Господа, решил запосить в Черной дыре от греха подальше.
Собсна вопрос простой: насоветуйте книжек в которых можно почерпнуть знания по следующим вопросам:
1) рассчет (пусть наибазовейший) спускаемых аппаратов
2) рассчет разгона космического аппарата, его поворотного маневра при взлете (прочность конструкции, выживание экипажа)
Хотелось бы получить общее представление (на основе реальных даных) о том как зависит лобовое сопротивление воздуха от плотности воздухъа, скорости апарата, формы аппарата.
Какие реально экипаж испытывает нагрузки, какие считаются предельными.
Как расчитывается конструкция ракеты с точки зрения того не сломает ли ее двигатель. Насколько круто можно поворачивать на первой и на второй ступени.
Вопросы настолько деревенские, что запостить решил именно сюда. Сильно прошу не пинать. За любую помощь спасибо!
И еще книжек и статей по расчету орбитальных станций (реальных) насоветуйте. Чтобы было понятно, почему их такими построили, а не другими...
Ага... Почту свою напишите...
Более-менее подходят к вашей тематике такие книги. Все их могу выслать на почту.
"Энергетические установки летательных аппаратов"
"Конструирование автоматических космических аппаратов" - рекомендую
Королев С.И., Матвеев Н.К. - "Космические аппараты серии Зенит"
Матвеев Н.К., Семенов А.А. - "Универсальная малогабаритная спускаемая капсула"
Основные устройства космических аппаратов
Семенов А.А. - "Спускаемая капсула космического аппарата"
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
2) рассчет разгона космического аппарата, его поворотного маневра при взлете
Вы где учитесь? Просто за "поворотный манёвр при взлёте" у нас в Военмехе можно и канделябром было получить. :) Это называется "отработка программы изменения угла тангажа".
Здесь я вам много книг рекомендовать не буду, дам одну, но очень хорошую методичку:
"БАЛЛИCТИЧЕCКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАКЕТ" Ю. С. Павлюк
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Хотелось бы получить общее представление (на основе реальных даных) о том как зависит лобовое сопротивление воздуха от плотности воздухъа, скорости апарата, формы аппарата.
В книжке дана зависимость коэффициента Сх от числа М для ракеты карандашной формы.
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Как расчитывается конструкция ракеты с точки зрения того не сломает ли ее двигатель.
Прочность двигателя существенно превосходит прочность ракеты в силу того, что нагрузки на двигатель (по давлению, температурным деформациям) существенно превосходят таковые. действующие на ракету.
У меня нет образования по проектированию ракет (сам жрдист), но, насколько я знаю, рассчитывают полёт ракеты по траектории, задавшись относительными массами конструкции ракетных блоков, отсюда получаются нагрузки на конструкцию. Из нагрузок считают массы ракетных блоков. Их снова подставляют в баллистический расчёт и так несколько раз.
В общем, я тут ни бум бум, обратитесь с этим вопросом к Дмитрию В, он вам всё подробно объяснит.
Ну и ещё вдогонку, в стороне от ваших вопросов:
Жизнеобеспечение космических экипажей
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
И еще книжек и статей по расчету орбитальных станций (реальных) насоветуйте. Чтобы было понятно, почему их такими построили, а не другими...
Их сделали такими потому что в США оставались кусочки от Сатурна-5 а в СССР - от УР-200 и УР-500. А у вас что есть?
Александр Хороших, Огромное спасибо за конкретику! Вот почта:
vkulikov собака list.ru
Буду мегарад книжкам.
Нигде не учусь. Уже отучился свое давно. Сам преподаю, но вещи далекие от космоса...
Старый,у меня особо ничего нет, просто хочу самые азовые знания по этому направлению получить. Вполне возможно, что-то смогу предложить. Но люди, не знающие базы, ничего кроме своего трехколесного велосипеда, обычно, не предлагают, так что не хочу выглядеть глупо и все такое...
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Александр Хороших , Огромное спасибо за конкретику! Вот почта:
vkulikov собакаlist.ru
Отправил, проверяйте.
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Но люди, не знающие базы, ничего кроме своего трехколесного велосипеда, обычно, не предлагают, так что не хочу выглядеть глупо и все такое...
Это правильно. :)
ЦитироватьЦитироватьАлександр Хороших пишет:
У меня нет образования по проектированию ракет (сам жрдист)
Александр Хороших[/USER] пишет:
Вы где учитесь? Просто за "поворотный манёвр при взлёте" у нас в Военмехе можно и канделябром было получить.
Прошу прощения за вопрос, не хочу никого обидеть. А в военмехе реально учат проектированию ЖРД, в том числе преподают проектанты по ЖРД?
Цитироватьfreinir пишет:
А в военмехе реально учат проектированию ЖРД
Да.
Цитироватьfreinir пишет:
в том числе преподают проектанты по ЖРД?
С биографиями своих преподов не знаком, увы. :( Но один из них совершенно точно работал в ленинградском филиале ОКБ-456 (догадайтесь с одного раза, по какой тематике :) ).
П. С. вообще, наши преподаватели подчёркивали, что мы, выпускники, расчётчики, а не проектанты. В чём разница - я пока не очень хорошо понимаю - мал ещё :)
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
П. С. вообще, наши преподаватели подчёркивали, что мы, выпускники, расчётчики, а не проектанты. В чём разница - я пока не очень хорошо понимаю - мал ещё
Разница на первый взгляд не очевидна, но есть и очень большая. Прикольно, что в Питере учат данным специальностям.
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Вполне возможно, что-то смогу предложить.
А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Цитироватьfreinir пишет:
Прикольно, что в Питере учат данным специальностям.
В Военмехе несколько космических кафедр:
А1 - ракетостроение
А3 (ныне К1) - двигатели летательных аппаратов (в основном ЖРД, но также затрагивали вопросы по ТРД и РДТТ)
А4 - стартовые комплексы (две группы: проектанты и эксплуататоры)
А5 - динамика полёта летательных аппаратов
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
Прикольно, что в Питере учат данным специальностям.
В Военмехе несколько космических кафедр:
А1 - ракетостроение
А3 (ныне К1) - двигатели летательных аппаратов (в основном ЖРД, но также затрагивали вопросы по ТРД и РДТТ)
А4 - стартовые комплексы (две группы: проектанты и эксплуататоры)
А5 - динамика полёта летательных аппаратов
Интересно куда потом выпускники "рассасываются".
Цитироватьfreinir пишет:
Интересно куда потом выпускники "рассасываются".
Из предыдущего выпуска К1 по специальности, более-менее близкой к нашей (на МЗиК, выпускающий ракеты для С-300В), пошёл 1 человек из 9.
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту.
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту.
Кажется уже все теоретически осуществимые нетрадиционные схемы известны и стали "классикой".
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
Интересно куда потом выпускники "рассасываются".
Из предыдущего выпуска К1 по специальности, более-менее близкой к нашей (на МЗиК, выпускающий ракеты для С-300В), пошёл 1 человек из 9.
Ну это ещё не плохо... А так печально :cry:
Цитироватьfreinir пишет: Кажется уже все теоретически осуществимые нетрадиционные схемы известны и стали "классикой".
Да, но мертвая классика очень сильно отличается от живой классики. Возможно, через месяц или около того, у меня выкристаллизуется видение вопроса, адекватное реальному положению дел с учетом всх современных наработок. Тогда можно будет о чем-то говорить.
А пока есть конкретный вопрос: где почитать о сегодняшних нормах перегрузок для экипажей космических кораблей? Наверняка есть книжки, где все уже специфицировано и под эи нормы проектируются как аппараты вывода, так и спускаемые...
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту.
Что это???
ЦитироватьЧто это???
И это спрашивает человек, у которого в подписи стоит "Все возможно" :-)
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
ЦитироватьЧто это???
И это спрашивает человек, у которого в подписи стоит "Все возможно"
Поэтому и спрашиваю...
Возможно, после Вашего пояснения, подумаю об изменении подписи.
ЦитироватьDed
Поэтому и спрашиваю...
Возможно, после Вашего пояснения, подумаю об изменении подписи.
Как я уже писал, только после тщательного вникания в базу, у меня появится моральное право высказаться предметно. Даже в "Черной дыре".
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
ЦитироватьDed
Поэтому и спрашиваю...
Возможно, после Вашего пояснения, подумаю об изменении подписи.
Как я уже писал, только после тщательного вникания в базу, у меня появится моральное право высказаться предметно. Даже в "Черной дыре".
"Переведи" (фильм "Москва слезам не верит")
ЦитироватьDed пишет:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту .
Что это???
Нетрадиционной ориентацией космического аппарата не занимаетесь?
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьDed пишет:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту .
Что это???
Нетрадиционной ориентацией космического аппарата не занимаетесь?
Нет.
ЦитироватьDed пишет:
Нет.
Ded? Извините, я не Вам. :)
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: Кажется уже все теоретически осуществимые нетрадиционные схемы известны и стали "классикой".
Да, но мертвая классика очень сильно отличается от живой классики. Возможно, через месяц или около того, у меня выкристаллизуется видение вопроса, адекватное реальному положению дел с учетом всх современных наработок. Тогда можно будет о чем-то говорить.
А пока есть конкретный вопрос: где почитать о сегодняшних нормах перегрузок для экипажей космических кораблей? Наверняка есть книжки, где все уже специфицировано и под эи нормы проектируются как аппараты вывода, так и спускаемые...
Техническое задание на ПТК НП или на Амур откройте, там всё написано.
ЦитироватьDed пишет:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: А что, если не секрет... хотя-бы в какой области?
Нетрадиционная система вывода на орбиту .
Что это???
Наверно через ж?
ЦитироватьСтарый пишет:
Наверно через ж?
Вот у Вас все мысли только об этом. Чтож Вы за человек то :o
Цитироватьfreinir пишет:
Техническое задание на ПТК НП или на Амур откройте, там всё написано.
Буду весьма признателен, если дадите наводку, где искать эти ТЗ и им подобные...
Старый, этож аэростатный пуск! :D
ЦитироватьСтарый пишет:
Наверно через ж?
Через g ;)
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Да, но мертвая классика очень сильно отличается от живой классики. Возможно, через месяц или около того, у меня выкристаллизуется видение вопроса, адекватное реальному положению дел с учетом всх современных наработок.
По живой классике могу скинуть пару книжек. Вас, конечно, несколько разочарует моё мнение, но предложить что-то кардинально новое в наше время весьма маловероятно. А уж что-то новое и более выгодное, чем имеющиеся системы...
ЦитироватьДмитрий Виницкий пишет:
Старый, этож аэростатный пуск!
Это тот Куликов который летал на воздушных шарах?
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет:
Цитироватьfreinir пишет: Кажется уже все теоретически осуществимые нетрадиционные схемы известны и стали "классикой".
Да, но мертвая классика очень сильно отличается от живой классики. Возможно, через месяц или около того, у меня выкристаллизуется видение вопроса, адекватное реальному положению дел с учетом всх современных наработок. Тогда можно будет о чем-то говорить.
А пока есть конкретный вопрос: где почитать о сегодняшних нормах перегрузок для экипажей космических кораблей? Наверняка есть книжки, где все уже специфицировано и под эи нормы проектируются как аппараты вывода, так и спускаемые...
Техническое задание на ПТК НП или на Амур откройте, там всё написано.
Можно на сайте госзакупок посмотреть тендеры Роскосмоса. Можно в глубинах сайта Роскосмоса поискать.
Мужики, оцените нашего изобретателя. Он не знает базовых вещей но скрывает свою гениальную идею. Чтоб не украли. :)
ЦитироватьСтарый пишет:
Мужики, оцените нашего изобретателя. Он не знает базовых вещей но скрывает свою гениальную идею. Чтоб не украли.
Вот всё Вам в чужой огород камень кинуть... хотя нет, сейчас Вы просто за забор гранату закидываете на всякий :D
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Мужики, оцените нашего изобретателя. Он не знает базовых вещей но скрывает свою гениальную идею. Чтоб не украли.
Вот всё Вам в чужой огород камень кинуть... хотя нет, сейчас Вы просто за забор гранату закидываете на всякий
Оцените его предыдущую суперидею: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic996/message33413/#message33413
10 лет назад:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет: ЦитироватьА из чего если не секрет вы рассчитываете стрельнуть предметом размером с сотик со скоростью не менее 8 км/с?
Пока секрет. Но это не надолго. Как только будут расчеты я их выложу для экспертной оценки. Вместе с расчетами будет метод разгона и выброса описан.
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic996/message33626/#message33626
Это сумасшедший изобретатель с весенним обострением. Так что всем кто искренне хотел ему помочь рекомендую не заморачиваться.
ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Мужики, оцените нашего изобретателя. Он не знает базовых вещей но скрывает свою гениальную идею. Чтоб не украли.
Вот всё Вам в чужой огород камень кинуть... хотя нет, сейчас Вы просто за забор гранату закидываете на всякий
Оцените его предыдущую суперидею: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic996/message33413/#message33413
Честно говоря либо читал быстро, либо голова не работает, но так ничего и не понял.
ЦитироватьСтарый пишет:
10 лет назад:
ЦитироватьVitaly Kulikov пишет: ЦитироватьА из чего если не секрет вы рассчитываете стрельнуть предметом размером с сотик со скоростью не менее 8 км/с?
Пока секрет. Но это не надолго. Как только будут расчеты я их выложу для экспертной оценки. Вместе с расчетами будет метод разгона и выброса описан.
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic996/message33626/#message33626
Это сумасшедший изобретатель с весенним обострением. Так что всем кто искренне хотел ему помочь рекомендую не заморачиваться.
В прошлый раз это был октябрь 8)
Прошлый раз его гениальные идеи оборвались на этом: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic996/message34172/#message34172
А теперь видать рецидив.
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
10 лет назад:
Это сумасшедший изобретатель с весенним обострением. Так что всем кто искренне хотел ему помочь рекомендую не заморачиваться.
В прошлый раз это был октябрь
Прошлый раз обострение было осенним.
Суть идеи? Он изобрёл гениальный неракетный способ разгона предметов до орбитальной скорости.
Ракетная мафия боясь потерять деньги упекла его в психушку на 10 лет, но он не терял время даром и вот уже готов посадить в этот предмет человека. Осталось выяснить способен ли человек выдержать перегрузку...
Цитироватьfreinir пишет:
Можно на сайте госзакупок посмотреть тендеры Роскосмоса. Можно в глубинах сайта Роскосмоса поискать.
Доступ к большинству ТЗ на тендеры Роскосмоса - по регистрации. В любом случае пока не нашел таких тонкостей, как характеристики спускаемых аппаратов по перегрузкам экипажа. Если дадите более конкретную наводу, буду признателен. Если есть такие цифры на вскидку - то же пойдет.
http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,51661.340.html
Ответ #348
V. ТРЕБОВАНИЯ
к выполнению ОКР
«Создание перспективной пилотируемой транспортной системы нового поколения для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций, перспективных пилотируемых космических комплексов и других объектов околоземной орбитальной группировки в части разработки эскизного проекта»
3.4.4. Условия полета для экипажа пилотируемого корабля и его модификаций должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50804-95 «Среда обитания космонавта в пилотируемом космическом аппарате. Общие медико-технические требования». Перегрузки, действующие на экипаж, должны быть по величине:
- на этапе выведения по штатной программе – не более 4,0 ед;
- на участке штатного спуска в атмосфере – не более 3,0 ед;
- при спуске с максимальной боковой дальностью – не более 5,0 ед;
- при реализации нештатных ситуаций – не более 7,0 ед. (при уводе от аварийной РН при работе САС) и 12,0 ед. (на атмосферном участке спуска после завершения работы системы аварийного спасения).
Братушка, спасибо. Это хорошо, когда есть аж целый гост. Но у меня уточняющий вопрос: эти перегрузки по времени никак не регламентированы. Или считается, что время всех этапов и всех возможных "нештатных ситуаций" примерно известно и еще где-то специфицировано? Все эти цифры для оптимального положения перегрузочного кресла? Есть ли данные по ударным перегрузкам (0,1 секунды, 1 секунда или типа того)?
Вам что нужно знать градиент нарастания перегрузки?Это уже из области космической медицины.Ищите где то здесь.
http://www.physiologynorma.ru/aviacionnaya-medicina/vozdejstvie-peregruzki-i-uskorenij-na-organizm-letchika/
http://www.physiologynorma.ru/aviacionnaya-medicina/poterya-soznaniya-pod-vliyaniem-peregruzki/
Братушка,да, вот это то, что нужно. Спасибо.