Черная дыра

Основные разделы => Разное => Тема начата: Sigmoid от 10.01.2011 19:25:35

Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 10.01.2011 19:25:35
Почему в двигателях ориентации наших кораблей используется сжатый азот? Чем обусловлен такой выбор? Почему например не аммиак, у него мало того что молярная масса чуть ли не вдвое легче (следовательно УИ больше процентов на 30), так он еще и может находиться в жидком состоянии при комнатной температуре, следовательно можно в том же объеме хранить гораздо больше рабочего тела. (правда жидкий аммиак довольно агрессивен, растворяет многие металлы, но не думаю что это проблема - подобрать материал стойкий к аммиаку). Почему, наконец, не используются обычные ЖРД? (Хотя бы однокомпонентные, например на гидразине - весьма приличный УИ 240 с)
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Вован от 10.01.2011 20:45:54
ЦитироватьПочему в двигателях ориентации наших кораблей используется сжатый азот? Чем обусловлен такой выбор? Почему например не аммиак, у него мало того что молярная масса чуть ли не вдвое легче (следовательно УИ больше процентов на 30), так он еще и может находиться в жидком состоянии при комнатной температуре, следовательно можно в том же объеме хранить гораздо больше рабочего тела. (правда жидкий аммиак довольно агрессивен, растворяет многие металлы, но не думаю что это проблема - подобрать материал стойкий к аммиаку). Почему, наконец, не используются обычные ЖРД? (Хотя бы однокомпонентные, например на гидразине - весьма приличный УИ 240 с)

Каких кораблей?
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 10.01.2011 21:50:55
Насколько я знаю, во всех - начиная с востоков, и в союзах, и в АМС (например, причиной потери марса-1 указывают утечку азота для двигателей ориентации, из за чего аппарат потерял Землю)
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Вован от 10.01.2011 22:17:46
ЦитироватьНасколько я знаю, во всех - начиная с востоков, и в союзах, и в АМС (например, причиной потери марса-1 указывают утечку азота для двигателей ориентации, из за чего аппарат потерял Землю)

Надо писать: "... использовался", поскольку Востоки и Марсы давно не летают, а на Союзах ни разу азот не использовался.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 10.01.2011 22:29:14
А что тогда используется на союзах?
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: SpaceR от 10.01.2011 22:35:43
Вот с таких вопросов и нужно начинать, а не заявлять сразу "в двигателях ориентации наших кораблей используется сжатый азот"
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 10.01.2011 23:08:00
Мне почему-то казалось что азот. Уж не помню, где я это мог увидеть.

Немного погуглил, нашел, что на союзах испольуется 2-компонентный двигатель 11Д428А-16.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Salo от 10.01.2011 23:11:55
И не только он.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Salo от 10.01.2011 23:27:10
ЦитироватьПочему в двигателях ориентации наших кораблей используется сжатый азот? Чем обусловлен такой выбор? Почему например не аммиак, у него мало того что молярная масса чуть ли не вдвое легче (следовательно УИ больше процентов на 30), так он еще и может находиться в жидком состоянии при комнатной температуре, следовательно можно в том же объеме хранить гораздо больше рабочего тела. (правда жидкий аммиак довольно агрессивен, растворяет многие металлы, но не думаю что это проблема - подобрать материал стойкий к аммиаку). Почему, наконец, не используются обычные ЖРД? (Хотя бы однокомпонентные, например на гидразине - весьма приличный УИ 240 с)
Гидразин активно используется в термокаталитических двигателях на спутниках связи и навигационных спутниках.
Аммиак используют в электронагревных двигателях. Есть электронагревные двигатели на ксеноне.
А в двигателях на холодном газе используют азот. И большая молярная масса здесь не минус, а плюс.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 11.01.2011 00:10:38
ЦитироватьА в двигателях на холодном газе используют азот. И большая молярная
масса здесь не минус, а плюс.

А в чем плюс?
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Вован от 11.01.2011 00:21:41
ЦитироватьНасколько я знаю, во всех - начиная с востоков, и в союзах, и в АМС (например, причиной потери марса-1 указывают утечку азота для двигателей ориентации, из за чего аппарат потерял Землю)
АМС Марс из обсуждения надо вычеркнуть, поскольку это не корабль. :P
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Salo от 11.01.2011 02:22:30
Цитировать
ЦитироватьА в двигателях на холодном газе используют азот. И большая молярная масса здесь не минус, а плюс.
А в чем плюс?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=368972#368972
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Сторонний от 11.01.2011 02:41:31
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА в двигателях на холодном газе используют азот. И большая молярная масса здесь не минус, а плюс.
А в чем плюс?
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=368972#368972
Если рассматривать замену азота на аммиак эти рассуждения неверны.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 11.01.2011 21:08:12
Спасибо за разъяснения.
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: Sigmoid от 03.02.2011 00:18:55
Кстати. Читал тему про Астрон и Гранат, говорят что и там азот использовали, а это уже 80-90 годы! Неужели правда?
Название: Азот в двигателях ориентации
Отправлено: L. Gorbovsky от 03.02.2011 01:15:43
Правда. Вместо блока баков поставили проставку и напихали туда шар-баллонов для азота, сколько смогли. Это позволило использовать основные системы и пустить в дело большой задел с "Венер" без дополнительных переделок и испытаний.