Orbiter-тред.

Автор Механик, 24.08.2019 17:04:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Механик

Здравствуйте. Конструкторское Бюро Креативного Аутизма начинает отчёт о проделанной работе.
Эта история началась с некоторой обиды за Венеру. Марс купается в лучах славы, для него собирают уже неизвестно какой по счёту марсоход, Луну готовятся завалить целыми очередями научного железа, а фанаты Венеры сорок лет продолжают обсуждать весьма немногочисленные фоточки с советских аппаратов, и ждать им особо нечего, кроме мифических планов Роскосмоса, которые очевидно ещё будут отодвигаться дальше, чем моя пенсия.
Поэтому цель ясна. Открываем 3DMax и создаём аппарат.
Аппарат невелик, размеры корпуса 1.2х1.2х1.4м. Масса пустого 375 кг, плюс 490 кг горючего, что даст комфортные 2400 м/с на будущие манёвры.
Правда, фотографий с поверхности в этот раз опять не ожидается, это будет очередной венерианский орбитер с радаром и несколькими фотокамерами. Посылать аппарат на поверхность Венеры, чтобы он там проработал несколько минут и помер, мне представляется слишком расточительным, даже в воображаемом мире.

Механик

Средство для доставки аппарата на орбиту и далее за пределы земного тяготения я выбрал самое традиционное, то самое, которое 14 лет назад использовалось для "Venus Express"- Союз+Фрегат. Только запуск будет с Восточного, а не с Байконура. Да, мне что-то лень строить сложнейшие ферменные сооружения для стартовой площадки "Союза", пусть ракета одиноко постоит на равнине. Впрочем, среди аддонов для "orbiter" стартовые сооружения под "Союз" давно уже есть.
Время старта- 6 апреля 2020, 03:29 UTC.
Рассчитанная траектория полёта близка к классической гомановской, с затратами "дельта-V", близкими к минимальным. Время полёта- около 170 суток. Встреча с Венерой запланирована в точке пересечения её орбиты с плоскостью эклиптики, таким образом весь маршрут полёта пролегает строго в этой плоскости, для простоты расчётов и небольших затрат скорости.

Механик

Старт проходит буднично, что вполне ожидаемо для самой практически применяемой ракеты в мире. Азимут старта- 70 градусов. Наверное, стартуя с "Восточного", можно было бы использовать наиболее выгодный азимут- 90 градусов, но я решил не идти по "самому выгодному пути". Кстати, нигде не нашёл информации, какие азимуты стартов в реальности разрешены для "Восточного"?
Где-то над Сахалином отделяется вторая ступень, и наконец, через 9 минут после старта, на высоте 497 км разгонный блок "Фрегат" и полезная нагрузка отправляются в свободный полёт, отделившись от третьей ступени. Третьей ступени хватает на то, чтобы дотянуть до орбиты примерно 497х0 км.
Сразу после отделения разгонный блок добавляет 140 м/с скорости, чтобы выйти на круговую орбиту, а третья ступень, не набрав орбитальной скорости, через полчаса падает в Тихий Океан.
Впереди у связки разгонного блока и полезной нагрузки- около 50-ти минут спокойного полёта по орбите до начала второго импульса.

Механик

Наконец, начинается самая ответственная часть всей операции, не считая, наверное, входа на орбиту Венеры, но это будет ещё не скоро, да и будет ли вообще- зависит сейчас от "Фрегата". Второй импульс разгонного блока придаст ему ускорение почти 3600м/с, выводя его и полезную нагрузку с круговой орбиты на гиперболическую.
Параметры этого разгонного импульса и предстоящей гиперболической траектории долгими вечерами рассчитывались в бесчисленных листах Экселя, при вдумчивом чтении учебника В.И. Левантовского.
Итак, где-то над Сомали разгонный блок тщательно сориентирован куда надо. В строго определённый момент включается двигатель. Продолжительность работы двигателя 690 секунд, в течение которых "Фрегат" отдаст почти всю свою заправку.
На скриншотах "Фрегат" мчится над сомалийским берегом, а выключение двигателя происходит где-то над ОАЭ. Параметры получившейся орбиты очень похожи на желательные.

Механик

Есть отделение! Через полтора часа после старта полезная нагрузка отделяется от разгонного блока. Это происходит в 2500 км от поверхности Земли, на скорости, на 450 м/с превышающей вторую космическую.
Через несколько минут раскрываются панели солнечных батарей и антенны. Проходит ориентация на Солнце. В баках разгонного блока остаётся около 100кг топлива (из первоначальной заправки в 5000кг), которые расходуются на манёвр ухода от аппарата.
Через час после отделения АМС находится в 19 тыс.км от Земли, при скорости 6385 м/с, что всего на 2 м/с отличается от расчётной!

Механик

Через сутки после старта АМС находится в 354 тыс. км от Земли, удаляясь со скоростью 3450 м/с.
Условия для связи с Землёй получаются неплохие. Примерно с 23 до 07 UTC аппарат виден с Восточного, а в период 5:30 до 13:30 UTC- из Евпатории. Кстати, из-за плохой видимости пришлось отменить "крутую" траекторию полёта, при которой Венера достигалась бы за 100 суток! Но при такой траектории пришлось бы энергично "нырять вниз", "под плоскость" орбиты Земли, и получалось бы, что АМС видна разве что из Австралии или с Острова Пасхи. Поэтому пришлось принять "скучный" плоский план полёта.
Через пять суток после старта, на расстоянии 1.5 млн. км от Земли АМС окончательно становится "гелиоцентрическим" объектом, движущимся по орбите с параметрами 1х0.656 а.е, с наклонением 0.02 град. относительно плоскости вращения Земли. До сближения с Венерой- 167 суток (25 сентября по расчётам).
12 апреля, через 6 суток после старта, проводится небольшая коррекция орбиты (на 12 м/с) после чего наступает скучное время. АМС ориентируется на Солнце, закручивается до скорости 2 оборота в минуту, и отправляется в спящий режим на два месяца, до следующей вероятной коррекции...