Илон Маск

Автор V.B., 02.11.2023 13:00:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


profinance.ru

Китай пытается догнать Илона Маска в космосе


Председатель Си Цзиньпин хочет превратить Китай в космическую державу. Однако значительное преимущество SpaceX и опасения Китая по поводу безопасности могут помешать частным стартапам страны в области космических запусков.
Китайские компании быстро стали мировыми лидерами в передовых отраслях, которые правительство считает критически важными. Однако есть одна область, в которой страна потерпела неудачу.
FIG.1
   Зрители наблюдают за запуском Smart Dragon-3, дочернего предприятия государственной Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации, с морской платформы у побережья провинции Шаньдун на востоке Китая 24 сентября.Фотограф: Тан Кэ/Avalon/ZUMA Press
Более чем через десять лет после того, как президент Си Цзиньпин начал реформы для запуска китайских космических стартапов, производители ракет и спутников страны даже близко не приблизились к уровню ведущей мировой компании SpaceX.
Компания Илона Маска управляет более чем 6000 спутников Starlink, обеспечивая широкополосный доступ от Аргентины до Зимбабве, в то время как у китайских компаний их всего несколько десятков. SpaceX является пионером в повторном использовании частей своих ракет, что позволяет компании сократить свои расходы, и в настоящее время испытывает гораздо большую многоразовую ракету Starship. Китайские компании полагаются на одноразовые технологии, которые устарели.
Клиенты со всего мира платят за то, чтобы грузы поднимались на ракетах Маска, но китайские ракеты в основном перевозят внутренние полезные грузы. Поэтому неудивительно, что SpaceX провела около 100 запусков в 2023 году, в восемь раз больше, чем все китайские частные стартапы вместе взятые. В этом году разрыв ещё больше: менее 10 запусков ракет китайских стартапов и более 90 запусков серии Falcon Маска.

Цитировать«Их ракеты теперь регулярно летают и выполняют коммерческие миссии, в то время как Китай ещё не освоил эту технологию», — говорит Хо Лян, генеральный директор Deep Blue Aerospace, стартапа, разрабатывающего ракеты с ускорителями, которые можно перерабатывать для многократных запусков.

Китай намерен изменить свой статус второстепенного игрока. В то время как китайские космические компании преуспевают по сравнению с коллегами из Европы, Индии или Японии, Си Цзиньпин не заинтересован в сравнении с игроками второго или третьего эшелона. Его цель, как он отметил во время встречи с космическими учёными 23 сентября в Пекине, — «превратить Китай в космическую державу».
FIG.2
Правительство оказывает большую помощь своему космическому бизнесу. Это включает помощь в разработке многоразовых ракет, например, новый центр в Пекине для передачи технологий компаниям. В сентябре стартапы Deep Blue и LandSpace Technology провели свои самые амбициозные испытания вертикального взлёта и посадки — обязательного условия для многоразовых ракет — и несколько стартапов и государственных компаний нацелены на миссии в 2025 и 2026 годах.
Китайские производители спутников также наращивают производство, а компании расширяют свои орбитальные коммуникационные сети. В августе китайская ракета вывела на орбиту 18 новых спутников Spacesail, первую партию в долгожданной группировке на низкой околоземной орбите (НОО), призванной конкурировать со Starlink. Geespace, дочерняя компания китайского автомобильного конгломерата Zhejiang Geely Holding Group, в сентябре отправила 10 спутников на низкую околоземную орбиту, что стало её вторым запуском в этом году. Сейчас у Geely 30 спутников, и к концу 2025 года планируется вывести группировку из 72 спутников.
Правительство хочет облегчить запуски с помощью нового финансируемого государством объекта для использования коммерческими операторами. Комплекс на побережье островной провинции Хайнань сможет вместить более 10 типов ракет и проводить более 30 запусков в год. Государственные СМИ сообщают, что первый полёт частной ракеты состоится в 2025 году.
До сих пор правительство резервировало Хайнань для государственных компаний, связанных с военными, вынуждая стартапы довольствоваться удалёнными внутренними объектами или плавучими стартовыми площадками в море. «Китай находится в явно невыгодном положении с точки зрения стартовых площадок по сравнению с США», — говорит Цзяньвэй Ли, управляющий партнёр Zhencheng Capital, китайской венчурной компании, инвестировавшей в Deep Blue.
Рядом находится Вэньчанский аэрокосмический суперкомпьютерный центр, завершённый в прошлом году стоимостью около 1,2 млрд юаней (169 млн долларов США). Это единственный в стране суперкомпьютерный центр, ориентированный на космическую отрасль, в нём установлено 36 компьютеров, оснащённых графическими процессорами A100 от Nvidia Corp., приобретёнными до того, как Вашингтон запретил экспорт таких передовых чипов в Китай в 2022 году.

Цитировать«Идёт обсуждение того, что правительство не сделало достаточно для поддержки» отрасли, говорит Р. Линкольн Хайнс, доцент Школы международных отношений Сэма Нанна в Технологическом институте Джорджии. Новые объекты на Хайнане указывают на то, что «на высоких уровнях произошёл сдвиг в сторону предоставления большей поддержки для успешной коммерческой космической отрасли».

Есть предел тому, насколько сильно Си готов передать полномочия частному сектору. Китайские стартапы получили гораздо меньше государственной поддержки, чем компания Маска, которая за два десятилетия получила более 18 миллиардов долларов от НАСА, Пентагона и других федеральных заказчиков.
Вместо этого правительство Си в основном отдаёт свои деньги государственным предприятиям, связанным с Народно-освободительной армией.
Поскольку создание созвездий LEO является главным приоритетом, правительство вряд ли доверит эту задачу стартапам, считает Аланна Кроликовски, доцент кафедры политологии в Миссурийском университете науки и технологий. «Китайский ответ Starlink — это не обычный коммерческий проект, это критически важная часть национальной инфраструктуры», — говорит она. «Его создание не подлежит обсуждению».
Даже если государственные предприятия возьмут на себя ведущую роль в таких стратегически важных космических проектах, в ближайшие годы стартапы будут играть более важную роль, считает Клейтон Своп, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Цитировать«Китай значительно отстаёт по времени», — говорит он. Но это также означает, что Пекин может следовать дорожной карте, которую правительство США разработало в рамках как демократической, так и республиканской администраций, чтобы поддержать SpaceX по мере роста компании Маска. Си может «отмотать назад на 10 лет, чтобы увидеть, как это произошло», — говорит Своуп, — «потому что они копируют то, как это сработало в США». — С Лулу Шен.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Чтото мне показалось что в этот раз у Суперхэви при старте был необычно длинный и красный факел, и дымил он сильнее обычного. Маск там случайно не сдвинул соотношение компонентов в сторону метана? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 15.10.2024 12:49:22при старте был необычно длинный и красный факел, и дымил он сильнее обычного.
от времени суток зависит. Были сумерки.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

А при посадке как будьто работал даже не на керосине а на сырой нефти. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 15.10.2024 13:09:30А при посадке как будьто работал даже не на керосине а на сырой нефти.
При посадке дросселирование.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 15.10.2024 13:50:54При посадке дросселирование
А оно было? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Цитата: Старый от 15.10.2024 15:08:18
Цитата: Штуцер от 15.10.2024 13:50:54При посадке дросселирование
А оно было?
Предположу, что да. Управлять надо было не только вектором, но и скаляром ))) ИМХО.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

tass.ru

Большой успех Маска: чем значим для мировой космонавтики новый полет Starship - Мнения ТАСС



Эти слова звучат слишком высокопарно, но обойтись без них нельзя — на наших глазах вершится история. Пятый испытательный полет сверхтяжелой космической системы Starship выполнил свои цели и закончился удачно. Илон Маск показал, что итеративный подход в космонавтике работает и дает удивительные результаты.
Впервые в истории ускоритель многоразовой сверхтяжелой ракеты вернулся обратно на Землю и совершил посадку на стартовый стол. Он был пойман при помощи роботизированных манипуляторов, причем с первой попытки.
Спойлер
Что это такое?
Сверхтяжелая космическая система Starship наверняка станет одним из главных достижений мировой космонавтики первой половины нынешнего века. Почему именно система, а не ракета или ракета-носитель? Дело в том, что Starship конструкционно состоит из двух частей — первой ступени (или ускорителя Super Heavy) и второй ступени (собственно корабля Starship). Обе эти части многоразовые и возвращаемые.
Для реализации этого система Starship создана из нержавеющей стали, а не из алюминиевых сплавов, как это принято в мировой космонавтике. Да, алюминий легче, но он не позволяет выдержать нагрев и перегрузки при возвращении.
Первая ступень — Super Heavy — имеет высоту 71 м и ширину 9 м. Баки ускорителя вмещают 3 600 т топлива, включая 2 800 т жидкого кислорода и 800 т жидкого метана. Для того чтобы поднять в космос эту махину, на нее установлено 33 двигателя Raptor, которые расположены тремя концентрическими кольцами.
Вторая ступень — сам Starship — чуть меньше, около 50 м длиной. Он объединяет в себе две функции — аппарата для достижения орбиты и многоразового космического корабля, способного выполнять полет и возвращаться обратно на Землю. В целом эта система — реализация давней мечты всех космических конструкторов, когда ракета и корабль целиком возвращаются на Землю.
Система Starship способна доставить на низкую околоземную орбиту 100–150 т полезной нагрузки в многоразовой версии и до 250 т в случае одноразового использования ускорителя.
Как это было?
13 октября был осуществлен уже пятый полет Starship и четырнадцатый, если считать все прототипы. Илон Маск с самого начала заявлял, что выбирает итеративный подход к проектированию такой сложной системы. Это значит, что изменения в конструкцию вносятся постоянно, после каждого запуска, а к началу разработки у создателей не было единого четкого плана.
Два испытания Starship в 2023 году закончились неудачами, что породило множество скептических замечаний и комментариев. Однако SpaceX продолжила работу, не обращая внимания ни на бюрократические проблемы, связанные с выдачей официальных разрешений на полет, ни на технологические сложности с изготовлением двигателей Raptor. В этом году компания представила новую, уже третью итерацию этих двигателей — это облегченная версия двигателя Raptor 2, не нуждающаяся в тепловом щите и системе пожаротушения.
Два испытания в 2024 году (до 13 октября) были гораздо более успешны. Каждый раз создатели усложняли задачу, поставленную перед космической системой Starship. Основной целью октябрьского — пятого — полета было возвращение и успешная посадка не на воду, как раньше, а на стартовый стол, прямо на опоры специальной удерживающей башни, получившей название Mechazilla (Мехазилла, "Механическая Годзилла").
Этот полет Starship продлился чуть больше часа. Спустя 145 секунд после старта на высоте около 70 км произошло разделение ступеней и запуск двигателей второй ступени. Разделение у Starship проводится по "горячему методу", это значит, что двигатели второй ступени начинают работать еще до момента расстыковки. Это не новинка в космонавтике, именно так происходит разделение второй и третьей ступеней российской ракеты-носителя "Союз".
После расстыковки первая ступень начала маневры и повторное включение двигателей для торможения. В этот момент она уже набрала большую скорость и высоту, а значит, ей нужно было развернуться и долететь обратно до места старта, попутно погасив скорость. Дело в том, что для выхода на орбиту ракете очень важна не столько высота (ее набрать не проблема), сколько скорость, а потому все современные ракеты выходят на орбиту по дуге, двигаясь на восток и используя скорость вращения Земли. Последний участок полета практически горизонтальный, он нужен для набора первой космической скорости, как правило, к этому моменту высота уже давно набрана.
13 октября на финальном этапе торможения первой ступени из центра управления (ЦУПа) первой ступени отдали команду о посадке на стартовый стол, а не в океан. В этот момент у нее была еще довольно большая вертикальная скорость. Когда ракета находилась примерно в километре от стартового стола, включились 13 двигателей, расположенных на внутренних кольцах ускорителя. В последние секунды полета 10 внешних двигателей отключились, а работу продолжили лишь 3 центральных. Затем ступень оказалась точно между двумя парами элементов механизма захвата Mechazilla, они сблизились и захватили ее.
Тем временем, спустя почти восемь минут после старта, вторая ступень вышла на орбиту Земли. Затем она совершила повторный вход в атмосферу в районе Индийского океана. В этот раз, судя по видео, повреждений Starship получил меньше, чем в прошлые разы, — очевидно, за счет дополнительного укрепления плиток и добавки абляционного слоя в наиболее подверженных высоким температурам местах. Starship запустил тормозные двигатели и снизил скорость перед приводнением, однако, как видно на съемке, уже в воде произошел взрыв. Почему так произошло, должно показать расследование SpaceX. Однако четко видно, что Starship приземлился строго в установленном месте. Это говорит об успешности полета.
Что это значит?
На самом деле сложность проведенных операций тяжело даже представить. 71 м Super Heavy — это высота 23-этажного дома. Ускоритель такого размера, весящий без топлива 180 т и движущийся при помощи трех ракетных двигателей, был пойман огромной стойкой Мехазиллы. На съемке отлично видно, как аккуратно и изящно приземляется эта громадина. Повторюсь, такого в истории космонавтики еще не было.
Спустя короткое время ускоритель был опущен на стартовый стол. Очевидно, эта операция проводилась, чтобы показать, как это будет происходить в будущем, которое практически наступило. Судя по кадрам, Super Heavy тоже получила лишь небольшие повреждения, что
и Илон Маск: "Осмотрел ускоритель Super Heavy, который руки Мехазиллы установили обратно на стартовый стол. Он выглядит отлично! Несколько сопел двигателей деформированы из-за нагрева и некоторых других мелких проблем, но это легко устранить. Super Heavy спроектирован так, чтобы в конечном итоге быть готовым совершить новый полет в течение часа после старта. Ускоритель совершает возврат за ~5 минут, поэтому оставшееся время уходит на заправку топливом и интеграцию корабля".
Конечно, разговоры о часовом промежутке между стартами одного ускорителя — это пока из разряда фантастики. Однако, судя по скорости разработчиков SpaceX, они очень быстро двигаются в этом направлении. За 2024 год компания показала, что сверхтяжелая космическая система в их исполнении все ближе к реальности. Уже сейчас Starship может использоваться как одноразовая сверхтяжелая ракета-носитель с возвращаемой первой ступенью. Однако, судя по всему, до дня, когда исполнится мечта человечества — слетать в космос и вернуться на той же самой ракете — остаются считанные месяцы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: Штуцер от 15.10.2024 15:32:23Предположу, что да. Управлять надо было не только вектором, но и скаляром ))) ИМХО.
А мне кажется что работа 1/11 части двигателей какраз создаёт необходимую тягу. Как и у Флакона-9
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 15.10.2024 18:51:55
Цитата: Штуцер от 15.10.2024 15:32:23Предположу, что да. Управлять надо было не только вектором, но и скаляром ))) ИМХО.
А мне кажется что работа 1/11 части двигателей какраз создаёт необходимую тягу. Как и у Флакона-9
Необходимая в каждый момент времени тяга при посадке не может быть постоянной.
СУ меряет вертикальную скорость с определенной частотой. И наверняка это скорость отклоняется от расчётной для траектории посадки. Как её корректировать? Только изменением тяги.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Linus

ЦитироватьСпутники следующего поколения Starlink, которые настолько большие, что их может запустить только Starship, позволят увеличить пропускную способность в 10 раз и обеспечат более низкую задержку за счёт уменьшенной высоты орбиты.
Ссылка - https://x.com/elonmusk/status/1845884681050276333

Старый

Цитата: Штуцер от 15.10.2024 19:10:06
Цитата: Старый от 15.10.2024 18:51:55
Цитата: Штуцер от 15.10.2024 15:32:23Предположу, что да. Управлять надо было не только вектором, но и скаляром ))) ИМХО.
А мне кажется что работа 1/11 части двигателей какраз создаёт необходимую тягу. Как и у Флакона-9
Необходимая в каждый момент времени тяга при посадке не может быть постоянной.
СУ меряет вертикальную скорость с определенной частотой. И наверняка это скорость отклоняется от расчётной для траектории посадки. Как её корректировать? Только изменением тяги.
А Флакон то как садится? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Serge V Iz

Цитата: Старый от 15.10.2024 22:16:47А Флакон то как садится? 

Сам сабж сообщал, что может дросселировать до 40%

https://twitter.com/elonmusk/status/462104679116050432

telekast

Цитата: Старый от 15.10.2024 22:16:47
Цитата: Штуцер от 15.10.2024 19:10:06
Цитата: Старый от 15.10.2024 18:51:55
Цитата: Штуцер от 15.10.2024 15:32:23Предположу, что да. Управлять надо было не только вектором, но и скаляром ))) ИМХО.
А мне кажется что работа 1/11 части двигателей какраз создаёт необходимую тягу. Как и у Флакона-9
Необходимая в каждый момент времени тяга при посадке не может быть постоянной.
СУ меряет вертикальную скорость с определенной частотой. И наверняка это скорость отклоняется от расчётной для траектории посадки. Как её корректировать? Только изменением тяги.
А Флакон то как садится?
Посадка это процесс такой же, как и взлет, только с обратным знаком. Те формула Циолковского.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Serge V Iz

Цитата: telekast от 15.10.2024 22:39:42Посадка это процесс такой же, как и взлет, только с обратным знаком. ...
Авиаторам это сильно не понравится...  ;D