В общем пришла тут в голову идея такого характера. На уровне нижнего среза ракетного блока устанавливаем упакованный торообразный надувной баллон достаточного размера, чтобы он обеспечил приземление двигателя без повреждений.
В момент отсоединения 1 ступени пироболты и пирошнур отделяют двигатель от баков и из дополнительных шар-баллонов наддува раздувается гелием тор с двигателем в центре и планирует вниз.
Скорее всего это уже кто-то придумал.
Надувать тор можно не обязательно гелием. Можно и метаном из бака метановой ракеты - он также обеспечит подъемную силу, но поменьше. И разделение двигателя со ступенью уже будет происходить в обратном порядке: сначала надуется тор, ступень сориентируется двигателями вверх, а потом произойдет разделение.
Возможны еще варианты, направленные на минимизацию массы спасаемых частей. Может придктся отбросить и сопло/а. Надо определить оптимум.
Идея использовать надувной конус для спуска из стратосферы была. Идея спасать движки тоже была.
например для Сатурна были предложены спасение всей ступени и аля СуперАтлас
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/330150.png)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/222398.gif)
Да, но тут парашюты, а не надувные конструкции. Надувная конструкция может быть меньше из-за наличия подъемной силы и защищает двигательно от повреждений при приземлении. Я не помню точно надувная конструкция при посадке на Марс уже использовалась или еще только планируется.
Хотя у надувных конструкций свои недостатки - сдуваются по мере приближения к земле.
ЦитироватьАнтикосмит пишет:
Я не помню точно надувная конструкция при посадке на Марс уже использовалась или еще только планируется.
Спирит и Опортьюнити...в надувнушках прыгали...
ПыСы я вообще первую ступень аэростатичную предлагал... :oops:
Луна-9 1966г
" Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность."
Давно-давно мне то же приходила в голову "гениальная" идея.
Внутрь водородного бака поместить гибкую оболочку, или несколько. После входа ступени в атмосферу, водородный бак отогревается, фланцы на баке срывает и через эти отверстия надуваются эти надувные шарики остатками водорода. Т.к. водородный бак нижний, ближе к ЖРД, то можно ступень опускать хоть горизонтально, хоть соплами к верху. Можно даже в последний момент перед посадкой впрыснуть в шарик форсункой немного оставшегося кислорода, чтоб факелом немного разогреть водород, получив еще больший объем.
Одна задача придется прилично водорода оставлять, да и все равно амортизаторы лепить. Можно конечно садить в воду, вниз кислородным баком, Но тут тогда нужно в океан попасть, или чем то рулить.
ЦитироватьГусев_А пишет:
Давно-давно мне то же приходила в голову "гениальная" идея.
была такая идея для ЦБ Энергии предложена. Гдето на форуме даже есть байка про это.
Не рассматривался ли где нибудь вариант спасения двигателей за счет деформации баков?
Сценарий примерно такой. Ступень переворачивается "вверх ногами" и стабилизируется небольшим парашютом. При ударе о землю баки разрушаются и гасят кинетическую энергию. Двигатели остаются целыми.
Ну нет, баки в первую очередь рассчитаны на продольные нагрузки да и могли бы рвануть, вот если б они были телескопическими - работали бы, как амортизаторы, сжимая газ внутри...придумайте такую трансформацию, или - бак входит в бак...
Цитироватьmark20000 пишет:
Не рассматривался ли где нибудь вариант спасения двигателей за счет деформации баков?
Сценарий примерно такой. Ступень переворачивается "вверх ногами" и стабилизируется небольшим парашютом. При ударе о землю баки разрушаются и гасят кинетическую энергию. Двигатели остаются целыми.
Лучше в процессе спуска на парашюте подхватывать вертолётом. Учитывая, что двигатель в отличие даже от пустой целой ступени весит немного и парусность у него невелика - может получится.
Но можно и не подхватывать. Достаточно сверхпрочным и сверхтонким шнуром соединить заранее.
И не обязательно вертолетом. Стратостат позволит сделать выборку шнура для компенсации скорости ступени и ее перемещения до высоты стратостата.
ЦитироватьОАЯ пишет:
Достаточно сверхпрочным и сверхтонким шнуром соединить заранее.
Сверхэластичной сверхпрочной резинкой для возврата ступени на старт ;)
А теперь сделайте подсчёт, во сколько обойдётся ваш цирк-шапито, прибавте стоимость обслуживания двигателя и сравните со стоимость нового серийного, а не опытного, движка.
PS Похоже бег по граблям, это таки национальный вид спорта.
ЦитироватьАнтикосмит пишет:
Да, но тут парашюты, а не надувные конструкции. Надувная конструкция может быть меньше из-за наличия подъемной силы и защищает двигательно от повреждений при приземлении.
Если не нужна теплозащита, надувнушки будут тяжелее парашютов. Первую ступень Энергии предполагали спасать парашютами и посадочными опорами. А может даже ПТДУ там была (?) ;) Чистая десантура. :)
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
А теперь сделайте подсчёт, во сколько обойдётся ваш цирк-шапито, прибавте стоимость обслуживания двигателя и сравните со стоимость нового серийного, а не опытного, движка.
PS Похоже бег по граблям, это таки национальный вид спорта.
Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно.
И не только экономически 8)
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение -
на первой ступени... :|
ЦитироватьКубик пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение - на первой ступени ... :|
А по теме ветки
Спасаемой первой ступени :|
ЦитироватьКубик пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан
пишет: Ну, если это, например ТФЯРД, то его спасение может оказаться экономически выгодно. И не только экономически
Ещё выгоднее его неприменение - на первой ступени ...
Да как сказать - если бы удалось создать ТФЯРД тягой 100 т.с., то одноступенчатый носитель на его основе мог бы заменить, если не "Протон", то уж "Зенит" - как минимум.
К вопросу спасения первой ступени нитью с аэростата:
Первая ступень: Предельные величины - 400 км горизонтальная дальность выключения двигателя, высота 50 км. Ориентировочно 150 сек. Улетает на 900 км. Скорость 2,7 км/сек.
http://www.manonmoon.ru/book/22.htm
http://www.e-reading.link/chapter.php/66469/122/Shuneiiko_-_Pilotiruemye_polety_na_Lunu.html
http://www.skeptik.net/conspir/levantov.htm
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/trident2/trident2.shtml
Высота подъема стратостата 30 км.
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article70.htm?reload_coolmenus
http://lifenews.ru/news/103665
http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO.HTM
Леска
0,3 грамма на метр – погонная масса лески, разрывное усилие 10 кг. 500 км лески составит 150 кг.
Удержать 1000 кг требуется 100 нитей. Итого шнур массой 1500 кг. Т.е. полторы тонны лески для удержания тонны.
http://hotline.ua/sport/leska/
Шнур должен сматываться на барабан на земле со скоростью не менее 300 км за 150 сек = 2 км/сек.
На сегодняшний день это не реально.
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Да как сказать - если бы удалось создать ТФЯРД тягой 100 т.с., то одноступенчатый носитель на его основе мог бы заменить, если не "Протон", то уж "Зенит" - как минимум.
Ну-ну... :cry:
А вот еще. Ступень длинная. Вдоль нее можно расположить складные амортизирующие ноги. Нужно 3-4 сложения для рабочей длины в 60-90м.
Гроша ломаного не дам за двигатель, спасаемый иначе, чем SSME :)
ЦитироватьReader пишет:
Гроша ломаного не дам за двигатель, спасаемый иначе, чем SSME :)
Человечки обязательны? Баргузин подойдет-подлетит?
Тема вроде бы подходящая для моего вопроса, может кто-нибудь подскажет насколько реалистичен сейчас нижеприведенный способ спасения первой ступени:
В носовую часть ступени укладывается парашютная система состоящая из 3-4 небольших куполов и устанавливается рулевая система для ориентации. После отделения ступень с небольшим запасом топлива маневрирует чтобы попасть на расчётную траекторию (попасть по направлению), после чего некоторое время просто летит пока не раскрывается вытяжной парашют, а затем и купола. Но поскольку куполов недостаточно, то ступень продолжает спускаться с очень высокой скоростью почти вертикально. В месте спуска на высоте примерно 10 км её поджидает транспортный вертолёт большой грузоподъемности. Вертолёт оборудован парочкой управляемых ракет, которые после старта раскручивают за собой лебедку. Их задача долететь до ступени и зацепить лебедку за трос к которому прицеплен купол парашюта. После того как лебедка зацеплена включается двигатель ступени, а с другой стороны вертолёт подтормаживает её лебёдкой. Когда падение останавливается вертолёт сматывает лебёдку и доставляет ступень куда надо.
Цитироватьmark20000 пишет:
Не рассматривался ли где нибудь вариант спасения двигателей за счет деформации баков?
Сценарий примерно такой. Ступень переворачивается "вверх ногами" и стабилизируется небольшим парашютом. При ударе о землю баки разрушаются и гасят кинетическую энергию. Двигатели остаются целыми.
У меня такая идея была. Возникла, при рассмотрении снимков почти целых боковушек, валяющихся в разных местах. Нужен небольшой стабилизирующий парашют со стороны ДУ. Раскрываться должен на высоте километров 5 не раньше. Чтоб скорость серьезно упала. Ну и надувной баллон вокруг ХО, надуваемый незадолго до приземления - секунд за 20. Баки сминаются от удара об землю и гасят энергию удара. А надувнушка гасит энергию падения на бок смятой ступени. 100% гарантии сохранности нет, да и не надо. Если 2 из 3-х движков уцелеют - уже хорошо и затраты окупятся.
Чего проще - испытать идею с парашютом, вот амортизация самими баками сомнительна, раз уж боковушки почти целые лежат...
ЦитироватьSmartLion пишет:
Тема вроде бы подходящая для моего вопроса, может кто-нибудь подскажет насколько реалистичен сейчас нижеприведенный способ спасения первой ступени:
В носовую часть ступени укладывается парашютная система состоящая из 3-4 небольших куполов и устанавливается рулевая система для ориентации. После отделения ступень с небольшим запасом топлива маневрирует чтобы попасть на расчётную траекторию (попасть по направлению), после чего некоторое время просто летит пока не раскрывается вытяжной парашют, а затем и купола. Но поскольку куполов недостаточно, то ступень продолжает спускаться с очень высокой скоростью почти вертикально. В месте спуска на высоте примерно 10 км её поджидает транспортный вертолёт большой грузоподъемности. Вертолёт оборудован парочкой управляемых ракет, которые после старта раскручивают за собой лебедку. Их задача долететь до ступени и зацепить лебедку за трос к которому прицеплен купол парашюта. После того как лебедка зацеплена включается двигатель ступени, а с другой стороны вертолёт подтормаживает её лебёдкой. Когда падение останавливается вертолёт сматывает лебёдку и доставляет ступень куда надо.
Можетбыть так:
(http://s017.radikal.ru/i422/1501/66/e57b876c0d15.jpg)
Под вертолет подвешивается пусковая установка с реактивным гарпуном.
На расстоянии в 1...2 км выпускается гарпун. Он совершает петлеобразный полет вокруг удленненой стропы парашюта.
После трех витков гарпун тянет канат в сторону от ступени.
Петли затягиваются настолько, что легкая, жесткая конструкция на парашюте мешает петлям слететь со стропы.
Но в целом, да! Цирк шапито.
А может двумя вертолетами завести невод с крюками? ;)
С реактивным гарпуном вертолет может успеть к точке встречи пока падает ступень с 50 км до 20 км. А четыре вертолета (или три) должны уже быть в точке встречи. Т.е. до пуска ракеты. Но ветер, неточность, разная масса сделают все, что бы встречи не произошло там, где мы расчитываем. Сетка в 1кмХ1км будет весить тонн шесть.
А СПМУ с ротором?
СПМУ это что? Еще вариант направленым взрывом...
ЦитироватьОАЯ пишет:
СПМУ это что?
Спасаемый подхватом многоразовый ускоритель. Предложение для Ангары
При всём уважении.. баки надо отделять заранее, если не предложите способ превратить их в крыло, ротор или парашют... :oops:
Спасение ступени - более продвинутый вариант. Самый правильный - сажать ступень прямо на ПУ, заправлять и обратно в путь!
Союз. Первая степень. Сухая масса 20 т.
Грузоподъемность вертолета на высоте в 2,5км – 20т (Ми-26ТС)
В операции задействованы два вертолета. Один на высоте 2,5 км справа от траектории полета ступени на границе расчетной, второй, резервный слева.
После разделения на высоте в 50 км срабатывает парашют, и включаются ультрафиолетовые маячки на корпусе ступени (12 шт – расположение маяков отражает шаблон для распознавания ориентации при наведении ракеты). На высоте 2,5 км вертикальная скорость 100 м/с.
На расстоянии от ступени в 2 км с подвески вертолета выпускается самонаводящаяся ракета-носитель с ультрафиолетовым телевизионным наведением. В качестве полезной нагрузки выступает ракета-гарпун с закрепленным шнуром (прочность более 30 т, длина 2 км, масса не более 200 кг.). Весь полет автоматизирован по изображению с телекамеры.
Ракета-носитель при подлете к ступени на расстояние в 100 метров выполняет маневр для успешного облета стропы парашюта гарпуном и отделяет гарпун. Далее ракета-носитель опускается на собственном парашюте.
Гарпун выполняет неуправляемый полет по спирали вокруг стропы парашюта за счет инерции и аэродинамики корпуса.
Плюсы:
- Вертолет не специализированный и не уникальный.
- Высота позволяет выполнить повторный захват вторым вертолетом.
- Время полета с грузом не большое – по вертикали не более 500 м.
- Метод безопасный для экипажей вертолетов.
Минусы:
- Почти все параметры на пределе.
- Транспортировка по горизонтали вертолетами ограничена большой длиной шнура с грузом.
- Необходим поиск выпущенной ракеты
- Приземление груза не контролируется экипажем вертолета.
Еще вариант:
С винтового самолета за 2 км от падающей первой ступени производится пуск ракеты с гарпуном. Но в ракете уже находится контейнер с грузовым парашютом на 20 тонн.
- Ракета наводится автоматически на маяки на корпусе ступени.
- Ракета сбрасывает реактивный гарпун с самораспаковывающимся контейнером с грузовым канатом.
- Гарпун обвивает стропу малого парашюта первой ступени
- Из ракеты выпускается грузовой парашют, прикрепленный грузовым канатом к гарпуну.
Плюсы:
- Грузовой канат небольшой длины (не более 200 м)
- Нет нагрузки на самолет, вертолет.
- Нет нагрузки на ракету в процессе полета от грузового каната.
Минусы:
- Более сложный реактивный гарпун из-за непредсказуемости полета тяжелой ракеты.
- Грузовой парашют должен выдерживать 20 тонн.
- Самолет должен выполнять управляемые эволюции перед пуском ракеты.
А вообще какой максимальный груз подхватывали вертолетом или самолетом?
Есть пример:
28 июня 2000 г. экипаж самолета Ан-26 RA-26039 ФГУП "Томскавиа" (Западно-Сибирское МТУ) выполнял лесоавиационные работы с выброской парашютистов и таборного груза на пожар.. На борту самолета находилось восемь парашютистов и 1100 кг груза (продукты питания и шанцевый инструмент).
После выброски парашютистов экипаж занял истинную высоту 300 м и приступил к выброске таборного груза. При выброске груза произошло зацепление стабилизирующего парашюта за грузовую лебёдку. Ранец с грузом повис на парашюте и начал совершать хаотические колебания в воздушном потоке, нанося удары по задней части фюзеляжа и правой и левой половинам стабилизатора, в результате чего была повреждена обшивка фюзеляжа и стабилизатора. Экипажем при помощи спасательной ленты ранец с парашютом был затянут в самолет. Самолет произвел благополучную посадку.
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=17&ved=0CDsQFjAGOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.maa.ru%2FFileNDoc%2F367.rtf&ei=O-nJVKKzN4Wi8QXU44LYBw&usg=AFQjCNE4BAGBKpgv4fwiyY677I-RFzAzGw&bvm=bv.84607526,d.dGY&cad=rja
Т.е. проблема решаема! :D
ЦитироватьОАЯ пишет:
Можетбыть так:
Можно и так. Спасибо за полезный материал. Я специально постарался убрать конкретные механизмы и технические решения. Меня больше интересует насколько это перспективно и почему никто этого ещё не сделал.
Основная идея состоит в том, что используется комбинация из нескольких видов торможения, которые в идеале должны дать очень плавное торможение и экономию которую не может дать каждый из видов по отдельности. Возможно тут кто-нибудь сможет оценить это в цифрах и подтвердить принципиальную возможность/невозможность такого способа.
Для начала хотя бы оценить примерные параметры такого спуска.
1. аэродинамическое торможение корпусом ступени на V1 м/с после разделения
2. парашют на котором ступень спускается до Х1 км и тормозится на V2 м/с
3. торможение двигателем ступени на V3 м/с на что требуется Х2 тонн топлива
4. торможение лебедкой когда ступень уже зацеплена и тянет вниз силой инерции
5. торможение винтом вертолёта когда лебедка уже вся выбрана.
Я к сожалению сам не могу всё оценить, поэтому буду очень рад, если кто то подскажет.
Из очевидных проблем:
1. торможение корпусом будет очень слабое из-за разряженного воздуха и малой площади
2. в момент раскрытия парашюта будет сильный рывок, который может повредить корпус, но маленький парашют не достаточно снизит скорость
3. большой запас топлива сильно снижает массу выводимой полезной нагрузки, мало топлива - слабое торможение
4. захват ступени будет сопровождаться сильным рывком, который может вызвать нестабильность полёта вертолёта. Разматывание лебёдки смягчит этот процесс, но лебедку нельзя разматывать вечно
5. малое время на захват ступени. Например, если высота всего 2 км, а ступень летит 100 м/с, то на захват, и торможение всего чуть более 20 секунд. Я потому и считаю, что ловить надо ближе к 5 км, чтобы времени было побольше и потом можно было ещё разматывать лебедку пару километров, плавно переходя к вертикальному торможению вертолётом.
Аренда самолета 1000 долларов.
Аренда двух вертолетов еще 2000 долларов
Оплата всех сотрудников 100 человек по 50 долларов – 5000 долларов
Стоимость грузового парашюта 3000 долларов
Стоимость ракеты с восстановлением - 100000 долларов
Прочие расходы 1000 долларов
Итого – 112000
Страховка 10% от суммы
Транспортные расходы 10% от суммы
Итого – 134400
Если ракета многоразовая, то 100 тыс будет много. Приблизительно 10000 с реновацией. Тогда сумма
12000 и прочие расходы - 16400 долларов. Т.е. можно уложиться в 20 тыс. долларов.
Округлим – 150 тысяч долларов обойдется операция спасения первой ступени. Если разделять боковушки, то сумма умножается на количество боковушек.
(http://s012.radikal.ru/i320/1501/f7/9bb6277fa069.jpg)
Класс!!! :D
А старье на форум тащу :( .
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/28686.jpg)
ЦитироватьSFN пишет:
Класс!!! [IMG]
А старье на форум тащу [IMG] .
Спасибо! По сути это и есть то о чём я писал, только разница в двух недостатках:
1. Их парашютная система гораздо больше снижает вертикальную скорость, что существенно добавляет веса парашютов
2. Вертолёт должен некоторое время лететь синхронно с парашютом, 200 метров над ним, при этом диаметр несущего винта 120 метров. Мне кажется, что винт будет сильно влиять на парашют.
Оба недостатка возникают из-за того, что надо время чтобы захватить парашют, а затем как можно проще стабилизировать вертолёт. Неужели с тех пор никто не пробовал сделать автоматические системы, которые решали бы эти задачи?
имхо-вместо «замотки»троса можно так (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/52921):
т.к ракета-гарпун летит весьма так быстровато,облетать ею трос при верт скорости 100 м\с не совсем просто. даже при телеуправлении. радиус «обмотки» имхо велик и траектория сложна-следовательно ракета сложна. можно просто «болванкой» стрельнуть и по датчику попадания «затянуть» петлю(можно даж регулируемо-без рывка) хотя плоскость попадания нужно будет както ловить.
а после затягивания «петли» трос «выдергивает» из самолета N парашютов последовательно.
Если "Петлю" закрепить на корпусе ракеты в двух самых удаленных друг от друга точках в виде ручки сумки, то можно обойтись без усложнения вспомогательного парашюта. В не рабочем положении петлю обмотать вокруг корпуса ракеты. В десяток метров радиуса петли будет сложно промахнуться, а развернутая петля замедлит вращение. Ракета гарпун проходит в петле оставляя за собой проволочные крюки-захваты. Затем из ракеты гарпуна выбрасывается грузовой парашют ("тоже три" С).
(http://s018.radikal.ru/i521/1502/98/e7207c61b562.jpg)
(http://s017.radikal.ru/i418/1502/33/21040d8ca664.jpg)
Если вариант с намоткой троса вокруг 200 метровой стропы вспомогательного парашюта почти не требовал управления гарпуном (просто подлететь к маяку и описывать циркуляции), то прицел в игольное ушко более сложная задача для управления.
Посмотрим этапы.
Пусть на корпусе первой ступени светодиоды представляют собой рисунок углов четырехугольника при взгляде сбоку на ступень. Т.е. при посадке ракета должна видеть телекамерой схематичный четырехугольник на бору ступени.
Во время пуска в космодрома на первой ступени включаются светодиодные маяки с автономным питанием (каждый от своей батарейки). Всего на час – должно хватить. В полете происходит разделение ступеней.
С Земли определяют, где находится первая ступень. Передают азимут и высоту на борт самолета. По команде Земли пилот пускает ракету. Пусть на ракете установлены две телекамеры: дальнего действия и ближнего. Система управления видит на первой матрице телекамеры:
1. При приближении к ступени на 1 км общее направление на маяки. Старается удержать цель в центре экрана – по направлению полета. В это время картинка уходит из белой зоны. Но СУ возвращает ее в центр.
2. Когда изображения маяков начинает устойчиво выходить за зону желтого кольца, СУ старается переместить цель в левый верхний угол в зону голубого кольца.
3. Цель распадается на четкое изображение четырехугольника по мере сближения.
4. СУ старается сторону этого четырехугольника расположить под 90 градусов к радиусу центра экрана для того, чтобы получить максимальную площадь прицеливания.
5. СУ старается стабилизировать положение.
6. По мере сближения две линии светодиодов будут сближаться на экране. В тот момент, когда линии совпадут, ракета гарпун должна направится к ступени.
7. Переключаются режимы: СУ переключается на телекамеру ближнего действия. Теперь задача СУ удержать направление полета на центр треугольника – два крайних светодиода на корпусе ступени и один на вспомогательном парашюте.
8. После выхода светодиодов за голубую зону производится стрельба гарпуном в «петлю», образованную корпусом ступени и двумя силовыми стропами вспомогательного парашюта. Ракета выключает свой двигатель и выпускает грузовые парашюты. Гарпун к этому времени должен захватить хотя бы одну силовую стропу. Захват произошел.
Просто цеплять кошкой за наполненный купол парашюта разве нельзя? Для прочности он может быть "армирован" шнурами, вшитыми в ткань, чтобы образоввывались ячейки.
Вся музыка летит к Земле со скоростью 100 м в сек под наклоном. Парашютик бесится на длинном шнуре как воздушный шарик в ветренную погоду. Ступень если не кувыркается, то трясется как водосточныая труба во время ливня. И все дрейфует под действием ветра в разных непредсказуемых направлениях. И в это время Вы твердой рукой управляете вертолетом. Точным шестым чувством угадываете, где подставить вертолет под несущийся с небес огненный шар и верите, что не промахнетесь за две минуты, которые у вас на все про все. В точном, молниеносном броске взмахиваете сто метровым багром и вонзаете его в рым-болт на парашютике. - у меня такая картина перед глазами.
Ой! Что бы не показаться злобным минусатором, сделаю простые выводы из моего виденья:
- Захват должен проходить на высоте не ниже 20км. Нужен запас времени.
- Все операции должны быть роботизированы. У человека нет такой реакции.
- Площадь прицеливания в момент захвата надо сделать как можно больше. Из-за мешающих случайных факторов.
Вертолет работающий на высоте от 20км и выше? :o
Заверните два! :D
В моих картинках и ген. замыслах вертолет только с бригадой "Ух" (1шт.) и "Летающий кран" (1шт) для подъема с поверхности того, что приземлилось на парашютах после загарпуневания.
А вот ещё такой вариант спасения:
Ракета делается по пакетной схеме с переливом топлива, первая ступень вырабатывает топливо на первых десятках секунд, когда скорость и высота ещё небольшие. К этой ступени ещё на старте прицеплен трос второй конец которого идёт на вертолёт, перед стартом вертолёт поднимается на высоту 1-3 км и продолжает подъем вместе с ракетой. Ракета его обгоняет, затем происходит разделение и ступень вертикально стабилизированная с помощью небольшого парашюта опускается вниз. Когда ступень опускается ниже вертолёта двигатель ракеты повторно включается и на остатках топлива гасит вертикальную скорость сколько может. После выработки всего топлива трос натягивается, выбирается вертолётом и ступень транспортируется на склад.
Конечно так можно спасти только первую ступень из большого пакета, но два УРМ из шести - это не так уж мало.
Тормозной парашют и защитное кольцо вокруг ЖРД оно же дефлектор для увеличения тяги.Парашют ессно сзади.При падении баки сминаются ,движки в ремонт.
ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Тормозной парашют и защитное кольцо вокруг ЖРД оно же дефлектор для увеличения тяги.Парашют ессно сзади.При падении баки сминаются ,движки в ремонт.
Лучше сразу в металлолом.
а было уже чтоб корпуса/каркас первых ступеней, да и вторые были "надувными" (гелием под давлением некоторым)
всмысле так:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/122233.jpg)
или так
(http://www.59v.ru/images/photos/medium/b8e3d62b184d2acd30cf671039a8bb82.jpg)
внутри естественно жк/жв
после выработки жк/жв объем от где они были заполнится гелием
ну собственно: конечный объем и масса конструкции с двигателем должны иметь положительную плавучесть в атмосфере...
плавно опустятся первые ступени с высоты км 50 до...
и плавать на высоте так 2...3км
там их и ловить и буксировать в нужное место :oops:
не... хрень... будет плавать только при массе конструкции 0,1% от полной :oops: при условии все гелием заполним
а авторорацию (раскрывающиеся лопости там..) никто не прорабатывал на конечном этапе посадки?
ЦитироватьLeonar пишет: а авторорацию (раскрывающиеся лопости там..) никто не прорабатывал на конечном этапе посадки?
Да ещё при Королёве!
И не только
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/235024.jpg)
Новая ракета "Вулкан" от United Launch Alliance будет использовать схему спасения двигателей. Технология носит название Sensible, Modular, Autonomous Return Technology (SMART). Маршевые и рулевые двигатели будут вылавливаться в воздухе, это самая дорогая часть первой ступени. План ULA заключается в том, чтобы нижняя часть ракеты отсоединялась после завершения работы первой ступени. Затем, используя надувную теплозащиту, она входит обратно в атмосферу. Раскроются парашюты, вертолёт поймает блок с двигателями и приземлится с ним.
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/54092)
(http://s019.radikal.ru/i636/1505/f4/357a153d1ce3.jpg)
Небольшой парашют задает направление и снижает скорость до 100 м/с. Перед погружением кольцо вокруг двигательного отсека сдвигается , закрывая сопло двигателя. Надувается уплотнительное кольцо. Ступень погружается в воду. Вся нижняя часть ступени, баки и трубопроводы сминаются при ударе и выполняют роль демпфера. Двигательный отсек под избыточным давлением воздуха остается сухим в упрочненном корпусе. Спасательный корабль вытаскивает ступень и доставляет ее на берег.
"Твердотельный" вариант герметизации сопла двигателя.
(http://s017.radikal.ru/i415/1505/d1/da7c412d2c00.jpg)
ЦитироватьОАЯ пишет:
"Твердотельный" вариант герметизации сопла двигателя.
на старте крылышки поотрывает нафиг
Легкое стягивающее кольцо. Перед посадкой шов принудительно разрушается.
Лучше всего, чтобы первая ступень прилетала прямо на завод, или к МИК.
А для этого нужно делать гибрид 1-ой ступени и БПЛА.
Вообще, интересная тенденция.
Раньше техника была многоразовая: телевизоры, магнитофоны и даже приёмники. Их брали в ремонт.
А ракеты были одноразовыми.
Теперь техника одноразовая: не чинится, практически. Разве что стекло у смартфона поменяют. Да и то, лучше новый купить - вон их, дешёвых, завались.
А ракеты стремятся сделать многоразовыми, ремонтируемыми.