигационный прибор представлял собой электромеханический аналоговый компьютер, в котором была реализована сложная система шестерёнок, кулачков и дифференциалов для вычисления положения космического корабля. Устройство также имело несколько реле, соленоидов и других электрических компонентов.

Угол на картинке выше равен 51,8°. Это неспроста: это наклон стандартной орбиты «Союза». В результате простое вращение глобуса вокруг пунктирной линии заставляет целеуказатель отслеживать стандартную орбиту. Вращение двух половинок глобуса вокруг полюсов даёт различные орбиты 51,8° над поверхностью Земли при вращении Земли.

Почему именно 51,8°? Космодром Байконур, место запуска «Союза», находится на 45,97° северной широты, поэтому 45,97° будет наиболее эффективным наклонением. Однако, чтобы старт космического аппарата не проходил над западным Китаем (куда он мог нечаянно шмякнуться), ракету необходимо наклонить севернее, так и получился угол 51,8°.
7🔥5
288 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

samara.kp.ru

«На Марс я бы полетел, но мы пока не готовы»: космонавт Олег Кононенко рассказал об опасностях в космосе, новом корабле и нештатных ситуациях на МКС



Одним из первых прозвучал вопрос о том, если бы Кононенко предложили полететь на Марс, согласился бы он? height=100% width=100%
Одним из первых прозвучал вопрос о том, если бы Кононенко предложили полететь на Марс, согласился бы он?
Фото: Дарья ДОЛИНИНА. Перейти в Фотобанк КП
4 ноября, в День народного единства, в Самаре состоялась встреча с летчиком-космонавтом, Героем России Олегом Кононенко. Мероприятие прошло на базе Самарского университета имени академика С. П. Королева. Космонавт открыл в вузе площадку всероссийской просветительской акции «Большой этнографический диктант», а также рассказал студентам, когда человечество сможет отправить корабли на Марс, когда он сам вновь полетит в космос и какие научные эксперименты сейчас проводят космонавты на орбите.
Спойлер


Олег Кононенко нечасто приезжает в Самару, но каждый его визит вызывает огромный интерес у студентов, представителей науки и журналистов. height=100% width=100%
Олег Кононенко нечасто приезжает в Самару, но каждый его визит вызывает огромный интерес у студентов, представителей науки и журналистов.
Фото: Дарья ДОЛИНИНА. Перейти в Фотобанк КП
Олег Кононенко нечасто приезжает в Самару, но каждый его визит вызывает огромный интерес у студентов, представителей науки и журналистов. Его связь с Самарой —профессиональная и фундаментальная: она связана с ракетно-космической корпорацией «Энергия» и самарским предприятием РКЦ «Прогресс». В 1988 году Кононенко окончил Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский университет) по специальности «Двигатели летательных аппаратов». После института он работал в НПО «Энергия» (Королев), где занимался разработкой операций и оборудования для выхода космонавтов в открытый космос. Многие системы для кораблей «Союз» и орбитальных станций, с которыми он работал, производятся именно в Самаре — на РКЦ «Прогресс».

С 1996 года Олег Кононенко состоит в отряде космонавтов. Он один из самых опытных космонавтов в истории. 15 февраля 2024 года он установил абсолютный мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания в космосе. Всего он пробыл в космосе 1111 дней, что составляет примерно три года и 16 дней.
С 1996 года Олег Кононенко состоит в отряде космонавтов. height=100% width=100%
О полете на Марс
В начале встречи Кононенко подтвердил информацию о том, что готовится снова лететь в космос. «Уже прошел медицину», - сказал космонавт.
Одним из первых прозвучал вопрос о том, если бы Кононенко предложили полететь на Марс, согласился бы он?
«Нет, сейчас бы не согласился, потому что мы пока не готовы к такому полету. Главная проблема — радиация. Существует такое понятие, как накопленная доза облучения. Стоит только выйти за пределы наших радиационных поясов и столкнуться с галактическим излучением — и мы долетим до Марса уже с признаками лучевой болезни. Поэтому я подожду, пока эта проблема не будет решена. Хотя, конечно, с огромным удовольствием бы полетел».
О нештатных ситуациях на МКС
Студентов интересовало, насколько часто на станции возникали нештатные ситуации и можно ли к этому подготовиться на Земле?
В начале встречи Кононенко подтвердил информацию о том, что готовится снова лететь в космос. height=100% width=100%
В начале встречи Кононенко подтвердил информацию о том, что готовится снова лететь в космос.
Фото: Дарья ДОЛИНИНА. Перейти в Фотобанк КП
«Здесь есть важное различие. Нештатные ситуации случаются у нас практически каждый день. Это, как если бы у вас дома вдруг перестала течь вода или погасла лампочка. Постоянно возникают какие-то вопросы с научной аппаратурой или системами станции — это и есть нештатные ситуации. А есть аварийные ситуации — те, что могут привести к потере станции или гибели экипажа. К счастью, за время моих пяти полетов таких ситуаций не было. Ко всему этому мы, конечно, готовимся. Мы отрабатываем действия на случай нештатных ситуаций, а большинство аварийных процедур знаем наизусть».
Также ребята спросили, есть разница между тем, как космонавт себя чувствует в первом полете и уже в последующих.
«Разница огромная. Я бы сравнил ее с первым уроком в школе и защитой диплома в университете. В первом полете была эйфория, и он прошел под девизом: «Ничего не сломать, со всеми экспериментами справиться». Я был сильно зациклен на том, чтобы привыкнуть к невесомости и жесткому графику, постоянно сверял каждое свое действие с документацией. Сейчас я стал профессионалом. Умею предсказывать поведение систем, понимаю их работу гораздо глубже, поэтому делаю все быстрее. У меня появляется больше времени на решение по-настоящему сложных, нетривиальных научных задач».
15 февраля 2024 года Кононенко установил абсолютный мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания в космосе. height=100% width=100%
15 февраля 2024 года Кононенко установил абсолютный мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания в космосе.
Фото: Дарья ДОЛИНИНА. Перейти в Фотобанк КП
О фильме «Вызов» и медицинских ситуациях на МКС
«Я пока не смотрел фильм «Вызов», поэтому не могу дать оценку. Но если говорить о медицине на станции, у нас есть все необходимое: набор лекарств и средств от зубной боли до ситуации, если кто-то подавился во время еды. Кроме того, у нас круглосуточно работает закрытый телевизионный канал связи с врачами экипажа — как с российской, так и с американской стороны. Мы проводим много медицинских экспериментов, например, «Спланх», когда мы сами делаем друг другу УЗИ органов до и после завтрака, чтобы изучить пищеварительный тракт. Все это — под контролем врачей по связи. Мы сами выполняем УЗИ сердца. Конечно, провести сложную операцию было бы трудно, но на такой случай мы можем быстро и досрочно вернуться на Землю».
Как стать космонавтом?
Молодых людей интересовал также актуальный для их будущей профессии вопрос – как стать космонавтом и что для этого можно сделать уже сейчас?
«Если говорить в целом, алгоритм прописан на сайтах ЦПК (Центра подготовки космонавтов) и Роскосмоса. Главные требования: высшее образование (не ниже магистра), не менее трех лет стажа работы по специальности. Затем подача документов, прохождение очного отбора и, в случае успеха, зачисление».
Человек и робот в космосе
В чем главное преимущество человека в космосе?
«Главное преимущество — интеллект и гибкость мышления. Если мы полетим на Марс, то первыми, конечно, будут автоматы: они подготовят площадку для высадки человека. Но в нештатных и аварийных ситуациях никто не справится лучше человека. Не стоит противопоставлять человека и робота — это симбиоз. Робот «Федор», который полетел в космос в 2019 году, выполнял простейшие операции. Внутри станции таким крупным устройствам сложно развернуться, но, возможно, за бортом для них есть больше смысла. Пока робот не может заменить космонавта, и в обозримом будущем этого тоже не предвидится.
Об экспериментах на орбите
«Мне лично больше всего нравятся биотехнологические эксперименты. Они помогают создавать замкнутые системы жизнеобеспечения, и при этом приносят пользу и для Земли. Вот, например, регенерация воды — потому что вода на орбите – ценный ресурс. В магазин за ней не сбегаешь. Или создание биореакторов, где водоросли за счет фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. А сама биомасса водорослей может служить пищевой добавкой для экипажа. У нас был эксперимент «Электронный нос» — устройство, которое могло распознавать различные запахи микробов и бактерий в атмосфере станции. Был и эксперимент «Фотокатализ», который показывал, как можно очищать атмосферу от мельчайших частиц, спор и бактерий с чувствительностью до 20 микрон. Так что, биотехнологии — это то будущее, которое улучшит жизнь как в космосе, так и на Земле. Если говорить в целом, ключевые технологии — это те, что позволяют нам стать автономными. Мы на Земле живем в тепличных условиях по сравнению с космической станцией или другими планетами. Главное — создать системы, чтобы мы могли самостоятельно жить на других территориях.
Студентов интересовало, насколько часто на станции возникали нештатные ситуации. height=100% width=100%
Студентов интересовало, насколько часто на станции возникали нештатные ситуации.
Фото: Дарья ДОЛИНИНА. Перейти в Фотобанк КП
О новых кораблях
«Я бы был очень рад участвовать в полете на новом транспортном корабле. Но списывать «Союз» еще очень рано. Наши инженеры заложили в него мощный запас по модернизации. Фактически, это современная цифровая платформа XXI века. Мы летим к станции так быстро именно потому, что все расчеты параметров движения происходят прямо на борту «Союза», а не на Земле. Лично мне нравится компоновка «Союза» с его зональностью: есть отдельный спускаемый аппарат, где ты только управляешь кораблем, и бытовой отсек, где космонавты живут. Новый корабль, безусловно, перспективен. В ЦПК уже готовят тренажер для него. Каким он будет — поживем-увидим».
К ЧИТАТЕЛЯМ
Узнавайте новости первыми, подпишитесь на наш телеграм-канал и канал в МАХ.
Обсуждаем новости в нашем канале ВК. Подписывайтесь и оставайтесь на связи
Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


iz.ru

Силы мысли: в РФ появятся биоэкопоселения, «атомные батарейки» и высокоскоростные магистрали


Ученые из НИЦ «Курчатовский институт» предложили проект биоэкопоселений для Севера с высоким уровнем комфорта. Их энергообеспечение будут осуществлять с помощью «атомной батарейки» — АЭС малой мощности, в основе которых лежат ядерные технологии, используемые в космосе. Об этом рассказал президент Национального исследовательского центра Михаил Ковальчук. Вместе с тем страна делает рывок, строя высокоскоростную магистраль между Москвой и Петербургом, рассказал зампредседателя правительства Виталий Савельев. Одновременно, по словам замглавы Минобрнауки Дмитрия Пышного, генетические технологии открывают новые горизонты в медицине и сельском хозяйстве. О прорывных направлениях российской науки и техники, которые представили на просветительском марафоне «Знание.Наука», — в материале «Известий».
Спойлер

Какие космические технологии придут на российский Север
В Курчатовском институте разработали проект биоэкопоселения для труднодоступных районов, в первую очередь, северных территорий, с высоким уровнем комфорта. В его основе — ядерные технологии, которые уже несколько десятилетий используются для космоса. Это так называемая «атомная батарейка» — то есть компактная АЭС малой мощности. Также есть проект ее использования и в проекте «Селена» для освоения Луны. Об этом на просветительском марафоне «Знание.Наука» рассказал президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Фото
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук
Мероприятие прошло в Национальном центре «Россия» 30–31 октября. Оно объединило более 5 тыс. школьников, студентов и молодых специалистов из разных регионов страны, которые стали победителями всероссийских олимпиад.
— Принцип космической атомной энергетики относительно прост. Нужно преобразовать тепловую энергию реактора в электричество посредством термоэлектрических или термоэмиссионных преобразователей. Еще в 1964 году в Курчатовском институте создали первую в мире установку такого рода. Она получила название «Ромашка». Мы — единственная страна, которая десятилетиями использовала в космосе атомные энергоустановки, — рассказал Михаил Ковальчук.
Вместе с тем у таких проектов есть и земное применение. В частности, ученые НИЦ «Курчатовский институт» разработали атомную электростанцию малой мощности «Елена», которая предназначена для работы на Земле. Она представляет собой «батарейку» — установку без движущихся частей, которая может работать 40 лет в автономном режиме, добавил он.
По словам Михаила Ковальчука, в числе прочих такие небольшие атомные станции открывают путь к созданию биоэкопоселений в самых удаленных районах нашей страны. Кроме того, современные технологии и широкополосный спутниковый интернет, который развивают в России, позволят обеспечить в этих поселках высокий уровень качества жизни.
Фото
Фото: atomic-energy.ru
Проект микрореактора «Елена-АМ»
— Подобные биоэкопоселения помогут освоить огромные территории, разнообразные ресурсы нашей страны, — сообщил президент НИЦ.
Он подчеркнул, что исторически материаловедение и энергетика — фундаментальные направления мировой и российской науки, которые определяют технологический уровень страны. Вместе с тем, отметил ученый, на фоне нового этапа развития автоматизации, сегодня называемого искусственным интеллектом, особую значимость приобретает воспитание образованных, думающих, творческих людей, способных придумывать, создавать принципиально новое — основу наших будущих достижений.
Какие прорывные технологии создают в России
Заместитель председателя правительства Виталий Савельев рассказал о перспективных видах транспорта в России. В частности, значительную часть своего доклада он посвятил строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 679 км. Она пройдет через шесть российских регионов и сократит время путешествия между двумя столицами до 2 ч 15 мин.
— Этот проект меняет представление о транспорте в России. В основе линии — бесстыковая бетонная плита, которая выдержит суровые российские условия, включая экстремальные перепады температур, и прослужит не менее полувека. Такое полотно необходимо для поездов, которые будут развивать крейсерскую скорость 360 км/ч. Протяженность мостов, эстакад и других искусственных сооружений превышает 180 км, — рассказал он.
Фото
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Проекты высокоскоростных магистралей
Вице-премьер уточнил: по прогнозам, пассажиропоток высокоскоростной магистрали составит не менее 23 млн человек в год. На линии будут курсировать новые восьмивагонные поезда отечественного производства, которые будут оснащены бесшовным интернетом, биометрической системой посадки для быстрой погрузки и высадки пассажиров и роботизированным обслуживанием. Поставки первых поездов такого типа планируют начать в 2028 году.
Среди других тем на просветительском марафоне обсудили методы генного редактирования, которые развивают в России. Этим вопросам было посвящено выступление заместителя министра науки и высшего образования Дмитрия Пышного.
В частности, по его словам, технологии расшифровки ДНК (секвенирование) совершили революцию в различных областях науки. Например, это помогло понять, как мелкие ошибки в ДНК вызывают болезни, что, в свою очередь, позволило создавать точные инструменты для диагностики, например, для ПЦР-тестов.
Также на этой почве родились нанобиотехнологии, отметил замглавы ведомства. В том числе теперь из молекул ДНК, как из конструктора, можно собирать различные материалы. Например, исследователи, создавая определенные условия, «заставляют» их собираться в крошечные «коробочки», в которые «упаковывают лекарства для адресной доставки прямо в больные клетки.
Фото
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Виктор Нимаев
— Осознавая колоссальный потенциал этих технологий, наше государство сделало их развитие одним из приоритетов. Соответствующим указом президента была утверждена программа развития генетических технологий, которая охватывает четыре ключевых направления: медицинские технологии, промышленную микробиологию, биобезопасность и сельское хозяйство, — рассказал Дмитрий Пышный.
В рамках этой программы созданы геномные центры мирового уровня, поддерживаются исследовательские коллективы и формируются национальные биоресурсные коллекции для сохранения генетического разнообразия, добавил он. Среди результатов, которые уже принесла реализация этих программ — новые иммунобиологические препараты, рекордные по урожаю и другим свойствам сорта пшеницы.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитироватьpanorama.pub

АВТОВАЗ представил LADA с ядерным двигателем
ИА Панорама


В научно-техническом центре АВТОВАЗа в Тольятти состоялась презентация первого в истории серийного легкового автомобиля с ядерным двигателем — LADA «Баклан».
«Наша разработка на голову превосходит все аналоги с бензиновыми и электродвигателями. Она надёжна, экологична и доступна гражданам. Что важно — мощность двигателя составит 70 лошадиных сил, поэтому владелец будет освобождён от уплаты транспортного налога», – сказал главный научный сотрудник НТЦ «АВТОВАЗ» Дмитрий Бондарев.
Серийное производство новой модели начнётся в начале 2026 года. Стоимость «Баклана» в базовой комплектации составит 5 миллионов рублей, за версию с автоматической коробкой передач и электрическими стеклоподъёмниками и подогревом стекла придётся заплатить 7 миллионов рублей.
По заверению тольяттинского автогиганта, владельцу потребуется менять отработанное ядерное топливо не чаще раза в 10 лет. Конструкция двигателя абсолютно надёжна и в случае ДТП или иного внешнего повреждения цепная реакция останавливается, что сводит к нулю риск радиоактивного заражения.
;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 05.11.2025 15:34:45Она надёжна, экологична и доступна гражданам.
И имеет неограниченный запас хода! 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Антикосмит

Цитата: Старый от 05.11.2025 18:47:17
Цитата: АниКей от 05.11.2025 15:34:45Она надёжна, экологична и доступна гражданам.
И имеет неограниченный запас хода!
Крестного!
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Старый

Цитата: Антикосмит от 05.11.2025 21:04:22
Цитата: Старый от 05.11.2025 18:47:17
Цитата: АниКей от 05.11.2025 15:34:45Она надёжна, экологична и доступна гражданам.
И имеет неограниченный запас хода!
Крестного!

Да. Надо будет успеть раскаяться в грехах. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Антикосмит

Цитата: Старый от 05.11.2025 21:08:30
Цитата: Антикосмит от 05.11.2025 21:04:22
Цитата: Старый от 05.11.2025 18:47:17
Цитата: АниКей от 05.11.2025 15:34:45Она надёжна, экологична и доступна гражданам.
И имеет неограниченный запас хода!
Крестного!

Да. Надо будет успеть раскаяться в грехах.
Чтобы в случае чего прямым ходом в рай, а другие просто сдохнут.
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Старый

Цитата: Антикосмит от 05.11.2025 21:48:39
ЦитироватьДа. Надо будет успеть раскаяться в грехах.
Чтобы в случае чего прямым ходом в рай, а другие просто сдохнут.
О! Ты понимаешь толк в атомных реакторах! 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей


Наговорили тут разного ещё летом. Не судите строго

Инженерный подкаст
Выпуск 83
Путь к звездам: как становятся космонавтами

Как люди становятся космонавтами? Какими навыками нужно обладать, чтобы начать свой путь к звездам? Как познать невесомость на Земле? И станет ли космос более доступен для нас в будущем?
1👍1👌1
190 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!