Страдания по РОСС

Автор Старый, 08.11.2023 22:43:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Старый

Цитата: Антикосмит от 01.02.2025 11:59:32Я это к чему. Старый оказался поразительно осведомленным о ходе развития нашей космической отрасли...
Намекаешь что это я её и развалил?   ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Антикосмит

#1041
Цитата: Старый от 01.02.2025 12:09:09
Цитата: Антикосмит от 01.02.2025 11:59:32Я это к чему. Старый оказался поразительно осведомленным о ходе развития нашей космической отрасли...
Намекаешь что это я её и развалил?  ???
Наоборот. Ты залёг на дно и прошел сквозь фильтры.

От тебя злодейств ждали, а ты фигурально "чижика съел".
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

АниКей


mk.ru

Орбитальный перекос РОС: эксперт назвал недостатки наклонения новой космической станции


В госкорпорации «Роскосмос» смена руководства: Юрия Борисова сменил на посту молодой по всем меркам руководитель Дмитрий Баканов. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сказал журналистам, что замена не связана с претензиями к работе прежнего руководителя. Тем не менее ясно, что новому руководителю ракетно-космической отрасли придется попотеть над решением актуальных задач. Не исключено, что ревизии будут подвергнуты некоторые прежние программы в пользу более насущных. Один их таких проектов — Российская орбитальная станция (РОС). Что с ней не так, «МК» рассказал эксперт в области космонавтики Владимир Максимовский.
Прежний гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов утвердил график реализации этого проекта с бюджетом почти 610 млрд рублей. Выведение первого ее модуля на орбиту планируется в конце 2027-го. Новая станция нужна, потому что действующая Международная космическая станция (МКС) долго не протянет. И уйти с нее мы должны чем раньше, тем лучше. Ясно, что Россия просто не имеет права остаться без пилотируемой космонавтики. Поэтому мы должны сделать новое до разрушения старого.
В Роскосмосе решили, что РОС должна летать по полярной орбите с наклонением около 97 градусов. Как раз эта особенность вызывает больше всего вопросов у специалистов. Они считают, что не исключен срыв утвержденного графика.
В чем аргументы авторов проекта РОС? Они считают, что именно полярная орбита даст новые возможности нашей станции. Так, исполнительный директор по перспективным программам и науке Александр Блошенко сказал, что наклонение орбиты, по которой летает МКС (51,6 град.), себя полностью исчерпало с точки зрения целесообразности и научной новизны проводимых работ. Новая же станция необходима для проведения прикладных и фундаментальных работ, накопления новых знаний, изучения дальнего космоса, как площадка для отработки целевого оборудования для космических аппаратов. С РОС космонавты смогут наблюдать всю территорию России и вообще любую точку Земли.

Но эксперт в области космонавтики Владимир Максимовский с такой точкой зрения не согласен. Он убежден, что использование полярной орбиты приведет к неоправданным рискам и росту стоимости построения и эксплуатации станции.
— Скажу сразу, я оперирую информацией из открытых источников, — говорит он. — Но с космонавтикой я связан давно. Еще в 1972 году, завершая учебу в Московском авиационном институте, защитил в ЦНИИ машиностроения, головном институте Министерства общего машиностроения (ракетно-космического) диплом с проектом пилотируемого комплекса на ядерных ракетных двигателях для полета на Марс. Затем, уже во время службы в Вооруженных силах, принимал участие в создании ракетно-космической техники.
Что, на мой взгляд, нужно иметь в виду, когда мы говорим о близкой к полярной орбите РОС? Выведение модулей станции на полярную орбиту потребует ракеты-носителя большей грузоподъемности, чем используются сейчас. Дело в том, что Земля вращается вокруг своей оси на восток. И если запускать спутник в этом направлении, то такое вращение добавляет к скорости космического аппарата до 0,5 километра в секунду. А если лететь на полярную орбиту, на север, то эту скорость надо гасить, и она идет не на пользу, а во вред. Соответственно, грузоподъемность ракеты заметно уменьшается.
— А на что же рассчитывает Роскосмос?
— Как сообщил в 2023 году гендиректор Центра Хруничева Алексей Варочко, разработчики подтвердили, что создание «Ангары-А5В» — самого грузоподъемного варианта ракеты-носителя с водородной третьей ступенью — возможно. Он считает, что она-то и будет выводить и ядерный буксир, и новую российскую станцию в космос.
— Роскосмос рассчитывает, что космонавты получат возможность наблюдать за всей территорией России. Разве нет?
— Не только России, но и всей Земли. Но вот вопрос: зачем? Давно, с 1973-го по 1977 год, мы запускали военные станции «Алмаз» под псевдонимами «Салют-2», «Салют-3», «Салют-5». Кстати, они не летали по полярной орбите. Специально подготовленные космонавты наблюдали за земной поверхностью с помощью очень большого объектива, вели фото- и видеосъемку назначенных объектов и территорий, радиотехническую разведку.
Почему это делалось вручную? Фокус в том, что в те времена съемка поверхности Земли со спутников-разведчиков производилась на фотопленку, которая возвращалась на землю в спускаемых аппаратах, а потом — в специальных капсулах. И часто отснятые автоматами кассеты оказывались практически пустыми, поскольку на пленке были видны лишь облака. Поэтому и решили сделать ставку на космонавтов, которые могли бы оценить обстановку на заданном участке поверхности и сделать снимок в нужный момент.
Теперь это совершенно не нужно. Появление новой электроники, мощных компьютеров, средств передачи данных по радио- и видеоканалам сделало бесполезным участие человека. Разведывательные спутники ведут съемку автоматически, по заданному алгоритму или по командам с Земли, а ее результаты в режиме реального времени передаются на Землю.
Думаю, несмотря на хотелки Трампа освоить Канаду и Гренландию, НАСА не станет запускать свою орбитальную станцию на полярную орбиту, потому что желание доставить космонавтам удовольствие любоваться Землей обойдется слишком дорого. Крутовата будет такая орбита.
— А что можно сказать о повышенной радиации на РОС? В Роскосмосе считают, что космонавты будут подвергаться большему радиационному воздействию. Но такая орбита в этом смысле напоминает лунную, что позволит лучше подготовиться к полетам на естественный спутник Земли. РОС же планируют сделать посещаемой, а не постоянно обитаемой.
— Действительно, полярная орбита в районе полюсов не находится под защитой магнитного поля Земли. И надо было бы сначала определить реальные параметры излучения внутри станции. Мы планируем запуск биологического спутника «Бион-М» летом этого года на подобную орбиту. Но на нем полетят только мухи и мыши. А смогут ли ученые по этому единичному эксперименту оценить воздействие радиации на испытуемые организмы и экстраполировать результаты на человека? Правда, главный конструктор РОС Владимир Кожевников в прошлом году сказал, что до запуска экипажа все дозиметрические замеры будут проведены. И, как он сказал, «специалисты будут иметь объективную картину, если вдруг кто-то очень сильно ошибся, хотя этого мы не ожидаем».
— В планах Роскосмоса доставлять на РОС автоматические спутники для их технического обслуживания, ремонта и дозаправки. С нее же будут выводить на орбиту другие аппараты, чинить их. Кроме того, проводить научные эксперименты, создавать высокотехнологичные продукты. Например, выращивать сверхчистые кристаллы, делать 3D-печать в невесомости или создавать новые медицинские препараты...
— И тут есть что возразить. Это совершено не нужно, поскольку служебные системы спутников и их полезная нагрузка очень надежны и, по-видимому, неремонтопригодны в таких «полевых» условиях. Да и космонавты не смогут они чинить всё, что к ним привезут. А уж о гарантиях на такой ремонт говорить не приходится. И главное, срок активного существования спутников сегодня чаще всего больше десяти лет. За это время появляется новое поколение бортовых космических систем. Теперь спутники просто запускают на замену вышедших из строя.
Что касается производства на РОС, то специалистам известно, что при нахождении космонавтов на космическом корабле невозможно обеспечить требуемый для выполнения заявленных задач уровень микрогравитации. Любое движение человека ее нарушает. Это не позволяет получить требуемые и стабильные свойства веществ или изделий.
— Получается, что вы считаете проект РОС не вполне удачным?
— Как раз наоборот. Задумана отличная орбитальная станция, очень нужная нам как можно скорее. Но все дело в орбите. Нет пока ракеты-носителя, способной выводить модули для нее. Нет пилотируемого корабля. Не подготовлен космодром Восточный. Обойдется она в изготовлении и эксплуатации существенно дороже, чем РОС, работающая не на такой высокой орбите. То есть, полагаю, какие-то преимущества полярной орбиты не перекрывают недостатков ее использования.
Но что мешает запустить РОС на орбиту градуса на 63? Наверняка можно было бы использовать для выведения ее модулей несколько из оставшихся «Протонов» с Байконура, пока не введена в строй «Ангара». А уж на ней запускать космонавтов с Восточного. Эта станция была бы постоянно действующей, туда могли бы безопасно летать и космонавты из других стран, и космические туристы. И видели бы они почти всю нашу великую страну.
Такая РОС и могла бы стать «эффективной и рациональной», как говорил бывший глава Роскосмоса Юрий Борисов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


svpressa.ru

Смена власти в Роскосмосе: Если не запустим РОС, на пилотируемой космонавтике можно поставить крест
Ирина Мишина


В космическую отрасль решили вдохнуть новую жизнь. После смены руководства Роскосмоса, который возглавил 39-летний Дмитрий Баканов, в правительстве прошло совещание с вице-премьерами, на котором госпрограмма «Космическая деятельность» продлена еще на шесть лет — до 2036 года.
Новому руководителю «Роскосмоса» предстоит подготовить отрасль к приходу частных инвестиций и повысить рентабельность проектов по развитию связи. Невольно приходят мысли о том, что смена руководства Роскосмоса — это стремление быть в тренде и попытка угнаться за США, где свое влияние усиливает Илон Маск.
Чтобы понять, на что реально может рассчитывать Роскосмос, надо сопоставить планов громадьё с его бюджетом. В проекте федерального бюджета на 2024−2026 годы на государственную программу «Космическая деятельность России» заложены расходы в размере более 800 миллиардов рублей.
В 2025 году финансирование космической программы составит 271,91 миллиарда рублей, в 2026-м — 258,1 миллиарда. Эти бюджетные средства будут направлены прежде всего на финансирование «Роскосмоса». При этом бюджет Роскосмоса по мировым меркам очень и очень скромный. Он в 9 раз меньше бюджета NASA и в несколько раз меньше бюджета SpaceX. Именно поэтому в российскую космическую отрасль хотят привлечь частный бизнес, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.
Первое и главное, на чем сосредоточатся в Роскосмосе — это проектирование российской орбитальной станции РОС, которая в ближайшее время должна заменить МКС, доживающую последние годы. Когда это произойдет и на каких еще направлениях планируется прорыв? С такими вопросами мы обратились к эксперту в сфере ракетостроения, академику Академии космонавтики им. Циолковского Александру Железняку.
— Основная проблема сейчас — это низкие темпы проектирования и строительства российской орбитальной станции РОС, которая в ближайшем будущем заменит Международную космическую станцию (МКС). Ее нужно вывести на орбиту как можно быстрее, поскольку Россия планирует выйти из проекта по использованию МКС.
Создание РОС необходимо, чтобы сохранить присутствие страны в космосе. Если мы не создадим аналогов, то придется совсем свернуть пилотируемую космонавтику. МКС должна прекратить работу из-за того, что она устаревает. В России затопление МКС планировалось примерно на 2028 год, в США решили отложить это на 2030 год.
«СП»: А что с российскими спутниками? Их у нас достаточно или тоже отстаем от Запада?
— У нас есть проект «Сфера», но он пока не производит спутники в том количестве, в каком нам бы хотелось. Чтобы проект функционировал, необходимо запустить на орбиту около 600 спутников. Сейчас мы планируем наладить их серийное производство, которое удешевит сборку. Конвейер наладит процессы и сократит расходы.
«СП»: А много ли аварийных запусков?
— Раньше аварийность была действительно высокой. Но вот уже более 5 лет у нас нет аварий при запусках ракет. И тут наши показатели намного выше и лучше, к примеру, американские, — считает эксперт.
По поводу пилотируемых запусков мы обратились с вопросом к летчику-космонавту Сергею Крикалеву, обладателю рекорда по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов). Насколько сейчас регулярны пилотируемые запуски и сильно ли мы отстаем от США?
— У нас в Роскосмосе по плану пилотируемые запуски проходят сейчас два раза в год. Плюс 4 запуска грузовых кораблей. Шесть запусков в год — это то, чего сейчас полностью хватает для выполнения нашей космической программы. Да, в США частные компании могут осуществлять коммерческие старты, но это их личная инициатива с индивидуальными целями. У нас такое пока не принято, — заявил Сергей Крикалев.
Перед новым руководством Роскосмоса стоит задача провести ревизию ранее утвержденных космических программ для их ускорения. С чего начнется эта ревизия и какие проекты на подходе? Этот вопрос мы задали члену Академии космонавтики им. Циолковского, члену совета Роскосмоса Игорю Маринину.
— У нас уже практически готов первый модуль российской орбитальной станции РОС. В декабре будет запущен первый модуль, а до 2033 года предусмотрен запуск еще пяти модулей. Пилотируемой орбитальная станция РОС станет с 2029 года. То есть третий запуск к новой орбитальной станции станет уже пилотируемым. Все запуски на РОС будут производиться с космодрома «Восточный». Сейчас запуски грузовых кораблей «Прогресс», которые создавались специально для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), а также для корректировки её орбиты происходят с космодрома «Байконур». Но в перспективе, после 2029 года, эти запуски тоже будут перенесены на наш российский космодром «Восточный».
«СП»: На совещании в правительстве много было сказано об увеличении количества спутников. Речь идет в первую очередь о военной программе или о спутниках другого назначения?
— В первую очередь речь шла об увеличении количества спутников для народного хозяйства, для дистанционного зондирования земли, прогнозов погоды, для обеспечения навигации. Серийное производство таких спутников будет налажено сразу в двух точках: одна из них — в Железногорске Красноярской области, вторая — в НПО им. Лавочкина, которое входит в корпорацию «Роскосмос» и находится Московской области. Там будут производить небольшие телекоммуникационные аппараты.
«СП»: А что все-таки с военными спутниками? Мы не сильно отстаем от Запада?
— Программа военных спутников находится под грифом «секретно». Могу сказать одно: мы производим достаточное количество военных спутников, которые могут следить и за нашей территорией, и за территорией вероятного противника. Запуск военных спутников у нас происходит регулярно с космодрома в Плесецке. Проводится примерно 8 пусков в год. Последний был в декабре. Это легкая ракета с военной нагрузкой.
«СП»: А что с лунной программой?
— Лунная программа будет продолжена. В 2027 году планируем запуск спутника на окололунную орбиту, а в 2028 году посадим на Луне космический аппарат. Это совместный проект с Китаем. Также в планах создание совместно с Китаем посещаемой космической станции, этот проект будет реализован к 2030−2032 году. Пока есть грин-карта, протокол о намерениях.
«СП»: Как сказалось на космической отрасли отсутствие международной кооперации? В Роскосмосе справились с импортозамещением?
— Стопроцентного импортозамещения в космической отрасли сегодня нет, в этом могу признаться честно. Но многое научились делать сами, в чем-то помогает Китай, в чем-то «серый импорт». Для полного импортозамещения осталось покрыть еще 5−10%.
И тут мы связываем большие надежды с Ярославским радиозаводом, который полностью ориентирован на Роскосмос. Думаю, от всех видов импорта в космической отрасли мы освободимся в ближайшее время. Ведь мы — первопроходцы в космосе, и позиции свои сдавать не собираемся.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Технологии
«Человеко-машинный гибрид»: генеральные конструкторы — о будущем РОС
14 февраля 2025 года, 14:03
IAuthor avatarИгорь Маринин
Наклонение орбиты Российской орбитальной станции (РОС) составит около 97 градусов. Это решение воспринято неоднозначно в научно-техническом сообществе. Оппонентами, в частности, выдвигался аргумент, что на таких орбитах летает порядка 47% спутников. Не станут ли пилотируемая РОС и космические автоматы мешать друг другу? Напротив, считает Владимир Соловьев, генеральный конструктор пилотируемых космических систем и комплексов Роскосмоса. По его мнению, необходимо организовать тесное взаимодействие РОС с беспилотными аппаратами. Идею поддержал Виктор Хартов, генеральный конструктор автоматических космических систем и комплексов госкорпорации. На недавних «Королёвских научных чтениях» они выступили с общим докладом «Пилотируемый и автоматический космос: конкуренция или взаимодополняющее развитие».
"Грузить пилотируемую станцию рутинными операциями не совсем по-хозяйски"
Виктор Хартов в начале своего выступления отметил, что в последнее время заказчики предъявляют требование круглосуточного всепогодного контроля с орбиты практически всего на поверхности Земли, а также в ближнем космосе. Причем контроль нужен во всем диапазоне электромагнитного излучения.
Он подчеркнул, что перед автоматическими системами стоит задача в ближайшие годы обеспечить контроль любого района Земли каждые 15 минут. Каждые сутки необходимо обновлять цифровую картину всего мира. При этом возникает проблема, как из сотен терабайт данных, «сыплющихся с неба», быстро выделять именно то, что нужно потребителю.
По словам генерального конструктора, поставленные задачи могут быть решены созданием больших интеллектуальных систем и орбитальной группировкой из тысяч космических аппаратов, которые находятся в десятках разных плоскостей.
На вопрос, может ли пилотируемая станция внести заметный вклад в работу огромного флота спутников, Виктор Владимирович ответил: «Даже при комплектовании станции самыми мощными, полезными нагрузками, ее вклад в общий поток информации будет на уровне единиц процентов. Эти мои выкладки означают только то, что грузить пилотируемую станцию рутинными операциями не совсем по-хозяйски».
РОС - испытательный полигон для аппаратуры спутников
По мнению Виктора Хартова, станция должна стать лабораторией по отработке в космосе новых технологий и технических решений для автоматического космоса. Например, испытаний и отладки космических радиолокаторов, которые затем будут тиражироваться и устанавливаться на десятках, сотнях автоматических аппаратов. По словам генконструктора, это направление очень актуально, ведь в северных районах нашей страны до 85% времени поверхность недоступна для космической съемки оптикой из-за полярных ночей и плотной облачности. Нужны радиолокаторы.
«В радиолокационных изображениях кроется масса данных о поверхности, о ее электрофизических свойствах, - рассказал Виктор Хартов. - Разные полосы частот, разные поляризации, фазовые сдвиги, интерференция и прочее-прочее -- широчайшее поле для исследования методов и технических средств, которые оптимально проводить на пилотируемой станции».
Вывод генконструктора: РОС «даст дополнительные, совершенно уникальные возможности по исследованию методов и испытанию средств решения задач наблюдения Земли автоматическими космическими аппаратами. Но это возможно только при условии выделения достаточной электрической мощности на станции, достаточных ресурсов по доставке и возвращению испытываемой аппаратуры и, самое главное, при возможности работы непосредственно на борту станции специалистов по полезным нагрузкам, которые полжизни совершенствовались в своем мастерстве. Таких специалистов надо готовить 2-3 месяца и отправлять испытывать свои приборы на орбиту».
РОС - информационный хаб, скорость сброса данных - до 10 Гбит/с
Владимир Соловьев согласился, что непосредственно с РОС полярные районы наблюдать удастся не так часто, как с помощью автоматических аппаратов. Но при облачности и полярной ночью дорогая и высокоточная оптическая аппаратура, установленная на спутниках дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), тоже становится малоэффективной. Кроме того, на околополярных орбитах, где практически нет защиты от галактического и солнечного излучения, автоматические аппараты чаще отказывают.
Дважды летавший в космос генеральный конструктор по пилотируемым программам (он также является генконструктором РКК "Энергия") считает, что на РОС, которая будет обладать существенно большими энергетическими возможностями и наличием на борту целого комплекса различной аппаратуры, можно проводить очень серьезные фундаментальные и научно-прикладные исследования в интересах дистанционного зондирования Земли, решения задач в области физики Солнца, нейтрализации воздействия солнечного и галактического излучения и, конечно, прикладных задач, связанных с безопасностью нашей страны.
Владимир Соловьев отметил, что даже на первом Научно-энергетическом модуле станции можно будет разместить много серьезной аппаратуры, такой как инфракрасный радиометр высокого разрешения, малогабаритный радиолокатор с синтезированной апертурой, СВЧ-скаттерометр – прибор для измерения направления движения и высоты волн, а так же скорости приповерхностного ветра, Спектрометр высокого разрешения  для выявления концентрации парниковых газов и прочее. После отработки на РОС эти приборы будут установлены на серийных спутниках, что существенно повысит их надежность и эффективность.
Владимир Соловьев отметил, что на РОС будет размещена мощнейшая аппаратура связи для передачи информации на Землю, обеспеченная большой энергетикой станции, что практически невозможно на автоматических аппаратах.
«Скорость передачи информации, которую мы уже сейчас планируем осуществлять с первого и последующих модулей станции - гигабиты в секунду... Сейчас, с МКС, мы имеем возможность передавать информация со скоростью до 100 Мбит/с, а с РОС на первом этапе сможем передавать до 1 Гбит/с, а на втором этапе до 10 Гбит/с, - уточнил Владимир Алексеевич, - Так что, пилотируемая космонавтика позволяет очень эффективно и комплексно решать вышеуказанные задачи».
Сокращение расходов на наземные испытания
Продолжая рассмотрение вопросов взаимодействия пилотируемого и автоматического космоса, Виктор Хартов обратил внимание, что создание больших космических систем из большого количества аппаратов возможны только при условии быстрого массового производства легких и дешевых спутников с постоянно улучшающимися характеристиками. При этом он напомнил, что автоматические космические аппараты должны годами летать в условиях вакуума, воздействия галактического и солнечного излучения, плазмы, радиации поясов Ван Аллена, микро метеорных потоков, резких перепадов температуры на солнце и в тени, атомарного кислорода Вплоть до высоты 700 км) и многого другого. Сейчас каждый космический аппарат, прежде чем попадет на орбиту проходит длительные наземные испытания на сложнейших стендах и устройствах. На это уходит огромное количество времени и средств. Но сымитировать все факторы космического полета в земных условиях все равно невозможно.
Виктор Хартов делает вывод: «... орбитальная станция дает замечательную возможность «облетать», испытать будущее бортовое оборудование спутников в реальных условиях. То есть, станцию можно использовать в качестве испытательного стенда с унифицированными посадочными узлами, интерфейсами, с мощной IT-поддержкой и с участием присутмтвующего на борту не только искусственного, но и естественного человеческого интеллекта».
 
Управление роем малых спутников
Виктор Владимирович отметил, что испытывать на МКС необходимо не только аппаратуру для космических аппарата, но и отрабатывать целые космические системы, или рои космических аппаратов. Рой принципиально отличается от обычной группировки аппаратов возможностью действовать синхронно и автономно в составе группы. В рое должны быть решены задачи кооперации, координации, распределения ролей, ресурсов, адаптации, обучения интеллектов космических аппаратов. С его точки зрения, именно РОС даст уникальную возможность постоянного контакта специалистов [космонавтов-исследователей] с роем летающих вблизи космических аппаратов. То есть, специалист на борту МКС станет частью информационного пространства роя, что может существенно упростить отработку всех задач, которые стоят перед роем спутников.
 Виктор Хартов подытожил: «Орбитальная станция позволяет эффективно отрабатывать как бортовое оборудование автоматических космических аппаратов, так и работу различных спутниковых сетей».
По его мнению, это возможно только если отлажен механизм быстрой, не более года, подготовки эксперимента. Должно быть минимизировано количество специального вспомогательного оборудования, которое надо везти на РОС. Но самое главное, чтобы общая стоимость всего комплекса работ на РОС была значительно меньше стоимости запуска отдельных космических аппаратов для отработки внедряемой технологии взаимодействия аппаратов в облаке.
 
Специализированные автоматические платформы и внешние рабочие места
Владимир Соловьев выразил полное согласие с таким взаимодействием РОС и автоматических аппаратов, сообщил, что на РОС будет разработана некая внешняя платформа, оснащаемая при необходимости самыми разнообразными интерфейсами для обеспечения любой лётной экспериментальной отработки спутников или их аппаратуры любой продолжительности. Будет обеспечена возможность оперативного изменения программы испытаний и возможность возврата испытанной аппаратуры на землю. Вообще на внешней поверхности РОС будет 38 рабочих мест (в два раза больше, чем сейчас на МКС) обеспеченных электрической мощностью до 54 КВт. для размещения испытуемой и целевой аппаратуры. Для сравнения, на загородный жилой дом сейчас выделяют 15 КВт). Часть рабочих мест будет на поворотных платформах, которые позволят размещать и нацеливать с очень хорошей точностью полезную нагрузку любой массы.
По мнению Владимира Соловьева: «РОС будет хорошей платформой для целевой аппаратуры, которая позволит предварительно проверить в реальных условиях эту аппаратуру, отъюстировать ее определенным образом, ну и в дальнейшем тиражировать и устанавливать на автоматические космические аппараты. Такая аппаратура будет работать более надежно».
 
Человекомашинный орбитальный комплекс
Затем Виктор Хартов остановился на совместных работах пилотируемой и автоматической космонавтики по сборке и обслуживанию космических систем. Он отметил, что совокупность совместной работы пилотируемых и автоматических средств необходимо предусматривать еще на этапе проектирования, добиваясь взаимно дополняющих возможностей. В плоскости орбиты РОС автоматические платформы могут летать с различными полезными нагрузками. Они будут по необходимости стыковаться с РОС для замены, перезарядки или ремонта космонавтами полезной нагрузки, а, так же, заправки топливом. На платформах, после отстыковки от РОС, можно решать задачи, требующие отсутствия статического электричества и микроускорений... и прочее, и прочее. В плоскости РОС с помощью людей можно собирать конструкции громадных антенн и солнечных электростанций.
По мнению Виктора Хартова: «... появляется шанс в рамках плоскости РОС создать новую космическую сущность -- человекомашинный гибридный орбитальный комплекс с широчайшими новыми возможностями при условии, что он сразу будет проектироваться как единая система для достижения максимального эффекта за счет оптимального сочетания плюсов пилотируемого и автоматического космоса».
 
Кооперация человека и автоматов многократно эффективнее
Развивая тему взаимодействия пилотируемого и автоматического космоса Владимир Соловьев обратил внимание, что объединение возможностей РОС и автоматических спутниковых группировок даст очень много интересной информации. Он отметил, что станция, находясь в облаке автоматических космических аппаратов, при условии, что она работает с ними совместно, позволит делать многие вещи, не подвластные отдельным автоматическим аппаратом. «Например, можно определять толщину льда, что очень важно для Северно-морского пути. Можно заглядывать определенным образом под землю на недоступную автоматам глубину и оценивать работоспособность тех или иных газовых и нефтяных трубопроводов.  Можно получать разного рода многоракурсную, стерео-информацию и геоинформационные продукты. Для синтеза сверхбольших апертур радиолокационных систем понадобятся хорошие мощности и РОС такую энергетику может дать. А для управления такой системой, обработки и передачи информации на землю будут использованы геостационарные спутники-ретрансляторы» - поведал В.Соловьев.
 
Автономные платформы, межорбитальные буксиры и спутники-инспекторы
Владимир Алексеевич рассказал, что в РКК «Энергия» сейчас рассматриваются различные перспективные технологии межспутникового взаимодействия, разрабатывается универсальная платформа, которую можно будет адаптировать под медицинские, биологические или астрономические эксперименты и наблюдения. Разрабатывается еще два вида спутников-инспекторов. Один для контроля за внешней поверхностью РОС на предмет повреждений метеороидами и второй для контроля за окружающим РОС пространством, с возможностями обнаружения и перехвата приближающихся опасных объектов.  Он так же отметил, что очень важны буксиры, которые могли бы транспортировать космические аппараты к РОС для ремонта, юстировки, дозаправки, а потом возвращать их рабочую орбиту.
Кроме того, Владимир Соловьев обратил внимание, что остается очень актуальным взаимодействие РОС с малыми аппаратами дистанционного зондирование Земли с различной (оптической, инфракрасной, ультрафиолетовой и другой) аппаратурой. Предполагается, что информация с них будет хранится на Базовой станции в составе РОС и по необходимости отправляться на Землю. Разрабатываются и принципы взаимодействия РОС с перспективными спутниковыми группировками.
В заключение Владимир Алексеевич Соловьев подытожил: «На мой взгляд очень важно, когда пилотируемые станции привносит своё, автоматические аппараты своё... И такое объединение возможностей суммарно даёт существенно больше, нежели пилотируемый и автоматический космос в отдельности, и может принести много нового полезного для нашей страны. Вот это имеет, на мой взгляд, очень важное значение».
Таким образом, на основе РОС будет сформирована единая функциональная синергия пилотируемых и космических аппаратов, которая очень важна для дальнейшего успешного освоения космического пространства.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

РКК "Энергия" и Сколтех модернизируют 3D-принтер на борту МКС
ТАСС


МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Ракетно-космическая корпорация "Энергия" (РКК "Энергия", входит в Роскосмос) заинтересована в совершенствовании 3D-принтера на борту российского сегмента Международной космической станции. Задачу модификации имеющейся научной аппаратуры для проведения дальнейших исследований и изготовления нового оборудования планируется поручить Сколтеху, сообщил ТАСС советник генерального конструктора корпорации Александр Чернявский.
"Мы сейчас обсуждаем со Сколтехом вопрос модификаций. Но вообще, если честно говорить, то мы сразу за модернизацией говорим об изготовлении нового принтера", - сказал Чернявский. Он напомнил, что сегодня на российском сегменте функционирует 3D-принтер, созданный в 2018-2021 годах учеными Томского политехнического университета и Томского государственного университета совместно со специалистами РКК "Энергия" и доставленный на станцию в июне 2022 года.
По его словам, имеющийся принтер на сегодняшний день предназначен для отработки процессов и технологий аддитивного изготовления изделий, а также образцов для получения физико-механических характеристик и свойств этих изделий. Эта отработка необходима для изготовления некоторых деталей и узлов прямо на борту МКС. "Мы отрабатываем важные технологии. Модифицированный и новый принтер делают задел на будущее - мы уже сейчас готовим техническое задание на штатное аддитивное оборудование РОС", - подчеркнул Чернявский.
Как рассказал ТАСС директор центра технологий материалов Сколтеха Иван Сергеичев, сегодня центр разрабатывает свой собственный пятикоординатный 3D-принтер, т. е. способный перемещать сопло в трех измерениях, а также вращать платформу с изделием вокруг двух осей. "До конца 2025 года мы планируем получить уже опытный образец этого принтера, который будет осуществлять композитную печать - то есть печать полимера, который армирован углеродными волокнами", - сказал он.
По словам Сергеичева, Сколтеху не в новинку задачи такого рода: еще в 2017 году Центр технологий материалов создал первый прототип 3D-принтера для композитной печати, который успешно вывела на рынок компания "Анизопринт". С тех пор в центре разработали еще и прототип принтера для керамической печати.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать... Сегодня перед аэрокосмической отраслью стоят новые глобальные задачи, в том числе связанные с укреплением технологического суверенитета России. И у АО «НИИМаш» имеются все возможности не только для выполнения имеющихся государственных заказов, но и на разработку проектов, которые, возможно, в будущем станут новым рывком для освоения космоса.

Уральское предприятие принимает участие в работе над всеми ключевыми проектами российской космической программы, включая будущую орбитальную станцию РОС. Иллюстрация: АО НИИМАШ....
https://eburg.mk.ru/social/2025/02/19/ao-niimash-vozrozhdaet-interes-k-kosmosu-sredi-molodezhi-blagodarya-ekskursiyam-i-korporativnoy-kulture.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 19.02.2025 06:39:07РКК "Энергия" и Сколтех модернизируют 3D-принтер на борту МКС
Уже потребовалась модернизация? И делать её будут люди непричастные к разработке и изготовлению? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Доктор

Цитата: Старый от 19.02.2025 16:45:52
Цитата: АниКей от 19.02.2025 06:39:07РКК "Энергия" и Сколтех модернизируют 3D-принтер на борту МКС
Уже потребовалась модернизация? И делать её будут люди непричастные к разработке и изготовлению?
Как-то не логично.Модернизация,если нет другого варианта и другой вариант.Если одна и та же контора ,явный попил. Да и пластик  вместо металла ....... Эдакая модернизация ..... С заменой опосля на металл..... Ну корпуса ,вертиляторы.
Неужто мозги закончились. Али менеНджеры совсем О.....

АниКей


zhukovsky.life

Новый российский прибор проверит обшивку космических кораблей


Испытан прототип прибора.
Сотрудники Самарского государственного университета имени Королёва создали и протестировали опытный образец компактного твердомера, который можно будет использовать для измерения твёрдости материалов прямо в космосе. Об этом рассказали в пресс-службе вуза.
Цитировать«Учёные и студенты Самарского университета имени Королёва разработали и испытали прототип компактного космического твердомера — прибора, который позволяет измерять твёрдость металла прямо в космосе, например, на орбите, — говорится в сообщении. — Это необходимо для оценки прочности материала обшивки космического аппарата с течением времени и под воздействием окружающей среды — микрометеоритов, космической радиации, вакуума и перепадов температуры».
При этом самарская разработка весит всего около 5 кг и отличается компактностью, что позволяет проводить измерения непосредственно на орбите. Проект вошёл в число восьми финалистов конкурса инновационных проектов акселератора Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия».
Цитировать«Использование обычных земных твердомеров соответствующего класса на орбите затруднительно, поскольку они обычно тяжёлые, объёмные и требуют много энергии, — пояснили в университете. — В рамках проекта был создан опытный демонстрационный образец компактного твердомера, который, как мы считаем, оптимально подходит для использования в космосе. По сравнению с аналогичными приборами, в том числе зарубежного производства, наш твердомер весит и занимает гораздо меньше места — примерно в десять раз, а также потребляет в разы меньше энергии».
Принцип работы большинства твердомеров основан на механическом воздействии на поверхность материала, по результатам которого определяется его твёрдость. В самарском твердомере вместо привода с электродвигателем и редуктором, как в стационарных аналогах, используется компактный проволочный силовой элемент из сплава никеля и титана.
Этот элемент нагревается током и, в зависимости от диаметра, развивает усилие до 50–200 кг, которое передаётся на специальный щуп — инструмент с алмазным наконечником, который давит на измеряемый материал. Датчики прибора помогают определить твёрдость этого материала.
Опытный демонстрационный образец твердомера уже прошёл испытания на Земле и показал свою работоспособность, сообщили в университете. В дальнейшем прибор будет использоваться для оценки состояния материала на наружных точках корпуса космической станции с помощью робота-манипулятора и на испытательных стендах, расположенных за бортом космической станции, для измерения твёрдости новых перспективных материалов для космических аппаратов в открытом космосе.
Предварительная схема испытательного стенда с привязкой к конструкции космической станции уже разработана, и в будущем такой стенд может быть использован на создаваемой Российской орбитальной станции (РОС). Результаты испытаний новых материалов учёные планируют применять при создании и эксплуатации машин и механизмов, работающих на Луне и других планетах.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

«Сможет быть вечной»: ведущий инженер-проектант о Российской орбитальной станции



Родился Илья Железнов в 1998 году в городе Балаково, в семье сотрудников Балаковской атомной электростанции. 242 балла по ЕГЭ позволили ему поступить в Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, который Илья окончил с отличием по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космической комплексов». В РКК «Энергия» он попал на преддипломную практику в 2021 году, а через год, после окончания университета, пришел туда работать на должность инженера 2-й категории отдела проектирования пилотируемых орбитальных станций и сразу подключился к эскизному проектированию РОС.
Талант и трудолюбие быстро продвинули молодого специалиста на должность ведущего инженера. Сейчас Илья занимается проектной увязкой составляющих РОС модулей и транспортных кораблей, взаимодействием между их системами. Еще Железнов занимается тактико-техническим обоснованием проектных решений по доставке грузов на РОС.
Спойлер

РОС может стать платформой для сборки межпланетных кораблей
А зачем нам нужна пилотируемая орбитальная станция?
— Отвечая на этот вопрос, необходимо разобраться, зачем нужна вообще пилотируемая космонавтика. С моей точки зрения, одной из ее главных целей является улучшение качества жизни людей на Земле. Средством достижения этой цели являются внедрение технологий и продуктов, полученных в космосе, в различные сферы жизни. На МКС давно проводится множество экспериментов, в том числе по выращиванию неорганических материалов и биоматериалов с недостижимыми на Земле свойствами. Но переход к их полноценному применению на Земле крайне затруднен по множеству причин, в том числе технических.
В связи с этим создание РОС обусловлено, в первую очередь, необходимостью перехода отечественной пилотируемой космонавтики от узконаправленных целевых работ и экспериментов к комплексному практическому применению полученных результатов, а также к более широкому использованию возможностей околоземного космического пространства.
Также очень важна непрерывность процесса производства и использования космической техники. Особенно это важно для пилотируемой космонавтики. Перерывы в выполнении пилотируемых пусков приведут к потере соответствующих компетенций, что негативно отразится на возобновлении полетов в будущем. Поэтому после МКС необходимо продолжать пилотируемые полеты.
К такой же потере компетенции могут привести и редкие полеты к Луне или к Марсу, для обеспечения которых еще не полностью отработаны многие технологии, в том числе по защите экипажа и бортового оборудования от космического излучения, несовершенны или полностью отсутствуют замкнутые регенеративные системы жизнеобеспечения. Сейчас на МКС и на Земле проводится множество экспериментов по обеспечению безопасности пилотируемых полетов за пределами околоземных орбит. Но ресурс МКС подходит к концу, потому часть таких экспериментов будет продолжена на РОС.
К тому же РОС может стать элементом освоения дальнего космоса не только как научная и экспериментальная лаборатория, но и как платформа для сборки межпланетных экспедиционных комплексов.
А почему наклонение орбиты РОС будет именно 96,8-97 градусов?
— Такое наклонение орбиты дает ключевые преимущества для России, так как позволяет обозревать всю территорию страны, а также обеспечит возможность наблюдения за стратегически важным Северным морским путем и прилегающим шельфом Северного Ледовитого океана.
РОС будет оснащена современными оптико-электронными средствами и радиосредствами дистанционного зондирования Земли, а также средствами связи для обеспечения оперативности принятия решения, в том числе в период отсутствия космонавтов, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом мониторинг Земли будет осуществляться одновременно в различных спектральных диапазонах (радиолокация, инфракрасный диапазон, оптические средства), что невозможно на автоматических КА из-за отсутствия необходимых энергетических ресурсов.

Еще одной ключевой особенностью орбиты РОС станет возможность отработки в условиях, сопоставимых с условиями полета в дальний космос, бортовой аппаратуры, что позволит в будущем создавать более надежную аппаратуру, которая будет более стойкой и к радиационному воздействию, и к другим вредным факторам дальнего космоса.
«Вечная» станция-конструктор с заменяемыми частями
Было объявлено, что РОС может быть практически вечной. Почему так?
— Станция сможет быть вечной потому, что в ней реализована открытая архитектура, позволяющая при необходимости заменить любой устаревший или поврежденный модуль. Кроме того, гарантированный срок службы универсального узлового модуля, который станет ядром станции, благодаря своей относительной простоте значительно больше, чем у других модулей.
Когда понадобится замена универсального узлового модуля, к РОС будет пристыкован новый. Затем на него будут перестыкованы работоспособные и неустаревшие модули. После этого заменяемый универсальный узловой модуль вместе с другими устаревшими модулями будут отстыкованы для утилизации в акватории Тихого океана.
Сейчас же, в проекте МКС, такое невозможно реализовать. Главный модуль российской сегмента МКС — служебный модуль «Звезда» — состоит из двух отсеков: переходного, к которому пристыкованы другие модули российского сегмента МКС (кроме узлового модуля «Причал»), и герметичного, в котором размещается экипаж. В случае повреждения или износа переходного отсека «Звезды» мы теряем доступ ко всем другим модулям. А заменить его невозможно, так как он конструктивно в составе модуля. При проектировании РОС мы предложили выделить переходной отсек, который был раньше в конструктиве служебного модуля, в отдельный модуль. Таким образом мы увеличили общую надежность РОС и безопасность экипажа.

1 / 3
Первый модуль РОС — научно-энергетический (НЭМ) — был сделан еще для МКС.  Для использования его на РОС требуются доработки?
— Действительно, НЭМ заимствуется из проекта российского сегмента МКС и его необходимо доработать, чтобы он мог функционировать самостоятельно до прихода базового модуля, откуда и будет управляться вся РОС. Прежде всего его система управления дорабатывается для выполнения критически важных функций российской орбитальной станции. А для того, чтобы НЭМ не тратил на ориентацию драгоценное топливо, на нем устанавливается шесть силовых гиродинов. Кроме того, для приема универсального узлового модуля на НЭМ заменяется активный стыковочный узел на пассивный вместе со всей системой автоматической стыковки.
На какой стадии эти работы?
— Часть работ выполнена, часть близка к завершению. Все идет по графику. В сроки стараемся укладываться.
Новые корабли для новой станции
Как на РОС предполагается обеспечить радиационную безопасность?
— Для начала отмечу, что, по мнению ученых, в том числе из ИМБП и ИКИ РАН, при спокойной солнечной обстановке радиационные условия на новой орбите по сравнению с условиями на орбите МКС отличаются не критично. Для максимальной нейтрализации этой небольшой разницы разработаны специальные материалы и современные средства контроля радиационной обстановки. В конструкции РОС за счет компоновки бортового оборудования и применения радиационно-защитных материалов, в том числе и водосодержащих, создаются радиационно-безопасные места пребывания экипажа, в том числе каюты. В процессе развертывания и эксплуатации РОС ее радиационная защищенность будет наращиваться. Сейчас есть множество материалов, которые отлично защищают от радиации. На РОС будут в основном применяться водосодержащие материалы — безопасные и разрешенные к применению в изделиях пилотируемой космонавтики.
По утвержденному графику НЭМ будет автономно летать около года. Затем к нему пристыкуется связка универсального узлового и шлюзового модулей. Еще через год к этой связке пристыкуется базовый модуль. Примерно такая же схема сборки была у МКС. ФГБ «Заря» ждал прибытия «Звезды» полтора года. Чем отличается базовый модуль РОС от служебного модуля «Звезда»?
— НЭМ будет минимально доработан, так как на него возлагаются только критически важные функции по управлению РОС до прихода базового модуля. Базовый модуль после интеграции с РОС возьмет на себя функции полноценного управления станцией и обеспечения жизнедеятельности экипажа. А НЭМ станет резервным пунктом управления. Кроме того, на базовом модуле, как и на «Звезде», будут размещаться каюты экипажа и основные модернизированные регенеративные системы по воде и кислороду, образующие в совокупности частично замкнутый цикл. А вот корпус базового модуля такой же, как и у НЭМ, и он сильно отличается от служебного модуля «Звезда» МКС. И базовый, и НЭМ состоят из двух отсеков: герметичного, в котором размещается экипаж, и негерметичного, в котором находится часть элементов бортовых систем. А вот служебный модуль «Звезда» состоит из двух герметичных отсеков: переходного, к которому пристыкованы другие модули, и основного, в котором размещается экипаж. На РОС роль переходного отсека «Звезды» передана универсальному узловому модулю. В этом главное отличие.

1 / 2
Уже достаточно давно разрабатывается перспективный транспортный корабль нового поколения (ПТК НП). Последнее время везде упоминается ПТК РОС. Это разные корабли? Если да, то в чем разница?
— Проект создания ПТК НП — единственный. Он обеспечивает возможность доставки на орбиту до четырех человек. При проектировании РОС было решено, что ПТК будет доставлять на РОС экипаж из двух человек, а освободившееся место будет использоваться для доставки и возвращения грузов.
Таким образом ПТК НП кроме экипажа сможет доставить на РОС грузов в четыре раза больше, а возвращать на Землю в 10 раз больше, чем используемый сейчас «Союз МС».
Чем будет отличаться грузовой корабль «Прогресс РОС», от используемого сейчас «Прогресса МС»?
— Прежде всего на «Прогрессе РОС» будет другой стыковочный узел, более мощный. Такой, как используется сейчас на межмодульных стыковочных узлах. Диаметр люка в нем будет 1,1 м, в отличие от люка 0,76 м в «Прогрессе-МС». Такие же стыковочные узлы будут на всех модулях РОС в целях унификации и удешевления. Через такие люки можно будет проносить более габаритные грузы. Не исключено, что на некоторых целевых модулях мы установим другие типы стыковочных агрегатов, которые, могут пригодятся для реализации международных программ. Например, АПАС, которые сейчас используются для стыковки с МКС кораблей типа Crew Dragon. Кроме того, на «Прогрессе РОС» будет произведена модернизация бортовых систем для обеспечения его функционирования в составе РОС....
В завершение беседы на вопрос, что его, 27-летнего молодого специалиста, держит на не очень высокооплачиваемой работе в РКК «Энергия», Илья Железнов ответил: «Меня здесь держит идея, на самом деле. Это очень важно, когда есть идея. Денежное довольствие, ну, это тоже конечно нужно. Чтобы ответить на вопрос, ради чего я здесь работаю, надо понять, что такое счастье? Счастье, для меня, это когда я иду на работу с желанием что-то сделать и ухожу с работы с мыслью о том, что я сделаю полезного завтра. То есть, для меня работав удовольствие, поэтому я счастлив, что работаю здесь».

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Будет вечно подвергаться радиации на вечной радиационной орбите. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Старый от 20.02.2025 18:01:11Будет вечно подвергаться радиации на вечной радиационной орбите. 
Аналогичный мой комментарий к сообщениям о "вечной станции" на ФНК удаляют.  8)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

ЦитироватьРОС будет оснащена современными оптико-электронными средствами и радиосредствами дистанционного зондирования Земли, а также средствами связи для обеспечения оперативности принятия решения, в том числе в период отсутствия космонавтов, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом мониторинг Земли будет осуществляться одновременно в различных спектральных диапазонах (радиолокация, инфракрасный диапазон, оптические средства), что невозможно на автоматических КА из-за отсутствия необходимых энергетических ресурсов.
1998 год рождения, чо.
У них книги уже атрибут скуфизма.
Твёрдо стою на пути исправления

Брабонт

Цитировать— Как на РОС предполагается обеспечить радиационную безопасность?
Никто не поднимал вопрос, а как для РОС будет обеспечиваться мусорная безопасность.
На МКС эта задача записана за ЦУП-Х, который получает прогнозы опасных сближений с малоразмерными железяками от Ванденберга, а эти, в свою очередь, покупают данные от радаров частной компании LeoLabs.
А у нас - кто?
Твёрдо стою на пути исправления

Старый

Тут главное - не залезать в мусорные слои. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитироватьmk.ru

Маск призвал убрать МКС с орбиты ради полета на Марс
Владимир Горбачев


Американский миллиардер и основатель компании Space X Илон Маск выступил с заявлением о необходимости свести Международную космическую станцию с орбиты. Свою позицию он озвучил в своем аккаунте в соцсети Х.
«Пришло время начать подготовку к выведению МКС с орбиты. Она отслужила свое. Пользы от нее очень мало. Полетели на Марс», - написал бизнесмен.
Вопрос о сроках эксплуатации МКС поднимался не однократно, в том числе в корпорации «Роскосмос». Осенью 2022 года тогдашний глава компании Юрий Борисов заявлял, что Россия будет осуществлять полеты к российскому сегменту станции столько времени, сколько позволит ее техническое состояние.
Также Борисов сообщал, что сроки окончания полетов к МКС будут зависеть и от того, когда на орбиту будет выведена Российская орбитальная станция. В официальном телеграм-канале Роскосмоса сообщалось, что первый модуль РОС должен быть запущен в конце 2027 года. Поэтому сроки присутствия российских космонавтов на МКС были обозначены 2028 годом.
В конце прошлого года Борисов отмечал, что судьбу станции будут определять совместно с администрацией президента США. Напомним, Международную космическую станцию вывели на орбиту 20 ноября 1998 года.
Ранее «МК» писал, что Илон Маск может предложить Роскосмосу совместное освоение Марса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!