• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Популяризаторы науки и космоса

Автор Inti, 11.03.2024 07:30:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей


prokosmos.ru

Солнце сбивает спутники: как геомагнитные бури вредят космонавтике



Активность Солнца в последние годы росла. Пик текущего 11-летнего цикла пришёлся на октябрь 2024 года, однако его отголоски мы будем наблюдать ещё долго — примерно до 2030-го. Геомагнитные бури и солнечные вспышки доставят неудобства не только метеозависимым людям, но и космическим агентствам и компаниям по всему миру. Оказалось, что повышенная активность дневного светила «убивает» спутники раньше времени и увеличивает риски их падения в густонаселенных районах. О том, как космическая погода влияет на объекты на Земле и на орбите, читайте в материале Pro Космос.
Цикл Швабе: как меняется активность Солнца
В сущности, понятие «солнечная активность» подразумевает совокупность явлений и процессов, которые связаны с формированием и разрушением мощных магнитных полей в атмосфере Солнца и происходят циклически с разной периодичностью. Лучше всего изучен цикл Швабе, названный в честь немецкого астронома — он заметил эту периодичность в XIX веке.
Типичный цикл Швабе длится 11 лет. В течение этого времени количество тёмных областей (пятен) на поверхности светила сначала растёт, а потом уменьшается. В начале цикла солнечных пятен почти нет: звезда выглядит спокойно. Затем пятен становится всё больше, а вместе с ними увеличивается активность Солнца — вспышки, выбросы плазмы и геомагнитные бури учащаются. Через пять-шесть лет, примерно на середине цикла, достигается максимум активности. Затем она падает, а солнечные пятна постепенно исчезают.
Цикл Швабе, через который наша звезда проходит сейчас, начался в 2019 году и продлится примерно до 2030-го. Хорошая новость заключается в том, что пик солнечной активности мы уже пережили — он пришелся на октябрь 2024 года. Однако с его последствиями чувствительным людям и техносфере Земли предстоит сталкиваться ещё пару лет.
Утомленные Солнцем: от геомагнитных бурь страдают люди и техника
Активность Солнца негативно сказывается на самочувствии некоторых людей из-за возмущений магнитного поля Земли, вызванных взаимодействием магнитосферы планеты с потоками заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Это явление называют солнечным ветром.  
Изменение тонуса сосудов приводит к опасным колебаниям артериального давления, а сгущение крови повышает риск тромбозов и ухудшает снабжение тканей кислородом. Возмущения электромагнитного поля способно вызвать стрессовую реакцию организма — выброс гормонов типа адреналина вызывает раздражительность, тревожность, нарушения сна и общую утомляемость. Ну и наконец, обостряются хронические заболевания — мигрени, астма и воспаления суставов.
Геомагнитные бури могут нарушать работу наземных электросетей, повреждать трансформаторы из-за индуцированных токов, вызывать сбои в радиосвязи и работе навигационных систем.
От разбушевавшегося Солнца нет спасения даже в космосе: от него страдают спутники и прочие космические аппараты. Последствия солнечных вспышек могут повреждать бортовую электронику, нарушать работу систем ориентации, снижать срок службы солнечных батарей и создавать угрозу для астронавтов из-за повышенного уровня радиации.
Во время этих событий энергия, поступающая от Солнца, нагревает верхние слои атмосферы, вызывая её «распухание». Чем сильнее расширяется атмосфера, тем больше возрастает аэродинамическое сопротивление движению спутников. Операторы спутников и раньше знали, что оно приводит к быстрой деградации орбиты аппаратов. Однако новые данные намекают, что масштаб проблемы недооценивали.
Исследование NASA: Солнце сбивает спутники
Недавно Центр космических полётов Годдарда NASA представил интересное исследование, с препринтом которого уже можно ознакомиться на сайте arxiv. Команда ученых под руководством Денни Оливейры отслеживала «естественный» вход в атмосферу спутников Starlink в период с 2020 по 2024 год. Анализ данных выявил, что за это время из-за солнечной активности с орбиты преждевременно сошли 523 спутника компании SpaceX. Обычно аппараты рассчитаны примерно на 5 лет работы, но во время сильных геомагнитных бурь их срок существования на орбите может сократиться на 10–12 дней.
Вроде бы немного — разве важен десяток дней в сравнении с годами? Однако Оливейра объясняет, что даже такое скромное сокращение ресурса мешает SpaceX утилизировать спутники посредством контролируемого входа в атмосферу. Более того, согласно полученным данным, «распухание» атмосферы из-за разбушевавшегося Солнца приводит к тому, что спутники разрушаются при спуске не так, как в «спокойные годы». Из-за этого они рискуют не сгореть при возвращении с орбиты полностью, а долететь до Земли в виде обломков. 
Это кажется нелогичным: увеличение скорости объекта во время входа в атмосферу обычно повышает вероятность полного разрушения. Но Оливейра утверждает, что Starlink, падающие на более высоких скоростях, могут иметь больше шансов выжить при входе в атмосферу из-за сниженного атмосферного взаимодействия. Для подтверждения этой гипотезы потребуются дальнейшие исследования, поскольку риски образования и падения космического мусора не оценивались напрямую.

Starlinks спроектированы так, чтобы полностью сгореть при входе в атмосферу, но это происходит не всегда. Например, в 2024 году кусок спутника весом 2,5 килограмма упал на ферму в канадской провинции Саскачеван. Хотя компания SpaceX заверяет, что такие случаи не несут риска для людей, эксперты считают, что увеличение числа спутников повысит частоту подобных инцидентов.
По данным ЕКА, вокруг Земли вращается более 14 тысяч спутников, из которых работают 11 тысяч. При этом из них 7500 приходится на спутники Starlink — а это уже больше половины. Всего компания Илона Маска планирует запустить 42 тысячи аппаратов. В условиях рекордной плотности «околоземного населения» ускоренный выход спутников из строя уже опасен. Ничего страшного не случиться, если десяток сойдёт с орбиты раньше времени, однако совсем другое дело, если их будут сотни или даже тысячи. 
Оливейра говорит: «Впервые в истории космонавтики на орбите одновременно находится так много спутников. Теперь они входят в атмосферу почти каждую неделю. А в ближайшие месяцы или годы они могут начать падать на Землю каждый день».
Массовая миграция спутников: когда предотвратить столкновения невозможно
Ускорение снижения орбиты усложняет работу систем предотвращения столкновений. Во время геомагнитных бурь аппараты вынуждены массово корректировать свои траектории. Это было особенно заметно в 2024 году во время сильной геомагнитной бури, которую окрестили «Шторм Ганнона». Тогда сразу несколько тысяч «Старлинков» начали манёвры по подъёму орбит. Это создало проблемы для других операторов: избежать столкновений было непросто. 
По словам Уильяма Паркера из Массачусетского технологического института, когда маневрирует половина всех активных спутников, текущие математические модели предотвращения столкновений фактически теряют свою актуальность. Они попросту не рассчитаны на массовую миграцию «околоземного населения». Дан Олтрогге из компании COMSPOC утверждает, что ошибки в позиционировании спутников во время таких событий могут достигать сотен километров. При такой погрешности крайне трудно, если вообще возможно, рассчитать траектории и прогнозировать столкновения.
Некоторые компании уже пострадали из-за неточных прогнозов солнечной активности. В 2019 году Capella Space спроектировала серию спутников радиолокационной съёмки, полагаясь на расчёты Центра прогнозов космической погоды SWPC (Space Weather Prediction Center). Предсказания были неточны — текущий солнечный цикл оказался активнее ожидаемого. Из-за этого спутники столкнулись с повышенным сопротивлением атмосферы.

Инженер Скотт Шамбо, бывший сотрудник Capella, рассказал, что из-за усиленной солнечной активности сопротивление атмосферы выросло в 2-3 раза. Это особенно повлияло на аппараты серии Whitney — у них крупная радиолокационная антенна, которая увеличивает площадь торможения. Спутники начали терять высоту быстрее, чем рассчитывали в компании. В 2023-2024 годах 6 аппаратов сошли с орбиты раньше срока.
По словам Шамбо, эта история показала, как сильно отстают академические модели от практических задач. Поэтому он основал новую компанию — Leonid Space. Она разрабатывает инструмент для операторов, помогающий точнее оценить, сколько времени осталось у спутника до схода с орбиты.
«Мы пытаемся ответить на простой вопрос: сколько времени у меня есть, прежде чем спутник сгорит в атмосфере», — сказал он. Один из первых тестов Leonid провели на данных по кубсатам TROPICS, которые NASA запустило в 2023 году для наблюдений за тропическими ураганами. Изначально срок службы аппаратов оценили в 9 лет, потом пересмотрели до 5–6. Однако по расчётам Leonid, все четыре спутника войдут в атмосферу уже летом 2025 года — в июле и августе.
Пилотируемой космонавтике тоже достанется: людям угрожает радиация
Проблемы, вызванные солнечной активностью, выходят за рамки автоматических аппаратов. NASA активно готовится к полёту миссии Artemis 2, запланированной на 2026 год. Этот полёт станет первым за последние 50 лет выходом человека за пределы магнитного поля Земли, которое защищает нас от солнечной радиации.
Во время солнечных вспышек за пределами магнитосферы астронавтам грозит серьёзная опасность. Если во время миссии произойдёт мощная солнечная вспышка, астронавты будут вынуждены сооружать укрытие из мусорных мешков, пакетов с водой и других подручных материалов. Для защиты от радиации также испытывается специальный защитный жилет AstroRad, который снижает дозу облучения на 40–61%.
Для последующей миссии Artemis 3, где астронавты будут работать на Луне, защита от солнечной активности становится ещё более актуальной. NASA изучает, как быстро нужно возвращаться в защитное укрытие при фиксации начала вспышки и когда можно безопасно возобновить работу после её окончания.
А что дальше?
Сейчас правительство США рассматривает возможность перевода Центра прогнозирования космической погоды из Национального управления океанических и атмосферных исследований NOAA (National Oceanic and Atmospheric Administration), в Министерство внутренней безопасности DHS (Department of Homeland Security). Неясно, как эта мера поможет улучшить прогнозы космической погоды и защитить астронавтов и спутники. 
Однако уже очевидно, что солнечная активность становится решающим фактором в современной космонавтике. Понимание того, как именно солнечные бури влияют на орбиты спутников и безопасность человека за пределами Земли, становится ключевой задачей для учёных и операторов спутниковых систем.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

Книги. Джеффри Клугер в своем произведении под названием "Аполлон-8" описывает первый и второй полеты Фрэнка Бормана - на «Джемини-7» (с Джеймсом Ловеллом), затем вокруг Луны и обратно на "Аполлоне-8" (с Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом).

Нам более интересен, как не странно, первый. И вот почему - эти два перца провели в двухдверном холодильнике (см фото) 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунду, установив рекорд.

Согласно книге, созданной в классическом стиле советских космических биографий,
у них не было.

В результате, доверчивые русские отправили в начале июня 1970 года на значительно большем по размеру (с отдельным помещением для туалета и занятий физкультурой, например) "Союзе-9" Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова, которые пролетали 17 суток 16 часов 58 минут 55 сек, но с нюансами.

Медики зафиксировали, что сердце Николаева уменьшилось в объёме на 12% (видимо поэтому он после посадки перенес клиническую смерть), костная ткань стала менее плотной, мышцы заметно ослабли (несмотря на подвижность и занятия с эспандером), а вестибулярный аппарат с трудом адаптировался к гравитации.

Это был самый длительный в истории космонавтики автономный полет и самый, наверное, важный, для ее текущей конфигурации с длительными полетами на МКС - внезапно выяснилось, что невесомость это не просто неприятно, а может убивать.

После этого полета было кардинально пересмотрено отношение к факторам космического полета вообще, и к невесомости, в частности. Собственно, тот факт, что экипаж МКС возвращается после полгода полета живенький, заслуга Николаева и Севастьянова, не пожалевших себя.

Вопрос "почему же тогда Борману с Ловеллом тоже не поплохело" оставим на совести НАСА и автора книги, которую вполне можно читать

#аполлон #джемини #союз #борман #ловелл #андерс #луна #николаев #севастьянов #невесомость #клугер

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

100 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитироватьprokosmos.ru

Пророк космической эры: загадочная и жуткая история Вилли Лея



Эта история началась с того, что новый управляющий ветхого (еще довоенного) дома в Верхнем Вест-Сайде, Нью-Йорк, решил навести порядок в темном и тесном подвале, который жильцы называли «подземельем». Несколько недель он выносил хлам к мусорному контейнеру, как вдруг заметил на полке старую консервную банку с надписью: «Останки Вилли Лея. Кремированы 26 июня 1969 года». Прах нельзя было просто выбросить.
Управляющий сообщил о находке председателю жилтоварищества. Дон Наду (Dawn Nadeau), занятая ремонтом подъезда и крыши, попыталась выяснить происхождение загадочной банки, и не нашла в домовой книге никаких упоминаний о жильцах по фамилии Лей. Из крематория и похоронного бюро информации также не поступило.
Но затем она погуглила имя и дату смерти и была потрясена тем, что узнала: останки принадлежали известному человеку, которого называли «пророком космической эры» — ученому, исследователю, писателю и популяризатору науки, одному из наиболее последовательных ранних сторонников идеи пилотируемых космических полетов.
Провидец
Вилли Лей родился 2 октября 1906 года в Берлине, учился в Берлинском и Кёнигсбергском университетах. С юности верил в возможность космических путешествий. В 1926 году в двадцатилетнем возрасте он написал свою первую научно-популярную брошюру «Путешествие в космос» (Die Fahrt ins Weltall) о возможностях ракет и космических полетов, а весной 1927 года стал одним из основателей Германского космического общества (Verein für Raumschiffahrt), которое пропагандировало идею межпланетных полетов. По его приглашению к Обществу присоединился молодой Вернер фон Браун — пионер ракетостроения и космонавтики — положив начало первому из многих совместных проектов.
В 1930 году в Берлине Вилли Лей показал авиационным инженерам ракету на жидком топливе. Она была около 1,5 метра высотой, могла подниматься на 450 метров и возвращаться на парашюте. Инженеры спросили: «Зачем это?», и Лей ответил: «В будущем такие ракеты станут доставлять людей на Луну».
Лея беспокоил рост популярности нацистской партии, и в 1935 году он бежал из Германии в США, обосновавшись в Нью-Йорке. Работал научным писателем, издавал статьи и книги, в том числе «Ракеты: будущее путешествий за пределы стратосферы» (Rockets: The Future of Travel Beyond the Stratosphere). В ней в 1944 году он выразил уверенность в возможности полетов на Луну и... ушел от ответа на вопрос о практической ценности таких полетов.
Этот труд в видоизмененном виде (Rockets, Missiles and Space Travel) выдержал несколько переизданий как в США так и за рубежом, и вышел на русском языке в 1961 году под названием «Ракеты и полеты в космос», став одной из самых популярных книг о ракетно-космической технике самого начала Космической эры.
В своем произведении «Пророк космической эры», вышедшем в свет в 2017 году, Джаред Басс (Jared S. Buss) назвал Лея одной из ключевых фигур того времени, которая внесла значительный вклад в первые шаги Америки в освоении космоса. «В конце 1950-х, после запуска первых искусственных спутников, он стал экспертом, к которому за комментариями обращались журналисты», — отмечает Басс.
Известный популяризатор Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson), директор планетария Хейдена Американского музея естественной истории, говорит, что еще в 1951 году Вилли Лей стал участником первого международного симпозиума, посвященного космическим путешествиям. Это мероприятие, как и последующие ежегодные встречи, привели к созданию серии статей, в том числе множества известнейших публикаций периода 1952-1954 годов. Эти материалы впервые представили широкой аудитории возможное будущее в космосе. Вилли Лей в самом прямом смысле помог познакомить американскую общественность с идеей космических путешествий.
В 1952 году в журнале «Galaxy Science Fiction» была опубликована статья, в которой Вилли Лей предсказал облик пилотируемого космического корабля. Это произошло почти за десять лет до первого полета человека в космос.
Автор писал: «Полет первого космического корабля, как я уже говорил, не будет иметь практического смысла. Корабль взлетит вертикально, а затем его траектория склонится в восточном направлении, чтобы аппарат двигался по эллиптической орбите вокруг Земли. Капитан корабля останется в рубке до тех пор, пока не будут завершены все испытания, не будет выполнена программа наблюдений или... пока всем на борту не надоест. Затем корабль совершит посадку, стараясь приземлиться как можно ближе к месту старта».
Почти девять лет спустя, в апреле 1961 года, Юрий Гагарин сделал примерно это: взлетев с космодрома в Казахстане, он облетел земной шар и приземлился в Саратовской области, совершив полет за 106 минут.
По мере того как космическая гонка набирала обороты, Вилли Лей продолжал писать книги и статьи, делая доступными для широкой аудитории сложные концепции астрофизики и ракетостроения. Его работы цитировались в Конгрессе США, и многие из его смелых прогнозов, такие как подводный туннель между Великобританией и Францией и развитие коммерческой солнечной и ветряной энергетики, стали реальностью. Уолт Дисней регулярно обращался к нему за консультациями, когда в Диснейленде создавались космические аттракционы.
Вилли Лей провел остаток своей жизни в Джексон-Хайтс, Квинс, со своей женой Ольгой и двумя дочерьми. Он написал множество статей и книг, вдохновив два поколения будущих ученых, инженеров и даже космонавтов. «Я полагаю, что все участники миссии Apollo осознавали, что они в долгу перед такими людьми, как Вилли Лей, — говорит Картер Эммарт (Carter Emmart), отвечающий за астровизуализацию в Американском музее естественной истории. — Астронавты летели на Луну как представители всего человечества».
В июне 1969 года, во время подготовки к поездке на запуск Apollo 11 в Хьюстон, у Вилли Лея случился сердечный приступ, и он скончался. 16 июля, когда с мыса Канаверал начался исторический полет Базза Олдрина, Нила Армстронга и Майкла Коллинза, от человека, который все это предвидел, остался лишь прах.
Через несколько месяцев после этого события редакционная статья журнала Popular Mechanics сожалела о потере: «Человек, который убедил мир, особенно американцев, в том, что можно долететь до Луны, всего три с половиной недели не дожил до того момента, когда его пророчество сбылось». На обратной стороне Луны в его честь был назван кратер, а на Земле его прах упокоился в банке, забытой в подвале...
Покойся с миром
У Вилли Лея не осталось живых родственников. Его младшая сестра, супруга, дочери и внучка — все скончались. Поэтому миссис Надо было нелегко доказать, что прах действительно принадлежит популяризатору космонавтики. Однако тщательное изучение документов Колумбария Соединенных Штатов, который теперь называется крематорием «Френч-Понд» в Мидл-Виллидж, штат Нью-Йорк, подтвердило, что идентификационный номер на урне действительно принадлежит Вилли Лею. В документах указано, что умершему было 62 года, его ближайшим родственником была Ольга Лей, а профессией — «ученый в области космоса».
До того как были найдены останки, мисс Наду не слишком задумывалась о космических полетах — у нее было много дел на Земле: работа, волонтерская деятельность, участие в совете жилтоварищества и воспитание двух детей. Теперь же она постоянно размышляет об этом: узнав, кем был Вилли Лей, она вспомнила, как проводила время в планетарии Хейдена, и как ее дочь в детстве увлекалась астрономией. Миссис Наду обсудила это скорбное открытие со своими дочерьми, Эбигейл и Джулией. Особенно заинтересовалась Джулия, которая учится на факультете молекулярной инженерии в Чикагском университете, и в 12 лет посещала космический лагерь: после разговора мисс Наду решила, что по отношению к Вилли Лею следует поступить правильно.
«Я подумала, что мы, возможно, никогда не узнаем, как он сюда попал, но, по крайней мере, должны быть уверены, что он окажется в нужном месте», — сказала она.
Маргарет Вайткамп (Margaret A. Weitekamp), которая занимала должность куратора и заведующей отделом истории космонавтики в Национальном музее авиации и астронавтики, посоветовала ей обратиться в Клуб исследователей в Нью-Йорке (The Explorers Club) в Американский институт аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics).
Однако затем мисс Наду наткнулась на статью в журнале Popular Mechanics, где был найден ответ: «Наше издание считает, что было бы уместно и правильно почтить память этого великого человека, развеяв его прах на Луне». «Прочтя это, я поняла, что мы должны каким-то образом отправить его в космос, — сказала мисс Наду. — Прах мистера Лея, забытый на годы в подвале, должен провести остаток вечности среди звезд».
Биограф Лея Джаред Басс согласился: «Если контейнер подлинный, он заслуживает того, чтобы отправиться в космос», — сказал он, вскользь размышляя о том, что, может быть, компания SpaceX Илона Маска возьмется за такое дело.
Теперь у мисс Наду есть собственная космическая миссия. Неясно только, сможет ли она ее выполнить. Она нашла компанию, которая пообещала отправить прах в космос, но средняя стоимость, указанная на сайте, оказалась непомерно высокой — $12 500.
Пока что банка, в которой хранится то, что осталось от земного тела мистера Лея, все еще находится в жилтовариществе: она спрятана в мастерской управляющего Майкла Хрдловича (Michael Hrdlovic), который первым обнаружил контейнер в подвале.
«Я думаю о жизни этого человека; неважно, кто он и чего добился. Несмотря на то, что он был известной персоной, теперь он здесь, в этом контейнере», — говорит Хрдлович, держа в руках емкость, похожую на банку с краской. Внутри все, что осталось от Вилли Лея. Даже сейчас, пока он покоится на Земле, он снова и снова вращается вокруг Солнца.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

История. Некоторые причины того факта, что при подготовке к первому пилотируемому полету на корабле 3КА (он же "Восток") пришлось вводить особо строгие меры контроля качества и специальное клеймо "Годен для 3КА" [1] раскрывает конструктор Олег Ивановский, одни из трех человек, непосредственно провожавших Юрия Гагарина в космос [2, справа с галстуком]:

"В монтажном корпусе для подготовки спутника нам выделили специальную комнату. Ракету готовили в соседнем зале.

Дни, да и ночи, летели быстро. Проверяли и повторяли «пройденное».

Хозяин радиопередатчика Слава Лаппо, наверное, десятый раз проверял его работу. Проверили работу вентилятора, автоматики... Все прошло нормально, оставалось поставить внутрь корпуса настоящую, сверкавшую полированными гранями летную батарею.

Полуоболочки корпуса уложили на высокие специальные подставки, в комнату монтажники внесли батарею. Последние контрольные замеры. Смотрю на вольтметр, и холодок пробежал по коже, а во рту стало как-то кисло. Напряжение на нужных контактах штепсельного разъема — нуль!

Пришлось об этом докладывать Королеву. Кстати, на полигон уже прилетел председатель Государственной комиссии по пуску спутника Василий Михайлович Рябиков!

Само собой разумеется, что немедленно была создана специальная комиссия с участием самых ответственных специалистов.

Батарею возложили на «операционный» стол. С серьезностью хирургов, делающих операцию на человеческом сердце, наши монтажники приступили к вскрытию. Ей, понятно, больно не было, чего никак нельзя было сказать, глядя на побледневшее лицо Владимира Сергеевича Богоцкого, ответственного от того самого института, готовившего батарею.

Сняли полированные блестящие крышки корпуса. И в руках нашей монтажницы — Риммочки Коломенской — штепсельный разъем... и несколько оторвавшихся из-за плохой пайки проводов.

В комнате второго этажа испытательного корпуса собралось довольно много народу. Как сейчас вижу побелевшее от гнева лицо Рябикова, его руку, постукивавшую по столу куском кабеля с тем злополучным штепсельным разъемом, слышу и слова, произносимые сквозь зубы:

— Ну бандиты вы или не бандиты? Ну можно ли найти имя такому безобразию?
", пишет он в своей книге "Ракеты и космос в СССР" [3].

Номера в скобочках соответствуют последовательности фото

#3ка #качество #восток #ивановский #королев #рябиков #лаппо #богоцкий #коломенская

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

232 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Я сказал «Поехали»!

«Чайка» в небе: 62 годовщина полёта Валентины Терешковой

В марте 1962 года был сформирован первый женский отряд космонавтов. Он состоял из пяти женщин, одной из них была Валентина Терешкова.

Тренировки отряда проходили по программе не менее интенсивной, чем у мужчин. Однако решением Президиума ЦК КПСС первый женский полёт должен был пройти в составе длительного мужского: на первом корабле летит мужчина на 8 суток, а на втором — женщина на 2-3 суток.

14 июня 1963 года стартовал корабль «Восток-5» с космонавтом Валерием Быковским — позывной «Ястреб».

16 июня 1963 года стартовал «Восток-6» с первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой — позывной «Чайка».

Как и у первого в мире космонавта планеты, у Валентины Терешковой тоже была вошедшая в историю фраза: «Эй! Небо! Сними шляпу».

19 июня 1963 года первая женщина-космонавт вернулась на Землю, совершив 48 витков вокруг планеты.

На изображениях: Космонавт В. В. Терешкова в скафандре (1); Космонавты В. Ф. Быковский и В. В. Терешкова после успешного
завершения полета в группе встречающих на космодроме Байконур (2); Космонавт В. В. Терешкова на месте приземления у спускаемого аппарата (3).

Благодарим за предоставленные материалы Российский государственный архив научно-технической документации.

1.6K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Такого еще не бывало!

История. Павел Беляев и Алексей Леонов идут к своему кораблю "Восход-2", 18 марта 1965 года, НИИП-5 МО СССР.

Также участвуют Юрий Гагарин, Владимир Комаров, другие товарищи

Раздобыл Константин Волошенко

#беляев #леонов #восход #гагарин #комаров #волошенко

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

176 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Inti

Теория относительности для самых маленьких:
https://www.youtube.com/shorts/0yeGNjvdkQY

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

Ученые выяснили: невесомость ускоряет разрушение десен



Уже хорошо известно, что долгое пребывание в космосе опасно для человека. Угрозу для космонавтов представляют невесомость и радиация. Как показали многочисленные исследования NASA, в таких условиях у человека начинаются потеря мышц, плотности костей и остроты зрения, проблемы с сердечно-сосудистой и эндокринной системами и даже генетические изменения. Новое исследование добавило к списку космических недугов еще одну болезнь — парадонтит.
Ученые из Университета Шарджи в ОАЭ провели исследование, которое показало, что в условиях микрогравитации ускоряется развитие пародонтита — воспаления десен. Оно приводит к разрушению тканей и потере зубов. Руководителем исследования стал профессор пародонтологии Захи Бадран. В проекте участвовали коллеги из разных подразделений университета, а также специалисты французского Национального института здравоохранения и медицинских исследований (INSERM) при университете Нанта.
Медики говорят, до сих пор влияние невесомости на состояние полости рта практически не изучалось, хотя здоровье десен и зубов очень важно в длительных космических экспедициях. Особенное значение этот фактор приобретает на фоне планов колонизации других тел Солнечной системы. В полетах на Луну и Марс у экипажей не будет возможности обратиться за помощью к стоматологам, в то время как зубная боль сильно снижает качество жизни и производительность труда. Поскольку устранить проблемы с деснами и зубами в космосе будет тяжело, врачи ищут способ не допустить их развитие.
Чтобы понять, как микрогравитация влияет на воспаление тканей вокруг зубов, исследователи провели эксперимент на мышах. Одну группу животных поместили в условия, имитирующие невесомость, вторую оставили в обычной земной гравитации. Моделирование микрогравитации проводили с помощью метода подвешивания задних конечностей. Вес тела животных перенесли на передние лапы, чтобы задние не касались поверхности. Это вызвало перераспределение жидкостей в организме, похожее на то, что наблюдают у космонавтов — кровь, лимфа и ликвор приливают к голове.
Затем у обеих групп животных искусственно вызвали воспаление десен, чтобы смоделировать пародонтит. Для этого им между зубов вставили маленькую проволоку, на которой начал скапливаться зубной камень. Через несколько недель ученые оценили изменения в тканях. У мышей, которые находились в «невесомости», наблюдалось значительно больше разрушений костной ткани и воспалений. Уровень активности фермента щелочной фосфатазы, связанного с процессами разрушения и перестройки костей, у них также был значительно выше.
По словам профессора Бадрана, у этих мышей было больше иммунных клеток в пораженных участках, а разрушения тканей были выражены сильнее. При этом контрольная группа мышей хоть и испытывала некоторые неудобства, в целом была здорова. В обычных условиях зубной камень образовывался медленнее, поэтому десны и зубы зверей из второй группы пострадали меньше.
Исследование не было бессмысленной жесткостью. Ученые сделали важный вывод: даже в имитации невесомости любые воспаления полости рта прогрессируют быстрее, чем при земной гравитации. Это поможет создать новые протоколы медицинской помощи в космосе.
По словам авторов, полученные результаты важны не только в контексте профилактики заболеваний десен. Они касаются развития воспаления при смещении жидкостей организма в целом. В дальнейшем исследователи хотят расширить модель и изучить, как воспалительные заболевания полости рта могут быть связаны с другими системными нарушениями здоровья в космосе.
Кроме того, результаты могут быть полезны и на Земле. Например, у лежачих пациентов, которые долгое время находятся без движения, также меняется распределение жидкостей и нарушаются обменные процессы в тканях. Теперь у врачей есть соображения, почему у таких людей чаще возникают проблемы с деснами. Когда врачи найдут способ профилактики или лечения воспалений в космосе, он поможет лежачим больным на нашей планете.
Материалы и выводы исследования опубликовали в Journal of Periodontal Research.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


glagol.press

Как Михаил Тихонравов предложил Сталину отправить человека в космос
Олег Павлов


snimok ekrana 2025 06 19 v 12.30.18фото: Роскосмос
20 июня 1946 года Сталину подали докладную записку о создании ракеты для полета человека в космос. Война только закончилась, страна в руинах, а ученые уже думают об освоении межзвездного пространства. Основным автором предложения стал Михаил Клавдиевич Тихонравов – он и окажется главным соратником Королева и уже через 11 лет идея ученого воплотится в жизнь.
Сталин тогда предложение Тихонравова и его коллеги Чернышева не поддержал. Но о ней не забыл. За 20 дней до своей кончины, 20 февраля 1953 года, он подписал документ о создании советской ракеты сверхдальнего действия, которая впоследствии получит известность как Р-7. Она станет впоследствии основой для первых полетов в космос. Это и было то самое предложение Тихонравова.
Родился Михаил Тихонравов 16 (29) июля 1900 года во Владимире – в 2025 году отмечается 115 лет этому счастливому для страны событию. Его отец, Клавдий Михайлович, был потомственным почетным гражданином города, закончил тут духовную семинарию, а затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Мать отучилась на Бестужевских курсах, а затем — в училище технического рисования А. Штиглица.
Семья уже с 1895 года жила в Петербурге, и вот только их старший сын появился на свет в родном для родителей городе, в доме бабушки по материнской линии. Всего у Тихонравовых будет пятеро детей. Жизнь в столице открывала определенные возможности и не только в бытовом плане. Так в 1909 году маленький Миша увидел на ипподроме аэроплан и был совершенно поражен. Это и определило всю дальнейшую судьбу.
vladimir 20210628 115211Дом Тихонравовых во Владимире. фото: wikipedia.org
Революцию 1917 года семья встретила с одобрением. Но пришлось покинуть Петроград, поскольку жить там стало тяжело. Вначале мать переехала с младшими детьми в Переяславль-Залесский к сестре, а когда Михаил закончил гимназию, то и отец со старшим сыном к ним присоединились. Клавдий Михайлович стал народным судьей.
Михаил оказался одним из первых комсомольцев в стране – у него билет за №29. Вскоре, в 1919 году, он возглавляет комсомольскую организацию Переяславля. Но тяга к небу окажется непреодолимой, Тихонравов в 1920 году поступает в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, который только что организовал Николай Жуковский. Впоследствии учебное заведение станет знаменитой Академией им. Жуковского, и Михаил Тихонравов будет ее первым выпускником в 1925 году.
На работу попадает в КБ Поликарпова – был одним из создателей знаменитого ночного бомбардировщика У-2. Увлекается планеризмом и в секции знакомится с Сергеем Королевым. Они подружатся на всю жизнь, именно Королев рассказал Тихонравову о возможностях реактивного движения. И предложил присоединиться к работе в Группе изучения реактивного движения – ГИРД.
Тихонравов возглавил ракетное направление. Тут стоит сказать, что трудились там на общественных началах — острословы даже переводили ГИРД как «группа инженеров, работающих даром». Однако усилия были не напрасными – 17 августа 1933 года на полигоне в Нахабино взлетела первая ракета «09» конструкции Тихонравова – она продержалась в воздухе 18 секунд и поднялась на высоту 400 метров.
Здесь уже работу инженеров-энтузиастов заметило государство. На базе ГИРД и Ленинградской газодинамической лаборатории был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт. Королев и Тихонравов стали в нем заведующими отделов. Именно этот институт создаст реактивные снаряды для «Катюш».
plaque to mk tikhonravovфото: wikipedia.org
Но оба уже болеют космосом, их мечты начали преодолевать земное притяжение. В 1934 году Тихонравов посещает в Калуге Циолковского. Просмотрев чертежи и фотографии, Константин Эдуардович воскликнул: «Не ожидал, что уже так много сделано в этой области!»
Война на время прервала космические мечты — необходимо было создавать новое вооружение. Тихонравов трудится в НИИ Министерства обороны, работает над созданием реактивного истребителя «302». А когда война закончилась, то занялся вместе с Королевым изучением трофейной ракетной техники. 
А еще руководил исследованиями по проектированию баллистических ракет. Вот тогда и появится его докладная записка Сталину о возможности создания такой техники для космоса. Но в 1946 году страна еще не могла позволить себе столь масштабные исследования. Однако появление ядерного оружия и начало Холодной войны остро поставили проблему по его доставке для удара по противнику. 
2g1qnksffhiфото: Роскосмос
Нужны были ракеты. Это американские бомбардировщики стояли в Европе, а нам тогда до Америки было не дотянуться. Это делало и без того самоуверенных американцев совсем наглыми. Так что создание баллистической ракеты становилось вопросом выживания страны.
Тихонравов был ближе всего к осуществлению этой идеи. Еще в 1950 году он на научной конференции доложил о возможности создания составной баллистической ракеты, которая могла бы развить первую космическую скорость – 8 км/с. Тогда его доклад интереса не вызвал. 
И даже когда «бешено» искали возможности создать такую ракету почему-то про проект Тихонравова не вспоминали. А вот Королев помнил. В результате на основе разработок Тихонравова была создана первая баллистическая ракета с дальностью полета на 10 тысяч километров.
В 1954 году Сергей Королев подал докладную записку в правительство о возможности создания искусственного спутника. Тихонравова в 1956 году перебросили на работу к Королеву в ОКБ-1 на должность начальника отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей и космических аппаратов. И уже через год, 4 октября 1957 года, планета услышала сигналы первого искусственного спутника Земли.
А потом был и первый полет человека в космос. 17 июня 1961 года Михаилу Клавдиевичу Тихонравову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. До своей кончины в 1974 году он успеет еще отправить исследовательский аппарат на Венеру, создать марсоход, аппараты для исследования Луны, разработать систему стыковки на орбите космических кораблей. Можно смело утверждать, что космической державой Россию сделали талант и дружба двух гениев – Сергея Королева и Михаила Тихонравова. И, конечно, их великих соратников.

00:02
Пропустить 3
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Михаил Клавдиевич Тихонравов
picГод издания: 2014
Автор: Кантемиров.Б.Н.
Жанр или тематика: Космонавтика
Издательство: Наука.
ISBN: 978-5-02-039035-5
Серия: Научно - биографическая литература.
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 226
Описание: М.К. Тихонравов - выдающийся ученый, инженер, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии астронавтики, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Конструктор ракеты 09 ГИРД на гибридном топливе, осуществившей первый в стране реактивный полет, и других жидкостных ракет ГИРД и РНИИ. Тихонравов предложил схему компоновки жидкостных баллистических ракет большой дальности, базируясь на идее «эскадры ракет» К.Э. Циолковского, что стимулировало творческий процесс в группах С.П. Королева и М.В. Келдыша по решению данной задачи. Это привело к созданию первой в мире МБР Р-7. Михаил Клавдиевич пришел к обоснованному выводу о возможности конструирования и запуска первого в мире ИСЗ и приложил массу усилий, чтобы донести эту мысль до руководителей творческих коллективов, научных организаций и руководства отрасли и страны. В результате 4 октября 1957 г. ИСЗ был выведен на орбиту.
Для специалистов в области ракетостроения и космонавтики, а также всех интересующихся историей отечественной науки и техники.
Примеры страниц (скриншоты)
picpicpicpicpicpic
[свернуть]
 
Набор в группу «Хранители» - Помогите сохранить редкие раздачи

Зарегистрирован:
  • 19-Июн-25 21:02
  • Скачан: 22 раза
Скачать .torrent
 Скачать .torrent
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!