Ломачинский Андрей "Курьезы военной медицины"
отрывок:
ЛЁТЧИК КИПЯЧЁННЫЙ
На уроках физики в советских школах был популярен один опыт: учитель ставил стакан с холодной водой под герметичный стеклянный колпак, подсоединенный к вакуумному насосу. Затем воздух отсасывался из-под колпака, и холодная вода вмиг закипала перед изумленными учениками. Так в разделе «термодинамика» демонстрировалась связь между давлением и точкой кипения. Вспомнили такую зависимость? Она и будет преамбулой к этому рассказу. В общем-то для проницательного читателя уже всё ясно, и если Вам не по нутру цинизм военно-медицинской судебной экспертизы, то дальше лучше не читать.
В начале 80-х в Советском Союзе развернулись работы по созданию космического корабля многоразового использования «Буран». Корабль был создан, да только не использовался — перестройка помешала. Но в те годы о такой перспективе российских космических новаций ещё никто не ведал, и научные изыскания в данной области шли полным ходом. Одной из задач было создать автоматическую систему планирования и посадки. При посадке все космические челноки больше всего похожи на летящие с громадной скоростью утюги с маленькими крылышками, нежели на самолеты — топлива в них уже нет и двигатели не работают.
В СССР был один очень скоростной истребитель-перехватчик МИГ-25. До появления американского SR-71 (Black Bird), он более десятилетия держал абсолютный рекорд скорости для самолетов. Вот и создали из него машину по испытанию некоторых узлов «Бурана», конечно же проведя глубокую модернизацию самого планера МИГа. Многие дюралевые детали внешней обшивки сменили на титан, а там где был титан, стал ниобий. Из-за громадной стоимости эту машину, существовавшую в единственном экземпляре, в шутку стали называть «жарптицей». Изначально выбрали учебный, двухпилотный, вариант МИГа. Первое место было освобождено под испытуемую навигационную систему, а на заднем месте сидел пилот — он корректировал, а по тому времени и программировал, электронику по принципу «аналог моих действий», ну и сажал самолет, если автоматика барахлила. Для придания дополнительного силового момента и достижения необходимой скорости придумали нехитрый, но весьма эффектвиный метод «разгона на лапах» — вместо ракет и подвесных топливных баков под крыльями подвесили твердотопливные ускорители. Истребитель ими «стрелял», как ракетами, но не отпускал их со своих «лап» до полной выработки топлива. По слухам, этот самолетно-ракетный гибрид перекрывал SR-71 и по скорости, и по потолку, забираясь на 4-х Махах (скоростях звука) далеко за 30 км, где и сам-то аэродинамический полёт крайне проблематичен — воздуха мало. Правда активное полётное время было очень коротким — около двадцати-тридцати минут, но для поставленной задачи большего и не требовалось. Само собой разумеется, что для экономии времени и средств, модернизировали только то, что не менять было нельзя. Самолёт не предназначался для долгой эксплуатации, и многие узлы безжалостно выкидывались для облегчения взлетной массы, что неизбежно сказалось на общей надёжности машины.
И вот однажды, по неведомым мне причинам, на пике высоты и скорости случилось ЧП — сброс колпака, как при катапультировании лётчика. При этом само кресло с лётчиком не «отстрелилось». Летуны таких машин всегда находятся в специальных стратосферных костюмах, способных компенсировать разгерметизацию, да только не в позиции мотоциклиста на скоростях вчетверо превышающих скорость звука. Давайте опять вспомним школьную физику — сопротивление среды возрастает пропорционально квадрату возрастания скорости. То есть, если обычный летчик-истребитель с громадным риском для жизни катапультируется на двух скоростях звука (а это уже быстрее скорости снайперской пули) — поток воздуха ломает кости и рвёт в клочья суперпрочный материал костюма и обшивку кресла. В данном случае сопротивление среды было в четыре раза выше. На скорости 4М трение об воздух даже метал горячим делает, а уж пластик-синтетику... Четырёхкратного запаса прочности не только для лёгких скафандров, но и для тяжёлой техники не предусмотрено.
Уникальность ситуации в том, что лётчик был жив в первые секунды после аварии, видимо его гермошлем «потёк» позже. Видя безвыходность ситуации, после того как не сработал пиропатрон под креслом, он каким-то чудом и абсолютно нечеловеческим усилием сумел переключить самолёт на «бурановский» автопилот. Через десять минут автоматика благополучно посадила машину на взлётно-посадочную полосу военного аэродрома «Горелое».
К самолёту немедленно прибыла специальная группа. Портативных видеокамер тогда не было, и документальную съёмку производили на допотопную кино— и фотоплёнку. То, что мы позже увидели на экране, впечатляло. Стороны пилотского кресла, попавшие под прямой воздушный поток казалось были срезаны циркулярной пилой. Прочные гофрированные шланги с металлическими кольцами для подачи воздушно-кислородной смеси в гермошлем были стёсаны, как будто какой-то вандал довольно долго их обрабатывал грубым напильником. Все пластиковые части пилотской кабины жутко оплавлены, а по остаткам штурвала похоже прошлись пескоструйным аппаратом или ножовкой. Также были проплавлены боковые поверхности гермошлема, а пластиковый щиток-забрало выглядел так, словно его хорошенько пожгли паяльной лампой. Алюминиевые части скафандра казалось попали под автогеновый газовый резак, металл был оплавлен, а кое где и испарился, сгорая оставив только тонкий оксидный слой. Чудо, что сам самолёт не сгорел. Всё же 25-й «Мигарь» — гениальная конструкция для своего времени!
Но самое интересное было впереди. Труп лётчика прямо в скафандре быстро доставили в прозекторскую Кафедры Судебной Медицины и Экспертизы Военно-Медицинской Академии. Плечей и рук у трупа не было. Плечи срезало воздушным потоком, а руки, судя по характерным повреждениям оставшихся окружающих тканей, вырвало ещё раньше. Вдавления на теле свидетельствовали, что какие-то секунды оторванные руки болтались флагами в рукавах высотного костюма, и отлетели только после того, как перегорел пластик и изорвалась тонкая проволока, вплетённая в определённые места на плечах.
Парадокс, но голова лётчика была на месте. Шлем плотно вклинило в оставшийся каркас модернизированного «Казбека», высокого пилотского кресла, хотя то, что было ниже довольно сильно пострадало — шея была ободрана до позвоночного столба, на котором остались засохшие кусочки когда-то мягких тканей, ставших весьма твёрдыми. Под шейным кольцом гермошлема болталась размочаленная бахрома авизента, а через забрало смотрело страшное лицо пилота. Лицо было плотно прижато к пластику, и причина этого была выявлена сразу, как сняли шлем. Вследствие резкой разгерметизации внутричерепное давление просто взорвало мозговой череп, который моментально раскололся по всем основным швам, а вот с лицевым черепом, такого не произошло — там в костях много воздушных полостей, скомпенсировавших абарический удар. Дальше набегающий под кольцо шлема воздушный поток плотно впечатал лицо в забрало, заодно основательно подсушив биологические жидкости, попавшие в шлем. Глаза пилота были широко открыты, а вместо чёрных зрачков на нас смотрели мутно-белые. Хоть роговица глаз и разорвалась от кипения стекловидного тела глаза, горячий пластик «сварил» прижатые к нему глаза, как яйца всмятку — белый цвет свидетельствовал о тепловой денатурации белка.
На вскрытии тоже были удивительные вещи — крови не было. Камеры сердца были пусты и вместо крови там были ярко-красные пузыри. Кипение просто вытолкнуло кровь из сердца, да и в аорте и лопнувших крупных сосудах вместо крови была пена — следствие бурного выделения кислорода из гемоглобина и, опять же, кипения плазмы. Печень напоминала поролон, настолько вся она была забита мелкими пузырьками. При прикосновении к коже трупа, последняя издавала странный звук, похожий на скрип снега под сапогами в мороз. Это явление (подкожная газовая крепитация) было вызвано тем, что жир в подкожно-жировой клетчатке тоже закипел.
Причину смерти описали просто — разрыв мозга и гипобарическое закипание всех биологических жидкостей тела. Единственным положительным моментом для бедняги лётчика было то, что его смерть была мгновенной.
В баню!
Бред какой-то! И по содержанию и по фактологии. SR-71 появился несколько раньше МиГ-25. МиГ-25 никогда не развивал скорости больше М=2,8-3. Кпкой ниобий?! Сплошная сталь ВНС-2. Карочи, в Ох, умору!
Что с ним разговаривать? Спамер проник мимо недремлющего ока администрации.
в баню.
ЦитироватьЧто с ним разговаривать? Спамер проник мимо недремлющего ока администрации.
Что-то совсем не понял что вы имеете в виду.
В этой теме http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:2000-3 обсуждается вопрос, что будет с человек попавшим в открытый космос без скафандра. Некто в качестве аргумента привел этот отрывок. Он мне показался очень подозрительным. Решил узнать мнение специалистов. Если это преступление, тогда можете удалять.
Шин, перенеси это в ЧД. Пожжжалуста!.
В баню...
Фонарь у него сорвало... дык в кабину то ничего при этом не попадает, никакой поток, ТЕМ БОЛЕЕ на сверхзвуке... Кроме того (Вадим Лукашевич должен подтвердить) Су-27 умышленно испытывали на полет (пилотируемый!) со сброшенными фонарями (на спарке) в разных режимах, в т.ч. и на далеком (2М) сверхзвуке...
Эх, да что я бисер то мечу :) ;)
Впрочем автор спросил - "бред или реальность".........
Ответ, думаю, понятен? ;)
ЦитироватьВ этой теме http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:2000-3 обсуждается вопрос, что будет с человек попавшим в открытый космос без скафандра.
Будет примерно то, что произошло с экипажем Союза-11. Смерть в 80-120 секунд от множественных внутренних кровоизлияний и закупорки сосудов мозга и сердца пузырьками различных газов, выделяющихся из крови.
Спустя неделю теоретически труп превратится в хрупкую мумию вследствие, с одной стороны, дегидратации внешних тканей организма и, с другой стороны, замерзания жидкостей внутренних тканей.
update
посмотрел тему на форуме - скажу так: по брошюрке ИМБП, попавшей мне в руки однажды, человек при взрывной декомпрессии сохраняет способность к активным действиям 7-10 секунд, спасти его можно в течение еще 20-30 (если при декомпрессии не была получена травма легких).
Здесь тоже обсуждается эта тема:
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,27801.0.html
Автор темы имеет такое же имя, как и у меня.
ЦитироватьБудет примерно то, что произошло с экипажем Союза-11. Смерть в 80-120 секунд от множественных внутренних кровоизлияний и закупорки сосудов мозга и сердца пузырьками различных газов, выделяющихся из крови.
Вообще, при прохождении крови через лёгкие она будет эффективно дегазироваться, соответственно особых пузырей и не будет. Но и время жизни снизится за счёт отсутствия кислорода в мозгу...
вот с глазами явная байда. седня специально в отцом проконсультировался, он в таких вопросах мастер, 25 лет в военной медицине. так что относительно состояния летчика после аварии точно ерунда.
вопрос вот такой.
прозвучало что при оторванном колпаке набегающий поток в саму кабину не попадает. Сохраняется(или сохранится ли, если учесть недоказанность факта полета на 4 махах) это свойство на больших скоростях?
Цитироватьпо брошюрке ИМБП, попавшей мне в руки однажды, человек при взрывной декомпрессии сохраняет способность к активным действиям 7-10 секунд, спасти его можно в течение еще 20-30 (если при декомпрессии не была получена травма легких).
А интересно, сколько экспериментов они провели, чтобы получить эти цифры...
Цитироватьвот с глазами явная байда. седня специально в отцом проконсультировался, он в таких вопросах мастер, 25 лет в военной медицине. так что относительно состояния летчика после аварии точно ерунда.
вопрос вот такой.
прозвучало что при оторванном колпаке набегающий поток в саму кабину не попадает. Сохраняется(или сохранится ли, если учесть недоказанность факта полета на 4 махах) это свойство на больших скоростях?
Самолеты многократно испытывали на полеты со скоростью до 2М при открытом фонаре кабины. Все испытатели живы и здоровы, хотя, впечатление на них эти полеты производили.
И тут хотелось бы свидетельств. Самолёт разгонялся до этой скорости уже без колпака или отстреливал его при достижении? Может, речь идёт все-же о сверхзвуке просто?
Бред от начала до конца. Начиная от создания самолёта и кончая описанием аварии.
ЦитироватьИ тут хотелось бы свидетельств. Самолёт разгонялся до этой скорости уже без колпака или отстреливал его при достижении? Может, речь идёт все-же о сверхзвуке просто?
Взлетали сразу без колпака. У Кондаурова Вю Н. в книге "Взлетная полоса длиною в жизнь" есть описание, он участвовал в таких полетах. А по макс. скорость 2М не помню, упоминает он там или нет, может, нарою ссылку, как будет время. Сейчас совсем некогда.
Вот и мне кажется, что на 2М не летали :wink:
Точно читал где-то, нарою ссылочку...
Вот, например, А. Гарнаев пишет про разрушение фонаря на скорости даже больше 2М.
http://www.testpilot.ru/review/aerouzel/overcoming/diary.htm
правда, это не запланированное испытание было.
Я про этот случай знаю. Я про специальные полёты на 2М говорю.
ЦитироватьВ баню...
Фонарь у него сорвало... дык в кабину то ничего при этом не попадает, никакой поток, ТЕМ БОЛЕЕ на сверхзвуке... Кроме того (Вадим Лукашевич должен подтвердить) Су-27 умышленно испытывали на полет (пилотируемый!) со сброшенными фонарями (на спарке) в разных режимах, в т.ч. и на далеком (2М) сверхзвуке...
Эх, да что я бисер то мечу :) ;)
Впрочем автор спросил - "бред или реальность".........
Ответ, думаю, понятен? ;)
про сверхзвук не скажу - не знаю...
А вот на дозвуке - это да, было, сам видел. Дело было в Комсомольске-на-Амуре, зимой. На улице было примерно -25С, "за бортом" соответственно еще меньше. При выходе на посадочную глиссаду летчик не за ту ручку дернул, и фонарь улетел. Скорость была примерно 350-400 км/час.
Разумется, передний неподвижный козырек остался. Летчик машину благополучно посадил, что с ним было дальше - не знаю.
Цитировать........Скорость была примерно 350-400 км/час.
Разумется, передний неподвижный козырек остался. Летчик машину благополучно посадил, что с ним было дальше - не знаю.
350 на мотоциклах ездят спокойно. Ну может кто-то и не спокойно, но кожу не отрывает кусками, точно. Но там получается аэродинамическая тень и скачек уплотнения. На сверхзвуке х.з. может выступающие части и поотрывает, если они есть, эти выступающие части.
ЦитироватьСкорость была примерно 350-400 км/час.
Разумется, передний неподвижный козырек остался. Летчик машину благополучно посадил, что с ним было дальше - не знаю.
А что с ним должно было случиться? Все 30-е именно так и именно на этих скоростях и летали
ЦитироватьЦитироватьСкорость была примерно 350-400 км/час.
Разумется, передний неподвижный козырек остался. Летчик машину благополучно посадил, что с ним было дальше - не знаю.
А что с ним должно было случиться? Все 30-е именно так и именно на этих скоростях и летали
Как что? Летное происшествие по вине летчика - за такие вещи благодарности не объявляют.
Странная книжица (http://www.fictionbook.ru/author/lomachinskiyi_andreyi_anatolevich/kureziy_voennoyi_mediciniy_i_yekspertiziy/lomachinskiyi_kureziy_voennoyi_mediciniy_i_yekspertiziy.html) этого "судмедэксперта", которая цитируется. Там много неточностей, в начале о придурке, который себе якобы радий вкалывал. История почти реальная, но вот в учебнике по военно-полевой терапии (есть у меня такой) история болезни этого же суицидного придурка (он анонимен, но все вторичные признаки совпадают), так там он радий пил, а не вкалывал, и нашли его не сразу, а сам к врачам пришёл... (Он ещё снотворное принял со слабительным, до кучи, точно придурок). ИМХО, учебник точнее... То есть, аффтар (Ломачинский) жжот - почти точно, но неточности наводят на мысль, что он слышал это всё из надцатых рук. Не верю! ((с)Станиславский)
Кстати, о декомпрессии: здесь (http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2459) вроде точная инфа о Союзе-11, никаких разорваных черепов...