Качество науки и образования в разных странах

Автор прагматик, 28.08.2021 12:10:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: Старый от 29.05.2022 06:49:30
Цитата: АниКей от 29.05.2022 06:25:57Как и где получить лучшее образование в сфере ракетостроения?
Интересно: Куйбышевский и Свердловский Самарский и Екатеринбургский Политехи там будут фигурироваать?
Если ты зайдёшь на сайт Самарского политеха (СамГТУ), то "прямых" аэрокосмических направлений не найдёшь.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

АниКей

osnmedia.ru

«Известия»: Минобрнауки и МИД России изучают возможность прекращения научных связей с США
Автор: Владислав Кава


30 мая 2022, 05:23 — Общественная служба новостей — ОСН
Министерство образования и науки Российской Федерации вместе с министерством иностранных дел изучает нормативно-правовую базу договоров Москвы и Вашингтона в сфере научно-образовательного сотрудничества на предмет их прекращения или временной остановки. Такой информацией поделилась газета «Известия».
В Минобрнауки сообщили изданию, что работа по данным вопросам проводится ведомством совместно с МИД, однако документация по этой теме пребывает в закрытом доступе. Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по международным делам Светлана Журова подчеркнула изданию, что депутаты намереваются рассмотреть все международные договоры и проанализировать целесообразность участия РФ в различных организациях.
Вероятность выхода российской стороны из других организаций в скором времени крайне высока, к примеру стоит изучить необходимость участия в ОБСЕ, но каждое соглашение должно рассматривать профильное ведомство, напомнил член комитета Совета Федерации по международным делам Сергей Цеков в ходе беседы с «Известиями».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

n.tass.ru

Матвиенко заявила, что России нужно выходить из Болонской системы образования - ТАСС




МАПУТУ, 1 июня. /ТАСС/. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что России надо выходить из Болонской системы образования, так как интеграция в научное пространство Европы не состоялась. Об этом она заявила журналистам после встречи с президентом Мозамбика Филипе Ньюси, отвечая на вопрос ТАСС.

"Это тот случай, когда нам - тогда еще мы были наивные, в розовых очках, - очень хотелось нравиться Западу. Сегодня можно сказать, что интеграция, присоединение к Болонскому процессу не состоялась. Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы, ничего этого не произошло, к сожалению", - сказала Матвиенко, добавив, что сохраняется дискриминация российских дипломов и научных степеней.

"Дискуссия, выходить из Болонского процесса или оставаться, на мой взгляд, имеет место быть и обоснована. На мой взгляд, надо выходить. Но это не значит, что сейчас мы должны все уничтожить дотла - ни в коем случае. Нельзя сейчас поддаваться эмоциям и отвечать на некие появившиеся веяния", - добавила она.

По словам спикера Совфеда, выход России из Болонской системы должен сопровождаться серьезной реформой отечественного образования. Матвиенко считает необходимым "серьезнейшим образом" пересмотреть содержание российского образования. "Здесь спешка неуместна. Нужна широкая дискуссия, обсуждение с научным сообществом, ректорским сообществом, экспертами и выработка плана пошаговых действий. Нельзя взять и быстро вернуться в советскую систему, это уже невозможно, за эти десятилетия многое изменилось, мир изменился, да и мы изменились", - отметила Матвиенко.

"По сути мы потеряли все то лучшее, что было в нашей системе образования, и ничего не обрели полезного для России. Чем отличалось наше образование? Оно было фундаментальным, это специалитет, когда, особенно по инженерным, техническим специальностям, велась тщательная, серьезная подготовка высококвалифицированных профессионалов. Мы, к сожалению, это потеряли", - подчеркнула она.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков ранее назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. 30 мая замглавы министерства Дмитрий Афанасьев сообщил, что ведомство предполагает переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

DiZed

вообще-то там китайцы всех вынесли

At this year's competition, there are 3 countries with gold medals: China (7), Russia (3), Australia (1). According to medal ranking, Vietnam ranks 8th after China; Russia; Australia; Taiwan (2 Silver Medals); Kazakhstan (1 Silver, 4 Bronze); India, Thailand (1 Silver, 3 Bronze).
ради компактности, читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("леорнер", "старый", "бендер","аникей", " nonconvex" etc ) и т.п. бесполезности

Старый

Цитата: DiZed от 01.06.2022 23:25:58вообще-то там китайцы всех вынесли

At this year's competition, there are 3 countries with gold medals: China (7), Russia (3), Australia (1). According to medal ranking, Vietnam ranks 8th after China; Russia; Australia; Taiwan (2 Silver Medals); Kazakhstan (1 Silver, 4 Bronze); India, Thailand (1 Silver, 3 Bronze).
А сколько медалей у Японии?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Наименьший квадрат

Цитата: Старый от 02.06.2022 13:57:48
Цитата: DiZed от 01.06.2022 23:25:58вообще-то там китайцы всех вынесли

At this year's competition, there are 3 countries with gold medals: China (7), Russia (3), Australia (1). According to medal ranking, Vietnam ranks 8th after China; Russia; Australia; Taiwan (2 Silver Medals); Kazakhstan (1 Silver, 4 Bronze); India, Thailand (1 Silver, 3 Bronze).
А сколько медалей у Японии?
Усе харакири сделали еще до окончания состязания, похоже :)
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

АниКей

6 июн, 15:53
Глава РАН выступил за сохранение бакалавров и магистров в новой системе образования
Степени были еще до вступления России в Болонскую систему


Читайте ТАСС в
Яндекс.НовостиЯндекс.Дзен
МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Разработка новой системы образования в стране не должна означать отказ от бакалавров и магистров, так как они были и до вступления России в Болонскую систему. Об этом сообщил в понедельник президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в ходе пресс-конференции.
Ранее, 24 мая, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Предполагается переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет.
"С одной стороны, Болонская система - единое образовательное пространство Европы. Но сейчас по факту нет никакого единого пространства, даже воздушного. Но это не означает, что надо отменить бакалавров и магистров, потому что они у нас были еще в царской России. В царской России были введены первые ученые степени, были магистры. <...> В советское время их не было, но в российское новое время появились, и появились ранее, чем Россия вошла в Болонскую систему", - сказал Сергеев.
По его словам, планируемые изменения системы образования должны проходить с той точки зрения, что заказчик квалифицированных кадров - реальный сектор экономики, и от таких компаний получать заказ, сколько и каких специалистов необходимо готовить.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

zavtra.ru

Дмитрий Винник: Пятьдесят оттенков тьмы академической унии
Дмитрий Винник

Спойлер

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что выход из Болонской системы поддерживают все фракции. Россия присоединилась к Болонскому процессу и, таким образом, вошла в так называемое Европейское Пространство Высшего Образования в 2003 году. Этот процесс предполагает двухступенчатую систему высшего образования с разделением на предварительный уровень (бакалавратуру) и выпускной (магистратуру), универсальную систему «кредитов» вместо привычных оценок для повышения студенческой мобильности, надзор за «качеством» образования с целью установления «стандартов транснационального образования». Одной из целей декларировалась международное продвижение европейской системы высшего образования с целью повышения её конкурентоспособности.
Фактически объединённая Европа навязала России академическую унию. Последние годы вспоминать о ней было как-то не к лицу, — после крымской весны всем было понятно, что уния принесла прорву проблем, но не достигла главной декларируемой её российскими апостолами цели. В России Болонская система рекламировалась как возможность каждому выпускнику отечественного вуза претендовать на работу в Европе без необходимости подтверждать свой диплом. Агитаторами образовательной унии говорились вдохновляющие слова про академическую и профессиональную мобильность, про возможность получить «качественное» европейское образование, обогатить опыт и повысить квалификацию, не считалось зазорным и напрямую упомянуть о возможности найти работу по специальности с несоизмеримо большей зарплатой и навсегда покинуть Россию.
Академическая уния преподносилось как бесспорное благо и почти никто не задавал самый простой вопрос: «Зачем государству тратить ресурсы на подготовку специалистов для других стран?» Ответ, на самом деле, очевиден: болонская система это, — очередная форма наших контрибуций западному миру. Россия была приговорена не только к изъятию природных ресурсов и уничтожению конкурентных производств, но и к системному отбору лучших мозгов. Для этих интеллектуальных янычар даже придумали новое иезуитское понятие, от которого веет особой мертвечиной отчуждения человека от его собственной природы. Это понятие человеческого капитала.
Во времена торжества машин над ручным трудом Маркс противопоставил труд и капитал как производительные силы. Он имел в виду, что до некоторого предела капиталист имеет возможность заменить расходы на оплату труда рабочих капиталовложениями в машины, и это будет выгодно.
Спустя много лет после "Капитала", в 1928 году американские математики Чарльз Кобб и Пол Дуглас научились вычислять этот предел с помощью открытой ими производственной функции. В данном случае важно, что в рамках экономической классики человеческий труд не является капиталом. Но сторонники постиндустриальной экономики так не считают. Они предельно цинично приравняли людей к средствам производства, которыми можно манипулировать по собственному усмотрению: покупать и продавать, модернизировать и упрощать, насыщать и сублимировать, резервировать и утилизировать. Это понятно. Такова внутренняя людоедская логика капиталистического экспансионизма. Когда были освоены новые пространства, недра и машины, эта социальная система занялась экономическим освоением пространства самой человечности. Постмодернистские интеллектуалы любят рассуждать об этом, но более вычурно. Наверняка они используют что-то вроде «антропной монетизации» или «капитализации антропосферы». Впрочем, что может быть лучше «человеческого капитала»!? Были искусственно созданы сотни извращений и всяческих меньшинств, о которых библейский Вавилон, Содом и Гоморра и помыслить были не в состоянии. Так создали новые виды спроса — этим меньшинствам навязывают и продают всякую несусветную дрянь.
На самом деле, дегуманизация методического обеспечения образования началась еще в СССР. Некоторые доктора педагогических наук, чей статус в научном сообществе оставлял желать лучшего, испытывали острую потребность в усилении степени научности своей дисциплины. Одним из результатов подобного творчества стало заимствование популярной терминологии. Так учебные планы стали претенциозно именоваться «программами». У неискушенных чиновников это должно было создать впечатление, что педагоги умеют программировать людей ничуть не хуже того, как программируют ЭВМ. С приходом в педагогику «эффективных менеджеров» — апостолов образовательной унии, началась форменная вакханалия бюрократического наукообразия. Появились всякие «модули», «модели», «инновации», «компетенции» и «образовательные технологии».
— Какие образовательные технологии вы используете!?
— Нуу....мы внедрили технологию эвристичесого обучения и учебного —исследования. Также мы используем технологию «выявление имеющегося знания и стимулирование возникновение новых идей».
— Это хорошо, но недостаточно. Технологическая карта вуза первой категории предполагает использование не менее четырех технологий. Например, почему вы не применяете технологию коллективной мыследеятельности?
— Что вы говорите! Мы практикуем деловые игры с проблематизацией и рефлексией!
— Это хорошо, но это следует отразить в документах. А какие общекультурные компетенции формирует ваш предмет?
— Это ОК-17: «быть способным учитывать специфику и современные сочетания глобального, национального и регионально в развитии социальной сферы управления, культуры общественной, государственной и личной жизни»!
— Принимается. А какие знания, умения и владения формирует данная компетенция? И какие пороговые уровни имеет?
— При всем уважении, но сама идея компетентностного подхода подразумевает отказ от ретроградного ЗУМа: знаний, умений и навыков.
— У нас не ЗУМ, а ЗУВ: знание, умение и владение. Почувствуйте разницу. Каждая компетенция должна быть расписана по схеме ЗУВ, причем каждая лекция и каждый семинар: какие общекультурные и какие профессиональные компетенции он формирует, какими пороговыми и продвинутыми уровнями ЗУВ настоящие компетенции формируются. Пожалуйста, предъявите матрицу межпредметной синхронизации компетенций.
— Ноо...
— Кроме того, ссылки на соответсвующие компетенции должны быть отражены в методике по контролю учебного процесса, методическим рекомендациям по организации обучения, методическим рекомендациям по организации самостоятельной работы студентов и перечне иновационных методов обучения в соответствии с государственной программой "Цифровая экономика". И так по каждому предмету.
— Будет исполнено.
— Кстати, я уполномочен проверить остаточные знания, умения и владения студентов по компетенции ОК-3: «способность занимать активную гражданскую позицию». Пожалуйста, достаньте методику приема зачета. Согласно ней будет проведен контроль остаточного ЗУВ. Согласно ФГОС ВО 3++ по вашему предмету студенты должны продемонстрировать знание основные нормативных правовых документов; уметь ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; владеть навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
— Но речь же идёт о предмете "Концепции современного естествознания"! Мы просто знакомим гуманитариев с современной наукой. У современных ребят пробелы с физикой, химией, биологией и астрономией в школе. Какие тут могут быть нормативные правовые документы?
— Это к вам вопрос, почему содержание курса не ссылается на правовые документы, при условии, что такое знание прямо упомянуто в ОК-3. Что вы как малые дети, в конце концов!? Это же решается элементарно — включите изучение законодательства о природопользовании и дело с концом!
Примерно так выглядела процедура проверки соответствия вузов Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (3++). И даже хуже. Такой диалог был бы способен вызвать острый приступ дереализации и даже шизотипическое расстройство у любого учителя середины прошлого столетия.
«Образовательные технологии» это технократическая метафора, причем метафора плохая, не дотягивающая до полноценной аналогии. Скверная метафора, прямо скажем. Но нам этот речекряк преподносится с таким наукообразным апломбом, как будто всерьёз речь идет о вещах, подобных ректификации, хроматографии, гальванопластике или электронно-лучевой сшивке биомолекул.
Современный педагогический язык катастрофически захламлён наукообразным жаргоном, прикрывающим абсолютную умственную импотенцию реформаторов и «инноваторов», создающим дымовую завесу для освоения инновационных бюджетов и внедрения формальных режимов коллективного оболванивания и дрессировки консьюмеристской паствы. Этот античеловеческий жаргон следует отбросить, вернуться к классике и здравому смыслу. Образование это не точный алгоритм, а искусство совершенствования человека, взращивания в нём знаний и лучших качеств.
Болонская систему включала в себя систему «кредитов» — многобалльную систему оценивания. Четырехбалльное оценивание — это архаично! Нам необходима точность и объективность! Пусть будет 100 баллов! В результате внедрения кредитов часто происходит компрессия диапазона — во многих вузах преподаватели ставят не менее 80 или 90 баллов. С этим пытаются бороться учебные отделы таких вузов, как Высшая Школа Экономики. Учителей принуждают дифференцировать и нюансировать свои впечатления об успехах студентов с умопомрачительной точностью. Это создаёт нездоровую обстановку, — студенты предъявляют претензии, почему ему поставили 98 баллов, а его соседу 99, хотя они всё делали одинаково и даже вместе? Во избежание скандалов и рекламаций руководство вынуждено всё более формализовать процедуру оценивания, отменяя устные экзамены напрочь и строча чудовищные инструкции о критериях и тайные циркуляры о том, как эти критерии лучше применять.
Периодически профессоров обвиняют в том, что их оценка «не объективна». Но это сущий вздор! Оценка может не соответствовать неким правилам оценивания, в случае их существования. Для этого и были придуманы тесты. Но она не может быть объективной или не объективной в буквальном смысле этого слова. И дело вовсе не в недостижимости критериальной точности избранного эталона или природе аппроксимации. Лучше скажем так: если кто-то всерьёз говорит об объективности оценки, он этим полностью исключает личность Учителя из учебного процесса. Напомним простую истину — оценки придуманы не только для ранжирования результатов обучения, но и для мотивации учеников. С этой точки зрения, завышение оценки для поднятия самооценки трудного, но упорного ученика — благое дело. Также мы знаем множество примеров, когда оценки занижались с целью принудить амбициозного и способного ученика освоить сложный предмет, к которому у него учитель узрел явный талант.
Четырёх-балльная система является настолько понятной и органичной, что к ней неизбежно тяготеют и учителя, и ученики. Любое количество баллов автоматически пересчитывается на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Это почти идеальная система. Почти, потому что идеальной системой является двухбалльная. Специалист либо профпригоден либо нет. Учителя всегда достоверно знают, кто годен, а кто нет.
Академическая уния давно потерпела моральное поражение и наконец разорвана. Однако вновь и вновь от чиновников Минобраза и депутатов комитета Госдумы по образованию мы слышим заклинания, что образование должно стать более практическим, более прикладным, ближе к бизнесу и «инновациям». Подобный прагматизм был и в поздние советские годы, когда была развернута компания за «народно-хозяйственную значимость» науки. Наверное, в этом был смысл, поскольку недостатка в теоретической науке не было. Сегодня это звучит противоестественно. Противоестественно потому, что настойчивый эмпиризм и прикладной характер — родовая черта именно англо-американской науки.
Впрочем, определенный резон в словах депутата есть. Депутаты и чиновники вынуждены регулярно читать разного рода социально-экономические экспертные обоснования, социо-гуманитарные исследования, экспертизы регуляторного воздействия нормативных актов и политологические экспертные заключения. Сейчас принято, чтобы написано было много. Неоднократно слышал о случаях, когда эксперты приносят одну ясную и понятную страницу своего заключения, а с них требуют триста, потому что мало это просто «несерьёзно» и неубедительно для отчёта. В итоге генерируется огромное количество наукоообразной воды. Кстати, вы знаете, что такое вода? ВОДА — вневедомственный отдел демонстративной аналитики. Это крайне востребованная структура при правительстве. Говорят, что в нём можно заказать любое количество наукообразного текста на любую тематику. Государственные мужи, серьёзно относящиеся к своей службе, крайне устали от этого псевдотеоретического вздора и их желание иметь дело с текстами, в которых больше здравого смысла, вполне понятно. А здравый смысл обычно ассоциируется в практическим.
В самом деле, гуманитарные науки претерпели огромную инфляцию, сопровождавшуюся просто умопомрачительным ростом объема наукообразных и откровенно бессмысленных текстов. Как излечить гуманитарное знание от генерации этого словесного мусора? Требованиями исполнения практической значимости? Ничего хорошего из этого не выйдет, — значительная часть гуманитарного знания прямой и явной пользы принести не способна, но его вырождение очень заметно сказывается на самосознании народа и качестве государственной идеологии. Чтобы избавится от мусора, следует в первую очередь беспокоится о смысле научных текстов. Видов смысла существует много и прагматический смысл является далеко не единственным.
Особенностью британской науки является склонность тратить прорву времени и прочих ресурсов на доказательство истин, которые легко могут быть установлены теоретически и даже просто логически. Зачем исследовать степень сноса обуви тысяч толстяков, чтобы установить, что они сносят её быстрее чем худые? Нужен ли нам такой прагматизм и такая народно-хозяйственная значимость?
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил: «Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Сказанного нельзя не одобрить. Увы, не сказано самое главное: образование есть благо само по себе. Образование формирует личность. В конце концов, образование делает жизнь человека интересной. Ученье - свет, неученье - тьма. Однако эта древняя метафора о пользе просвещения не всегда верна по отношению к современному образованию. Некоторые виды образования вовсе не являются просвещением, поскольку прививают сугубо прагматическое мышление и откровенно обскурантистские взгляды.
Современное западнизированное образование — это не свет разума, а скорее сонмище различных оттенков тьмы.
Тьма постмодернизма была призвана посеять в умах беспросветный релятивизм и таким образом уничтожить все ценностные ориентиры. Тьма предмета с благородным названием «критическое мышление» распространялась с целью привить либеральную форму циничного скептицизма и дискредитировать официальную российскую риторику. Тьма гендерных исследований просто пропагандировала извращения. Тьма доказательного образования была должна заменить учителей цифровыми помощниками и безумными нейрокомпьютерами. Тьма геймефикации должна была сделать обучение наркотически приятным и лишить учеников потребности тренировать волю. Тьма пиара и прочих связей с общественностью поглотила нас, чтобы привести к власти новых софистов и забить свет нашего разума белым шумом генерируемых ими симулякров. Тьма форсайта образования была нужна что бы очаровать цифровизацией и глобализаций, оторвать школу от государства и приспособить детей к постчеловеческому будущему, в котором старикам не место. Тьма программ liberal arts проникла в ткань нашего просвещения, чтобы отменить лекции, заменить преподавателей уютными либеральными и кулуарными тьюторами. Хорошо, что этим занялась прокуратура.
Когда-то Министерство образования называлось Министерством просвещения. Быть может стоит вернуть прежнее название? Ученье - свет, неученье - тьма. Знание суть благо само по себе.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Павел73

Цитата: DiZed от 01.06.2022 23:25:58вообще-то там китайцы всех вынесли

At this year's competition, there are 3 countries with gold medals: China (7), Russia (3), Australia (1). According to medal ranking, Vietnam ranks 8th after China; Russia; Australia; Taiwan (2 Silver Medals); Kazakhstan (1 Silver, 4 Bronze); India, Thailand (1 Silver, 3 Bronze).
Учитывая, что население Китая в десять раз больше, чем России, результат совсем не плох.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

АниКей

mk.ru

Разоблачение в РАН: кто присваивает российские научные журналы
Фото: Наталия Губернаторова


Как выяснилось, в кабальные условия российские ученые попали с ведома Научно-издательского совета РАН. Как такое могло произойти, разбирался «МК».
Спойлер
О том, что время уходить от переводов при помощи иностранцев и переходить на свои собственные, настало давно, ни у кого не вызывало сомнения. Примерно полгода назад об этом с большим энтузиазмом говорил президент РАН Александр Сергеев. Требуется на это максимум по 10 миллионов в год на каждый журнал, что, по сути, является мелочью по сравнению с тем, что мы могли бы получать, если бы переводили и издавали свои журналы самостоятельно.
Однако вместо этого наши ученые (не по своей воле) продолжают финансово и интеллектуально спонсировать западные частные компании. Теперь дошло до того, что РР и вовсе присвоило себе названия 200 российских журналов, оставив за собой право не ссылаться на их оригинальную русскоязычную версию. Нет, причиной тому стала не специальная операция на Украине и пресловутые санкции, –  все случилось двумя годами раньше.
О проблеме громко заявил на прошедшем Общем собрании РАН главный научный сотрудник питерского Физтеха им. Иоффе, член Президиума РАН, академик Андрей Забродский, назвав происходящее настоящим жульничеством и призвав руководство Академии к решительным действиям по защите интеллектуальной собственности российских ученых.
Введем читателя кратко в курс дела. 200 лучших научных журналов (из них около 100 являются академическими) до сих пор, невзирая ни на что, переводятся на английский язык компанией Pleades Publishing. После РР отдает эти переводы в немецкую компанию Springer, которая через свой сайт платно распространяет их по всему миру, извлекая приличную прибыль — порядка миллиона долларов в год с каждого российского журнала. В основе этой прибыльной деятельности лежат лицензионные соглашения РР с учредителями журналов, которыми чаще всего являются РАН и академические институты, которые, в свою очередь, опираются на учредительские договора.
– По сути, благодаря этим договорам, у каждого журнала было две версии – российская и английская, но всем было понятно, что, независимо от языка, они производятся в России, о чем свидетельствовали наши оригинальные названия и ссылки на российские институты на первой и второй страницах зарубежных изданий, – пояснил Забродский. – И вот в 2020 году происходит нечто из ряда вон выходящее: Pleades регистрируют в патентном ведомстве США свои права на названия 200 (!) российских журналов, которые переводятся на английский язык. То есть с того момента наши английские версии становятся полностью их продукцией с их товарными знаками (из  первых страниц журналов  вымарываются признаки «родства» с русскоязычными версиями). Теперь они вольны делать с нашими журналами все, что заблагорассудится, а лицензионные соглашения, по которым на время их действия российские учредители передавали им названия журналов, превратились в ненужные бумажки. 
Но странное дело, – об этом напомнил на Общем собрании президент Сергеев, – возмутились данным фактом и начали бороться с произволом только в физтехе им. Иоффе и математическом институте им. Стеклова. Большинство же редакторов смирились с унижением и согласились по сути «подарить» свои англоязычные версии и при этом еще и наполнить их дополнительным содержанием по сравнению с русскоязычными.
– Может, кто-то выйдет и объяснит, почему они это сделали? – Громко призвал таких редакторов на собрании президент РАН.  
И такой редактор нашелся. Это был Александр Смирнов, представляющий «Журнал экспериментальной и теоретической физики». Он подтвердил, что подписал на 2023 году договор с Pleades Publishing в требуемой ими форме, но ценой невероятных усилий удалось не допустить отличия этой версии от базовой.
Но как выяснилось, сделал редактор это не от хорошей жизни:
– Почему я подписал такой договор? Если бы отказался, то выпуск англоязычной версии нашего журнала был бы прекращен (своего у нас до сих пор нет — Авт.). Обо всех наших шагах мы своевременно информировали Научно-издательский совет РАН (НИСО), в лице его председателя Алексея Хохлова. В итоге действовали с его одобрения и по его рекомендациям. Он рекомендовал главным редакторам подписывать требуемые договора с Pleades Publishing... Мы, конечно, обращались и в Академию наук с тем, чтобы нормализовать ситуацию, чтобы издание наших журналов было обеспечено РАН, а не волей Pleades.
Интересно, Александр Сергеев впервые узнал именно на Общем собрании РАН об озвученных тонкостях издательского вопроса?
Итак, большинство редакторов научных журналов были поставлены перед фактом и сломлены. Пришлось пойти на унижение.
Институт Иоффе и пять его главных редакторов еще сопротивляются. 
– Наши редакторы отказались подписывать кабальные условия и настаивают, что будут работать так, как работали до 2019 года, – ответил руководству РАН Забродский. – Сейчас мы оспариваем действия Pleades в патентном ведомстве США с надеждой на успех, потому что их действия незаконны. Мы не намерены менять статус наших журналов — это российские журналы!
В отместку несгибаемым физтеховцам на Британских Виргинских островах перекрыли «краник» по оплате российских статей. Брать они их берут – с сайта института, а деньгами, получаемыми от распространителя - Springer с 2019 года больше не делятся. А это, на секундочку, по полмиллиона долларов год. То есть за три года набежала приличная сумма в полтора миллиона долларов.
– С этого года они нанесли нам еще один удар, – поясняет Забродский. – То, что они выставляют на сайте Springer, не имеет никакого отношения к нашим русскоязычным версиям. К примеру, в первом номере моего Журнала технической физики выставлено 26 статей, а у них – шесть, причем надерганных из выпусков прошлого года... Таким образом, кроме финансового, они наносят нам еще и репутационный урон. Мы поставлены перед фактом – надо срочно выпускать свои англоязычные версии.
После этого президент РАН сообщил, что в правительство были направлены многочисленные просьбы помочь ученым избавиться от ярма, чтобы самим переводить, издавать и на своих серверах хранить научные статьи. 
– Сколько раз мы обращались в правительство! Мы не понимаем, почему этот вопрос не решается.
– Потому, что у РАН нет общей позиции по этому вопросу, – ответил ему Забродский. И добавил, что непокорных редакторов Pleades «обходят» без труда, связываясь напрямую с авторами статей и предлагая им продать права на свои труды за 23 доллара за лист. Некоторые соглашаются, но большинство поддерживает Физтех и его главных редакторов.
Президент как будто не услышал реплики по поводу отсутствия общей позиции у Академии и со словами: «Вопрос уже перезрел, его надо решать!» отправил главных редакторов обращаться напрямую к руководству правительства.
Выступавший после Забродского академик РАН Борис Кашин еще больше обострил проблему. Он говорил в целом о «маразме», который творится сейчас в научно-технической политике страны, но не забыл «уколоть» Сергеева и по поводу журналов:
– Нечего перекладывать проблему на редакторов, это была прямая обязанность руководства Академии — изначально правильно оценить обстановку и начать действовать.
Сергеев парировал:
– С удивлением услышал бурные аплодисменты в зале, что означает, что члены академии поддерживают такой тон разговора с властью.
- Что он такого сказал? – Раздались голоса с мест.
– Я просто не могу повторять те слова, где он говорил про маразм и так далее, – ответил Сергеев. – Ну, аплодисменты так аплодисменты, - что ж?  Будет избрание президента РАН через три месяца, имеется возможность проголосовать так, как считают те, кто допускает, что нужно не стремиться помогать РАН работать с властью. С властью нужно работать на основе консенсуса, а не оскорблять ее.
В общем, после этой отповеди к вопросу о журналах больше никто не возвращался. 
Интересно, что вообще сподвигло зарубежных переводчиков на такие хищнические действия по отношению к нашим издательствам? Ведь работали же мирно в прежние годы! Об этом я спросила Андрея Забродского после Общего собрания.
- В мире происходит изменение системы финансирования публикаций в научных журналах. Если раньше платили читатели, скачивая статьи с сайта и подписываясь на журналы, то сейчас будет платить только автор, посылая свою статью в журнал. Таким образом издатель, не имеющий своих журналов, остается в стороне от денежного потока. Вот РР и старается обзавестись своими журналами.
Можно было бы проникнуться жалостью к Pleades, если бы они не пытались решить свои проблемы за наш счет. Но ведь это наше право – давать зарабатывать на своей интеллектуальной собственности другим или оставлять деньги в своей стране! А это уже прибыль порядка 20 миллионов долларов в год! Сейчас же происходит так, что за свои «мозги» мы же еще и платим. 
Зарубежное издательство (РР) принимает нашу статью в 15 страниц в открытый доступ за 3,5 тысячи долларов. После публикации они выплачивают авторский гонорар, но он несоизмерим с входящей оплатой, которая составляет всего 250 долларов. В итоге получается огромный убыток для  государства, которое, не забывайте, еще и обучает будущих гениев, и оплачивает их рабочие места.
– Не очень понятна роль научно-издательского совета РАН в этом вопросе...
- Что тут непонятного? Все ведь слышали откровенное объяснение главного редактора одного уважаемого журнала. Главных редакторов просто бросили на съедение РР в вопросе, который, на самом деле, находится в области компетенции вовсе не их, а руководства НИСО.
В заключение нашей беседы Андрей Георгиевич добавил: «Министерство науки и высшего образования обязывает российских ученых наращивать публикационную активность, а когда мы просим выделить деньги на поддержку наших оказавшихся в трудной ситуации журналов, нам говорят, что такой статьи затрат у них нет...».
Вся эта проблема с публикациями статей российских ученых, прозвучавшая накануне выборов нового руководства РАН, безусловно, придает им особую остроту наряду с другими важными вопросами.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

mk.ru

После ухода из болонского процесса российское образование ждет «гибрид»


Обсуждение будущности высшего образования после отказа от болонской системы выходит на новый уровень. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что инициировал среди подписчиков в соцсети опрос общественного мнения, в котором приняло участие 413 тыс. человек. По словам спикера, 90% из них проголосовали против системы магистратуры-бакалавриата, 5% высказались за сохранение (еще такому же количеству все равно).
А 27 июня состоятся парламентские слушания, где думцы вместе с ректорами вузов обсудят будущую национальную систему ВО.
Надо взять все лучшее, что было в советской образовательной системе и соединить с современностью. Тогда, по мысли спикера ГД, мы и получим «национальную эффективную систему высшего образования». Ранее министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков говорил о том, что «возврата в советскую систему не будет».
Реакция на подобную гибридизацию неоднозначна. Пока одни ностальгически вспоминают о стройотрядах и о поездках на картошку, другие сетуют, что лекционная система устарела уже к 1980-м. И даже тогда, в конце советского строя, много писали о том, что академические знания, полученные в стенах вузов, оторваны от реальности.
О том, можно ли в одну телегу впрячь «коня и трепетную лань», скрестив советскую систему с болонской, «МК» поговорил с экспертами.
- Я давно занимаюсь темой образовательных систем, поэтому слежу за дискуссией, – говорит кандидат наук, социолог Юрий Потапов. – И узнаю много нового. Например, сейчас у некоторых депутатов звучит – давайте вернем школу образца дореволюционной России.
Но, извините, сегодняшняя модель среднего образования гораздо ближе к царской России, чем советская. Тогда были классические гимназии, лицеи, реальные училища, кадетские корпуса и так далее. Та профильность, которая сейчас есть у нас с 5-7 классов, или раньше. А советская система – всеобуч. Она была едина для всех с очень небольшими «отклонениями» – языковые школы, математические, спортивные. И все.
- Но все-таки про высшую школу...
- Если брать имперскую Россию, там и была «болонка». Да, вы не ослышались. В той именно части, про которую сейчас говорят: мол, не удалось, не признали, нас зажимают...
Тогда действительно не было разницы, куда ехать учиться, в Москву или в Гетеборг. К концу XIX века уже не только дворяне ездили обучаться фабричному делу в Германию, Швецию, Голландию, ткацкому в Англию, Францию и так далее.
И не только купцы-миллионщики могли это себе позволить. Мещане могли вполне, в России был высокий уровень жизни. Хотя нас учили, что наоборот.
Нищий по меркам времени брат Чехова, художник Николай Чехов вполне мог себе позволить поехать «на воды» вместе с женой. На тот же период и женщины стали выезжать учиться – в Сорбонну, в Женеву, в Берлин... Но вообще выезжали не массово, потому что уровень университетов в то время был одинаков. Что ездить-то? Купец, промышленник ездил, чтобы узнать конкурентов, изучать рынок и спрос.
- А как же «лучшая в мире советская система»?
- Считается, что авторство принадлежит Джону Кеннеди. Якобы после того как Королев опередил специалистов из США с космической программой, президент сказал, что русские у них «выиграли за партой». Но прямой цитаты нет. Кеннеди, несомненно, называл полет Юрия Гагарина «величайшим научным достижением». На основании этого советские идеологи придумали «максиму» – советское образование лучшее в мире. Все и повторяют.
- Так лучшее или нет?
- Нельзя сказать, какая система лучше. Система всегда имеет свои преимущества и недостатки. И область применения. Лучшая – для чего?
Если не вдаваться в теорию и говорить только о национальных системах, то британские закрытые школы подходят интеллектуалам и управленцам именно в этой стране с двухуровневым парламентом. Скандинавские школы очень демократичны, дают много практических навыков. А, например, аргентинское образование устроено иначе, чем образование Боливии или Чили. Потому что в большей части Латинской Америки еще борются с безграмотностью, а в Аргентине население грамотно поголовно с 1947 года. В этой стране несколько сильных университетов.
Советская система образования была выстроена практически с нуля вместе с советской страной. Она была насквозь пропитана идеологией, была закрытой и не гибкой. Мне кажется, что именно эти два качества – не гибкость и отсутствие свободы решений, самовыражения, креативности не позволяют применять советскую модель сегодня.
На словах звучит хорошо – давайте просто назовем бакалавриат-магистратуру специалитетом, так и эдак учиться 6 лет. А на практике... Можно назвать и специалитетом. Но только вложив в это понятие новый смысл.
Традиционно сильными со времен СССР у нас были и остаются физмат-направления, а теперь и IT. Скажется ли на этих направлениях возвращение советского?
- Сложно сразу сказать, – говорит программист, директор цифрового департамента из Москвы Владимир. – Я могу на своем примере утверждать, что в нулевых и позже отношение к нашим специалистам было хорошим, их приглашали по всему миру. Но было деление. Уровень оплаты зависел от страны, откуда ты приехал. 
При одинаковых компетенциях, опыте, или у нашего они выше могли быть, британец или американец получали больше. А если ты из России, Индии, Пакистана или Ирака приехал – оплата ниже. Я сейчас не о топовых историях, о рабочих лошадках говорю.
Поэтому многие и уезжали работать в ту же самую Индию, в ОАЭ или в Малайзию, в Китай. Многие и возвращались. Если в обучении что-то переменится, то хорошая школа у нас останется. Но этого мало сегодня, информация обновляется, надо быть в курсе. Иначе мы отстанем.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Алексей Рогозин ✈️🚀🏗️
Про техническое образование.

В стране, которая сейчас столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, собственная промышленность должна стать фундаментом для всего дальнейшего развития.

Но на этом фоне вузы массово сообщают о
. Падает средний балл ЕГЭ, требующийся для поступления – в технические вузы идут в основном не "отличники", а "хорошисты" и "троечники". "Коммерсантъ" пишет о снижении интереса абитуриентов к инженерным специальностям в целом.

Это беда, и причин множество. Назову две важных.

🔹 Низкий уровень зарплат молодых специалистов на большинстве предприятий промышленности. Шесть лет учёбы ради зарплаты, которой может оказаться недостаточно, чтобы обосновать нормальный ипотечный кредит – это абсурд. При этом замечу, что в части оборонно-промышленного комплекса во многом эта ситуация является производной от сложившейся в Минобороны России системы ценообразования по гособоронзаказу.

🔹 Разрыв связей между различными уровнями образования, наукой и промышленностью. Корни проблем уходят в школы: количество выпускников, выбирающих в качестве профильного экзамена "физику" (а она необходима для поступления в любой технический вуз), неуклонно падает. Это напрямую связано с сокращением количества классов с углубленным изучением физики (в стандартном классе идет всего два урока "физики" в неделю!). Но также это зависит от того, как организована профориентационная работа - насколько ученики понимают содержание будущих профессий, и насколько она выглядит привлекательно. Это в конечном счёте ответственность и самих работодателей.

Решение – в расширении взаимодействия между работодателями, промышленностью, региональными властями, Минпромторгом, Минобрнауки и Минпросвещения России.

Будущих специалистов надо вести с младших классов. Только тогда можно рассчитывать на то, что молодые специалисты станут опорой промышленной развития, столь необходимого стране.
Telegram
Энергетика 4.0 | Digital Energy Russia | Sergey Ivanov
Свежие новости с полей инженерного образования. Вчера был в одном техническом ВУЗе, говорили про способы повышения эффективности энергетических установок. К нашему разговору присоединился сотрудник приемной комиссии, умнейший парень, к.т.н. Кратко: сейчас...
608 viewsedited  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

vlad7308

Чтобы работа инженером или учёным снова стала модной и престижной, им надо всего лишь... платить хорошие деньги. Как оно и было когда то давно.
это оценочное суждение

АниКей

kommersant.ru

Абитуриенты в дефиците
Анна Васильева, Ульяна Миронова; корсеть "Ъ"
Российские вузы начали объявлять дополнительный набор первокурсников

Как обнаружил "Ъ", ряд региональных вузов были вынуждены объявить дополнительный набор абитуриентов. Больше всего вакантных бюджетных мест осталось на инженерных и технических направлениях. В качестве основной причины в вузах называют действующие уже второй год правила приема, которые ликвидировали так называемую вторую волну зачисления. Впрочем, на дефицит абитуриентов могли повлиять и другие причины: снижение интереса к этим направлениям учебы, а также социально-экономическая ситуация. По словам собеседника "Ъ" в Минобрнауки, сейчас у вузов остается 2,8% свободных бюджетных мест, в то время как в прошлом году их было больше.
В России второй год действуют новые правила приема, которые подразумевают одну волну зачисления. Напомним, раньше оно проходило в три этапа. Победители школьных олимпиад и обладатели других льгот зачислялись в нулевую волну. Остальные абитуриенты направляли результаты ЕГЭ выбранным вузам — максимум в пять. Под конец июля публиковались предварительные списки тех, кто может претендовать на бюджет — в зависимости от результатов госэкзаменов и внутренних конкурсов (при их наличии в вузе). На этом этапе закрывалось 80% бюджетных мест — в основном абитуриентами с высокими баллами. Однако у поступающих «середнячков» все равно оставалась возможность попасть на бюджет. Дело в том, что отличники подавали документы в несколько вузов и делали окончательный выбор уже в первую волну. Они относили в нужный университет оригиналы документов и согласие на зачисление, одновременно «исчезая» из списков других вузов. Поэтому во вторую волну абитуриенты со средними баллами могли остаться в списке и ждать, что их поднимут наверх — на освобожденные отличниками позиции. В противном случае они могли отнести документы в другой вуз, где их шансы пройти на бюджет были больше.
Однако в 2021 году вторая волна была отменена. Абитуриенты должны были непосредственно перед зачислением оценить свои места в конкурсных списках и сделать окончательный выбор — подать согласие только на один факультет в один вуз.
В прошлом году новые правила вызвали возмущение у выпускников и их родителей — они жаловались, что вынуждены сами оценивать и перекладывать согласие на зачисление в последний момент.
«В последние минуты работы приемной комиссии человек мог опуститься в списках на 10–20 позиций и вылететь с бюджета, а в другой вуз переложить согласие на зачисление он уже не успевал»,— говорилось в прошлогодней петиции на Change.org.
"Ъ" сообщал, что в прошлом году эта ситуация поставила в неудобное положение и вузы (см. "Ъ" от 26 августа 2021 года). Некоторые из них, в том числе топовые, были вынуждены проводить дополнительный набор на контрактные и бюджетные места, а ряд других — дополнительное зачисление (когда на освободившиеся места зачисляют тех, кто не мог пройти по баллам в период основного конкурса).
Как обнаружил "Ъ", в этом году некоторые вузы снова столкнулись с той же проблемой.
Несмотря на то что приказы о зачислении должны выйти только 9 августа, с конца прошлой недели ряд университетов оповестил абитуриентов, что у них появился второй шанс. Так, о дополнительном зачислении объявили РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, НИУ Московский государственный строительный университет, а также Санкт-Петербургский государственный технологический институт. В вузах не ответили на просьбы "Ъ" прокомментировать причины.
Ряд региональных вузов принял решение проводить дополнительный набор — когда документы могут подать не только те абитуриенты, которые уже есть в списках. Например, такое решение принял Воронежский государственный университет, однако в пресс-службе не пояснили, с чем именно это связано. В Сибирском федеральном университете допнабор назвали «второй волной», которую вуз изначально так и планировал проводить. Там абитуриентов ждут на инженерно-технические направления.
В Южно-Уральском государственном университете осталось 166 вакантных бюджетных мест, в основном на технические направления подготовки, рассказал "Ъ" ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев. Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) объявил дополнительный набор на более 200 бюджетных мест по специальностям «машиностроение», «технологические машины и оборудование», «нефтегазовое дело», «материаловедение и технологии материалов», «наноматериалы», «горное дело» и «прикладная геология». Как пояснил "Ъ" ответственный секретарь приемной комиссии ПНИПУ Руслан Гарифзянов, это связано с приемом абитуриентов в одну волну: «Аналогичная ситуация возникла в прошлом году, когда поменялся порядок приема. Многие ребята, не поступившие в московские и санкт-петербургские университеты, возвращаются к нам, и мы даем им возможность поступить в дополнительный набор». Также, по его словам, раньше специальности «горное дело», «машиностроение», «металлургия» были более востребованы. Сейчас абитуриентов больше привлекают IT-специальности, гуманитарные специальности, строительство и нефтегазовая техника, отмечает он.
Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко заявила "Ъ", что вуз объявил дополнительный набор, поскольку не все бюджетные места оказались закрыты. В основном он открыт по инженерным направлениям. «Есть две причины у недобора: количество сдававших физику и профильную математику меньше, чем выделенных для них мест,— говорит она.— А во-вторых, некоторые абитуриенты, пытающиеся выбрать вуз для поступления, действуют более осмотрительно и ждут окончательных списков. И когда идет второй набор, то они уже принимают решение о поступлении». Впрочем, по ее мнению, на ситуацию повлияли не только новые правила приема, но и «социально-экономическая ситуация», количество сдавших ЕГЭ, а также число выбравших тот или иной экзамен. Кроме того, ЮФУ установил минимальный проходной балл выше, чем в некоторых других вузах: «Поэтому количество участвующих в конкурсе на поступление меньше, чем мы ожидали».
Ректор МИФИ Владимир Шевченко не видит принципиальной разницы между двумя волнами и основным плюс дополнительным набором.
«Дополнительный набор стал обычной процедурой, которую нужно научиться использовать как вторую волну,— говорит он.— На наш взгляд, в стратегическом выигрыше в любом случае оказываются те абитуриенты, которые точно знают, куда они хотят поступать, и осознанно оценивают свои шансы. А не те, которые до последнего момента пытаются угадать, в каком вузе они смогут пройти на бюджетное место». В Москве в МИФИ были заполнены все места, в то время как Снежинский филиал объявил о дополнительном приеме, отметил он.

Как дети участников спецоперации реализуют право на льготное поступление в вуз

По словам собеседника "Ъ" в Минобрнауки, сейчас у вузов остается 2,8% свободных бюджетных мест. Он не исключает, что после публикации списков о зачислении 9 августа эта цифра скорректируется. По его прогнозам, на дополнительный набор будут направлены не больше 2,5% мест, в то время как в прошлом году их было 6%.
В пресс-службе Минобрнауки заявили "Ъ", что в результате упразднения второй волны для абитуриентов структура приемной кампании не изменилась: «Объявление дополнительного зачисления на оставшиеся вакантными бюджетные места можно приравнять к второй волне приема». В ведомстве утверждают, что правила приема в две волны, действовавшие до 2021 года, затягивали сам процесс, увеличивали бюрократическую нагрузку на образовательные организации, «а также создавали неравные возможности для абитуриентов».
Теперь у абитуриентов больше времени, чтобы определиться с вариантами учебы и подать согласие на зачисление, настаивают в Минобрнауки.
И напоминают, что конкурсные списки публикуются 27 июля, а прием согласия на зачисление завершается 3 августа. Ранее отводилось всего два дня на то, чтобы принести оригинал аттестата в вуз.
В министерстве добавляют, что за последние три года процент зачисления составляет примерно 99,5. Согласно промежуточным итогам приемной кампании, по сравнению с 2021 годом в эту приемную кампанию количество заявлений на очную форму обучения выросло более чем на 40 тыс., а по сравнению с 2020 годом — более чем на 1,1 млн.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Цитата: vlad7308 от 09.08.2022 23:27:28Чтобы работа инженером или учёным снова стала модной и престижной, им надо всего лишь... платить хорошие деньги. Как оно и было когда то давно.

Тут тоже не всё так просто.

Инженер понятие ОООчень растяжимое. Всегда будут какие-то узкие специальности, на которые не набрать спецов...

Кафедре химии, где я учусь, помогло создание более широкопрофильных специальностей. Но это рисковый шаг, т.к. либо программа сильно усложнится, либо качество выпускников упадёт...

sychbird

#1435
Цитата: vlad7308 от 09.08.2022 23:27:28Чтобы работа инженером или учёным снова стала модной и престижной, им надо всего лишь... платить хорошие деньги. Как оно и было когда то давно.
По поводу ученых согласен, а вот с инженерами сложнее. Фундаментальная наука финансируется из бюджета и ее уровень зависит от политической воли государственной элиты и ее приоритетов.

А вот прикладная наука финансируется из прибыли производственных структур, ею обслуживаемых, и  ее оплата и оплата ее инженерной составляющей объективно зависит от  прибыльности производимой продукции.
Есть конечно вопрос распределения прибыли, но он все таки вторичен.
 
Распределение прибыли может регулироваться вменяемым менеджментом и вменяемыми собственниками, а относительная прибыльность продукции - это объективная экономическая категория.

И в реальной производящей, а не сервисной экономике, зависит от производительности труда.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

АниКей

Алексей Рогозин ✈️🚀🏗️
Декан экономического факультета МГУ профессор Александр Аузан в интервью РБК поднимает очень актуальный вопрос - кадровый:
"Специалисты,
 которых мы теряем или можем потерять, — это верхушка
высококачественного человеческого капитала, и их потеря трагична. Если
сначала была эмоциональная волна, то теперь это предмет конкурентной
борьбы, причем не только со стороны геополитических противников, но и со
 стороны геополитических партнеров. Потому что Китай тоже не прочь
занять этих людей работой, даже если они отказываются ехать в Китай — а
они, как правило, отказываются.

Поэтому в отношении тех, кто
принимает решение о том, уезжать или не уезжать, вернуться или не
вернуться, нужно предпринимать усилия, чтобы они вернулись или остались.
 Думаю, что правительству это очевидно. Но того, что оно предлагает,
может оказаться недостаточно.

Почему высококвалифицированные умы
 не хотят эмигрировать в Китай? Человеческий капитал привлекают системы,
 где есть возможность воздействовать на среду, например, лишая
муниципалитет своего налога. То есть вы тоже можете воздействовать на
власть, а не только власть на вас. И если Россия не вернет эту автономию
 и возможность жить в некотором защищенном пространстве, на которое
может влиять человек, то она может проиграть битву за интеллектуальный
капитал"


Мы часто верно декларируем, но на практике недооцениваем важность кадровой политики.

Разница в производительности труда между отдельными специалистами одной профессии может составлять не просто проценты или десятки процентов, а в некоторых случаях - порядки. Результат, который можно получить от мотивированной и профессиональной команды, может с лихвой перекрыть усилия больших, но лишённых живой жизни корпораций.

Сейчас надо делать всё для удержания в стране и на ответственных позициях наиболее квалифицированых специалистов. Это не лозунги, а жизненная необходимость.
РБК Тренды
Экономист Александр Аузан: «Россия выстроит экономику НЭПа 2.0» | РБК Тренды
Параллельный импорт, новые правила для малого и среднего бизнеса, отток специалистов из страны — эти и другие вопросы «РБК Тренды» обсудили с деканом экономфака МГУ Александром Аузаном
397 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lunatik-k

Цитата: vlad7308 от 09.08.2022 23:27:28Чтобы работа инженером или учёным снова стала модной и престижной, им надо всего лишь... платить хорошие деньги. Как оно и было когда то давно.
До тех пор пока на заводах среди заводского менеджмента будут присутствовать в широком ассортименте, агрономы, педагоги, пекари, ткачи, медики, журналисты, спортсмены и прочая отрыжка, российскую промышленность будет заваливать непрерывный брак и дурные управленческие решения граничащие с обыкновенным вредительством.
Пора вводить уголовную статью, за некачественное проведение аттестации специалистов. Всю эту отрыжку нужно просто выгонять с работы и платить специалистам.
Ростки правды похоронят империю лжи.

vlad7308

Цитата: Lunatik-k от 12.08.2022 18:20:39российскую промышленность будет заваливать непрерывный брак
разговор был не про это
Цитата: Lunatik-k от 12.08.2022 18:20:39Пора вводить уголовную статью, за некачественное проведение аттестации специалистов
давайте сразу расстрелы. за всё

ЗЫ что только не придумают, чтобы на картошку не поехать без рыночной экономики обойтись
это оценочное суждение

АниКей

pressaobninsk.ru

Будущее ядерной отрасли начинается сегодня в ИАТЭ



[img width=100%]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/320420.jpg[/img]
Приемная кампания в ИАТЭ НИЯУ МИФИ в этом году приняла 1200 заявлений, это на 60 заявлений больше, чем в прошлом году.
Самыми популярными направлениями у наших абитуриентов были в этом году: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Атомные станции: проектирование, эксплуатации и инжиниринг». Как всегда, много желающих поступить на «Лечебное дело».
Количество бюджетных мест в ИАТЭ НИЯУ МИФИ увеличилось в прошлом году в 1,5 раза, в этом году – еще на 50 бюджетных мест и составило 601 бюджетное место.
20 ТЫСЯЧ АБИТУРИЕНТОВ ШТУРМУЮТ НИЯУ МИФИ
Растет число желающих поступить в НИЯУ МИФИ. Приемная комиссия уже приняла 20 000 заявлений, это на 5000 заявлений больше, чем в прошлом году.
Самыми популярными направлениями у желающих учиться в ведущем ядерном университете страны стали: «Прикладная математика и физика» (здесь открыта новая образовательная программа «Квантовый инжиниринг»), «Программная инженерия» (здесь также появилась новая образовательная программа «Экстремальное программирование»), «Мехатроника» и цифровые направления.
Количество мест в головном вузе НИЯУ МИФИ увеличено на 30%: в этом году на бюджет планируется принять 1062 студента. Бакалавриат сегодня более популярен у абитуриентов, чем специалитет.
Кроме того, заключаются договоры, по которым предприятие платит вузу за подготовку специалистов. ИАТЭ НИЯУ МИФИ готовит 200 специалистов для Турецкой республики, Вьетнама, Замбии, Египта, Индии, Руанды и других стран.
ИАТЭ ОБЪЯВЛЯЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАБОР СТУДЕНТОВ
Развивающейся отечественной промышленности тоже нужно все больше специалистов, и потребность гораздо больше, чем сейчас открыто бюджетных мест. Выпускникам ИАТЭ НИЯУ МИФИ не просто есть где работать, работодатели их ждут и предлагают им не только высокую зарплату, но и жилье. Так что выбирать место работы будут сами молодые специалисты.
В ИАТЭ НИЯУ МИФИ не все бюджетные места в этом году закрыты в основную волну, и у абитуриентов есть уникальная возможность попасть на оставшиеся места и стать студентом ведущего ядерного университета страны.
Дополнительный набор объявлен с 10 по 31 августа 2022 по ряду направлений подготовки отделения Лазерных и плазменных технологий (направления подготовки «Материаловедение и технология материалов», «Техническая физика»), отделения «Ядерной физики и технологий (направления подготовки «Приборостроение», «Ядерная энергетика и теплофизика»; специалитеты «Ядерные реакторы и материалы», «Электроника и автоматика физических установок»), отделения биотехнологий (направления подготовки «Физика», «Химия, физика и механика материалов»).
О том, чему учат и о профессиональных перспективах мы поговорили с начальниками отделений ИАТЭ НИЯУ МИФИ
ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ
Путь в науку и высокотехнологичное производство начинается с института. Дмитрий Сергеевич САМОХИН — начальник отделения ядерной физики и технологий (ЯФиТ) ИАТЭ - филиала национального исследовательского ядерного университета МИФИ (НИЯУ МИФИ) – рассказал о том, чем живет настоящее и будущее ядерного образования в Обнинске.
Сегодня институт ядерной физики и технологий (входит в состав НИЯУ МИФИ) базируется на 2 площадках: в Москве и в обнинском ИАТЭ. Отделение ЯФиТ готовит бакалавров, магистров, специалистов и аспирантов для нужд атомной отрасли России и зарубежья. В настоящий момент на отделении обучается 800 студентов, из них около 250 — это международные студенты. Остальные — студенты российские и ближнего зарубежья.
- Примерно 70% наших выпускников трудоустраивается на предприятия Госкорпорации «Росатом», — рассказывает Дмитрий Самохин. — Это не обязательно атомные станции, это любые инжиниринговые компании, научные центры и институты. Оставшиеся 30% идут в бизнес-структуры и в организации, которые не связаны с атомной отраслью. Но хорошее инженерное образование позволяет им реализовать себя в полной мере.
НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ИАТЭ НИЯУ МИФИ
В ближайшем будущем ожидается открытие новых специальностей, направленных на подготовку специалистов для электрического цеха и для электросети Калужского региона, для «КСК».
- В ближайшие 5 лет будет происходить переход на новые цифровые технологии, в том числе в управлении электрохозяйством как на уровне городов региона, так и по Калужской области целиком. У нас есть такой устойчивый заказ минимум на 20 человек в год.
Можно порадоваться за студентов, которые с уверенностью смотрят в свое будущее уже с первого курса и отлично знают, для чего они учатся и куда пойдут работать.
- Еще одно направление, которое будет открыто в ближайший год, связано со специалистами в турбинном деле. Там, в первую очередь, будут готовиться специалисты для турбинного цеха атомной станции и для Калужского турбинного завода. Еще на плавучей станции в Певеке. На ней установлены две турбины, произведены как раз на КТЗ. Сама станция была пущена.
РОМАНТИКА СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ ПЛЕНЯЕТ ВЫПУСКНИКОВ ИАТЭ НИЯУ МИФИ
- В настоящий момент в Российской Федерации четыре плавучие атомные станции находятся в стадии сооружения, — рассказывает Дмитрий Сергеевич. – Кроме того, у нас тесное сотрудничество с Мурманском. До 2004 года в ИАТЭ НИЯУ МИФИ функционировала военно-морская кафедра. И у нас был всегда заказ на специалистов, которые обслуживают энергетические установки на ледоколах. Сейчас идет бурная постройка новых ледоколов. 3 ледокола были запущены в последнее время. И у нас за последние 2-3 года большое количество ребят уходит работать на ледоколы. Сначала ребята проходят там практику. В течение 8 месяцев они находятся на ледоколе в походе, там знакомятся с рабочим местом. Если работа нравится – остаются.
На ледоколах пока слабые компетенции в ядерной отрасли. Так что в ближайшее время в ИАТЭ НИЯУ МИФИ планируют помогать им и увеличивать специалистов данной компетенции. Через год-два совместно с морскими вузами в Обнинске будут готовить молодых специалистов для ледоколов.
НАУКА ТОЖЕ ЕСТЬ
На сегодняшний день отделение ядерной физики готовит специалистов достаточно узкой направленности.
- В принципе, это всегда был наш конек, то что мы практико-ориентированы.
Готовим ребят работать на сложном техническом оборудовании, но, конечно, есть у нас и наука. Связана она с обеспечением безопасности ядерных объектов, тепло-гидравлическими и физическими процессами. И здесь мы по-прежнему сильны. Есть интерес и со стороны компаний, которые занимаются космической тематикой, таких как «Роскосмос», и со стороны организации российского профиля, которая занимается запуском спутников. И мы для них тоже производим специалистов. Ведем исследовательские работы по анализу надежности по оценке влияния облучения.
СОТРУДНИЧЕСТВО С КОРПОРАЦИЕЙ «РОСАТОМ»
- У нас на текущий момент работает около 100 сотрудников. Из них 20-25 человек — это вспомогательный персонал, который занимается лабораториями. Преподавателей 75 человек, из них внешних совместителей 15 человек. В основном из ФЭИ, Технической академии «Росатома», НИФХИ им. Л.Я. Карпова. Штатных преподавателей 60 человек. Из них докторов наук — 10 человек, кандидатов наук — 27 человек, — рассказывает Дмитрий Самохин. — Около 50 преподавателей или в данный момент работают по совместительству на предприятиях, входящих в контур ГК «Росатом», либо в недалеком прошлом являлись ее сотрудниками. Они знакомы на практике с тем, что нужно знать будущим специалистам. Кроме того, мы в год выполняем по заказу предприятий ГК «Росатом» от 5 до 15 работ в том числе по выполнению анализа документации сложных технических особенностей изделий. Довольно плотно завязаны с реализацией проектов «Росатома» за рубежом. Мы принимали активное участие в подготовке документации на получения лицензии для начала строительства 1-го энергоблока в Египте на АЭС «Эль-Дабаа». Над документацией работали 20 преподавателей. Работает по договорам по профориентации в таких странах, как Бангладеш, Египет, Индия, Бразилия, Руанда и др.
Обнинские преподаватели для выполнения договоров выезжают в другие страны. Недавно закончилась командировка в Бангладеш. Там сделали работу на отлично.
В целом, подготовка будущих специалистов для ядерной отрасли идет полным ходом.
СЕРГЕЙ СТАРКОВ О ПЕРСПЕКТИВАХ ОТДЕЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Сергей Олегович СТАРКОВ — начальник отделения интеллектуальных кибернетических систем, раньше это подразделение ИАТЭ называлось «факультет кибернетики». Как и 40 лет назад это подразделение готовит IT-специалистов для самых разнообразных сфер деятельности, начиная от частного бизнеса и заканчивая крупными компаниями. Спокойно ли смотрит в будущее самое востребованное отделение?
- Сейчас фактически идет цифровая трансформация. Везде айтишники нужны. Они всегда были нужны, но сейчас особенно, — рассказывает Сергей Олегович. — Поэтому студенты наши востребованы, практически 100% выпускников работает по специальности. Никаких проблем нет с распределением и трудоустройством. Да и никогда не было. И я думаю, что не будет еще очень долго, потому что дефицит таких специалистов сейчас ощущается везде: и в народном хозяйстве, и в бизнесе, и в банковской сфере. Мне практически каждую неделю звонят и просят ребят для того, чтобы закрыть какие-то свои позиции. Это и банки, и медицинские учреждения.
Конечно, работодатели мечтают о толковых выпускниках. Начиная с 3 курса многие, да почти все уже подрабатывают по специальности. Поэтом занятия в институте обычно сдвинуты на вечер и на субботу.
- С точки зрения востребованности специальности перспектива у наших выпускников самая радужная, — заверил Сергей Старков.
Впрочем, зарплаты и престиж профессии тоже на высоте, так что сегодня даже самому последнему двоечнику в школе не надо объяснять, зачем нужна математика.
СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ ЛОМАЮТ СТЕРЕОТИПЫ И РАДУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Некоторые вузы и преподаватели жалуются на студентов. А как с этим в ИАТЭ? Оправдывают ли молодые люди ожидания преподавателей? – интересуемся у начальников отделений.
- Абитуриенты сейчас приходят очень хорошие, можно сказать с каждым годом все лучше и лучше, — заверил Сергей Старков. - По сравнению с тем, что было еще семь лет назад – это небо и земля. Ребята очень мотивированные и настроенные на получение знаний. Они понимают, что в институте приобретают отличную профессию. Я считаю, что прошел тот вот период безвременья, который был у поколения нулевых. Сейчас каждый набор лучше предыдущего.
- Лет семь назад была хуже ситуация со школьниками. А сейчас она выровнялась, — отвечает Дмитрий Самохин. — В принципе у нас так учебный процесс построен, что на первом и втором курсах идут общие дисциплины: математика, физика, химия, иностранный язык и так далее. И если мы чувствуем, что ребята в каких-то дисциплинах отстают, мы обязательно подтягиваем.
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Отделение института лазерных и пламенных технологий состоит из 2 кафедр: кафедра материаловедения и кафедра лазерных и плазменных технологий.
- Наше отделение занимается изучением разработки новых материалов и лазерных, и плазменных методов обработки этих материалов и придания этим материалам новых свойств, — рассказывает Владимир Александрович СТЕПАНОВ , начальник отделения лазерных и плазменных технологий.
Какие это материалы?
- Это металлы, керамики, композиты, полупроводники, биологические материалы, то есть практически все материалы, которые вокруг нас, попадают в наше поле зрения и в поле исследований. В нашем отделении очень богатая экспериментальная и лабораторная база. У нас есть лазерные, плазменные установки для обработки материалов. Очень хорошее рентгеновское оборудование и оборудование для исследования различных процессов выявлений в области фотоники.
Выпускники этого отделения ведут научные темы и преподают в родной альма-матер. Самому младшему доценту сейчас 30 лет.
О том, какие еще отделения есть в ИАТЭ НИЯУ МИФИ и чем будут заниматься его выпускники, можно говорить долго, но лучше узнать об этом в приемной комиссии института.
ТАТЬЯНА ЛЕОНОВА: «ГОРОД ПОНИМАЕТ СВОИ ЗАДАЧИ»
- Завершается приемная кампания в университете, и новые студенты скоро займут свои места на университетской скамье, — говорит глава администрации Обнинска Татьяна ЛЕОНОВА. - И город очень рад этому — для наукограда важно пополнять свой креативный класс, развиваться и идти вперед.
У городской власти свои планы на будущих выпускников ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
- Молодежь, которая закончила наши школы или приехала учиться в Обнинск, в будущем придет в научно-исследовательские институты, на инновационные предприятия, создаст стартапы. Но чтобы это произошло именно в нашем городе, будущие работодатели должны включиться в подготовку кадров — а это и преподавание в университете, и практика для студентов, и дипломное проектирование, и новые рабочие места. Город тоже понимает свои задачи — создание современной комфортной среды, — заверила Татьяна Николаевна. — Только совместная работа университета, научных институтов, бизнеса и города позволит сделать так, чтобы молодежь во всех уголках России и далеко за ее пределами мечтала приехать учиться в ИАТЭ НИЯУ МИФИ, а жить и работать — в Городе первых.
 Рената Белич
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!