Что стоит за огромным оптимизмом космических полетов SpaceX у энтузиастов космонавтики?

Автор SFN, 15.07.2013 08:42:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьavmich пишет:
В этом смысле Маск - впервые в мире подошёл так к вопросу.

Самое интересное - это гениальный нюх предпринимателя или счастливое стечение обстоятельств при ошибочном прогнозе?
Lucky Musk
Так хрестоматийно завалить проект Ф-1 и не прогореть
Нельзя исключать того, что Ф1 был не более чем "тренировочной" ракетой и "демонстратором возможностей".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SFN

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Нельзя исключать того, что Ф1 был не более чем "тренировочной" ракетой и "демонстратором возможностей".
тогда в 2002 нужно было быть уверенным что в 2006 НАСА даст бабла - ставим на "нюх как у собаки"? ;)

downpour

Цитироватьavmich пишет:
бортовая электроника - на мировом уровне.
Вы прикалываетесь?
Цитироватьavmich пишет:
условия запуска - сколько ждать запуска,
Переносы постоянно - это критерий успеха? Тогда Ангара - самая успешная ракета в мире!
Цитироватьavmich пишет:
постройки космодрома
Т.е. никто ему площадки не презентовал нахаляву, я правильно понял?

vlad7308

Цитироватьpkl пишет:
Раздражает безграмотность комментаторов, описывающих его, в общем то, заурядные технические достижения в духе "ООООО!!! НОВАЯ ЭПОХА! ОООО!!! БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО!!!"
да и пусть
мало ли кто чего говорит и пишет
take it easy :)
это оценочное суждение

pkl

Цитироватьavmich пишет:
Откуда такая установка на заурядность технических достижений?
Потому что они действительно заурядны. Если говорить об РН и КК. Которые действительно ничем принципиально не отличаются от Союза с Прогрессом. А если говорить об электроколяске, то незаурядной является лишь цена. По всем другим параметрам Тесла проигрывает автомобилям соизмеримого ценового диапазона. И ещё, как выяснилось, есть вопросы с безопасностью.
Цитировать Во-первых, Маск - первый в том смысле, что раньше компании делали ракеты только после подписания договоров с государствами. Были, конечно, исключения - первые ракеты (не орбитальные), ракеты Орбитал (отличный проект, хотя технически, думаю, менее амбициозный), Дельта-Клипер (тоже не орбитальный). Но Маск - первый практически на деньги и под имя одного индивидуума сделал орбитальный проект от и до, от разработки двигателя и постройки космодрома до нахождения денег на старты после трёх неудачных. Маск - ещё и генконструктор, в том смысле, что взял на себя отвечать за техническую часть; поэтому СпейсЭкс и Маск - это как партия и Ленин у Маяковского .
И что? Это новая эпоха?
Цитировать Ещё раз - некорректно сравнивать Маска с Конвэйром 50-х годов... 
Куда более корректно сравнивать Э. Маска с другим эксцентричным миллиардером - Г. Хьюзом, который тоже много чего делал на свои деньги. Ещё в 20-30-е гг.
Цитировать Во-вторых, неправильно говорить, что технически достижения заурядны. Массовое совершенство ступеней - на мировом уровне. Тяга к массе двигателей - на мировом уровне.  
Да, на мировом уровне. Т.е. ничем не выделяются среди аналогичных изделий. Т.е. заурядны.
Цитировать Используемые технологии - 3D-печать, сварка трением, бортовая электроника - на мировом уровне. 
Т.е. заурядны. Нормальный уровень. Как у Боинга, Локхида и Орбитал.
Цитировать Степень дросселирования и управляемость, возвращаемый грузовик, а уж посадочные лапы... 
Вот единственно, что незаурядно - посадочные лапы к ракете приделал. Да, пожалуй, незаурядно.
Цитировать Технический уровень, демонстрируемый Маском, никак не даёт возможность считать его ракеты непрофессиональными. 
А разве кто-то обвиняет его в непрофессионализме? Я лично лишь посмеиваюсь над недалёкостью и безграмотностью ламеров.
Цитировать И в-третьих, самое главное - достижения Маска в экономике в первую очередь. Конечный критерий - это стоимость запуска, стоимость килограмма на орбите, условия запуска - сколько ждать запуска, какие возможны орбиты и т.п. 
Стоимость запуска? Есть мнение, что Э. Маск демпингует. Как мы в 90-е. А потом, спустя какое-то время, его цены сравняются со средними по отрасли.
Цитировать Здесь тоже - как и в технических работах - что-то уже есть, что-то в процессе разработки, но - если мы будем игнорировать, окажемся перед неприятным фактом, когда наконец все эти фишки одновременно заработают...  
Нам лучше на другое обращать внимание.
Цитировать Это как обращать внимание на транзистор в 1950 году - когда радиолампы рулили неимоверно. Да, технологии отработаны - но перспективы у транзисторов серьёзнее, поэтому тот, кто игнорировал - проиграл, а кто учитывал - остался в игре. 
Не надо сравнивать космонавтику и электронику - это совершенно разные отрасли промышленности. Чего не понимают многие наивные люди, заворожённые прогрессом /в т.ч. и ценовым/ электроники. Вообще, история с электроникой, транзисторами, вычислительной техникой - уникальный случай.
ЦитироватьИ не надо так уж маскопоклонников-то недооценивать .
В смысле? Недооценивать их глупость?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитироватьvlad7308 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Раздражает безграмотность комментаторов, описывающих его, в общем то, заурядные технические достижения в духе "ООООО!!! НОВАЯ ЭПОХА! ОООО!!! БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО!!!"
да и пусть
мало ли кто чего говорит и пишет
take it easy
Да, пусть пишут. А мы посмеёмся. :)
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

avmich

ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьavmich пишет:
В этом смысле Маск - впервые в мире подошёл так к вопросу.

Самое интересное - это гениальный нюх предпринимателя или счастливое стечение обстоятельств при ошибочном прогнозе?
Lucky Musk
Так хрестоматийно завалить проект Ф-1 и не прогореть
Не сказал бы, что так уж гениальный :) - везение, конечно, есть, и есть ещё желание работать, что, думаю, важнее.

Если бы кто-то важный - кто может дать денег - считал, что Ф-1 завален, Ф-1 летал бы ещё.

avmich

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьavmich пишет:
В этом смысле Маск - впервые в мире подошёл так к вопросу.

Самое интересное - это гениальный нюх предпринимателя или счастливое стечение обстоятельств при ошибочном прогнозе?
Lucky Musk
Так хрестоматийно завалить проект Ф-1 и не прогореть
Нельзя исключать того, что Ф1 был не более чем "тренировочной" ракетой и "демонстратором возможностей".
Маск оперативно переключился на более серьёзный рынок, когда понял, что может получить деньги НАСА. Перестал заниматься Ф-1, пропустил Ф-5, сосредоточился на Ф-9.

avmich

ЦитироватьSFN пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Нельзя исключать того, что Ф1 был не более чем "тренировочной" ракетой и "демонстратором возможностей".
тогда в 2002 нужно было быть уверенным что в 2006 НАСА даст бабла - ставим на "нюх как у собаки"?
Да нет же. В 2002 нужно было показать осмысленность - НАСА разговаривать не хотело, да и все остальные тоже. Ф-1 отлично задачу выполнил. Переключение на НАСА произошло, когда НАСА поняло, что СпейсЭкс не шутит - это было, думаю, не в 2002, а попозже на несколько лет.

avmich

Цитироватьdownpour пишет:
Цитироватьavmich пишет:
бортовая электроника - на мировом уровне.
Вы прикалываетесь?
Цитироватьavmich пишет:
условия запуска - сколько ждать запуска,
Переносы постоянно - это критерий успеха? Тогда Ангара - самая успешная ракета в мире!
Цитироватьavmich пишет:
постройки космодрома
Т.е. никто ему площадки не презентовал нахаляву, я правильно понял?
Мне непонятно, почему такая ирония.

Бортовая электроника - что, много носителей имеют лучшую? По качеству и стоимости?

Переносы постоянно - это сейчас. Морской Старт заказчики активно поддерживали до самого недавнего времени, несмотря на проблемы, потому что понимали, что может быть лучше - и в истории МС бывали относительно успешные периоды. Так же и СпейсЭкс - ракеты новые, старты задерживаются - но по крайней мере они уже начались с коммерческими нагрузками, а задержка на две недели - мелочи по сравнению с ожиданием в полгода.

Про космодром - разве Кваджалейн был готовым?

avmich

Цитироватьpkl пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Откуда такая установка на заурядность технических достижений?
Потому что они действительно заурядны. Если говорить об РН и КК. Которые действительно ничем принципиально не отличаются от Союза с Прогрессом. А если говорить об электроколяске, то незаурядной является лишь цена. По всем другим параметрам Тесла проигрывает автомобилям соизмеримого ценового диапазона. И ещё, как выяснилось, есть вопросы с безопасностью.
Двигатель однокамерный а не четырёхкамерный - принципиальное или непринципиальное отличие? Отсутствие перекиси для ТНА? Мне лично это кажется относительно неважным - а вот очень хорошая тяга к массе - это показатель профессионализма.

А так - конечно, можно говорить, что как ЖРД изобрели в 19 веке, так принципиально ничего и не придумали.

Назовите критерии незаурядности. Чем, например, незауряден РД-170 - и почему именно этот критерий важен? По моим критериям работы СпейсЭкс вполне, скажем так, технически интересны.

Про автомобили давайте в другом форуме.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьВо-первых, Маск - первый в том смысле, что раньше компании делали ракеты только после подписания договоров с государствами. Были, конечно, исключения - первые ракеты (не орбитальные), ракеты Орбитал (отличный проект, хотя технически, думаю, менее амбициозный), Дельта-Клипер (тоже не орбитальный). Но Маск - первый практически на деньги и под имя одного индивидуума сделал орбитальный проект от и до, от разработки двигателя и постройки космодрома до нахождения денег на старты после трёх неудачных. Маск - ещё и генконструктор, в том смысле, что взял на себя отвечать за техническую часть; поэтому СпейсЭкс и Маск - это как партия и Ленин у Маяковского .
И что? Это новая эпоха?
Конечно. Потому что после первого спутника пошли ещё, и теперь у нас и связь, и навигация, и погода. Так же после первого индивидуума, построившего ракетостроительную фирму, будут ещё - что будет стимулировать технический и экономический прогресс.

В чём вопрос?
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЕщё раз - некорректно сравнивать Маска с Конвэйром 50-х годов...
Куда более корректно сравнивать Э. Маска с другим эксцентричным миллиардером - Г. Хьюзом, который тоже много чего делал на свои деньги. Ещё в 20-30-е гг.
Можно. Хьюз тоже вполне себе раздвигал границы достигнутого, и в истории тоже отметился. Серый Гусь, правда, пролетел однажды - а, скажем, Драгон на Ф-9.1 летает уже неоднократно, а Маску всего 42. Так что посмотрим - может, Маск ещё чего посерьёзней сделает.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьВо-вторых, неправильно говорить, что технически достижения заурядны. Массовое совершенство ступеней - на мировом уровне. Тяга к массе двигателей - на мировом уровне.
Да, на мировом уровне. Т.е. ничем не выделяются среди аналогичных изделий. Т.е. заурядны.
Эк вы к словам-то придираетесь :) . Хорошо, тогда так - массовое совершенство ступеней - рекордное (то есть, лучше всех остальных примеров), тяга к массе - рекордное (то есть, лучше всех остальных примеров), организация бортовой электроники - новаторское (то есть, сделанное так впервые). Так пойдёт? Или "входит в пять процентов наилучших достижений" - для вас "ничем не выделяется среди аналогичных изделий"? Как насчёт РД-170, он выделяется по характеристикам среди аналогичных изделий? Это такая заурядность у нас теперь?

Заметьте, вопрос идёт о тонкой трактовке значений слов из словаря - что именно есть "заурядность". Если так вопрос ставится - лучше ли всех остальных ракет ракета, сделанная частником, или примерно такая же - то частник уже выиграл. Даже если примерно такая же, как наилучшие образцы - это уже определение незаурядности.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИспользуемые технологии - 3D-печать, сварка трением, бортовая электроника - на мировом уровне.
Т.е. заурядны. Нормальный уровень. Как у Боинга, Локхида и Орбитал.
Это хороший вопрос, использует ли Л-Б-О все эти технологии. Помнится, RL-10 делался задолго до их изобретения. А вот то, что в российском космопроме эти технологии пока в будущем, это наверняка.

То есть - Маск технологически впереди страны с наибольшей - пока что - долей ракетных запусков в мире.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьСтепень дросселирования и управляемость, возвращаемый грузовик, а уж посадочные лапы...
Вот единственно, что незаурядно - посадочные лапы к ракете приделал. Да, пожалуй, незаурядно.
Довольно случайно выбранное качество, на мой взгляд :) . Клипер садился на лапы когда ещё. А чтобы посадить на лапы ступень, которая перед этим вывела спутник - этого ещё не было. Будь я таким скептиком, я бы тут вполне поупирался :)
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьТехнический уровень, демонстрируемый Маском, никак не даёт возможность считать его ракеты непрофессиональными.
А разве кто-то обвиняет его в непрофессионализме? Я лично лишь посмеиваюсь над недалёкостью и безграмотностью ламеров.
Профессионал, создавший недавно компанию, делать заурядные продукты не может - никто не купит.

Ну и кто здесь недалёк, тут тоже могут быть разные мнения :) . Я так убеждён, что либо вы сознательно упираетесь, либо не очень разбираетесь в вопросе. Иначе мне не было бы так легко вам возражать.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИ в-третьих, самое главное - достижения Маска в экономике в первую очередь. Конечный критерий - это стоимость запуска, стоимость килограмма на орбите, условия запуска - сколько ждать запуска, какие возможны орбиты и т.п.
Стоимость запуска? Есть мнение, что Э. Маск демпингует. Как мы в 90-е. А потом, спустя какое-то время, его цены сравняются со средними по отрасли.

Цены, конечно, вырастут - Маск не дурак предлагать за рубль то, за что два вполне дают - но рынок устроен так, что цены вырастут не до прежних значений, а меньше. Это не считая того, что инвесторы, имея перед глазами такую историю успеха, могут ведь профинансировать и кого-то ещё. Поверьте - есть в Штатах и другие Маски, Мюллеры и Шотвеллы.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЗдесь тоже - как и в технических работах - что-то уже есть, что-то в процессе разработки, но - если мы будем игнорировать, окажемся перед неприятным фактом, когда наконец все эти фишки одновременно заработают...
Нам лучше на другое обращать внимание.
Может быть, но необращение внимания на базовые технологические успехи - это известная проблема со времён СССР. Какой-нибудь ИБМ заявляет, что разработал техпроцесс Х. Через пару лет Моторола заявляет, что сделала на нём процессор У. Ещё через год Эппл начинает продавать машину З на этом процессоре. И вот только тут в России директор начинает чесаться и говорить, чего бы мы такое же не сделали? А конструктор ему говорит, что для того, чтобы сделать З, сначала надо Х и У... ну и другие буквы, какие там нужны.

То есть, может, нам лучше и обращать внимание на другое - я тут вполне соглашусь :) . Даже скажу на что - у нас никудышняя консерватория, но поскольку мы не в Чёрной Дыре, а тут о политике не принято, то ограничусь технической стороной.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЭто как обращать внимание на транзистор в 1950 году - когда радиолампы рулили неимоверно. Да, технологии отработаны - но перспективы у транзисторов серьёзнее, поэтому тот, кто игнорировал - проиграл, а кто учитывал - остался в игре.
Не надо сравнивать космонавтику и электронику - это совершенно разные отрасли промышленности. Чего не понимают многие наивные люди, заворожённые прогрессом /в т.ч. и ценовым/ электроники. Вообще, история с электроникой, транзисторами, вычислительной техникой - уникальный случай.
Как раз наоборот - надо понимать, что электроника, в частности - универсальный ускоритель технологий, потому что компьютеры применяются везде. Поэтому - обратите внимание - львиная доля инжиниринга сейчас в программировании - будь то сервер в ВЦ или встроенный процессор для микроспутника. И прогресс в электронике и программировани сказывается везде - в том числе в значительной степени и в ракетах.
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИ не надо так уж маскопоклонников-то недооценивать .
В смысле? Недооценивать их глупость?
Считать себя умнее - невелика заслуга, и верный путь к второстепенности. Приводите критерии, обосновывайте их правильность, сравнивайте. И не забывайте о фразе Теодора Рузвельта о том, кто делает дело своими руками, со всеми ошибками и трудностями.

avmich

Цитироватьpkl пишет:
Цитироватьvlad7308 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Раздражает безграмотность комментаторов, описывающих его, в общем то, заурядные технические достижения в духе "ООООО!!! НОВАЯ ЭПОХА! ОООО!!! БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО!!!"
да и пусть
мало ли кто чего говорит и пишет
take it easy
Да, пусть пишут. А мы посмеёмся.
Здесь вы как раз пишушим выступаете :) . Или тем, кто смеётся... определённым образом, в согласии с русской пословицей :)

pkl

Цитироватьavmich пишет:
Двигатель однокамерный а не четырёхкамерный - принципиальное или непринципиальное отличие? Отсутствие перекиси для ТНА? Мне лично это кажется относительно неважным - а вот очень хорошая тяга к массе - это показатель профессионализма.

А так - конечно, можно говорить, что как ЖРД изобрели в 19 веке, так принципиально ничего и не придумали.

Назовите критерии незаурядности. Чем, например, незауряден РД-170 - и почему именно этот критерий важен? По моим критериям работы СпейсЭкс вполне, скажем так, технически интересны.
РД-170 незауряден по своему удельному импульсу. Его создание стало действительно значимым достижением советсткого двигателестроения. При этом у него есть немало недостатков, за что его постоянно критикуют. Поэтому как достижение он тоже спорен. Тем не менее, никто не говорит, что с созданием РД-170 и даже Энергии-Буран началась, ох, новая эпоха!

И про EELV ничего такого не говорили, хотя, на мой взгляд, тот же Атлас-5 - шедевр! Да и Дельта-4 тоже интересная /незаурядная! ;) / ракета.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьВо-первых, Маск - первый в том смысле, что раньше компании делали ракеты только после подписания договоров с государствами. Были, конечно, исключения - первые ракеты (не орбитальные), ракеты Орбитал (отличный проект, хотя технически, думаю, менее амбициозный), Дельта-Клипер (тоже не орбитальный). Но Маск - первый практически на деньги и под имя одного индивидуума сделал орбитальный проект от и до, от разработки двигателя и постройки космодрома до нахождения денег на старты после трёх неудачных. Маск - ещё и генконструктор, в том смысле, что взял на себя отвечать за техническую часть; поэтому СпейсЭкс и Маск - это как партия и Ленин у Маяковского .
И что? Это новая эпоха?
Конечно. Потому что после первого спутника пошли ещё, и теперь у нас и связь, и навигация, и погода. Так же после первого индивидуума, построившего ракетостроительную фирму, будут ещё - что будет стимулировать технический и экономический прогресс.

В чём вопрос?  
Интересно! Я задал вопрос. Вы на него ответили. А теперь переспрашиваете. Так вы поняли или не поняли заданный мною вопрос? :D

После первого спутника - да, пошли ещё. А ракету Конестога, тоже преподносившуюся как супердешёвая и т.п., все уже забыли давным-давно. Как и Дельта-Клиппер, которая, если бы её сделали, конечно, может, и открыла бы новую эпоху. На самом деле! Был ещё этот... Э. Бил со своей Бил-аэроспейс. Сколько их было, этих проектов. И странно, почему про другие ракеты, недавно появившиеся, этого не говорят. История знает массу проектов, которые были доведены до разной степени готовности, но тихо угасли либо были съедены конкурентами.

Про индивидуума... Во-первых, этот индивидуум - миллиардер. Таких индивидуумов на планете - раз, два, и обчёлся. Особенно интересующихся космосом. Во-вторых, он же всё-таки не у себя в гараже ракеты делает. И двигатели к ним. А на своей фирме /эх, всё могут короли!/ и оборудование у него в чём-то посерьёзнее, чем у наших ракетостроителей. Поэтому я бы поостерёгся говорить, что за ним кто-то там пойдёт. Увы, но миллиардеры , в основной массе, космосом не интересуются. А у тех, кто космосом интересуются, нет миллиардов. А порой, и необходимых знаний и понимания, как этот миллиард заработать. Э. Маск так и останется на долгие годы редким богачом-эксцентриком, подобно Г. Хьюзу. А мы ещё очень долго будем мечтать о полёте в космос по профсоюзным путёвкам. И так и не дождёмся.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЕщё раз - некорректно сравнивать Маска с Конвэйром 50-х годов...
Куда более корректно сравнивать Э. Маска с другим эксцентричным миллиардером - Г. Хьюзом, который тоже много чего делал на свои деньги. Ещё в 20-30-е гг.
Можно. Хьюз тоже вполне себе раздвигал границы достигнутого, и в истории тоже отметился. Серый Гусь, правда, пролетел однажды - а, скажем, Драгон на Ф-9.1 летает уже неоднократно, а Маску всего 42. Так что посмотрим - может, Маск ещё чего посерьёзней сделает.
Да ну? И что же это такое будет... :oops:  Лунный носитель? КК для полёта на Марс? Или, "Элизиум" забабахает? :D
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьВо-вторых, неправильно говорить, что технически достижения заурядны. Массовое совершенство ступеней - на мировом уровне. Тяга к массе двигателей - на мировом уровне.
Да, на мировом уровне. Т.е. ничем не выделяются среди аналогичных изделий. Т.е. заурядны.
Эк вы к словам-то придираетесь . Хорошо, тогда так - массовое совершенство ступеней - рекордное (то есть, лучше всех остальных примеров), тяга к массе - рекордное (то есть, лучше всех остальных примеров), организация бортовой электроники - новаторское (то есть, сделанное так впервые). Так пойдёт?
Так пойдёт. А о значимости его достижений, имхо, лучше судить о доле, которую его фирма имеет на рынке запусков. Как в абсолютных, так и относительных цифрах.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИспользуемые технологии - 3D-печать, сварка трением, бортовая электроника - на мировом уровне.
Т.е. заурядны. Нормальный уровень. Как у Боинга, Локхида и Орбитал.
Это хороший вопрос, использует ли Л-Б-О все эти технологии. Помнится, RL-10 делался задолго до их изобретения. А вот то, что в российском космопроме эти технологии пока в будущем, это наверняка. 
Сварку трением сейчас, кажется, везде используют. Даже у нас.
Цитировать То есть - Маск технологически впереди страны с наибольшей - пока что - долей ракетных запусков в мире. 
Ну вот опять. Извините, но тот же Атлас-5 по сравнению с Фалконом технологически - как звездолёт.

Остаются только лапы, да. :oops:  
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет: 
ЦитироватьТехнический уровень, демонстрируемый Маском, никак не даёт возможность считать его ракеты непрофессиональными.
А разве кто-то обвиняет его в непрофессионализме? Я лично лишь посмеиваюсь над недалёкостью и безграмотностью ламеров.
Профессионал, создавший недавно компанию, делать заурядные продукты не может - никто не купит. 
Э. Маск пока что берёт ценой. Его ракеты действительно самые дешёвые. По остальным своим характеристикам они примерно на среднемировом уровне.
Цитировать 
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИ в-третьих, самое главное - достижения Маска в экономике в первую очередь. Конечный критерий - это стоимость запуска, стоимость килограмма на орбите, условия запуска - сколько ждать запуска, какие возможны орбиты и т.п.
Стоимость запуска? Есть мнение, что Э. Маск демпингует. Как мы в 90-е. А потом, спустя какое-то время, его цены сравняются со средними по отрасли.

Цены, конечно, вырастут - Маск не дурак предлагать за рубль то, за что два вполне дают - но рынок устроен так, что цены вырастут не до прежних значений, а меньше. Это не считая того, что инвесторы, имея перед глазами такую историю успеха, могут ведь профинансировать и кого-то ещё. Поверьте - есть в Штатах и другие Маски, Мюллеры и Шотвеллы. 
Вот когда вырастут - тогда и посмотрим, насколько. Я вот думаю, что рано или поздно достигнут среднего по рынку.

Инвесторы же, безусловно, могут профинансировать и кого-то ещё. Но далеко не факт, что вернут свои вложения.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьЗдесь тоже - как и в технических работах - что-то уже есть, что-то в процессе разработки, но - если мы будем игнорировать, окажемся перед неприятным фактом, когда наконец все эти фишки одновременно заработают...
Нам лучше на другое обращать внимание.
Может быть, но необращение внимания на базовые технологические успехи - это известная проблема со времён СССР. Какой-нибудь ИБМ заявляет, что разработал техпроцесс Х. Через пару лет Моторола заявляет, что сделала на нём процессор У. Ещё через год Эппл начинает продавать машину З на этом процессоре. И вот только тут в России директор начинает чесаться и говорить, чего бы мы такое же не сделали? А конструктор ему говорит, что для того, чтобы сделать З, сначала надо Х и У... ну и другие буквы, какие там нужны.

То есть, может, нам лучше и обращать внимание на другое - я тут вполне соглашусь . Даже скажу на что - у нас никудышняя консерватория, но поскольку мы не в Чёрной Дыре, а тут о политике не принято, то ограничусь технической стороной. 
Проблема со времён СССР - это то, что игнорируются значимые и перспективные направления, а деньги вкладываются в тупиковые. Примеры с гермокорпусами и Бураном - как раз и из этой серии. В контексте данного разговора - это всё равно что приватизировать наши космические предприятия.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Veganin

Цитироватьpkl пишет:
РД-170 незауряден по своему удельному импульсу. Его создание стало действительно значимым достижением советсткого двигателестроения. При этом у него есть немало недостатков, за что его постоянно критикуют. Поэтому как достижение он тоже спорен. Тем не менее, никто не говорит, что с созданием РД-170 и даже Энергии-Буран началась, ох, новая эпоха!

И про EELV ничего такого не говорили, хотя, на мой взгляд, тот же Атлас-5 - шедевр! Да и Дельта-4 тоже интересная /незаурядная![IMG] / ракета.
Сколько заказов у Маска, а сколько у ILS и Морского старта? [IMG]  И нам ли говорить, что у Маска все заурядно с падениями то Протона, то Союза, то "сюрприза" от Бриза (и М/ и КМ)? Даже заурядные технологические операции проконтролировать не можем правильно...  
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

pkl

Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
Не надо сравнивать космонавтику и электронику - это совершенно разные отрасли промышленности. Чего не понимают многие наивные люди, заворожённые прогрессом /в т.ч. и ценовым/ электроники. Вообще, история с электроникой, транзисторами, вычислительной техникой - уникальный случай.
Как раз наоборот - надо понимать, что электроника, в частности - универсальный ускоритель технологий, потому что компьютеры применяются везде. Поэтому - обратите внимание - львиная доля инжиниринга сейчас в программировании - будь то сервер в ВЦ или встроенный процессор для микроспутника. 
Что значит наоборот? Стоимость запуска в космос с 50-х гг. снизилась так же, как стоимость компьютера?
ЦитироватьИ прогресс в электронике и программировани сказывается везде - в том числе в значительной степени и в ракетах.
Да. Но прогресс в ракетах нас к космосу практически не приблизил. Точнее, совсем не приблизил. Полёт в космос почти никому не доступен по цене. В отличие от айпада, какого-нибудь.
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьИ не надо так уж маскопоклонников-то недооценивать .
В смысле? Недооценивать их глупость?
Считать себя умнее - невелика заслуга, и верный путь к второстепенности. Приводите критерии, обосновывайте их правильность, сравнивайте. И не забывайте о фразе Теодора Рузвельта о том, кто делает дело своими руками, со всеми ошибками и трудностями.
Ошибаетесь, я несколько самокритичен.

Я не привожу критерии - я привожу свои суждения. Вот смотрите - сейчас 2014 г. Космическая эра так и не наступила. Будем делать прогнозы на 2024-й?[IMG]
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан