Две свечки

Автор ДалекийГость, 23.05.2010 08:51:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Из такой камеры воздух откачивать неделю...
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

ЦитироватьЕще в 1935 году в Германии Дирингсхофен испытал в течение 8 сек состояние невесомости в самолете, пикирующем с большой высоты, когда двигатель использовался только для преодоления лобового сопротивления. В 1950 году Хейнц и Хабер в Школе авиационно-космической медицины ВВС США предложили другой вариант этого метода имитации невесомости. Как показано на помещенном ниже рисунке, самолет быстро пикирует, а затем выравнивается и летит вверх по параболе: на первой половине кривой он испытывает постоянное вертикальное торможение 1 g, а на второй происходит его свободное падение. В соответствующим образом переоборудованном для таких экспериментов самолете КС-135 в течение приблизительно 25 сек можно создавать условия невесомости с точностью около ±0,01 g, зависящей от квалификации пилота и метеорологических условий. В Советском Союзе для этих же целей используют самолет ТУ-104.
Такой способ имитации условий невесомости можно использовать для тренировки космонавтов, и его действительно широко применяли для этой цели в первых советских и американских программах пилотируемых космических полетов, а иногда его используют и сейчас. Внутрь большого самолета помещают макет космического корабля, и космонавт учится входить и выходить из него, есть и пить в условиях невесомости, а также выполнять специальные работы, которые ему предстоят во время пребывания за пределами космического корабля, как это показано на снимке (рис. 43). Однако такая обстановка не совсем соответствует условиям космоса вследствие сравнительной кратковременности периода невесомости, а также из-за того, что до и после состояния кратковременной невесомости космонавт испытывает действие ускорения от 1 до 3 g. При тренировках американских космонавтов на адаптацию к условиям невесомости каждый вылет происходил по сорока таким параболам. В общей сложности они находились в условиях невесомости в течение 10 час

ЦитироватьРис. 42. Имитация условий невесомости при полете самолета по баллистической траектории. Свободное падение происходит на участке кривой, где g равно нулю, и продолжается 25–35 сек
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/sharp01/text/28.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьС 1966 года американские космонавты начали тренироваться в специальных «бассейнах невесомости». Несмотря на сопротивление, которое возникает при движении тела в жидкости, методы нейтральной плавучести, создаваемой погружением в воду, позволяют ознакомить космонавтов с динамикой человеческого тела, имеющего три степени свободы (рис. 44). Космонавты, тренировавшиеся до полетов в космос в таких бассейнах невесомости, дают этому виду тренировок высокую оценку. Космонавт Э. Олдрин, сравнивая задания, выполнявшиеся им во время тренировок в бассейне, с заданиями, которые ему пришлось выполнять позже в космосе, утверждает, что «подводная имитация невесомости имеет значительные преимущества перед имитацией невесомости в самолете, так как в условиях бассейна мы можем последовательно осуществлять все операции, которые потом производим при выполнении заданий в космосе, и можем проверить весь план полета или по крайней мере ту его часть, которая связана с выходом из космического корабля».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПутешествие в Невесомость
   
Уже более 30-ти лет российские космонавты проводят тренировки в условиях невесомости, используя для этих целей параболические полеты на широкофюзеляжном аэробусе ИЛ-76 МДК. Теперь и у Вас есть уникальная эксклюзивная возможность, став участником приключения "Путешествие в Невесомость", почувствовать себя настоящим космонавтом и испытать ощущение невесомости. Во время полета по так называемой "кривой Кеплера" во время перехода с горизонтального полета на восходящий участок кривой и движении самолета через ее вершину создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд каждый. В общей сложности за 1,5 часа полета состояние невесомости продлится около 450 секунд! "Путешествие в Невесомость" оставит неизгладимые и эмоционально окрашенные впечатления в памяти участников и станет незабываемо ярким событием в их жизни!
ЦитироватьКол-во участников   15 продолжительность   6 часов Место проведения   Подмосковье Цена подарка   1 079 640 руб
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

OlegN

Американские горки - дешевле... http://turist.rbc.ru/article/09/03/2010/185381 (всё  оффтоп  конечно (Чёрная дыра ведь), но в трубе нуль ж получить проще ИМХО)

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://science.compulenta.ru/540578/
ЦитироватьКонденсат Бозе — Эйнштейна получен в условиях микрогравитации[/size]

18 июня 2010 года, 20:33 | Текст: Дмитрий Сафин

Физики из Германии, Великобритании и Франции провели эксперимент по созданию бозе-эйнштейновского конденсата (БЭК) в капсуле, находящейся в свободном падении.


Башня в Бремене высотой 146 м (иллюстрация ZARM, University of Bremen).

БЭК образуется при охлаждении бозонов, которые оказываются в одном квантовом состоянии и ведут себя как одна квантовая частица. Конденсат можно использовать в интерферометрических опытах, «разделяя» эту частицу и объединяя в детекторе «половинки», шедшие к цели разными путями. Если эксперимент будет выполнен в условиях микрогравитации, изучение интерференционной картины позволит с высокой точностью оценить влияние некоторых эффектов (к примеру, Лензе — Тирринга и де Ситтера), предсказанных в рамках общей теории относительности.

Для того чтобы создать условия микрогравитации, объект нужно, очевидно, отправить в космическое пространство или сбросить с некоторой высоты. Авторы выбрали второй вариант: свой эксперимент они проводили в 146-метровой башне, установленной в Бремене.


На первом этапе опыта учёные загружали в магнитооптическую ловушку, которая находилась внутри цилиндрической капсулы длиной 215 и радиусом 60 см, около 10 млн охлаждённых атомов рубидия-87. После этого капсула отправлялась в свободное падение, а температура атомов постепенно снижалась примерно до 10 нК, что приводило к образованию БЭК из 10 тысяч частиц.

Затем физики инициировали медленное расширение конденсата и в течение одной секунды падения следили за его смещением относительно капсулы. Как оказалось, центр масс БЭК успевал сдвинуться примерно на 3 мм, но причиной этого были не гравитационные эффекты, а действие остаточных магнитных полей. Присутствие последних выдавало и то, что БЭК, расширяясь, вытягивался в вертикальном направлении. По словам учёных, при повторении опыта они попытаются исключить влияние таких полей, используя атомы, которые будут находиться в другом квантовом состоянии.

Теперь, когда возможность получения и манипулирования БЭК в условиях микрогравитации доказана, авторы планируют приступить к созданию интерферометра. Возможно, в будущем БЭК попадёт и на орбиту Земли.

Падение капсулы с БЭК: http://www.youtube.com/watch?v=xOiAbxy0PcI&feature=player_embedded


Внутренние помещения башни, в которой проводился эксперимент (иллюстрация ZARM).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать
Проект обслуживаемого исследовательского КА "ОКА-Т" для проведения прикладных микрогравитационных технологических экспериментов на околоземной орбите. Предполагается периодически пристыковывать аппарат к Международной космической станции.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ziv/2005/5-tsniimash.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитировать...

А как их потом внизу ловят?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

2Старый,
ЦитироватьИспытательное оборудование для вакуумно-динамических испытаний[/size]

Для экспериментальной отработки конструктивных элементов ракеты в условиях вакуума и невесомости в составе испытательной базы КБ машиностроения имеется корпус вакуумно-динамических испытаний, содержащий вакуумно-динамический стенд многоцелевого назначения, систему вакуумирования, комплекс технологического оборудования и измерительный комплекс с системой управления.

Вакуумно-динамический стенд представляет собой уникальное рабочее место, обеспечивающее в наземных условиях экспериментальную отработку натурных изделий или их имитаторов с массами испытуемых объектов до 30 тонн, с возможностью видео- и визуального контроля за поведением объектов испытаний в процессе опыта.

В сравнении с существующими аналогичными установками этот стенд не уступает по своим параметрам зарубежным аналогам.

Технические характеристики стенда[/size]

Внутренний диаметр 10 м
Рабочая высота 70 м
Глубина вакуума 10-3 мм рт. ст.
Время невесомости 3,3 с
Время откачки 8 ч

Грузоподъемность мостового крана 50 т
Размер загрузочного люка 5,5х9,5 м

Система вакуумирования включает 2 типа систем откачки: форвакуумную и высоковакуумную с общим ч ислом насосов 54.

Комплекс технологического оборудования составляют:

- система загрузки объектов испытаний в камеру, укомплектованную транспортной тележкой с электроприводом, грузоподъемность 40 т;

- поворотный мост, расположенный в верхней части стенда и предназначенный для вывешивания и ориентации объекта испытаний, грузоподъемность 100 т;

- система улавливания объектов на основе использования пневмоцилиндров, тормозов фрикционного типа, грузовая сеть на амортизаторах прямого хода;

- информационно-измерительная система, обеспечивающая измерение на объектах испытаний в процессе эксперимента и позволяющая регистрировать до 400 параметров по различным видам измерений (путь, скорость, линейные и угловые ускорения, углы поворота и т. п.);

- киносъемочная измерительная аппаратура, используемая для регистрации параметров движения объекта в процессе опыт.

С помощью вакуумно-динамического стенда решаются следующие задачи:

- отработка систем разделения ступеней и систем отделения с одновременной проверкой работоспособности штатных систем;

- исследование в условиях невесомости и вакуума поведения жидких компонентов топлива в полостях космических двигательных установок;

- отработка космических технологий и устройств для получения особо чистых металлов, кристаллов.
http://makeyev.msk.ru/pub/msys/1994/Otrabotka.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать- 2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.
http://military.tomsk.ru/blog/topic-375.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьТестируется пиво, которое можно будет пить на Земле и в космосе[/size]
16:30 07.10.10 http://www.newizv.ru/lenta/134588/
 
Поднявшись в воздух на самолете Boeing исследователи в условиях микрогравитации дегустируют первое пиво для космонавтов. Сообщается, что продукт выпустила компании Astronauts4Hire.

Специалистам предстоит выяснить, как изменяется температура тела, сердечный ритм и уровень алкоголя в крови после употребления космического пива. Полученные данные они будут фиксировать в дневнике наблюдений.

Как сообщили разработчики пенного напитка, выпуск такого вида пива рассчитан на ожидаемое развитие космического пива. Однако не исключают, что оно может поступить в продажу и стать популярным на земле.

Испытания на самолете в условиях микрогравитации - это станут первым шагом в серии аналогичных тестов, которые необходимо будет провести для того, чтобы проверить – можно ли употреблять такое пиво в условиях невесомости. По мнению разработчиков напитка, такое пиво в космосе будет питься легче, чем обычное пиво.
видео на украинском яз. http://www.newsone.ua/ :lol:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьКапают квантовые капли[/size]
Физики добились того, что материя пошла волнами
http://www.ng.ru/printed/245424

Поиск гравитационных волн, едва ли не самая сложная экспериментальная задача для физиков, требует сверхчувствительной аппаратуры.
Источник: sciencewise.anu.edu.au

В физике ХХ века случились две революции – рождение релятивизма и квантовой механики, – давшие миру атомную бомбу и лазер. Отцы-основатели двух, казалось бы, несовместимых друг с другом направлений Альберт Эйнштейн и Нильс Бор непримиримо спорили по поводу того, кто из них прав. Первый в подтверждение своей общей теории относительности (ОТО) придумал мысленный эксперимент. Никто и представить себе не мог, что придуманный Эйнштейном эксперимент с виртуальным лифтом, представляющий собой инерционную систему в условиях невесомости, в конечном итоге объединит идеи одного и другого, то есть общую относительность и квантовую механику.

Ученые довольно давно научились получать очень интересное состояние вещества – так называемый конденсат Бозе-Эйнштейна (ВЕС). Он представляет собой охлажденную почти до абсолютного нуля группу атомов, которая в полном соответствии с положениями квантовой теории ведет себя как единое целое. Вот этот-то «архетипичный» квантовый объект, BEC, ученые и поместили в находящийся в свободном падении эйнштейновский лифт. Протестировать положения ОТО ученым помог атомный интерферометр. Статья большого коллектива немецких и французских ученых так и называется – «ВЕС в условиях микрогравитации» (ВЕС in Microgravity).

Изучением свободного падения занимались еще Галилей (его знаменитые опыты с бросанием различных предметов с балкона Пизанской башни) и Торричелли. Эйнштейн заявил, что невозможно отличить результаты локального эксперимента в падающем лифте и космосе, что и привело к формулированию основных положений ОТО. Но создатель теории отрицал дуалистичность природы, материальные объекты которой, согласно квантовой физике, имеют свойства как частицы, так и волны. (Эйнштейн полагал, что свет корпускулярен, благодаря чему и возможен фотоэффект и фотоэлемент.) Заблуждение гения тем более непонятно, что именно он вместе с индийцем С.Бозе постулировал возможность получения конденсата, в котором миллионы атомов теряют свою идентичность и ведут себя подобно одной большой – макроскопической – волновой функции.

Немецкие и французские физики в своих экспериментах «сбрасывали» ВЕС в колодец 150-метровой башни. Свободный полет конденсата продолжался несколько секунд, в результате BEC начал расширяться подобно нашей Вселенной. При этом атомы успели сформировать волну когерентных материальных частиц (СМW – Coherent Matter Wave). Новый, вполне реальный, эксперимент дал в распоряжение ученых многообещающий источник идей и подходов в деле создания и разработки совершенно неожиданного варианта интерферометрии, опирающейся на единство материальных объектов, ведущих себя одновременно как волна.

Новый вид интерферометрии позволит досконально проверить универсальность идей отцов-основателей релятивизма и квантовой механики в условиях свободного падения «квантированной» материи. Вполне возможно, что новая интерферометрия позволит наконец-то решить вопрос с регистрацией в земных условиях приходящих к нашей планете гравитационных волн. Сегодняшние лазерные интерферометры детектора LIGO (Large Interferometer Gravitational Observatory) жестко фиксированы в своих бетонных тоннелях, что резко ограничивает их разрешающую способность. И попытки ученых повысить чувствительность этой гравитационной обсерватории пока не дают желаемых результатов. Так не лучше ли все бросить, вернее бросать ВЕС с высоты той же Эйфелевой башни или из окон квартир на верхних этажах 800-метровой дубайской башни «Бурдж Халифа»?
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитировать- система улавливания объектов на основе использования пневмоцилиндров, тормозов фрикционного типа, грузовая сеть на амортизаторах прямого хода;
Спасибо. Интересно: в процессе торможения оно разрушается или нет, особенно если оно с жидкими компонентами внутри?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Schwalbe

Цитировать
Цитировать- система улавливания объектов на основе использования пневмоцилиндров, тормозов фрикционного типа, грузовая сеть на амортизаторах прямого хода;
Спасибо. Интересно: в процессе торможения оно разрушается или нет, особенно если оно с жидкими компонентами внутри?

А не являются ли желтые элементы на корпусе ступени амортизаторами? Потому что если двигателем об сетку, то ступень должна заваливаться набок.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьА не являются ли желтые элементы на корпусе ступени амортизаторами? Потому что если двигателем об сетку, то ступень должна заваливаться набок.
Ну в жизни на месте этих элементов находятся двигатели разведения.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

не совсем в тему, но рядом http://rus.625-net.ru/cinema/2007/04/tehnol.htm
Цитировать...
Первое воспроизведение невесомости на киноэкране[/size]

Главный консультант фильма «Космический рейс» К. Э. Циолковский с оператором А. В. Гальпериным (слева) и режиссером В. Н. Журавлевым (справа) обсуждают эскизы декорации. Калуга, 1934 г.

Отображение невесомости на экране впервые было осуществлено задолго до того, как ракеты стали подниматься в космос. В 1934 году на киностудии «Мосфильм» началась работа над научно-фантастическим фильмом «Космический рейс» (сценарист А. Филимонов, режиссер В. Журавлев, оператор А. Гальперин, художник Ю. Швец). Но начало «космизации» кинематографа было положено еще в 1902 году лентой «Путешествие на Луну» Ж. Мельеса. Затем были фильмы «Путешествие через невозможное» (Ж. Мельес, 1904 г.), «Аэлита» (Я. Протозанов, 1924 г.), «Женщина на Луне» (Ф. Ланг, 1929 г.). Во всех этих картинах космическая тема служила лишь поводом для создания занимательного зрелища, построенного на внешних эффектах, что дало основание Константину Эдуардовичу Циолковскому назвать их «чепухой страшнейшей». Однако, понимая огромные потенциальные возможности кинематографа как средства популяризации освоения космоса, он подчеркивал: «Еще до того как люди начнут полеты в околоземном пространстве, можно показать, как это может быть, на полотне кинематографа». Свою идею Циолковский воплотил в жизнь. Он согласился быть главным консультантом фильма «Космический рейс» и сделал все, чтобы этот фильм стал первым фантастическим произведением о космонавтике, построенным на подлинно научной основе (см. ТТК, № 2, 2006).

Рис.1. Принципиальная схема операторского крана для съемки перемещения актера в пространстве при имитации невесомости

Принципиально важным Циолковский считал воспроизведение на экране основных факторов космического полета, и прежде всего, невесомости. Решая эту сложнейшую по тем временам задачу, оператор фильма Александр Владимирович Гальперин разработал методы съемки, которые позволили впервые в мировой практике имитировать невесомость в киноизображении. По замыслу оператора, одобренному К. Э. Циолковским, создать иллюзию невесомости на экране можно было с помощью следующих приемов: свободного перемещения актера в пространстве с фиксацией на нем поля изображения съемочной камеры, вращения и других движений актера в кадре относительно неподвижного фона, переворотами фона в кадре, полетами оператора со съемочной камерой в декорации. Они должны были передавать зрительные впечатления человека, оказавшегося в невесомости. Для достижения полной иллюзии невесомости решено было использовать все эти приемы. Для их реализации оператор А. В. Гальперин разработал несколько специальных приспособлений, большую помощь в этой работе ему оказал А. А. Микулин — впоследствии академик, крупнейший конструктор авиационных двигателей.

Для съемки полета «потерявшего вес» актера в кабине космического корабля был построен специальный операторский кран (рис. 1). Он состоял из горизонтальной фермы 2, которая по круговым рельсам 3, проложенным по верху декорации, могла поворачиваться на 360°. Тележка 1, установленная на этой ферме, могла перемещаться по горизонтали, а вертикальная ферма 5 — вверх и вниз по направляющей 4.

С фермой 5 на вращающейся оси сцеплялась ферма 6, к основанию которой на качающемся коромысле 7 были закреплены две площадки: на одной из них размещался актер, а на другой — оператор с камерой. Кран давал возможность одновременно перемещать киноаппарат по окружности радиусом 2 м, по вертикали и горизонтали, а также изменять угол наклона оптической оси камеры по отношению к горизонту. Кран предназначался для свободного перемещения в пространстве актера. А так как оператор с камерой оказывался соединенным с актером жестким основанием, каким бы сложным ни становилось движение актера, оно было «привязано» к движению киноаппарата. Это давало возможность снимать средние и крупные планы актера при его полете в интерьере космического корабля.


Рис. 2. Устройство для имитации невесомости за счет подвешивания актера между синхронно вращающимися фоном и камерой

Для съемки кадров, имитирующих невесомость за счет вращения актера относительно неподвижного фона, оператор использовал способ синхронного поворота фона и камеры, оптическая ось которой перпендикулярна к плоскости фона. Для этого было построено еще одно остроумное и достаточно сложное приспособление. Оно показано на рис. 2. Конструкция 1 являлась носителем камеры 4, придающим ей вращательное движение. Конструкция 3 обеспечивала вращение значительных по размеру фоновых элементов декорации 2. Между камерой и фоном на тросе с резиновым амортизатором подвешивали актера, производившего заданные движения. Для удобства работы актера его подвеска осуществлялась с помощью жесткой металлической «кирасы», спрятанной под игровым костюмом. Трос при этом окрашивался в цвет фона, что обеспечивало его маскировку в кадре. С этой же целью методом, аналогичным оттяжке струны, тросу придавалось колебательное движение большой частоты и малой амплитуды. Камера 4 и фон 2 вращались синхронно, за счет чего обеспечивалась неподвижность фона (фрагмента интерьера космического корабля) и создавалось впечатление, что актер, вращаясь, летел в пространстве. При этом актера можно было снимать в полный рост на общих планах, что делало имитацию невесомости особенно убедительной. Как правило, камера размещалась не на оси конструкции, а в стороне, что вместе с заданными «неправильными» движениями актера создавало впечатление беспорядочного его перемещения по кабине корабля. Впоследствии оказалось, что это достаточно точно соответствует движениям человека, не имеющего опыта перемещения в невесомости.

Для имитации невесомости оператор также использовал устройство, которое позволяло вращать камеру вокруг оптической оси. Это дало возможность создавать при однотонных фонах иллюзию переворачивания объекта в кадре, а при съемке интерьера космического корабля увидеть его с точки зрения человека, парящего в невесомости. С этой же целью использовался еще один прием: оператор с камерой подвешивался на длинном тросе, при раскачивании которого подобно маятнику удавалось во время пролетов в декорации космического корабля снять кадры, имитирующие, что видит человек, находящийся в невесомости....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://www.russtunts.ru/cinema-lab/flights/bvbnfwbzytdbcjvjcnb/
Имитация полетов и перемещения людей в воздухе ... Главная > Лаборатория кино > Подвесы, полеты и управляемые падения > Имитация невесомости ...


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://postsovet.ru/blog/russia/1649.html?page=1
ЦитироватьСоветские спецэффекты: за копейки и без компьютера[/size]

Фильм «Москва — Кассиопея» (1973) до сих пор считается одним из лучших в истории фантастического кино для детей. Спецэффекты в нем удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

Лучше других ответ на этот вопрос знает инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос, которому, собственно, и принадлежит передовая по тому времени идея «невесомости» в кадре.

Сам

«Меня к сотрудничеству пригласили мои давние друзья: оператор Андрей Кириллов и художник Константин Загорский, — вспоминает Валерий Павлович. — Они были творческим ядром фантастического фильма-дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», и уже собирали материал по космическим полетам. По сценарию действия происходили и в отсеках звездолета «ЗАРЯ», летящего к созвездию Кассиопеи.

До этого фурор в мировой кинофантастике произвел Стэнли Кубрик. Его фильм «2001: Космическая одиссея» (1968) получил «Оскара» за спецэффекты. Всех особенно восхищали кадры невесомости, где стюардесса проходит по стенам и потолку отсека звездолета. В создании этой имитации Кубрику помогали специалисты NASA. Режиссер Ричард Викторов спросил у меня: «Сможешь что-нибудь подобное?». При этом на поддержку ученых Звездного городка Павлотосу рассчитывать не приходилось.

Для воплощения идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии построили огромную декорацию — 18-метровый «Коридор звездолета». Декорация вращалась вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивали внешние роликовые опоры. И получалось так, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу.

[кадр из фильма "Москва-Кассиопея"]
 При съемке в кадр забегал первый астронавт и, по сценарию, прилипал ботинком к клею. Он наклонялся, чтобы расшнуровать ботинок, и в этом моменте делалась монтажная перебивка. Мальчика закрепляли корсетом в таком положении. Потом начиналось вращение коридора, и второй мальчик бежал как бы по стене и потолку, но на самом деле все время двигался по горизонтали.

При первом дубле в этом моменте — когда мальчишки встречались голова к голове — случился курьез. Забыли о земном притяжении, и у мальчика с приклеенным ботинком, который для зрителя оставался на полу (а был закреплен вниз головой), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось ему надевать на голову сеточку.

Потом была еще одна перебивка, мальчик освобождал ногу из ботинка и убегал дальше по коридору, когда в отсек «влетал» третий пилот. Он не касался пола и стен, потому что был пристегнут спрятанными под одежду ремнями к стальной трубе и перекрывал ее телом от кинокамеры... Так была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! И это с бюджетом всего 900 тыс. руб.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!