Продолжу детское творчество из Дома Юных Техников. Мысль появилась в связи с участившимися опрокидываниями посадочных аппаратов на Луне.
Состоит в следующем: аппарат разместить на колесах с диаметром большим вертикального размера самого аппарата. Центр тяжести находится ниже оси колес, поэтому аппарат будет всегда принимать вертикальное положение по отношению к линии горизонта. Колеса снабжены электродвигателями и могут иметь небольшой угол поворота относительно оси, что позволит им изменять вектор движения при движении по поверхности.
Конечно, эта конструкция может подойти для аппаратов небольших размеров. Использование её , очевидно, значительно снизит вероятность падения аппарата на бок и зависимость от неровностей поверхности.
Разработка может быть продолжена насколько хватит творческого воображения конструктора.
Ниже приводится иллюстрация этой мысли:
(https://i.postimg.cc/sgrGtXN9/image.jpg)
Каков будет вес колёс? И аппарат всё равно кувырнётся набок (одним колесом вверх другим вниз).
Давай уж сразу баллоны как у Луны-9.
Это должен быть чрезвычайно лёгкий (надувной?) шар с сильным эксцентриситетом. ) Подглядывать в детской игрушке "Ванька-встанька" )
Лучшим способом борьбы с опрокидыванием является крепление посадочных порт выше центра масс корабля. А не такое недоразумение, как у интуитивных машинистов.
Цитата: Старый от 08.03.2025 14:04:30Каков будет вес колёс? И аппарат всё равно кувырнётся набок (одним колесом вверх другим вниз).
Давай уж сразу баллоны как у Луны-9.
Предположительно: вес колес небольшой с использованием высокопрочных сплавов - титана, алюминия и т.п., немного больше, чем стандартные опоры. Пусть вес будет больше, но зато выигрыш в более высокой надежности от падения и при удачных условиях аппарат может передвигаться.
Вероятность падения на одно колесо на бок, очевидно, значительно меньше, чем в стандартной схеме. Кроме того, особой, но простой, конструкцией можно добавить вертикальную балансировку и по перпендикулярной оси к оси колес - вероятность падения ещё уменьшится. Ну, а если посадка на субвертикальную скалу - то тут не помогут никакие опоры, аппарат шлепнется.
Цитата: Serge V Iz от 08.03.2025 14:35:08Это должен быть чрезвычайно лёгкий (надувной?) шар с сильным эксцентриситетом. ) Подглядывать в детской игрушке "Ванька-встанька" )
Надувной шар после сброса давления оставит аппарат в той же неопределенности, что и в стандартной схеме. Если это проволочный шар-каркас, то конструктору надо будет подумать, как, например, реализовывать отбор образцов или бурение. Возможно ли перемещение в таком каркасе по поверхности? Вполне возможно попробовать, если конструктор найдет все эти решения.
Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 15:44:42использованием высокопрочных сплавов - титана, алюминия и т.п.
А бывают сплавы титана?
Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 15:44:42Надувной шар после сброса давления оставит аппарат в той же неопределенности, что и в стандартной схеме.
Это почему? Или
как, механизм?
Цитата: Брабонт от 08.03.2025 15:52:35Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 15:44:42использованием высокопрочных сплавов - титана, алюминия и т.п.
А бывают сплавы титана?
В смысле легких и высокопрочных металлов и сплавов - титана и другие сплавы и металлы... Вам, специалистам, лучше знать.
Цитата: Serge V Iz от 08.03.2025 16:06:58Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 15:44:42Надувной шар после сброса давления оставит аппарат в той же неопределенности, что и в стандартной схеме.
Это почему? Или как, механизм?
Вопрос в том как аппарат будет выходить, контактировать с внешней средой за пределами шара?
Ну и в качестве иллюстрации вертикальной балансировки аппарата по двум взаимно перпендикулярным осям вполне стандартная схема:
(https://i.postimg.cc/BZ17FHqp/2.jpg)
Конечно недостаток - рост веса этой опоры.
Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 16:32:50Цитата: Serge V Iz от 08.03.2025 16:06:58Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 15:44:42Надувной шар после сброса давления оставит аппарат в той же неопределенности, что и в стандартной схеме.
Это почему? Или как, механизм?
Вопрос в том как аппарат будет выходить, контактировать с внешней средой за пределами шара?
Непосредственно контактировать. Как чугуниевая блямба, являющаяся бесстыковым продолжением стенки нижнего шара игрушечного ваньки-встаньки из стародавних советских времён.
Вопрос "как потом освобождаться от фрагментов большого шара" остаётся открытым, со множеством вариантов решений.
Цитата: КосмоДрон от 08.03.2025 10:47:18Продолжу детское творчество из Дома Юных Техников. Мысль появилась в связи с участившимися опрокидываниями посадочных аппаратов на Луне.
Состоит в следующем: аппарат разместить на колесах с диаметром большим вертикального размера самого аппарата. Центр тяжести находится ниже оси колес, поэтому аппарат будет всегда принимать вертикальное положение по отношению к линии горизонта. Колеса снабжены электродвигателями и могут иметь небольшой угол поворота относительно оси, что позволит им изменять вектор движения при движении по поверхности.
Конечно, эта конструкция может подойти для аппаратов небольших размеров. Использование её , очевидно, значительно снизит вероятность падения аппарата на бок и зависимость от неровностей поверхности.
Разработка может быть продолжена насколько хватит творческого воображения конструктора.
Ниже приводится иллюстрация этой мысли:
(https://i.postimg.cc/sgrGtXN9/image.jpg)
Царь-Танк Лебеденко ;D
Аппарат на двух полусферических колёсах, соединённых осью длиной порядка диаметра одного такого колеса, на которой висит служебная и полезная часть, вообще не сможет перевернуться. )
Колёсы эти полусферические могут выполнять функцию защитной оболочки, если их научить сдвигаться и раздвигаться на оси. Но механизм уже довольно сложный получается. )
Укатится и застрянет в первой же щели или вообще упадет в какой-нибудь кратер.
Цитата: telekast от 09.03.2025 11:40:58Царь-Танк Лебеденко
Инвалид-колясочник.
Вот интересный первый обзор причины неудачной посадки аппарата The Athena Lunar Lander
Конечно, без сомнения вектор движения аппарата при торможении, снижении и посадке должен быть перпендикулярен оси колес. В этом случае аппарат может немного прокатиться по поверхности, гася горизонтальную составляющую скорости, обеспечив меньшую зависимость от рельефа поверхности - надежность посадки увеличится.