МАРС. Освоение Марса. Марсианская гонка

Автор АниКей, 27.12.2024 06:14:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

telekast

Цитата: Антикосмит от 23.01.2025 22:17:32
Цитата: Иван Моисеев от 23.01.2025 18:56:30
Цитата: АниКей от 23.01.2025 14:28:30Das Marsprojekt: как Илон Маск позаимствовал идею Вернера фон Брауна
А вот наш дорогой Роскосмос ни хрена ни у кого не заимствует!
И не будет заимствовать!
Только у населения чуть-чуть. Совсем немножко...

А нам и не надо. Нам нужно спровоцировать или попросту не мешать влезть США в марсианскую пилотируемую программу. Такая статья расходов, которую сложно закрыть сократит их возможности совать нос в чужие дела. Первые колонии очень часто вымирали по разным причинам. Пускай первопроходцы самоотверженно прокладывают путь.
Ждуны и хитропопы всегда в пролёте.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

АниКей


kp.ru

Безумие и потеря зрения: Медики рассказали, что ждет космонавтов на пути к Марсу
Евгений АРСЮХИН



Около 70% космонавтов после длительных полетов испытывают серьезные проблемы со зрением height=100% width=100%
Около 70% космонавтов после длительных полетов испытывают серьезные проблемы со зрением
Фото: Shutterstock.
Спойлер

Около 70% космонавтов после длительных полетов на МКС испытывают серьезные проблемы со зрением, говорится в новом исследовании. Чтобы занедужить, надо провести на орбите более полугода. Это ставит под угрозу миссии на Луну и на Марс.
Точный диагноз, по словам офтальмолога Сантьяго Костантино из Монреальского университета звучит так: нейроокулярный синдром, связанный с космическим полетом (SANS). Исследования показывают, что на треть снижается жесткость глаза (то есть сетчатка становится рыхлой), немного вырастает внутриглазное давление, изменяются и другие параметры. Пациент чувствует это как сужение поля зрения, в тяжелых случаях может наблюдаться отек зрительного нерва.
Причины – в невесомости. Кровь постоянно приливает к глазу так, точно человек стоит вниз головой. А обычный «пульс» порождает в мягком глазном веществе подобие гидроудара.
Найден рецепт народного счастья на Руси: Водку убрать, олигархов прижать, Сталина вернуть height=100% width=100%
Пока вроде бы бить тревогу рано. В большинстве случаев проблемы удается решить с помощью корректирующих очков. Но что будет, когда отправится миссия на Марс?
Исследователи боятся даже не самого пребывания на Красной планете, а долгой дороги. Полет может длиться от года до двух, как лететь, все это время – в радиации и в невесомости. Причем по прилету никто не окажет должной медицинской помощи, как на Земле, а марсианская гравитация, намного слабее нашей, вряд ли вернет организм до конца в нормальное состояние.
Помимо гравитации, опасность длительного полета столь далеко от нашей планеты – в радиации. От Солнца постоянно идет поток радиационных частиц. Более жесткое излучение поступает из межпланетного пространства. Мы на Земле, а также экипажи МКС защищены, поскольку магнитное поле мешает частицам проникнуть столь глубоко. Частицы словно «навинчиваются» на силовые линии земного магнитного поля, и безопасно «разряжаются» над магнитными полюсами во время полярных сияний. Но дальше примерно 10 тысяч километров начинается радиационный ад. Спастись за какими-то укрытиями, стенками не получится.
Помимо очевидного (лучевая болезнь), по мнению медиков, воздействие радиации вызовет нарушение мыслительных способностей. Космонавты попросту сойдут с ума. Особенно тяжело придется первым поселенцам. Марс не в состоянии защитить от радиации так хорошо, как Земля. Надо прятаться куда-то вглубь, но такие станции еще предстоит построить. Как раз первому поколению переселенцев. Им не позавидуешь.
Чтобы поднять настроение, компания Илона Маска в сентябре запулила космических туристов во главе с миллиардером Джаредом Айзекманом (его за этот подвиг собираются сделать главой НАСА) прямо в пояса Ван-Аллена, где Земля «хранит» радиацию. На высоту в 1400 километров. В самое радиационное пекло. Вот, и ничего (хотя один из участников миссии потом жаловался на здоровье)! Понятно, что ничего и не будет: кратковременный визит в радиационные зоны вреда не нанесет. Это совсем не длительный полет.
В целом космонавты стали чаще, чем в героические времена, жаловаться на проблемы со здоровьем. А ведь длительные полеты практикуются уже с 1970-х. Вероятно, сказалось смягчение критериев отбора. Сегодня на орбиту попадают «просто здоровые» люди. Так, в упомянутом «глазном» исследований средний возраст участников составил 48 лет, треть – женщины. Понятно, что в условном 1970-м году далеко не все из них прошли бы медкомиссию. Но и Марс планируется осваивать не железными героями, а обычными людьми.

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


hibiny.ru

Ученые выяснили, что полеты в космос сильно ухудшают зрение — глазные яблоки буквально скукоживаются, уменьшаясь в размерах - новости Хибины.ru


Медики исследовали процессы в глазах астронавтов
Длительное нахождение в космосе заметно влияет на зрение астронавтов, вызывая физические изменения глаз. К таким выводам пришел офтальмолог Сантьяго Костантино и его команда из Монреальского университета.
На основании данных НАСА специалисты провели исследование, в рамках которого проанализировали данные 13 астронавтов, находившихся на МКС от 157 до 186 дней. По меньшей мере у 70% из них был обнаружен нейроокулярный синдром, связанный с космическими полётами (SANS).
Исследователи измерили три ключевых параметра органов зрения до отправки в космос и после возвращения на Землю: жёсткость глазного яблока, внутриглазное давление и амплитуду глазного импульса.�
Как пишет издание Time News, врачи обнаружили значительные изменения� биомеханических свойств. Так, жёсткость глазного яблока снизилась на 33%, внутриглазное давление — на 11%, а амплитуда глазного импульса — на 25%. �
С этими симптомами также были связаны изменение полей зрения и размера глазных яблок. Кроме того, в отдельных случаях был зафиксирован отёк зрительного нерва и складки сетчатки.�
Доктор Костантино объясняет, что �все эти трансформации связаны с длительным отсутствием гравитации. Когда на организм не действует сила тяжести, это изменяет распределение крови — увеличивается ее приток к� голове и замедляется �венозное кровообращение в глазах.
И хотя такие изменения обратимы и проходят, как правило, в течение года после возвращения астронавтов на Землю, у ученых все же есть определенные опасения. В частности, их тревожат последствия более длительных миссий, таких как, к примеру, потенциальный полет к Марсу.
Специалисты не знают, как отреагируют глаза и зрение в этом случае и будет ли обратимым нанесенный им вред. Особенный риск при этот, как отмечается, создает то, что на сегодня наука не знает никаких мер профилактики для этой проблемы.
Ранее мы рассказывали о влиянии космической радиации на здоровье космических туристов Илона Маска, которые стали слепнуть и терять память прямо во время полета Polaris Dawn.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 25 янв - РИА Новости. Будет интересно наблюдать за развитием американской пилотируемой программы после заявления президента США Дональда Трампа о планах отправить астронавтов на Марс, но цели космических исследований США постоянно меняются с приходом нового президента, заявил РИА Новости командир отряда космонавтов "Роскосмоса" Олег Кононенко.
Президент США Дональд Трамп в своей инаугурационной речи объявил о намерении реализовать амбициозную космическую программу, включающую отправку американских астронавтов на Марс.

"Я уже неоднократно наблюдал, что с приходом президента (США - ред.) меняется вектор целеполагания космических исследований (Штатов - ред.), поэтому уже неоднократно один президент говорил - мы полетим на Луну, потом приходил другой президент, говорил, что мы будем делать станцию, потом приходит - нет, все-таки будем высаживаться. Посмотрим, там очень активное участие принимает Илон Маск, у него свои интересы, посмотрим, куда будет развиваться пилотируемая американская программа", - сказал Кононенко.
https://ria.ru/20250125/mars-1995432152.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 27.01.2025 05:17:17

ЦитироватьВикинг-1в 1976 году ...  открыл вулкан «Олимп»,
Чиво?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. Ракеты у Маска длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Проекты
Программа M2M: на чем американцы полетят на Марс. Часть 1
27 января 2025 года, 13:21
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
За месяц до инаугурации Дональда Трампа NASA опубликовало обновленный план «космических исследований всей Солнечной системы на благо человечества», в том числе несколько документов, уточняющих дорожную карту по программе Artemis в рамках подготовки к пилотируемым полетам на Марс. О деталях программы НАСА «От Луны к Марсу» (Moon to Mars, M2M) - в наших материалах.
АЭС на Марсе и выбор корабля
Особое внимание в программе M2M уделено энергетическому обеспечению этого мега-проекта. В частности, астронавтам придется долгое время (годы) находиться на поверхности Красной планеты из-за невозможности с современными технологиями наладить регулярное и быстрое транспортное сообщения с Марсом.
M2M, в частности, предусматривает, что для экспедиций, требующих пребывания астронавтов на поверхности Красной планеты более месяца, необходимо построить на Марсе атомный реактор класса Kilopower для выработки электроэнергии мощностью 10 кВт.
Преимуществами энергоустановок, основанных на реакции деления урана, называется большая мощность, компактность и гибкость регулирования выработки энергии по сравнению с радиоизотопными термоэлектрогенераторами и солнечными батареями. Кроме того, в отличие от последних, атомный реактор невосприимчив к пыли и бурям, которые могут уменьшить его эффективность, как показал опыт роверов Spirit, Opportunity и зонда InSight. NASA в настоящее время разрабатывает небольшие и «безопасные» реакторы, способные работать на Луне и Марсе, по проекту FSP (Fission Surface Power).
1 / 8
















Обновления, внесенные в программу в самом конце 2024 года, не меняют подход к марсианской энергетике. Они также не вносят ясность в вопрос о том, какой конкретно космический корабль, должен доставить людей на Марс. Заместитель администратора NASA Джим Фри лишь заявил: «Мы методично подходим к планированию, понимая имеющиеся ресурсы и варианты технологий, и прислушиваясь к отзывам заинтересованных сторон».
При этом эксперты обвинили НАСА в том, что оно как раз не прислушивается к мнению "заинтересованных сторон". Основная причина критики заключается в том, что NASA в своей программе вообще не упоминает Starship, который уже создан и теоретически способен достичь Марса. Вместо этого НАСА, по мнению критиков, тратит время на разработку других кораблей и технологий.
Окололунный космопорт и надувная защита спускаемого аппарата
Справедливости ради отметим, что программа «От Луны к Марсу» направлена не на разработку конкретного и подробного плана пилотируемого полета на Красную планету, а на описание общей стратегии и технологий, которые необходимы для такого полета.
M2M рассматривает различные типы пилотируемых полетов на Марс:
  • 1 и 2 типы — это краткосрочные экспедиции, которые предполагают пребывание экипажа на поверхности планеты не более 30 марсианских суток (солов). Отметим, что сол длиннее земных суток почти на 40 минут. Для их осуществления требуется доставить на Марс около 75 тонн оборудования;
  • 3 тип — это более продолжительная экспедиция, которая продлится не менее 50 солов. Для ее реализации потребуется большее количество оборудования.
Корабли для марсианской экспедиции НАСА предполагает собирать на будущей окололунной станции Gateway, с которой они и стартуют к цели.
Также последняя версия программы НАСА по-прежнему делает ставку на надувные тепловые экраны для спуска в атмосфере Красной планеты. Однако, конструкция марсианского посадочного аппарата MDS (Mars Descent Vehicle) и марсианского взлетного аппарата MAV (Mars Ascent Vehicle) все сильнее становится похожа на большую капсулу, напоминающую марсианский экскурсионный аппарат MEV (Mars Excursion Vehicle) разработки 1960–1970-х.
"Звездолету" Маска нужен атомный реактор
Основные споры ведутся вокруг того, какая силовая установка будет использоваться для пилотируемого полета к Красной планете и возвращения на Землю. Корабли, использующие химические ракетные двигатели, позволяют достичь Марса минимум за 6-7 месяцев. Поскольку для возвращения придется ждать удобного "окна" (минимального расстояния между Марсом и Землей), экспедиция растянется на несколько лет. Многие специалисты опасаются, что при существующих технологиях для отправившихся на Марс это будет билет в один конец.
Сегодня принято возлагать надежды на твердотельный ядерный ракетный двигатель (ЯРД), что, несомненно, связано с текущими разработками, такими как DRACO. В таком двигателе реакция деления урана нагревает рабочее тело (например, водород), разгоняя его до высоких скоростей, из-за чего удельный импульс ядерного двигателя вдвое выше, чем у химического кислородно-водородного.
Однако в предыдущей версии M2M НАСА не рекомендовало ЯРД для длительных межпланетных полетов. В обновленной версии программы корабли с ЯРД рассматриваются наравне с другими. В частности, НАСА рассматривает возможность использования гибридной энергодвигательной установки, сочетающей ядерную тепловую и ядерную электрическую системы: в последней атомный реактор питает электроэнергией плазменный или ионный электроракетный двигатель.
Среди экспертов в числе фаворитов - системы с комбинированной двигательной установкой, состоящей из ядерного и химического двигателей. Это решение особенно нравится фанатам Илона Маска, поскольку технически возможно оснастить пилотируемую версию марсианского Starship атомным реактором.
В обновленной версии программы "От Луны к Марсу" подчеркивается, что выбор типа двигательной установки для всех вариантов пилотируемых полетов на Марс — одно из семи ключевых решений, которые необходимо принять перед отправкой людей на эту планету.
Илон Маск, как известно, говорит об отправке своего «Звездолета» на Марс без экипажа уже в 2026 году и с экипажем в 2028 году. Хотя вторая дата кажется нереальной, очевидно, что у SpaceX есть свои планы в отношении Красной планеты, и компания стремится получить поддержку Дональда Трампа, чтобы сделать свои планы приоритетными для NASA, которое должен возглавить соратник Маска Джаред Айзекман.
Продолжение следует...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Ракетно-ядерный гибрид: на чем американцы полетят на Марс. Часть 2
28 января 2025 года, 12:51
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Пилотируемая экспедиция на Марс — это целый комплекс проблем, включая преодоление колоссальных расстояний между небесными телами, вращающимися по своим орбитам вокруг Солнца. Для достижения Красной планеты требуется от семи до девяти месяцев. Такое путешествие не для слабонервных. Последний раз его совершил ровер Perseverance (NASA), он потратил на перелет около семи месяцев. Отправка людей много сложнее. Людям нужно вернуться на Землю, что требует соблюдения множества ограничений, включая окна запуска каждые 26 месяцев, когда планеты находятся ближе всего друг к другу. Экспедиция может занять до четырех лет. NASA предложило решение - корабль с гибридным ракетно-ядерным двигателем.
Комбинация химического и электроракетного двигателей
Исходя из существующих технологий, большинство предыдущих исследований рассматривали отправку людей по маршруту «Земля-Марс-Земля» по самому экономичному варианту с точки зрения небесной механики и затрат энергии на перелеты. Он предусматривал долгое (вплоть до 500 суток и более) пребывание экипажа корабля в системе Марса (на поверхности или на околомарсианской орбите) в ожидании наилучшего соединения планет для возвращения. Отсюда и общее время эквпедиции, которое могло составлять от трех до четырех лет.
Однако, учитывая текущий максимум пребывания экипажа на МКС в течение одного года, NASA попыталось рассчитать такой вариант марсианской экспедиции, который сокращал бы ее время до двух лет, снижая риск и минимизируя время нахождения в системе Марса.
Для реализации «быстрого» полета была выбрана траектория, включающая гравитационный маневр у Венеры. Однако энергия, необходимая для сокращения времени такого полета до двух лет примерно втрое больше, чем для описанной выше экономичной трех-четырехлетней миссии. Уравнение Циолковского ясно показывает, что для этого потребуется в несколько раз больше топлива, если только не увеличить удельный импульс двигательной установки.
Электроракетные двигатели способны обеспечить рост удельного импульса в 3-10 раз, но для использования в тяжелом пилотируемом корабле уровни энергии, потребляемые ими, приближаются к 10 МВт. Ни солнечные батареи, ни существующие ядерные энергоустановки такой мощностью не обладают.
При этом обнаружилось, что лучшие результаты дает такое сочетание: электроракетный двигатель, обладающий малой тягой и высоким удельным импульсом, используется для сокращения времени перелета в межпланетном пространстве, а химический ракетный двигатель с большой тягой и сравнительно невысоким удельным импульсом — для работы в гравитационных «колодцах» у Земли и Марса.
При этом уровень мощности, потребляемой электроракетными двигателями, снижается до 1,5 МВт, а требуемые затраты скорости старта и торможения у планеты уменьшаются в разы.
Целью проводимых в последнее время исследований, направленных на изучение жизнеспособных концепций марсианских пилотируемых экспедиций класса «туда и обратно», было определение возможности выполнить полет в ближайшее время. В качестве репрезентативной даты была выбрана возможность использовать противостояния планет в 2035 году. Предлагались разные варианты марсианского экспедиционного комплекса.
Признано, что наиболее оптимальным способом будет «ранняя доставка» посадочно-взлетного корабля на околомарсианскую орбиту в беспилотном варианте с последующим прибытием экипажа. Он совершает полет по маршруту «Земля-Марс-Земля» на корабле, оснащенном комбинированной двигательной установкой, включающей химический ракетный двигатель для «быстрых и резких» маневров, и электроракетные двигатели для длительных разгонов и торможений.
Тип электроракетных двигателей еще не определен. Они могут быть как ионными, так и плазменными. Первые отличаются исключительно высоким удельным импульсом, но имеющиеся образцы не могут похвастаться большой мощностью и высоким ресурсом. Со вторыми несколько проще, хотя для того, чтобы довести их характеристики до требуемых значений нужно провести большую работу.
В качестве химических на марсианском комплексе могут быть использованы существующие кислородно-водородные двигатели типа, например, RL-10, или их модификации для работы на модном сейчас кислородно-метановом топливе — сжиженный метан легче хранить, чем жидкий водород, хотя вопросы сбережения криогенных компонентов в условиях космоса в течение многих месяцев или лет пока решены только теоретически.
Естественно, в исследованиях предполагалось широкое использование уже имеющихся элементов ракетно-космической техники, созданных, в частности, по проекту Artemis. NASA предлагает собирать марсианский комплекс не на низкой околоземной орбите, а вблизи окололунной станции «Врата», с помощью «смешанного» флота средств доставки, включающего как сверхтяжелые «государственные» ракеты SLS, так и тяжелые коммерческие носители частных компаний. В расчетах масса полезного груза, запускаемого к месту сборки, составляла 45 т для SLS и 15 т для остальных средств выведения. Для запуска пилотируемых элементов комплекса предполагалось использовать две SLS с обтекателями диаметром 8,4 м, что ограничивало размер системы.
Собранный у лунных «Врат» марсианский перелетный корабль будет заправляться с помощью коммерческих «танкеров», а затем к нему на корабле Orion, запускаемом ракетой-носителем SLS, прибудет экипаж.
Интересно, что астронавты перейдут в комплекс и устремятся к Марсу, а Orion при этом либо вернется на Землю, либо будет ждать возвращение "марсиан" вблизи Луны.
ЯЭДУ на Марс
Как уже было отмечено, электроракетный двигатель для крупного корабля с экипажем требует большой энергомощности - минимум 1,5 МВт. Обеспечить ее может только ядерный реактор.
Для пилотируемой марсианской экспедиции NASA делает ставку на электроядерную систему NEP (nuclear electric propulsion), точнее говоря, на ядерную энергодвигательную установку (ЯЭДУ) мегаваттного класса с реактором деления.
Разработчики космической техники неоднократно обращали свои взоры к ядерной энергетике, обладающей рядом преимуществ: высокой удельной мощностью, большой плотностью энергии и независимостью от солнечного излучения. Исследования в области ЯЭДУ проводились на различных уровнях мощности и с разными целями. Ключевыми элементами разработки считались конструкция активной зоны реактора, система преобразования энергии и метод теплопередачи.
Первый аспект зависит от температуры, которую могли развивать ядерные сборки (элементы топлива). Как и в любой термодинамической системе, эта температура играет важную роль в эффективности и, следовательно, в удельной массе установки. Для очень мощных систем высокотемпературный реактор позволяет минимизировать массу ЯЭДУ и площадь радиатора сброса тепла, необходимые для выполнимости межпланетного перелета. С этой точки зрения желательно повышать температуру до возможных конструктивно-прочностных пределов используемых материалов. Однако при этом разработка сталкивается со сложностями натурных испытаний и падением надежности и безопасности реакторов.
1 / 9

















Тепловая энергия преобразуется в электрическую с помощью различных термодинамических циклов и устройств, например, турбогенератора, термопары и термоионного преобразователя. Каждый вариант обладает определенной эффективностью (КПД) и «пропускной способностью», вследствие чего влияет на массу ЯЭДУ. На нижнем конце шкалы эффективности — полупроводниковые термопары, имеющие долгую историю использования в радиоизотопных термоэлектрогенераторах (РИТЭГ), которые широко применяются для дальних зондов, работающих годами и десятилетиями.
Однако более низкий КПД — проблема мощных систем из-за огромных размеров реактора, наличия тяжелого экрана для защиты термопар от радиации и колоссального радиатора для сброса отработанного тепла.
Системы с турбогенераторами имеет высокую эффективность, но плохо масштабируются, поскольку лучше работают с реакторами более высокой тепловой мощности, но требуют отводить тепло при более низкой температуре, из-за чего быстро растет площадь и масса радиатора.
В любом случае для пилотируемой межпланетной экспедиции следует рассмотреть двухконтурную систему: жидкий теплоноситель забирает тепло из активной зоны реактора и передает во второй контур, по которому циркулирует газ.
Нагреваясь, последний поднимает давление и вращает турбину электрогенератора, потом сбрасывает оставшееся тепло через радиатор и вновь возвращается к теплообменнику с первым контуром. Такая система защищена от утечек радиоактивности (они теоретически возможны только в первом контуре) и имеет приемлемую сложность.
Теплопередача играет важную роль в проектировании и надёжности космической ЯЭДУ. Существует три основных метода передачи тепла для охлаждения космических реакторов: тепловые трубы, прокачка жидкого металла и перекачивание газа. Все они предполагают движение теплоносителя, хотя их механизмы существенно различаются.
Тепловые трубы работают по пассивному двухфазному циклу испарения/конденсации. Им не нужен насос для перекачивания теплоносителя, как для остальных систем, но они отличаются невысокой эффективностью, особенно при большой удельной плотности теплопередачи.
По сравнению с ними активное охлаждение имеет преимущества в гибкости регулирования и более высокой тепловой пропускной способности. Типичные жидкие металлы, используемые в перекачиваемых контурах, — это литий, натрий, калий или эвтектические сплавы натрия и калия.
Системы с газовым охлаждением могут использовать тепло реактора для непосредственного вращения турбины генератора, что повышает эффективность подсистемы теплопередачи. Однако это приводит к единому газовому контуру «реактор — преобразователь энергии» и влияет на безопасность (растет возможность радиоактивного заражения системы за счет утечек радиоактивных элементов в контуре теплоносителя). Но самой большой трудностью и в теории, и на практике, оказалась система сброса лишнего тепла в космос.
В ЯЭДУ реактор выделяет тепло, которое преобразуется в электричество, идущее на ионизацию газов и ускорение ионов в электроракетных двигателях, создавая тягу для движения космического аппарата. Однако для межпланетного пилотируемого корабля ядерный реактор обязан вырабатывать огромное количество тепла, только часть из которого преобразуется в электроэнергию, а остальное приходится сбрасывать в космос.
Поскольку в вакууме возможен только лучистый теплообмен, для сброса необходимы радиаторы, обладающие гигантскими размерами. При полном раскрытии излучающий массив покроет площадь, примерно равную футбольному полю...
Проект MARVL: гигантский радиатор запустят по частям и соберут в космосе
Сложить всю радиаторную систему ЯЭДУ мегаваттного класса в достаточно компактную «посылку» — серьезнейшая проблема. Да, инженеры уже давно и успешно упаковывают космические аппараты в головные обтекатели ракет, а затем развертывают их после отделения от ракеты-носителя.
Лучший пример — зеркало космического телескопа имени Джеймса Вебба. Однако оно имеет всего лишь 6,5 метров в поперечнике, что намного меньше, чем нужно для радиаторов марсианской ЯЭДУ.
Основные работы по ЯЭДУ для пилотируемого марсианского перелетного корабля, также известного как транспорт для дальнего космоса, ведутся в Исследовательском центре имени Лэнгли (NASA). Инженеры предложили разбить радиаторную систему на несколько небольших компонентов, которые будут запускаться по отдельности и собираться на орбите без участия астронавтов, с помощью роботов. Проект называется MARVL (произносится почти как «марвел») и относится к модульным сборным радиаторам для аппаратов с ЯЭДУ.
«Таким образом, мы не должны пытаться втиснуть всю систему под головной обтекатель одной ракеты, — говорит Аманда Старк, специалист по теплопередаче в Центре Лэнгли и главный исследователь MARVL. — В свою очередь, это позволяет нам немного ослабить требования к конструкции и действительно оптимизировать ее».
По замыслу разработчиков, создание модульной системы отвода тепла и сборка "футбольного поля" уже в космосе с помощью роботов открывает новые возможности. Компоненты ЯЭДУ могут запускаться на орбиту в любом порядке и в любой комбинации.
Лэнгли — огромный научно-исследовательский и испытательный комплекс площадью более 280 гектаров, где трудятся тысячи инженеров, техников и научных специалистов. Он внес большой вклад в американскую космическую программу, включая разработки лунного модуля Apollo, космического телескопа имени Хаббла и аппарата Viking для посадки на Марс. Одно из направлений — космические технологии и научные исследования. Сейчас Центр в основном как раз занят разработкой марсианского корабля, который может запускаться по частям и собираться в космосе.
"Ранее процесс проектирования не рассматривал сборку отдельных элементов ЯЭДУ в космосе", — говорит Джулия Клайн, куратор проекта в Исследовательском управлении NASA в Лэнгли. Она руководила участием Центра в разработке плана доводки MARVL.
Для того, чтобы сделать систему более компактной, NASA рассматривало «четырехкрылый» вариант радиатора ЯЭДУ, которая могла бы складываться в головной обтекатель одной ракеты-носителя SLS и в космосе раскладываться в виде креста в перпендикулярных плоскостях. Но из-за особенностей теплопередачи эта конструкция требовала большей общей площади поверхности, а системы развертывания получались тяжелыми и сложными.
«Двухкрылый» вариант (радиатор раскладывается в одной плоскости) имеет несколько преимуществ: может запускаться по частям на коммерческих ракетах-носителях без необходимости в супертяжелой SLS, не ограничивает размер радиатора и избегает положений, в котором излучающая поверхность может стать поперек солнечного потока, что мешает эффективному охлаждению.
Решив задачу по надежной сборке в условиях космоса радиаторной системы, имеющей очень малую жесткость, но высокую герметичность, можно будет обеспечить большую свободу в проектировании и организации транспортных операций при подготовке к марсианской экспедиции.
Директорат космических технологий NASA выделил проект MARVL в рамках программы «Инициатива в начале карьеры», предоставив команде два года на разработку концепции. Старк и ее коллеги работают над системой регулирования сброса тепла вместе с внешним партнером — компанией Boyd Lancaster. В команду также входят инженеры-конструкторы радиаторов из исследовательского Центра Гленна NASA в Кливленде и инженеры по жидкостям из Центра Кеннеди NASA во Флориде. Через два года команда надеется провести проверку MARVL на демонстраторе малого масштаба.
Чтобы не сильно увеличивать размер марсианского перелетного корабля и достичь приемлемо высокого уровня технологии ЯЭДУ, предлагается объединить ядерную часть двигательной установки с ракетной ступенью на химическом топливе.
Таким образом ставка сделана на ядерный реактор, гибридную двигательную установку и собираемый в космосе массив радиаторов MARVL.
Ключевым моментом, по-видимому, является ослабление требований к прочности конструкции, поскольку, как упомянула Старк, предыдущие идеи предполагали монтаж всей ЯЭДУ под головным обтекателем одной ракеты, закрывающим и защищающим конструкцию на атмосферном участке выведения. Но даже в этом случае будет крайне сложно надежно развернуть сверхтонкие пластины радиатора площадью с футбольное поле, пронизанные трубками газообразного теплоносителя.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!