• Добро пожаловать на Черная дыра.
 

Страдания по РОСС

Автор Старый, 08.11.2023 22:43:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 11 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

prokosmos.ru

Для нового российского пилотируемого корабля создадут второй тренажер



Центр подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю. А. Гагарина намерен построить второй тренажер для обучения экипажей работе с пилотируемым транспортным кораблем нового поколения (ПТК НП), предназначенным для доставки космонавтов на будущую Российскую орбитальную станцию (РОС).
Формат второго тренажера для пилотируемого корабля уже обсуждается с научным сообществом и Роскосмосом, заявил начальник ЦПК Максим Харламов агентству ТАСС. Помимо этого, планируется разработать аналогичные устройства для самой Российской орбитальной станции (РОС), чтобы космонавты могли оттачивать навыки работы с основными бортовыми системами.
«Мы ждем представления и утверждения национальной программы, которая утвердит порядок создания перспективной станции. И тогда в своих планах создания тренажеров будем ориентироваться на эти руководящие документы», — пояснил Харламов.
В январе сообщалось, что контракт на создание тренажеров РОС должен стартовать в текущем году. Они будут представлять собой комплекс с общей диспетчеризацией тренировок, а также с единым вычислительным центром, который будет обеспечивать все тренажеры типовыми моделями космических объектов. Первым будет разработан полноразмерный функциональный макет научно-энергетического модуля. Запуск полноценной версии намечен на 2027 год.
В ЦПК уже создают первый тренажер для перспективного транспортного корабля. Он будет включать в себя 10 систем для тестирования основных режимов полета. В ноябре 2024 года были произведены и протестированы ключевые компоненты: пульт контроля и управления, пульт врача, ремонтно-технологическую связь, а также системы электропитания, психофизиологического контроля, моделирования пожара, поддержания температуры. Также проводились испытания рабочего места операторов.
В тренажер ПТК встраивается вычислительный комплекс. Благодаря ему космонавты смогут практиковаться в ручном управлении бортовыми системами, движением и ориентацией космического корабля. С помощью такого компьютера экипажи также смогут задавать режимы и контролировать состояние транспортного средства.
Ожидается, что основная часть работ по созданию первого комплексного тренажера ПТК НП будет завершена к середине 2025 года. В таком случае, уже в сентябре космонавты смогут провести первое занятие с помощью него. Полностью завершить разработку тренировочной системы планируется как минимум за год до первого запуска реального корабля. По последним данным, он должен отправиться в дебютный полет в 2028-2029 году с космодрома Восточный с помощью тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5М».
ПТК будет многоразовым. В планах — создать несколько версий транспортного средства, чтобы выполнять пилотируемые экспедиции к РОС, а также беспилотные миссии по доставке грузов на станцию или длительные автономные полеты, в том числе к Луне. Разработкой занимается РКК «Энергия» имени С.П. Королева.
Возвращаемый аппарат корабля сможет совершать мягкую посадку на сушу и повторно использоваться до 10 раз. По сравнению с «Союзом», в новом корабле существенно улучшена точность посадки. Увеличен и внутренний объем обитаемых отсеков (до 18 м3), что позволяет вместить на борту от четырех до шести космонавтов в зависимости от модификации. В базовой версии стартовая масса корабля составит 19,5 т. Помимо экипажа, он сможет вместить до 500 кг грузов для доставки на орбитальный комплекс и возвращения на Землю. В составе космической станции ПТК сможет провести до 1 года, а в автономном полете — до 30 суток.

Цитировать... Все мозги разбил на части,
Все извилины заплёл —
И канатчиковы власти
Колют нам второй укол.
Уважаемый редактор!
Может, лучше — про реактор?
Там, про любимый лунный трактор?
Ведь нельзя же! — год подряд
То тарелками пугают —
Дескать, подлые, летают,...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Хм. И как его к нему послать?  ??? :-\
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей


tass.ru

Баканов: частичная автономность РОС заложит основу для баз на других планетах



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 июня. /ТАСС/. Российская орбитальная станция (РОС) создается как временно посещаемая, а не постоянно обитаемая - такая автоматизация создает залог для дальнейших баз на Луне и планетах Солнечной системы. Об этом сообщил журналистам глава Роскосмоса Дмитрий Баканов.
"[РОС будет] максимально автоматизирована, чтобы она была структурным элементом, который потом будет основой для мультипланетности - чтобы, когда мы на Луне будем разворачивать первую инфраструктуру, не рисковать человеческими жизнями. Чтобы была вот такая станция автоматизированная, которая там могла бы существовать автономно", - сказал Баканов на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Ранее в июне первый вице-премьер РФ Денис Мантуров доложил президенту Владимиру Путину, что российские специалисты запатентовали технологию оснащения орбитальной станции роботами для ее обслуживания. По его словам, эту систему планируется апробировать на РОС, а затем применить в рамках лунной программы.
Сейчас в РФ ведутся работы над созданием РОС. Согласно утвержденному генеральному графику, развертывание станции на околополярной орбите ожидается в период с 2027 по 2033 годы.
Первым на орбиту отправится научно-энергетический модуль (НЭМ) - его запуск намечен на конец 2027 года. Также до 2030-го планируется запустить универсально-узловой, шлюзовой и базовый модули - вместе с НЭМ они составят ядро станции. Второй этап развертывания станции подразумевает расширение станции путем стыковки двух целевых модулей с 2031 по 2033 годы.
Петербургский международный экономический форум проходит с 18 по 21 июня. Главная тема - "Общие ценности - основа роста в многополярном мире". Организатор ПМЭФ - Фонд Росконгресс. Информационный партнер - ТАСС. 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьmk.ru

Восточный «камень преткновения»: на пути реализации космических проектов есть «подводные камни»
Идея многоразовых ступеней космических ракет может не сработать в российских условиях


В июне президент Владимир Путин утвердил национальный проект «Космос». Он включает восемь отдельных, но согласованных между собой проектов, над реализацией которых придется потрудиться Роскосмосу. Однако на этом пути космической госкорпорации ждут подводные камни. По крайней мере, одно обстоятельство точно создаёт проблемы для осуществления двух проектов.
Речь, в частности, о проекте «Суверенный конкурентоспособный доступ в космос». Его реализация должна привести к созданию эффективных ракет-носителей, обеспечивающих выведение в космос за десять лет 1118 спутников. При этом стоимость запуска на низкую околоземную орбиту должна снизиться с нынешних 500 тыс. руб. за 1 кг полезной нагрузки до 350 тыс. руб. к 2030-му и до 200 тыс. руб. к 2036 году.
В Роскосмосе, правда, не уточнили, что означает «стоимость выведения». То ли наименьшая величина, то ли какая-то средняя. Стоимость запуска зависит от стоимости ракеты, места запуска, от того, на орбиту с каким наклонением полетит спутник.
К примеру, чем севернее относительно экватора расположен космодром, тем меньшую полезную нагрузку выведет ракета-носитель при одних и тех же исходных данных. А наклонение орбиты отсчитывается от плоскости экватора. То есть, оно нулевое на экваториальной орбите и равно 90 град. на полярной. Чем больше наклонение, тем меньшую полезную нагрузку способна вывести на орбиту ракета. И, соответственно, чем легче выводимый груз, тем выше стоимость запуска одного килограмма.

Ракета-носитель «Амур-СПГ» 
Что же мы имеем сейчас по этому показателю? Для «Союза-2.1а» - стоимость выведения — порядка 650 тыс. руб., для «Союза-2.1б» - 550 тыс. руб. А добрый, старый «Протон-М», работающий, правда, на токсичных компонентах ракетного топлива, обеспечивает менее 300 тыс. рублей за 1 кг выведенного на орбиту полезного груза.
Но речь в нацпроекте, видимо, идёт о новых носителях. У создаваемого «Союза-5» предполагаемый показатель - 330 тыс. руб. О ракетах семейства «Ангара» говорить пока не приходится. Они изготавливаются в малых количествах, и имеют высокую себестоимость. Например, лёгкая  «Ангара-1.2» выводит на орбиту в два раза меньшую массу, чем ракета «Союз-2.1а» но имеет такую же стоимость запуска.
Считается, что показатель стоимости у «Ангара-А5» близок к 400 тыс. руб. за килограмм. А вот новая «Ангара-А5М», которая должна выводить на низкую околоземную орбиту 27 тонн, достигнет со временем 250 тыс. рублей за 1 кг.
То есть заданные параметры вполне достижимы, по мере удешевления ракет-носителей. Кстати, Илон Маск при запусках на своей массовой ракете «Фэлкон-9» с возвращаемой первой ступенью берёт с клиентов больше $3,5 тыс. за 1 кг, а это по курсу - те же 300 тыс. руб.
У нас разрабатывается ещё и другая ракета - «Амур-СПГ». Она будет работать на сжиженном природном газе и должна иметь возвращаемую первую ступень, на манер «Фэлкон-9». Способ возвращения ступени и ее посадки у неё такой же. После завершения работы она должна в процессе снижения тормозиться маршевым двигателем до нулевой скорости и садиться на собственные опоры в вертикальном положении на подготовленную площадку. В принципе, такую ракету мы можем создать, потому что все условия у нас для этого есть.
В Роскосмосе полагают снизить стоимость выведения за счёт использования до 30 раз такой возвращаемой ступени. Но экономический эффект получается далеко не всегда. Ведь требуется посадить ступень в целости и без больших проблем доставить её на старт без повреждений. Вот тут-то у нас и возникают проблемы.
Почему у американцев такой проблемы нет? Да потому, что у них по трассам полёта ракет-носителей ровная поверхность земли, там есть развитая транспортная сеть для доставки ступени на старт.
У нас же всё дело в расположении космодрома Восточный в Амурской области. Почему же он находится именно в этом месте? Работы по выбору возможной территории расположения космодрома начались в 1993 году. В результате был сделан вывод, что лучшего места для реализации поставленных в то время задач  нет. 

Вид Российской орбитальной станции 
Наши ракеты при запусках с этого космодрома почти на все наклонения летят над горами и ущельями. А где нет гор – там мёрзлая ненаселённая тундра. В случае с одноразовыми ракетами совершенно неважно, какой рельеф под ней. Поскольку программы по созданию многоразовых ракет-носителей тогда не было, никто не учитывал этого обстоятельства. Да если бы и была такая программа, места-то другого для космодрома всё равно нет.
Получается, что эксплуатация многоразовых ракет у нас будет сопряжена с большими трудностями. Ведь подготовить не одну посадочную площадку по трассам запуска - очень сложно и дорого. А вывозить ступень после посадки Роскосмос запланировал на самом большом в мире вертолёте Ми-26. И нет никаких гарантий, что такая операция пройдёт без повреждений ступени или вертолёта. Короче говоря, в наших условиях можно не получить экономического эффекта.
Но есть выход. Не так уж нереально участие в строительстве космодрома в какой-то другой, более «плоской», стране с последующей эксплуатацией многоразовой ракеты там. Или, что, возможно, ещё лучше, вернуться к запускам с морской платформы (в свое время Россия и Украина реализовывали проект «Морской старт»). Обойдётся такой проект, может быть, дешевле, чем строительство посадочных площадок по трассам с Восточного и доставка ступеней на старт...
Второй проект, ставший заложником расположения нашего нового космодрома – это строительство Российской орбитальной станции (РОС) и перенос запусков пилотируемых кораблей с Байконура на Восточный. О том, что мы будем иметь проблемы с такими запусками, было известно сразу. Но об этом мало кто говорил.
В мае 2025 года начальник отдела баллистики РКК «Энергия» Рафаил Муртазин публично в интервью «МК» упомянул об ограничениях для пилотируемых полётов с Восточного. Он сказал: «Кстати, РОС с наклонением в 97 градусов будет выгоднее нам при запуске с нашего космодрома Восточный, куда планируется перевести все запуски после сведения с орбиты МКС. Если мы будем стартовать с космодрома Восточный на орбиту с меньшим наклонением, трасса будет проходить через Тихий океан или территории США или Канады. Для страхования космонавтов в морской зоне во время каждого запуска должны будут дежурить по 12–13 кораблей-спасателей (это на случай ЧП, вероятность которого составляет не более 1 процента). Но если с того же Восточного мы будем стартовать на орбиту с наклонением 97 градусов, первые две ступени будут падать над нашей территорией, над сушей, за что к нам не будет никаких претензий со стороны других государств. Да и страховать наших космонавтов будет гораздо удобнее».
То есть, возможность осуществления пилотируемых полётов с Восточного только на наклонение 97 град. - объективный факт. И, казалось бы, зачем изобретать преимущества для пилотируемой космонавтики, проистекающие из этого неудобства? Но Рафаил Муртазин говорит, что для нас существенным шагом вперед будет орбитальное наклонение РОС больше 90 градусов. Если сейчас наклонение, с которым летает МКС (51,6 градуса), позволяет наблюдать из космоса только за 10–15% российской территории, то с полярной орбиты мы будем видеть её всю.
Вопрос только в том, а нужен ли космонавтам такой обзор? У нас несколько автоматических спутников детального дистанционного зондирования Земли летают на приполярных орбитах. И они видят всё, что нужно, причём гораздо чаще, чем одна РОС.
Называется и другое преимущество приполярной орбиты: мол, станция будет не постоянно обитаемой, а посещаемой. Якобы, мы отработаем технологии функционирования станции в таком режиме для последующего применения их в полётах к другим планетам. Кроме того возможность работы без постоянного присутствия экипажа позволит снизить эксплуатационные расходы по сравнению с МКС. Декларируется развитие космического туризма на РОС и приглашаются космонавты других стран.
Но так ли выгодна приполярная орбита для РОС? Вспомнить хотя бы о повышенной радиации в зонах над северным и южным полюсами, где будет пролегать орбита РОС. Кроме того, на такую орбиту ракета-носитель выводит существенно меньшую полезную нагрузку. Рафаил Муртазин, например, сообщил, что «при запуске на эту орбиту 15–20% массы будет теряться». И это оптимистический прогноз. Следствием такого обстоятельства станет постоянная высокая стоимость нашей пилотируемой программы. 
Еще вопрос: если на станцию будут летать изредка, может быть, она вообще не нужна на этой орбите?
Ведь, действительно, никаких надуманных преимуществ не надо было бы искать, если продолжить пилотируемые запуски с Байконура. Почему нет? Мы ведь активизировали работы по созданию ракеты-носителя «Союз-5». А летать она должна с Байконура по совместной с Казахстаном программе «Байтерек».
Если мы делаем это, почему не построить и РОС на орбите с наклонением 50-60 градусов. При 60 град. космонавты видели бы всю нашу территорию южнее широты Санкт-Петербурга. А выполнение декларируемых для космонавтов задач на приполярной орбите оставить автоматическим спутникам. Их-то можно запускать хоть с Восточного, хоть с Плесецка на любые орбиты.
Но, видимо, Роскосмос уже «приговорил» РОС к полярной орбите. А удовольствие это выходит дорогим. По сведениям издательства «Коммерсант», на программу «Пилотируемая космонавтика» запланировано израсходовать почти 1583 млрд руб.
В том же национальном проекте «Космос» еще на три проекта - «Развитие космической ядерной энергетики России», «Производственно-технологическая система» и «Кадры для космоса» в общей сложности предполагается потратить 701 млрд руб. То есть, в 2,25 раз меньше, чем на «Пилотируемую космонавтику».
А разве эта «овчинка» стоит такой выделки?
ЦитироватьВладимир Максимовский
Владимир Максимовский

Закончил Московский авиационный институт, проходил службу в РВСН в Главном управлении космических средств. Получил высшее военное оперативно-тактическое образование в Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского на факультете руководящего инженерного состава, продолжил военную службу в Главном управлении космических средств Генштаба Минобороны. В 1989 году по приказу министра обороны переведён в журнал ВВС «Авиация и космонавтика» на должность редактора отдела космонавтики. Член Союза журналистов России с 1990 года. Лауреат конкурса журналистов Российского космического агентства. Работал заместителем главного редактора в ряде авиационно-космических изданий.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Цитата: АниКей от 30.06.2025 07:05:04Почему у американцев такой проблемы нет? Да потому, что у них по трассам полёта ракет-носителей ровная поверхность земли, там есть развитая транспортная сеть для доставки ступени на старт.
:o
Твёрдо стою на пути исправления

Старый

Цитата: Брабонт от 30.06.2025 10:51:14
Цитата: АниКей от 30.06.2025 07:05:04Почему у американцев такой проблемы нет? Да потому, что у них по трассам полёта ракет-носителей ровная поверхность земли, там есть развитая транспортная сеть для доставки ступени на старт.
:o
Там вообще какой-то поток сознания. Я ни асилил до конца. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

Статьи в АиК под редакцией Максимовского всегда воспринимались как-то странно.
Твёрдо стою на пути исправления

Брабонт

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_80536611_74839608.pdf

Скрижали академика В.А. Соловьёва.
Твёрдо стою на пути исправления

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Цитата: Брабонт от 02.07.2025 15:28:54Скрижали академика В.А. Соловьёва.
Прочитал. Никаких задач, определяющих полярную орбиту, кроме МОНИТОРИНГА, не увидел.
Мониторинг человеческим глазом в 21 веке это нонсенс.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Брабонт

Характерным признаком таких статей является сравнение с уже существующими системами Запада. Через десять лет у нас будет на дюйм длиннее (с)
Твёрдо стою на пути исправления

АниКей

Закрытый космос
В чем проблема комической корпорации "Энергия"?

Естественно, кроме постоянной жажды вкусно и дорого есть, сжирая треть выделяемого на космическую деятельность бюджета.

! Отсутствие открытого национального (с привлечением широкого круга экспертов и организаций) обсуждения путей развития пилотируемой космонавтики.

Открываем статью дваждыгероя https://www.elibrary.ru/download/elibrary_80536611_65435311.pdf

Целеполагание взято с потолка. Ни в какой стратегии, ни в каком документе кроме рекомендаций совета РАН (совещательная организация) национальные цели и задачи ГОСУДАРСТВЕННОЙ Российской орбитальной станции не прописаны. Их сочинила сама РКК "Энергия" исходя их своих пожеланий. Иначе коллеги привели бы ссылки на соответствующие документы, правильно?

На то, что в течение 50 лет на каждом пуске страна будет терять по 16-17 процентов груза, РКК "Энергия" внимания не обращают. Деньги то казенные. Но при этом, полагаю, авторы статьи очень болезненно отнесутся к 16-17 процентному сокращению своей зарплаты? Или нет, товарищ дваждыгерой?

Интересно, космонавты на РОС тоже станут есть и пить на 16-17 процентов меньше?

Что касается мониторинга СМП, то Северный морской путь очень хорошо отслеживается радиолокационными спутниками дистанционного зондирования Земли. Городить станцию ради этого со смотрящими в иллюминатор космонавтами нет необходимости.

Систему управления движением судов на базе технологии AIS вполне способна создать частная компания "Спутникс", чем она, собственно и занимается, с 50 подобными аппаратами на орбите. Космонавты с семафором на орбите там точно не нужны.

"Поддержка этих функций со стороны российской станции также была бы не лишней"

Это что за фраза обоснования создания станции за сотни миллиардов рублей?

"В стремлении увеличить выводимую массу мы рискуем упустить возможность решения многих
важных задач, стоящих перед отечественной пилотируемой космонавтикой, и в результате можно оказаться
в ситуации, когда на ОС будет проводиться лишь ограниченный круг экспериментов"


А есть этот круг экспериментов? Или одна демагогия? В тексте статьи кроме отсылок на исследование пребывания человека за пределами радиационного пояса Земли ничего не говорится о научной составляющей станции. Может потому что их нет?

"На орбите с наклонением
97° ОС пересекает зону видимости НП практически на каждом витке, что исключает продолжительные перерывы радиосвязи и является важным преимуществом новой орбиты РОС"

То есть развитие спутниковой системы ретрансляции "Луч" не планируется?

Вывод: Уровень падения компетенций комической корпорации "Энергия" (как минимум в обосновании многомиллиардных затрат) ясен и понятен.
2.5K viewsedited  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Закрытый космос
От подписчика про ориентацию солнечных батарей РОС и уровень компетенций в комической корпорации "Энергия"

Солнечно-синхронная орбита характеризуется тем, что её плоскость имеет неизменное положение относительно направления на Солнце (отсюда и название орбиты). И, соответственно, под станцией будет всё время одно и то же местное время.

Такая орбита накладывает отпечаток на всю конструкцию космического аппарата, особенно на расположение солнечных батарей.

Для аппарата на ССО солнечным батареям достаточно иметь одноосный привод. Однако проектанты РКК "Энергия" на единственном пока модуле РОС рисуют батареи с двухосным приводом. При этом привод занимает место на конце модуля, где мог бы быть второй стыковочный узел.

❗️Расположение и привод солнечных батарей "энергетики" срисовали с модулей китайской станции, не понимая, что китайская станция НЕ солнечно-синхронная.

То есть уровень разработчиков настолько низок, что они не понимают что на солнечно-синхронной станции солнечные батареи должны иметь одноосный привод и располагаться совершенно по другому.

В зависимости от того, какой тип ССО будет выбран - "терминаторный", "полуденный" или какой-то другой, расположение солнечных батарей будет радикально различаться.

Но разработчики от РККЭ об этом не знают. Это к вопросу об их уровне.
2.0K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Космический Хроникон

Баллистические аспекты выбора орбиты Российской орбитальной (служебной) станции
СОЛОВЬЁВ В.А., МУРТАЗИН Р.Ф., ЧУДИНОВ Н.А., 2025

В
поднимается проблема эффективности использования пилотируемых орбитальных комплексов в национальных интересах России. Приводится историческая ретроспектива использования отечественных орбитальных комплексов и описываются недостатки их рабочих орбит. Рассмотрены баллистические аспекты выбора рабочей орбиты для Российской орбитальной станции, которые позволят удовлетворить потребности по наблюдению территории России, проведению широкого спектра научных исследований, а также по подготовке космонавтов к будущим полётам за пределы низкой околоземной орбиты.

Станция РО(С)С призвана решать задачи национального значения, включая мониторинг Северного морского пути (СМП), научные исследования и подготовку к лунным миссиям. Ключевым решением проекта стал выбор солнечно-синхронной орбиты (ССО) с наклонением 97°, обеспечивающей уникальные возможности для наблюдения Земли и космических операций.

С 1966 года пилотируемые миссии запускались с Байконура на орбиту с наклонением 51,6°. Это ограничивало охват территории России и СМП. В 2020-х годах, в преддверии завершения работы МКС, был поставлен вопрос: какой должна быть орбита новой станции? Из вариантов (51,6°, 72°, 83°) победила ССО — за её универсальность, независимость от иностранных территорий и максимальное покрытие российских интересов.

ССО охватывает до 99% поверхности Земли, включая весь СМП до широты 83°. Это критично для обеспечения навигации, прогноза льдов и контроля за северными грузопотоками, особенно в свете планов по развитию маршрута к 2030 году. ССО также обеспечивает устойчивые условия освещения и предсказуемые траектории, упрощая связь и планирование работ.

Роман Белоусов. Космический Хроникон

543 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!